+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Субъекты бюджетного права и бюджетных правоотношений


Бюджетное право – совокупность правовых норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок бюджетного планирования, рассмотрение, утверждение и исполнение всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

Бюджетное право является подотраслью финансового права.

Предмет бюджетного права составляют общественные отношения по поводу формирования, распределения, эффективности использования бюджетов как составной части финансовой системы государства – бюджетные правоотношения.

Методы бюджетно-правового регулирования:

1) общие (обусловлены юридической природой бюджетной деятельности государства и направленностью на обеспечение общего интереса)

2) специальные (используются в процессе реализации определенных функций бюджетной деятельности)

Нормы – установленные государством строго определенные правила поведения в рамках бюджетных отношений, закрепляющие юридические права и обязанности участников.

Виды:

3) уполномочивающие (устанавливают права участников бюджетного процесса на совершение определенных действий)

Субъектами бюджетных правоотношений являются:

1) государство (национально-государственные и административно-территориальные образования)

2) представительные и исполнительные органы государственной и местной власти

3) государственные и муниципальные организации

4) граждане и негосударственные организации

Особенности бюджетных правоотношений:

1) возникают в процессе обращения, распределения и использования централизованных государственных (муниципальных) денежных фондов.

2) Бюджетные правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу финансовых ресурсов государства

3) Одной из сторон в бюджетных правоотношениях всегда выступает государство или его уполномоченный орган или органы местного самоуправления.

Источники:

2) Бюджетный кодекс

3) ФЗ о федеральном бюджете

4) Законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ

5) МПА представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах

6) Иные федеральные законы, законы субъектов, МПА, регулирующие бюджетные правоотношения

7) Нормы международного права

§ 18. Бюджетные правоотношения и субъекты бюджетного права

Все бюджетные отношения делятся на две основ­
ные группы:
1-я группа — отношения, возникающие в процессе формиро­
вания доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации, осуществления государственных
и муниципальных заимствований, регулирования государствен­
ного и муниципального долга;
2-я группа — отношения, возникающие в процессе составле­
ния и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Рос­
сийской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюд­
жетной системы Российской Федерации, контроля их исполне­
ния, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотре­
ния и утверждения бюджетной отчетности.
Характерной особенностью бюджетного правоотношения яв­
ляется то, что оно, как правило, устанавливается и длится в тече­
ние финансового года или планового периода. Однако это не ис­
ключает возможность возникновения нового правоотношения по
тем же, что и ранее, объектам и между теми же субъектами. В не­
которых случаях правоотношения могут носить длительный ха-

рактер, например в отношении капитальных расходов, включен­
ных в бюджет развития, в отношении погашения государствен­
ных долговых обязательств и др. Специфика бюджетных правоот­
ношений проявляется и в императивном методе их регулирова­
ния, поскольку государство уделяет особое внимание формиро­
ванию, распределению и использованию бюджетных фондов, хотя
в некоторых случаях используется и диспозитивный метод, на­
пример в системе отношений по формированию доходов и опре­
делению направлений расходов бюджета. В то же время данные
правоотношения носят ярко выраженный материальный (1-я груп­
па) и процессуальный (2-я группа) характер.
К бюджетным относятся также правоотношения, устанавлива­
ющие правовой статус участников бюджетного процесса, поря­
док и условия их привлечения к ответственности за нарушение
бюджетного законодательства.

Особым видом бюджетных правоотношений являются межбюд­
жетные отношения, которые возникают между органами государ­
ственной власти Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления.
Носители юридических прав и обязанностей в отношениях
по образованию, распределению и использованию средств бюд­
жетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права.
В круг субъектов бюджетного права Российской Федерации
входят:
1) государства, государственные и административно-террито­
риальные образования:
— Российская Федерация;
-субъекты Российской Федерации — республики, края, обла­
сти, автономная область и автономные округа, города Москва и
Санкт- Петербург;
— местные административно-территориальные образования —
города, районы, села, поселки;
2) государственные и местные органы власти:
— законодательные (представительные) органы государствен­
ной власти и местного самоуправления;
-исполнительные органы власти и местного самоуправления;
3) государственные юридические лица и иные хозяйствующие
субъекты:
-бюджетные учреждения;
-государственные унитарные предприятия;
— муниципальные унитарные предприятия.
Субъект бюджетного правоотношения либо участвует в распре­
делении доходов и расходов между бюджетами разных уровней,
либо является участником бюджетного процесса, либо получает
из бюджета денежные средства в форме финансирования или кре­
дитования.

Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте понятие бюджета как экономической, финансовой и
правовой категории.
2. Каково значение бюджета в современных условиях?
3. Что входит в предмет бюджетного права?
4. Назовите особенности норм бюджетного права.
5. Перечислите источники бюджетного права.
6. Какова структура бюджетного законодательства?
7. Каковы особенности бюджетных правоотношений?
8. Назовите субъекты бюджетных правоотношений.

Право, теория и понятие права



Действующее российское бюджетное законодательство не лишено не­достатков. В частности, в нем отсутствует полный перечень участников (субъектов) бюджетных правоотношений. Анализ положений БК РФ показывает, что в состав участников бюджетных правоотношений вхо­дят следующие субъекты.
I • Государство и его территориальные подразделения: а) Российская Федерация,
б) субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, автономная область, 2 города федерального значения Москва и Санкт ­Петербург;
в) муниципальные образования:
1867 районов;
1091 гор.;
329 районов и округов в городах; %/ 1922 поселка городского типа;
24444 сельских администраций.

2. Президент и органы государственной власти Российской Федерации (ис­полнительные и законодательные органы). В их компетенцию в сфере бюджетных правоотношений входят:
• установление общих принципов организации и функционирования бюд­жетной системы РФ;
%/ разграничение и перераспределение доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней;
разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюдже­тами разных уровней;
определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
• определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
%/ определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муници­пальным долгом;
установление порядка (процедуры) и непосредственное составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполне­ние федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнени­ем, составление отчетности и утверждение отчетов об исполнении фе­дерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
установление федеральными законами порядка заимствований Россий­ской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправле­

ния, управления долгом Российской Федерации, субъектов РФ и орга­нов местного самоуправления;
осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управ­ление государственным долгом Российской Федерации;
установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов;
*/ установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерально­го бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов;
установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
утверждение бюджетной классификации РФ;
установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга; определение перечня и порядка осуществления государственных вне­шних заимствований;
определение перечня и порядка формирования государственных вне­бюджетных фондов, управление их деятельностью;
установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

3. Органы государственной власти субъектов РФ (исполнительные и зако­нодательные органы). К их компетенции в бюджетно-правовой сфере относятся:
• установление порядка (процедуры) и непосредственное составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъек­тов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение от­четов об исполнении бюджетов субъектов РФ, консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
%/ распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
• определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сбо­ров субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ;
разграничение полномочий между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в части осуществления расходов в соответствии с законода­тельством РФ;
установление совместно с органами государственной власти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам и соб­ственно ее предоставление;
установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов субъектом РФ;
определение перечня и порядка государственных внутренних заимство­ваний субъекта РФ, их осуществление (а также внешних заимствова­ний), управление государственным долгом субъекта РФ.
4, Органы местного самоуправления, к компетенции которых в бюджетно­-правовой сфере относятся:
установление порядка и непосредственное составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюд­жетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение от­четов об исполнении местных бюджетов;
• определение порядка направления в местные бюджеты доходов от ис­пользования муниципальной собственности, местных налогов и сбо­ров, иных доходов местных бюджетов;
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
определение порядка и осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом. 5 К прочим субъектам бюджетных правоотношений относятся:

органы государственных внебюджетных фондов; главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
бюджетные учреждения;
государственные и муниципальные предприятия и иные получатели бюджетных средств;
органы денежно-кредитного регулирования;
кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.

Субъекты бюджетных правоотношений

Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на 4 группы:

  • 1. государство, национально-государственные и административно-территориальные образования;
  • 2. представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;
  • 3. государственные и муниципальные организации;
  • 4. граждане и негосударственные организации.

К первой группе относятся: Российская Федерация, республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города, районы, села и поселки. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и использование их для социально-экономического развития соответствующей территории. Государства, национально-государственные и административно-территориальные образования участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы власти. Однако в этом случае они выступают от имени и в интересах в целом соответственно Российской Федерации, республики, края, области, и т. д., являющихся носителями бюджетных прав и бюджетных обязанностей.

Ко второй группе субъектов бюджетных правоотношений относятся представительные и исполнительные органы власти разного уровня: Правительство РФ; правительства республик в составе Российской Федерации; администрация соответствующих государственных административно-территориальных образований; система финансовых органов; Федеральное казначейство РФ; система банков; все другие органы, входящие в систему органов государственной и местной власти.

Бюджетные правоотношения могут возникать между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти одного уровня; внутри самих исполнительных органов власти этого же уровня; между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями и иными организациями этого же уровня подведомственности (а в определенных случаях — и вышестоящего подчинения) — с другой.

К третьей группе субъектов бюджетных отношений относятся: государственные и муниципальные организации; государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.

Что касается возможного участия негосударственных организаций в бюджетных правоотношениях, то следует отметить, что получение ассигнований ими из бюджета влечет за собой необходимость оформления доли государства в уставном капитале (ст. 80 БК РФ).

Четвертую группу составляют граждане и негосударственные организации, выступающие субъектами отношений по поводу формирования доходов бюджетов.

Установлено, что субъектов бюджетных правоотношений характеризуют следующие признаки:

  • — участие в распределении доходов и расходов между бюджетами;
  • -участие в любой стадии бюджетного процесса в качестве одной из сторон правоотношений;
  • — участие в формировании доходов бюджетов;
  • — связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования.

Наличие хотя бы одного из указанных признаков для субъекта бюджетных правоотношений обязательно, но их может быть два или все признаки. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Уч. для студентов вузов-3 изд.; прераб. и доп. М.- М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и Право, 2008 г.

Субъект бюджетного права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником бюджетных правоотношений, а субъект бюджетного правоотношения — это реальный участник, вступивший в конкретные правоотношения. Таким образом, субъект бюджетного права — понятие более широкое, чем субъект бюджетного правоотношения.

Статья написана по материалам сайтов: jurisprudence.club, partnerstvo.ru, vuzlit.ru.