+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Принципы правового регулирования таможенных процедур


Рассказывает руководитель Корпоративного онлайн университета Александр Мякота

Когда впервые сталкиваешься с внешнеторговой деятельностью, очень сложно понять, что и зачем у тебя требует таможня. Многие к этому относятся как к некоему неуправляемому событию, причины и законы которого невозможно постичь. Это потому, что они не знакомы с принципами и методами таможенного регулирования.

Сначала о принципах. В этом видеоуроке под принципами таможенного урегулирования мы будем принимать основополагающие правила, из которых исходит таможенный орган при осуществлении своей деятельности. Давайте попытаемся их выделить и осознать. С момента возникновения международной торговли главная функция таможни была фискальная, т.е. сбор дани с торговцев, которые хотели продавать свой товар в нашей стране. Это и сейчас является одной из основных функций. Отсюда и вытекает основной принцип – таможня сделает всё возможное в рамках существующего законодательства, чтобы собрать максимальный налог. Размер налога определяется двумя факторами – налогооблагаемой базой и тарифом. Налогооблагаемой базой является стоимость и/или количество товаров. Т.е., чем больше налогооблагаемая база, тем больше сумма, выплачиваемая в бюджет. Поэтому таможня тщательно контролирует таможенную стоимость и количество товара в тех единицах, которых устанавливает таможенный тариф – в штуках, килограммах, кубических метрах и т.д.

Если таможня сочтёт, что заявленная при декларировании таможенная стоимость ниже установленного таможней уровня, то для того, чтобы получить свой товар, вы заплатите пошлину и налог на добавленную стоимость не с той суммы, которую заявляли на основании контрактных документов, а с той суммы, которую вам определит таможня. Эта процедура называется корректировка таможенной стоимости.

Мы уже упоминали таможенный тариф. Это документ, который устанавливает размер пошлины и с какой базы он берётся – со стоимости или с количества. Либо учитывается и то и другое при комбинированной ставке пошлины. Здесь важно правильно определить код товара, для которого будет своя пошлина. На разные группы товаров установлены различные пошлины. Здесь тоже есть свои принципы. Задача таможенного тарифа формировать торговую политику. Она может быть протекционистской, т.е. защищающей своих национальных производителей, а может быть либеральной. При протекционистской политике тариф создаёт для импортных товаров такие барьеры, которые уравнивают их или делают их цену выше, чем цены отечественных товаров. Мы наблюдаем с вами эти меры при введении налога на импорт автомобилей. Либеральная политика в своём окончательном варианте вовсе может отменить пошлину. И пусть всё определяет глобальный рынок. Мы отметим только одну закономерность нашего пока ещё не окончательно либерального таможенного тарифа, это то, что существует принцип повышения пошлины по мере повышения степени переработки ввозимых товаров. Т.е. за материал вы заплатите меньше, чем за комплектующие и ещё больше пошлина установлена за готовые изделия. Поэтому таможня будет внимательно проверять тот код товара, который заявлен при декларации, в том числе и с целью убедиться, не выбран ли код товара, на которую установлена меньшая ставка пошлины. Метод, при помощи которого таможня выполняет этот принцип, называется таможенно-тарифным регулированием.

Пошлина может браться и с вывозимых товаров. Основа благосостояния нашей страны является продажа энергоносителей, пошлина от продажи которых составляет почти треть бюджета. Впрочем, энергоносители, это особая статья. Если сравнивать импорт и экспорт по уровню таможенного контроля, то можно сказать, что при экспорте его практически нет. Зато есть экспортный и валютный контроль. И здесь действуют ещё два принципа. В случае с валютным контролем принцип заключается в том, что государство заинтересовано в поступлении в страну конвертируемой валюты и жёстко контролирует своевременность и размер этого поступления. Это называется валютным контролем. И таможня, как, впрочем, и ваш банк, является его агентами. Для экспорта это означает, что оплата за проданный товар должна поступить вовремя и в полном объёме.

Если мы говорим об импорте, то здесь контролируется факт поступления товара, за приобретение которого были переведены деньги за рубеж.

Экспортный контроль реализует принципы защиты безопасности государства и мира во всём мире. Сущность этого принципа в том, что при экспорте оружия и частей двойного назначения государство контролирует, чтобы эти товары не попали в недружественные руки террористов или тоталитарных режимов, и чтобы за рубеж не утекли наши военные секреты. Таможня в данном случае выступает последней контролирующей инстанцией. Если вы собрались вывезти за рубеж товар, который внесён в специальные контрольные списки, то следует предоставить, либо лицензию на вывоз, либо заключение экспертизы о том, что этот товар по своим характеристикам не подпадает под действие контрольных списков и его не нужно лицензировать.

Выполнение задачи экспортного контроля относится к методу таможенного регулирования, который называется «запреты и ограничения». Коль скоро речь пошла о запретах и ограничениях, следует сказать, что с помощью этого метода таможня реализует ещё одну свою функцию – защита населения и окружающей среды от товаров, которые могут нанести им вред. И здесь работает принцип, что любая продукция растительного или животного происхождения, попросту говоря, еда, а также одежда, всё, что, так или иначе, соприкасается с человеком или может принести вред природе, требует предоставление разрешительных документов. Например, для растений – это карантинный сертификат. Для одежды это может быть сертификат или декларация безопасности. Таможня не выпускает такую продукцию в свободное обращение до тех пор, пока не будет представлен соответствующий разрешительный документ. Не выпускать товар из-под таможенного контроля до тех пор, пока не будут удовлетворены условия выпуска, это тоже принцип.

Например, товар следует по процедуре таможенного транзита к месту доставки. При этом для обеспечения контроля на границе будут проверены наличие разрешительных документов и внесено обеспечение уплаты таможенных платежей на тот случай, если товар вдруг потеряется в процессе доставки.

Можно ещё много говорить о таможенном контроле, но в этом уроке мы поставили себе задачу дать вам лишь общее представление о принципах и сформировать понимание причин тех или иных действий таможни.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ РЕЖИМОВ. КОММЕНТАРИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА(А.Н. Козырин, В.В. Егиазарова)

по состоянию на 1 декабря 2001 года
А.Н. КОЗЫРИН, В.В. ЕГИАЗАРОВА
А.Н. Козырин, доктор юридических наук, профессор.
В.В. Егиазарова, кандидат юридических наук.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННЫХ РЕЖИМАХ
Институт таможенных режимов занимает в таможенном законодательстве одну из ключевых позиций. В первую очередь это связано с тем, что все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с избранным таможенным режимом.
С помощью таможенного режима определяются:
— порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
— особенности перемещения отдельных категорий товаров;
— особенности таможенного оформления и таможенного контроля;
— порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и применения к ним мер экономической политики;
— условия нахождения товаров и транспортных средств на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами и их допустимое использование;
— права и обязанности пользователя (бенефициара) таможенного режима.
Понятие и виды таможенных режимов
Как и многие правовые категории, понятие таможенного режима используется в широком и узком смысле. В широком смысле таможенный режим можно определить как правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно — правовых и финансово — правовых средств регулирования, установленный таможенным законодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, между лицом, их перемещающим, и таможенным органом.
В узкоспециальном значении, используемом в таможенном законодательстве, таможенный режим представляет собой совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (ст. 18 Таможенного кодекса РФ). Этот статус определяется условиями, ограничениями и требованиями, а также порядком применения к товарам таможенных платежей и мер экономической политики.
Понятие таможенного режима используется также для обозначения конкретного таможенного режима, под который помещен определенный товар.
Статья 23 Таможенного кодекса РФ содержит следующий перечень таможенных режимов:
1) выпуск для свободного обращения;
2) экспорт;
3) реимпорт;
4) реэкспорт;
5) транзит;
6) временный ввоз (вывоз);
7) таможенный склад;
8) переработка на таможенной территории;
9) переработка под таможенным контролем;
10) переработка вне таможенной территории;
11) свободная таможенная зона;
12) свободный склад;
13) магазин беспошлинной торговли;
14) уничтожение;
15) отказ в пользу государства.
Приведенный перечень таможенных режимов не является исчерпывающим и может быть дополнен в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 24 Таможенного кодекса РФ. Названная статья предусматривает право Правительства РФ и ГТК России в пределах своей компетенции и впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные Таможенным кодексом РФ.
Так, Постановлениями Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1067 и от 25 декабря 1994 года N 1290 установлены соответственно таможенные режимы вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом и вывоза отдельных товаров в государства — бывшие республики СССР.
Под вывозом товаров для представительств Российской Федерации за рубежом понимается таможенный режим, в соответствии с которым товары, предназначенные для обеспечения нормального функционирования дипломатических представительств, торговых представительств и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации при международных межправительственных организациях, вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Вывоз отдельных товаров в государства — бывшие республики СССР представляет собой таможенный режим, при котором российские товары, предназначенные для обеспечения деятельности расположенных на территории этих государств лечебных, спортивно — оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых относится к федеральной собственности или государственной собственности субъектов Российской Федерации, а также для проведения на территории указанных государств российскими предприятиями, учреждениями и организациями на некоммерческой основе научно — исследовательских работ в интересах Российской Федерации, вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и применения мер экономической политики и не подлежат отчуждению без разрешения таможенных органов.
При вывозе товаров в соответствии с указанным таможенным режимом возврат уплаченных сумм таможенных пошлин и иных налогов, относящихся к этим товарам, не производится.
В июле 2001 года общий список таможенных режимов был дополнен еще одним — таможенным режимом перемещения припасов, под которым понимается режим, при котором товары, предназначенные для потребления и (или) использования на морских, речных судах и судах смешанного река — море» плавания, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов, перемещаются через таможенную границу Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики (Постановление Правительства РФ «Об утверждении таможенного режима перемещения припасов» от 9 июля 2001 года N 524).
Цели таможенных режимов
Каждый таможенный режим преследует достижение определенной цели. Таможенный режим выпуска для свободного обращения используется, как правило, при исполнении внешнеторговых договоров купли — продажи или мены товаров. Указанный таможенный режим не связывает участника внешнеэкономической деятельности обязательствами перед таможенным органом, предоставляя тем самым ему возможность по собственному усмотрению решать юридическую судьбу ввезенного имущества. Товары, оформленные в соответствии с этим таможенным режимом, могут быть в дальнейшем переданы третьему лицу во временное пользование, реализованы, уничтожены и т.д.
Временный ввоз товаров имеет своей целью извлечение из них плодов и иных полезных свойств в течение определенного срока. Этот таможенный режим наиболее часто используется при осуществлении международных перевозок пассажиров и товаров, при ввозе строительного оборудования, необходимого для проведения работ по соглашению о подряде, компьютерной техники, офисной мебели, автопарка, предназначенных для функционирования представительств иностранных организаций в Российской Федерации, а также различных товаров для проведения выставочных мероприятий. В соответствии с общим правилом временно ввезенные товары подлежат обратному вывозу за пределы таможенной территории Российской Федерации, однако по желанию лица, перемещающего товары, могут быть оставлены на этой территории при условии уплаты причитающихся таможенных платежей.
В практике внешней торговли в ряде случаев на момент импорта товаров бывает неизвестно, каким образом распорядиться ввозимыми товарами. Помещение товара на таможенный склад облегчает осуществление внешнеторговых операций, поскольку позволяет коммерсанту выбрать между переотправкой иностранного товара за границу и сбытом его на национальном рынке, сообразуя свой выбор с конъюнктурой соответствующего товарного рынка и другими факторами. Использование таможенного режима таможенного склада позволяет осуществить крупные закупки в тот момент, когда предложение на внешнем рынке представляется наиболее выгодным, а продавать тогда, когда спрос на внутреннем рынке зарубежных стран будет наиболее благоприятным.
Чаще всего импортер выбирает режим уничтожения, когда его товар после перемещения через таможенную границу Российской Федерации утратил свое качество или оказался с истекшим сроком хранения (нередко подобное случается, когда товар длительное время хранится на таможенном складе). Уничтожив под таможенным контролем такой товар, коммерсант освобождается одновременно и от транспортных расходов по вывозу продукции с территории Российской Федерации, и от уплаты таможенных пошлин и иных налогов. Таможенный режим уничтожения применяется также в выставочном деле: стоимость обратной транспортировки может оказаться выше стоимости самих стендов, рекламного оборудования и даже некоторых экспонатов, что и побуждает уничтожать их под таможенным контролем.
Использование таможенного режима отказа в пользу государства напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации импортного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа в пользу государства в связи со значительным повышением ставок ввозных таможенных пошлин и иных таможенных платежей. Резкое увеличение таможенных платежей может сделать импортный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и незапланированные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях, импортер может посчитать целесообразным отказаться от товара в пользу государства.
Система таможенных режимов
В системе таможенного режима условно можно выделить три составляющие части — подсистемы:
1) нормативно — регулятивную;
2) организационную;
3) материально — техническую.
Нормативно — регулятивная подсистема состоит из основных начал (принципов) правового регулирования, нормативных правовых актов, устанавливающих порядок применения таможенных режимов, а также устанавливающих ответственность за нарушение «режимных» мероприятий.
Организационная подсистема представляет собой совокупность «режимных» органов (ГТК России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) и органов, с которыми взаимодействуют «режимные» органы (Минэкономразвития России, Минфин России, МНС России, ФСНП России и др.).
Материально — техническая подсистема включает соответствующую таможенную инфраструктуру (складские помещения, транспорт, охранные и сигнализационные системы, помещения магазинов беспошлинной торговли, таможенные лаборатории и т.д.).
Источники таможенных режимов
Систему источников права, регулирующих отношения, которые возникают в связи с помещением товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, составляют:
1. Международные договоры (Стамбульская конвенция и Конвенция о карнете ATA, определяющие порядок применения таможенного режима временного ввоза (вывоза); Конвенция МДП (карнет TIR), устанавливающая порядок совершения транзитных операций; различные двусторонние межправительственные соглашения и др.).
2. Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ от 21 мая 1993 года «О таможенном тарифе», Федеральный закон от 13 октября 1995 года «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 22 января 1996 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» и др.
3. Указы Президента РФ (Указы Президента РФ от 14 июня 1992 года N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания таможенных пошлин», от 18 августа 1996 г. N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и др.).
4. Постановления Правительства РФ (Постановления Правительства РФ от 8 августа 1999 года N 908 «Об особенностях применения таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки под таможенным контролем при ремонте российской авиационной техники», от 16 августа 2000 года N 599 «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов» и др.).
Право Правительства РФ и ГТК России в пределах своей компетенции и впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать новые таможенные режимы предусмотрено статьей 24 Таможенного кодекса РФ. При этом полномочие определять особенности правового регулирования таможенных режимов может быть реализовано только в том случае, если отдельные положения, регулирующие вопросы применения таможенных режимов, не предусмотрены Таможенным кодексом РФ. Отменяя или изменяя уже установленное Таможенным кодексом РФ условие, ограничение или требование таможенного режима, Правительство РФ или ГТК России выходят за пределы своей компетенции.
5. Нормативные правовые акты ГТК России и иных федеральных органов исполнительной власти.
Порядок применения одних таможенных режимов (в частности, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, отказа в пользу государства) регламентируется специальными положениями, утвержденными приказами ГТК России. Положение о конкретном таможенном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей Таможенного кодекса РФ и охватывает, как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связи с помещением товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим.
Остальные же таможенные режимы (и таких большинство) до сих пор ждут принятия положений об их применении, в то время как в отношении них продолжает действовать большое количество различного рода несистематизированных правовых актов — приказов, указаний, писем и телеграмм ГТК России.
Отсутствие систематизированного законодательства по отдельным таможенным режимам не содействует укреплению законности в таможенном деле, отрицательно сказывается на развитии внешнеэкономических связей Российской Федерации и динамике внешнеторгового оборота.
Принципы таможенных режимов
Принципы таможенных режимов можно определить как исходные положения, которые характеризуют сущность института таможенных режимов и его внутреннее построение, а также определяют процесс применения таможенных режимов. Помимо общеправовых принципов и отраслевых принципов таможенного права, которые «налагаются» на институт таможенных режимов и имеют основополагающее значение для их правового регулирования, следует выделить также институционные (специальные) принципы, на основе которых создаются и реализуются нормы, составляющие только

Особенности правового регулирования таможенных режимов

Правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений фундаментальных правовых требований, сформулированных в главе 3 Таможенного кодекса РФ и именуемыми принципами перемещения товаров и транспортных средств.

К таким принципам относятся:

  • · равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;
  • · возможность введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;
  • · добровольность выбора и изменения таможенного режима;
  • · обязательность таможенного оформления режима;
  • · определенность места и времени пересечения таможенной границы;
  • · регламентированность порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами.

Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.

Суть этого принципа перемещения через таможенную границу заключается в том, что все юридические и физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Это право соответствует нормам Конституции РФ, закрепившим за каждым (т.е. независимо от принадлежности к российскому гражданству) возможность свободно выезжать за пределы России, а гражданам России также беспрепятственно в нее возвращаться (ст. 27 Конституции), а также право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции), в том числе и во внешнеэкономической сфере.

Юридическое равенство прав на перемещение товаров и транспортных средств признается за всеми лицами независимо от того, являются ли они собственниками товаров, их покупателями, владельцами или выступают в ином качестве, достаточном для совершения с товарами действий, предусмотренных законодательством, от собственного имени.

Статьей 19 ТК РФ однозначно также установлено, что никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и другими актами российского законодательства. На этой норме основаны следующие два принципа перемещения через таможенную границу России — наличие возможности запрещения ввоза и вывоза определенных товаров и транспортных средств и возможности введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.

Одним из условий, определяющих возможность помещения тех или иных товаров под определенный таможенный режим является статус таких товаров. Так, например, товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию, не могут быть помещены под таможенные режимы выпуска для свободного обращения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли и отказа в пользу государства. Обязательными условиями помещения товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения являются уплата таможенных платежей, а также соблюдение в отношении таких товаров мер экономической политики и иных предусмотренных законодательством ограничений.

Правовая регламентация порядка и условий применения каждого таможенного режима троится на основе соответствующих норм раздела II ТК РФ, Закона РФ «О таможенном тарифе», ряда иных федеральных законов («О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и др.), международных конвенциях и межправительственных соглашениях (Стамбульская конвенция 1990 г. о временном ввозе товаров и др.), различного рода подзаконных нормативно-правовых актах (указах Президента РФ, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных актах ГТК России и ряда иных ведомств).

В ст. 22 ТК РФ сказано, что «перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации производится в соответствии с их таможенными режимами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом». А ст. 24 ТК РФ гласит: «В случае, когда настоящим Кодексом не предусмотрены положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенных режимов, Правительств РФ и ГТК РФ в пределах своей компетенции вправе впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации определять особенности правового регулирования таможенных режимов…». На практике это означает, что использование того или иного таможенного режима регламентируется специальными положениями об этих режимах, утвержденными приказами ГТК России (например, Приказ ГТК России от 23 июля 1999 г. №468 «Об утверждении Положения о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли» и др.).

Положение о конкретном таможенном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей Таможенного кодекса РФ и, как правило, охватывает все аспекты помещения товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим. В то же время, имеется немало правовых пробелов в этой сфере, когда решение конкретного вопроса, не урегулированного правом, отнесено на усмотрение должностного лица таможенного органа, производящего таможенное оформление, которое бенефициар таможенного режима вправе впоследствии обжаловать в вышестоящий таможенный орган либо непосредственно в суд. На устранение такой ситуации отчасти направлен находящийся сейчас в стадии доработки проект нового Таможенного кодекса РФ, который среди прочих вопросов призван более детально на законодательном уровне регламентировать и процедуру применения каждого таможенного режима.

Классификация таможенных режимов в научной и учебной литературе проводится по-разному. Так, в зависимости их от роли и места в общем процессе хозяйственной деятельности таможенных режимов можно условно разделить на две группы:

  • 1. Режимы, для которых характерен общий (т.е. без каких-либо изъятий и ограничений) порядок применения таможенных средств и методов регулирования. Сюда относятся выпуск для свободного обращения, экспорт, реимпорт, реэкспорт, т.е. режимы, с экономической точки зрения выступающие как относительно самостоятельные и завершенные коммерческие операции.
  • 2. Режимы, в отличие от первых характеризующиеся более гибким использованием инструментов таможенно-правового регулирования и выступающие своего рода результатом их адаптации к разнообразным потребностям участников внешнеэкономической деятельности. Предоставление этих таможенных режимов носит целевой (допускается использование товаров только в строго определенных, предусмотренных таможенным режимом целях) и индивидуализированный характер (разрешение на использование таможенного режима дается строго индивидуально и только при наличии экономического обоснования проведения предполагаемых режимом операций).

Из перечисленных в Таможенном кодексе РФ таможенных режимов сюда следует относить: транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработку на таможенной территории, переработку под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), свободную таможенную зону, свободный склад, переработку вне таможенной территории. Их именуют еще как «экономические» таможенные режимы, поскольку они предоставляют их бенефициарам заранее определенные экономические выгоды и преимущества в форме полного или частичного освобождения от уплаты (либо возврата ранее уплаченных) таможенных платежей, а также неприменения к товарам мер экономической политики.

Отдельной группой стоят таможенные режимы уничтожения товаров и отказа от товаров в пользу государства.

В соответствии со ст. 102 ТК РФ уничтожение товаров — это таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования и т.д.). Само уничтожение может осуществляться как путем полного уничтожения (сжигания, разрушения, захоронения и т.п.), так и путем приведения товаров в состояние, непригодное для использования (демонтаж, разборка, различные механические повреждения). В последнем случае таможенный орган, контролирующий уничтожение товара, следит за тем, чтобы наносимые механические повреждения полностью исключали возможность последующего восстановления уничтожаемых товаров и использования их в первоначальном виде. Само применение данного таможенного режима допускается только в том случае, если в результате использования выбранного способа уничтожения товары полностью утрачивают свои потребительские свойства и стоимость.

Важной особенностью таможенного режима уничтожения является то, что помещаться под него могут только фактически ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации иностранные товары и транспортные средства. В отличие от таможенного режима уничтожения действие таможенного режима отказа в пользу государства может распространяться как на иностранные, так я на отечественные товары.

Декларировать режим уничтожения товаров может их владелец либо таможенный брокер. Заявлять об уничтожении транспортного средства может только перевозчик.

Законодательство запрещает помещать под таможенный режим уничтожения товары и транспортные средства:

  • — запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию;
  • -принятые таможенными органами в качестве предметов залога (до прекращения отношений залога);
  • — изъятые по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, по делам о нарушении таможенных правил, в отношении которых таможенным органом или судом (судьей) принято решение о конфискации, а также предметы художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран.

Для помещения товара под режим уничтожения заинтересованное лицо представляет таможенному органу ГТД, заявление и, при необходимости, некоторые другие документы (накладные, коносаменты, счета-фактуры и др.). В заявлении лицо, заинтересованное в использовании данного таможенного режима, должно точно определить товары, подлежащие уничтожению (их наименование, количество и местонахождение); причины выведения товаров из оборота; способ, дату и место уничтожения, а также предоставить информацию об отходах (остатках), образовавшихся в результате уничтожения. Кроме того, заявитель берет на себя обязательство предоставить таможенному органу к установленному им сроку акт об уничтожении товаров. Последний вместе с ГТД хранится в делах таможенного органа. Акт об уничтожении составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать следующие сведения:

  • 1. дату составления;
  • 2. наименование, индивидуальные признаки, количество товаров и транспортных средств;
  • 3. способ, дату и место уничтожения;
  • 4. наименование, индивидуальные признаки и количество образовавшихся остатков (отходов);
  • 5. перечень лиц, присутствовавших при уничтожении.

Таможенный орган вправе установить, что уничтожение может быть произведено только в присутствии должностного лица таможни, что должно быть оформлено соответствующей надписью на заявлении декларанта.

Акт об уничтожении заверяется подписями и печатями уполномоченного представителя лица, перемещающего товары, а также должностного лица таможенного органа.

Местом таможенного оформления в связи с заявлением режима уничтожения является:

  • а) в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, временного ввоза, свободной таможенной зоны, свободного склада, реэкспорта — место расположения таможни, предоставившей такие товары в распоряжение лицу в соответствии с избранным таможенным режимом;
  • б) в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, и ввезенных товаров, помещенных под таможенный режим транзита или перемещаемых в соответствии с правилами доставки под таможенным контролем, — место расположения таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся такие товары или транспортные средства.

Решение о предоставлении разрешения на помещение товаров и транспортных средств под таможенный режим уничтожения принимает начальник соответствующего таможенного органа или лицо, его замещающее, если нормативным актом ГТК России не будет установлено иное.

Таможенный сбор, уплачиваемый за оформление товаров, помещаемых под режим уничтожения, взимается в валюте Российской Федерации в размере 0,1% таможенной стоимости и в иностранной валюте, курс которой должен котироваться банком России, в размере 0,05% таможенной стоимости товаров. При оформлении транспортных средств таможенный сбор взимается только в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной 15 долл. США за каждую единицу транспортного средства, но не более 0,1% их таможенной стоимости,

Специфика правового регулирования режима уничтожения проявляется в особом порядке таможенного оформления отходов (остатков), образовавшихся после уничтожения. Все такие отходы подлежат таможенному оформлению как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации в таком состоянии. Таможенный орган, давший разрешение на помещение товаров под режим уничтожения, определяет место таможенного оформления отходов по своему усмотрению. Он может установить, что отходы должны быть помещены на склад временного хранения. Срок подачи таможенной декларации — до семи дней с даты фактического уничтожения товаров. Таможенные пошлины, налоги, а также сборы за таможенное оформление не взимаются, во-первых, если дальнейшее использование отходов (остатков) невозможно, поскольку они захоронены (затоплены, сожжены и т.д.), а, во-вторых, если таможенная стоимость отходов не превышает сумму, эквивалентную 20 долл. США. В этих двух случаях само декларирование производится путем указания сведений об отходах в заявлении и акте об уничтожении.

В основу правового регулирования таможенного режима отказа в пользу государства положен разрешительный принцип. Для того чтобы получить разрешение на помещение товара под режим отказа, декларант, которым может быть как лицо, перемещающее товар, так и таможенный брокер, должен подать соответствующее заявление либо заполнить ГТД. В случае если декларант пишет заявление, таможенный орган все же оформляет ГТД на помешенный под режим отказа товар в целях ведения таможенной статистики. Заявление адресуется начальнику структурного подразделения таможенного органа (либо лицу его замещающему), который вправе дать разрешение на использование режима отказа в пользу государства. В заявлении декларант указывает наименование товара (транспортного средства), его индивидуальные признаки и количественные характеристики, а также причины отказа.

Разрешение на помещение товаров под режим отказа оформляется с помощью надписи «Отказ разрешен» на заявлении (либо ГТД, если вместо заявления подается грузовая таможенная декларация), которая заверяется подписью начальника структурного подразделения таможенного органа и его личной номерной печатью.

Таможенный орган обязан отказать в предоставлении данного режима в отношении:

  • 1) товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из нее;
  • 2) товаров, выпущенных для свободного обращения на территории Российском Федерации или заявленных к реимпорту;
  • 3) вооружения, боеприпасов, военной техники, ракетно-космических комплексов, систем связи военного назначения, урана, наркотических средств и ядовитых веществ, отходов радиоактивных материалов и взрывчатых веществ, электрической энергии и других товаров, поименованных в приложении -№ t к Положению о таможенном режиме отказа.

Таможенный орган может не предоставить режим отказа в пользу государства в случаях, обозначенных в данном Положении, Однако, как и в случае с режимом уничтожения, должностные лица таможенного органа имеют право действовать фактически по собственному усмотрению, ссылаясь на «наличие достаточных оснований» для отказа а предоставлении режима (п. 7.2.3 Положения).

Лицо, отказавшееся от своих товаров в пользу государства, обязано за свой счет доставить эти товары в место, определенное таможенным органом.

Свидетельством, подтверждающим факт смены собственника товара, выступает акт передачи. Он является документом строгой финансовой отчетности и составляется по просьбе декларанта в двух экземплярах, один из которых хранится в таможенном органе, а другой передается лицу, отказавшемуся от товаров в пользу государства. Акт должен содержать следующие сведения:

  • 1) дату составления документа.
  • 2) наименование организации, передавшей товар;
  • 3) наименование таможенного органа, принявшего товар;
  • 4) наименование, индивидуальные признаки и количественные характеристики передаваемых товаров.

Акт заверяется подписями и печатями принимающей и передающей сторон, при этом акт от имени таможенного органа подписывает лицо. занимающее материально ответственную должность.

Местом таможенного оформления товаров, помещенных под режим отказа, становится место расположения таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся данные товары. Законодательство устанавливает, что при заявлении режима отказа в пользу государства таможенный сбор за таможенное оформление не взимается.

К особенностям таможенного режима отказа следует также отнести право декларанта требовать возврата некоторых денежных сумм. Во-первых, возвращаются суммы, внесенные на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Во-вторых, государство должно вернуть декларанту ввозные таможенные пошлины, НДС и акцизы, уплаченные при помещении товаров под таможенные режимы реэкспорта и переработки на таможенной территории. В-третьих, возврату подлежат суммы вывозных таможенных пошлин, уплаченные при помещении товаров под режим переработки вне таможенной территории. Наконец, декларант вправе рассчитывать на получение сумм вывозных пошлин, уплаченных им при заявлении режима экспорта и временного вывоза в случае, если товары не были фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации. При этом импортные пошлины, НДС и акцизы с временно ввезенных товаров, помещенных впоследствии под режим отказа, возврату не подлежат.

Одинаковое содержание таможенных режимов свободной таможенной зоны и свободного склада (ст. 75 ТК РФ) объясняет сходство правового регулирования этих режимов по большинству вопросов сроки нахождения товаров в свободных таможенных зонах и на свободных складах (ст. 80 ТК РФ), операции, производимые с товарами в свободных таможенных зонах н на свободных складах (ст. 79 ТК РФ), порядок учета таких товаров (ст. 82 ТК РФ), взимание таможенных пошлин, налогов и применение мер экономической политики (ст. 83 ТК РФ), ответственность за уплату таможенных платежей (ст. 85 ТК РФ). Специфические черты данных таможенных режимов проявляются, в первую очередь, в вопросах учреждения и ликвидации свободной таможенной зоны и свободного склада.

Основным источником права, регулирующим применение таможенных режимов свободной таможенной зоны и свободного склада, является ТК РФ (ст. 75-86). Специальное положение об этих таможенных режимах до сих пор не принято.

Порядок создания свободной таможенной зоны

Заинтересованное лицо (группа лиц) готовит обращение о создании свободной таможенной зоны, в котором должны содержаться технико-экономическое обоснование необходимости создания такой зоны, планы и программы ее развития. Порядок рассмотрения такого обращения определяется совместно ГТК России и Российским агентством международного сотрудничества и развития. Получив соответствующее обращение, эти органы готовят совместное представление в Правительство РФ, которое должно быть согласовано со следующими инстанциями:

  • 1) Минэкономики России;
  • 2) Минфином России;
  • 3) Банком России;
  • 4) соответствующими субъектами Российской Федерации в лице компетентных государственных органов.

На основании совместного представления ГТК России и Российского агентства международного сотрудничества и развития, согласованного со всеми перечисленными инстанциями, принимается решение Правительства РФ о создании свободной таможенной зоны.

Порядок учреждения свободного склада

Владельцами свободных складов могут быть только российские лица. Свободный склад учреждается на основании лицензии ГТК России, выдаваемой в соответствии с порядком, определенным ГТК России по согласованию с Российским агентством международного сотрудничества и развития.

За выдачу лицензии уплачивается сбор в размере, установленном законодательством. Лицензия на учреждение свободного склада может быть аннулирована или отозвана, либо ее действие может быть приостановлено. Аннулирование лицензии предусматривается в случае, если она не может быть выдана заявителю на основании установленного порядка либо если она была выдана на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче. Действие лицензии может быть приостановлено на срок до трех месяцев при наличии достаточных оснований полагать, что владелец склада злоупотребляет своими правами. Отзыв лицензии допускается в следующих случаях:

  • 1) если лицензия более не соответствует экономической политике Российской Федерации;
  • 2) если владелец свободного склада не соблюдает требования, предъявляемые к нему таможенным законодательством.

В соответствии со ст. 78 ТК РФ владелец склада обязан:

  • а) соблюдать условия лицензии на учреждение свободного склада;
  • б) выполнять требования таможенных органов, включая обеспечение доступа должностных лиц таможенных органов к товарам, находящимся на свободном складе, предоставление этим лицам безвозмездно помещении, оборудования и средств связи на свободном складе для производства таможенного оформления и осуществления таможенного контроля;
  • в) не затруднять осуществление таможенного контроля;
  • г) исключить возможность, изъятия минуя таможенный контроль товаров, находящихся на складе. Для этого помещение или иное место, предназначенное для учреждения свободного склада, должно быть надлежащим образом обустроено в целях обеспечения таможенного контроля, а при необходимости — оборудовано двойными запорными устройствами, ключ от одного из которых должен находиться в распоряжении таможенного органа.

Порядок ликвидации свободной таможенной зоны и свободного склада

Свободная таможенная зона ликвидируется, когда Правительство РФ отменит свое решение о создании такой зоны. Это может произойти в случае, если практики функционирования свободной таможенной зоны перестает соответствовать требованиям ТК РФ или других актов российского законодательства о свободных таможенных зонах.

Свободная таможенная зона ликвидируется в шестимесячный срок с момента отмены решения о ее создании.

Свободный склад может быть ликвидирован в следующих случаях:

  • а) а связи с истечением срока действия лицензии на учреждение свободного склада;
  • б) по желанию владельца склада;
  • в) при аннулировании лицензии;
  • г) при отзыве лицензии.

С момента принятия решения о ликвидации свободного склада он трансформируется в силу закона в склад временного хранения. Срок хранения товаров на таком складе временного хранения не может превышать шести месяцев. В случае приостановления действия лицензии помещение иностранных товаров на склад производится с уплатой таможенных пошлин, налогов и с применением мер экономической политики, а освобождение от таможенных пошлин, налогов либо возврат таможенных пошлин, налогов в отношении помещаемых российских товаров не производятся.

Режим выпуска для свободного обращения, как и иные виды таможенных режимов, предполагает предварительное заявление заинтересованного лица (декларанта) об использовании данного таможенного режима.

Такая процедура осуществляется путем декларирования товаров с заявлением цели их перемещения (выпуск для свободного обращения), проведения таможенным органом таможенного оформления товаров и предоставления разрешения на их выпуск для свободного обращения либо отказа в этом.

Условия помещения товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения определены в ст. 31 ТК РФ. Ими являются:

  • 1) уплата в отношении всех товаров, заявленных под данный таможенный режим, таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей;
  • 2) соблюдение мер экономической политики и других ограничений.

Лаконично сформулированные в ст. 31 ТК РФ условия помещения товаров под режим выпуска для свободного обращения на практике образуют сложный механизм использования целой системы инструментов регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации под указанным таможенным режимом. Применение этих инструментов основано на правилах, установленных нормами не только таможенного, но и других отраслей (например, валютного) законодательства.

Особенности применения таможенного режима выпуска для свободного обращения, связанные с распадом СССР, определены и урегулированы в указании ГТК России от 26 августа 1994 г. № 01-12/926. Так, согласно п. 1 названного правового акта ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары российского происхождения, вывезенные ранее с этой территории в соответствии с таможенным режимом экспорта, могут помещаться под таможенный режим выпуска для свободного обращения. При этом ввозная таможенная пошлина должна уплачиваться по ставкам, применяемым в отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-политических отношениях.

Таможенное оформление товаров российского происхождения, вывезенных до 31 декабря 1991 г. на территории государств — бывших республик Союза ССР и ввозимых на территорию Российской Федерации из этих государств, может осуществляться применительно к порядку, установленному в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, без уплаты таможенных пошлин, НДС, акцизов при условии, что такие товары не использовались в производственных или иных коммерческих целях за пределами территории бывшего Союза ССР. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности.

ГТК России имеет следующие полномочия:

  • — определяет случаи, когда необходимо предоставление обязательства об обратном вывозе (ввозе) и обеспечение уплаты таможенных платежей;
  • — устанавливает порядок выдачи разрешений на временный ввоз (вывоз);
  • — определяет категории товаров, запрещенных к помещению под рассматриваемый таможенный режим;
  • — изменяет для отдельных категорий товаров предельные сроки временного ввоза (вывоза), установленные в ТК РФ.

До сих пор не принято Положение о таможенном режиме временного ввоза (вывоза), в котором были бы систематизированы правовые нормы, развивающие соответствующие предписания ТК РФ. Таможенно-правовые нормы о временном ввозе (вывозе) оказались рассредоточенными по многочисленным ведомственным правовым актам ГТК России — приказам, указаниям, распоряжениям, письмам и т.д. (например, приказ ГТК России от 2 марта 1995 г. 137, указание ГТК России от 21 февраля 1995 г. № 01-12/275, распоряжение ГТК России от 6 января 1999 г. № 01-14/3, письмо ГТК России от 4 сентября 1998 г. № 18-08/18653 и др.).

Важное значение для правового регулирования таможенного режима экспорта имеет обеспечение подтверждения фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации. В соответствии с распоряжением ГТК России от 24 мая 1994 г. № 01-14/615 таможенные органы производят такое подтверждение при условии представления в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска на таможенной границе Российской Федерации, следующих документов:

  • 1) письменного заявления с просьбой о подтверждении товара;
  • 2) экземпляра ГТД, возвращенного декларанту после выпуска товара (так называемый возвратный экземпляр ГТД), или ее копии, заверенной руководителем и главным бухгалтером организации.

В заявлении должна содержаться следующая информация:

  • — наименование и количество товара;
  • — номера ГТД, в которой были заявлены сведения о товаре и дате его выпуска;
  • — наименование пункта пропуска;
  • — месяц и год фактического вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
  • — сведения о транспортном средстве, на котором товар был доставлен в пункт пропуска и фактически вывезен.

Заявление подписывается руководителем организации-заявителя, ее главным бухгалтером и заверяется печатью.

Не позднее 10 дней после регистрации заявления возвратный экземпляр ГТД направляется заявителю (лично или по почте) с отметкой «Товар вывезен», заверенной личной номерной печатью сотрудника таможенного органа. Это и будет являться подтверждением факта вывоза товара. В случае, если товар вывезен не полностью, на оборотной стороне возвратного экземпляра ГТД указывается фактическое количество вывезенного товара,

Вывоз товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта регулируется различными средствами и мерами, входящими в общую систему государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К основным инструментам государственного регулирования экспорта товаров относятся:

  • — тарифное и налоговое регулирование,
  • — нетарифные средства;
  • — валютный контроль.

В таможенном законодательстве закреплены четыре основные условия помещения товаров под режим реимпорта:

1. Товары должны быть вывезены с территории бывшего СССР за его пределы (до 31 декабря 1991 г.) или с территории Российской Федерации за ее пределы (с 1 января 1992 г.) в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Из этого положения следует, что:

  • а) факт вывоза товара должен быть подтвержден соответствующей грузовой таможенной декларацией. Особенности помещения под таможенный режим реэкспорта товаров, вывезенных с территории СССР до 1989 г. (в этом году была принята Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденная приказом ГУ ГТК СССР от 18 августа 1989 г, № 137), разъяснены в письме ГТК России от 2 декабря 1996 г. № 02-15/21336;
  • б) под таможенный режим реимпорта не могут быть помещены иностранные товары, а также российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с иными, чем экспорт, таможенными режимами (временный вывоз. переработка вне таможенной территории, вывоз для представительств Российской Федерации за рубежом, транзит в случае перемещения через территорию иностранного государства).
  • 2. Товары, помещаемые под таможенный режим реимпорта, должны быть до момента вывоза российскими товарами, т.е. товарами российского происхождения (до 31 декабря 1991 г, — происхождения бывшего СССР) либо иностранного происхождения, выпущенными в свободное обращение на территории Российской Федерации (до 31 декабря 1991 г. — на территории бывшего СССР) с полной уплатой всех таможенных платежей.
  • 3. Помещаемые под таможенный режим реимпорта товары должны быть ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в течение десяти лет с момента вывоза.

Под датой вывоза понимается день принятия таможенной декларации при вывозе, а при ее отсутствии — день пересечения границы бывшего СССР (до 31 декабря 1991 г.) или границы Российской Федерации (с 1 января 1992 г.); датой ввоза считается день принятия последнего документа, необходимого в таможенных целях,

4. Товары должны находиться в том же состоянии, в котором

они были в момент вывоза.

Критериями неизменности состояния товаров являются (письмо ГТК России от 6 апреля 1995 г. № 06-10/4848):

  • а) соответствие кода по ТН ВЭД товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта, и их наименования кодам и наименованиям товаров, которые были вывезены с таможенной территории Российской Федерации под режимом экспорта;
  • б) неизменность технических характеристик и иных параметров таких товаров, установленных в отношении них нормативными актами, относящимися к данной категории товаров (ГОСТ, ОСТ, технические условия и т.п.).

Из положения о неизменности состояния товаров таможенное законодательство устанавливает три исключения. Первое предполагает изменение состояния товаров вследствие естественного износа или убыли, которые могут иметь место при соблюдении нормальных условий хранения и транспортировки. При этом понятие эксплуатационного износа несовместимо с названными факторами изменения состояния товаров.

Второе исключение предполагает возможность изменения состояния товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы. В соответствии с п. 2.5 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров при повреждении или ином ухудшении товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы такие товары могут помещаться под таможенный режим реимпорта при условии подтверждения факта аварии или действия непреодолимой силы способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности.

Наконец, третье исключение касается изменения состояния товаров вследствие проведения с ними операций по обеспечению их сохранности, мелкому ремонту, включая приведение в порядок, и другие подобные операции. При этом виды и объемы таких операций не имеют юридического значения, если выполняется условие о том, что стоимость таких товаров, определяемая на момент вывоза, не увеличилась в результате проведения таких операций (п. 2.6 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров). В отношении автотранспортных средств ГТК России в письме от 9 октября 1996 г. № 02-15/18026 уточняет, что операции по ремонту, которые являются по своей сути заменой основных или номерных частей или деталей автотранспортного средства, не могут рассматриваться как мелкий ремонт.

Законодательство допускает использование за пределами Российской Федерации реимпортируемых товаров в производственных или иных коммерческих целях (п. 2.3 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров). Указанное обстоятельство, связанное с использованием товаров, предполагает появление у них эксплуатационного износа.

Реэкспорт является своеобразным зеркальным отражением режима реимпорта. Содержание таможенного режима реэкспорта товаров определяется в ст. 100 ТК РФ. При нем иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов (НДС, акциза) и без применения мер экономической политики (квотирования, лицензирования и т.д.).

Выделяют два типа реэкспорта — декларированный и фактический.

При декларированном реэкспорте товары при их первоначальном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации заявляются таможенному органу в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, В данном случае при ввозе товаров ввозные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются. Фактический ввоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня принятия таможенной декларации, в противном случае подлежат уплате все указанные таможенные платежи, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемые Банком России по предоставляемым этим банком кредитам.

При фактическом реэкспорте товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, не заявляются в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта. Они, например, могут первоначально помещаться под иные таможенные режимы при условии, что «остаются» иностранными товарами. Если при таком ввозе были уплачены ввозные таможенные пошлины и налоги, их суммы подлежат возврату при вывозе реэкспортируемых товаров с соблюдением следующих условий (ст. 101 ТК РФ):

  • — реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент вывоза, кроме изменения их состояния вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
  • — реэкспорт был осуществлен в течение двух лет с момента ввоза;
  • — реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода.

Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа, предоставляемого в порядке, определяемом ГТК России, а в случаях, определяемых российским законодательством либо международными договорами Российской Федерации, с разрешения другого уполномоченного на то органа.

На сегодняшний день уже сформировался международно-правовой механизм регулирования порядка реэкспорта товаров в рамках СНГ. В Договоре о создании Экономического союза (Москва, 24 сентября 1993 г.) в качестве одного из принципов торгово-экономических отношений государств-участников было закреплено требование недопущения несанкционированного реэкспорта в третьи страны (ст. 5), Соглашение о создании зоны свободной торговли (Москва, 15 апреля 1994 г.) развило соответствующую норму в ст. 11: «Каждая Договаривающаяся Сторона не будет допускать несанкционированного реэкспорта товаров, в отношении экспорта которых другие Договаривающиеся Стороны, с территории которых происходят эти товары, применяют меры тарифного кили нетарифного регулированиям. Неотъемлемой частью Соглашения о создании зоны свободной торговли (приложение №2) стало Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешений на реэкспорт, В нем (сг,2) под санкционированным реэкспортом понимается реэкспорт товаров, осуществленный при наличии надлежаще оформленного письменного разрешения, выданного уполномоченным ведомством страны происхождения товаров. В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 27 августа 1992 г, №640 «О механизме регулирования реэкспорта российских товаров» в Российской Федерации разрешение на экспорт российских товаров другими государствами СНГ выдается Министерством внешних экономических связей РФ (ныне — Министерством торговли РФ).

ТК РФ устанавливает разрешительный порядок предоставления таможенного режима транзита товаров. По общему правилу, запрос на использование режима и выдача разрешения осуществляются путем подачи в таможенный орган заполненной таможенной декларации, содержащей все необходимые сведения о товарах, цели их перемещения и т.д. Разрешение на использование режима выражается в данном случае принятием таможенной декларации. Оформление ГТД на помещаемые под таможенный транзит товары осуществляется в общем порядке, положения которого применительно к этому виду режима уточнены приказом ГТК России от 5 июля 1994 г, № 343.

ТК РФ (ст. 36) устанавливает общие требования помещения товаров под таможенный режим транзита, которые могут рассматриваться также в качестве условий и требований нахождения товаров под данным таможенным режимом. Условно они могут быть разделены на две группы: требования, предъявляемые к товарам (точнее к условиям их нахождения под таможенным режимом транзита), и требования, предъявляемые к перевозчику (или его транспортному средству), осуществляющему транспортировку товаров в соответствии с таможенным режимом транзита.

Согласно ч. 1 ст. 36 ТК РФ товары, перемещаемые транзитом должны:

  • — оставаться в неизменном состоянии (кроме изменений, имевших место вследствие естественного износа либо убыли);
  • — не использоваться в каких-либо иных целях, кроме транзита;
  • — доставляться в таможенный орган назначения в сроки, которые устанавливаются таможенным органом отправления, исходя из конкретных условий перевозки (они не могут быть более предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц),

ТК РФ устанавливает, что ответственность за транзит несет перевозчик, то есть лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства (ст. 40), Это представляется вполне закономерным, учитывая характер и экономические цели таможенного режима транзита. С другой стороны, это позволяет рассматривать перевозчика в качестве непосредственного пользователя таможенного режима вне зависимости от того, кто является собственником и/или отправителем (получателем) перевозимого товара. Принимая во внимание такой статус перевозчика, таможенное законодательство определяет ряд дополнительных требований. Так, при наличии у таможенного органа оснований полагать, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение установленных ТК РФ условий применения режима транзита, помещение товаров под данный таможенный режим возможно лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, таможенного сопровождения либо перевозки товаров таможенным перевозчиком. При этом перевозчику государственными органами не возмещаются расходы, которые возникли у него в связи с принятием таких мер (ст. 36), Кроме того, в ТК РФ (ст. 37) предусматривается еще одна форма гарантии соблюдения таможенного законодательства — уплата пользователем режима транзита причитающихся таможенных платежей. Данное условие разрешения транзита товаров выдвигается таможенными органами в случае, если соблюдение таможенного законодательства не может быть обеспечено иным и (выше названными) средствами, поэтому оно может рассматриваться как исключительная мера. Как правило, в расчет принимаются таможенные платежи, которые подлежали бы уплате при помещении товаров, заявленных к режиму транзита, соответственно под таможенный режим выпуска для свободного обращения или экспорта. В соответствии со ст. 122 ТК РФ уплата таможенных платежей может обеспечиваться в форме залога товаров и транспортных средств, гарантии третьего лица (банка либо иного кредитного учреждения), внесения на депозит причитающихся сумм.

Кодексом также специально предусматриваются обязательства бенефициара режима по принятию мер в случае аварии или действия непреодолимой силы. Согласно ст. 39 ТК РФ при аварии или действии непреодолимой силы товары, находящиеся под таможенным режимом транзита, могут быть выгружены; при этом перевозчик должен принять меры по обеспечению сохранности товаров и недопущению какого-либо их использования, а также обязан незамедлительно информировать об обстоятельствах дела и местонахождении товаров и транспортных средств ближайший таможенный орган и обеспечить перевозку туда товаров либо доставку должностных лиц таможенного органа к месту нахождения товаров.

Источниками права, устанавливающими порядок применения режима таможенного склада в России, помимо ТК РФ, являются Положение о таможенных складах, утвержденное приказом ГТК России от 10 августа 1993 г, № 314, а также Правила учреждения таможенных складов таможенными органами Российской Федерации и использования таких складов, утвержденные приказом ГТК России от 22 февраля 1994 г. № 72 (с последующими изменениями).

Следует различать понятия «таможенный склад» и «режим таможенного склада (таможенного складирования)». Таможенный склад представляет собой место, в котором в установленном порядке допускается складирование товаров, попадающих под действие определенного режима. Чаще всего таким режимом является режим таможенного склада. Однако в некоторых случаях на таком складе могут храниться товары и под другими таможенными режимами (например, товары, не являющиеся объектом внешней торговли).

1.3 Общие принципы применения таможенных процедур

В ТК ТС, содержаться также и общие положения, касающиеся всех таможенных процедур, порядка их заявления и использования.

Выбор и изменение таможенной процедуры

В соответствии с действующим законодательством, правом выбора таможенной процедуры, при перемещении товаров через таможенную границу, обладает лицо, которое перемещающее эти товары. Лицо вправе в любое время изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с требованиями и условиями, установленными ТК ТС.

Данное положение устанавливает принцип, в соответствии с которым выбор таможенной процедуры и ее последующее изменение находится в зависимости от желания участника внешнеэкономической деятельности и от содержания таможенной процедуры. Можно выбрать далеко не любую таможенную процедуру, а только соответствующую обстоятельствам перемещения товара.

Выбранную процедуру необходимо заявить в таможенный орган путем представления таможенной декларации, в которой будет проставлен соответствующий код товара.

Помещение под таможенную процедуру

После заявления декларантом определенной таможенной процедуры, таможенный орган обязан провести проверку заявленных сведений и принять решение о возможности или невозможности помещения товара под данную таможенную процедуру. Если должностное лицо таможенного органа принимает положительное решение, то оно производит выпуск товара. День выпуска товара таможенным органом и считается днем помещения товаров под таможенную процедуру.

Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру

Для проверки соблюдения условий помещения товаров под заявленную декларантом таможенную процедуру, должностное лицо таможенного органа изучает представленные документы и, если необходимо, может запрашивать дополнительные. Обязанность представления подтверждающих документов, пояснений и т.д., возлагается на декларанта.

При этом перечень необходимых документов закреплен в статье 183 ТК ТС.

Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур

Так как товары могут перемещаться через таможенную границу с разными целями, и зачастую они ввозятся только на определенное время или следуют транзитом, на эти случаи предусмотрены соответствующие таможенные процедуры. Таможенный контроль за соблюдением условий таких процедур (при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза) проводится таможенными органами того государства — члена ТС, на территории которого товары выпущены.

Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры

Если лицо, перемещающее товары через таможенную границу, не соблюдает условия или требования таможенной процедуры, то это лицо несет административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Причем применяются правовые нормы той страны — участницы ТС, на территории которой обнаружено нарушение.

Последствия изъятия (ареста) товаров, помещенных под таможенную процедуру

В случае изъятия или наложения ареста на товары, помещенные под таможенную процедуру, ее действие приостанавливается. После принятия решения об отмене изъятия товаров либо наложения на них ареста, действие таможенной процедуры возобновляется.

При возобновлении действия таможенной процедуры проценты, предусмотренные к начислению и уплате, за период приостановления действия таможенной процедуры не начисляются и не уплачиваются.

При конфискации или обращении в собственность государства по решению суда товаров, помещенных под таможенную процедуру, действие таможенной процедуры в отношении этих товаров прекращается, а конфискованные или обращенные в собственность государства иностранные товары приобретают статус товаров таможенного союза.

Если привлечение лица к административной или уголовной ответственности связано с несоблюдением им таможенной процедуры, которое влечет за собой невозможность дальнейшего ее применения, действие процедуры должно быть завершено в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения о привлечению лица к ответственности. Если действие процедуры не завершается, то такие товары задерживаются таможенными органами.

Статья написана по материалам сайтов: www.lawmix.ru, vuzlit.ru, studfiles.net.

«