+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Различные подходы к понятию системы права


Система права — это внутренняя структура права, состоящая их взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Системность права предполагает следующие характеристики: 1. единство, целостность; 2. внутреннюю расчлененность, наличие элементов; 3. взаимодействие элементов права; 4. наличие центра (как систематизирующего фактора). Основной элемент системы — юридическая норма, т.к. доминирует нормативный подход к пониманию права.

Подходы к понятию системы права. Учебная литература предлагает следующие подходы:

  • 1. Материальный подход. В его основе лежат общественные отношения. В юридической литературе они получили название предмета правового регулирования. Это самое распространенное основание деления системы права на отрасли: государственное, административное, гражданское, уголовное, трудовое и т.д.
  • 2. Структурный подход. Его называют еще иерархическим, системно-структурным. Он предполагает деление системы права на несколько иерархических уровней: уровень юридической нормы; уровень правового института; уровень отраслей права. Структурированность, иерархичность, пирамидальность системы права предполагает, что: каждый нижестоящий уровень системы более конкретен, дифференцирован по содержанию. 3. Исторический подход. Критерием деления системы права здесь выступает форма права, которая складывалась исторически. В соответствии с данным критерием (подходом) различают: обычное (традиционное) право, правовой обычай; прецедентное право; договорное право; право законов (кодифицированное, статутное право).
  • 4. Генетический подход. Названный подход предполагает деление системы права на: 4.1. естественное право (первичным в нем выступает человек) и позитивное право (оно от государства и общества); 4.2.частное право (основанное на удовлетворении и защите интересов частных лиц) и публичное право (основанное на защите публичного интереса).

Иванов. Также выделяют такие подходы как: 1. Нормативный подход; Система права — упорядоченная совокупность действующих юридических норм. 2. Социологический подход; Система права — упорядоченная совокупность взаимодействующих между собой правовых отношений. 3. Психологический подход; Система права — упорядоченное единство взаимодействия идей, взглядов, представлений о праве. Система права — упорядоченное единство взаимодействия 1, 2 и 3-го подходов.

Трактовка системы права зависит от типа право понимания. Понятие системы права зависит от понятия права.

Если ученые считают, что право — это юридическая норма, то система права — единство юридических норм. Если право — правоотношения, то система права — единство всех правоотношений. Если право — принципы, то система права — единство принципов. Наиболее объективно, что система права — единство юридических норм, правоотношений и принципов правосознания.

Система права

Система права.doc

1. Понятие системы права…………………………………………… ….. 3

Различные подходы понимания системы права.

2. Элементы системы права…………………………………………… … 8

3. Критерии деления права на отрасли и институты…………………… 17

4. Материальное и процессуальное право……………………………… 21

5. Частное и публичное право ……………………………… …………. 22

Список использованной литературы……………………………………. 27

Прежде чем говорить о системе права, необходимо дать определение права.

Известное замечание Канта о том, что юристы все еще ищут определение права, актуально и сегодня.

Еще с древних времен люди задавались этим вопросом. Ведущие школы права всегда стремились дат свое понимание права, подчеркнуть его черты и отличительные особенности. В разные исторические эпохи представление о праве менялось. Так, для Аристотеля право – это политическая справедливость; для средневековых мыслителей – божественное установление; для Ж-Ж Руссо – это общая воля; для Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро – это идеальное право, обусловленное природой человека; для Г. Кельзена – явление, приказ государства, нормы, создаваемые государством и т.д. Анализ различных теорий, рассматривающих сущность права, приводит к формулировке трех основных подходов к праву, к его пониманию.

Так, сторонники нормативного подхода определяют право как систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений. [14, С.105]

Нравственный (философский) подход к пониманию права основывается на теории естественного права. Определение права связано со стремлением воплотить справедливость, отсюда право – это форма отношений равенства, свободы, справедливости, определяемая принципом формального развития участников данной формы отношений. [12]

В соответствии с социологическим подходом понимания права при его определении отдается предпочтение действиям или правоотношениям.

Право с таким уклоном – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присуще нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. [16, С.231]

Право, кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается ее организация, способы образования как каждой отдельной нормы права, так и всех норм в единое целое, в систему.

Вопрос о системе права неоднократно поднимался в правовой науке. Повышенный интерес к этому вопросу объясняется большой теоретической и практической значимостью. От правильного его разрешения во многом зависит направление кодификации законодательства, проведение научных исследований в области юриспруденции, преподавание юридических наук.

Так что же такое система права? Какова ее структура? Какую роль система права играет в правовом регулировании общественных отношений?

1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА.

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ПОНИМАНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВА.

Одним из признаков права является его системность. Термин «система» имеет греческое происхождение (systema) и переводится как «целое» либо как «составное из частей». Причем система –это не простая сумма определенных частей, ее отличает непротиворечивость, взаимозависимость и упорядоченность составляющих ее элементов. Каждый из этих элементов в отдельности выполняет определенную функцию, а вместе они обеспечивают само существование всей системы, т.е. если какой-либо элемент системы выйдет из строя, приходит в негодность и вся эта система целиком.

Право предоставляет собой целостное образование, именуемое системой права. Любое право это не механическая, хаотическая совокупность правовых норм, а определенная, внутренне согласованная система.

По мнению Комарова С.А. под системой права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. [9, С.272]

М.М. Байтин; Д.С. Петров характеризуют систему права как внутреннее строение действующего в государстве права, отражающее единство составляющих норм и их разграничение на отрасли, институты и подотрасли права. [5, С. 25-35]

Н.И. Матузов сформулировал систему права как внутреннюю его структуру (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. [15, С. 394]

Алексеев С.С. писал, что право представляет собой весьма сложную целостную систему. Право отличается многоуровневой, иерархической структурой – одним из наиболее выразительных показателей высокой степени его институционности. Структура права выражает многообразие и многоплановость методов и приемов юридического регулирования. [3, С. 240]

Системность – общее свойство всех типов права. Структура права – это юридическое выражение структуры данного общества.

Следует различать «систему права» и «правовую систему». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы.

Система характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяются, во-первых, единством выраженной в них государственной воле, во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют, в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов, в-четвертых, единством конечных целей и задач.

Государство и власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему «хотению» учредить, внести декретом «желаемую» систему права.

Объективность – важнейшее свойство системы права, в отличии от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависит от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определяющая его система, в то же время систематизации может и не быть. Систематизация – это сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике, но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Важным признаком системы права являются:

  • Целостность, единство норм права
  • Системность права

Нормы права должны соответствовать экономическому базису общества, они взаимосвязаны, взаимообусловлены друг другом. Системность – это внешнее свойство системы. Ее важнейшее качество – непротиворечивость, отсутствие положений, которые бы не были согласованы.

Право принадлежит к числу особых системных объектов, уровень которых определяются развитостью права данного государства, обуславливается уровнем кодифецированности законодательства.

Право – это функциональная система, ее возникновение, существование и развитие подчинено интересам политических сил, стоящих у власти или общенародным интересам.

Право – формализованная система, воплощенная в нормативных актах.

Право – это сложная многоуровневая структура.

Всякая система предполагает два компонента:

— структуру – обособление и «набор» относительно самостоятельных элементов в рамках какого- либо единого общего целого,

Структура – это устойчивое единство элементов, выражающее упорядоченность, устойчивость отношений. Единство элементов предполагает взаимодействие их между собой, благодаря чему элементы приобретают своеобразные качества, присущие системе в целом.

Для познания и освоения системы права используют различные подходы, раскрывающие основные формы существования и логику развития правовой материи.

Генетический подход в качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выделяет человека, тогда как производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество. Здесь берут начало системообразующие, устанавливающие право как единое целое связи и те связи, которые обуславливают его деление на естественное и позитивное.

Естественное право – этот совокупность прав и обязанностей, вытекающих их самой природы человека как разумного социального существа, т.е. те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе.

Позитивное право – это система норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных в нормативно-правовых документах. Все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.

Исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как системы общий критерийформа (источник) права, определяющая системообразующие начала, специфику объединения элементов, архитектонику. В соответствии с этим различают:

Исторический взгляд, раскрывая генетические связи системы права, составляющие ее основу, прослеживает и динамику изменений системы во времени и пространстве. Здесь проявляется влияние на право различных религиозных, идеологических, этнических факторов, соотношение между ними.

В этом плане, например, выделяют системы:

2. ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА

Система права, как и любая другая система, представляет собой сложноорганизованное, единое целое, состоящее из отдельных элементов. Такими элементами являются:

  • Нормы права
  • Отрасли права
  • Подотрасли права
  • Институты права
  • Субинституты

Различные подходы к системе права.

Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

Система права включает в себя четыре компонента:

Характеристика норм права будет дана в отдельном разделе. Что касается правового института, то он представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер.

Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты. Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др. К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.

Самым крупным элементом в системе права является отрасль права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования — это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:

порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;

средствами их обеспечения (санкциями);

степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, — гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права.

Система права включает в себя отрасли публичного и частного права.

Отрасли материального и процессуального права

В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Частное и публичное право

Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному — отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву — гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных не имущественных отношений.

Внутригосударственное право и международное право

К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом — государств.

В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.

Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.

Понятие правовой системы.

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Правовая система — совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации.

Правовую систему не следует путать с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов.

Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

Существуют два различных понимания правовой (или юридической) системы — узкое и широкое.

В узком значении правовая система — это система внутреннего национального права, имеющая определенную структуру: норма права, правовой институт, отрасль права (или определенная сфера правового регулирования).

С другой стороны, понятие «правовая система» охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные. В широком понимании правовая система характеризуется тремя группами правовых явлений: 1) юридические нормы, институты, отрасли (сферы правового регулирования) (нормативная сторона); 2) совокупность правовых учреждений (организационная сторона); 3) совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу (правовая культура).

Правовая система каждого государства отражает закономерности развития данного общества, его исторические, национальные, культурные особенности. В настоящее время каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других стран, так и отличия от них, т.е. специфические особенности.

Из вышеизложенного видно, что правовых систем, как минимум, столько, сколько существует государств. А если учесть существование «конкурирующих» правовых систем, то окажется, что в мире функционирует великое множество правовых систем. Вместе с тем, некоторые общие черты позволяют объединить их в определенные группы (или типы). Критериями группировки могут выступать:

принципы права, способы выражения и закрепления правовых норм (приемы юридической техники), их толкования и др. Такие группы (типы) получили название правовых семей.

Таким образом, правовая семья — это более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, которые объединяют близость происхождения, источников, основных понятий, приемов юридической техники и способов толкования.

Подходы к определению системы права

Понятие системы права

Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов построения этой системы.

Социализм не знает противоречий между личностью и обществом, отвергнув деление права на частное и публичное, советское правоведение попыталось найти собственные», основополагающие критерии деления его системы на отрасли.

На этом основании действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и судебное право.

Несколько позже все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям.

  • 1) государственное право как основное звено системы;
  • 2) материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.);
  • 3) процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль — судебное право).

Последующее обсуждение данной проблемы подтвердило обоснованность материального основания деления права на отрасли. В то же время казалось недостаточность использования в качестве критерия предмета правового регулирования, поскольку в этом случае множилось число отраслей права; в качестве таковых следовало признать водное, воздушное, горное, лесное право.

Придерживаться же прежней позиции означало признать существование отраслей права с различными предметами и тождественными методами правового регулирования.

Дискуссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования как основным критерием выделять дополнительный — метод правового регулирования.

Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом «Советское государство и право» в 1981 г., Лазарев В.В. «Общая теория права и государства». Тема. 14, стр. 112. Сырых В.М. «Теория государства и права». Глава 13, стр. 236. подтвердила вывод о предмете и методе правового регулирования как критериях деления права на отрасли.

Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию.

К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:

  • а) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;
  • б) допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними;
  • в) существует объективная потребность в их урегулировании.

В отличие от предмета правового регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют:

  • а) основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.);
  • б) способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;
  • в) характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.).

На этом основании принято выделять два основных метода правового регулирования (рис. 2).

Рис. 2. Методы правового регулирования Лазарев В.В. «Общая теория права и государства». Тема. 14, стр. 112. Сырых В.М. «Теория государства и права». Глава 13, стр. 236.

Диапозитивный метод признается господствующим в гражданском праве, императивный — в административном, хотя в действительности они имеют более широкое проявление.

Начнем с того, что термин «система» является универсальным, используемым в самых различных отраслях человеческих знаний.

Система права — объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, под отраслями и институтами права.

Система права выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране, и опосредуемые им общественные отношения и часто раскрывается, как результат систематизации юридических норм, т.е. как продукт рациональной деятельности государственных органов.

Подобный взгляд хорошо вписался в общую теорию научного коммунизма, которая объявлялась концепцией планомерного движения общества к своему коммунистическому будущему.

Рационально строится здание светлого будущего, рационально строится и система права. Не в меньшей мере это мнение соответствовало и пониманию права как функции государства. Если государство творит право, то оно творит и его систему, то есть сознательно создает его в виде системы.

Поскольку подобная трактовка права характерна отнюдь не только для советской науки, убежденность в рациональной природе системы права проникла и в мировую юридическую мысль.

Наше право понимание исключает характеристику системы права как искусственной конструкции и результата построения государством логически стройной структуры. Если право — продукт естественно-исторического развития, то и объективно присущая ему системность — того же самого происхождения.

Оно изначально структурировано, упорядочено, и рассматривать его структуру (системность) в отрыве от него самого, можно только условно, Лазарев В.В. «Общая теория права и государства». Тема. 14, стр. 112. Сырых В.М. «Теория государства и права». Глава 13, стр.236. понимая, что речь идет лишь об искусственном препарировании для частных познавательных целей.

После их достижения придется снова вернуться к рассмотрению системности стороны самого права.

Ведь изучать право — значит изучать его систему, а изучать его систему — значит изучать право с одной из его существенных сторон.

Поэтому любой тип права обладает таким свойством, как системность. Системность указывает на то, что право является не случайным набором юридических норм, а целостным устойчивым образованием.

В основе этой целостности и единства лежат многочисленные объективные и субъективные факторы.

Среди субъективных факторов можно выделить стремление и прилагаемые усилия законодателя к созданию и развитию такой системы права, которая бы отличалась не только монолитностью и органическим единством, но и элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей.

К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единств, системы права, следует отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только процесс возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования.

Система права обладает следующими признаками:

  • * объективный характер, т.е. отражает реально существующую систему общественных отношений;
  • * целостность, т.е. согласованность, непротиворечивость и взаимодействие всех норм права;
  • * дифференцированность, т.е. подразделяется на относительно самостоятельные части — отрасли, подотрасли, институты права;
  • * наличие связей между элементами системы права;
  • * устойчивость и динамизм Лазарев В.В. «Общая теория права и государства». Тема. 14, стр. 112. Сырых В.М. «Теория государства и права». Глава 13, стр.236..

Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений.

Как система норм, исходящих от специфической организации общества, право призвано охранять интересы всего общества, но также учитывая интересы составляющих его индивидов.

Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.

Тем не менее, в жизни цивилизованного общества имеется определенная градация между общественным и частным интересом, которая находит объективное отражение в системе права.

Право в субъективном смысле, рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит или оно частному лицу, самостоятельному индивиду или член; государственной организации.

В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае — праве публичном (праве участвовать в выборах). В обоих случаях лицо обладает право как член общественного целого.

Однако в сфере частного права, лицо действует по собственному праву, а не по праву какого-нибудь общественного целого. Понятно, что не существует вообще прав, которые принадлежали бы лицу как изолированному индивиду.

Мировая юридическая наука считает деление права на частное и публичное — условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом государственно-организованными структурами общества.

Система права это внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия — объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного Лазарев В.В. «Общая теория права и государства». Тема. 14, стр. 112. Сырых В.М. «Теория государства и права». Глава 13, стр.236.массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом.

Последнее, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность, содержания и формы, имеет собственное содержание источники развития.

Особо здесь нужно подчеркнуть то, что структура права (его система) обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с ней связана.

Чтобы познать и освоить право как систему, необходимо выявить основания построения критерии интеграции, и дифференциации юридических норм. Для этого целесообразно использовать различные подходы и измерения, раскрывающие основные формы, существования и логику, развития правовой материи.

С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек.

Производными в этом плане могут быть различные социальные и социально-политические образования, прежде всего в государстве и обществе.

Отсюда берёт начало системообразующие право как единое целое, которое обусловливает его деление на естественное и позитивное.

Позитивное право представляет собой систему норм, содержащих определенные права обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти).

При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовое начало.

Эти же критерии лежат в основе дифференциации права на частное и публичное Лазарев В.В. «Общая теория права и государства». Тема. 14, стр. 112. Сырых В.М. «Теория государства и права». Глава 13, стр.236..

Исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как системы. Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возможность обозначить преимущественные системообразующие начала, характерные для той или иной системы права, специфику ее элементов.

В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное, статусное, декретное право).

Исторический взгляд, раскрывая генетические связи системы права, составляющие ее основу, одновременно позволяет проследить динамику изменений системы во времени и пространстве. Это связано, в частности, с развитием человека как индивида и члена различных социальных образований.

Здесь проявляются влияние на право различных религиозных, идеологических, этнических факторов, соотношение между ними. В этом плане, например, выделяются системы мусульманского права, индусского права.

Системно-структурный срез обозначает пространственное, упорядоченное расположение норм права. Упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбинаций юридических норм обусловлены структурированностью общественных отношений и целенаправленностью их правового опосредования.

Структурные образования в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, линейное, матричное), по степени жесткости, связанности элементов.

В определенные периоды развития общества и права на передний план выступает наиболее оптимальная структура.

В настоящее время таковой является образование, включающее в себя нормы, институты, отрасли права.

Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря своему универсальному значению, норма права распространяет Лазарев В.В. «Общая теория права и государства». Тема. 14, стр. 112. Сырых В.М. «Теория государства и права». Глава 13, стр.236. свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Норма права регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения.

Для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).

Статья написана по материалам сайтов: freepapers.ru, lektsia.com, vuzlit.ru.

«