+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Проведение аукциона на право заключения договора аренды


Дата размещения статьи: 04.11.2015

Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) предусмотрена особенность заключения договоров в отношении государственного, муниципального имущества. Так, в соответствии со ст. 17.1 указанного Закона предоставление в аренду указанного недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления казенным учреждениям, осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов. В данной статье мы рассмотрим основные вопросы, связанные с проведением таких торгов.

Известно, что нет правил без исключения, поэтому вначале следует отметить, что ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит исключения — разрешает заключение договора аренды государственного, муниципального имущества без проведения конкурса или аукциона для некоторых случаев сдачи его в аренду. К таким случаям относятся сдача имущества в аренду государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, ЦБ РФ, государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям, образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, медицинским учреждениям частной системы здравоохранения. Полный перечень лиц, которым может быть предоставлено государственное или муниципальное имущество в аренду без проведения торгов, приведен в п. 1 указанной статьи.
Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества установлены ФАС в Приказе от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее — Приказ ФАС России N 67 и Правила N 67).

Информационное обеспечение торгов

На указанном сайте размещается информация о проведении конкурсов или аукционов и сведения, полученные как в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов, так и в ходе их проведения (сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов).
Неразмещение информации о проведении торгов на право заключения договоров на официальном сайте торгов является основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ст. ст. 17, 17.1 Закона о защите конкуренции).

Форма проведения торгов

Пунктом 3 Правил N 67 установлено, что заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, поименованных в Перечне, утвержденном Приложением 2 к Приказу ФАС России N 67 (далее — Перечень). При этом торги на право заключения договоров в отношении видов имущества, по которым заключение договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, могут по решению организатора торгов проводиться также в форме аукциона.
Однако проведение торгов в форме конкурса в отношении имущества, не указанного в Перечне, является нарушением пп. 3 п. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, то есть нарушением порядка определения победителя торгов. Указанное нарушение, в свою очередь, согласно п. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Организатор торгов

Организатором конкурсов или аукционов при проведении торгов на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества казенного учреждения является уполномоченный собственником обладатель права оперативного управления, то есть государственное или муниципальное казенное учреждение (далее — организатор торгов) (п. 4 Правил N 67).
Организатор торгов вправе привлечь на основе договора специализированную организацию для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении конкурса или аукциона и иных связанных с обеспечением их проведения функций. При этом создание комиссии по проведению конкурсов или аукционов, определение начальной (минимальной) цены договора, предмета и существенных условий договора, утверждение проекта договора, документации, определение условий торгов и их изменение, а также подписание договора осуществляются организатором конкурса или аукциона (п. 5 Правил N 67).
Организатором торгов для проведения конкурса или аукциона создается конкурсная или аукционная комиссия во главе с председателем. Число членов комиссии должно быть не менее пяти человек (п. 10 Правил N 67).
Функции конкурсной комиссии заключаются в следующем (п. 13 Правил N 67):
— вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе;
— определение участников конкурса;
— рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе;
— определение победителя конкурса;
— ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола об отказе от заключения договора, протокола об отстранении заявителя или участника конкурса от участия в конкурсе.
Аукционная комиссия осуществляет рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, протокола аукциона, протокола об отказе от заключения договора, протокола об отстранении заявителя или участника аукциона от участия в аукционе. При этом порядок проведения торгов предусматривает возможность создания единой комиссии, осуществляющей функции конкурсной и аукционной комиссии (п. п. 14, 15 Правил N 67).

Требования к участникам торгов

Участником торгов на заключение договора аренды государственного или муниципального имущества может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ к таким участникам (п. п. 17, 18 Правил N 67).
В соответствии с п. 1 Разъяснений ФАС при установлении требований к участникам торгов необходимо руководствоваться общими требованиями законодательства, в том числе:
1) отсутствием в отношении участника торгов — юридического лица процедуры ликвидации и (или) отсутствием решения арбитражного суда о признании участника торгов — юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
2) отсутствием применения в отношении участника торгов административного наказания в виде приостановления деятельности в соответствии с КоАП РФ на день подачи заявки на участие в торгах.

Определение начальной (минимальной) цены договора

Общий порядок проведения аукциона

Аукцион проводится путем повышения начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона, на «шаг аукциона» (п. 138 Правил N 67). «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5% начальной (минимальной) цены договора (цены лота). Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора.
Действующий правообладатель — это участник аукциона, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по ранее заключенному договору в отношении имущества, права на которое передаются по договору, и письменно уведомивший организатора аукциона о желании заключить договор.
В соответствии с п. 139 Правил N 67 в случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене договора ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более высокую цену договора, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5% начальной (минимальной) цены договора (цены лота), но не ниже 0,5% начальной (минимальной) цены договора (цены лота).
Увеличение начальной (минимальной) цены договора (цены лота) осуществляется на «шаг аукциона», и в случае наличия предложений договор заключается на таких условиях.
Снижение «шага аукциона», в соответствии с п. 139 Правил N 67, осуществляется при отсутствии предложений о заключении договора по объявленной цене. Аукцион продолжается путем снижения «шага аукциона» до тех пор, пока «шаг аукциона» не снизится до 0,5% начальной (максимальной) цены договора (цены лота) и ни от кого из участников аукциона не поступят новые предложения. Только в этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона, последнее и предпоследнее предложения о цене договора, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене договора. Тем самым, по мнению антимонопольного органа, выраженному в п. 17 Разъяснений ФАС, достигается максимальная эффективность аукционной процедуры.
Согласно нормам п. 148 Правил N 67 аукцион признается несостоявшимся в двух случаях:
1) если в аукционе участвовал один участник;
2) если в связи с отсутствием предложений о цене договора, предусматривающих более высокую цену договора, чем начальная (минимальная) цена договора (цена лота), «шаг аукциона» снижен до минимального размера и после троекратного объявления предложения о начальной (минимальной) цене договора (цене лота) не поступило ни одного предложения о цене договора, которое предусматривало бы более высокую цену договора.
Между тем согласно п. 2 Разъяснений ФАС возможно заключение договора с единственным участником торгов. Свое мнение антимонопольная служба обосновывает следующим образом.
В силу п. 28 Правил N 67 размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов является публичной офертой, предусмотренной ст. 437 ГК РФ.
Согласно п. п. 50 и 120 Правил N 67 заявка на участие в торгах подается в срок и по форме, которые установлены документацией о торгах. Подача заявки на участие в торгах является акцептом оферты (ст. 438 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Таким образом, подача единственным участником, единственным заявителем заявки на участие в торгах является акцептом оферты. Организатор торгов обязан заключить договор аренды государственного или муниципального имущества с данным участником торгов, единственным заявителем (в случае соответствия заявки на участие в торгах, поданной единственным заявителем, требованиям, установленным документацией о торгах, в том числе требованиям к участникам торгов) на условиях, предусмотренных документацией о торгах.

К сведению. Если аукцион признан несостоявшимся, организатор торгов вправе объявить о проведении нового аукциона либо конкурса в установленном порядке. При проведении нового аукциона возможно изменение его условий (п. п. 151, 152 Правил N 67).

Общие правила проведения конкурса

За 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на официальном сайте торгов размещается извещение о проведении конкурса, которое должно содержать сведения, определенные п. п. 31, 40 Правил N 67 (в частности, форму, сроки и порядок оплаты по договору, порядок пересмотра цены договора в сторону увеличения, а также указание на то, что цена заключенного договора не может быть пересмотрена в сторону уменьшения).

Обратите внимание! В соответствии с п. 14 Разъяснений ФАС заключение дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия договора без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. Уменьшение арендной платы является предоставлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции предоставление таких преимуществ является государственной или муниципальной преференцией и подлежит контролю в порядке, установленном гл. 5 вышеназванного Закона.

В целях проведения конкурса организатором торгов или специализированной организацией разрабатывается конкурсная документация, содержащая требования к техническому состоянию передаваемого по договору государственного, муниципального имущества, которым это имущество должно соответствовать на момент окончания срока договора. Кроме того, конкурсная документация может содержать требования к объему, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении передаваемого в аренду имущества. К конкурсной документации должен быть приложен проект договора, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
После размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса конкурсная документация должна предоставляться любому заинтересованному лицу в порядке, указанном в извещении о проведении конкурса. Предоставление конкурсной документации до размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса не допускается.
Организатор торгов обязан давать разъяснения положений конкурсной документации. Порядок предоставления таких разъяснений установлен п. п. 47, 48 Правил N 67.
Организатор торгов по собственной инициативе или в соответствии с запросом заинтересованного лица вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию. Порядок внесения таких изменений установлен п. 49 Правил N 67.
О своем желании участвовать в конкурсе участник должен заявить посредством подачи заявки в запечатанном конверте или в форме электронного документа (п. п. 50, 51 Правил N 67). При этом подача заявки является акцептом оферты в соответствии со ст. 438 ГК РФ. Сведения, которые должны быть указаны в заявке, перечислены в п. 52 Правил N 67. В частности, в заявке указывается предложение о цене договора, а также документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка, в случае если такое требование содержится в конкурсной документации (платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка).

Обратите внимание! Правилами N 67 не регулируются правила определения размера задатка, поэтому при проведении конкурса, аукциона размер задатка и необходимость его внесения определяются организатором торгов. Задаток возвращается победителю конкурса (аукциона) в течение пяти рабочих дней с даты заключения с ним договора. Вместе с тем ст. 448 ГК РФ установлено, что при заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Таким образом, задаток засчитывается победителю в счет исполнения обязательств по заключенному договору, предусматривающему переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, в случае если такие обязательства возникают в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора в размере таких обязательств. При этом сумма задатка, превышающая размер указанных обязательств, подлежит возврату в соответствии с п. п. 100, 147 Правил N 67 (п. п. 3, 4 Разъяснений ФАС).

Участник конкурса вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса.
Каждый конверт с заявкой на участие в конкурсе и каждая поданная в форме электронного документа заявка на участие в нем, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются организатором торгов или специализированной организацией.
В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, конкурс признается несостоявшимся.
Конкурсной комиссией публично в день, время и в месте, указанные в извещении о проведении конкурса, вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к заявкам на участие в конкурсе, поданным в форме электронных документов. Участники конкурса или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе. В процессе вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе информация об его участниках, о наличии документов и сведений, предусмотренных конкурсной документацией, может сразу размещаться на официальном сайте торгов.
Конкурсная комиссия обязана осуществлять аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Кроме того, любой участник конкурса вправе осуществлять аудио- и (или) видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на предмет соответствия требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствия его участников требованиям, установленным п. 18 Правил N 67, и принимает решение о допуске (недопуске) заявителя к участию в конкурсе.
Затем конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Определение лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора (за исключением предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены договора, могут быть сроки реконструкции (этапы реконструкции) объекта договора, а также технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора и другие критерии, указанные в п. 77 Правил N 67. Использование критериев, не установленных указанным пунктом, не допускается.
Для каждого критерия в конкурсной документации устанавливаются определенные параметры (значения) (п. 78 Правил N 67):
1) начальное значение критерия конкурса;
2) уменьшение или увеличение начального значения критерия конкурса в заявке на участие в конкурсе;
3) коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса.
Значения коэффициентов, учитывающих значимость критерия конкурса, могут изменяться от нуля до единицы, и сумма значений всех коэффициентов должна быть равна единице (п. 79 Правил N 67).
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая подана участником конкурса, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по ранее заключенному договору в отношении имущества, права на которое передаются по договору, и письменно уведомивший организатора конкурса о желании заключить договор, а в случае отсутствия такой заявки — заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия (п. 85 Правил N 67).
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер (п. 86 Правил N 67).

Проведение аукциона на право заключения договора аренды

Открытый аукцион на право заключения договора аренды, его организация

Информация об аукционе является публичной офертой и размещается на официальном сайте торгов (www.torgi.gov.ru) за 20 или больше дней до момента, когда перестанут приниматься заявки от участников.

Если продается право на заключение договора аренды лесного участка, то информация должна публиковаться как минимум за 30 дней (п. 3 ст. 79 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 приложения 1 к приказу № 67 подать заявку на участие в аукционе может любой желающий.

Организатором аукциона разрабатывается документация, в которой указывается:

  • в каком состоянии должно быть возвращено имущество по окончании срока договора;
  • что, как и в каком виде должно быть указано в заявке на участие в аукционе;
  • «шаг аукциона»;
  • где и когда будут проводиться торги и т. д.

Подробно о содержании документации об аукционе указано в главе XVII приложения 1 к приказу № 67.

Подача заявки является акцептом на условия оферты (ст. 438 ГК РФ).

Заявитель может подать только одну заявку. Если будет отправлено 2 или больше заявок, они все будут возвращены, а заявитель не допущен к аукциону.

Что должно быть указано в заявке, перечисляется в п. 121 приложения 1 к приказу № 67.

Каждая поступившая заявка регистрируется, а о получении электронной заявки заявителю приходит соответствующее подтверждение.

После окончания приема заявок аукционная комиссия в течение 10 дней или быстрее рассматривает заявки на предмет их соответствия указанным требованиям.

Проведение аукциона

Порядок проведения аукциона на право заключения договора аренды следующий:

  1. Происходит регистрация явившихся участников, объявляется начало аукциона, его условия.
  2. Аукционист предлагает увеличить цену на «шаг аукциона», троекратно объявляет об этом. Участник, соглашающийся на эту цену, поднимает свою карточку. Так происходит несколько раз.
  3. Если после последнего объявления цены никто карточку не поднял, то договор заключается с участником, поднявшим карточку на предпоследней цене.

С победителем, назвавшим самую высокую цену, заключается договор.

В настоящее время всё больше аукционов проводятся через интернет в режиме онлайн. Однако для некоторых видов товаров электронный аукцион не предусмотрен.

Так, согласно п. 4 ст. 39.13 Земельного кодекса РФ порядок проведения аукциона на заключение договора аренды государственного земельного участка определяется федеральным законом. На сегодняшний день такой закон не принят, поэтому аукцион проводится в стандартном порядке, установленном ст. 39.12 ЗК РФ (письмо Минэкономразвития от 02.07.2015 № Д23и-3072).

Ведение протокола аукциона

Согласно п. 143 приложения 1 к приказу № 67 во время проведения аукциона на право заключения договора аренды должна вестись аудио- или видеосъемка, а по его результату оформляться протокол.

Аудио- или видеозапись может делать и участник аукциона.

В протоколе аукциона подробно указывается вся информация о проведенных торгах:

  • место и время проведения;
  • кто участвовал;
  • начальная и конечная цена договора;
  • кто стал победителем: имя (наименование) и адрес.

Протокол составляется в 2 экземплярах, один из них передается победителю аукциона.

На протоколе должны стоять подписи членов аукционной комиссии, организатора аукциона и победителя.

После подписания в течение дня протокол обязательно публикуется на официальном сайте.

Если на аукционе продается право на заключение договора аренды лесного участка, то ведется еще один протокол — приема заявок на участие в аукционе (п. 15 ст. 79 Лесного кодекса РФ).

Организаторы и комиссия по проведению аукциона

Согласно п. 4 приложения 1 к приказу № 67 организатором аукциона является собственник имущества — орган государственной власти.

  • публикует извещение об аукционе;
  • формирует документацию;
  • принимает и регистрирует заявки;
  • определяет начальную цену;
  • проводит аукцион;
  • ведет видеосъемку;
  • утверждает проект и подписывает договор с победителем торгов.

Для организации и проведения аукциона организатор может привлечь стороннюю специализированную компанию. При этом все права и обязанности остаются у организатора аукциона.

Для проведения аукциона создается аукционная комиссия из как минимум 5 человек. В ее число не могут входить участники торгов или лица, на которых они могут как-то повлиять, либо лица, имеющие личную заинтересованность в результатах аукциона.

Аукционная комиссия выполняет следующие функции:

  • рассматривает заявки, отбирает участников;
  • регистрирует пришедших на торги участников;
  • ведет и подписывает все протоколы: аукциона, рассмотрения заявок, отстранения участника от аукциона, отказа заключать договор.

Участники аукциона

Согласно п. 17 приложения 1 к приказу № 67 участвовать в аукционе может абсолютно любая организация или физическое лицо, в т. ч. индивидуальный предприниматель.

Организатор аукциона не может устанавливать каких-либо ограничений к участникам по месту происхождения капитала, организационно-правовой форме фирмы, ее месту нахождения и т. п. Единственно, что он может потребовать, — внести задаток до начала аукциона, который после определения победителя будет возвращен.

Участие в аукционе является бесплатным.

Заключение договора в результате аукциона

С победителем аукциона подписывается договор аренды по правилам гражданского законодательства. При этом договоры аренды земельного или лесного участка подписываются не раньше чем через 10 дней после публикации информации о результатах аукциона на официальном сайте торгов (п. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ и п. 6 ст. 80 Лесного кодекса РФ).

Для вышеуказанных договоров также выставляется требование: они подписываются на срок от 5 лет.

Организатор аукциона может отказаться от договора, если победитель проходит процедуру банкротства или ликвидации, приостановил свою деятельность или предоставил ложную информацию.

Если от договора отказывается (уклоняется) победитель аукциона, то составляется протокол об отказе. У организатора аукциона появляется право обращения в суд с иском понуждения победителя к заключению договора. Кроме того, информация о таком победителе аукциона заносится в реестр недобросовестных участников.

Таким образом, вопросы организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды довольно подробно определены действующим законодательством. В законах и подзаконных актах также расписаны обязанности организаторов торгов, аукционной комиссии, участников аукциона. Определен порядок заключения договора с победителем.

АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Надоели отклонения заявок?

Нужно подготовить сложную форму 2?

Требуется защитить интересы в ФАС?

Обращайтесь!

Наш принцип: Быстрота и надежность!

Аренда муниципального или федерального имущества. Аренда государственной недвижимости

Аренда муниципального или федерального имущества считается отличной альтернативой соответствующему договору аренды с собственником — коммерческой организацией. Предприниматели действуют из тех соображений, что так как муниципальные и государственные органы ничего не затратили на приобретение сдаваемой в аренду собственности то и арендная ставка будет не высокой. Привлекает коммерсантов и то, что договор, основанный на торгах более легитимный, то что он продолжительный (более года) и регистрируется в реестре сделок с недвижимостью. Привлекает неизменность арендной платы, стабильность арендодателя и длительность срока аренды. АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА. Аренда государственной недвижимости.

Но есть еще и «ложка дегтя». Первое это то что начальная выставляемая на аукцион арендная ставка рассчитывается независимым оценщиком на основании рыночных ставок, а далее еще идет аукцион, где представляются ценовые предложения. А иногда такие, которые намного выше рыночных ставок. Достаточно часто после аукциона проигравшие произносят: «Да это НЕВОЗМОЖНО! Я знаю экономику этого бизнеса! Они точно разорятся с такой арендной платой!»

Еще одна особенность заключается в том, что сдающее в аренду свое помещение коммерческая организация, как правило представляет дополнительные сервисы, как-то: охрана, клининг, техобслуживание, я уже не говорю о наличии ремонта помещения, вентиляции и кондиционирования. Как правило у помещений, находящихся в гос. Собственности, сдающихся впервые, таких приятных опций нет. Если конечно предыдущий арендатор об этом не позаботился и не оставил. Длительность же арендного договора при определенных обстоятельствах может сработать и в минус. Например, при понижении рыночных ставок на аренду помещений. В тех случаях, когда в процессе эксплуатации оказалось, что у Вас излишки площадей и Вы хотите часть сдать, или, Вы захотели перезаключить на другое юридическое лицо арендный договор, или захотели сменить профиль деятельности организации, а помещение только конкретного назначения. Передать часть площади в субаренду весьма затруднительно. Переуступка права аренды возможно только через смену учредителей, что не всегда реально.

Есть случаи, когда у предпринимателя альтернативы нет. Найти помещение под офис или магазин можно у частных компаний. А поставить без разрешения городских властей палатку около метро или автомат по продаже напитков в подземном переходе невозможно. Необходимо проходить обязательную конкурентную процедуру, подавать и подписывать электронной подписью заявку через официальный сайт, оплачивать задаток, и совершать еще много иных действий, связанных с участием в торгах.

Договор аренды муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Порядок проведения торгов на право аренды определяется в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Статья устанавливает общие требования к порядку передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. Порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества устанавливается в приказе Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Конечно существуют исключения, при которых при заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества не требуется проведение торгов. Все эти исключения предусмотрены в ст.17.1. Закона о защите конкуренции. Если коротко, то это случаи, которые регулируются Земельным, Лесным или водными кодексами, законом о недрах и концессиях. Второе исключение — это созданные образовательными организациями предприятия, которые занимаются внедрением результатов ноу-хау с вкладом в уставный капитал интеллектуальной деятельностью и запретом на сдачу в субаренду. Далее — это предоставление прав владения и пользования на основании международных договоров России. А также случаи предоставления имущества для ведения уставной деятельности некоммерческим организациям, адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предприятиям для размещения сетей связи, объектов почтовой связи.

Необходимо заметить, что помимо таких сделок, как аренда государственного и муниципального имущества существуют договора безвозмездного пользования, договора на доверительное управление собственностью. В рамках подобных соглашений федеральная или муниципальная собственность передается контрагенту в лице предприятия на неопределенный срок. В свою очередь, другая сторона должна управлять полученной собственностью в интересах ее владельца или иного выгодоприобретателя. Но это отдельная тема для отдельной статьи.

Предприниматели должны обратить внимание, что документация об аукционе на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества может содержать:

Требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору.

Требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества.

Требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик.

Требования к описанию участниками аукциона выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.

При этом любое предприятие имеет право участвовать в торгах независимо от квалификации и опыта на рынке. Нет никаких ограничений в этом плане. В документацию об аукционе на аренду муниципального имущества не допускается включение:

Требований к участнику аукциона (в том числе требований к квалификации участника аукциона, включая наличие у участника аукциона опыта работы).

Требований к деловой репутации участника аукциона.

Требований наличия у участника аукциона производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.

Таким образом, аренда государственного и муниципального имущества для предпринимателей в последние годы стала доступней, не смотря на то что злоупотреблений в этой сфере еще предостаточно.

АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА. Аренда государственной недвижимости.

Проведение торгов с целью получения земельного участка в аренду

Существует несколько различных способов подачи заявки на аренду земельного участка и получения земельного участка, основными из которых являются покупка и аренда.

При этом способов взять землю в аренду на торгах для данных целей также предусмотрено несколько. Наряду с арендой участка у частных лиц или предприятий, будущий арендатор может обратиться к такому способу, как участие в аукционе по аренде (или торгах). О преимуществах и возможных недостатках этого способа будет рассказано далее в статье.

Понятие торгов

Торги на право аренды земельного участка представляют собой процедуру, которая инициируется исполнительным органом государственной власти или же органом местного самоуправления. Кроме этого, организатором данной процедуры может выступать специальная компания, которая работает с указанными органами по договору.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В ходе ее проведения разыгрывается право на получение земельного участка в аренду для его использования в определенных целях и за установленную плату.

При этом они должны иметь кадастровый номер, доступ ко всем необходимым коммуникациям (воде, свету, газу) и разрешение на постройку на их территории каких-либо зданий.

Особенности порядка проведения аукциона на право заключения договора аренды

Принять участие в торгах и арендовать землю могут как физические лица (граждане или предприниматели), так и юридические (государственной или частной сферы).

Причем это могут быть как граждане России, так и представители иностранных государств или даже лица без гражданства.

Предусмотрен следующий порядок проведения этой процедуры, закрепленный в ст. 39.12 ЗК РФ:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Принятие решения о торгах

Оно обязательно оформляется документально тем органом, который будет проводить процедуру.

Публикация извещения о предстоящей процедуре в средствах массовой информации

Например, это может быть газета, которая издается в конкретном регионе, специализированное издание, сайт соответствующего местного органа власти и т. п.

Принятие заявок от претендентов и их регистрация в соответствующем журнале

Для участия претендент должен предоставить организатору определенный пакет документов, а именно:

  • заявку (ее форма утверждается организатором);
  • платежный документ из банка, подтверждающий внесение задатка (обычно его величина составляет 10% от первоначальной величины арендной платы);
  • копию документа, удостоверяющего личность (для обычных граждан);
  • должным образом заверенный перевод на русский язык документов о госрегистрации юрлица (для иностранных компаний);
  • сведения из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (если заявку подает ИП);
  • сведения из единого государственного реестра юридических лиц (если такой субъект выступает претендентом на участие в торгах).

Стоит учесть, что подать заявку на участие претендент может как лично, так и через своего законного представителя. В последнем случае он должен также предоставить нотариально заверенную доверенность от того лица, которое будет участником торгов.

Сделать это необходимо не позднее, чем за пять дней до начала мероприятия.

Подавать заявку с необходимыми документами лучше всего вместе с их описью, после чего они регистрируются в журнале с указанием номера, даты и времени их предоставления. Далее все эти реквизиты проставляются и на каждом экземпляре документов. При этом один экземпляр отдается организатору, а второй остается у претендента.

Рассмотрение поданных заявок и документов

На этом этапе также устанавливается факт поступления задатка от них, после чего принимается окончательное решение. Претенденту могут как отказать в участии, так и допустить его к этой процедуре. В случае отказа перечисленный задаток возвращается.

Проведение мероприятия

Проходит оно в то время и в том месте, которое было ранее указано в извещении о торгах. Проводит его специально назначенное лицо — аукционист. Начинается мероприятие с оглашения им названия, основных характеристик и минимального размера арендной платы, а также основного порядка проведения торгов.

После этого участники получают пронумерованные билеты, которые могут поднимать после оглашения первоначальной стоимости для ее повышения.

Если после трехкратного объявления повышенной цены никто из участников не предложил больше, аукцион на право заключения договора по аренде земельных участков завершается.

Он и сможет заключить договор аренды земельного участка.

Оформление результатов

Происходит это путем составления протокола о предоставление земельного участка в аренду, в который заносится вся важная информация относительно хода проведения процедуры, а именно:

  • данные об участке (его местоположение, кадастровый номер, сведения о госрегистрации прав);
  • имя победителя (или наименование, если речь идет о юридическом лице);
  • поступившие предложения от участников аукциона;
  • регистрационный номер предмета торгов;
  • величина арендной платы, а также порядок и способы ее внесения.

Данный документ подписывается организатором аукциона, его победителем и аукционистом в том день, когда проводилось это мероприятие. Он составляется в двух экземплярах — один остается у организатора, второй передается победителю.

7. Публикация информации о результатах. Делается это в тех же СМИ, где ранее публиковалось извещение о торгах. На это предоставляется определенный срок — один месяц после заключения договора аренды.

После этого процедура торгов считается завершенной, а победитель и организатор могут переходить к следующему этапу — заключению договора аренды. Задатки, внесенные всеми остальными участниками, должны быть возвращены им в течение трех дней после окончания торгов.

Порядок заключения договора

Этот документ составляется в соответствии с общими правилами и требованиями, установленными для него в законодательстве.

В частности, обязательным условием, которое включается в документ, является четкое указание предмета сделки, то есть конкретного земельного участка. Также необходимо определить срок действия договора, величину арендной платы, периодичность и допустимые способы ее внесения, права и обязанности сторон и т. д.

Стоит учесть, что для заключения договора установлен определенный срок — максимум 5 дней с момента подписания протокола (то есть и со дня проведения аукциона).

Задаток, который был внесен победителем, засчитывается ему в величину арендной платы.

Срыв торгов: причины и последствия

В некоторых случаях аукцион может быть признан несостоявшимся. Происходит это в следующих случаях:

  • в мероприятии принимали участие менее двух субъектов;
  • ни один из участников после троекратного объявления цены не поднял билет;
  • победитель аукциона уклоняется от подписания протокола о его результатах или от заключения договора аренды.

В случае признания торгов такими, что не состоялись, их организатор имеет право объявить проведение данной процедуры повторно.

Что касается участника, который уклонился от дальнейшего заключения сделки, то сведения о нем вносятся в специальный реестр недобросовестных участников аукциона. Обязанности по ведению данного реестра возлагаются на специальный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

После включения в такой реестр в дальнейшем ему будет сложнее получить доступ к участию в торгах. Кроме этого, организатор аукциона может не вернуть ему величину задатка, внесенного на этапе подачи заявки.

После заключения договора долевого строительства его необходимо зарегистрировать. Как это сделать, подробно описано здесь.

Бюджетники могут оформить ипотеку на очень выгодных условиях. Подробнее читайте здесь.

Аренда участка без аукциона

На первый взгляд, аренда участка при помощи аукциона — это очень выгодная процедура, ведь в этом случае стоимость аренды может быть в несколько раз ниже рыночной. Однако и риски при этом существуют немалые: на торги часто выставляются неликвидные земли со множеством проблем. Поэтому стоит внимательно изучать все характеристики участка, а также данные об организаторе этого мероприятия.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Статья написана по материалам сайтов: rusjurist.ru, 44fzrf.ru, zakonguru.com.

«