8 (800) 302-92-80  Бесплатная консультация с юристом

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Традиции обычаи социальные нормы нормы морали законы


Ценностно-нормативная система социума, которую усваивает и в которой существует человек, выступает как универсальный социально-психологический механизм саморегуляции социального поведения личности. Ее составными компонентами являются социальные нормы, мораль, нравственность.

Социальные нормы как социально-психологический механизм регуляции социального поведения личности. Социальные нормы – это механизм, с помощью которого общество может воздействовать на своих членов, помочь им вписаться в социум, быть успешными, т.е. социализированными.

Социальные нормы и этические требования – это очень сложная и противоречивая, интегральная категория. Кроме социальной психологии, она исследуется смежными науками – философией (конкретно одним из её разделов – этикой), а также другими общественными науками, такими как социология, политология, юриспруденция.

Социальные нормы возникли на ранних стадиях развития общества как обычаи и традиции, трансформировались в дальнейшем в собственно социальные нормы (в виде законов, норм и правил), а также в мораль и нравственность. По мере развития общества социальные нормы превратились в механизмы, обеспечивающие выживание человечества как вида.

Сущность понятия социальной нормы.Норма (лат. norma – руководящее начало, правило, образец) понятие, обозначающее границы, в которых явления и природные и социокультурные системы, человеческая деятельность, поведение и общение сохраняют свои качества и функции, задающее их внутреннюю упорядоченность.

В социальной сфере нормы конкретизируются через нормативы, правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны – образцы. Нормы выступают как регуляторы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль. Изменение норм является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности.

Нормы имеют два способа своего закрепления и функционирования: знаковый(их закрепление в санкционированных культурой кодексах, законах, сводах правил и т.д., а также в текстах культуры как таковых в плане нормативности их содержания) и социальный(их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение). Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь также подчиняются определённым представлениям о «нормальности», репродуцируемым в данной культуре [7].

Социальные нормы, представляя общепринятые образцы для подражания, предписывают людям то, что они должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. В некоторых случаях они выступают как определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Однако чаще всего нормы представляют собой установленные модели, эталоны должного поведения с точки зрения как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. В любом случае социальная норма выступает как общественное явление, не зависящее от индивидуальных вариаций. Люди, имеющие совершенно разные мотивы, поступают идентично, поскольку представления о «должном» в данной ситуации у них совпадают и создают стандарт действия, регулирующий поведение человека. Большинство социальных норм — это неписаные правила. Просто люди, взаимодействующие в типичных и повторяющихся ситуациях, приспосабливаются друг к другу и ситуации, вырабатывая наиболее приемлемые и оптимальные варианты поведения. Постепенно эти варианты закрепляются и стабилизируются и становятся привычными [4].

Социальные нормы имеют определенные особенности и признаки:

1. Их общая значимость: нормы не могут распространяться только на одного либо нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большинства; даже если по социальному статусу человек может проигнорировать нормы, вряд ли он способен сделать это, не вызывая негативного отношения к нему общества, такое его поведение будет расценено по меньшей мере как оскорбительное;

2. Возможность применения группой или обществом санкций — наград или наказаний, одобрения или порицания;

3. Наличие субъективной стороны состоит в том, чтолюбая норма содержит в себе возможность отклонения, даже если это такая жесткая, зафиксированная форма социального контроля, как закон, но она проявляется в двух аспектах: во-первых, человек вправе решать сам, принимает или не принимает он нормы группы или общества, будет или не будет их выполнять, и если будет, то какие именно; во-вторых, индивид сам ожидает от других людей определенного поведения, соответствующего тем или иным нормам;

4. Взаимозависимость в обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они образуют сложные системы, регулирующие действия людей, которые могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта, как социального, так и внутриличностного;

5. Масштабность нормы различаются по масштабу на собственно социальные и групповые; первые действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы социального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т.д., вторые ограничиваются рамками конкретной группы и определяются тем, как здесь принято себя вести [4].

Если люди явно нарушают социальные нормы, то группа или общество стремятся к тому, чтобы:

· показать пример должного поведения;

· поощрить за выполнение общепринятых норм;

· принудить (в более мягкой или жесткой форме) их соблюдать;

· наказать за их нарушение.

Пример представляет целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение людей системой положительных образов или действий, призванных служить им образцом для подражания, стимулом и средством социального саморазвития.

По типу воздействия на сознание людей примеры можно разделить на две большие группы: примеры непосредственного влияния и примеры опосредованного влияния.

К первой группе обычно относят личный пример субъекта воздействия, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми имеется постоянный контакт. Ко второй — примеры жизни и деятельности выдающихся людей: примеры на истории своего государства, трудового героизма, примеры из литературы и искусства.

Поощрение — внешне активное стимулирование, побуждение людей к положительной, инициативной, творческой общественной деятельности.

Поощрение возбуждает положительные эмоции, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы людей, их позитивную социальную активность.

Система поощрения по мере нравственного созревания человека и общества развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным.

Принуждение — это применение таких мер социального контроля к людям, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение во имя общественных интересов. Принуждение применяется правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания.

Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой людьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам общества деятельности.

Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает улюдей самоторможение, внутренний самоконтроль, осознание недозволенности попрания интересов личности и общества.

Способы, при помощи которых поведение людей приводится к норме социальной группы или общества, называются санкциями. Традиционно выделяют следующие их виды:

· негативные (направлены против людей, отступивших от социальных норм);

· позитивные (направлены на поддержку и одобрение людей, которые следует данным нормам);

· формальные (налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителями);

· неформальные (предполагают обычно реакцию членов общества в целом, представителей конкретных его групп, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т. д.).

Формы социального контроля в обществе. Существуют конкретные формы социального контроля в обществе: закон, табу, обычаи, традиции, привычки, этикет.

Закон — совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею. Устанавливая определенный порядок отношений в государстве, законы могут способствовать или препятствовать его развитию, влиять на снижение или повышение социального самочувствия населения, что в свою очередь ведет к установлению определенного образа жизни в обществе. Это особенно заметно в периоды дестабилизации социально-экономической и политической жизни государства в эпоху революционных преобразований, радикальных реформ. В периоды же стабилизации общественных отношений большинство людей воспринимают действие правовых норм как должное [12].

Весьма широко социальный контроль осуществляется через повторяющиеся, понятные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе, — обычаи. Они усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая — распространенность. Обычай определяется условиями развития общества в данный момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение.

Под традициями обычно понимаются такие обычаи, которые сложились исторически в тесной связи с культурой конкретного этноса, передаются из поколения в поколение на уровне социальной архетипии (терминология К.Г. Юнга) и определяются духовным и психологическим складом народа [там же].

Традиции имеют глубокие исторические, социальные и психологические корни. Очень часто их трудно изменить или преодолеть. Иногда они несут в себе негативное содержание, не соответствуют времени. Можно сказать, что традиции — это одна из наиболее консервативных форм социального контроля.

Обычаи и традиции проявляются по законам и механизмам массовидного поведения людей и играют огромную роль в интеграции общества, осуществлении социального контроля над воспитанием его представителей. Они функционируют в соответствии с их социальной целесообразностью.

Важной формой социального контроля наряду с традициями являются привычки, представляющие собой закрепившиеся устойчивые способы действий, стереотипы поведения и образа жизни людей. Они функционируют как неосознаваемые действия, которые столько раз повторялись в жизни людей, что приобрели автоматизированный характер.

Формирование привычек лежит в основе практически всех процессов обучения и воспитания людей. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как у детей, так и взрослых), при появлении новых обязанностей или условий жизни необходимо формируются новые или изменяются старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, т.е. способствуют социальной адаптации, личностному росту людей, то они относительно легко достигают поставленных целей. Если же привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям.

Очень часто привычки могут превращаться в потребности, если они сформированы и закреплены. Они находятся в тесной связи с условиями экономического, политического и духовного развития людей, оказывают существенное влияние на принятие ими жизненно важных решений, способы поведения и деятельности. В ряде случаев некритическое восприятие жизненных ситуаций может вести к деформации, к превращению привычек в предубеждения и предрассудки, которые могут не совпадать со шкалой общих ценностей, характерных для общества в целом или конкретных социальных групп. По этой причине они могут стать весьма раздражающим фактором, порождать противоречия и конфликты между людьми. Привычки входят в формы социального контроля, потому что, во-первых, они формируются под влиянием общественных норм, во-вторых, когда они уже сформированы, то буквально диктуют людям шаблоны социального поведения. Конечно, если человеку необходимо продемонстрировать действие, которое не является привычным, он сможет это сделать, но только в том случае, если будет держать себя под строгим самоконтролем, что значительно осложняет сам процесс выполнения. Если же данное действие необходимо человеку усвоить, оно со временем, в процессе постоянных упражнений, превращается в привычку и тогда может осуществляться спонтанно, на неосознаваемом уровне, не отнимая у субъекта силы на самоконтроль.

Особая форма социального контроля — этикет, представляющий собой установленный порядок поведения, а также совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Этикет можно рассматривать как чисто внешнюю, оторванную от нравственного содержания форму поведения, которая, с одной стороны, приобретает смысл благожелательного и уважительного отношения к людям, с другой — может вести к развитию неискренности и лицемерия [4].

Поскольку этикет выступает как составная часть культуры общества, он становится условным ритуалом, который регламентирует нормы поведения в различных социальных кругах от очень строгой регламентации до относительно свободной. Этикета стараются придерживаться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение правил или требований, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы [12].

Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествовавших появлению законов, являлось табу. Оно включает в себя систему запретов на определенные побуждения и мысли, совершение каких-либо действий и поступков людей, социально не приемлемых для общества в целом. В первобытном обществе табу регулировали некоторые стороны жизни людей.

В современных условиях табу чаще всего связаны с ограничениями морального и нравственного порядка. Например, все знают, что они могут делать и как не должны поступать, будучи законопослушными гражданами и порядочными людьми.

Нормы права, обычаи, традиции, обряды.

1. Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций (корпоративные нормы), нормы традиций, обычаев, ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития. Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений.

2. Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы характеризуются следующими признаками: 1) они являются правилами поведения людей; 2) это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил; 3) это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по следующим основаниям: — по способу их установления (создания); — по средствам охраны их требований от нарушений. В соответствии с этим выделяются следующие виды социальных норм:

нормы права– правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством;

нормы морали – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге и чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением;

нормы общественных организаций (корпоративные нормы)– правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций;

нормы обычаев– это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей;

нормы традиций– выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, национальные и др.);

нормы ритуаловпредставляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняются мерами морального воздействия;

религиозные нормы– это разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих.

3. Технические нормы– это правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными техническими средствами. Назначение технических норм – в правильном использовании сил природы, техники наиболее экономичным и экологически безвредным способом. В силу своей значимости часть этих норм находит закрепление в законодательстве и называется технико-юридическими(например, технические условия, различные ГОСТы, правила). За нарушение этих правил установлена юридическая ответственность. Взаимосвязь права и технических норм означает, что некогда недоступная праву область становится объектом его регулирования и охраны (особо следует выделить экологическое право).

4. Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Нормы права и нормы морали взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Точная реализация правовых норм означает, как правило, воплощение в общественную жизнь требований морали. Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Вместе с тем нормы права и морали отличаются друг от друга по следующим параметрам: 1) по происхождению(нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и справедливости, они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц); 2) по форме выражения(в отличие от правовых норм нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей); 3) по способу охраны от нарушений(для обеспечения правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения); 4) по степени детализации(правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с моральными нормами «например, будь добрым, честным», правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений).

5. Корпоративные нормы имеют определенное сходство с правовыми. Они так же, как и юридические, документально зафиксированы, в известной степени детализированы (например, устав общественного объединения закрепляет перечень прав и обязанностей его членов, определяет меры воздействия на них). Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им организации и деятельности общественных объединений. Положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), федеральном законе «Об общественных объединениях» и др. законах, определяют сферы действия корпоративных норм, их гарантируемость.

Традиции обычаи социальные нормы нормы морали законы

Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) — это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.

1. Технические нормы — правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда.’);» onmouseout=nd(); href=»javascript:void(0);»> Технические нормы — это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы техникой, орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов, топлива и т. д. В современную эпоху научно-технической революции, усложнения производственных процессов, возрастания значения экологических проблем их роль особенно значительна.
В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологические, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы. Ряд технических норм закрепляется в нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они называются технико-правовыми. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д.
2. Социальные нормы — правила, регулирующие отношения между людьми их коллективами.’);» onmouseout=nd(); href=»javascript:void(0);»> Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами.

  • Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:
    • обычаи;
    • традиции;
    • деловые обыкновения;
    • религиозные;
    • политические;
    • нормы общественных объединений (корпоративные);
    • моральные;
    • правовые.
  • Обычаи — это такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения.’);» onmouseout=nd(); href=»javascript:void(0);»>Обычаи — такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.
  • Традиции — это такие правила поведения, которые возникают на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом.’);» onmouseout=nd(); href=»javascript:void(0);»>Традиции— близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако, их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы — стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.
  • Деловые обыкновения — это правила поведения, которые складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности.’);» onmouseout=nd(); href=»javascript:void(0);»>Деловые обыкновения— складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности. В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер, и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.
  • Религиозные нормы — правила, установленные различными религиозными конфессиями и обязательные для верующих.’);» onmouseout=nd(); href=»javascript:void(0);»>Религиозные нормы — правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого завета — не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).

В древности и средние века были длительные периоды, когда многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги — Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.
Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.). Однако правового значения такого рода акты не имеют.
Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.

  • Политические нормы — правила, которые регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти.’);» onmouseout=nd(); href=»javascript:void(0);»>Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Они могут существовать как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.
    Политические нормы могут содержаться во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно структуры и характера государственной власти, ее задач и функций, общих и конкретных программ и направлений ее деятельности. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры, взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство.
    Политические нормы не могут иметь первенства над правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.
  • Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) — правила, которые регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ, порядок их создания и функционирования, а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями.’);» onmouseout=nd(); href=»javascript:void(0);»>Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочие органов объединения, размер членских взносов и т.д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.
    К числу корпоративных относятся также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера.
    Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания, взаимоотношения с государственными органами. Конституция РФ предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
    Законом установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.
  • Мораль — это взгляды, представления людей о добре и зле, о чести, совести, долге, справедливости, а также принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов.’);» onmouseout=nd(); href=»javascript:void(0);»>Мораль — это взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Одновременно это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с токи зрения добра, справедливости и порядочности.
    Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и, в первую очередь, экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.
    Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его:
    • совесть;
    • порядочность;
    • честность;
    • осознание собственного долга.
    Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, правдивость, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений друг с другом. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен «золотом правиле»: «поступают в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст.17 Конституции РФ) гармонично дополняет и развивает это правило.
  • Нормы права. (подробно о них см. гл.5).

3.2. Взаимоотношение права и морали

Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются, прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения и гармонизации личных и групповых отношений.
Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса.
Наряду с общими чертами, между правом и моралью есть и довольно значительные различия. Главные среди них следующие:

  1. мораль и право возникают в разное время. Мораль существует с момента возникновения человеческого общества, всегда сопутствует жизни и деятельности личности, в то время как право складывается позже, на определенной ступени социального развития, когда общество разделяется на противоположные классы и возникает государство;
  2. нормы права создаются (изменяются, отменяются) государством в процессе деятельности полномочных государственных органов либо санкционируются им (акты некоторых общественных организаций, например, органов местного самоуправления). Правотворчество — это монополия государства, его исключительная прерогатива.
    Для создания норм морали не нужна специальная целенаправленная деятельность. Они формируются стихийно в процессе жизни и практической деятельности людей, спонтанно признаются, как бы санкционируются социальными общностями, группами, коллективами, не имеют государственно-властного значения и не нуждаются в признании государством;
  3. правовые нормы формально определены, т.е. закрепляются в официальных письменных актах государства (законах, иных нормативных правовых актах, судебных решениях и т.д.) либо иных санкционированных государством текстах (религиозные книги, произведения видных ученых-юристов), на которые можно ссылаться при решении юридических дел, и вне такой внешне выраженной официальной формы существовать не могут. Моральные же нормы и принципы, как правило, не имеют четких, письменно зафиксированных и тем более официальных форм выражения и существуют в основном в сознании людей. Правда, некоторые из них формулируются в произведениях литературы и искусства, религиозных источниках (Библия, Талмуд), исторических летописях, программах и уставах различных партий и иных общественных объединений;
  4. у морали и права различны оценочные критерии поведения людей. В праве используются такие критерии как правомерно — неправомерно, законно — незаконно, имеет право — несет обязанность и т.д. Для моральной оценки существуют иные критерии: морально — аморально, честно — нечестно, похвально — постыдно, благородно — подло и т.д.;
  5. мораль и право не всегда совпадают также и по сферам их действия. Мораль регулирует более обширный круг отношений, и ее воздействие на социальные связи шире и глубже. Практически не существует областей жизни людей, которые в той или иной степени не подлежат моральным оценкам. Право же регулирует не все, а наиболее важные сферы общественных отношений (собственность, власть, правосудие, экология, взаимоотношения личности и государства и некоторые другие), которые могут и должны быть регламентированы государственно-властными средствами, где возможно и необходимо властное вмешательство государства. Целый ряд личных, бытовых и иных отношений, где действуют моральные установления (любовь, дружба, вкусы, привычки и т.д.), в сферу регулирующего воздействия права не входят.
    В то же время право содержит большое число норм, содержание которых имеет косвенное отношение к морали. Таковыми являются, например, ряд норм нотариального делопроизводства, правила ведения судебного протокола, порядок оформления сделок и др. Однако необходимость соблюдения любых правовых, в том числе и таких, норм и правил — это не только юридическая обязанность, но и моральный долг соответствующих работников. Их нарушение влечет не только правовую ответственность, но и моральное порицание виновных работников;
  6. право и мораль различны также и по степени конкретности своих предписаний. Моральные нормы обычно носят более общий характер и представляют собой, как правило, принципы поведения, рассчитанные на большой комплекс разнообразных поступков (принципиальность, взаимопомощь, правдивость и т.д.). Нормы же права обычно более конкретны, четко указывают права и обязанности участников правоотношений. Так, если мораль требует правдивости во взаимоотношениях людей, то право предусматривает ответственность за приписки, лжесвидетельство в суде, мошенничество и т.д.;
  7. различия между правом и моралью можно провести также по методам их обеспечения. Нормы права наряду с иными методами (убеждении, воспитанием, профилактикой, материальным и моральным поощрением и др.) обеспечиваются также государственным принуждением в случае их нарушения, юридическими санкциями (различными мерами юридической ответственности, применяемыми судом и иными правоохранительными органами).
    Соблюдение норм морали опирается на другое: на силу общественного воздействия, авторитет коллектива, в котором живет, работает, учится гражданин. Общественное мнение, меры духовного и организационного воздействия (моральное осуждение, исключение из коллектива и т.п.), порицание аморальных поступков окружающими — вот на что опирается мораль. Не следует сбрасывать со счетов также внутренние стимулы нравственного поведения: совесть, чувство стыда, долг, честь, порядочность.

В чем же совпадают право и мораль? Говоря о взаимоотношении морали и права, необходимо, в первую очередь, отметить, что их требования в решающих сферах отношений по содержанию совпадают. То, с чем борется право, как правило, осуждает и мораль. Ряд юридических норм вытекает из религиозно-нравственных постулатов (не убий, не укради и т.п.). Закрепляя в законе запреты на совершение аморальных, наиболее вредных и опасных для общества деяний, право подкрепляет их юридическими санкциями, применяемыми к нарушителям общественного порядка. С другой стороны, то, что право разрешает и поощряет, как правило, приветствует и мораль.
Любое противоправное поведение обычно является и аморальным поступком. Право требует соблюдать закон, это же предписывает и мораль.
Право и мораль постоянно связаны при осуществлении правосудия, охране общественного порядка. Без использования нравственных критериев невозможно объективно и справедливо решать дела о хулиганстве, клевете, выселении за невозможностью совместного проживания, лишении родительских прав, судьбе детей и т.д. В ряде случаев правовые нормы служат важным инструментом воспитания людей, вытеснения из их сознания устаревших и вредных моральных обычаев и убеждений (кровная месть, свадебный калым, умыкание невесты и т.п.).
В чем же право и мораль противоречат друг другу? Тесное взаимодействие между правом и моралью не исключает наличия в некоторых случаях между ними противоречий, расхождений, несогласованностей. Так, мораль, в принципе, отвергает смертную казнь как вид наказания. Между тем, во многих странах мира она предусмотрена законом. Как известно, закон не запрещает молодой матери оставлять своего ребенка в роддоме, хотя в большинстве случаев окружающие нравственно осуждают ее.
Для возникновения таких противоречий, несогласованностей имеется несколько причин. Одна из них — это большая подвижность, динамизм морали, достаточная гибкость ее принципов. Она движется как бы впереди права, которое более консервативно в силу своей формальной природы, необходимости оформлять свои требования в официальных правотворческих актах. Другая причина — конъюнктурные, политические, лоббистские и иные факторы, которые всегда присутствуют в правотворческой работе, а также и просто ошибки законодателя.
Эффективность законодательства будет несравненно выше, если его предписания будут опираться не только на власть, но и на общечеловеческие моральные постулаты и принципы. Известно положение, обоснованное еще русским дореволюционным философом В.С.Соловьевым, что право есть минимум нравственности, равно для всех обязательный. Чем выше нравственная обоснованность права, чем ближе ее содержание к моральным постулатам, выработанным мировой цивилизацией на протяжении веков, тем оно более демократично, гуманно, справедливо.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И САНКЦИИ.

Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм. Слово «норма» — латинского происхождения и буквально означает «руководящее начало, правило, образец». Нормы вырабатывают общество и социальные группы, которые входят в него, для обеспечения устойчивости этого общества и групп. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. В нормах люди видят эталоны, модели, стандарты поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми и различными организациями, с обществом в целом. Итак, социальные нормы – это установленные в обществе правила ,образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь, определяющие границы допустимого поведения людей.

Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы:

несоциальные, которые регулируют отношения человека к природе, технике, материальным объектам. Это климатические (откуда чаще дует ветер, зимой бывает снег), сельскохозяйственные (когда сеять, а когда убирать), биологические (жизнь, рост, смерть), химические (металлы окисляются), технические (техника безопасности), физиологические (сон, еда и т.д.), санитарно-гигиенические (чистить зубы, умываться) и др. Несоблюдение, неучет таких норм порождает ответные негативные последствия со стороны природы и техники.

социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другим людям. Социальные нормы отражают интересы социальных групп и ими создаются, хотя существует немало общечеловеческих норм (например «10 заповедей»).

Общие признаки социальных норм:

1) регулируют не отдельный случай, а типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим и т.п.)

2) рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

3) рассчитаны на многих или всех.

4) направлены на упорядочение общественных отношений и обладают той или иной степенью обязательности.

Нормы различаются масштабом:

– нормы малых групп, таких как семья, друзья, студенческая группа, спортивная команда, производственная бригада и т.д. называются «групповыми привычками». Например, в отделении клиники медсестры демонстративно почтительно относятся к врачам и снисходительно и покровительственно к пациентам.

– нормы, возникающие и существующие в больших группах или в обществе в целом, называются «общими правилами». Это ритуалы, обряды, обычаи, традиции, правовые, религиозные и другие социальные нормы,

Социальные нормы бывают:

-писаными, т.е. формально зафиксированными в Конституции, уголовном или другом виде права и других нормативных правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством;

-неписаными – это неформальные нормы и правила поведения, которые закреплены лишь обычаями, традициями, этикетом, т.е. рядом некоторых договоренностей по умолчанию о том, что считать должным, правильным поведением.

Среди социальных норм выделяют:

ритуалы — правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Ритуал – это порядок обрядовых действий, церемония, демонстрация чего-то, например, исполнение гимна на торжественном собрании, отдание чести старшему по званию военному;

обряды – тоже символические действия, но такие, которые глубже проникают в психологию человека и преследуют воспитательные, идеологические цели – обряд захоронения, заключения брака, посвящения в студенты и т.п.;

мифы— образные примеры (сказки, былины), которые учат людей тому, что следует делать, а что делать нельзя;

обычаи — это правила поведения, сложившиеся на протяжении длительного времени в результате многократного повторения, как действие, дающее положительный результат. Обычай – это стереотип поведения. Он прочно входит в сознание людей потому, что выражает какую-то жизненную закономерность: передача имущества умершего близким родственникам, воспитание малолетних детей матерью, кровная месть;

традиции – это механизм воспроизводства и передачи из поколения в поколение обычаев, символов, манер, этикета, языка, законов, нравов, т.е. того, что составляет культуру определенного общества. Другими словами, обряды и обычаи – это горизонтальный срез культуры, а традиция показывает вертикальную ось времени – то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и, вероятнее всего сохранится в будущем. Всё ценное в культуре – это то, что, переходя из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным;

мораль— это нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Реализация этих норм обеспечивается внутренним убеждением людей, либо силой общественного мнения. Их нарушение встречает общественное осуждение;

эстетические нормы — система ценностей и правил поведения, регулирующих отношение к прекрасному и безобразному в художественном творчестве и в поведении людей. Иногда конкретны (украшать жильё цветами, картинами), чаще не содержат определенных моделей поведения, очень субъективны, Однако, в целом в обществе существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы, а отклонение от идеала бросает тень на человека, говорит об отсутствии вкуса;

этические нормы— установленные правила и порядок поведения, принятые в обществе правила учтивости, обхождения, формы обращения и приветствия, манеры, одежда, умение вести себя за столом и т.д.

религиозные нормы— это правила поведения, регулирующие отношение к божественному, содержащиеся в священных книгах или установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них сходны с нормами морали, совпадают с нормами права, закрепляют обычаи и традиции. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм: епитимия, анафема, страшный суд, ад;

правовые нормы— это правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Правовые (юридические) нормы регулируют наиболее важные общественные отношения:

— структуру и осуществление государственной власти, взимание налогов,

— привлечение к ответственности за совершение общественно опасных деяний и др.;

деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок: студенты встают, когда входит преподаватель; посещая больного на дому, врач перед осмотром моет руки; на многих предприятиях и в учреждениях рабочий день начинается с «планерки».

Таким образом, действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обусловлены, в конечном счете, экономическими, политическими, социальными и другими условиями общества.

Социальные нормы можно также классифицировать по степени обязательности их исполнения. За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение словесное или выраженное осуждающим взглядом и жестом. За нарушение других санкции могут быть очень жестокими, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. Если расположить нормы по степени наказания за их нарушение, то самым мягким будет наказание за нарушение обычая, ритуала или этикета. Далее следуют традиции, групповые привычки и мораль, в том числе, религиозная. Самые суровые санкции следуют за нарушение правовых норм и табу.

В обыденном сознании под санкциями понимают прежде всего наказания за неисполнение норм. Но санкциями являются и поощрения за примерное их соблюдение. Выделяют четыре типа санкций:

1) формальные позитивные– публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные премии, почетные звания и титулы, ученые степени, высокие должности и т.д.;

2) неформальные позитивные – публичное одобрение исходящее не от официальных организаций: комплименты, аплодисменты, дружеская похвала, лестный отзыв, признание лидерских или экспертных качеств и т.д.;

3) формальные негативные — наказания, предусмотренные законами, правительственными указами и распоряжениями, должностными инструкциями: штраф, лишение премии, понижение в должности, увольнение, арест, конфискация имущества, тюремное заключение, смертная казнь;

4) неформальные негативные санкции от неофициальных инстанций: порицание, замечание, насмешка, отказ общаться, распускание слухов, клевета и др.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Социальный контрольэто особый механизм социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп, способ поддержания общественного порядка, фундамент стабильности общества. Его отсутствие или ослабление ведут к анархии, беспорядкам, смуте, социальной дезинтеграции. Даже небольшая группа людей, случайно собравшихся вместе (например, очередь на прием в поликлинике) вырабатывает собственные механизмы контроля.

В любом человеческом обществе всегда действует несколько видов социального контроля. Идеального контроля не бывает и как только один из них оказывается неэффективным, приходится вводить в действие другой вид социального контроля. Основным, а значит и самым эффективным является контроль через социализацию.Это такой вид социального контроля, при котором у членов общества вырабатывается стремление соблюдать социальные нормы и требования роли. Такой контроль осуществляется через воспитание, обучение, в ходе которого индивид не только воспринимает существующие нормативные требования, но и принимает их. Если человек применяет санкции по отношению к самому себе, такой вид контроля называют самоконтролем, т.е. внутренним контролем, важнейшим проявлением которого является совесть. Примерно на две трети разумное социальное поведение человека регулируется за счет самоконтроля.

В случае неэффективного самоконтроля вследствие недостаточной социализации или по другим причинам, общество или социальная группа прибегает к внешнему контролю. Это неформальный вид контроля черезгрупповое давлениена основе межличностных отношений в малой группе, что побуждает индивида к выполнению моральных и других норм.

Внешний формальный контроль — осуществляется в основномчерез принуждение.Такой контроль формализован на основе установленных правил и осуществляется через социальные институты. В соответствии с институциональными нормами и законами осуществляется применение набора негативных санкций по отношению к индивидам, которые нарушают принятые в данном обществе правила и нормы. Это контроль со стороны профессиональной системы в рамках экономических институтов, в которые включен индивид; контроль институтов охраняющих общественную мораль, а также политико-юридический контроль со стороны государства и его институтов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

6. Дайте определение понятия «социальный институт».

7. Назовите виды социальных институтов.

8. Назовите специфические черты социальных институтов.

9. Дайте характеристику системы социальных институтов.

10. В чем проявляется динамика социальных институтов?

11. Каковы последствия эволюции социальных институтов?

12. Перечислите основные функции социальных институтов.

13. Что такое дисфункция социального института? Как она проявляется?

14. Как понимать «латентность» функции социального института?

15. Дайте определение понятия «социальная организация».

16. Чем обусловлено появление формальных и неформальных организаций? Приведите примеры тех и других.

17. Что такое «социальный контроль»?

18. Приведите примеры к каждому из определений отдельных типов социальных институтов:

а) комплекс юридических, религиозных, нравственных и др. норм, регулирующих социальные отношения индивидов и групп людей;

б) совокупность лиц, находящихся в определенных структурах и наделенных средствами управления для выполнения общественной функции;

в) совокупность учреждений, удовлетворяющих групповые потребности;

г) некоторые социальные роли, особенно важные для жизни людей.

19. Расположите нормы в порядке возрастания тяжести санкций за их нарушение: 1) обычай, 2) обряд, 3) закон, 4) привычка, 5) табу, 6) этикет, 7) религиозный завет (заповедь), 8) ритуал, 9) традиция.

20.Пациент просит врача прописать ему сильное обезболивающее, но врач опасается привыкания и побочных последствий лекарства и предлагает ему безвредное успокоительное, а также ежедневные прогулки и другие общеоздоровительные мероприятия. Является ли данное предписание нормой? Выполняет ли врач свой профессиональный долг, действуя таким образом? Следует ли врач норме, если дает неугодное пациенту предписание?

21.Проявлением какого рода отношений является возможность для чиновников высокого ранга нарушать правила дорожного движения и даже не нести ответственности за причинение вреда здоровью других участников движения? Какие еще проявления такого рода отношений вы можете назвать из собственного опыта? Есть ли способы борьбы с такими явлениями? Предложите ваш вариант норм и санкций

22. О чем говорят следующие символы:

— серп и молот, — двуглавый орел, — пионерский галстук, — красный крест, — боевая раскраска индейского вождя, — герб рыцарского рода,

— публичное и массовое исполнение молодыми мужчинами известной

национальности танца «лезгинка», — черный пиратский флаг с изображением черепа и костей – «Веселый Роджер»? Приведите еще примеры символов.

23. Как вы думаете, возможно ли общество, в котором бы вообще отсутствовал социальный контроль? Какой тип социального контроля характерен для тоталитарного общества? Для демократического? Для современного российского общества? Аргументируйте свое мнение.

24. Проанализируйте содержание рекламы на основных телеканалах. Является ли реклама средством социального контроля? Если да, то почему и как реклама выполняет эту функцию? Аргументируйте свое мнение.

25. Вспомните рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». Какие факторы влияли на изменение мнения полицейского о вине собачки? Приведите другие примеры изменения мнения людей под влиянием извне, а не по рационально обоснованному внутреннему убеждению.

26.Что такое социальный институт? Назовите типы социальных институтов и приведите пример каждого типа. Рассмотрите подробно один из политических или экономических институтов. Выявите историю его возникновения, его функции, связанные с ним роли и статусы. Как происходят изменения в системе социальных институтов?

27.Чем отличаются социальные институты современного общества от

институтов традиционного общества? Проиллюстрируйте ваш ответ на

примере институтов религии, образования, культуры.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1.Социальные институты – это:

а) совокупность больших социальных групп, расположенных в иерархическом порядке

б) устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей

в) совокупность людей и организаций, выполняющих одну из важнейших социальных функций

г) совокупность средств и методов, используемых для оказания давления на индивидов и регулирования их поведения

2.Какой из социальных институтов возник раньше других?

а) религия д) рынок

б) семья е) армия

в) государство ж) культура

г) собственность з) образование

а) социальные нормы 1) правила поведения людей по отношению к

б) несоциальные нормы 2) средства поощрения и наказания, стимули-

рующие людей соблюдать нормы

б) санкции 3) образцы, стандарты общественно одобряе-

мого поведения людей по отношению к

4.Социальный институт – это:

а) устойчивый комплекс юридических, гражданских, нравственных и других норм, регулирующих социальные отношения индивидов и групп

б) положение в системе социальной стратификации

в) совокупность средств и методов, используемых для оказания давления на индивидов и регулирования их поведения

г) совокупность лиц, находящихся в определенных структурах и наделенных средствами управления для выполнения общественной функции

5.Социальный контроль – это:

а) субъективная оценка позиции индивида или группы в обществе

б) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности

в) совокупность средств, используемых для оказания давления на индивидов и регулирования их поведения

г) положение индивидов и групп в системе социальной стратификации

6.Какая из этих норм является социальной?

а) ритуал чистки зубов

б) обычай поминовения умерших

в) обычай вывозить мусор на свалку, а не хранить в доме

г) привычка не браться рукой за оголенный электрический провод

д) всероссийская традиция «похорон картошки» (весенней посадки картофеля)

7.Реакция общества на соблюдение и несоблюдение социальных норм:

а) социальный контроль

б) социальная санкция

в) социальная мобильность

г) социальная роль

8.Мораль – это совокупность норм, соблюдение которых обеспечивается:

а) решениями судебных органов

б) угрозой уголовного наказания

в) силой государственного принуждения

г) совестью человека и силой общественного мнения

Статья написана по материалам сайтов: mylektsii.ru, web-local.rudn.ru, poisk-ru.ru.

«
Читайте также:
  1. C2 Раскройте на трех примерах научный вывод о том, что социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения первичных (биологических, витальных) потребностей.
  2. II. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
  3. XVII век – “бунташный век”. Социальные движения в России в XVII веке. Раскол в русской православной церкви
  4. Административно-правовые нормы, их действие и реализация.
  5. Аналогия права (когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права).
  6. Аудит затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды
  7. Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения
  8. Базовые социальные институты современного общества
  9. Биологические и социальные факторы
  10. Биологические теории происхождения языка. Социальные теории происхождения языка.