+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Правовое регулирование муниципальных выборов


Муниципальные выборы — это форма прямого волеизъявления жите­лей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Кон­ст РФ, законами субъектов Федерации и уставами муницип образовании в целях формирования выборных органов МСУ и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц МСУ, Муниципальные выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки> обеспечивающие соблюдение сроков полномочий вы­борных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Вьщеляют следующие виды муниципальных выборов: а) основные выборы* которые можно подразделить на очередные и досрочные выбо­ры; б) повторные выборы; в) дополнительные выборы.

Очередные муниципальные выборы проводятся в связи с истечением срока полномочий органа или должностного лица местного самоуправ­ления. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправле­ния определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет,

Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц мест­ного самоуправления.

Повторные муниципальные выборы проводятся в том случае, если ос­новные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) из­бирательному округу не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом выбор­ного должностного лица> а также в других установленных законом слу­чаях.

Дополнительные муниципальные выборы назначаются в одномандат­ном избирательном округе в случае досрочного прекращения полно­мочий депутата, избранного по указанному избирательному округу, а в определенных случаях — и в многомандатном округе. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.Решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосовании. Решение о назначении выборов подлежит офици­альному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных муниципальных выборов указанные сроки, а также сроки осуществле- кия иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Фе­деральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истека­ют сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных ор­ганов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федераль­ным законом, В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные муниципальные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Го­лосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, надень, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комис­сии. Избирательная комиссия муниципального образования, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является муниципальным органом и не входит в структуру органов мест­ного самоуправления. Избирательная комиссия муниципального об­разования формируется в количестве 5-11 членов с правом решающего голоса.

Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

21. Муниципальные выборы: понятие , виды, правовое регули­рование, порядок назначения и проведения.

ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ«;

Муниципальные выборы (МВ) – форма прямого волеизъявления жителей МО, осуществляемого в соответствии с КРФ, законами субъектов РФ и уставами МО в целях формирования выборных органов МСУ и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц МСУ.

основные (очередные (истечение срока полномочий депутата или должностного лица МСУ),

досрочные (досрочное прекращение полномочий выборных и должностных лиц МСУ));

повторные (признание основных несостоявшимися, недействительными);

дополнительные (в одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по данному округу).

Правовое регулирование МВ осуществляется на всех уровнях публичной власти в государстве:

федеральный уровень (принципы организации и проведения МВ, основные гарантии) (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы МСУ»);

субъекты РФ (принимают на основе федерального законодательства один закон о муниципальных выборах, или отдельные законы о выборах депутатов представительных органов МСУ и о выборах глав МО и других должностных лиц МСУ, или кодифицированный акт, регулирующий порядок проведения МВ);

местный уровень (уставами МО определяются органы и должностные лица МСУ, которые избираются населением на МВ, срок их полномочий, применяемая избирательная система).

Принципы организации и проведения МВ (всеобщее избирательное право; равное избирательное права (каждый имеет один голос); прямое голосование; тайное голосование; участие гражданина в МВ свободное и добровольное; открытость и гласность; обязательность, периодичность проведения МВ; судебная защита избирательных прав и свобод участников МВ).

Используемые избирательные системы: (мажоритарная; пропорциональная; смешанная (пропорционально-мажоритарная)).

МВ организуют и проводят избирательные комиссии:

1) избирательная комиссия МО (организует подготовку и проведение выборов; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; осуществляет меры по организации финансирования, распределения выделенных из бюджета средств; заслушивает сообщения органов МСУ по вопросам МВ);

2) окружная избирательная комиссия (формируется в случаях, предусмотренных законом, при проведении МВ по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам; осуществляет регистрацию кандидатов; утверждает текст бюллетеня; определяет результаты выборов по избирательному округу);

3) участковая избирательная комиссия (формируется для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета их голосов; информирует население о своей работе; уточняет список избирателей; обеспечивает подготовку помещения; организует на участке голосование; проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на участке; объявляет итоги голосования на участке).

Регистрация избирателей (регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом (регистрация военнослужащих осуществляется командиром воинской части)) (регистрация избирателей осуществляется по состоянию на 01.01 и 01.07 каждого года, на основании этих данных составляются списки избирателей).

Для проведения МВ образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа (многомандатные – число распределяемых в одном округе мандатов не более 5) либо определяется единый избирательный округ (выборы главы МО – включает в себя всю территорию МО).

Избирательные участки образуются не позднее, чем за 45 дней до голосования (не более 3 тысяч избирателей на каждом участке) (их границы не должны пересекать границы избирательных округов).

Выдвижение кандидатов (самовыдвижение (уведомление избирательной комиссии с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения или внесением избирательного залога) или выдвижение избирательными объединениями (политическими партиями, иными общественными объединениями – список кандидатов представляется в избирательную комиссию)).

Заявительный порядок регистрации кандидатов (без сбора подписей и залога) (закон субъекта – МО не более 10 тысяч; регистрация кандидатов, выдвинутых политической партией).

Регистрация кандидатов, списков кандидатов (осуществляется избирательной комиссией МО при наличии заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, а также представленных сведений о размере и источниках доходов и имуществе).

Подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов (количество подписей, необходимое для регистрации не может превышать 2%, но не менее 10 подписей; подписи собираются со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата; проверке подлежат не менее 20% подписей, по окончании проверки составляется итоговый протокол).

Избирательный залог (вносится из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения – размер составляет 15% от предельного размера расходования средств избирательного фонда (может быть уменьшен законом субъекта до 10%); если не подлежит возврату – перечисляется избирательной комиссией в доход местного бюджета).

Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов (исчерпывающий – отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; недостаточное число достоверных подписей, представленных для его регистрации; сокрытие им сведений о неснятой или непогашенной судимости либо о гражданстве иного государства).

Расходы, связанные с подготовкой и проведением МВ, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных из местного бюджета (могут производиться в ряде случаев за счет средств, выделяемых из бюджета субъекта РФ).

Кандидаты и избирательные объединения осуществляют финансирование избирательной кампании за счет средств избирательных фондов (кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования свое избирательной кампании) (законом субъекта РФ устанавливается предельный размер перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, добровольных пожертвований, предельные размеры расходования средств избирательных фондов).

Равные права и обязанности кандидатов (исключение – случаи, установленные законом – ограничения, связанные с должностным или служебным положением кандидата) (закон устанавливает гарантии деятельности зарегистрированного кандидата, статус его доверенных лиц, уполномоченных представителей по финансовым вопросам).

Информационное обеспечение муниципальных выборов:

1) Информирование избирателей (осуществляется органами государственной власти субъекта РФ, органами МСУ, избирательными комиссиями, организациями, осуществляющими выпуск СМИ; органы государственной власти и органы МСУ не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях).

2) Предвыборная агитация (деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая цель побудить избирателей к голосованию за кандидата; ее содержание, формы и методы определяются самими кандидатами) (запрещены: злоупотребление СМИ, подкуп избирателей).

Виды предвыборной агитации (на каналах телерадиовещания и в СМИ; проведение агитационных публичных мероприятий; выпуск и распространение печатных и других агитационных материалов).

Агитационный период (начинается со дня выдвижения кандидата, заканчивается в 0 часов за сутки до голосования) (в день голосования агитация запрещена).

Голосование (время начала и окончания голосования на МВ устанавливается законом субъекта РФ, не менее 10 часов; избиратели голосуют в специально оборудованном помещении; для участия избиратель получает бюллетень (требования к нему устанавливаются ФЗ); избиратель голосует лично; заполненные бюллетени опускаются в опечатанные ящики для голосования; открепительное удостоверение выдается избирателю, который не может прибыть в помещение для голосования в день голосования (может быть предусмотрена возможность голосования по почте, досрочного голосования, голосования вне помещения для голосования)).

Подсчет голосов избирателей (осуществляется открыто и гласно с оглашением и оформлением протокола об итогах голосования; 1 экземпляр – в вышестоящую комиссию, 2 экземпляр предоставляется для ознакомления наблюдателям; дальнейшая обработка результатов – в окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии МО).

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися, если:

приняло участие менее 20% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей;

в одномандатном или едином избирательном округе число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов, поданных против всех;

менее 2 списков кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили право принять участие в распределении депутатских мандатов;

за списки кандидатов, получивших право принять участие в распределении депутатских мандатов, подано 50% или менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу;

все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

законом предусмотрено проведение повторного голосования, в бюллетень на общих выборах включены 2 кандидата, ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов.

Кандидат считается неизбранным по многомандатному округу:

1) если избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов в избирательном округе (если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов, поданных против всех);

2) если избиратель имеет меньшее число голосов, чем число мандатов в избирательном округе, (если число голосов, поданных за кандидата, меньше, чем расчетное число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов) (если после подведения итогов не все мандаты замещены – назначаются повторные выборы).

Избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными:

если допущенные при проведении голосования или установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты голосования;

если они признаны недействительными на части избирательных участков (списки избирателей на которых составляют не менее 1 / 4 общего числа избирателей);

по решению суда.

После определения результатов выборов избирательная комиссия извещает зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом (он обязан в 5-днвный срок предоставить копию документа об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата).

Повторные выборы (проводятся в установленные законом сроки; сроки избирательный действий могут быть сокращены по решению избирательной комиссии на одну треть).

Дополнительные выборы (проводятся не позднее чем через один год в случае досрочного прекращения полномочий депутата; если представительный орган находится в неправомочном составе – не позднее, чем через 4 месяца).

Повторные и дополнительные выборы не проводятся, если в результате их проведения депутат не может быть избран на срок более 1 года.

Опубликование и обнародование итогов голосования – обеспечение общественного контроля за результатами выборов, открытости и гласности работы избирательных комиссий.

Обжалование нарушений избирательных прав граждан (обжалуются в суд (который вправе отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, регистрацию кандидата) или в вышестоящую комиссию (обязана рассмотреть жалобу и вынести решение)).

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан (уголовная, административная и иная).

Муниципальные выборы

Значение и правовое регулирование муниципальных выборов

Второй формой прямого волеизъявления граждан, которая прямо указывается в ч. 2 ст. 130 Конституции РФ и установлена Федеральным законом № 131-ФЗ (ст. 23), являются муниципальные выборы. К ним относятся: а) выборы депутатов представительных органов местного самоуправления; б) выборы должностных лиц местного самоуправления; в) выборы членов иных выборных органов местного самоуправления, которые могут быть предусмотрены уставом муниципального образования.

Закрепляя принцип свободы выборов (ч. 3 ст. 3) и в соответствии с этим право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32), Конституция РФ исходит из того, что формирование органов местного самоуправления путем свободных выборов – один из признаков демократического правового государства, каковым является Российская Федерация (ст. 1 Конституции РФ) [1] . Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ подлинно свободные демократические выборы, осуществляемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, предопределяют, в частности, право любых лиц, отвечающих установленным избирательным законодательством условиям и выполнивших предусмотренные им требования, участвовать в выборах в качестве кандидатов, и право других лиц свободно выражать свое отношение к ним, голосуя «за» или «против» [2] .

Муниципальные выборы являются основополагающей формой реализации муниципальной демократии и важнейшим инструментом публично-территориальной самоорганизации населения, позволяя сформировать максимально приближенные к гражданам властные структуры, на которые возлагается решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Причем выборы служат наиболее действенным средством гражданского контроля за деятельностью органов и должностных лиц, ответственных перед населением. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социально-политической активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения. Пониманием муниципальных выборов как института самоуправления населения определяется необходимость создания условий, при которых муниципальные выборы не носили бы политизированного характера, а обеспечивали прежде всего справедливую и равноправную конкуренцию различных социальных программ, проектов, идей, связанных с обустройством среды обитания человека по месту жительства и устойчивым развитием муниципального образования. Это предполагает также необходимость крайне взвешенного подхода в отношении допуска к участию в муниципальных выборах политических партий, учитывая цели, характер, формы и территориальный масштаб их деятельности. Основными участниками муниципальных выборов должны быть субъекты местного самоуправления в лице граждан и их объединений, действующих в пределах территории муниципального образования, поскольку муниципальные выборы – форма проявления власти самого местного сообщества.

Совокупность правовых норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы и на выборные должности, образует правовой институт муниципальных выборов. К предмету его регулирования относятся:

  • 1) основные принципы избирательного права;
  • 2) требования, предъявляемые к избирателям и кандидатам на выборные должности;
  • 3) порядок формирования и деятельности избирательных комиссий, непосредственно осуществляющих организацию и проведение выборов;
  • 4) статус субъектов избирательного процесса – граждан и их объединений;
  • 5) порядок информационного обеспечения выборов и предвыборной агитации;
  • 6) финансирование выборов;
  • 7) порядок подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования;
  • 8) способы обжалования нарушений в ходе избирательной кампании и голосования и опротестования результатов выборов, а также ответственность за нарушение избирательного законодательства.

С учетом ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ и выработанных Конституционным Судом РФ подходов [3] следует различать три аспекта правового регулирования муниципальных выборов и, соответственно, разграничивать полномочия Российской Федерации и ее субъектов в данной сфере. Во-первых, это определение порядка проведения муниципальных выборов (компетенция субъектов РФ). Во-вторых, гарантии проведения муниципальных выборов, защита конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов – п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). В-третьих, регулирование и защита (избирательных) конституционных прав граждан (компетенция Российской Федерации – п. «в» ст. 71). Второй и третий аспекты необходимо толковать следующим образом: по вопросам защиты (гарантий) избирательных прав граждан в сфере местного самоуправления принимаются федеральные законы и законы субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ); ограничение же этих прав («регулирование и защита» в смысле п. «в» ст. 71, устанавливающие пределы конституционных прав и свобод) допускается только федеральным законом (ч. 3 ст. 55).

Поэтому определение, например, сроков проведения муниципальных выборов в принципе относится к ведению субъектов РФ и местного самоуправления. Однако положения ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 154-ФЗ, которые обязывали муниципальные образования провести такие выборы в определенный срок (не позднее чем через 16 месяцев со дня вступления в силу Закона), были признаны Конституционным Судом РФ не противоречащими Конституции (Постановление от 30 мая 1996 г. № 13-П) именно по той причине, что имели не процедурное, а гарантирующее значение с точки зрения создания реальных возможностей для самого существования местного самоуправления и своевременного формирования в переходный период его органов. Как отмстил Конституционный Суд, «определение в федеральном законе предельных сроков проведения выборов не нарушает права органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления назначать конкретную дату выборов, а лишь ставит реализацию этого права в определенные рамки по времени». Такое же гарантирующее значение имеет и принятый в последующем Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», хотя справедливости ради следует признать, что в нем содержатся и процедурные положения о порядке проведения муниципальных выборов.

К гарантиям избирательных прав граждан, а значит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, Федеральный закон № 131-ФЗ относит также установление видов избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ определение видов избирательных систем, в рамках которых происходит формирование состава представительных органов муниципальных образований, должно соотноситься с конституционной природой местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти и быть по возможности гибким, с тем чтобы местные сообщества могли сами на основании и в соответствии с законом определять конкретный организационно-правовой механизм осуществления местного самоуправления на соответствующей территории с учетом исторических и иных местных традиций (Определения от 1 июня 2010 г. № 830-О-О, от 8 декабря 2011 г. № 1808-О-О). В соответствии с этим Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает правовое регулирование муниципальных избирательных систем на основе сочетания начал универсализации и дифференциации. С одной стороны, Законом напрямую предусмотрены требования к избирательным системам, применяемым на выборах представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов: выборы проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам (т.е. в рамках мажоритарной избирательной системы). С другой стороны, субъекты РФ вправе на уровне закона определить условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей, вида муниципального образования и других обстоятельств. При этом в случае если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования часть депутатских мандатов распределяется между списками кандидатов пропорционально полученному каждым из них числу голосов избирателей, распределению между такими списками подлежат не менее 10 депутатских мандатов. Введение этого правила на уровне федерального закона обусловлено правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 7 июля 2011 г. № 15-П. Конституционный Суд РФ установил, что применение пропорциональной избирательной системы при небольшом числе депутатских мандатов сопряжено с возможностью нарушения принципа равенства при определении результатов волеизъявления избирателей, поскольку не исключает получения одинакового числа депутатских мест в представительном органе избирательными объединениями, за списки кандидатов которых подано существенно различающееся число голосов избирателей. Более того, в случае участия в муниципальных выборах значительного числа избирательных объединений использование пропорциональной системы при малом числе депутатских вакансий в представительном органе вообще может сделать невозможным определение результатов выборов и тем самым по существу блокировать использование института выборов в качестве высшего непосредственного выражения народовластия.

Существенной гарантией муниципальных избирательных прав при формировании представительного органа муниципального

образования с использованием пропорционального принципа является установленная федеральным законодательством максимально допустимая величина так называемого заградительного пункта (процентного барьера), т.е. необходимого для допуска избирательного объединения к распределению депутатских мандатов минимального процента голосов избирателей, полученных соответствующим списком кандидатов. Заградительный пункт может устанавливаться законом субъекта РФ и при этом не должен превышать 7% от числа избирателей принявших участие в голосовании. В Постановлении от 17 ноября 1998 г. № 26-П Конституционный Суд РФ, оценивая конституционность введения пятипроцентного заградительного пункта на выборах депутатов Государственной Думы, пришел к выводу о том, что такое ограничение, позволяющее избежать раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп, к образованию которых может привести пропорциональная избирательная система при отсутствии процентного барьера, направлено на обеспечение нормального функционирования парламента, стабильности законодательной власти и конституционного строя в целом, и как таковое не нарушает ст. 3 Конституции, поскольку не препятствует проведению свободных выборов. Вместе с тем Конституционный Суд РФ указал на то, что процентный барьер недопустимо использовать вопреки предназначению пропорциональных выборов, и законодатель должен стремиться к тому, чтобы при его применении была обеспечена максимально возможная реализация принципа пропорционального представительства: во всяком случае применение процентного барьера недопустимо, если избирательные объединения, преодолевшие установленный барьер, тем не менее все вместе не получат хотя бы абсолютного большинства голосов избирателей (т.е. 50% плюс один голос), принявших участие в голосовании. Кроме того, из конституционного понимания демократии, основанной на политическом многообразии и многопартийности, предполагающей необходимость существования оппозиции и не допускающей монополии на власть, вытекает, что если процентный барьер будет преодолен лишь одним избирательным объединением (или избирательным блоком), даже при условии, что за него подано большинство голосов, ему не могут быть переданы все депутатские мандаты по избирательному округу, так как это противоречило бы принципу пропорциональности выборов в условиях демократии и, следовательно, делает применение процентной оговорки недопустимым. Эта правовая позиция в полной мере распространяется и па муниципальные выборы, в связи с чем федеральный законодатель исходит из того, что минимальный процент голосов избирателей, вводимый субъектом РФ, должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Вместе с тем нельзя не отметить, что установление предельной планки процентного барьера на уровне 7% (до вступления в силу Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 303-ФЗ она составляла 5%) может вызывать сомнения с точки зрения обоснованности допускаемого федеральным законом столь серьезного ограничения представительства интересов социальных групп (территориальных коллективов), образующих местное сообщество.

В альтернативном варианте институт муниципальных выборов может применяться: для избрания главы муниципального образования, наряду с возможным его избранием представительным органом местного самоуправления из своего состава (ч. 2 ст. 36 Федеральный закон № 131-ФЗ), а также для избрания мировых судей – они, как это предусмотрено ст. 6 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», могут избираться на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, либо назначаться (избираться) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

§ 2. Правовое регулирование муниципальных выборов

1. Развитие законодательства о выборах в органы местной власти в России: общая характеристика. Основанием для выделения в структуре избирательного права в качестве его института муниципального избирательного права явилось организационное обособление местного самоуправления в общей системе управления государством, развитие муниципального законодательства о формировании и деятельности органов местного самоуправления.

В свое время в дореволюционной России шел процесс становления земского избирательного права, регулировавшего порядок формирования земских и городских органов самоуправления. Однако после Октября 1917 г. характер и направленность процессов организации власти на местах коренным образом изменились: был взят курс на ликвидацию старых органов местного самоуправления.

Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, самостоятельность органов местного самоуправления, вступила в противоречие с задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством жестко централизованным.

В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. система местных органов государственной власти включала областные, губернские (окружные), уездные (районные) и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, а также избираемые ими исполнительные комитеты. Городские и сельские Советы избирались непосредственно населением. Съезды Советов формировались на основе многостепенных выборов. После принятия Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. все звенья представительной системы в России стали избираться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В советский период законодательство, регулирующее порядок образования и деятельности местных органов власти, не отличалось какой-либо спецификой содержания регулируемых им общественных отношений. Действовавшая избирательная система, сложившаяся на ее основе избирательная практика вплоть до конца 80-х гг. характеризовались формализмом, парадностью, бюрократической заорганизо- ванностью.

Местные Советы являлись самыми многочисленными органами государственной власти: в РСФСР в 80-е гг. их насчитывалось более 28 тыс.

Срок полномочий местных Советов изменялся в процессе исторического развития советского государства (Конституция РСФСР 1978 г., с изменениями, внесенными в 1989 г., определяла срок полномочий

местных Советов в пять лет).

Законодательство о выборах устанавливало предельные нормы численного состава местных Советов: в соответствии с Законом РСФСР от 27 октября 1989 г. «О выборах народных депутатов местных Советов» в поселковые и сельские Советы избиралось до 50 депутатов, в районные — до 75, в городские — до 200 депутатов.

Вместе с тем выборы носили в целом формальный характер: в бюллетень для голосования вносилась одна кандидатура, хотя законодательство предусматривало возможность выдвижения нескольких кандидатов на одно место. В силу этого итоги выборов, по существу, уже предрешались на стадии выдвижения кандидатов.

Выборы проводились по территориальному принципу. Территория любого местного Совета разбивалась на одномандатные избирательные округа с равной численностью населения.

Депутатом местного Совета мог стать гражданин, достигший возраста 18 лет.

Избирательная кампания начиналась со дня опубликования указа Президиума Верховного Совета РСФСР о назначении даты выборов. Все кандидаты являлись представителями всенародного блока коммунистов и беспартийных. Они выдвигались, как правило, на общих собраниях трудовых коллективов, созываемых совместно профсоюзными комитетами и администрацией предприятий, учреждений, организаций. Отбор кандидатов осуществлялся партийными органами, выполнявшими политическое руководство Советами.

Законодательство о выборах закрепляло право избирателей давать наказы своим кандидатам, которые местные Советы должны были учитывать при разработке и принятии планов экономического и социального развития своей территории. Однако, как показала практика, местные Советы не обладали необходимыми материально- финансовыми ресурсами для реализации данных наказов и вынуждены были большинство из них отклонять, принимая лишь те, которые не требовали каких-либо существенных материально-финансовых затрат, либо те, которые совпадали с планами социальноэкономического развития, благоустройства территории и т. д.

Перестройка, осуществляемая в конце 80-х гг., способствовала демократизации порядка выборов и деятельности местных Советов. Так, в 1987 г. на выборах в местные Советы в порядке эксперимента в ряде регионов были образованы многомандатные округа, число кандидатов в которых превышало число депутатских мандатов. В связи с этим вводился статус резервного депутата для тех кандидатов, которые получили на выборах больше половины голосов избирателей, однако набрали меньшее число голосов по сравнению со своими соперниками, ставшими депутатами.

Процесс реформирования местной власти, переход ее на начала местного самоуправления, послуживший началом формирования новой комплексной отрасли права — муниципального права (одним из структурных элементов системы которого является муниципальное избирательное право), — начался после принятия союзного (1990 г.)1 и российского (1991 г.)2 законов о местном самоуправлении.

Местные Советы, избранные в 1990 г. на основе Закона РСФСР «О выборах народных депутатов местных Советов» 1989 г. уже в условиях соперничества кандидатов в депутаты, получили статус представительных органов местного самоуправления.

В указанный период регулирование выборов в органы местного самоуправления осуществлялось в полном объеме на федеральном уровне: на уровне субъектов РФ лишь республики имели право принимать свои законы. Органы местного самоуправления не обладали какими-либо полномочиями в области регулирования муниципальных выборов.

Осенью 1993 г. в рамках поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации началось реформирование местного самоуправления: указами Президента РФ деятельность местных Советов была прекращена, их функции возлагались на местную администрацию.

Выборы новых представительных органов местного самоуправления должны были проводиться согласно Основным положениям о выборах в органы местного самоуправления, утвержденным Указом Президента РФ от 29 октября 1993 г. № 1797, и принимаемым в соответствии с ними органами государственной власти субъектов РФ положениям о выборах в органы местного самоуправления. Основные положения допускали возможность сочетать мажоритарную избирательную систему по одномандатным избирательным округам с пропорциональной системой выборов в представительные органы местного самоуправления. Кандидатом в депутаты мог стать гражданин, постоянно проживающий на соответствующей территории и достигший возраста 18 лет. Кандидаты выдвигались избирательными объединениями и группами избирателей.

Конституция РФ 1993 г. отнесла установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов; закрепила принцип равноправия субъектов РФ, включая право субъектов РФ принимать законы, в том числе и законы, регулирующие порядок проведения выборов в органы местного самоуправления. Указанные законы принимаются в соответствии с федеральными законами, определяющими основные гарантии избирательных прав граждан.

В соответствии с конституционными положениями в 1994 г. был принят Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», послуживший основой для развития избирательного законодательства субъектов РФ.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 1995 г. в соответствии с конституционными принципами определил организационные основы местного самоуправления. Начался новый этап развития местного самоуправления, формирования нового избирательного законодательства о муниципальных выборах.

Важную роль в утверждении демократических принципов при проведении выборов органов местного самоуправления сыграл Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» 1996 г. Он был призван обеспечить проведение муниципальных выборов в случаях, если отсутствовал: а) закон субъекта РФ о муниципальных выборах; б) устав муниципального образования; в) выборный орган местного самоуправления; а также в других случаях, затрудняющих проведение выборов органов местного самоуправления. Закон установил право суда назначать по заявлениям прокурора, или жалобе граждан, или жалобам общественных объединений дату муниципальных выборов, если они не проводятся в сроки, установленные законом. В последние годы в указанный Закон был внесен ряд дополнений и изменений; он сохраняет свое действие.

В рамках муниципального избирательного законодательства объединяются нормы федерального законодательства о муниципальных выборах, содержащие гарантии избирательных прав граждан на муниципальных выборах, нормы законов субъектов РФ о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, а также нормы уставов муниципальных образований, определяющих численный состав представительного органа местного самоуправления, порядок выборов главы муниципального образования, срок полномочий выборных органов местного самоуправления и другие вопросы, касающиеся организации проведения муниципальных выборов.

С учетом критического анализа складывающейся практики выборов органов местного самоуправления, международных избирательных стандартов происходила эволюция муниципального избирательного законодательства.

Так, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации 1994 г., законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ могли устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные, в частности, со сроком его проживания на территории муниципального образования.

Однако Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ныне утратил силу) уже по-новому решал вопрос об ограничении пассивного избирательного права. Закон установил, что ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Установление федеральным законом, законом субъекта РФ продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории субъекта РФ, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права указанным Законом не допускалось.

Вместе с тем указанный Закон предусматривал, что законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Согласно данному Закону устанавливаемый минимальный возраст кандидата не мог превышать 21 года на выборах в органы местного самоуправления. При этом установление максимального возраста кандидата Законом не допускалось.

Указанный Закон также ввел норму о том, что в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы.

По-новому решался вопрос об избирателях, являющихся военнослужащими. Согласно указанному Закону, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на указанных выборах.

Для современного этапа развития законодательства о муниципальных выборах характерно следующее:

— совершенствование федеральной системы правовых гарантий, призванных обеспечить периодичность и обязательность проведения демократичных и свободных муниципальных выборов, их открытость и гласность, подлинность их результатов;

— оптимизация времени и сроков проведения избирательных кампаний в муниципальных образованиях;

— увеличение объема правового регулирования организации проведения муниципальных выборов на федеральном уровне в целях обеспечения единых избирательных стандартов и принципов;

— стремление ряда субъектов РФ кодифицировать избирательное законодательство, включая и законодательство о муниципальных выборах.

Необходимо также отметить, что развитие избирательного законодательства в Российской Федерации свидетельствует, что законодатель придает важное значение повышению роли политических партий в избирательном процессе. Это прежде всего находит отражение в правовом регулировании порядка выдвижения кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти и в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ. Эта тенденция в целом прослеживается и в правовом регулировании муниципальных выборов. Однако надо учитывать, что специфика муниципальных выборов предполагает участие в них не только политических партий, но и различных местных общественных объединений граждан. И эта проблема также находит свое отражение в развитии законодательства о муниципальных выборах, хотя и нуждается, на наш взгляд, в большем внимании федерального законодателя.

Правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется на всех уровнях публичной власти в государстве: федеральном, субъектов Федерации и муниципальном. Кроме того, необходимо учитывать, что правовую основу местного самоуправления, принципов его организации и деятельности, формирования органов местного самоуправления составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права, определяющие международные избирательные стандарты, важнейшие условия обеспечения демократического избирательного процесса1, учитываемые в практике правого регулирования муниципальных выборов.

2. На федеральном уровне правового регулирования закрепляются основные принципы организации и проведения муниципальных выборов, основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления. Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции РФ) получает свое развитие и конкретизацию в системе федеральных гарантий его осуществления, закрепляемой рамочным Федеральным законом и Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее — Закон об обеспечении прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления) .

Рамочный Федеральный закон закрепляет с учетом международных избирательных стандартов гарантии прав граждан: а) на назначение муниципальных выборов; б) при регистрации (учете) избирателей, составлении списков избирателей, образовании избирательных округов и участков; в) при выдвижение и регистрации кандидатов; г) на получение и распространение информации о муниципальных выборах, на ведение предвыборной агитации; д) при организации и осуществлении голосования, подсчете голосов избирателей, установлении результатов муниципальных выборов; е) на обжалование нарушений избирательных прав граждан. Кроме того, данный Федеральный закон определяет порядок формирования и статус избирательных комиссий, организующих и проводящих муниципальные выборы; порядок и принципы финансирования муниципальных выборов, о также ответственность за нарушение законодательства о выборах. В рамочном Федеральном законе содержатся определения основных понятий, используемых избирательным законодательством при регулировании отношений, возникающих в процессе организации и осуществлении муниципальных выборов.

Рамочный Федеральный закон, определяя законодательную основу организации и проведения выборов, закрепляет порядок применения законодательства в ситуациях, когда в период избирательной кампании принимается закон, положения которого определяют порядок подготовки и проведения муниципальных выборов, либо когда в указанный период в соответствующий закон вносятся изменения, касающиеся порядка подготовки и проведения муниципальных выборов. В этих случаях указанные закон и изменения применяются к муниципальным выборам, которые назначены после их вступления в силу.

Рамочный Федеральный закон регулирует также вопросы, связанные с ситуацией, когда законодательная база организации и проведения муниципальных выборов, формируемая субъектами РФ, в силу разных причин оказывается недостаточной для осуществления тех или иных избирательных действий.

Вместе с тем надо учитывать, что имеется специальный Закон об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Он применяется в целях защиты названных прав в части, не урегулированной законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Указанный Закон применяется в случаях, если:

а) законодательным (представительным) органом субъекта РФ не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;

б) представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;

в) в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

г) полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

д) законом субъекта РФ не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;

е) истекли сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

ж) выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

з) отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

и) муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

к) в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования (ст. 1).

Необходимо отметить, что данный Закон имел особое значение в период становления и развития местного самоуправления, осуществляемого на основе Конституции РФ и Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 1995 г., когда в ряде субъектов РФ отсутствовала необходимая законодательная основа местного самоуправления, а во многих муниципальных образованиях — представительные органы местного самоуправления (распущенные в октябре 1993 г., но так и не избранные вновь в силу разных обстоятельств к этому времени), а также уставы, в которых должна была устанавливаться структура органов местного самоуправления, срок их полномочий, численный состав и т. д.

В последующие годы роль этого Закона в правовом регулировании муниципальных выборов в целом снизилась в силу развития соответствующей законодательной базы местного самоуправления, необходимого организационно-правового оформления статуса муниципальных образований и т. п. Кроме того, была расширена система гарантий избирательных прав граждан (включая гарантии прав избирать и быть избранными в органы местного самоуправления), закрепляемая рамочным Федеральным законом. Так, ст. 83 указанного Закона устанавливает дополнительные гарантии осуществления соответствующих избирательных действий в муниципальном образовании в тех случаях, когда в нем отсутствует глава местной администрации и уставом муниципального образования не определено лицо, уполномоченное совершать указанные действия.

Вместе с тем, учитывая проводимую в настоящее время реформу местного самоуправления на основе Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г., когда осуществляется коренная перестройка организационно — территориальной структуры местного самоуправления (что уже привело к значительному увеличению числа муниципальных образований в Российской Федерации), обновляется законодательство о местном самоуправлении (в том числе и избирательное законодательство) на уровне субъектов РФ, принимаются новые уставы муниципальных образований, устанавливающие новую структуру органов местного самоуправления, значение указанного Закона не следует недооценивать.

Ряд положений, касающихся организации и проведения муниципальных выборов, содержит Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г.: о назначении муниципальных выборов представительным органом муниципального образования, об избирательных системах, применяемых на муниципальных выборах, об организации и проведении выборов органов и должностных лиц местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях и др.

Важную роль в обеспечении единообразного применения рамочного Федерального закона играет ЦИК России, которая в пределах своей компетенции издает соответствующие инструкции, обязательные для исполнения. Указанный Закон предусматривает возможность голосования избирателей по почте на муниципальных выборах в соответствии с законом субъекта РФ. Порядок голосования в этом случае определяется федеральным законом, однако до урегулирования данного вопроса порядок голосования по почте определяется ЦИК России (ст. 64). Центральная избирательная комиссия РФ определяет порядок электронного голосования, возможность которого предусмотрена Законом (ст. 64). Обобщая избирательную практику, ЦИК России разрабатывает предложения, направленные на совершенствование правового регулирования выборов (в том числе и муниципальных).

Для совершенствования избирательного законодательства, регулирующего муниципальные выборы, важное значение имеет судебная практика по вопросам избирательного права, включая практику Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ.

3. Субъекты РФ на основе федерального законодательства принимают собственные законодательные акты, регулирующие порядок проведения муниципальных выборов. Необходимо отметить, что на федеральном уровне за последние годы значительно увеличен объем правового регулирования гарантий организации и проведения выборов, включая и муниципальные. Кроме того, федеральное законодательство о местном самоуправлении устанавливает дополнительные гарантии самостоятельности муниципальных образований в решении вопросов их ведения, включая и некоторые вопросы, относящиеся к организации муниципальных выборов. Все это не могло не отразиться на развитии законодательства субъектов РФ о муниципальных выборах: нередко законы субъектов РФ о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в значительной мере, по сути, дублируют то, что уже урегулировано на федеральном уровне.

Практика правового регулирования выборов субъектами Российской Федерации показывает, что в одних случаях субъекты Российской Федерации принимают один закон о муниципальных выборах, в котором определяется порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Так, например, в Томской области принят Закон от 14 февраля 2005 г. «О муниципальных выборах в Томской области» (в

ред. от 8 июня 2005 г.)1. Соответствующий Закон Красноярского края от 2 октября 2003 г. называется «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» (в ред. от 17 декабря 2004 г.). В

Ленинградской области принят Закон от 13 мая 2005 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области». Подобная практика характерна для целого ряда субъектов РФ.

Вместе с тем в других случаях субъектами РФ принимаются отдельные законы: а) о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления; б) о выборах глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления. Так, в Нижегородской области приняты два закона: от 26 июля 2004 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» (в ред. от 11 октября 2004 г.) и от 29 июля 2004 г. «О выборах глав муниципальных образований в Нижегородской области» (в ред. от 9 сентября 2004 г.).

При этом обращает на себя внимание тот факт, что название принимаемых субъектами РФ законов содержит чаще всего указание лишь на выборы представительных органов и глав муниципальных образований, хотя уставами муниципальных образований могут быть предусмотрены выборы иных органов и должностных лиц местного самоуправления. В связи с этим представляется, что более правильно, когда в названии законов субъектов РФ о выборах в органы местного самоуправления упоминаются не только представительные органы и главы муниципальных образований, но и иные выборные органы и должностные лица местного самоуправления (например, Закон Самарской области от 10 декабря 2003 г. «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» (в ред. от 11 марта 2005 г.)). Возможно и другое решение этого вопроса: название закона может носить общий характер («О муниципальных выборах» или др.), охватывая тем самым выборы всех выборных органов и лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, но при этом в законе следует конкретизировать предмет его регулирования. В качестве примера можно привести Закон Иркутской области от 11 декабря 2003 г. «О муниципальных выборах в Иркутской области» (в ред. от 31 марта 2005 г.), в котором установлено, что данный Закон определяет порядок назначения, подготовки и проведения муниципальных выборов, под которыми понимаются выборы депутатов (членов) представительных или иных выборных органов местного самоуправления либо глав муниципальных образований или иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Вместе с тем есть субъекты Федерации, которые пошли по пути кодификации избирательного законодательства, принимая избирательный кодекс, в котором регулируются порядок проведения выборов органов государственной власти и местного самоуправления (г. Москва), а также порядок проведения регионального и местного референдумов, отзыва депутатов разного уровня (Алтайский край, Белгородская область, Воронежская область и др.).

Однако надо заметить, что в избирательных кодексах субъектов РФ, предусматривающих специальные главы о выборах органов местного самоуправления, также чаще всего упоминаются лишь выборы депутатов представительных органов и глав муниципальных образований (например, в Избирательном кодексе Владимирской области, Избирательном кодексе Амурской области и др.) и не говорится о выборах иных выборных органов и должностных лиц местного самоуправления. Поэтому в указанных законах следовало бы установить, что положения о выборах представительных органов и глав муниципальных образований применяются также при проведении выборов непосредственно населением иных выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

В законах некоторых субъектов РФ, посвященных муниципальным выборам, в ряде случаев устанавливается не только порядок избрания глав муниципальных образований непосредственно населением, но и порядок выборов глав муниципальных образований представительными органами из своего состава, что не может быть предметом закона о муниципальных выборах, проводимых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (подобные положения содержат Избирательный кодекс Курской области, Закон Оренбургской области от 12 мая 2004 г. «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» (в ред. от 25 мая 2005 г.)).

При правовом регулировании муниципальных выборов субъекты РФ должны соблюдать гарантированные федеральным законодательством права населения муниципальных образований самостоятельно определять не только структуру органов местного самоуправления, но и способ формирования органов местного самоуправления, включая избрание главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования; периодичность выборов муниципальных органов (срок их полномочий); численный состав представительных органов местного самоуправления и др.

В некоторых субъектах РФ принимаются законы, определяющие в развитие федерального законодательства статус, порядок формирования и деятельности избирательных комиссий (например, Закон Краснодарского края от 8 апреля 2003 г. «О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае» (в ред. от 21 декабря 2004 г.), Закон Новосибирской области от 1 декабря 2003 г. «Об избирательных комиссиях в Новосибирской области» (в ред. от 17 декабря 2004 г.) и т. д.).

Осуществляемая в настоящее время реформа местного самоуправления, предусматривающая выборы органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, реализацию иных переходных положений нового Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г., касающихся формирования новой организационно-территориальной структуры местного самоуправления, послужила основой для принятия субъектам ми РФ законов, обеспечивающих проведение соответствующих муниципальных выборов в соответствии с установленными указанным Законом, а также федеральным избирательным законодательством требованиями.

Так, Законом Смоленской области от 24 марта 2005 г. «Об отдельных вопросах обеспечения подготовки и проведения в 2005 году выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Смоленской области» регулируются вопросы порядка: а) осуществления соответствующими территориальными избирательными комиссиями (далее — ТИК) полномочий избирательных комиссий вновь образованных городских и сельских поселений; б) утверждения схемы избирательных округов для проведения выборов во вновь образованных городских и сельских поселениях; в) финансового обеспечения подготовки и проведения выборов в указанных муниципальных образованиях.

В связи с необходимостью обеспечить проведение выборов в органы местного самоуправления в условиях реформирования системы местного самоуправления законами субъектов РФ регулируются также вопросы:

1) о порядке избрания глав вновь образованных муниципальных образований на первый срок их полномочий и статусе указанной должности в структуре органов местного самоуправления;

2) об установлении численности депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, сроков их полномочий, а также сроков полномочий глав этих муниципальных образований;

3) о назначении даты выборов депутатов в представительные органы местного самоуправления первого созыва городских, сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов;

4) о сокращении срока полномочий отдельных глав муниципальных образований в целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований (Еврейская автономная область, Курская область и

4. Согласно рамочному Федеральному закону выборы в органы местного самоуправления проводятся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований. Как уже отмечалось, в уставе муниципального образования определяются органы и должностные лица местного самоуправления, которые избираются населением на муниципальных выборах, срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с законом субъекта РФ уставом муниципального образования определяется избирательная система, которая применяется в муниципальном образовании, а также регулируются иные вопросы, связанные с организацией и проведением муниципальных выборов.

Так, Устав города Красноярска устанавливает, что выборы депутатов городского Совета проводятся на основе смешанной пропорционально-мажоритарной системы, при этом 18 депутатов избираются на основе единой нормы представительства, а 17 депутатов — на основе пропорциональной системы представительства по единому общегородскому избирательному округу. Согласно Уставу городского округа города Волжского Волгоградской области депутаты Волжской городской думы избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studme.org, lawbook.online.

«