8 (800) 700-89-82  Бесплатная консультация с юристом

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Фонды в гражданском праве


Фонды. Некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями, называется фондом.

Образовав фонд и передав ему в собственность определенное имущество, учредители утрачивают все имущественные права в отношении него. После этого фонд начинает жить» своей собственной жизнью, руководствуясь лишь теми целями, которые учредители определили ему в уставе, и положениями законодательства. Возможна даже такая

ситуация, когда устав фонда не предусматривает возможности его изменения органами фонда. Это может послужить прочной гарантией того, что имущество учредителей будет использовано должным образом, даже когда они перестанут его контролировать. В этом случае внесение каких-либо изменений в устав фонда допустимо лишь по решению суда.

Высшим органом фонда является его попечительский совет, действующий на общественных началах (п. 3 ст. 7 Закона «О некоммерческих организациях»).

Для достижения уставных целей фонд, как и другие некоммерческие организации, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе путем создания или участия в хозяйственных обществах. Благотворительные фонды, однако, имеют право участвовать в хозяйственных обществах лишь в качестве их единственных членов (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).

Отсутствие каких-либо имущественных прав участников в отношении созданных ими фондов приводит к тому, что учредители и фонд не отвечают по обязательствам друг друга.

Имея в виду особую важность имущества для достижения уставных целей фонда, закон предусматривает дополнительное основание его ликвидации, не свойственное другим юридическим лицам: недостаточность имущества фонда для осуществления его целей при условии, что вероятность его получения нереальна (подп. 1 п. 2 ст. 119 ГК).

Учреждения. Организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, называется учреждением.

Подавляющее большинство учреждений, существующих сегодня в России, — это государственные учреждения . Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности. Местные и центральные органы государственного управления, правоохранительные органы, обладающие широкими полномочиями в области административного, финансового, уголовного права, оказываются достаточно скромными субъектами в сфере имущественно-стоимостных отношений. Закон также допускает создание учреждений и любыми другими субъектами. Ограничения этого права могут содержаться в нормативных актах, регулирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц.

Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя.

Меньший, нежели у других некоммерческих организаций, объем прав на имущество (ст. 296, 298 ГК) компенсируется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам учреждения. Взыскание по долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и самостоятельно приобретенное им имущество. Таким образом, имущество, переданное учреждению собственником, забронировано от взысканий, что совершенно естественно.

Учредительным документом учреждения является только его устав, утверждаемый собственником. Наименование учреждения должно включать в себя указание на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».

В отличие от уголовного законодательства модернизация гражданского права была поначалу формальной и находилась в значительном отрыве от реальных.

Гражданское процессуальное право как элемент системы российского права соотносится с каждым из указанных звеньев, но взаимодействует с ними по-разному.

Гражданские права и обязанности, согласно ст. 8 ГК РФ, возникают вследствие следующих действий: а) из договоров и иных сделок.

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права. Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени.

Гражданское право – ведущая отрасль частного права, предметом регулирования которой … Диспозитивность в гражданском праве – основополагающий принцип гражданского права.

Нормы гражданского права содержались в основном в Своде законов гражданских (ч. I. т. Х Свода законов Российской империи).

Как субъекты гражданского права граждане обладают правоспособностью и дееспособностью. Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Гражданское процессуальное право – одна из отраслей российского права, без которого система права не может нормально функционировать.

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права. Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени.

Римское гражданское право (jus civile) не заключало общего понятия «лица» (persona) безотносительно к качеству его правового положения, формируемого в том числе и публичным.

Фонды

Фондом называется некоммерческая организация, не имеющая членства учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Законодательством предусмотрено, что фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. При этом фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Но при этом учредители (участники) фонда не имеют никаких имущественных прав в отношении фонда и его имущества (ст. 48 ГК).

К особенностям правового статуса фонда можно отнести следующее. Во-первых, фонды обязаны публично вести дела. Это проявляется в том, что ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества. Во-вторых, им присущ особый порядок ликвидации и изменения устава.

Устав фонда может быть изменен органами фонда только в том случае, если уставом фонда предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Учредители фонда при его создании и принятии устава вправе самостоятельно определить, какой орган будет вносить изменения в устав фонда и в каком порядке. Если же в уставе фонда не предусмотрена возможность изменения устава органами фонда либо устав не изменяется, то устав фонда может быть изменен только в судебном порядке.

Это делается в следующих случаях: если возможность изменения устава в нем не предусмотрена, хотя сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые невозможно было предвидеть при учреждении фонда; если устав не изменяется, хотя такая необходимость имеется.

Гражданский кодекс РФ не устанавливает, кто наделяется правом на подачу заявления в суд об изменении устава фонда. Соответственно, данный вопрос должен быть решен в уставе фонда. При отсутствии в уставе фонда специальных указаний на этот счет с исковым заявлением должен обращаться орган, которому предоставлено право действовать от имени фонда без доверенности.

Ликвидация фонда осуществляется только в судебном порядке (п. 2 ст. 119 ГК РФ), хотя ст. 65 ГК РФ предусматривает возможность ликвидации юридического лица (а значит, и фонда в том числе) как в судебном, так и в добровольном порядке. В условиях указанного противоречия следует применять специальную норму, регулирующую именно деятельность фондов [1] .

Что касается структуры управления фондом, то ГК РФ и Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» целиком перекладывает компетенцию по определению органов управления фондом и их полномочий на учредителей, так как порядок образования органов управления фонда и порядок управления фондом определяются его уставом, утверждаемым учредителями. В ГК РФ и Федеральном законе «О некоммерческих организациях» содержится упоминание только об одном органе фонда — о попечительском совете.

В качестве одного из последних примеров фонда следует привести Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Он был образован на основании Федерального закона от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Данный Фонд был создан Российской Федерацией и действует на основании указанного Закона, поэтому иных учредительных документов для его функционирования не требуется. После окончательного разграничения государственных земель (на федеральные, субъектов РФ и муниципальные) в Фонд будут переданы находящиеся в федеральной собственности земельные участки, в том числе с расположенными на них объектами недвижимости, которые не используются федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями.

Основная задача Фонда — это распределение под жилищное строительство земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, а также прав на заключение договоров аренды земельных участков через аукционы. Высшим органом управления Фонда является попечительский совет Фонда. Органами управления являются правление и генеральный директор Фонда. Органом внутреннего финансового контроля является ревизионная комиссия Фонда.

Особый правовой статус также имеют внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти.

Фонд отличает особая внутриорганизационная структура органов управления. Главным органом управления является высший коллегиальный орган фонда, к исключительной компетенции которого относятся следующие вопросы: определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества; образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда; принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда; принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда; изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом; одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление) или иной коллегиальный орган фонда, если законом или другим правовым актом указанные полномочия не отнесены к компетенции учредителя фонда.

Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Фонды

(п. 1 ст. 118 ГК, п. 1 ст 7 ФЗ о некоммерческих организациях).

Правовое положение фонда закрепляется ГК (ст. 118—119), ФЗ о некоммерческих организациях и специальными федеральными законами.

В форме фондов создаются благотворительные (ст. 7 ФЗ о благотворительной деятельности) и общественные (ст. 10 ФЗ об общественных объединениях) фондов, специализированные организации управления целевым капиталом (ФЗ о целевом капитале).

Наряду с ними существуют негосударственные пенсионные фонды, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, фонды взаимного кредитования и фонды проката садоводческих, огороднических и дачных объединений, Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий. Первые являются не фондами, а скорее разновидностями автономных некоммерческих организаций инвестиционного типа, поскольку их деятельность связана с коммерческим использованием денежных средств граждан и распределением между ними полученных в результате доходов. Второй вообще является государственной корпорацией. Третьи представляют собой особую разновидность некоммерческих товариществ. А последний должен быть отнесен к типу фондов, но является особой организацией, также именуемой фондом, но подчиняющейся действию специального закона. Это фонд по социально-экономической сущности, но не по правовому положению (ст. 2 ФЗ о центрах исторического наследия президентов).

Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования являются не фондами, а специализированными государственными учреждениями.

Учредителями фондов могут быть физические и юридические лица, число которых законом не нормируется. Публичные образования, публичные учреждения и унитарные предприятия не могут быть учредителями благотворительных фондов, как и вообще любых благотворительных организаций.

Правоспособность фонда может быть названа специальной, но фонду разрешается заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей предусмотренным уставом целям использования имущества и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Впрочем, эта формулировка требует указания в уставе видов предпринимательской деятельности, разрешенных фонду.

Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества только в качестве «компаний одного лица», т.е. являясь их единственными учредителями и участниками: не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности). Для достижения своих уставных целей фонды могут создавать также другие некоммерческие организации.

Деятельность фонда является публичной, вследствие чего он обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Организационное единство. Учредительным документом фонда является устав. Помимо сведений, общих для всех юридических лиц, устав фонда должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Структура органов фонда, порядок их формирования и управления фондом определяются уставом фонда.

Обязательным органом фонда является попечительский совет. Он является волеообразующим органом фонда и осуществляет надзор за его деятельностью, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

В фонде должен быть создан исполнительный орган, действующий от его имени гражданском обороте без доверенности. Исполнительный орган может быть единоличным (президент, председатель) или коллегиальным (совет, правление) и единоличным.

Имущественная обособленность. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Фонд также является собственником имущества, приобретенного за счет доходов от предпринимательской деятельности и полученного из других законных источников.

Самостоятельная имущественная ответственность является полной. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Особенности реорганизации и ликвидации. Реорганизация фонда возможна на основании решения учредителей или попечительского совета, за исключением преобразования, которое запрещается. Ликвидирован фонд может быть только по решению суда и по основаниям, прямо указанным в законе. Такими основаниями являются:

  1. недостаточность имущества фонда для осуществления его целей и отсутствие реальной возможности получения необходимого имущества;
  2. невозможность достижения уставных целей фонда, если их изменение оказывается невозможным (не разрешается уставом или по другой причине);
  3. уклонение фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
  4. другие основания, предусмотренные законом.

Фонд может быть ликвидирован в случае признания его несостоятельным (банкротом).

Фонды в гражданском праве

можно через ваш аккаунт в любой социальной сети

Инструкция для восстановления пароля отправлена на

Наверняка им будет интересно, о чем вы пишете

Котировки и цены

Фонды в России: особенности развития и деятельности

Одной из форм некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в нашей стране и во всем мире, являются фонды.

Фондом называется некоммерческая организация, которая создается учредителями с целью материального обеспечения определенных видов деятельности – благотворительной, социально-культурной, образовательной, научной, управленческой.


Одним из главных принципов функционирования фондов является достижение общественной пользы в самых разнообразных ее проявлениях – здравоохранения, защиты их прав и законных интересов наших соотечественников, оказания юридической помощи, разрешения конфликтных ситуаций.


Определение «фонд» приводится в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Следовательно, как и у прочих НКО, основой деятельности фонда не может являться извлечение прибыли, а при ее возникновении доход должен распределяться между участниками фонда.


В качестве учредителей фонда могут выступать как граждане, так и юридические лица. Имущественный комплекс фонда формируется на основе их благотворительных взносов. Материальные средства и активы, переданные фонду его учредителями, становится имуществом некоммерческой организации. Фонды не предполагают членства.


Деятельность фонда имеет строго целевой характер и должна строго соответствовать положениям, заявленным в его основном учредительном документе – уставе. При этом фонд имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать при себе хозяйственные общества, но только в случае если они соответствуют общественно-полезным целям, ради которых фонд был создан. На осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, фонды – так же как и прочие юридические лица – должны получить соответствующее разрешение.

Основные законы, которыми руководствуются фонды при осуществлении деятельности:

  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
  • Федеральный закон «Об общественных объединениях».
  • Федеральные законы о фондах отдельных видов (например, Федеральные законы «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и пр.).


С точки зрения организационно-правовой формы фонды являются юридическими лицами и становятся таковыми с момента государственной регистрации. Первым документом, с которого начинается существование фонда, является решение учредителей о его создании. Как правило, фонды создаются без ограничений срока их деятельности. Некоторые фонды со временем развивают более или менее обширную сеть региональных представительств.


Как и у всякого субъекта правового поля, у фонда есть права и обязанности. К числу обязательных требований относится наличие самостоятельного баланса, печати с официальным наименованием, ведение бухгалтерского учета и отчетности и регулярное представление информации о деятельности государственным органам. Кроме того, фонд обязательно должен печатать в средствах массовой информации отчетность об использовании своего имущества.

Учредители фонда

Иногда бывает, что учредители фонда непосредственно участвуют в жизни фонда только на этапе его создания. Напомним, они принимают решение о создании фонда и формируют его учредительный капитал. Случается, что они еще и дают фонду свое имя. В дальнейшем фонд и его учредители не имеют по отношению друг к другу никаких юридических обязательств: учредители не отвечают по обязательствам своего детища, а фонд – не несет ответственности по обязательствам своих учредителей. Никакого касательства не имеет учредитель фонда и к прибыли организации, если таковая возникает.


Тем не менее, учредители часто входят в попечительский совет – специальную структуру, которая осуществляет контроль деятельности фонда, целевым использованием имущества, работой исполнительных органов. Члены совета работают исключительно на добровольных началах.


Число учредителей фонда не ограничено: это может быть и один человек, а может быть и достаточно обширная группа лиц. Однако на протяжении всей деятельности фонда их количество остается неизменным, за исключением случаев, независящих от фонда – например, смерти одного из создателей фонда либо реорганизации юридического лица, выступившего в качестве учредителя.

Хотя Гражданский Кодекс не дает четкой классификации фондов, часто их типы определяются по составу их учредителей. Отсюда различают:

  • Частные фонды. В качестве их учредителей выступает одно юридическое лицо или члены одной семьи. Фонд создается на средства частного лица. Несмотря на богатейшие традиции благотворительности в России, как таковые частные фонды в нашей стране стали появляться только в конце 90-х годов. Среди наиболее известных стоит назвать фонд «Вольное дело» Олега Дерепаски, Благотворительный фонд Владимира Потанина, Фонд Тимченко. Часто фонды такого типа не реализуют социальные проекты самостоятельно, являются учредителями специальных грантов для общественных организаций, университетов и пр.
  • Корпоративные фонды. В качестве их учредителей выступают юридические лица – отдельные компании или объединения. Чаще всего создателем фонда является одна корпорация. Такие фонды создаются на средства компаний. Перечисление денежных средств производится от ежегодной прибыли компании либо материнская компания формирует капитал фонда. Часто деятельность корпоративного фонда является продолжением социальной миссии компании и содействует укреплению имиджа социально-отвественного бизнеса.
  • Общественные фонды, учрежденные группой лиц или общественных объединений. Эта форма общественного объединения так же не предполагает членства. Обычно общественные фонды занимаются сбором и накоплением денежных средств – взносов и пожертвований – с целью их дальнейшего распределения на решение общественно-значимых задач. Наиболее распространены общественные благотворительные фонды.
  • Государственные фонды. Как и следует из названия, фонды финансируются из государственного бюджета. Примером может служить Российский фонд фундаментальных исследований, который занимается поддержкой научно-исследовательской деятельности. Фонды такого типа имеют узкую направленность и занимаются распределением грантов на реализацию деятельности в соответствии со своим направлением деятельности.
  • Муниципальные фонды. Они создаются по решению органа местного самоуправления с целью эффективного использования финансовых ресурсов муниципалитетов. Например, сейчас достаточно распространены муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства.Представленная классификация не означает, что фонды могут быть представлены исключительно «в чистом виде». Часто состав учредителей бывает смешанным, и тогда можно говорить, например, о государственно-общественных фондах и т.п.

Органы управления фондом

Как уже упоминалось, обязательной структурой фонда является попечительский совет. Помимо него у фонда есть высший орган управления фондом – Совет фонда. Он определяет приоритетные направления деятельности некоммерческой организации и обеспечивает контроль над соблюдением целей создания фонда. Постоянно действующий коллегиальный орган фонда утверждает годовой баланс и финансовую отчетность, принимает решение о создании отделений и представительств некоммерческой организации в других городах и регионах. Исполнительный орган может быть единоличным или коллегиальным. К его компетенции относятся текущие рабочие моменты и оперативное управление работой фонда.

Государственные внебюджетные фонды

В России функционируют около 30 внебюджетных государственных фондов экономической и социальной направленности. Бюджет фондов формируется за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц и осуществляют перераспределение национальных доходов в интересах граждан. К крупнейшим внебюджетным фондам относятся:

– Фонд социального страхования Российской Федерации;

– Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

– Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;
– Федеральный экологический фонд и др.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, www.konspekt.biz, utmagazine.ru.

«