+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Субъекты конституционно правовых отношений


Субъекты конституционно-правовых отношений — те лица, объединения, органы, территориальные образования, за которыми признается возможность быть участником правоотношений, носителем субъективных прав и юридических обязанностей, причем такая их возможность закрепляется нормами права.

Особенностью конституционного права является то, что круг субъектов конституционно-правовых отношений весьма широк, причем некоторые из них могут быть участниками только данных отношений и их невозможно представить в иных правоотношениях.

Все субъекты конституционно-правовых отношений условно можно подразделить на следующие группы:

1) социальные общности: многонациональный народ, население, нация, народы, проживающие на соответствующе территории, этнические общности, национальные меньшинства;

2) Российская Федерация как государство;

3) органы государственной власти.

На федеральном уровне — это Президент РФ, Федеральное Собрание (и его палаты — Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд РФ, а в ряде случаев и иные федеральные суды, прокуратура, а также многие другие государственные органы, нередко принимающие участие в конституционно-правовых отношениях, — Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека, Банк России, Счетная палата РФ и др.

На уровне субъектов Федерации субъектами конституционных правоотношений выступают высшие должностные лица (главы исполнительной власти) субъектов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов, высшие коллегиальные и иные исполнительные органы государственной власти субъектов, конституционные (уставные) суды субъектов, а в ряде случаев также и другие суды, кроме того, органы субъектов, аналогичные названным выше федеральным органам, —избирательные комиссии субъектов РФ, уполномоченные по правам человека, счетные (контрольно-счетные) палаты и др.;

4) органы местного самоуправления — представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, местные администрации, контрольные органы местного самоуправления, избирательные комиссии муниципальных образований, иные органы местного самоуправления, а также входящие в систему местного самоуправления территориальные органы общественного самоуправления.

5) должностные лица, структурные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления (например, депутаты представительных органов, должностные лица и внутренние органы, организующие текущую работу, комитеты и комиссии);

6) участники избирательных правоотношений (субъекты выдвижения кандидатов в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления; сами кандидаты; их доверенные лица; избирательные объединения; избирательные комиссии, члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса; сотрудники аппаратов избирательных комиссий; наблюдатели; избиратели, участвующие в этом своем качестве в мероприятиях избирательных кампаний и в голосовании;

7) граждане, иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, российские соотечественники за рубежом;

9) общественные объединения, в том числе политические партии, религиозные группы и религиозные организации.

Однако круг субъектов конституционно-правовых отношений не является чем-то раз и навсегда данным. Он зависит от конкретной страны, ее строя и ценностных подходов к тем или иным конституционно-правовым явлениям и институтам, эволюции институтов власти.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Субъекты конституционных правоотношений

Субъекты конституционных правоотношений весьма разнообразны и они, собственно, создают специфику этих отношений, которая произрастает из-за неповторимого (для других отраслей права) состава субъектов данных правоотношений. Также специфику конституционно-правовых отношений создает уникальность субъектов этих отношений, которые существуют, с точки зрения закона, только в данных правоотношениях. Например, ни в одних других правоотношениях нет таких участников, как многонациональный народ, избиратели, парламент. Обозначить основной круг лиц, обладающих правосубъектностью в конституционно-правовых отношениях и отметить значительные особенности этих субъектов – основная задача данной работы.

Главным субъектом конституционно-правовых отношений, без сомнения, является человек (М.В. Баглай, «Конституционное право Российской Федерации», 2007). Под этим понятием подразумевается гражданин Российской Федерации, гражданин иностранного государства, лицо без гражданства. Правосубъектность человека носит общий характер. Это значит, что он постоянно находится в конституционно-правовых отношениях, обладая при этом правами и, при необходимости, защитой своих законных интересов государством, а также необходимостью осуществлять свои конституционные обязанности, например, платить законно установленные налоги и сборы. Также этот субъект конституционных правоотношений может обладать специальной правосубъектностью в рамках конституционного права, если его дополнительные права и/или обязанности установлены нормами конституционного права.

Не менее важным субъектом конституционных правоотношений является многонациональный народ. . Главной особенностью данного субъекта правоотношений является его уникальность, а именно то, что он не встречается ни в одной другой отрасли права. Стоит также отметить, что количество правоотношений, в которых непосредственно участвует данный субъект, сравнительно мало – референдум и свободные выборы. Все остальное участие многонационального народа как субъекта конституционных правоотношений опосредованно и осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В теории конституционного права данную особенность обуславливают абстрактностью понятия «многонациональный народ» с юридической точки зрения (М.В. Баглай, «Конституционное право Российской Федерации», 2007), следовательно, законодатель нечасто использует этот термин ввиду его неопределенности и индивидуализирует установленные права и обязанности (или, например, компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления), указывая более конкретных субъектов конституционных правоотношений.

Также субъектом конституционных правоотношений выступает государство – Российская Федерация. Именно этому субъекту народ передает значительный объем своих прав для того, чтобы оно могло полноценно оберегать человека и гражданина, защищать его права и свободы. Из этого вытекает, что именно государство обладает наибольшим количеством обязанностей перед другими субъектами. Примером таких обязанностей может служить: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.. Можно сказать, что через обязанности государства и выражена его основная конституционная правосубъектность.

Некоторые ученые считают, что к государству как субъекту конституционных правоотношений относятся и республики в составе РФ (например, данное мнение выражено в учебнике Конституционного права Российской Федерации М.В. Баглая, 2007, страница 25), однако республики в составе РФ не могут признаваться субъектами конституционного права наравне с РФ, так как они полноценно не обладают такими признаками государства как внешний суверенитет, денежная эмиссия. Также в Конституции РФ закреплено равноправие субъектов Российской Федерации, следовательно, республика не может приобретать положение, равное Российской Федерации – это бы дало ей дополнительную правосубъектность, а значит и нарушило бы принцип равенства субъектов РФ, установленный Конституцией РФ. Следовательно, республики РФ как государства не являются субъектами конституционных правоотношений, но являются субъектами конституционных правоотношений как субъекты РФ.

Довольно объемным субъектом конституционных правоотношений является субъект РФ, который в свою очередь делится на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Правосубъектность этого образования весьма широка – она определена через предмет ведения и полномочия субъектов РФ, указанные в статье 71 Конституции о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и статье 73 Конституции, которая дает всю полноту государственной власти субъекту РФ вне пределов ведения Российской Федерации.

Безусловно, важным субъектом конституционных правоотношений являются государственные органы, которые осуществляют государственную власть. В соответствии с Конституцией государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и образуемые субъектом РФ органы государственной власти. Правосубъектность государственных органов осуществляется посредством их компетенции, которая определена Конституцией РФ и, в некоторых случаях, соответствующими законами, например ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Следующий субъект конституционно-правовых отношений – орган местного самоуправления. Его правосубъектность также определена его компетенцией, в которые входит решение вопросов местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.

Политические партии, религиозные объединения, общественные организации и другие общественные объединения являются субъектами конституционно-правовых отношений и имеют конституционное право осуществлять свою деятельность на территории РФ, если она не противоречит закону. Также общественные объединения несут общие обязанности, а именно они должны соблюдать Конституцию РФ, а также они несут конкретные обязанности, предписанные федеральным законом. Например, необходимость государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений в соответствии с ФЗ от 11.07.2011 N 95-ФЗ «О политических партиях».

Таким образом, каждый субъект конституционно-правовых отношений обладает рядом уникальных, неповторимых особенностей, которые, в своей совокупности, и составляют специфику конституционных правоотношений.

Субъекты конституционно-правовых отношений

В юридической литературе нет единого мнения о понятии субъекта правоотношений. Одни исследователи исходят из того, что субъектами (сторонами) правоотношения выступают граждане и их организации, наделенные правоспособностью Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М, 1950. С. 5—6; Венедиктов А.В. О субъектах социалистических правоотношений // Сов. государство и право. 1955. № 6. С. 17; Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958. С. 84.. Другие полагают, что субъектами правоотношений являются их участники, обладающие правомочиями и несущие определенные обязанности в конкретном правоотношении Теория государства и права. М., 1955. С. 40; Иоффе О.С., Шаргородский МЛ. Вопросы теории права. С. 201.. Третьи определяют субъект правоотношения как субъект права, который использует свою праводееспособность Общая теория права и государства. М, 1994. С. 147.. Четвертые утверждают, что субъекты (участники) правоотношения — это субъекты права, обладающие предусмотренными реализуемой нормой права правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью и т.д.

Анализ приведенных точек зрения позволяет сделать вывод о том, что субъектами конституционно-правовых отношений являются их участники, которые в конкретном правоотношении осуществляют свои права и несут соответствующие юридические обязанности либо своей правоспособностью порождают правовые состояния. Особенность субъектов конституционно-правовых отношений состоит в том, что они обладают различными правами и обязанностями, т.е. различной по содержанию конституционно-правовой правоспособностью. Е.И. Козлова к субъектам конституционно-правовых отношений относит: народ; государства (Российская Федерация и республики); края и области, города федерального значения, автономную область и автономные округа; органы государства; органы местного самоуправления; политические партии и другие общественные объединения граждан; собрания избирателей; граждан; иностранных граждан и лиц без гражданства Козлова Е.И., Кутафий О.Е. Указ. соч. С. 18..

М.В. Баглай полагает, что субъектами конституционно-правовых отношений являются: человек; политические партии, общественные организации, собрания избирателей и др. созданные людьми объединения; народ; государства: Российская Федерация, республики, входящие в Россию; субъекты Федерации, т.е. края, области, города федерального значения, автономные области и округа; главы государств (Федерации и республик), главы правительств, парламенты и их структурные подразделения, суды всех уровней, органы местного самоуправления Баглай М.В. Указ. соч. С. 12-13. и т.д.

Между тем анализ конституционно-правовых норм и практики их применения показывает, что участниками правоотношений, регулируемых этими нормами, являются:

  • 1. народ Российской Федерации и образующие его нации и народности России;
  • 2. граждане Российской Федерации, их группы и собрания, лица без гражданства и иностранцы;
  • 3. Российская Федерация;
  • 4. субъекты Федерации;
  • 5. административно-территориальные единицы;
  • 6. государственные органы Российской Федерации и ее субъектов;
  • 7. органы местного самоуправления;
  • 8. должностные лица; депутаты законодательных органов Российской Федерации и ее субъектов и органов местного самоуправления, члены Совета Федерации, а также их объединения;
  • 9. общественные объединения граждан.

Действующее законодательство знает два вида правовых отношений, в которых народ выступает как юридическая личность. Это правоотношения, связанные с проведением референдума и свободных выборов. При проведении референдума народ выступает как участник правоотношения, имеющий право выразить свою волю по тому или иному важному вопросу, а все государственные органы, органы местного самоуправления и граждане обязаны подчиниться воле народа. Народ имеет право выразить свою волю также посредством выборов.

Имея как субъект конституционно-правовых отношений указанные права, народ вместе с тем несет и определенные обязанности. Он обязан укреплять свое государство и всячески содействовать его развитию, защищать суверенитет и территориальную целостность государства, обеспечивать его единство.

В.Ф. Коток считал, что наряду с национальными республиками и национально-государственными образованиями субъектами конституционного права являются и сами нации. То, что в специальной литературе среди субъектов конституционного права нации не называются, В.Ф. Коток объяснял опасением, как бы «возведение» нации в «ранг» субъектов конституционно-правовых отношений не было кем-либо истолковано в духе противопоставления нации и государства. Поэтому воплощение суверенности наций усматривается в развитии форм национальной государственности.

Думается, что таким субъектом нация выступает и в конституционно-правовых отношениях, причем не только складывающихся в процессе формирования национальных государств и национально-государственных образований. В Конституции РФ говорится не только о самоопределении народов (ст. 5), но и о праве народов на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68), о праве коренных малочисленных народов Российской Федерации (ст. 69) и т.д.

Правосубъектность физических лиц в конституционном праве зависит прежде всего от того, являются ли они гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства или иностранцами.

Правосубъектность физических лиц в конституционном праве характеризуется прежде всего общими чертами, свойственными ей во всех отраслях российского права.

В Конституции РФ получили свое выражение такие демократические принципы правового положения личности, как признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина без нарушения прав и свобод других лиц (ст. 17); определение правами и свободами смысла, содержания и применения законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспеченность их правосудием (ст. 18); равенство всех перед законом и судом (ст. 19). Установлено также, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 2 и 3 ст. 55). Объем правосубъектности граждан Российской Федерации зависит прежде всего от возраста и состояния здоровья. Ограниченную правосубъектность имеют физические лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, — лица без гражданства и иностранцы.

Лица без гражданства, постоянно проживающие на территории страны, пользуются многими правами, принадлежащими гражданам России. Однако они не обладают важнейшими политическими правами, предоставленными гражданам Российской Федерации. Например, лица без гражданства не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и действиях по подготовке референдума. Они освобождены от некоторых обязанностей, в частности, от несения военной службы.

В юридической литературе общепризнано, что одним из субъектов конституционно-правовых отношений является государство. Правосубъектность Российской Федерации определяется ее конституцией. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Субъекты Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа обладают рядом общих черт правосубъектности, позволяющих объединить их в одну группу субъектов конституционного права:

  • а)все они равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  • б)их правовой статус определяется их конституциями или уставами;
  • в)все они имеют свои органы государственной власти, через которые реализуются их права в конституционно-правовых отношениях.

Административно-территориальная единицы, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуются право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации ими являются:

  • 1. Федеральное Собрание;
  • 2. Правительство;
  • 3. Конституционный Суд;
  • 4. Высший Арбитражный Суд;
  • 5. Городская Дума;
  • 6. Местная администрация и др.

Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

Должностные лица. Субъектами конституционного права являются:

  • 1. Президент РФ;
  • 2. Председатели палат парламента — Федерального Собрания;
  • 3. Председатель Правительства РФ;
  • 4. Председатель конституционного Суда РФ;
  • 5. Генеральный Прокурор и др.

Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В некоторых из подобных и иные конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.

Общественные объединения граждан как субъекты конституционно-правовых отношений. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 30) каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Существуют следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности (ст. 7).

Субъектами конституционно-правовых отношений являются все общественные объединения, перечисленные в законе.

Субъекты конституционно-правовых отношений

Субъекты конституционно-правовых отношений – это все те, на кого правовые нормы данной отрасли права возлагают соответствующие права и обязанности. Субъекты:

1. Народ (главный субъект конституционно-правовых отношений) – это в соответствии с Конституцией РФ совокупность граждан РФ, которая обладает учредительной властью и при определенных условиях в праве её реализовать, является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.

В состав народа входят исторически-сложившиеся на её территории компактно-проживающие нации, и поэтому народ России именуется как многонациональный народ. Примеры: народ выступает источником всей власти в обществе и государстве (статья 3 Конституции РФ, часть 1). Народ рассматривается как субъект конституционно-правовых отношений по принятию новой Конституции (преамбула Конституции РФ).

Можно говорить о таких конституционно-правовых отношениях «народ-государство», и данные конституционно-правовых отношения рассматриваются как длительные правоотношения (правовое состояние). Народ является основой государства и государство предназначено служить народу.

Отличительные особенности народа:

1) Граждане РФ (ст. 3 Конституции РФ – референдум и выборы);

2) Территориальная принадлежность – территория, население, публичная власть, суверенитет;

3) Понятие народ объединяет в себе нацию, т.е. понятие это шире;

4) Категория народ может рассматриваться как сторона конституционно-правовых отношений, а именно как коренные малочисленные народы РФ (статья 69 Конституции РФ). ФЗ от 30.04.1999 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» — с точки зрения реализации их прав и обязанностей.

2. Государство. Особенности данного субъекта:

1) Данный субъект может быть характеризован в 2х значениях:

o российское государство;

o Российская Федерация.

Первое значение используется для таких отношений, как:

· «государство — общественные объединения»;

· «государственная собственность – государство».

В ФЗ от 31.05.2002 гражданство РФ определятся как устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностях. Исходя из легального определения, субъектами конституционно-правовых отношений является государство и физическое лицо.

«Государство – общественные объединения» — государство действует в рамках деятельности органов, которые действуют в рамках нормативно-правовых актов, т.е. законов. В ст. 13 ограничена деятельность общественных объединений. Кроме того у каждого общественного объединения должен быть устав.

«Государство – экономика» — взаимодействие через правовое регулирование. Ст. 75 Конституции РФ определена валюта (рубль) и эмитента (ЦБ РФ).

2) Органы государственной власти:

o Федеральное Собрание;

o Судебные органы.

· Органы государственной власти субъекта:

o законодательные (представительные) органы субъектов;

o исполнительные органы субъектов;

o высшие должностные лица субъектов;

o суды субъектов (Конституционно-уставные суды — 18 судов: 14 Конституционных судов и 4 уставных суда).

Пример взаимодействия: Правительство — Государственная Дума – Совет Федерации – Президент. Правительство вносит проект бюджета в ГД. ГД и СФ утверждает его, Президент подписывает. Исполняет бюджет Правительство РФ.

Пример: Гражданин – Президент РФ. Конституционно-правовое отношение – Президент РФ осуществляет по отношению к гражданину помилование, а также лишает гражданства.

Томская область: Администрация Томской области – Законодательная Дума Томской области – Губернатор Томской области. Конституционно-правовое отношения – по аналогии с бюджетом РФ.

3) Органы местного самоуправления и должностные лица – 12 статья Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 32 Конституции РФ — граждане РФ могут быть избраны в органы местного самоуправления.

4) Субъекты избирательных правоотношений – эти субъекты функционируют только на время выборов:

— избиратель – гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом;

— избирательные комиссии (Центральная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта, территориальная избирательная комиссия, окружная, участковая избирательная комиссия);

— доверенные лица кандидата;

— избирательные объединения (политические партии, уставы которых предусматривают право участвовать в выборах или референдумах);

— члены избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голоса;

— средства массовой информации и редакции печатных изданий.

3. Гражданин РФ – статья 33 Конституции РФ, статья 125 Конституции РФ указывают на гражданина РФ как субъекта конституционно-правовых отношений. Гражданин РФ может обращаться в правоохранительные органы, суды, в Европейский суд для защиты своих прав.

4. Иностранный гражданин, лицо без гражданства.Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющейся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства (апатрид) – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства или подданства другого государства.

Категории иностранных граждан:

1) Временно-пребывающие на основании визы, без визы – 90 суток, гражданско-правовой договор – 1 год;

2) Временно проживающие на основании – 3 года на основании миграционной карты;

3) Постоянно проживающие – вид на жительство в течение 5 лет.

Мигранты могут быть легальными и нелегальными. Общая проблема в мире – нелегальная миграция.

5. Беженцы и вынужденные переселенцы.Беженцы – иностранные граждане и лица без гражданства, которые вынуждены покинуть место жительства в связи с угрозой их жизни (ситуация в Ливии). Вынужденные переселенцы – граждане РФ, которые вынуждены переехать из территории одного субъекта на территорию другого субъекта.
6. Общественные объединения — статья 13, 30 Конституции РФ. В настоящее время действует ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях»: общественное объединение – добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В этом законе указаны 5 основных организационно-правовых форм:

1) Общественная организация;

2) Общественное движение;

3) Общественный фонд;

4) Общественное учреждение;

5) Орган общественной самодеятельности.

6) Политические партии.

В настоящее время действует ФЗ от 11.07.2000 г. «О политических партиях».

7. Депутат представительного органа.Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Например: гражданин – избиратель – кандидат – депутат – гражданин. Статья 32 Конституции РФ – право избрания только у гражданина РФ, избиратель и кандидат возможна предвыборная встреча, кандидат становится депутатом, когда он избран, а основная задача депутата – представлять интересы граждан.

8. Субъекты РФ.Статьи 1, 5, 55 Конституции РФ. Статья 11 часть 3 Конституции РФ.

ДЗ: Понятие федерации, субъекта федерации, на основе устава Томской области посмотреть признаки Томской области как субъекта.

1. Народ (нация, национальное крупное автономное объединение);

2. Государство (российское государство – социальное, правовое, светское, рыночный тип экономики, местное самоуправление; Российская Федерация);

4. (ОНС, должностные лица местного самоуправления);

6. Физические лица (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства, беженцы, политические беженцы);

7. Общественные объединения;

8. Политические партии;

9. Религиозные объединения:

1) Религиозная группа;

2) Религиозная организация.

10. Участники избирательного процесса (избиратели, избирательные комиссии, кандидаты, СМИ).

Объекты конституционно-правовых отношений – явления и предметы, по поводу которых возникают конституционно-правовые отношения:

1. Территория РФ и ее границы. Пример: ст.67 ч.3 Конституции РФ. На основании референдума принимается ФКЗ о возникновении нового субъекта.

2. Материальные блага: природные ресурсы, средства государственной казны. Заключаются гражданско-правовые договоры.

3. Поведение людей. Примеры: вступление в гражданство, отзыв депутата или выборного должностного лица.

4. Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений, политических партий и т.д.

5. Правовые акты. Правовые акты могут быть объектом рассмотрения в Конституционном Суде (ст. 125).

6. Личные неимущественные блага – честь, достоинство, личная неприкосновенность, депутатский иммунитет, вероисповедание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья написана по материалам сайтов: www.lawnews24.ru, studwood.ru, studopedia.ru.