+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Структура нормы права тгп


Структура норм права

3.1. Структурные элементы правовых норм. Несмотря на то, что нормы права являются первичными элементами позитивного права, они сами могут состоять из определенных элементов. Обычно в качестве структурных элементов правовых норм выделяют гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотезой (происходит от греч. «hypothesis» – основание, предположение) правовых норм является та их часть, где говорится об обстоятельствах, с наличием или отсутствием которых связывается реализация правовых норм. Реализация правовых норм может связываться с определенной категорией субъектов, их действиями, теми или иными событиями (например, стихийными бедствиями) и т. д. Часто гипотезы правовых норм начинаются со слова «если», хотя это не является обязательным условием.

Гипотезы правовых норм принято подразделять на простые, сложные и альтернативные. Простыми называются гипотезы, указывающие только на одно обстоятельство, с которым связывается реализация правовых норм. Например, норма, закрепленная в пункте 1 ст. 463 ГК РФ, гласит: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи». Данная норма имеет простую гипотезу, так как возможность покупателя отказаться от исполнения договора купли-продажи связывается только с одним обстоятельством – отказом продавца передать покупателю проданный товар.

Сложными являются гипотезы, указывающие на два и более обстоятельства, с которыми связывается реализация норм права. Так, в пункте 3 ст. 59 СК РФ говорится: «Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой». Норма, содержащаяся в этом пункте, имеет сложную гипотезу, поскольку орган опеки и попечительства может разрешить ребенку изменить его фамилию на фамилию матери при наличии двух условий: 1) если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и 2) если отцовство в законном порядке не установлено.

Альтернативная гипотеза тоже указывает на несколько обстоятельств, но для реализации правовой нормы достаточно любого из них. Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 578 ГК РФ даритель вправе отменить дарение, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения. По смыслу нормы, содержащейся в пункте 1 данной статьи ГК, даритель вправе отменить дарение при наличии любого из перечисленных в гипотезе этой нормы обстоятельств.

Диспозицией (происходит от лат. «dispositio» – расположение) принято называть ту часть правовых норм, в которой содержится само правило поведения, определяющее, как могут, должны или не должны поступать участники общественных отношений при обстоятельствах, указанных в гипотезе правовой нормы. Иными словами, диспозиция – это часть правовой нормы, говорящая о юридических правах и обязанностях, которые могут возникнуть у участников общественных отношений при обстоятельствах, указанных в гипотезе правовой нормы. Диспозиции целесообразнее всего подразделять на предоставительные, предоставительно-обязывающие, обязывающие и запрещающие, хотя встречаются и другие классификации (например, их делят также, как и гипотезы, на простые, сложные и альтернативные).

Предоставительные – это диспозиции, предоставляющие участникам общественных отношений определенные права, дозволяющие совершить им те или иные действия. Например, предоставительной является диспозиция нормы, закрепленной в пункте 1 ст. 152 ГК РФ. В нем говорится: «Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности».

Предоставительно-обязывающие – это диспозиции, которые предоставляют участникам общественных отношений определенные права и одновременно возлагают на них определенные обязанности. Так, в пункте 1 ст. 63 СК РФ говорится: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей».

Обязывающими являются диспозиции, возлагающие на участников общественных отношений определенные обязанности. Согласно пункту 2 той же ст. 63 СК РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Запрещающими считаются диспозиции, не дозволяющие участникам общественных отношений совершение определенных действий. Например, норма, закрепленная в пункте 3 ст. 426 ГК РФ, гласит: «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». Диспозиция этой нормы, выраженная словами «отказ коммерческой организации от заключения публичного договора … не допускается» является запрещающей.

Санкцией (происходит от лат. «sanctio» – строжайшее постановление) обычно называется та часть правовых норм, в которой говорится о неблагоприятных последствиях (мерах юридической ответственности, наказании и т. п.), которые могут наступить в случае совершения участниками общественных отношений нежелательных для государства действий (или бездействия). Нередко санкции тоже делят на простые, сложные и альтернативные. Однако б?льшего внимания заслуживают две классификации: по степени определенности и цели применения. По степени определенности санкции принято подразделять на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

Абсолютно определенные – это санкции, в которых размер неблагоприятных последствий является строго определенным. Так, согласно части 2 ст. 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Относительно определенные – это санкции, определяющие размер неблагоприятных последствий от минимального до максимального или только до максимального. Например, часть 3 ст. 8.4 КоАП РФ устанавливает наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

Альтернативными являются санкции, определяющие несколько видов неблагоприятных последствий, из которых применению подлежит только один, наиболее целесообразный для данного случая. Так, согласно части 1 ст. 158 УК РФ кража, т. е. тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

По цели применения санкции подразделяются на штрафные (карательные) и правовосстановительные. Штрафные (карательные) санкции имеют целью наказать, покарать правонарушителя. К ним относятся такие меры наказания, как штраф, лишение свободы и т. п. Правовосстановительные санкции преследуют иную цель – восстановить нарушенный правопорядок, обеспечить защиту нарушенных прав и законных интересов. К ним относятся такие меры воздействия, как принудительное исполнение неисполненной обязанности, признание сделки недействительной, возложение обязанности возместить причиненный вред и т. д.

Кроме гипотез, диспозиций и санкций иногда выделяют и другие структурные элементы правовых норм. Так, применительно к коллизионным нормам выделяют такие элементы, как объем и привязка. При этом объемом считается та часть коллизионной нормы, которая указывает на коллидирующие нормы, а привязкой – часть, определяющая закон, подлежащий применению при наличии коллизии, указанной в объеме. Правда, некоторые авторы называют объем коллизионной правовой нормы гипотезой, а привязку – диспозицией, с чем едва ли можно согласиться, так как привязка не указывает на юридические права и обязанности участников общественных отношений.

3.2 Дискуссия о структуре норм права. В учебной литературе обычно всегда отмечается, что вопрос о структуре норм права носит дискуссионный характер. И это действительно так. Не вдаваясь в анализ всех высказанных по данному вопросу мнений, в качестве основных отметим три точки зрения.

Согласно одной из них (ее разделяют многие исследователи) каждая правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. При этом норма права не совпадает с нормативно-правовым предписанием, поскольку элементы правовой нормы закрепляются не в одном, а в разных предписаниях либо одного, либо двух и более нормативных правовых актов. По мнению сторонников данной точки зрения, схематично норма права выглядит так: «если – то – иначе (в противном случае)», где «если» – это гипотеза, «то» – диспозиция, «иначе (в противном случае)» – санкция.

Согласно другой точке зрения нормы права состоят не из трех, а из двух элементов. Регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные – из гипотезы и санкции. При этом сторонники данной точки зрения исходят из того, что нормами права являются не какие-то абстрактные правила поведения, а конкретные нормативно-правовые предписания, содержащиеся в нормативных и иных правовых актах и построенные по схеме «если – то», где «если» – гипотеза, а «то» – диспозиция или санкция.

Наконец, согласно третьей точке зрения следует различать структуру так называемой логической нормы права и нормы-предписания. Логической нормой предлагается считать правило поведения, сконструированное логическим путем из различных нормативных предписаний, расположенных в статьях одного или нескольких правовых актов, а нормой-предписанием – закрепленное в статьях, пунктах, параграфах и т. п. государственно-властное веление. При этом в структуре логической нормы выделяются гипотеза, диспозиция и санкция, а в структуре нормы-предписания – гипотеза и диспозиция или санкция.

3.3. Структура нормы права как нормативно-правового предписания. Нетрудно заметить, что решение вопроса о структуре норм права во многом связано с понятием нормы права. В то же время понимание нормы права как правила поведения, состоящего из гипотезы, диспозиции и санкции, носит умозрительный, отвлеченный характер. В официальных источниках права, по крайней мере современных, мы не найдем норм, одновременно содержащих гипотезу, диспозицию и санкцию. Такие нормы можно сконструировать только логическим путем из связанных между собой нормативно-правовых предписаний. Как было сказано при освещении вопроса о понятии нормы права, под нормами права следует понимать установленные или санкционированные государством правила поведения, которые внешне выражены в форме нормативно-правовых предписаний, носящих общеобязательный характер. Следовательно, нормы права – это и есть нормативные предписания, установленные или санкционированные государством и получившие внешнее выражение в соответствующих источниках права.

Кроме того, понимание норм права как правил поведения, состоящих из гипотезы, диспозиции и санкции, создает немало проблем при классификации норм права. Так, даже самая простая классификация правовых норм по предмету правового регулирования оказывается проблематичной, поскольку согласно данной точке зрения отдельные элементы правовой нормы могут оказаться в нормативных актах, содержащих нормы разных отраслей права. Да и само выделение тех или иных отраслей права ставится в таком случае под сомнение.

В этой связи ближе к истине находится точка зрения сторонников двухэлементной структуры правовых норм, поскольку она основывается на понимании норм права как исходящих от государства нормативно-правовых предписаний. Вместе с тем и эта точка зрения представляется не вполне состоятельной, поскольку касается, в основном, только регулятивных и охранительных норм права, оставляя в стороне другие их разновидности.

На наш взгляд, вопрос о структуре правовых норм может быть решен следующим образом. Во-первых, при решении этого вопроса необходимо исходить из понимания норм права как установленных или санкционированных государством правил поведения, внешне выраженных в форме нормативных предписаний. Такие правила поведения не имеют строго определенной структуры. В частности, в конститутивных, дефинитивных и оперативных нормах права нет ни гипотез, ни диспозиций, ни санкций. Они не имеют четко выраженной структуры и не состоят из каких-либо элементов. По два элемента содержат регулятивные, охранительные и коллизионные нормы. В регулятивных нормах – это гипотеза и диспозиция, в охранительных – гипотеза и санкция, в коллизионных – объем и привязка.

Во-вторых, правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, следует рассматривать не в качестве реально существующей нормы права, а в качестве ее теоретической модели, юридической конструкции, которая играет немаловажную роль в правотворчестве при создании норм права. Так, сконструировав регулятивную норму, правотворческий орган обязательно должен подкрепить ее охранительной нормой, т. е. нормой, содержащей санкцию и рассчитанной на случай нарушения регулятивной нормы. Иначе регулятивная будет обречена на бездействие.

Говоря о структуре правовых норм, нельзя не отметить точку зрения представителей науки уголовного права, многие из которых считают, что нормы Особенной части Уголовного кодекса (это нормы, предусматривающие уголовную ответственность за конкретные виды преступлений) состоят из двух элементов: диспозиции и санкции. При этом диспозицией они называют ту часть уголовно-правовой нормы, в которой дается описание соответствующего вида преступления. По мнению сторонников данной точки зрения в нормах Особенной части Уголовного кодекса гипотеза и диспозиция сливаются, поскольку указание на тот или иной вид преступления свидетельствует о том, что такого рода деяния запрещаются.

Как представляется, подобная точка зрения вносит лишь путаницу в вопрос о структуре правовых норм. В теории государства и права та часть правовой нормы, где дается описание условий, обстоятельств, фактов, при которых норма будет действовать, применяться, традиционно именуется гипотезой. Поэтому едва ли правильно именовать диспозицией ту часть уголовно-правовой нормы, в которой дается описание преступления. К тому же о запрете преступлений говорят не столько гипотезы, сколько санкции уголовно-правовых норм, устанавливая за совершение преступлений соответствующие меры ответственности. А так как нормы Особенной части Уголовного кодекса – это охранительные нормы, то они состоят не из диспозиции и санкции, а из гипотезы и санкции.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под нормой права, и каковы ее признаки?

2. По каким основаниям можно классифицировать нормы права, и какие их виды можно при этом выделить?

3. Из каких структурных элементов могут состоять нормы права и все ли из этих элементов присущи каждой правовой норме?

Баранов В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права / В. М. Баранов; под ред. М. И. Байтина. – Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1978. – 148 с.

Власенко Н. А. Коллизионные нормы в советском праве / Н. А. Власенко. – Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1974. – 99 с.

Давыдова М. Л. Нормативно-правовые предписания в российском законодательстве : учеб. пособие. – Волгоград : Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2001. – 92 с.

Кулапов В. Л. Рекомендательные нормы советского права / В. Л. Кулапов. – Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1987. – 112 с.

Рыбушкин Н. Н. Запрещающие нормы в советском праве / Н. Н. Рыбушкин. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1990. – 112 с.

Сенякин И. Н. Специальные нормы советского права / И. Н. Сенякин. – Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1987. – 97 с.

Структура нормы права.

В основном в учебной литературе выделяют юридическую и логическую структуру нормы права.

Структура нормы права (юридическая) – это её внутреннее строение, характеризуемое наличием взаимосвя­занных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в источниках права.

Выделяют трёхзвенную структуру нормы права, к элементам которой относят гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на условия, при наличии которых реализуется норма. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придаёт им значение юридического факта. Гипотезой может служить любая оговорка – «если иное не предусмотрено законом или договором», «перечень случаев, когда допускается увольнение работника», «само употребление слов» по договору» (необходимость заключения договора). В нормах, рассчитанных на непрерывное действие (прежде всего в конституционном праве), гипотеза не является необходимым элементом.

1. от количества обстоятельств, обо­значенных в норме:

простые (одно обстоятельство),

сложные (наличие или отсутствие нескольких обстоятельств в совокупности),

альтернативные (связывает дейст­вия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье НПА обстоятельств).

2. в зависимости от формы выражения:

абстрактные (содержит общие, родовые признаки условий действия нормы)

казуистические (связывает реализацию нормы со строго определёнными жизненными обстоятельствами)

Диспозиция – это структурный элемент нормы права, определяющий само правило поведения.

1. По способу изложения:

прямая – только указывает на само правило поведения, не раскрывая полностью его содержания.

описательная – раскрывает содержание модели необхо­димого поведения, содержит указание на существенные признаки поведения.

отсылочная – содержит правило поведения в самой общей форме, от­сылая субъекта реализации к др. статье или части НПА (напр., те же действия, совершенные по­вторно).

бланкетная диспозиция – содержит правило поведения в самой общей форме, отсы­лая субъекта реализации к другим НПА.

2. по степени обязательности предписания:

3. в зависимости от формы выражения:

Регулятивные нормы права, как правило, устанавливают содержание правила поведения, которое выражается в мере дозволенного или должного поведения сторон регулируемого отношения. Та часть правовой нормы, которая закрепляет права и обязанности как меру их поведения, именуется диспозицией. В охранительных нормах сам запрет выступает диспозицией, а описание противоправного деяния рассматривается как гипотеза.

Указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. Существует точка зрения, что санкции могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания, так и позитивными – меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником). И в этом смысле нельзя отождествлять санкцию и наказание.

1. по степени определенности:

абсо­лютно определенные (точно указан вид наказания, последствия),

относительно определенные (правоприменитель может определить конкретный вид ответственности),

2. по характеру предусмотренных санкций:

простые (предусматривают только один вид наказания)

альтернативные (предусматривают два (реже – несколько) видов неблагоприятных последствий).

кумулятивные (предусматривают основное и дополнительное наказание)

3. по содержанию:

Следует отметить, что норма права и статья нормативного правового акта не всегда совпадают. Статья НПА может содержать несколько норм, может быть и по-другому: норма излагается в нескольких статьях одного НПА, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех трех её элементов, приходится анализировать несколько статей нормативного правового акта.

Также в тексте НПА может быть не выражено всех трёх элементов (гипотезы, диспозиции, санкции). Но это не означает, что НПА плохо разработан. При разработке НПА правотворческий субъект исходит из необходимости создать достаточно компактный текст (но не в ущерб содержанию). Поэтому те элементы нормы права, которые человек может «домыслить» на основе логики, в тексте НПА не прописываются. Например, если вы заключили трудовой договор, то в тексте НПА нет необходимости прописывать, что между работником и работодателем возникли трудовые правоотношения. Это и так понятно. Или если в Уголовном кодексе за совершение того или иного деяния предусмотрено наказание, то нет необходимости прописывать, что такие деяния совершать нельзя. Это тоже всем понятно.

Достоинством трёхэлементной (трёхзвенной) схемы является то, что эта схема побуждает правотворческих субъектов и практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объёме, к сопоставлению неразрывно связанных между собой статей нормативных актов. Именно таким образом, обращая внимание не только на центральную часть нормы права – диспозицию, но и на гипотезу и санкцию, можно создать условия для надлежащей реализации права. Особенно это важно для правовых норм, элементы которых содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона). Для этого нужно при решении любого юридического дела тщательно изучить все те положения законодательства, которые связаны с применяемым правоположением, т.е. не следует ограничиваться анализом отдельных статей нормативных актов.

Некоторые авторы выделяют таким образом логическую структуру нормы права, которая позволяет логически реконструировать нормы права, если в тексте НПА изложены не все структурные элементы (гипотеза, диспозиция, санкция). Она выражается в формуле «если ….. то ….. иначе….».

Хропанюк В.Н. Теория государства и права

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава ХI. НОРМЫ ПРАВА И ИХ СТРУКТУРА

§ 1. Понятие и структура норм права.
§ 2. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.
§ 3. Виды правовых норм.

§ 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НОРМ ПРАВА

Ранее отмечалось, что с формальной точки зрения право представляет собой систему норм, которые исходят от государства. Другими словами, право состоит из правовых норм. Правовая норма — это первичная клеточка права.

Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Норма права предусматривает свободу участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле:

— во-первых, как способность воли субъекта сознательно избирать тот, или другой вариант поведения (внутренняя свобода);

— во-вторых, как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).

Каковы же характерные признаки правовой нормы?

1. Норма права устанавливается или санкционируется государством. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах.

2. Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта. Что такое право собственности? Это есть свобода лица-собственника в полном объеме владеть и распоряжаться принадлежащей ему вещью. А право кредитора? Это его свобода требовать от должника возвращения долга. С другой стороны норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц. Эта содержательная сторона правовой нормы является такой же существенной как и предоставляемая свобода действий. В самом деле, если представить, что свобода лица ничем не ограничена, то при таком порядке вещей вообще не может быть речи о праве. Если бы каждому человеку была предоставлена обязательная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значило бы, что никто не имеет права на жизнь; если же нет правила, ограничивающего свободу присвоения чужой вещи, то ни у кого не будет права собственности.

Таким образом, норма права сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов, через действие обязанных лиц.

3. Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения. Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение со стороны компетентных государственных органов мер юридической ответственности к правонарушителям. Охранительный характер правовой нормы позволяет надежно защищать законные права и интересы граждан государства.

4. Благодаря вышеуказанным признакам (свойствам) нормы права выступают государственным регулятором типовых общественных отношений (например, отношений подчиненности в армии, отношений купли-продажи при совершении имущественных сделок). В этом выражается социальная роль правовых норм.

Структура нормы права. Норма права имеет характерное внутреннее строение (структуру). Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны. Таких элементов три: гипотеза, диспозиция и санкция.

1. Гипотеза (предположение) — это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Возьмем в качестве примера норму гражданского права, изложенную в статье 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет обязанность наймодателя по содержанию сданного внаем имущества. Гипотезой в данной норме является сдача внаем имущества. При таком условии у одного лица (наймодателя) возникает обязанность содержать сданное внаем имущество, а у другого (нанимателя) — право требовать исполнения этой обязанности.

2. Диспозиция (распоряжение) — это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а наниматель в случае неисполнения наймодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы, либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

3. Санкция (взыскание) — это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы права.

В рассматриваемом примере наймодатель в случае нарушения своих обязательств должен в соответствии с законом возместить убытки нанимателю. Если же наймодатель добровольно не выполняет эти законные требования, то компетентные государственные органы (суд, арбитраж) применяют к нему соответствующие меры государственного воздействия, которые и обеспечивают исполнение договорных обязательств.

Все логические элементы анализируемой правовой нормы можно кратко сформулировать так: если наймодатель сдал внаем имущество (гипотеза), то он обязан содержать данное имущество в пределах законных прав нанимателя (диспозиция), иначе к нему могут быть применены меры государственного воздействия, направленные на защиту прав нанимателя (санкция).

Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов. Представим, что в норме не указаны обстоятельства, при которых она действует, то есть отсутствует гипотеза. Такая норма будет безжизненной, ибо неизвестно, при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом. Если в норме нет диспозиции, то такая норма превращается в “пустышку”, теряет качество социальной нормы вообще. Отсутствие в структуре нормы санкции, обеспечиваемой мерами государственного принуждения, лишает ее качества правовой нормы, поскольку важнейшим признаком нормы права является охрана ее государством. Таким образом, норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.

§ 2. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВЫХ НОРМ В СТАТЬЯХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам исполнительной власти), то при анализе мы не всегда обнаружим все три элемента правовой нормы. Так, в статьях Конституции содержатся, как правило, только гипотеза и диспозиция, санкция же отсутствует. В ряде статей уголовного закона гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция формулируется только в общем виде. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают.

Фактически элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта. А иногда и в статьях различных нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при этом они сохраняют свою логическую структуру. Ведь норма права — это единое общеобязательное правило поведения, которое исходит от государства и находится под его защитой.

Что такое статья нормативно-правового акта? Это форма выражения, способ изложения правовой нормы.

Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

1. Прямой способ изложения. Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало трехчленной структуре нормы права. В действующих нормативных актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы, так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.

2. Отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения. Например, статья 103 Уголовного кодекса Российской Федерации “Умышленное убийство” гласит: “Умышленное убийство без отягчающих обстоятельств, указанных в статье 102 настоящего кодекса, — наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет”. В этой статье диспозиция нормы не раскрывается. Чтобы указать ее содержание, нужно обратиться к статье 102, где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из корыстных побуждений, из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью, совершенное способом, опасным для жизни многих людей и т. д. Следовательно, чтобы применить норму, которая содержится в статье 103 Уголовного кодекса, необходимо убедиться, что при умышленном убийстве отсутствуют признаки, указанные в статье 102 этого же кодекса. Статья 103 отсылает нас к статье 102, поэтому называется отсылочной. Вот почему и такой способ изложения структурных элементов правовой нормы в статьях закона также называется отсылочным.

3. Бланкетный способ изложения. При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержатся гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. Так, статья 252 Уголовного кодекса России гласит: “Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от 2 до 10 лет”. В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция), которые нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье, эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила вождения или эксплуатации машины.

Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.

Таким образом, норма права не тождественна статье закона. Норма права — это логически завершенное правило поведения, а статья закона — это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.

§ 3. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

Нормы права подразделяются на определенные виды по различным основаниям.

1. По отраслям права выделяются нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

2. По функциям, которые выполняют нормы права. Такая видовая классификация соответствует делению функций права на регулятивные и охранительные, которые осуществляются соответствующими (регулятивными или охранительными ) нормами права.

3. По характеру содержащихся в нормах права правил поведения. Различие здесь проводится в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность или право. По этому признаку выделяются нормы:

— обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнение оговоренной договором работы, возвращение долга, поставка заказчику продукции);

— запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия);

— управомочивающие, которые предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства).

4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов. По этому признаку нормы права подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.

— абсолютно определенные — это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное законодательство устанавливает исчерпывающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: если приговор вынесен незаконным составом суда, если нарушена тайна совещания судей, если приговор не подписан кем-либо из судей и другие условия. Здесь мы имеем абсолютно определенную гипотезу. В уголовно-процессуальном праве имеются нормы с абсолютно определенной диспозицией. Например, предписание суду удалять из зала судебного заседания всех свидетелей, явившихся до начала их допроса. Абсолютно определенные санкции точно и однозначно фиксируют вид и меру юридической ответственности за нарушение нормы права (например, штраф).

— относительно определенные — это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Так, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, суд, учитывая обстоятельства причинения вреда, может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уголовного права, которые устанавливают низший и высший пределы наказания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

— альтернативные — это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. Так, согласно гражданскому законодательству покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего качества, либо соразмерно уменьшения ее цены, либо безвозмездно устранения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупателя на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к правонарушителю. Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязанности загладить причиненный вред.

5. По кругу лиц нормы права подразделяются на общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. Специальные нормы действуют только в отношении определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).

6. Специализированные нормы права. Они классифицируются в зависимостей от того, какую роль выполняют в процессе правового регулирования. В отличие от регулятивных и охранительных норм они носят дополнительный характер, так как не содержат в себе определенных правил поведения. При регламентации общественных отношений эти нормы как бы подключаются к регулятивным и охранительным нормам, образуя с ними единый регулятор. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

— закрепительные — это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Например, нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве, нормы общей части уголовного права, устанавливающие единые признаки преступления, наказания, условий освобождения от наказания;

— дефинитивные — нормы, в которых содержатся научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособности, сделки, должностного лица);

— нормы-принципы — это нормы, в которых сформулированы общие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм (принципы уголовного процесса, задачи гражданского законодательства и т. п.).

Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям (например, по времени действия, по юридической силе). Однако во всех; случаях они выполняют роль государственного регулятора общественных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от посягательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация правовых норм служит более глубокому их пониманию и правильному применению) на практике.

Уяснение общетеоретических положений о структуре нормы права, способах изложения ее составных элементов в статьях нормативно-правовых актов классификации норм права, должно осуществляться на основе практического правового материала, подтверждающего положения теории.

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ

РОЛЬ ПРАВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГОСУДАРСТВА

ВОПРОСЫ ДНЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1.Норма права как первичный элемент системы права. Ее признаки и регулятивные возможности.

2. Что означает предоставительно-обязывающий характер правовой нормы?

3. Действительно ли норма права определяет меру внутренней и внешней свободы человека. В чем это выражается?

4. Что такое структура правовой нормы?

5. Раскройте содержание логических структурных элементов правовой нормы.

6. Может ли норма права выполнять свои государственной регулятивные функции при отсутствии хотя бы одного из ее структурных элементов?

7. Вам неизвестны условия действия нормы права. Можно ли применить ее предписания к определенным жизненным oбcтoятельствам?

8. Всегда ли можно обнаружить в статьях нормативно-правовых актов гипотезу, диспозицию и санкцию в их логическом единстве?

9. Какие способы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов вы знаете?

10. В чем отличие отсылочного способа изложения логических элементов правовой нормы от бланкетного?

11. Классификация норм права и ее значение для практики правового регулирования.

Структура правовой нормы

Будучи клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру — логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативных правовых актах.

Структура нормы права — это идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Рис. 15. Классификация норм права

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция даст возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (например, лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Структура юридической нормы есть результат отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения, количественные характеристики субъектов и объектов, распространенность и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение. Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в правовой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству уголовных отношений соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации в праве их наличия.

В структуре многих конституционных норм реально проявляется обычно один элемент.

Таким образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отношения определенного вида и выступает как закономерная реальность правовой системы конкретного общества.

Структуру правовой нормы нужно рассматривать как единство идеальной и реальной структуры.

Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразны й набор логически взаимосвязанных элементов, обусловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имеющая изначально потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но, изменяясь, сохраняется в своем результате. Это происходит благодаря тому, что она, как и реальная структура нормы, включает в себя столько элементов, сколько логически необходимо для регулирования определенного вида общественных отношений в нужном для законодателя направлении.

Реальная структура нормы права отражает в известной степени результат правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное общественно-властное или государственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.

Структуру правовой нормы можно представить как систему диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложившимися общественными отношениями, а также специфическими особенностями самих элементов. При этом, конечно, следует учитывать и волевое воздействие законодателя, который формирует направленность структурных элементов, связывает их действие с какими-либо юридическими фактами.

Благодаря тому, что право обладает свойством системности, обеспечивается и тесное взаимодействие структур различных юридических норм. Причем связи между ними могут быть простыми (однолинейными) и сложными (двусторонними, замкнутыми и т.д.). Взаимодействие структур может иметь вид сцепления, пересечения плоскостей действия или частичного (иногда полного) совпадения сфер функционирования. Примерами служат нормы конституционного и других отраслей права, нормы, закрепленные в общей и особенной частях ГК РФ, УК РФ.

Механизм образования структуры правовой нормы можно представить следующим образом. Законодатель, предполагая урегулировать то или иное общественное отношение, «примеряет» к нему априори логическую модель нормы, выработанную на основе человеческой практики, достижений науки, опыта правового регулирования. При этом он стремится направить развитие общественного отношения в нужном для него направлении, пытается установить его временные, пространственные характеристики, получить наибольший эффект от его правового урегулирования. Однако общественное отношение соответствует идеальной модели (логической структуре нормы) лишь в принципе. Оно вносит в модель коррективы, избирает в потенциальной логической структуре нормы те элементы и связи между ними, которые соответствуют его собственным элементам и связям. Иными словами, законодатель вынужден одновременно и приспосабливать логическую структуру к соответствующему виду общественных отношений, и учитывать необходимость внутренней и внешней логической согласованности юридических норм, используя все правовые средства, свойства права как системы. Результатом же выступает реальная структура нормы, всегда включенная в ее логическую структуру и структуры более высокого порядка (института, отрасли, права в целом).

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, www.gumer.info, studme.org.

«