8 (800) 700-89-82  Бесплатная консультация с юристом

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Структура механизма правового регулирования


Механизмом правового регулирования называют сложное правовое явление, единую систему правовых средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотношений для решения общественно полезных задач.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

1) правовые нормы;

2) правоприменительные акты;

3) правовые отношения;

4) акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами.

Существуют следующие виды механизма правового регулирования:

1) простой, который используется для регулирования лишь одного конкретного правового акта;

2) сложный, такой, который используется для реализации конкретного акта, но с использованием иных вспомогательных актов.

Используются следующие методы правового регулирования:

1) централизованное регулирование (субординация), при котором регулирование происходит на базе властно-императивных начал;

2) децентрализованное регулирование (координация), при котором регулирование реализуется под влиянием субъектов правоотношений с помощью односторонних правомерных юридических действий, договоров.

Способами правового регулирования являются:

1) запрещение – возложение обязанности воздерживаться от совершения поступков определенного характера;

2) дозволение – предоставление лицам прав совершать активные собственные действия;

3) позитивное обязывание – возложение обязанности активного поведения (уплатить, передать и др.).

Единой системой правовых установлений и форм юридически значимой деятельности, посредством которых обеспечивается достижение социально полезных целей и удовлетворяются интересы субъектов правоотношений, являются средства правового регулирования.

Процесс правового регулирования имеет различия в зависимости от выполнения лицом правовых обязанностей (в принудительном порядке или добровольно).

Выделяют также виды средств правового регулирования в зависимости:

1) от категории: средства-инструменты, которые входят в содержание права и представляют собой юридические термины, сведения о должном и запрещенном поведении и т. д.; средства-деяния, которые выражаются в юридически значимых поступках субъектов правоотношений;

2) юридической значимости: основные; вспомогательные;

3) функционального назначения: регулятивные;

4) характера права: материальные; процессуальные;

5) времени действия: однократные; многократные;

6) формы деятельности: нормативные; индивидуальные;

7) предмета правового регулирования: уголовно-правовые; гражданско-правовые и др.;

8) предоставления или ограничения прав: стимулирующие; ограничивающие.

Предметом правового регулирования являются различные правовые отношения, которые могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

Таким образом, механизм правового регулирования позволяет: 1) собрать воедино, обжаловать, представить в работающем в системе виде явления правовой действительности, а именно правоотношения, нормы, юридические акты и др.; 2) определить специфические функции, которые выполняют те или другие юридические явления.

Норма права: понятие, виды

1. Понятие нормы права.

Норма права (правовая норма) — формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

Признаки нормы права.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения — нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер — неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность — нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством — правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость — нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.

3. Структура, элементы правовых норм и способы их изложения.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура Если — то — иначе»).

Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.

Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

· управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);

· обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);

· запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).

Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

4. Виды правовых норм.

По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря — по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие (см. предыдущий пункт).

Существуют и другие классификации правовых норм:

1. По социальному назначению и функциям — на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные(устанавливающие ответственность за правонарушения).

2. По степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) — на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.

3. По источнику — на конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др..

4. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) — на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права.

Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).

§ 3. Структура механизма правового регулирования

Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая — обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществлять известные активные действия в интересах именно управомоченного. В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов, и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов. Оно конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Четвертая стадия — реализация субъективных

прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей — позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей — это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь — осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдение; исполнение; использование.
При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а также от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению[896]. При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставить им препятствий в какой-либо форме (невыполнение, частичное невыполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т. п.). При использовании субъект получает благо, ценность удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а также общественных интересов в охране и защите. Анализ перечисленных форм реализации позволяет выделить общую закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого пра-
923
вонарушения .
Стадии механизма правового регулирования: Стадия формирования и действия юридических норм характеризуется тем, что правовые нормы общим образом регламентируют поведение людей. На этой стадии только обозначается возможное поведение будущих участников общественных отношений. Здесь правовое регулирование на уровне информационном — это лишь право на бумаге. Стадия возникновения прав и обязанностей (правоотношений) характеризуется тем, что на основе юридических норм при наличии предусмотренных обстоятельств (юридических фактов) у конкретных субъектов возникают права и обязанности — индивидуальные меры поведения. Стадия реализации прав и обязанностей характеризуется тем, что программы поведения, которые заложены в юридических нормах и затем выражены в конкретных мерах поведения для данных субъектов (в правах и обязанностях), воплощаются в жизнь, осуществляются в фактическом поведении участников общественных отношений, становятся реальностью.
Элементы механизма правового регулирования
Выделенным выше трем стадиям соответствуют три элемента. Нормы права — юридические нормы представляют собой основу, исходную юридическую базу регулирования. С их помощью «программируется» поведение граждан. Правоотношения — это первый шаг в реализации общих программ поведения, содержащихся в нормах права. Это главное средство воплощения, перевода общих моделей поведения в конкретное поведение. Оно показывает, что перед нами точно определенные люди, которые в юридическом плане что-то могут или должны. Это [897] проявляется в установленных правом субъективных правах и юридических обязанностях для данных субъектов. Акты реализации прав и обязанностей — это юридически значимые результативные действия субъектов, в которых реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры поведения — возможности и требования. Здесь действие правового регулирования завершается, происходит перевод общих предписаний юридических норм в то фактическое, реальное поведение, на которое направлена воля законодателя.
Механизм правового регулирования — это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Структура механизма правового регулирования

Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования:

2. юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

4. акты реализации прав и обязанностей;

5. охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). (акты применения права)

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, на которые направлено регулирующее воздействие той или иной правовой нормы.

Для того чтобы общественные отношения могли быть объектами правового регулирования, они должны обладать следующими свойствами:

· общественные отношения должны иметь возможность свободного выбора;

· общественные отношения должны подлежать внешнему контролю;

· общественные отношения должны обладать общезначимой ценностью, важностью с точки зрения государства и общества;

· общественные отношения должны допускать возможность применения мер государственного принуждения.

Совокупность общественных отношений, регулируемых правовыми нормами, образует сферу правового регулирования.

Способы правового регулирования соответствуют делению норм права на дозволяющие, запрещающие и обязывающие:

· дозволение — это предоставление лицу возможности по своему усмотрению реализовать права и свободы, закрепленные диспозицией дозволяющей нормы;

· запрещение — это возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного активного поведения, от совершения тех или иных действий закрепленных диспозицией запрещающей нормы;

· обязывание — это возложение на лицо обязанности совершить те или иные активные действия, закрепленные диспозицией обязывающей нормы.

Методами правового регулирования являются:

· императивный метод — это метод властных предписаний, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной нормой модели поведения не представляется возможным;

· диспозитивный метод — это предоставление субъектам возможности самостоятельно и по своему усмотрению урегулировать свое поведение в рамках, предусмотренных законодательством.

Метод правового регулирования – это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера. Различают:

1. авторитарный метод (субординация, подчинение) – централизованное регулирование «сверху донизу» на властных императивных началах;

2. автономный метод (координации, равноправия) – децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как правомерные стороны.

Метод правового регулирования является одним из важных критериев разграничения права на отрасли.

Единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента:

1. механизм правотворчества

2. механизм реализации норм права

3. механизм государственного принуждения.

Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования – правотворчестве, правореализации или применении юридической ответственности – характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.

Целью правового регулирования является правомерное поведение субъектов права.

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

Юридические нормы действенны тогда, когда они соответствуют объективным условиям и закономерностям развития общества, в котором они действуют.

Вопрос 44

Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.

Правотворчество — это деятельность государственных органов и должностных лиц, направленная на усовершенствование законодательства путём принятия новых нормативных правовых актов, изменения или отмены устаревших.

ПРАВООБРАЗОВАНИЕ — социально обусловленный процесс формирования (фактического складывания) права, складывающийся под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера.

В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.

· Непосредственное правотворчество народа — участие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

· Законотворчество — oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

· Негативное правотворчество — отмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие не лигитимного нормативно- правового акта.

· Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

· Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

· Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.

· Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

· делегированное (в порядке реализации делегированных правотворческих полномочий, например, делегированных органом исполнительной власти органу местного самоуправления);

Правотворческий процесс — порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер(А.С.Пиголкин)

Законодательный процесс — совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.

Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

1) законодательная инициатива;

2) предварительное рассмотрение законопроекта;

3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой (3 чтения);

4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;

5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

1) преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;

2) повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают:

2) Совет Федерации;

3) члены Совета Федерации;

4) депутаты Государственной Думы;

5) Правительство РФ;

6) законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

7) Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения;

8) Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения;

9) Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

1) проектов законов

2) законопроектов о внесении

3) поправок к законопроектам.

В отличие от правотворчества, целью законотворчества является создание закона (законодательного акта).

Вопрос 45

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Порядок опубликования и вступление в юридическую силу нормативных актов.

Все нормативные акты имеют определенные пределы действия. Они распространяются на определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие; ограничены временными границами (действуют во времени); им присущ территориальные ограничения (действуют в пространстве); относятся ко всем или конкретным субъектам (по кругу лиц)

В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

· в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

· в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т. д.);

· в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.

Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

· — истечения срока, на который был принят юридический документ;

· — объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

· — принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

· — устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы

Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.

К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных нормативно-правовых актов, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

1) порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулировка: «Вступает в силу после официального опубликования»;

2) порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом — законом о введении его в действие.

Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу.

Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.


Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.


Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда

Решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения и подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение.

Решения Конституционного Суда публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».


Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти

Если порядок вступления в силу не определен в самом акте, то нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер, и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок.

Вопрос 46

Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.

Юридическая техника – это система правил, приемов и способов подготовки, оформления, публикации правовых актов и иных правовых документов

1) Законодательная (нормотворческая) включает в себя:

а) правила построение НПА. Предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих предписаний (общая часть) и конкретных установлений (особенная часть).

б) правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать

г) язык и стиль нормативного правового акта

К юридической технике принято относить:

1) Правовая аксиома – положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности. Например, закон обратной силы не имеет, никто не может быть судьей в собственном деле, из двух актов по одному и тому же вопросу действует акт, принятый вышестоящим органом, и акт, принятый позже, чем предыдущий

2) Правовая презумпция –предположения о наличии или отсутствии определенных фактов

Презумпция всегда носит предположительный характер.

3) Юридические фикции – несуществующее положение, признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным. Так согласно ст 21 ч 3 ГК РФ днем смерти граданина, объявленного судом умершим, считается вступления в законную силу соответствующего решения суда; освобождение от уголовной ответственности при деятельном раскаянии.

4) Преюдиции (лат. – отношение к предыдущему судебному решению)- обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда

ст 90 УПК РФ — Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При этом такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле.

Систематизация — целенаправленная деятельность по упорядочиванию НПА

1) Учет — это сбор, обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах.

Выделяют два вида учета:

журнальный или картотечный — это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию;

автоматизированный — это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.

2) Инкорпорация — это объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.

В зависимости от того, кто подготовил сборник или собрание, выделяют 3 вида:

1) Официальную – считаются в 2-х случаях:

а) если сам правотворческий орган подготовил и издал собрание или сборник

б) правотворческий орган утверди или иным образом одобрил собрание, подготовленное другим органом.

Особый вид инкорпорации — Свод законов.

2) официозную (полуофициальную) – собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но впоследствии издаются без его официально выраженного одобрения

3) неофициальный – проводятся научными учреждениями, коллективами, издательствами, отдельными учеными

ИНКОРПОРАЦИЯ:

Б) по органу издавшему

3) Консолидация — это объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе

нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт.

В результате консолидации появляется новый, объединенный нормативный акт. При этом вошедшие в него отдельные нормативно-правовые акты утрачивают силу.

Примером консолидации может служить вторая часть Налогового кодекса РФ, которая заменила собой целый ряд федеральных законов, каждый из которых был посвящён правовому регулированию порядка сбора, начисления и уплаты отдельных налогов и сборов.

4)Кодификация — это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права (Гражданский, Уголовный, Таможенный, Земельный кодексы) или правового института (Кодекс об административных правонарушениях, Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).

. Виды кодифицированных актов могут быть различны — это Основы законодательства, Кодекс, Устав, Положение.

Вопрос 47

Правоотношение: понятие, содержание, виды.

Правоотношения— отношения, урегулированные нормами права, юр содержанием которых являются субъективные права и обязанности

Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:

· Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);

· Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);

· Отрегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;

· Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).

· волевой юридической связью, то есть является результатом волеизъявления обеих сторон правоотношения, либо одной из его сторон;

включает в себя:

3) содержание правоотношения

4) юридическое содержание правоотношения

5) фактическое содержание правоотношения (само поведение субъектов)

6) субъективные права

7) юр обязанности

субъект правоотношений – правосубъектное лицо, у которого в рамках правоотношения возникают субъективные права и юр обязанности

Субъектами правоотношения могут быть лица, наделенные правосубъектностью.

Правосубъе?ктность — способность физического или юридического лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений.

Правоспособность — это способность лица иметь права и нести обязанности.

Дееспособность — это способность лица самостоятельно, по своему усмотрению, осуществлять свои права и обязанности. :

а) малолетних (6-14)

б) несовершеннолетних (14-18)

различия заключаются в объеме прав и несение юр ответственности за совершение сделок

а) злоупотребляет алкоголем, наркотиками

б) ставит свою семью в тяжелое материальное положение

· также лицо может быть лишено дееспособности (в результате психического заболевания или слабоумия, когда не способна руководить своими действиями и отдавать отчет своим действиям)

Деликтоспособность — это способность лица нести предусмотренную законом ответственность за совершенные правонарушения.

Элементы правосубъектности физ лиц:

правовойстатус – комплекс прав и обязанностей, закрепленных в зак-ве

правовоеположение— определенное место, которое лицо занимает, вступая в правоотношения

правовоесостояние— длящийся юр факт, указывающий на права и обязанности субъекта.

Субъектами правоотношения могут быть:

· физические лица(граждане, апатриды, бипатриды, беженцы, иностранцы…)

· Территориальные образования такие как государства, регионы, города, муниципальные образования;

· Юридические лица — организации, которые имеют обособленное имущество, и от своего имени осуществляют юридические права и обязанности, могут выступать в суде в качестве истца и ответчика и т.д.

Объект правоотношения— материальные или нематериальные блага, ценности, по поводу которых складываются правоотношения. (интересы его субъектов)

Монистическая – объект правоотношения – поведение людей

Плюралистическая – объект правоотношения – различные соц блага

3) ценные бумаги

5) предметы духовного творчества

6) личные неимущественные блага

7) поведение участников правовых отношений (выражается в активных или пассивных действиях (бездействиях))

8) результат поведения участников правоотношения

содержание правоотношения –субъективные права и юр обязанности.

Юридическое содержание — возможность совершения определенных действий управомоченным лицом или необходимость выполнения тех или иных действий обязанным лицом, а также необходимость соблюдения запретов, установленных нормами права

Фактическое содержание – реальное действие по осуществлению субъективных прав и выполнению юр обязанностей

Субъективное право— предусмотренная нормой права мера дозволенного поведения управомоченного участника правоотношения, обеспеченная мерами гос защитой

Юр обязанность – предусмотренная нормой права мера должного поведения обязанного участника правоотношения в интересах управомоченного лица.

Классификация правоотношений:

-по степени определенности

· Абсолютные и относительные (У абсолютных правоотношений формально определен только управомоченный участник. Вторая сторона правоотношения как персонально определенный субъект отсутствует. При этом у всех субъектов существует обязанность не нарушать субъективное право первого участника. Например, отношения собственности, где собственнику противостоит неопределенное множество субъектов права, обязанных воздерживаться от любых действии, препятствующих реализации права собственности.

В относительных правоотношениях персонально определены все участники. К этому типу относятся все правоотношения договорного типа, сделки, обязательства. Носителю субъективного права — управомоченному лицу в относительном правоотношении противостоит конкретное обязанное лицо.)

· Двусторонние и многосторонние (Однако, необходимо чётко уяснить, что абсолютные и многосторонние правоотношения — это совершенно разные виды правоотношений. У абсолютных правоотношений персонально определен лишь один участник, которому противостоит неограниченное количество субъектов. А у многосторонних правоотношений поименно определены все субъекты правоотношения, хотя общее количество их может быть значительным (акционеры акционерного общества открытого типа).

· Регулятивные и охранительные

-По длительности существованиявыделяют

· краткосрочные правоотношения (договор розничной купли-продажи);

· среднесрочные правоотношения (аренда помещения),

-по кол-ву участников

· Простые и сложные правоотношения.

Простые правоотношения характеризуются тем, что субъективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого участника. (отношения по договору займа).

В сложных правоотношениях каждый из участников одновременно обладает и субъективными правами, и обязанностями Сложными правоотношениями являются, как правило, процессуальные правоотношения, трудовые правоотношения и др.

Вопрос 48

Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.

Юридический факт — это закрепленное в гипотезах норм права конкретное жизненное обстоятельство, наступление которого влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Юридическими являются не все жизненные факты, а лишь предусмотренные нормативно.

Структура механизма правового регулирования

3. Структура механизма правового регулирования.

Потребность в различных правовых средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения целей субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Именно неординарность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового обеспечения.

Хропанюк В.Н. выделяет следующие элементы механизма правового регулирования:

Акт реализации юридических прав и обязанностей.

Но А.В. Малько к этому перечню относит еще две стадии:

Охранительный правоприменительный акт.

Рассмотрим каждый из этих элементов отдельно.

“Норма права – это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения предоставляет участникам общественного положения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности”.

Бабичев В.К. несколько по – другому дал понятие норм права. По его мнению, юридическая норма – это общеобязательное веление, выраженное в виде государственного властного предписания и регулирующее общественные отношения.

А вот Голлунский считает, что норма права это не всякое имеющее юридический характер предписание, а только такое предписание, которое представляет собой общее правило, рассчитанное на многократное его применение.

Существует и множество других определений норм права, но все они выделяют следующие признаки:

Норма права – это норма позитивного права, регулирующая отношения в позитивном праве.

Формальная определенность нормы права, норма права носит формализованный характер. Это означает то, что это правило поведения, выраженное государством, и имеется источник, где закреплена норма. Содержание правовой нормы излагается и существует только в формально закрепленном виде.

Определенность норм права. В нормах права правило поведения изложено в самых главных, существенных чертах. Отличается четким детальным изложением и точностью. Здесь отражается вид общественных отношений, регулируемых нормами права. Здесь имеется в виду регулирование отношений в определенной отрасли права: в гражданском, административном, уголовном праве и т.п.

Общеобязательность норм права означает то, что нормы права распространяются на участников отношений данного вида и не зависит от того, каково субъективное отношение к нормам тех или иных людей, согласны они с нормами или нет.

Принудительность означает то, что норма права охраняется принудительной силой государства. Норма права – это установление, направленное не только в настоящее, но и в будущее. Содержание, смысл, цель нормы состоит в том, чтобы упорядочить общественные отношения определенного вида, подчинить их определенному режиму, способствовать их развитию в том или в ином направлении.

Структура правовой нормы – это способ организации содержания правила поведения, находящегося в этой норме. Это правило поведения можно представить в виде структурных элементов, которые последовательно раскрывают содержание нормы права. И таких структурных элементов всего три:

Гипотеза – элемент нормы, указывающий те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма права вводится в действие. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Гипотеза является необходимым структурным элементом, который выступает условием обязательности.

Диспозиция – это элемент юридической нормы, указывающий на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений. Это стержень юридической нормы, ее сердцевина, модель правомерного поведения. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией диспозиция действует, проявляет свои регулирующие способности.

И, наконец, последний элемент структуры нормы права:

Санкция – это логически завершающий элемент, содержащий указания на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы права.

Норма права может функционировать лишь при наличии всех ее структурных элементов, только при их единстве и логической взаимосвязи будет являться государственным регулятором.

Говоря иными словами, нормы права формируют правило поведения, которое служит удовлетворению тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочивания. Также нормы права прогнозируют препятствия этому процессу и все возможные правовые средства их преодоления.

Правоотношение – следствие действия права как социального и государственного института, правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Существует три отличительных признака правоотношений:

Во – первых, правоотношения – это форма фактического общественного отношения, которая складывается на основе правовых норм. В своей жизни люди вступают друг с другом в различные отношения. Но не все жизненные отношения, как известно, регулируются с помощью норм права. Форму правоотношений получают лишь отношения, регулируемые правовыми нормами. Нормы права включают в себя общеобязательные юридические права и обязанности людей, которых должны придерживаться в соответствии с правовыми предписаниями. Они реализуются в процессе вступления в правоотношения. Посредством правовых отношений требования норм права претворяются в жизнь.

Вторым признаком является наличие взаимных юридических прав и обязанностей. Если один субъект правоотношения обладает правом, то на другого возлагается юридическая обязанность.

В – третьих, правоотношения носят сознательно – волевой характер. Этот характер с одной стороны возникает на основе правовых норм, которые являются продуктом сознательно – правовой деятельности людей. С другой стороны субъекты правоотношений реализуют нормативные права и обязанности посредством своих сознательных волевых действий.

Четвертый признак правоотношений вытекает из гарантирования их государством и охраны в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает экономические, социальные и другие условия необходимые для полной реализации правовых норм. При нарушении меры свободы правомочных или обязанных лиц, которые вступили в правоотношение, государство принимает принудительные меры к их обеспечению.

Структура правоотношения включает в себя четыре необходимых элемента:

Субъекты правоотношений – люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Каким бы то ни было правоотношение, оно должно заключать в себя не менее двух субъектов, так как отдельный индивид не может находиться в каком – либо общественном отношении, с самим собой. Мера участия Субъектов в правоотношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – это способность гражданина иметь права и обязанности, то есть быть субъектом этих прав и обязанностей. Российский Гражданский кодекс закрепляет для всех равную возможность иметь гражданские права и исполнять обязанности, независимо от их возраста психологического и физического состояния, а также способности самостоятельно приобретать субъективные права и осуществлять их.

Дееспособность – это способность субъекта осуществлять своими личными действиями права и обязанности, отвечать за последствия, быть участником правоотношений. Дееспособность связана психологическими и возрастными свойствами человека и зависит от них.

К индивидуальным субъектам правоотношений относятся: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством. К коллективным – само государство, государственные органы и учреждения, общественные объединения, административно –территориальные единицы, субъекты РФ, избирательные округа, религиозные организации, промышленные предприятия, иностранные фирмы, специальные субъекты.

Объекты правоотношений – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, — то, ради чего возникает само правоотношение.

В зависимости от характера и вида правоотношений их объектами выступают:

а) Материальные блага. Характерны для гражданских, имущественных правоотношений.

б) Нематериальные блага. Типичны для уголовных и процессуальных отношений.

в) Поведение, действия субъектов, разного вида услуги и их результаты.

Складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности.

г) Продукты духовного творчества. Все что является результатом интеллектуального труда.

д) Ценные бумаги, официальные документы.

Вообще, объект правоотношения – это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Субъективное право, по определению Хропанюка В.Н., — это предоставляемая и охраняемая государством возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Свое название оно получило благодаря тому, что только от воли субъекта зависит, как им распорядиться. Эта возможность правовая, устанавливающая меру допустимого поведения.

Юридическая обязанность – четвертый структурный элемент правоотношений. Она представляет собой предусмотренную законодательством и охраняемую государством необходимость дозволенного поведения субъекта правоотношения в его же интересах.

Короче говоря, правовые отношения выделяют, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворить, а какая — обязана либо не препятствовать этому удовлетворению, либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного.

в) Акты реализации юридических прав и обязанностей.

Это четвертая стадия механизма правового регулирования, при которой происходит реализация субъективных прав и юридических обязанностей, позволяющая интересу субъекта удовлетвориться. По определению Малько А. В., акты реализации субъективных прав и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности воплощаются в жизнь, – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в двух формах: соблюдение, исполнение и использование.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, которые запрещены правовыми нормами. Он не реализует при этом свои собственные цели, отличные от целей контр – субъекта, а также от общественных интересов в охране и защите, и этим самым не препятствует их удовлетворению.

При исполнении обязанностей субъект активными действиями должен удовлетворять как интересы контр –субъекта, так и общественные в охране и защите, не ставя им никаких препятствий.

При использовании субъект, получая благо, ценность, удовлетворяя личные интересы, не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц.

Делая обобщение перечисленных форм реализации, можно сказать, что во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контр – субъектов.

г) Юридический факт.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий.

Юридические факты разнообразны и квалифицируются по различным основаниям.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

Событие – это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей.

Действия – это такие факты, которые зависят от воли людей.

Юридические факты определяют специальные условия, при наступлении которых “включается” действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Они используются в качестве “спускового крючка” для движения конкретных интересов по юридическому “каналу”.

д) Охранительный правоприменительный акт.

Эту пятую стадию механизма правового регулирования принято называть факультативной. Она вступает в действие тогда, когда не удается беспрепятственная форма реализации права и когда на помощь неудовлетворенного интереса должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность.

Препятствием здесь будет считаться неудовлетворение личных интересов субъектом, а также общественных интересов в охране и защите.

Совершая преступление, субъект лишается возможности удовлетворения интересов своих контр — субъектов, что неизбежно ведет к наступлению определенных юридических последствий.

В условиях конфликтной ситуации управомоченный имеет право на защиту, с помощью которой он возбуждает правоприменительный процесс. Вытекающее из факта правонарушения право на защиту включает в себя материальные требования субъекта к правонарушителю по случаю противозаконного препятствования удовлетворению своих интересов.

Нарушивший субъект в рамках охранительных правоотношений получает юридическую обязанность, которая выражается в необходимости претерпеть применение к нему мер принудительного свойства. Поэтому охранительное правоотношение состоит из властеотношения, в котором юрисдикционный орган направляет свою власть с целью создания всего необходимого для восстановления справедливости, для удовлетворения неудовлетворенного интереса управомоченного.

Способы и отраслевые методы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений порождает разнообразие в способах и методах правового регулирования. Принято выделять два метода правового регулирования:

Диспозитивный (децентрализованный) — метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях (гражданское право).

Императивный (централизованный) — метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Для него характерны отношения субординации, применяется в публично-правовых отраслях, где общественные отношения приобретают общесоциальный интерес.

Именно они лежат в основе всех отраслевых методов. Однако объяснить своеобразие отраслевого регулирования только названными приёмами нельзя.

Способы правового регулирования — основные направления юридического воздействия на общественные отношения, выраженные в юридических нормах и иных правовых средствах.

Таких способов три:

Дозволение — предоставление участникам общественных отношений возможности действовать самостоятельно из собственных интересов.

Запрет — закрепление за участниками общественных отношений обязанности воздерживаться от определённых видов общественных отношений. Этот способ правового регулирования закрепляет пассивное поведение участников общественных отношений.

Позитивная обязанность — закрепление за участниками общественных отношений обязанности действовать активно.

Сочетание данных трёх способов образует отраслевой метод правового регулирования. Каждая отрасль права имеет свой метод.

Отраслевой метод — это особый приём юридического воздействия, образуемый дозволением, запретом и позитивной обязанностью. Специфика этого сочетания и отражается в методах правового регулирования. Их четыре:

Взаимное правовое положение субъектов правоотношений;

Система юридических фактов;

Порядок определения прав и обязанностей участников правоотношений;

Система правовых санкций, применяемых к правонарушителям.

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования — это особый порядок правового регулирования.

Существует два вида типов правового регулирования в зависимости от того, какой из способов правового регулирования лежит в основе правового регулирования — общее дозволение или общий запрет:

Общедозволительный тип правового регулирования — разрешено всё, что не запрещено в праве;

Общеразрешительный тип правового регулирования — запрещено всё, кроме разрешённого в законе.

Первый тип правового регулирования используется для воздействия на частноправовые отношения, он более адекватен для горизонтальных отношений (отношения между субъектами, равными по своему социальному статусу).

Второй же используется для регулирования вертикальных отношений — публично-правовых (властных).

Понятие и виды индивидуального правового регулирования

Индивидуальное правовое регулирование — это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных законом.

Особенности такого правового регулирования заключаются в следующем:

Этот вид правового регулирования основан на принятии участниками общественных отношений собственных решений, в которых они выражают свою волю и интерес.

Предполагается свободное усмотрение субъектов, но оно не должно противоречить действующим юридическим нормам и принципам.

осуществляется в тех ситуациях, которые не определены в юридических нормах однозначно (существует выбор поведения) или вообще не урегулируются.

основания возникновения индивидуального правового регулирования:

юридические нормы абстрактны, и поэтому не в состоянии учесть все общественные ситуации. участникам общественных отношений предоставляется возможность самим урегулировать ту или иную ситуацию.

Индивидуальное правовое регулирование побуждает людей действовать активно, что может быть полезным для общества.

Нормативная база статична, а общественные отношения динамичны — возникают пробелы, которые и урегулирует индивидуальное правовое регулирование.

Правовое регулирование подразделяется на виды в зависимости от способа взаимосвязи субъектов:

Автономное правовое регулирование — при таком правовом регулировании прямо не затрагиваются интересы других лиц, и не требуется их волеизъявление (к примеру, правомерное поведение лица). Роль государства заключается в установлении масштаба свободы.

Координационное (договорное) индивидуальное правовое регулирование — участники правоотношений определяют варианты своего поведения путём заключения договора.

Субординационное индивидуальное правовое регулирование — имеет место в процессе правоприменительной деятельности, при таком регулировании один из субъектов обладает властью.

Статья написана по материалам сайтов: lib.sale, megaobuchalka.ru, www.kazedu.kz.

«