8 (800) 700-89-82  Бесплатная консультация с юристом

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Нормативно правовой акт вступает в силу


Важнейшим является определение временного момента начала действия нормативного правового акта. Применительно к тем или иным видам финансовых правоотношений установление начала действия нормативного правового акта является юридически значимым обстоятельством. Традиционно действующая правовая система государства определяет несколько способов вступления нормативных правовых актов в силу: с даты официального опубликования нормативного правового акта; с момента его принятия; с даты, указанной в нормативном правовом акте; по истечении определенного периода времени с даты его публикации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в Парламентской газете», «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу [1] .

Акты Президента России и акты Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Президента России и акты Правительства РФ в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны РФ. Официальным опубликованием актов Президента России и актов Правительства РФ считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации. Акты Президента России, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу [2] . В настоящее время порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регламентируется специальными правилами [3] .

Применительно к регулированию отдельных видов финансовых отношений законодатель устанавливает определенный порядок вступления в силу нормативных правовых актов и их действие во времени.

При регулировании бюджетных правоотношений закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено БК РФ и (или) законом (решением) о бюджете (ст. 5 БК РФ). В свою очередь, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, специально оговоренных в ст. 5 НК РФ. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Но при этом акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов.

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов.

Вступление в силу нормативного правового акта — есть момент, после наступления которого правовые нормы, содержащиеся в акте, начинают действовать и являются обязательными к применению.

Исходя из практики различных государств, в том числе и нашего, можно выделить четыре основных варианта вступления нормативных правовых актов в силу.

Во-первых, нормативные правовые акты могут вступать в силу по истечении определенного срока после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной порядок вступления их в силу. Во-вторых, они могут вступать в силу с момента, установленного самим нормативным актом. Этим моментом может быть: а) момент принятия нормативного акта, б) момент его официального подписания, в) момент его официального опубликования, г) конкретная дата. В-третьих, нормативные правовые акты могут вступать в силу с момента, установленного другим нормативным актом, вводящим в действие данный нормативный акт. Например, многие кодексы, принятые в нашей стране, были введены в действие специальными законами, в которых определялся порядок вступления в силу соответствующего кодекса, в том числе дата, с которой этот кодекс начинал действовать. В-четвертых, нормативные правовые акты могут вступать в силу с момента получения их соответствующими органами и организациями. Так чаще всего вступают в силу ведомственные акты, не имеющие общего значения и предназначенные строго определенным адресатам.

Федеральный закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных за­конов, актов палат Федерального Собрания» устанав­ливает следующие моменты:

1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальномуопубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Пре­зидентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публи­куются не позднее 10 дней после дня их принятия.

2. Официальным опубликованием федерального конституционного зако­на, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается пер­вая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании за­конодательства РФ.

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направля­ются для официального опубликования Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубли­кования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па­лат Федерального Собраниявступают в силу одновременно на всей террито­рии РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен дру­гой порядок вступления их в силу.

5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополне­ния, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г.«О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти» установлены следующие моменты:

1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и ак­ты Правительства РФ (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальномуопубликованию в «Российской газе­те» и Собрании законодательства Российской Федерациив течение 10 дней после дня их подписания.

2. Акты Президента РФ, имеющие нормативный харак­тер,вступают в силу одновременно на всей территории РФпо истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государст­венную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

4. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерациипо истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

5. Акты Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государ­ственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в си­лусо дня их подписания.

6. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установ­лен другой порядок вступления их в силу.

7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомст­венный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после дня их ре­гистрации.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие пра­ва, свободы и обязанности человека и гражданина,вступают в силу после их официального опубликования.

Вступление в силу нормативных правовых актов

Конституция Российской Федерации в пункте 3 статьи 15 провозглашает, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые норматив­ные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Тем самым закрепляется, что официальное опубликование закона или иного нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина, является необходимым ус­ловием их вступления в силу.

Кроме того, согласно пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Пра­вительства Российской Федерации и нормативных правовых ак­тов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ о порядке опубликования подзаконных актов) нормативные пра­вовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, состав­ляющие государственную тайну, или сведения конфиденциаль­ного характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установлен­ном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соот­ветствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержа­щихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Приказом Минюста Российской Федерации от 04.05.2007 г. № 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготов­ки нормативных правовых актов федеральных органов испол­нительной власти и их государственной регистрации. Соглас­но пункту 12 данных Разъяснений государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

— гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Феде­рации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

— гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

— механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций — типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, террито­риальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанав­ливающие правовой статус организаций, выполняющих в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в сис­тему федерального органа исполнительной власти, утвердивше­го (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нор­мативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказан­ных признаков, так и несколькими. Зарегистрированные норма­тивные правовые акты подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регист­рации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных ор­ганов исполнительной власти издательства «Юридическая лите­ратура» Администрации Президента Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официально­го опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие норма­тивный характер, вступают в силу одновременно на всей терри­тории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тай­ну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанав­ливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства Российской Федерации, в том чис­ле акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

В актах Президента Российской Федерации и актах Прави­тельства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти вступают в силу одновременно на всей террито­рии Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти, содержащие сведения, составляющие государ­ственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юс­тиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государс­твенной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Согласно части первой статьи 251 Гражданского процессуаль­ного кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституци­ей Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компе­тенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал данную норму на предмет ее соответ­ствия Конституции России в связи с тем, что она предусматривает оспаривание только официально опубликованных нормативных правовых актов. Однако нарушать права и свободы граждан мо­жет и неопубликованный нормативный правовой акт.

Реализуя свое конституционное полномочие давать разъясне­ния по вопросам судебной практики, Конституционный Суд РФ разрешил неопределенность в вопросе применения судами ос­париваемой нормы Кодекса в своем определении от 02.03.2006 г. № 58-0. В определении указано, что граждане не могут быть ли­шены возможности восстановления нарушенных прав посредс­твом обращения в компетентный суд, рассматривающий дела по оспариванию нормативно-правовых актов, по причине несоблю­дения органом, издавшим акт, правил обязательного опублико­вания нормативных правовых актов.

Суды при рассмотрении подобных дел не вправе ограничивать­ся формальным установлением того, прошел ли обжалуемый акт государственную регистрацию и опубликован ли он в установлен­ном порядке, — они также обязаны выяснять, содержит ли этот акт нормативные положения, затрагивающие права и законные интересы граждан. Выявив, что нормативный правовой акт фе­дерального органа исполнительной власти, содержащий такие положения, не зарегистрирован и не опубликован в установлен­ном порядке, суды должны признавать его недействующим, т.е. в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав. Иное означало бы необосно­ванный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конс­титуции Российской Федерации.

Таким образом, существует два основных условия вступления нормативных правовых актов в силу:

— государственная регистрация (для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, кроме ак­тов и отдельных их положений, содержащих сведения, составля­ющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

Условия вступления в силу нормативно-правовых актов

Не официальная.

1)Официальная исходит от полномочных государств имеет юридическое значение и направлена на регулирование общественных отношений (законы РФ, постановления правительства, судебные решения);

Официальная информация подразделяется на: 1.нормативную (ядро правовой информации);

2.инную-официальную (совокупность правовых фактов во всем их многообразии и динамики).

2)Информация индивидуально-правового характера исходящая от субъектов права не имеющих властных полномочий, направленна на создание либо изменение, либо прекращение конкретных правоотношений (договоры между субъектами, судебные решения);

3)Не официальная материалы и сведенья о законодательстве, практики его применения не влекущий правовые последствия (комментарии к правовым актам, статьи, монографии, учебные материалы).

Письменный официальный документ принятый полномочиями государственной власти в приделах его компетенции и направленный на установления, либо изменения, либо отмену правовых норм.

Правовая норма — это обязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Кроме многократности, правовая норма характеризуется

Нормативный акт имеет юридическую силу, тесть свойство порождаться определенные правовые последствия. Структура правовых актов имеет иерархическое строение, которое определяется компетенцией издавшего органа и его места в системе государственной власти РФ.

Все МПА делятся на: законы и под законы (не должны противоречить конституции РФ).

Законы делятся на: федеральные и федерально-конституционные.

Подзаконные акты МФА издаваемые на основе и исполнении законов. Делятся на 3 группы:

1)акты позиденты РФ (принимаются в виде указов и распоряжений) не могут противоречить конституции и законам РФ

2)акты правительства РФ (принимается в форме постановления и распоряжения) не могут противоречить конституции и законам РФ;

3)акты законов исполнительной власти

Нормативно технические акты это акты которые содержат технические нормы и правила (ГОСТы, снимпы)

Основы юридической технике

ЮТ — это система средств, правил, приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повешению фиктивности, благодаря четким правилам ЮТ.

Требование ЮТ к документу:

1)Подчинение к правилам общей логики;

2)Системность построения (цельность, т.е документ должен регулировать строго определенный круг общественных отношений) Внутренняя взаимосвязь их логическая последовательность, сбалансированность изложения;

3)Правильное использование юридических конструкций;

4)Избежание повторения правил содержащихся в других правовых актов;

5)Точность и определенность;

6)Ясность и доступность языка изложения;

7)Унификация т.е стремление к многообразию.

Правило оформление внешнего документа;

— Любой правовой акт имеет свои реквизиты, облегчающий поиск документа (вид документа, орган и источник принявший документ, наименование, дата принятия документа и место, порядковый номер, фамилия и должность лица подписавшего документ)

ЮТ предъявляет требования к отдельным реквизитам документа (наименование документа должно быть максимально коротким и точным, название должен иметь не только документ, но и раздел).

— Правовой акт должен иметь: разделы, главы, пункты, части, должна соблюдаться единая сквозная нумерация.

Условия вступления в силу нормативно-правовых актов

В соответсвии со статьей РФ все публикации должны быть официально опубликованы, го ухарство не может требовать от граждан соблюдение законов, содержание которых не доведена до их сведений.

Условия официального публикованная:

1) Документ должен быть опубликован в общем доступном издании;

2) Издание нормативно определенно в качестве источника официально опубликования;

3) НПА должен быть опубликован полностью.

Для различных видов НПА законодательство устанавливает различный срок: фкз, фз, акты палат федерального собрания вступают в силу одновременно на все территории РФ по истечению 10 дней, после дня официального опубликования.

Акты президента и правительства вступают в силу в течения 7 дней, после официального опубликования.

Решения конституционного суда вступают в силу немедленно, посли их постановления.

Проблемные вопросы НПА.

— Дата первого официального опубликования. Если документ опубликован в газете раньше чем в журнале, то проблем не возникает, однако в ином случае однозначно определить реальную дату вступления закона в силу затруднительно.

— Исчисление сроков вступления в силу НПА с учетом различных формулировок. Со дня официального опубликования, по истечении. со дня официально опубликования, по истечении после дня, через. со дня, через. после дня.

— Опубликование полного текста НПА. Не ясно как вступают в силу документы, опубликованные без приложений или без даты.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, helpiks.org, megaobuchalka.ru.

«