+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Поквартирное отопление в многоквартирном доме закон 2017


Обычно, насколько повышаются тарифы на отопление, настолько же люди недовольны его качеством.

Возможно, это просто негативная реакция на новые платежки, а может быть действительно нормы отопления в квартире 2017 далеки от совершенства.

В таком случае, потребители должны знать свои права и требовать перерасчета оплаты за тепло.

Параметры, по которым включается обогрев

Когда наступает осень, и на улице становится все холоднее, жильцы многоквартирных домов ежедневно проверяют батареи отопления в надежде, что они стали горячими. Если этого не происходит, то они начинают искать виновных, хотя нормы подачи отопления в многоквартирном доме прописаны в постановлении №354 от 2011 г.

Так в нем указывается, что подача тепла в квартиры начинается при условии, что воздух на улице охладился до +8 градусов и продержался на этой отметке или ниже не менее 5-ти дней подряд. В том случае, если температура будет то подниматься, то падать до критической, радиаторы останутся холодными.

Отопление включается только на шестые сутки, и в большинстве регионов страны это происходит с 15 октября и длится сезон до 15 апреля.

Норма для квартиры

Какая температура в батареях отопления многоквартирного дома должна быть? Полезно знать, что для каждого помещения рассчитан свой норматив отопления в многоквартирном доме (2017 г).

Нормы отопления в многоквартирных домах 2017:

  • для жилой комнаты это +18;
  • нормы отопления в угловых квартирах из-за наличия наружных холодных стен выше – +20 градусов;
  • для кухни +18;
  • ванная комната – +25.

Это касаемо квартир, тогда как для общедомовых помещений показатели следующие:

  • в подъезде — +16;
  • для лифта – это +5 градусов;
  • в подвале и на чердаке — +4.

Все замеры в квартире должны проводиться по внутренней стене комнаты не менее чем в 1 м от ближайшей наружной стены и 1.5 м от пола. Если полученные параметры не будут соответствовать нормам, то следует предъявить их в управление теплосети. В этом случае оплата может снизиться на 0.15% за каждый час отклонений.

Температура батарей отопления в квартире: норма

Минимальный показатель

Случается, что даже при включении отопления, в квартире по-прежнему не хватает тепла. Это происходит, если нормативная температура радиаторов отопления в квартире не соответствует реальной. Как правило, это бывает по нескольким причинам, самая популярная из которых – завоздушенность системы. Для ее устранения можно вызвать мастера или справиться самостоятельно, воспользовавшись краном Маевского.

Если виновником стала непригодность батарей или труб, то здесь без специалистов не обойтись. В любом случае, тот период, что отопительная система была нерабочей, а температура батарей отопления в квартире по ГОСТу не соответствовала нормативам, не должен оплачиваться потребителем.

К сожалению, минимальной нормы температуры радиаторов отопления в квартире нет, поэтому ориентироваться приходится по температуре воздуха в помещении. Какая температура отопления должна быть в квартире? Нормы отопления квартиры в многоквартирном доме должна варьироваться от +16 до +25 градусов.

Для того, чтобы зафиксировать, что температура труб отопления в квартире не соответствует норме, нужно пригласить представителя организации, предоставляющей тепло в дом.

Максимальный показатель

  1. Если в здании используется двухтрубная отопительная конструкция, то максимально допустимой температурой радиаторов считается +95 градусов.
  2. Для однотрубной системы температура труб отопления в квартире норма — +115.
  3. Оптимальная температура батарей отопления в квартире (норма зимой) – это +80-90 градусов. В том случае, если она приближается к отметке +100 °С, нужны срочные меры для предотвращения кипения теплоносителя в системе.

Хотя производители радиаторов указывают на своих изделиях максимальный температурный порог достаточно высокий, не стоит его достигать слишком часто, так как это чревато выходом их из строя.

Чтобы убедиться, что нормы отопления в квартире зимой соответствуют гостам, нужно измерить температуру батарей.

Для этого:

  1. Можно использовать обычный медицинский градусник, но при этом следует учесть, что к его результату нужно будет прибавить пару градусов.
  2. Воспользоваться инфракрасным термометром.
  3. Если под рукой есть только спиртовой термометр, то его нужно плотно примотать к радиатору, предварительно обернув в теплоизолирующий материал.

Если температура не совпадает с нормой, то необходимо написать заявление-просьбу в офис теплосети на проведение контрольного замера. По данному прошению обязана прийти комиссия, которая и производит все вычисления.

Как поступить при отсутствие отопления?

В том случае, если ГОСТ на отопления в квартире далек от своей нормы, необходимо определить причину холодных батарей. Для этого лучше вызывать представителей соответствующей службы, так как они могут попутно зафиксировать температуру в жилых помещениях.

Если проблема в некачественном обслуживании системы отопления дома работниками теплосети, то все тяготы по устранению неполадок лягут на организацию. При этом жильцам дома должны либо сделать перерасчет за отопление, если батареи греют недостаточно, либо зафиксировать период, когда они были полностью холодными и освободить от оплаты.

Таким образом, закон об отоплении многоквартирных домов (2017 г) гарантирует жильцам защиту при несоблюдении коммунальными службами своих обязанностей.

Любое заявление от них должно рассматриваться в самые короткие сроки, после чего специальная комиссия приходит и документально фиксирует несоответствия.

Зная, сколько градусов должно быть отопление в квартире, и в какие сроки производится включение системы, каждый ее владелец может самостоятельно определить, соответствуют ли показатели нормативам отопления в квартире и предпринять меры, если это не так.

Плата за тепло в доме, где часть квартир с индивидуальным отоплением

«В нашем доме половина квартир не платит за отопление, так как оно у них свое. Успели сделать, когда можно было. В шести подъездах и мусорных камерах стоят батареи отопления, которые отапливают места общего пользования. Счетчик в подвале считает гигакалории, потраченные на обогрев квартир и мест общего пользования. Получается, что жильцы, у которых нет поквартирного отопления, оплачивают тепло в своих квартирах и подъездах! А жильцы, у которых есть поквартирное отопление, ни за что не платят. В «Квадре» говорят, что не имеют права брать с них оплату, так как она не прописана в законе. Получается, что жильцы с поквартирным отоплением пользуются услугой по отоплению подъезда и мусорных камер, но ее не оплачивают. Есть ли способ решения проблемы? А то получается, что жильцы без поквартирного отопления переплачивают очень много за тепло». Сергей, Курск.

Отвечают специалисты Государственной жилищной инспекции Курской области: «С 1 октября 2014 года на территории Курской области введен в действие порядок расчета размера платы за отопление, определенный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354.

Согласно пункту 42(1) данных Правил, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении при осуществлении платы в течение отопительного периода определяется по формуле 3 приложения №2 Правил, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на отопление.

Идеальной могла бы быть ситуация, при которой индивидуальными приборами учета тепловой энергии на отопление были бы оборудованы все жилые и нежилые помещения многоквартирных домов. В такой ситуации начисление платы за отопление производилось бы в соответствии с пунктом 3 (3) Приложения №2 к Правилам по формуле 3 (3), то есть осуществлялось бы начисление платы за отопление, приходящееся на общедомовые нужды. Однако в связи с отсутствием оборудования всех жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными приборами учета тепловой энергии на отопление начисление платы производится по указанной формуле 3 Приложения №2 к Правилам.

Иного порядка начисления платы за отопление для многоквартирных домов с частичным оборудованием индивидуальными приборами учета тепловой энергии на отопление не предусмотрено».

Поквартирное отопление в многоквартирном доме закон 2017

10 июля 2018 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила 354). В частности, проверяемыми нормами установлено, что в многоквартирном доме (МКД), который оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ) тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний ОПУ, без учета показаний ИПУ (формулы 3, 3.1, 3.2 Приложения 2 к Правилам 354). То есть, в случае отсутствия ИПУ отопления хотя бы в одном помещении МКД, показания ни одного из ИПУ, установленных в других помещениях этого МКД к расчету не принимаются. Проверив конституционность указанных норм, КС установил, что «оспариваемые нормы в своей взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции РФ», аргументировав свою позицию следующим образом: «Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла. Это нарушает конституционные принципы равенства, правовой определенности, справедливости и соразмерности, а также баланс публичных и частных интересов». Суд указал, что «Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию».

Расчет стоимости отопления, в том числе в случае наличия в доме ОПУ и отсутствия хотя бы в одном помещении дома ИПУ, вызывает неизменно много вопросов – гораздо больше, чем в отношении прочих коммунальных услуг. Связано это с рядом технических особенностей отопления, повлекших за собой и юридические особенности – регулирование порядка расчета стоимости отопления отличается от всех остальных коммунальных услуг.

В данной статье попробуем разобраться в этих технических и юридических особенностях, а также попытаемся оценить последствия Постановления КС РФ.

Суть коммунальной услуги по отоплению

Коммунальная услуга по отоплению заключается в подаче в помещения МКД теплоэнергии для нагрева воздуха, стен, прочих поверхностей внутри помещения. Тепло подается путем циркуляции в системе отопления нагретого теплоносителя (воды), который, имея более высокую температуру, чем окружающий воздух, в соответствии с законами физики (более нагретое тело отдает тепло менее нагретому) отдает тепло в этот окружающий воздух.

При этом отдача тепла от теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, происходит следующими способами:

1) Передача тепла теплопроводностью

Данная передача тепла происходит при непосредственном физическом контакте элементов внутридомовой системы отопления с конструктивными элементами дома, в том числе: в местах соприкосновения трубопроводов отопления со стенами, в местах прокладки трубопроводов через стены и перекрытия, внутри строительных конструкций дома, через крепления трубопроводов к несущим конструкциям дома.

Теплопроводностью передается значительный объем теплоэнергии. Можно привести пример из бытовой жизни – для более эффективной сушки мокрого белья его размещают непосредственно на полотенцесушителе или радиаторе отопления, обеспечивая физический контакт с нагревательным элементом, имеющем более высокую температуру, чем температура воздуха, стен и иных поверхностей в помещении.

2) Передача тепла конвекцией

Указанный вид теплопередачи обеспечивается с помощью воздуха, выступающего в качестве некоторого «посредника» между источником тепла (элементы системы отопления) и потребителями тепла (стены, иные поверхности конструкций помещения, инвентарь, утварь, предметы, имеющиеся в помещении и т.п.). Воздух, получая тепло непосредственно от источника (элементы системы отопления), перемещается, обеспечивая перенос тепла в отдаленные от источника тепла части помещений и в помещения, не содержащие элементов внутридомовой системы отопления.

Именно конвективный теплообмен обеспечивает обогрев помещений, в которых не имеется никаких элементов системы отопления (например, коридоров в квартирах, чуланов), а также помещений, входящих в состав общего имущества – лестничных маршей, лестничных клеток, подвалов и т.п. Очевидно, что подъезды являются отапливаемыми, даже если в них отсутствуют трубопроводы или радиаторы системы отопления – например, при температуре уличного воздуха зимой –30°С, в подъезде температура воздуха выше, и эта повышенная температура обеспечивается именно за счет конвективного теплообмена.

3) Передача тепла излучением

Этот вид теплопередачи заключается в передаче тепла от источника к потребителю, находящемуся в зоне прямой видимости, при отсутствии непосредственного физического контакта. Тепло передается посредством излучения через оптически проницаемую среду.

Для понимания сути теплопередачи излучением можно рассмотреть передачу тепла от Солнца к Земле. Понятно, что наиболее заметно излучение при очень высокой температуре источника тепла. Излучение от элементов системы внутридомовой системы отопления менее значительно, чем от Солнца, но все-таки имеется. Невооруженным взглядом увидеть это излучение невозможно, но при использовании специальных приборов – тепловизоров – его прекрасно видно.

Немаловажно понимать, что источником тепла для отопления помещения МКД является не конкретно радиатор отопления, а вся внутридомовая система отопления дома в целом, каждый ее элемент, к которым, в числе прочих, относятся и радиаторы.

Пункт 6 Правил содержания общего имущества в МКД, утв. ПП РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила 491) устанавливает: «6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях».

Из приведенной нормы следует, что сам по себе радиатор отопления не является теплопотребляющей установкой (энергопринимающим устройством), поскольку он является лишь частью внутридомовой системы отопления. Поэтому заявления о наличии или отсутствии в конкретном помещении МКД теплопотребляющих устройств несостоятельны, так как теплопотребляющей установкой (в том числе, в терминологии Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ) является вся внутридомовая система отопления дома, предназначенная для обеспечения нормативной температуры воздуха во всех помещениях дома.

Коммунальная услуга по отоплению является особым видом коммунальной услуги, важнейшее отличие этой коммунальной услуги от других заключается в отсутствии конкретной точки потребления услуги. Например, для водоснабжения определяется точка водоразбора, для электроснабжения определяется точка подключения электрооборудования, а для отопления такой точки потребления услуги не определяется.

При этом исключить теплоотдачу на отдельных участках теплосети невозможно. Применение изолирующих материалов способно снизить эту теплоотдачу, но довести ее до нуля невозможно. Тепло, в том числе, распространяется через стены между помещениями МКД и через наружные стены дома. Например, обследования энергоэффективности дома проводятся с помощью тепловизоров – осмотр наружных стен дома через тепловизор дает наглядное представление о том, что тепло излучается как через неплотности (швы между панелями, щели в окнах и дверях), так и непосредственно через стены.

Поскольку тепло передается от более нагретого тела к менее нагретому, при этом существуют несколько способов теплопередачи, среди которых большую роль играет конвекция, позволяющая осуществлять теплообмен в отсутствие непосредственного физического контакта, вне зон прямой видимости между источником и потребителем тепла, из указанных обстоятельств следует, что между помещениями дома идет постоянный теплообмен, в том числе помещения, вообще не оборудованные источниками тепла, не оборудованные хоть какими-то элементами внутридомовой системы отопления, все равно получают тепло из других помещений дома – как через стены и перегородки, так и с нагретыми воздушными массами через отверстия и неплотности. Указанные физические особенности используются, в том числе, при проектировании систем отопления домов – например, отопление подвалов, необходимое для недопущения образования влаги (росы) на металлических трубах, что способствует коррозии этих труб, осуществляется не путем размещения в них радиаторов отопления, а путем оборудования специальных продухов, обеспечивающих циркуляцию через подвальные помещения нагретого воздуха, отапливающего эти помещения.

Отопление с точки зрения жилищного законодательства РФ

В силу особых физических свойств тепла определен особый порядок расчета объема потребления теплоэнергии на отопление, отличный от других коммунальных услуг.

Жилищное законодательство РФ рассматривает весь МКД как единый теплотехнический объект, в который поступает теплоэнергия с целью отопления помещений этого дома – и жилых, и нежилых помещений, и помещений в составе общего имущества. Тепло распространяется внутри дома от всех элементов системы отопления, от каждого участка этой системы, и распространяется по всем помещениям, независимо от их изолированности, наличия или отсутствия в конкретных помещениях радиаторов отопления, трубопроводов (стояков или лежаков) системы отопления.

Как уже отмечено выше, в соответствии с п.6 Правил 491 обогревающие элементы (радиаторы) и трубопроводы (стояки) являются частями системы отопления, которая относится к общему имуществу. В силу прямого указания части 4 статьи 37 ЖК РФ выдел в натуре долей в праве собственности на общее имущество недопустим, а следовательно, недопустимо признавать исключительное право собственности собственников отдельных помещений на отдельные элементы внутридомовой системы отопления.

Поскольку внутридомовая система отопления является неделимой, входит в состав общего имущества и предназначена для обеспечения нормальной температуры воздуха во всех помещениях МКД, при этом к внешним сетям теплоснабжения подключается именно внутридомовая система отопления, то именно эта система отопления и является теплопотребляющей установкой, а вовсе не ее отдельные элементы (в том числе радиаторы), размещенные в тех или иных помещениях дома.

Тепло не может не потребляться в отдельных, обособленных помещениях, оно потребляется абсолютно во всех без исключения помещениях, в том числе в помещениях, входящих в состав общего имущества – именно исходя из принципа обеспечения нормального температурного режима во всех без исключения помещениях МКД проектируются системы отопления таких домов.

Определить, сколько конкретно теплоэнергии потреблено в тех или иных жилых и нежилых помещениях, а сколько тепла потреблено в помещениях из состава общего имущества, с технической точки зрения крайне затруднительно. Именно поэтому абзац 2 пункта 40 Правил 354 устанавливает: «Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Из приведенной нормы следует два вывода:

1) Каждый потребитель отопления обязан оплачивать не только тот объем теплоэнергии, который потреблен непосредственно в его помещении, но и оплачивать теплоэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества. То есть, даже если предположить, что в помещении, принадлежащем потребителю, теплоэнергия на отопление не потребляется, такой потребитель все равно обязан оплатить долю в стоимости теплоэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества.

2) Жилищное законодательство не содержит формул, позволяющих отдельно рассчитать объем теплоэнергии, потребленной в помещении потребителя, и отдельно рассчитать объем теплоэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества. Объем теплоэнергии на отопление, подлежащий оплате потребителем, рассчитывается совокупно, без разделения на индивидуальное и общедомовое потребление.

Необходимо обратить внимание, что для случая, когда МКД оборудован ОПУ тепла и все (100%!) помещений дома (и жилые, и нежилые!) оборудованы ИПУ тепла, расчет стоимости отопления ведется по формуле 3.3 Приложения 2 к Правилам 354, и в этом случае объем теплоэнергии, подлежащий оплате потребителем, складывается из объема, определенного по ИПУ, и объема, определенного как разница между ОПУ и суммой ИПУ, распределенного среди жилых и нежилых помещений дома пропорционально их площади. Эту вторую составляющую условно можно считать объемом теплоэнергии в целях содержания общего имущества, она даже обозначается в формуле 3.3 Приложения 2 к Правилам 35 символом «V ОДН », хотя и не называется именно как «теплоэнергия на общедомовые нужды (ОДН)», поскольку такой коммунальной услуги не существует, и плата за отопление в соответствии с ранее процитированным абзацем 2 пункта 40 Правил 354 вносится совокупно, без разделения на составляющие.

Кроме того, важно обратить внимание на следующие имеющие существенное значение положения Правил 354:

1) абсолютно все формулы расчета платы за отопление, утвержденные Правилами 354, устанавливают одинаковый порядок расчета стоимости отопления как для жилых, так и для нежилых помещений;

2) во всех формулах расчета платы за отопление, предусмотренных Правилами 354 для случаев наличия ОПУ (формулы 3, 3.1, 3.3), и в формуле расчета корректировки платы за отопление (формула 3.2) используется величина «общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме», обозначенная «Sоб».

Из вышесказанного следует, что действующее жилищное законодательство РФ устанавливает в качестве принципов расчета стоимости отопления:

1) Принцип распределения всего объема теплоэнергии, потребленной в МКД на отопление, среди собственников всех жилых и нежилых помещений, пропорционально площади указанных помещений;

2) Принцип единообразия порядка расчета стоимости отопления для жилых и нежилых помещений;

3) Использование в расчетах общей площади всех помещений дома – как жилых, так и нежилых (за исключением площади помещений из состава общего имущества), независимо от технических характеристик элементов внутридомовой системы отопления в конкретных помещениях, в том числе таких характеристик, как наличие или отсутствие в помещениях радиаторов отопления, количество радиаторов, наличие или отсутствие в помещениях трубопроводов (стояков или лежаков), наличие или отсутствие изоляции на указанных трубопроводах.

Приведенную позицию подтверждает Верховный суд РФ, в Решении от 25.04.2018 N АКПИ18-146 указывая:

«Отопление является одним из видов коммунальных услуг и предусматривает подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, нормальной температуры воздуха. Потребитель коммунальной услуги по отоплению согласно абзацу второму пункта 40 Правил вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и за содержание общего имущества в многоквартирном доме. Данное правовое регулирование соответствует действующему законодательству.

Предусмотренный порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях многоквартирного дома, и, как следствие, распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в многоквартирном доме. Определено это тем, что многоквартирный дом отапливается целиком, как единый объект с учетом сохранения (обеспечения) теплового баланса всего жилого здания.

Услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального жилого помещения, так и для общего имущества многоквартирного дома. Отказ от индивидуального потребления услуги отопления не прекращает потребление услуги теплоснабжения на общедомовые нужды
».

Важно обратить внимание, что действующее жилищное законодательство РФ не содержит понятия «отапливаемое помещение», не определяет указанное понятие, не устанавливает критериев отнесения того или иного помещения к отапливаемым или неотапливаемым.

Минстрой России многократно разъяснял, что порядок расчета стоимости отопления одинаков для всех жилых и нежилых помещений МКД, не зависит от наличия или отсутствия радиаторов в этих помещениях, при этом отнесение помещений к отапливаемым или неотапливаемым с целью разрешения вопроса правомерности предъявления к оплате собственникам таких помещений теплоэнергии на отопление не основано на законе, поскольку оплата отопления должна осуществляться всеми без исключения собственниками помещений в доме.

Последствия Постановления Конституционного суда

«Некоторые положения данных Правил [354] фактически привели к поощрению недобросовестного поведения части потребителей… Отсутствие экономических стимулов к обеспечению сохранности счетчиков является препятствием к достижению приоритетных целей и задач государства по энергосбережению. Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла…

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию. До внесения этих изменений плата за отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должна исчисляться по модели, установленной абзацем 4 пункта 42 1 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом для конкретных помещений, в которых соответствующие приборы неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению».

Необходимо отметить ряд любопытных деталей:

  1. Суд рассмотрел случай, когда ИПУ тепла были установлены в помещениях МКД, а потом часть из них вышла из строя. Случай, когда такими ИПУ помещения не были оборудованы вообще, не рассматривался – то есть, для тех помещений, в которых ИПУ отопления никогда не было, порядок расчета остается прежним.

Следовательно, Постановление КС РФ должно привести к «разделению» установленного Правилами 354 порядка расчета платы за отопление в МКД, который оборудован ОПУ теплоэнергии и в котором не все помещения оборудованы ИПУ теплоэнергии, на два варианта: существующий порядок расчета сохраняется, если в каком-либо помещении МКД никогда не было ИПУ, и новый порядок расчета вводится для случая, если все помещения дома были оборудованы ИПУ, а потом в каких-либо из помещений ИПУ вышли из строя.

  1. Суд установил необходимость использовать вместо показаний неисправного или утраченного ИПУ норматив потребления. Но поскольку плата вносится совокупно, норматив учитывает не только объем потребления тепла в помещении, но и объем потребления тепла на общедомовые нужды (ОДН). При этом формула 3.3 Приложения 2 к Правилам 354 устанавливает, что стоимость отопления складывается из стоимости отопления, потребленного непосредственно в помещении потребителя, и доли в стоимости объема теплоэнергии, рассчитанного как разность между общим объемом потребления теплоэнергии всем домом и суммой объемов тепла, потребленных в помещениях этого дома (условно назовем этот объем «отопление на ОДН»).

Таким образом, собственники помещений, ИПУ в которых вышли из строя, согласно порядку расчета, установленному КС РФ, обязаны оплачивать «отопление на ОДН» дважды: один раз в составе нормативного объема, второй раз – отдельно, в том же порядке, что и собственники помещений с ИПУ. Можно предположить, что таким образом осуществляется некое «наказание» недобросовестных собственников, допустивших неисправность или утрату ИПУ, однако, такое «наказание» не совсем согласуется с позицией КС РФ, предписавшего предусмотреть «более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию».

Важно отметить, что для потребителей, оплачивающих отопление по схеме «норматив + V ОДН », создается экономический стимул для выхода из строя ОПУ теплоэнергии – ведь в случае утраты ОПУ такие потребители вместо объема «норматив + V ОДН » начнут оплачивать только нормативный объем, а составляющая платы «V ОДН » будет исключена. Интересно, намеренно ли Конституционный суд создал для потребителей, которых он сам же назвал недобросовестными (поскольку они не обеспечили сохранность ИПУ), экономический стимул для уничтожения ОПУ?

А может, КС предполагает, что должны утверждаться нормативы потребления теплоэнергии конкретно в помещениях МКД, без учета «отопления на ОДН»?

Но во-первых, порядок расчета такого норматива не предусмотрен законом (например, ПП РФ от 23.05.2006 N306 порядка установления и определения такого норматива не содержит). Во-вторых, с учетом описанных выше особенностей коммунальной услуги по отоплению это будет крайне затруднительно сделать – точно рассчитать, сколько тепла из общего объема, поступившего в дом, расходуется на отопление непосредственно помещений, а сколько расходуется на обогрев общего имущества, технически невозможно. Собственно, поэтому отопление оплачивается «совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». В случае же введения нормативов потребления «отопления помещений» и «отопления на ОДН» такие нормативы однозначно будут выбраны наугад и никакого физического смысла иметь не будут.

Дополнительно стоит заметить, что в связи с высокой политизированностью сферы ЖКХ и нежеланием органов госвласти каким-либо образом обострять ситуацию в этой сфере, во многих регионах России утверждены крайне низкие нормативы потребления коммунальных услуг, в связи с чем оплата теплоэнергии по нормативу может оказаться ниже, чем оплата по ИПУ. В таком случае ни о какой справедливости, конечно же, говорить нельзя.

  1. В связи с тем, что неприменимость в расчетах показаний ИПУ теплоэнергии в случае отсутствия такого ИПУ хотя бы в одном помещении МКД признана Конституционным судом несправедливой (пусть пока только для случая выхода из строя ранее имеющихся ИПУ), при этом КС установил необходимость применения норматива потребления теплоэнергии для помещений, в которых ИПУ вышел из строя (и вопрос, что это за норматив – существующий сейчас и учитывающий совокупный объем потребления тепла и в помещении, и на ОДН, или все-таки некий новый норматив, который должен учитывать потребление тепла исключительно в помещении – остается открытым), возникновение проблемы разделения потребленной теплоэнергии на потребленную внутри помещения (и определенную по ИПУ или по нормативу) и потребленную при содержании и использовании общего имущества МКД («отопление на ОДН»), представляется если не неизбежным, то весьма вероятным. Если тенденция, заложенная в Постановлении КС РФ, будет сохранена, то впоследствии вполне возможно возникновение обязанности учета показаний ИПУ и в случае отсутствия ОПУ, и тогда определение и утверждение нормативов потребления «отопления помещений» и «отопления на ОДН» станет однозначно необходимо.

Как уже сказано ранее, сделать это будет крайне затруднительно. Кроме того, неизбежно возникнет вопрос, будет ли включаться «отопление на ОДН» в состав содержания жилья? И как отреагируют жильцы на повышение стоимости содержания в связи с таким включением? А ведь повышение стоимости содержания может быть и в два раза, и больше – учитывая, что примерно половину стоимости всех жилищно-коммунальных составляет стоимость отопления.

Заключение

В статье разъяснены принципы предоставления коммунальной услуги по отоплению помещений МКД – с точек зрения как законов физики, так и действующего законодательства РФ. Отопление является особым видом коммунальной услуги, его важнейшее отличие от других коммунальных услуг заключается в отсутствии конкретной точки потребления услуги, что порождает необходимость установления особого порядка расчета стоимости и объема потребления теплоэнергии на отопление. Именно этот особый порядок вызывает множество вопросов, в том числе неоднократно изучался вопрос, который рассмотрел Конституционный суд в Постановлении от 10.07.2018 № 30-П.

Постановление КС РФ представляется непродуманным. Судом не учтены технические особенности коммунальной слуги по отоплению, фактически признан несправедливым установленный в данный момент принцип распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях дома, и распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в МКД. Постановление КС РФ создает ряд вопросов, разрешение которых представляется непростым.

Весьма туманным остается механизм реализации этого решения. Фактически не отменяются действующие нормы, но вводится новая норма для случая утраты ИПУ на период, пока законодатель во исполнение Постановления КС РФ не внесет «необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию».

Отопление в многоквартирном доме по закону

Стоимость услуг централизованного отопления не всегда себя оправдывает. По этой причине владельцы, нередко, решаются на переход к индивидуальному отоплению или поквартирному.

Какая разница между этими процедурами и что говорит об этом закон?

Централизованное отопление

Основная причина, по которой большинство владельцев жилья в многоквартирном доме хотят перейти на индивидуальное отопление – несоответствие стоимости услуг их качеству. Разумеется, каждый случай имеет уникальный характер.

Например, отопительный сезон, в среднем, начинается в середине октября и заканчивается в марте-апреле. Но, если в марте стены дома успевают прогреться и похолодание ощущается не так явно, то в октябре дожидаться отопления достаточно сложно.

Теплоноситель подается ТЭЦ с фиксированной температурой, по сути, не зависящей от того, подается ли теплоноситель через распределитель или нет. Этой температуры также не всегда достаточно, хотя, по факту, компания считает, что отопительный сезон открыт.

Также стоит отметить и состояние теплосетей. В многоэтажном доме старого типа эти системы давно износились, а солевой налет и ржавчина не позволяют поддерживать оптимальное давление подачи теплоносителя, и, как результат, необходимую теплоотдачу на выходе.

Получается, что, по мнению компании, отопление подано и услуга предоставляется, оплата по ней начисляется в полном объеме, но клиент, на выходе, получает совершенно не тот уровень отопления, за который платит.

Винить в этом компании не следует. Природный газ для ТЭЦ поставляется по стоимости более высокой, чем частным лицам. К тому же, ежегодно требуется ремонт отопительных систем и теплотрасс.

Котлы также подвержены износу и требуют ремонта, особенно, если учесть, что большинство ТЭЦ построены еще во времена СССР. К тому же, теплопотери на теплотрассах, где недобросовестные граждане содрали теплоизоляцию, также влияют на уровень качества услуги.

Открытый подъезд в минусовую температуру, утечка по радиатору, поломка задвижки элеваторного узла и еще множество нюансов, которые не видны на поверхности, значительно влияют и на стоимость и качество отопления.

Индивидуальное отопление

Закон не имеет ничего против того, чтобы вы подключили индивидуальное отопление. Но прежде придется решить ряд технических и юридических проблем, которые становятся на пути.

Основная проблема жильцов, которые хотели бы установить автономные котлы, скрывается в устройстве домов. Центральная система представляет собой некую сеть с общими стояками, арматурой, трубопроводом и счетчиками. Отключение одной ячейки может привести к выводу из строя всей системы, а потому требует ее кардинального изменения. Это с технической точки зрения.

С юридической точки зрения, система отопления в многоквартирном доме является общей собственностью, а значит, распоряжаться ею вправе все жильцы в равных долях. И потому вопрос отключения решается на общем собрании в многоквартирном доме.

Отсоединение от системы одной квартиры уменьшит объем общедомового имущества, потому только в одностороннем порядке вопрос решать нельзя. Самостоятельное отключение не является закономерным, оно должно проводиться специалистами, которые будут руководствоваться соответствующим решением.

В каких случаях не нужно согласие соседей

Случается и так, что вопрос можно решить без общедомового собрания. Это происходит тогда, когда система отопления в доме и все ее элементы не обозначены документацией, как общедомовая собственность. Но даже и этот факт не подразумевает, что самостоятельное отключение будет закономерным.

В этом случае, необходимо получить разрешение от местной организации, которая предоставляет услуги ресурсоснабжения, так как при переустройстве понадобятся правки домового техпаспорта.

В третьем его разделе, в частности, перечисляются подробные сведения о системе отопления. Любое изменение и монтаж закон расценивает, как техническое изменение, которое должно быть внесено в техпаспорт.

Процедура проходит лучше, если индивидуальное отопление хотят подключить все жильцы дома.

Тогда на общем голосовании в многоквартирном доме принимается соответствующее решение, собираются подписи о согласии всех владельцев и готовится техническая документация.

Необходимые документы

Закон утверждает, что абсолютно любой владелец жилья имеет право на индивидуальное отопление и отсоединение от ЦО.

Для совершения процедуры, собственник должен предоставить:

  • заключение инженерной компании о технической возможности переоборудования;
  • письменное согласие всех жильцов квартиры;
  • документы, удостоверяющие право владения квартирой;
  • технический паспорт жилья;
  • заявление, составленное в свободной форме.

Закон также требует предоставления проекта, как одного из главных документов в пакете. Проект разрабатывается инженерами водо- и теплоснабжения.

Доверить проект специалистам стоит еще и потому, что самостоятельное переоборудование, рано или поздно, будет зафиксировано и демонтировано с возвращением к ЦОи, хорошо, если это случится до затопления соседей снизу из-за неправильной разводки, монтажа или обрезания труб.

Проект составляется исключительно специалистами, которые проводят расчет изменений. Расчет определяет, какое влияние будет иметь будущее отключение на работу отопительной системы в доме. Кроме того, специалисты проводят теплогидравлический расчет и расчет теплоотдачи от стояка.

Если расчеты покажут, что техническая возможность переоборудовать отопление есть, проект можно согласовывать. Если же окажется, что отключение ухудшит результат отопления в остальных квартирах, вероятнее всего, проект не будет согласован.

Возможные препятствия

Получить разрешение на индивидуальное отопление, как кажется сначала, несложно, но на практике возникает ряд трудностей. Закон «О теплоснабжении» (ФЗ-190) запрещает переход на индивидуальное отопление, хотя не запрещает владельцу устанавливать индивидуальные отопительные котлы.

К тому же, в документе приводится полный перечень технических характеристик, требуемых для закономерной установки.

Во время получения разрешений, вид оборудования обязательно учитывается в проекте, а если проект технически разрешает данное устройство, то органы обычно не отказывают в установке.

Техническая сторона вопроса

Когда разрешения получены, переходят к техническому переоборудованию. Поручить демонтаж старой системы закон позволяет только специалистам. Алгоритм работы практически аналогичен установке котлов для частных домов, но следует помнить несколько тонкостей.

Автономное отопление в квартире осуществляется, зачастую, мини-котельными. Котел устанавливают над радиатором, поэтому самовольная циркуляция воды в теплосистеме нарушается, и настраивается специально с помощью циркуляционного насоса.

Некоторые котлы сразу оборудованы насосными элементами, а также группой безопасности и расширительным бачком. Такой тип более выгоден, чем отдельный насос.

Закон также определяет и тип котла, который будет использоваться в автономном отоплении. Его камера сгорания должна быть закрыта, он должен быть оборудован автоматической системой отключения, рабочая температура воды не должна превышать 95 градусов, а рабочее давление системы – 1 Мпа.

Радиатор, как показывает практика, лучше использовать алюминиевый, так как он обладает хорошей теплоотдачей. Но можно потратиться несколько больше, и обратить внимание на биметаллические радиаторы, которые служат значительно дольше и не боятся гидроударов.

Разводку, чаще всего, выполняют пластиковыми трубами.

Поквартирное отопление

В первом случае, имеет место централизованное отопление, от которого владелец жилья намерен отказаться и перейти на индивидуальное. В этом же случае, речь изначально не идет о централизованном отоплении.

Такое часто происходит в новостройках, когда дом не подключен к центральной системе, а в каждой квартире имеется газовый двухконтурный котел.

Поквартирное отопление выгодно и застройщику, и покупателю.

Первый экономит средства на стояках и разводках, а также время на оформление дополнительной документации. Второй получает жилье с выбором уровня отопления и времени, когда оно необходимо.

Но бывают и такие случаи, когда котел не предустановлен, а сдача домов в эксплуатацию проводится без решения отопительного вопроса.

Когда котла нет

Жильцам таких домов закон не запрещает устанавливать поквартирное отопление в согласии с требованиями пожарной безопасности и на свое усмотрение. Но ряд проблем все же встречается на пути.

Твердотопливный котел сразу неприемлем. Во-первых, в квартире нет места для угля и дров. Во-вторых, обслуживание такого котла частое и дорогое.

Солярные горелки также неприемлемы, так как высокий уровень шума и емкость, как минимум на несколько кубов, не приспособлены для использования в квартире.

Прямой нагрев с помощью электричества, в том числе, с использованием инфракрасных излучателей, теплых полов и климат-систем, может обойтись достаточно дорого по сравнению с газом. Неплохой альтернативой выступает тепловой насос типа воздух-воздух.

Если фасад дома утеплен, расходы, с помощью насоса или электричества, значительно снижаются. К тому же, отопление подается тогда, когда вам угодно, а не когда оно требуется во всем доме.

Если котел есть

Поквартирное отопление новых домов зачастую организовывается именно на основе газовых котлов. На самом деле, газовое отопление, на данный момент, является наиболее выгодным, по сравнению со всеми остальными видами.

Если рассудить, почему застройщики отказываются от центрального отопления и почему это выгодно вам, можно найти очевидные причины.

Во-первых, высокая стоимость услуг ЦО вполне обоснована. Высокая такса на газ для ТЭЦ, амортизация оборудования, ремонт и замена теплотрасс, теплопотери – все это оплачивает, в той или иной степени, абонент компании.

Если же в квартире установлен котел, никаких подобных проблем нет, и стоимость отопления, при одинаковой мощности, обойдется, как минимум, в два раза дешевле.

Но есть и несколько недостатков. Отвод продуктов сгорания производится коаксиальными воздуховодами на фасад (если только изначально конструкция дома не была оптимизирована для поквартирного отопления).

В противном случае, жильцам таких домов лучше лишний раз не отворять окон в отопительный сезон. Если конструкция дома заранее продумана под данный тип отопления, то на фасад выводятся воздухозаборники, выводящие отходы таким образом, чтобы все котлы дома могли одновременно работать на полной мощности в полной безопасности жильцов.

Угловая и средняя квартиры будут потреблять разный объем газа соответственно. И если центральное отопление для таких домов решает проблему одинаковой стоимостью оплаты, то тут оплата будет зависеть только от индивидуальной выработки котла.

И, наконец, небезопасность газа, даже несмотря на то, что современные котлы оборудованы по последнему слову технической безопасности. Риск того, что кто-то из жильцов не справится с оборудованием, все же остается.

Заключение

Отключение от центральной системы отопления возможно только тогда, когда предложенный специалистами проект будет одобрен, а оборудование, выбранное для отопления, соответствует всем требованиям, которые выдвигает закон.

Самовольно выполнять такие работы не только незаконно, но и небезопасно для своего же, в первую очередь, имущества.

У домов с поквартирным отоплением ситуация проще: владельцы всегда могут открыть отопительный сезон, когда потребуется, обогрев квартиру на столько, на сколько нужно.

Но, иногда, даже технически продуманная квартира (под индивидуальное отопление) не имеет оборудования при покупке. Тогда приходится выбирать из альтернативных вариантов, вроде климат-систем или воздушных насосов.

Статья написана по материалам сайтов: www.dddkursk.ru, geosts.ru, bytrf.ru.

«