+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Правовые меры охраны атмосферного воздуха


В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух– это жизненно важный компонент окружающей природной среды, который представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В целях его охраны государством проводятся следующие мероприятия:

1) нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух – установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий на него;

2) установление нормативов выбросов и воздействий – технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов;

3) государственная регистрация вредных и потенциально опасных веществ;

4) выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ и на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, устанавливающих предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. За выдачу разрешений взимаются сборы;

5) установление требований к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Виды воздухопользования:

1) пользование воздухом для жизнеобеспечения людей и других организмов;

2) пользование воздухом для производственных нужд в качестве сырья;

3) пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;

4) пользование атмосферой в целях искусственного изменения погоды, климата, предотвращения природных катаклизмов.

В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух:

1) производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;

2) территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально—административного образования.

Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств.

В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля производится государственный учет неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.

Право недропользования

Недра– это часть земной коры, которая расположена ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Пользователи недр:

1) субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества;

2) иностранные граждане;

3) юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами;

4) объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица, при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр или с момента вступления в силу соглашения о разделе продукции при предоставлении права пользования недрами на таких условиях.

Пользователь недр вправе:

1) использовать участок недр для любой формы деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности;

3) использовать результаты своей деятельности;

4) использовать отходы своего горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;

6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах предоставленного горного отвода;

7) обращаться в соответствующие органы по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Виды пользования недрами:

1) региональное геологическое изучение, иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно—оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

6) сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых.

Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр. Ограничение или запрещение пользования отдельными участками недр возможно в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.

Правовые меры охраны атмосферного воздуха

Задачи по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупреждению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на него, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в соответствующих планах. Проекты планов, разрабатываемые предприятиями, учреждениями и организациями, согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, устанавливаемом законодательством. В плановых заданиях предусматривается снижение загрязнения атмосферы за счет строительства и ремонта очистных сооружений и совершенствования технологических процессов.

В целях оценки состояния атмосферного воздуха Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровни вредных физических воздействий на него. Эти нормативы отвечают интересам охраны здоровья людей и окружающей среды, являются едиными для всей территории России (в необходимых случаях могут быть установлены более строгие нормативы для отдельных районов).

В целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) стационарными и передвижными источниками загрязнения, а также нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий в Российской Федерации, утверждаемые Минздравсоцразвития по каждому стационарному источнику и по каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок. При этом выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не должны создавать приземную концентрацию, превышающую ПДК для населения, растительного и животного мира. При установлении ПДВ учитывают перспективу развития предприятия, физико-географические и климатические условия местности, расположение промышленных площадок и установок существующей и намеченной жилой застройки, санаториев, зон отдыха и т.д.

Весьма острой стала проблема загрязнения воздуха, находящегося в квартирах. В ряде городов США были проведены замеры воздуха, находящегося в квартирах. В воздухе квартир американцев содержится вредных веществ в 200 раз больше, чем в воздухе на улицах. Даже при наличии одинакового содержания кислорода в воздухе помещения и в воздухе окружающей среды воздух в помещении всегда ниже качеством, поскольку в нем отсутствует «атмосферное электричество», необходимое человеческому организму и дающее ему бодрость и здоровье, а также дефицит столь необходимых для нормальной жизнедеятельности отрицательно заряженных ионов кислорода. В том случае, когда по объективным причинам установление ПДВ для данного населенного пункта невозможно, предусматриваются временно согласованные нормативы выбросов (ВСВ). В данном случае используется принцип поэтапного снижения объемов выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ. На период реализации мероприятий, обеспечивающих соблюдение нормативов ПДВ, предприятия, имеющие стационарные источники загрязнения, должны разработать и представить на утверждение в соответствующие органы проекты нормативов ВСВ и планы поэтапного снижения этих выбросов по установленным нормативам.

Выброс загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения допускается лишь на основании разрешения, выдаваемого на основе утвержденных нормативов ПДВ и ВСВ, и заключения указанных органов.

В разрешении предусматриваются нормативы ПДВ, а также условия и требования по охране атмосферного воздуха, которые должны выполняться предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих вещества в атмосферу. В случае их нарушения, при возникновении угрозы населению, выброс загрязняющих веществ должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органа, осуществляющего санитарный надзор. Особый порядок осуществления выбросов устанавливается для аварийных ситуаций и в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями.

При проектировании и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны разрабатываться и осуществляться мероприятия по предотвращению и сокращению выбросов загрязняющих веществ, а их количество не должно превышать нормативы ПДВ. Если же в выбросах содержание загрязняющих веществ превышает указанные нормативы, производство и эксплуатация таких средств и установок не допускаются.

Охрана атмосферного воздуха от вредных воздействий должна осуществляться при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, при размещении и развитии городов и других населенных пунктов, внедрении открытий, изобретений, новых технических систем. Потребление атмосферного воздуха для производственных нужд должно осуществляться в минимальных количествах.

Для планирования и осуществления мероприятий по охране атмосферного воздуха, разработки предельно допустимых воздействий, контроля и прогноза состояния и изменений атмосферы производится государственный учет объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, видов и количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, а также видов и размеров вредных физических воздействий на нее.

Государственный учет осуществляется за счет государства по единой для Российской Федерации системе организациями, осуществляющими статистические наблюдения в области охраны атмосферного воздуха. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха

В Федеральном законе от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» (с изм. от 31 декабря 2005 г.) в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха предусмотрено, что уполномоченные органы организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха,обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей среды и осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном Правительством.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, федеральными органами исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальными органами, специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами мероприятий по охране атмосферного воздуха, соблюдению условий выбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на атмосферу и иных правил, установленных законодательством Российской Федерации, ее субъектов об охране атмосферного воздуха. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:

— условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

— стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе при проведении производствен­ного контроля за охраной атмосферного воздуха;

— режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

— выполнения федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха, программ субъектов Федерации по охране атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по их осуществлению;

— иных требований российского законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

Наряду с государственным контролем за охраной атмосферного воздуха указанный Закон предусматривает производственный и об­щественный контроль за охраной атмосферного воздуха.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух. Они назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации в области охраны окружающей среды и об общественных объединениях.

Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, его территориальных органов являются государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими в том числе контроль за охраной атмосферного воздуха. В Законе об атмосферном воздухе установлено, что за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с российским законодательством.

Экологическим законодательством предусмотрена охрана окружающей среды от шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий. Органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны принимать необходимые меры по предупреждению вредного воздействия и устранению интенсивного производственного шума, вибрации, вредного воздействия магнитных полей и других вредных физических воздействий на окружающую среду в производственных, общественных, жилых зданиях, на улицах, во дворах, на площадях городов и других населенных пунктов, в загородных зонах отдыха населения, в местах массового скопления и размножения диких зверей и птиц.

Запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней воздействия на здоровье человека и окружающую среду производственного и транспортного шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий. Нарушение указанных нормативов влечет за собой приостановление или прекращение работы предприятий, цехов, агрегатов, иного оборудования, эксплуатации транспортных средств, иных источников вредного воздействия шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физических воздействий до устранения обнаруженных недостатков. Коор­динация работ по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха, проводимых указанными органами, осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Правовые меры охраны атмосферного воздуха

«Атмосферный воздух представляет собой элемент окружающей природной среды, жизненно важный для биологических организмов, включая людей, который служит защитой от космических излучений, поддерживает определенный тепловой баланс на планете, определяет климат и т.д. Наряду с экологическими функциями атмосферный воздух выполняет важнейшие экономические функции, так как выступает незаменимым элементом производственных процессов, энергетической, транспортной и другой деятельности человека». Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). — М., 1998..

Интенсивное развитие промышленности, рост городов, увеличение количества транспортных средств, активное освоение околоземного пространства приводят к изменению газового состава атмосферы, накоплению различных видов загрязнений (пылевого, химического, электромагнитного, радиационного, шумового и др.), разрушению озонового слоя атмосферы, нарушению ее естественного баланса. Все это наносит ощутимый вред экономике, здоровью людей, природной среде и вызывает необходимость регулирования антропогенного воздействия на атмосферный воздух.

Правовое регулирование отношений в сфере охраны атмосферного воздуха осуществляется Законом ПМР «Об охране окружающей природной среды» 1994 г., а также рядом подзаконных актов. Важные положения об охране атмосферного воздуха содержатся в нормативных актах, регулирующих использование и охрану земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, а также в уголовном, административном, гражданском и иных отраслях законодательства.

«В силу своих естественных свойств атмосферный воздух в настоящее время не рассматривается в качестве объекта присвоения, поэтому отношения собственности по поводу атмосферного воздуха, а также процесс его экономического использования не регулируется законодательством. Экологическое право обеспечивает лишь его охрану от вредных воздействий.» Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. — М., 2011..

«Объектом правовой охраны является атмосферный воздух, то есть воздух во внешней, открытой среде. Охрана воздуха производственных, административных и иных помещений осуществляется нормами трудового и других отраслей законодательства.» Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. — М., 1996..

Правовая охрана атмосферного воздуха представляет собой систему закрепленных законом мер, направленных на сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и других воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства, растительного и животного мира.

Своеобразие охраны атмосферного воздуха заключается в том, что она достигается, с одной стороны, через охрану других природных объектов (лесов, вод), влияющих на ее состояние, а с другой стороны, — путем регулирования хозяйственного воздействия на атмосферу.

Первый способ охраны реализуется посредством обеспечения правового режима лесов и вод, установленного соответствующим законодательством. Законом об охране атмосферного воздуха регулируются вопросы осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на состояние атмосферы.

Содержание правовой охраны атмосферного воздуха составляет комплекс мер, основными среди которых являются учет, контроль, установление нормативов в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечение выполнения экологических требований источниками вредного воздействия на атмосферный воздух, а также организация территории населенных пунктов, промышленных зон с учетом норм и правил охраны атмосферного воздуха. Основой для регулирования охраны атмосферного воздуха является предусмотренный законом государственный учет видов и количества (размеров) вредного воздействия на атмосферу, а также объектов, оказывающих такое воздействие. «Источники вредного воздействия на атмосферный воздух подразделяются на стационарные (предприятия, энергостанции и другие производственные, а также бытовые объекты) и передвижные (автомобили, самолеты, суда и другие подвижные средства и установки), что обусловливает особенности правового регулирования охраны атмосферного воздуха в процессе их деятельности.» Ерофеев Б.В. Экологическое право России. — М., 2011.

За состоянием атмосферного воздуха, его изменениями осуществляется наблюдение по химическим, физическим и биологическим показателям общегосударственной службой наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды. Сбор, хранение, обобщение, анализ информации проводится с целью обеспечения ею заинтересованных организаций, а также составления прогнозов об уровне загрязнений атмосферного воздуха под влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий. Наблюдение (мониторинг) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти по гидрометеорологии, охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому надзору и др.

Правовые меры охраны атмосферного воздуха

Задачи по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупреждению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на него, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в соответствующих федеральных целевых программах по охране атмосферного воздуха, программах субъектов РФ по охране атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по их осуществлению, предусматривающих снижение загрязнения атмосферы.

В целях оценки состояния атмосферного воздуха установлены нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на него. Эти нормативы отвечают интересам охраны здоровья людей и окружающей среды, являются едиными для всей территории России (в необходимых случаях могут быть установлены более строгие нормативы для отдельных районов).

В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 182 П

Экологические нормативы качества атмосферного воздуха, методы определения экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух, предельно допустимые (критические) нагрузки на экологические системы и другие экологические нормативы в целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются и пересматриваются Минприроды России.

Минздрав России устанавливает и пересматривает гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, в том числе предельно допустимые уровни физических воздействий на него, при которых отсутствует вредное воздействие на здоровье человека. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 № 114 утверждены в качестве гигиенических нормативов предельно допустимые концентрации (Г1ДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, а постановлением от 12.07.2010 № 83 — аварийные пределы воздействия (АПВ) отравляющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

Минздрав России совместно с Росприроднадзором организует регистрационные испытания вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую природную среду, и осуществляет их государственную регистрацию. [1]

Минприроды России утверждает требования по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию, порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источников вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию.

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы выбросов:

  • • технический норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух;
  • • предельно допустимый выброс вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух.

Технические нормативы выбросов для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются техническими регламентами. Перечни объектов (кадастры), в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов, разрабатываются и утверждаются Минприроды России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом), фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) и Ростехнадзора (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам [2] .

При этом выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не должны создавать приземную концентрацию, превышающую ПДК для населения, растительного и животного мира. При установлении ПДВ учитывают перспективу развития предприятия, физико-географические и климатические условия местности, расположение промышленных площадок и установок существующей и намеченной жилой застройки, санаториев, зон отдыха и г.д.

В том случае, когда по объективным причинам невозможно соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов, территориальные органы Роспри-

роднадзора по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (ВСВ). В данном случае используется принцип поэтапного снижения объемов выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ.

При этом территориальные органы Росприроднадзора по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора определяют возможные сроки поэтапного достижения ПДВ и представляют их на утверждение в соответствующие органы государственной власти субъектов РФ. На период поэтапного достижения ПДВ устанавливаются временно согласованные выбросы.

Нормативы ПДВ и ВСВ устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Нормативы ПДВ радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливаются территориальными органами Ростехнадзора для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Ростехнадзора, а не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю — на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В разрешении предусматриваются нормативы ПДВ, а также условия и требования по охране атмосферного воздуха, которые должны выполняться предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу. В случае их нарушения при возникновении угрозы населению выброс загрязняющих веществ должен быть ограничен, приостановлен или запрещен. Особый порядок выбросов устанавливается при аварийных ситуациях и в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями.

Нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются разрешениями, выдаваемыми Росприроднадзором и Роспотребнадзором. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух взимаются сборы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

    [1] Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 182 Посмотреть оригинал

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, studwood.ru, studme.org.