8 (800) 700-89-82  Бесплатная консультация с юристом

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Федеральный закон о стратегическом планировании


Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н..

Закон о стратегическом планировании был принят полтора года назад. Учел ли он ошибки прежнего закона? Появилась ли в России стройная система стратегических документов?

В 2014 году на смену Федеральному закону от 20 июля 1995 года № «О государственном прогнозировании и программах развития Российской Федерации», который был правовой основой государственного прогнозирования и программирования, пришел Федеральный закон от 28 июня 2014 года № «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Некоторые аспекты нового закона мы проанализировали в статье «Процесс стратегического планирования: правовой аспект».

Закон вступил в силу в июле 2014 года, то есть полтора года назад. Успел ли закон повлиять на систему стратегических документов или мы сохраняем бессистемную кучу концепций и стратегий по различным направлениям? Повторяет ли новый закон ошибки прежнего закона о государственном прогнозировании?

ОШИБКИ СТАРОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ

В соответствии с Законом № разрабатывались государственные прогнозы развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, а также концепции развития РФ на долгосрочную перспективу и программы развития на краткосрочную и среднесрочную перспективы. Аналогичные документы принимались на уровне субъектов Российской Федерации.

Однако указанный Закон № действовал не в полной мере. Например, в 2008 году Минэкономразвития России подготовило проект Концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2008 года № ), это так называемая «Стратегия 2020». «Стратегия 2020» разрабатывалась не по правилам Закона № , а в соответствии с поручением Президента РФ, данного по итогам заседания Государственного совета РФ 21 июля 2006 года. Но и этот труд рисковал остаться не законченным, если бы не очередное поручение Президента РФ на совещании с Правительством РФ по экономическим вопросам 1 ноября 2007 года, которым предписывалось активизировать работу над Концепцией.

Из предусмотренных Законом № прогнозов и программ регулярно принимались только среднесрочные программы развития РФ. Но периодичность их принятия не была связана с требованиями Закона, а скорее была обусловлена политической необходимостью.

Тут надо вспомнить, что именно в 1998 году был дефолт, и это не могло быть случайностью. Такие результаты могли быть связаны с полным отсутствием среднесрочного прогнозирования в тот период, либо сознательным желанием некоторых должностных лиц уйти от возможной ответственности неисполнение Закона № и поручений Председателя Правительства РФ. Связь между дефолтом 1998 года и отсутствие системы прогнозирования нужно иметь в виду при анализе текущей экономической ситуации.

Есть несколько причин отсутствия системы прогнозирования и программирования на долгосрочную перспективу, то есть фактической неработоспособности Закона № . , это коллизии в законодательстве, в частности, противоречия с Бюджетным кодексом РФ. , это отсутствие механизма реализации закона в самом законе: ряд норм требовал принятия подзаконных актов. Ряд норм оставался неопределенным: например, это касалось определения ряда процедур Правительством РФ. Статус этих подзаконных актов оставался неоднозначен, что не позволяло создать в рамках Бюджетного кодекса РФ систему среднесрочного бюджетного планирования для перехода на трехлетние бюджеты.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Анализ недостатков прежнего законодательного регулирования вопросов прогнозирования и программирования позволяет дать несколько рекомендаций по его совершенствованию.

, необходимо определить статус долгосрочных программ развития и орган исполнительной власти, ответственный за их реализацию. Нужно прямо предусмотреть меры ответственности за ненадлежащее выполнение органом своих функций и соответствующий контрольный механизм.

, законодательство о стратегическом планировании должно быть гармонично встроено в единую законодательную систему. Нельзя допускать противоречий с Бюджетным кодексом РФ и другими законами. Иерархия документов стратегического планирования должна быть четко выстроена в рамках системы нормативных правовых актов. Это облегчит, в том числе, разрешение коллизий, если таковые случатся.

, для того, чтобы закон работал, нужно принять все необходимые подзаконные акты. И это надо делать быстро, чтобы реализация закона не зависала отсутствия механизма его воплощения в жизнь.

, должны быть конкретизированы полномочия органов власти, в том числе отраслевых министерств. В частности, надо детализировать функции Минэкономразвития и Минфина России в сфере проведения экономической политики и закрепить их ответственность за проведение государственной экономической политики в пределах их компетенции.

ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО?

Закон о стратегическом планировании, с помощью которого нужно было провести работу над ошибками, имеет многоступенчатую систему введения в действие. На самом деле, эта система только вводит отсрочку для начала работы закона.

Как мы уже сказали, закон был введен в действие через 10 дней после его опубликования, 11 июля 2014 года. Но заключительные положения закона предусматривают следующее.

До 1 января 2015 года должен быть принят план подготовки документов стратегического планирования, содержащий сроки разработки и утверждения (одобрения) документов стратегического планирования. Поиск по правовой базе данных не выдал такого плана на уровне Федерации. У ряда субъектов РФ такие планы, действительно, утверждены.

До 1 января 2016 года должны были быть приняты акты, определяющие порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, а также осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования. Тут все хорошо: было принято постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 года № 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации».

Далее, предписано создать федеральный государственный реестр документов стратегического планирования. Такой реестр также был создан совсем недавно постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2015 года № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление».

По существу, в соответствии с заключительными положениями Закона № (статья 47) Закон может заработать лишь после принятия подзаконных актов, на основании которых будут разрабатываться документы стратегического планирования. Сами документы стратегического планирования должны быть разработаны до 1 января 2017 года. Так или иначе получается, что пока эти документы не разработаны, действуют прежние стратегии и прогнозы, принятые не в соответствии с новым Законом. Иными словами, результатов работы нового закона пока не видно, и еще долго не будет видно.

Например, в настоящее время действует «Стратегия 2020», о которой мы писали выше. Однако по новому Закону № должна приниматься Стратегия развития Российской Федерации сроком на шесть лет. Стратегический прогноз Российской Федерации разрабатывается по поручению Президента Российской Федерации на двенадцать и более лет. Эти документы не разработаны. Есть Прогноз долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития в 2013 году, то есть до принятия закона о стратегическом планировании.

В то же время сохраняет действие ряд документов, принятие которых вообще не предусмотрено Законом № (Военная доктрина Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации и многие другие). Их статус остается не встроенным в систему стратегического планирования. В статье 1 Закона сказано, что он регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.

В части стратегического планирования в сферах обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности Закон применяется с учетом специального законодательства РФ. Что это означает? Закон ограничивает свое действие сферой и сферой обеспечения национальной безопасности. Однако из стратегических документов в сфере национальной безопасности Закон упоминает лишь Стратегию национальной безопасности РФ. К слову сказать, сейчас действует утвержденная Президентом РФ в 2009 году Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (тоже не в соответствии с Законом № ). А как же иные сферы? В них не требуется долгосрочное планирование?

Анализ стратегических и концептуальных документов по всем сферам государственного управления показал, что не существует ни одной сферы жизнедеятельности страны, ни одного направления государственного управления, которое не нуждается в тщательной, глубокой, профессиональной коррекции и оптимизации. Для большинства направлений государственной политики существуют официальные стратегические документы. Однако эти программные и доктринальные документы имеют характер скорее не правовых (управленческих, рассчитанных на реализацию), а политических документов (рассчитанных более на пиар), зависящих от воли конкретных высших лиц государства, а не обусловленных естественной и согласованной в обществе необходимостью государственного строительства и общественного развития.

БЫЛА ЛИ РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Проанализируем новый Закон о стратегическом планировании с точки зрения путей исправления ошибок предыдущего закона.

, конкретные ответственные органы (кроме Президента РФ и Правительства РФ) не определены. Самое главное — меры ответственности за ненадлежащее выполнение органом своих функций не установлены.

, встраивание законодательства о стратегическом планировании в систему действующего законодательства произведено нечетко. Сохраняют свое действие множество программных и стратегических документов в различных сферах, в том числе в сферах экономики и национальной безопасности. На данный момент о коллизиях между ними и новым законом даже нет речи, но это не значит, что коллизий нет. О согласовании стратегического планирования с бюджетным процессом нужно было думать сразу при принятии нового закона и предусматривать прямые корреспондирующие нормы.

, принятие подзаконных актов во исполнение нового закона проходит явно неспешно, что приводит к тому, что закон до сих пор не работает. Перечни полномочий в законе пестрят отсылочными нормами, что плохо для любого нормативного правового акта.

, конкретизация полномочий министерств должна производиться в том числе на уровне их регламентов. Работа с полномочиями должна в том числе решать задачу исключения дублирования. Сейчас такое дублирование сохраняется в некоторых сферах.

1. Закон о стратегическом планировании есть, но толку от него пока нет.

2. Органы исполнительной власти заняты преимущественно тактическим решением острых проблем. Функция стратегического планирования реализуется бессистемно, на среднесрочную и краткосрочную перспективы, что не позволяет сделать действующие акты реальными стратегическими инструментами управления.

3. Отсутствие долгосрочного планирования привело к тому, что подавляющее большинство проблем во всех сферах жизнеустройства страны остались за последнее десятилетие не решенными.

4. Отсутствуют политические механизмы и институты, обеспечивающие ответственность органов исполнительной власти за результаты своей деятельности. Это негативно влияет на любую сферу государственного управления и. в частности, это тормозит развитие стратегического планирования.

5. Дефолт 1998 года был обусловлен отсутствием среднесрочного прогнозирования. Срок отсутствия прогнозирования и планирования можно исчислять с 1991 года, то есть до дефолта прошло 7 лет, и эти 7 лет тоже не были спокойными в плане экономики (мягко говоря). Сегодня с 1991 года прошло 25 лет, и уже можно говорить о глубоком системном кризисе, ситуативном и случайном регулировании практически во всех сферах госуправления. И на этом фоне полтора года мы живем фактически без государственного стратегического планирования — по старым разрозненным концепциям и стратегиям.

ФЗ стратегическое планирование

Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172ФЗ

О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) стратегическое планирование — деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивогоразвития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

2) государственное управление — деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

3) муниципальное управление — деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере развития;

4) целеполагание — определение направлений, целей и приоритетов социальноэкономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

5) прогнозирование — деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социальноэкономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

6) планирование — деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетовразвития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;

7) программирование — деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;

8) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования — деятельность участников стратегического планирования по комплексной оценке хода и итогов реализации документов стратегического планирования, а также по оценке взаимодействия участников стратегического планирования в части соблюдения принципов стратегического планирования и реализации ими полномочий в сфере развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

9) система стратегического планирования — механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативноправового, информационного, финансового и иного ресурсного обеспечения;

10) документ стратегического планирования — документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными участниками стратегического планирования;

11) корректировка документа стратегического планирования — изменение документа стратегического планирования без изменения периода, на который разрабатывался этот документ стратегического планирования;

12) методическое обеспечение стратегического планирования — разработка и утверждение требований и рекомендаций по разработке и корректировке документов стратегического планирования;

13) цель развития — состояние экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями;

14) задача развития — комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые должны быть проведены в определенный период времени и реализация которых обеспечивает достижение целейразвития;

15) результат развития — фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями;

16) очередной год — год, следующий за текущим годом;

17) отчетный год — календарный год с 1 января по 31 декабря включительно, предшествующий текущему году;

18) отчетный период — отчетный год и два года, предшествующие отчетному году;

19) среднесрочный период — период, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно;

20) долгосрочный период — период, следующий за текущим годом, продолжительностью более шести лет;

21) стратегический прогноз Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о стратегических рисках развития и об угрозах национальной безопасности Российской Федерации;

22) прогноз развития Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах научнотехнологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на долгосрочный период;

23) прогноз развития Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и об ожидаемых результатахразвития Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период;

24) стратегия развития Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированногоразвития Российской Федерации;

25) документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации — утверждаемые (одобряемые) Президентом Российской Федерации документы стратегического планирования, определяющие стратегические приоритеты, цели и меры внутренней и внешней политики, характеризующие состояние национальной безопасности Российской Федерации;

26) стратегия пространственного развития Российской Федерации — документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации;

27) отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации — документ, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального управления Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

28) план деятельности федерального органа исполнительной власти — документ стратегического планирования, содержащий цели, направления, индикаторы,

планируемые промежуточные и окончательные результаты деятельности федерального органа исполнительной власти на среднесрочный период и предусматривающий в рамках установленных полномочий федерального органа исполнительной власти обеспечение реализации документов стратегического планирования;

29) стратегия развития субъекта Российской Федерации — документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

30) прогноз развития субъекта Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социальноэкономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период;

31) государственная программа Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

32) государственная программа субъекта Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач развития субъекта Российской Федерации;

33) стратегия развития муниципального образования — документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления иразвития муниципального образования на долгосрочный период;

34) прогноз развития муниципального образования — документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социальноэкономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

35) муниципальная программа — документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач развития муниципального образования;

36) макрорегион — часть территории Российской Федерации, которая включает в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социальноэкономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач развития при разработке документов стратегического планирования.

Глава 4. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания на федеральном уровне Статья 16. Стратегия развития Российской Федерации

1. Стратегия развития Российской Федерации разрабатывается каждые шесть лет на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогнозразвития Российской Федерации на долгосрочный период, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социальноэкономического развития, совместно с другими участниками стратегического планирования.

2. Стратегия развития Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Стратегия развития Российской Федерации разрабатывается и корректируется на основе ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих основные направления и целиполитики Российской Федерации,развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приоритеты и цели регионального развития Российской Федерации, с учетом прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период.

4. Порядок разработки и корректировки стратегии развития Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и регулированию в сфере анализа и прогнозированияразвития, обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки стратегииразвития Российской Федерации.

6. Корректировка стратегии развития Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.

7. Стратегия развития Российской Федерации содержит:

1) оценку текущей ситуации и степени достижения целейразвития Российской Федерации;

2) определение целей развития Российской Федерации и целевых показателей на долгосрочный период, а также условий, факторов их достижения и ограничений и рисков при их достижении с учетом задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

3) определение основных приоритетов и задач политики на долгосрочный период, обеспечивающих достижение целей социальноэкономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной

безопасности Российской Федерации;

4) приоритеты и направления регионального развития Российской Федерации;

5) оценку позиций Российской Федерации в мировой экономике и их изменения на долгосрочный период;

6) обоснование основных реформ и программ, необходимых для достижения целей развития Российской Федерации;

7) основные направления, мероприятия и механизмы реализации стратегии развития Российской Федерации;

8) иные положения, определенные Правительством Российской Федерации.

8. Стратегия развития Российской Федерации является основой для формирования и корректировки перечня государственных программ Российской Федерации.

Статья 18. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который разрабатывается Советом Безопасности Российской Федерации совместно с другими участниками стратегического планирования с учетом стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, не превышающий периода, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации, и корректируется каждые шесть лет.

2. Совет Безопасности Российской Федерации осуществляет разработку и корректировку критериев и показателей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации:

1) содержит приоритеты, цели и меры в области внутренней и внешней политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

2) содержит оценку текущего состояния национальной безопасности Российской Федерации и оценку угроз национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период;

3) определяет национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

4) определяет цели и задачи обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в различных областях и сферах развития Российской Федерации и соответствующие направления деятельности по противодействию угрозам национальной безопасности Российской Федерации;

5) определяет организационные, нормативные правовые и информационные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

6) содержит основные показатели состояния национальной безопасности Российской Федерации;

7) содержит иные положения, определенные Президентом Российской Федерации.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является базовым документом в области планирования развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором определяются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

5. Концептуальные положения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации основываются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости стратегии национальной безопасности Российской Федерации и стратегии развития Российской Федерации.

6. Совет Безопасности Российской Федерации обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

7. Порядок разработки и корректировки стратегии национальной безопасности Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

8. Порядок мониторинга реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации и достижения показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

Глава 5. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу на федеральном уровне

Статья 19. Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации

1. Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации разрабатываются на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз развития Российской Федерации на долгосрочный период, по решению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения реализации стратегииразвития Российской Федерации, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации с учетом прогноза научнотехнологического развития Российской Федерации, стратегического прогноза Российской Федерации, прогнозаразвития Российской Федерации на долгосрочный период.

2. Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации являются документами, определяющими развитие определенной сферы или отрасли экономики, а также могут быть основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.

3. Корректировка отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации осуществляется по решению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

4. К отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации относятся:

1) отраслевые стратегии, в том числе схемы и стратегии развития отраслей экономики и сфер государственного управления;

2) стратегии отдельных сфер развития;

3) иные документы стратегического планирования, которые соответствуют требованиям настоящей статьи и решение о разработке которых принято Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

5. Для совокупности отраслей развития или сфер государственного управления разрабатываются межотраслевые стратегии.

6. В и транспортных отраслях разрабатываются генеральные схемы, детализирующие отраслевые и межотраслевые стратегии.

7. Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации содержат:

1) оценку состояния соответствующей сферы развития Российской Федерации;

2) показатели развития соответствующей сферы развития по одному или нескольким вариантам прогнозаразвития Российской Федерации на долгосрочный период;

3) приоритеты, цели, задачи и показатели государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального управления Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

8. По решению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации могут содержать:

1) сроки и этапы проведения мероприятий, предусмотренных отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации;

2) ожидаемые результаты проведения мероприятий, предусмотренных отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации;

3) план мероприятий на среднесрочный период, в том числе обоснование состава и содержания государственных программ Российской Федерации в соответствующей сфере или отрасли экономики;

4) иные положения.

9. Федеральный орган исполнительной власти, определенный Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации ответственным за разработку и корректировку отраслевого документа стратегического планирования Российской Федерации, обеспечивает координацию и методическое обеспечение

разработки и корректировки соответствующего отраслевого документа стратегического планирования Российской Федерации.

10. Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации утверждаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в течение года с даты утверждения стратегии национальной безопасности Российской Федерации или стратегии развития Российской Федерации.

11. Порядок разработки и корректировки отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Статья 20. Стратегия пространственного развития Российской Федерации

1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации разрабатывается в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации в целях реализации основных положений стратегии развития Российской Федерации и стратегии национальной безопасности Российской Федерации, определяет приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и меры по их достижению и решению.

2. Стратегия пространственного развития Российской Федерации разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и регулированию в сфереразвития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3. Стратегия пространственного развития Российской Федерации разрабатывается на основании решения Правительства Российской Федерации и учитывается при разработке и корректировке схем территориального планирования Российской Федерации, стратегий развития макрорегионов, государственных программ Российской Федерации, стратегий социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации, иных документов стратегического планирования и документов территориального планирования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, в целях реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Стратегия пространственного развития Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

5. Содержание, состав, порядок разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации.

6. По поручению Президента Российской Федерации Правительство Российской

Федерации разрабатывает основы государственной политики регионального развития Российской Федерации, являющиеся основой для определения приоритетов регионального развития Российской Федерации. Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации утверждаются Президентом Российской Федерации.

Статья 21. Стратегии развития макрорегионов

1. Стратегии развития макрорегионов разрабатываются на долгосрочный период по решению Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики ирегулированию в сфереразвития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, совместно с другими участниками стратегического планирования.

2. Стратегии развития макрорегионов разрабатываются и корректируются в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных стратегией пространственного развития Российской Федерации, отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, стратегиямиразвития субъектов Российской Федерации, генеральными схемами, плановыми идокументами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, в соответствии с положениями, определенными стратегией национальной безопасности Российской Федерации, стратегиейразвития Российской Федерации, а также на основе данных прогнозаразвития Российской Федерации на долгосрочный период.

3. Стратегии развития макрорегионов могут быть основанием для принятия решения о разработке государственных программ Российской Федерации, сформированных по территориальному принципу для соответствующих макрорегионов, в целях реализации указанных стратегий.

4. Стратегии развития макрорегионов учитываются при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации, стратегийразвития субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и регулированию в сфереразвития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки стратегий социальноэкономического развития макрорегионов.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает согласованность и сбалансированность стратегий развития макрорегионов и стратегийразвития субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах соответствующего макрорегиона, в целях осуществления

Министерство экономического развития
Российской Федерации

ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕСОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОГНОЗ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННЫЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ
КОНКУРСЫ
—>
  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство
  • Корпоративное управление
  • Финансовые рынки
  • Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
  • Общественный совет
  • Инновации
  • Природопользование
  • Естественные монополии
  • Приватизация федерального имущества
  • Социально ориентированные некоммерческие организации
  • Эффективное управление государственным имуществом
  • Экономика социальной сферы
  • Развитие экономики регионов
  • Институты развития
  • Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
  • Государственно-частное партнерство
  • Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
  • Стратегическое и территориальное планирование
  • Перспективное пространственное планирование
  • Антикризисные мероприятия регионов
  • Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
  • Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
  • Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
  • Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Международное инвестиционное сотрудничество
  • Налогообложение
  • Привлечение и сопровождение инвестиций
  • Улучшение бизнес-среды
  • Правительственная комиссия по импортозамещению
  • Информационное обеспечение процессов разработки и реализации государственных программ
  • Прогнозирование параметров сектора государственного управления
  • Евразийская интеграция
  • Главная ? Деятельность ? Направления ? Стратегическое планирование ? Нормативное регулирование стратегического планирования

Нормативное регулирование стратегического планирования

Стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также иными нормативными, нормативными правовыми, ведомственными актами.

Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

Сформирована нормативно-правовая база документов, определяющая правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.

В целях совершенствования нормативного правого регулирования ведется работа по совершенствованию нормативно-правовой базы системы стратегического планирования в части положений организации проектной деятельности, а также вопросов сбалансированности системы стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования»

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2015г. № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление»

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1559 «Об утверждении Правил общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, с использованием федеральной информационной системы стратегического планирования»

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 года № 823 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации»

Приказ Минэкономразвития России от 11 апреля 2016 г. № 218 «Об утверждении формы представления сведений участниками разработки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 г. № 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов»

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 г. № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. № 30 «Об утверждении Правил осуществления мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития макрорегионов»

Приказ Минэкономразвития России от 2 мая 2017 г. № 216 «Об утверждении формы доклада о реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 699 «Об утверждении правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период»

Постановление Правительства Российской от 14 ноября 2015 г. № 1234 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. № 789 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 1449 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2016 г. № 1045 «Об утверждении Правил согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации».

Закон о стратегическом планировании в новой редакции

Политика государственного развития во всех сферах определяется соответствующими стратегическими документами, которые предусматривают ряд целей и методов их достижения. Порядок оформления данных актов и особенности их внедрения на федеральном и локальном уровне устанавливается законом № 172-ФЗ “О стратегическом планировании”.

Описание 172 ФЗ

Федеральный закон № 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 июня 2014 года и одобрен Советом Федерации 25 июня того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 28 июля 2014 года.

ФЗ-172 состоит из 47 статей и 15 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет сферу действия закона и общие положения;
  • Глава 2 устанавливает компетенции государственных органов власти российской Федерации, её субъектов и учреждений самоуправления местного масштаба;
  • Глава 3 предусматривает ключевые принципы системы стратегического планирования, включая принципы, задачи, участников и их полномочия, а также документацию и основы по работе с ней;
  • Глава 4 определяет федеральные документы по установке целей для ежегодного планирования в основных государственных сферах (национальная безопасность, экономика, наука);
  • Глава 5 предусматривает перечень документов и работу с ними для определения целей федерального масштаба в области стратегического развития отраслей и территорий Российской Федерации;
  • Глава 6 устанавливает основные документы, определяющие стратегическое прогнозирование в экономической, политической, финансовой и других сферах;
  • Глава 7 охватывает порядок отражения в документации планов на совершенствование сферы вооружения и государственной территориальной безопасности;
  • Глава 8 отражает принципы постановки целей социально-экономического развития субъектов российского государства;
  • Глава 9 определяет правила составления документации о стратегическом развитии социально-экономической области в субъектах Российской Федерации.
  • Глава 10 предусматривает принципы организации стратегического планирования государственных программ в субъектах РФ;
  • Глава 11 устанавливает принципы осуществления стратегических развивающих проектов на уровне муниципальных образований;
  • Глава 12 определяет правила контроля выполнения государственных программ;
  • Глава 13 предусматривает принципы реализации документов о стратегическом планировании на уровне муниципальных образований;
  • Глава 14 устанавливает меры ответственности за нарушение настоящего законодательства;
  • Глава 15 описывает порядок вступления закона в силу и особенности его взаимодействия с другими нормативными актами в данной области.

В сферу деятельности ФЗ-172 входит регулирование отношений между участниками стратегического планирования, которые возникают при разработке целей, прогнозов, планов и программ социально-экономического развития государства, а также его субъектов и каждое муниципальное образование в отдельности. Также в полномочия по регламентированию входит контроль за внедрением и реализацией разработанных программ по политическому развитию.

также вам будет интересно: ФЗ 135 в новой редакции. Подробности здесь:

ФЗ-172 определяет правовые принципы осуществления планирования стратегического развития Российской Федерации и территорий, которые находятся под её юрисдикцией, а также устанавливает принципы координирования государственной и муниципальной руководящей политики и бюджета, включая особенности взаимодействия управляющих органов власти на различных уровнях федеративного образования друг с другом и с подобными им научными и другими организациями в области стратегического планирования.

Вам также будет интересно ознакомиться с актуальными изменениями в ФЗ №164 по ссылке:

Участниками стратегического планирования, то есть лицами и организациями, определяющими направление развития государства, являются следующие:

  • Президент Российской Федерации;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • Правительство РФ;
  • Совет Безопасности;
  • Счётная Палата;
  • Центробанк РФ;
  • исполнительные органы власти на федеральном уровне;
  • другие органы власти на уровне субъектов Российской Федерации.

Для достижения поставленных целей, необходимо выполнение следующих задач:

  • координация мерами управления бюджетной политики государства и муниципиев;
  • установление возможностей с учётом внутренних и внешних факторов;
  • установки приоритетных целей для каждой сферы развития;
  • определение оптимальных путей и способов достижения поставленных целей;
  • создание комплекса мероприятий, направленных на выполнение установленных требований;
  • определение требуемых ресурсов;
  • формирование контролирующего органа, который осуществляет координацию участников и
  • слежение за выполнением поставленных задач;
  • обеспечение необходимых условий для обеспечения ресурсами, кадрами, информацией и оборудованием, а также для привлечения граждан для выполнения поставленных целей.

Соблюдение поставленных задач и целей всеми участниками стратегического планирования, от составителей комплекса мер до исполнителей установленных мероприятий, обеспечивает устойчивое развитие государства в целом.

Последние поправки

Последние изменения ФЗ-172 состоялись 31.12.2017 года с принятием закона о поправках № 507-ФЗ.

В ходе последних поправок законодательства о стратегическом планировании была изменена статья 38, которая предусматривает порядок составления схем территориального планирования субъектов РФ в количестве более двух единиц одновременно. Согласно положениям ст. 38 ФЗ-172, схемы территориальных проектов для областей, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, составляются с целью обеспечения эффективного социально-экономического развития и базируются на планах развития общегосударственной экономической политики и требованиях Градостроительного кодекса РФ, а также схемах территориального планирования.

Текст закона о стратегическом планировании в РФ

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 172-ФЗ от 28.06.2014 “О стратегическом планировании в Российской Федерации”, рекомендуется скачать документ по ссылке. Предложенная редакция законодательства содержит все последние изменения, вступившие в силу.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, economy.gov.ru, lawlinks.ru.

«