8 (800) 302-92-80  Бесплатная консультация с юристом

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Финансово правовые нормы и финансовые правоотношения


Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

Финансово-правовые нормы — Содержание, виды, структура финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

  • содержание финансово-правовых норм;
  • характер установления в них предписаний;
  • меры ответственности за нарушение предусмотренных правил;
  • способы защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их императивный (повелительный) характер.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Виды финансово-правовых норм

В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Финансовые правоотношения. Понятие, содержание, субъекты

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

  • они возникают в процессе финансовой деятельности государства;
  • один из субъектов в этих правоотношениях — всегда управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;
  • они всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Субъекты финансового правоотношения

Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Классификация финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения можно классифицировать:

1) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:

  • бюджетные правоотношения;
  • налоговые правоотношения;
  • неналоговые правоотношения;
  • финансовые правоотношения в области государственного кредита;
  • финансовые правоотношения в области страхования;
  • правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
  • финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
  • финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;
  • валютные правоотношения;
2) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:
  • органами государственной власти;
  • органами государственной власти и управления общей компетенции;
  • вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
  • предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
  • финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
  • финансовыми органами и гражданами;
  • самими финансово-кредитными органами.

Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений

Они происходят при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т. е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства — закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт — извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

  • погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
  • выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
  • использование выданных бюджетных ассигнований;
  • осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
  • прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т. д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

Судебный порядок защиты

В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права занимает Конституционный суд РФ.

Методы защиты финансовых правоотношений

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

Финансовое право, как и любая другая отрасль права, состо­ит из правовых норм. В теории права правовая норма опреде­ляется как общеобязательное, формально определенное прави­ло поведения, установленное либо санкционированное госу­дарством и направленное на урегулирование общественных отношений 1 .

Отличительным признаком норм финансового права являет­ся то, что они регулируют исключительно общественные отно­шения, складывающиеся в сфере собирания, распределения и использования финансовых ресурсов государством и органами местного самоуправления.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в про­цессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участ­никам данных отношений таких юридических прав и возложе­нии на них таких юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределе­ние и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного са­моуправления соответственно их задачам в каждый конкретныйпериод времени, вытекающим из политики по социально-эко­номическому развитию страны.

Финансово-правовые нормы, как правило, имеют традици­онную структуру и включают в себя три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

По своему содержанию нормы финансового права подразде­ляются на материальные и процессуальные. Материальные фи­нансово-правовые нормы определяют круг субъектов финансо­вых отношений, их полномочия, структуру бюджетной систе­мы, виды государственных доходов, основные направления расходования бюджетных средств, виды и функции внебюджет­ных фондов и т. д. Процессуальные финансово-правовые нор­мы содержат предписания, регламентирующие порядок (про­цедуру) применения материальных норм 1 .

Классификация правовых норм в зависимости от способов воздействия на участников финансовых отношений позволяет выделить следующие виды финансово-правовых норм:

б) дозволяющие (уполномочивающие);

Обязывающие финансово-правовые нормы возлагают на субъекта обязанность совершить какие-либо активные дейст­вия. В отличие от правового запрета, в большинстве случаев предполагающего обязанность воздержаться от совершения оп­ределенных действий, предписание, напротив, имеет целью по­будить субъекта действовать в соответствии с определенной мо­делью поведения.

По мнению Ю. С. Решетова, обязывающие нормы предпи­сывают положительные действия. Их реализация на первом уровне состоит в совершении предусмотренных диспозицией нормы поступков, имеющих положительное содержание 2 .

Обязывающие финансово-правовые нормы, по мнению Н. И. Химичевой, требуют от участников финансовых отношений (государственных органов, органов местного самоуправле­ния, предприятий, граждан и др.) совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отноше­ний. Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой характер. В этом проявляется основной, императивный метод финансово-правового регулирования — метод властных предписаний 1 .

Дозволяющие финансово-правовые нормы предоставляют субъекту право на совершение собственных активных действий.

Юридические дозволения дают возможность субъектам права по своему выбору, усмотрению, исходя из собственных интере­сов, становиться или нет участниками конкретного правоотно­шения. Субъект права или правоотношения решает, использо­вать или нет предоставленное ему правомочие, руководствуясь при этом чисто субъективными соображениями и не испытывая никакого обязывающего воздействия со стороны права 2 .

Запрещающие финансово-правовые нормы возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения определен­ных действий. Как правило, круг запрещенных действий (дея­ний) четко очерчен и снабжен конкретными мерами юридиче­ской ответственности, наступающими в случае его нарушения.

Правовые нормы, содержащие возможность согласования, позволяют субъектам правоотношений принимать наиболее ра­циональное и приемлемое для каждого из них решение. Меха­низм правового согласования определяется особо в каждом конкретном случае. Как правило, такой механизм устанавлива­ет властвующий (подчиняющий) субъект. В процессе согласо­вания, как правило, стороны проводят двусторонние или мно­госторонние консультации, властвующий субъект рассматрива­ет предложения, вносимые подчиненным субъектом, и на основании полученных сведений принимает решение.

Норма права, содержащая рекомендацию, безусловно, не имеет обязательного значения для субъектов, однако в случае ее принятия (исполнения) обеспечивается мерами государст­венного воздействия. Рекомендательная норма предоставляет право участнику правоотношения выбрать по своему усмотрению тот или иной вариант поведения. Если субъект выбирает вариант, рекомендуемый государством, вполне возможно, что одновременно он приобретает какие-либо дополнительные вы­годы или поощрения. В том случае, когда субъект игнорирует предложенную рекомендацию и самостоятельно выбирает ва­риант поведения, никаких негативных последствий в виде пра­вовых санкций для него не наступает.

Особенность правовых поощрений заключается в том, что в нормах права содержатся указания на определенный вариант поведения, следование которому является желательным для всего общества, но не обязательным для каждого отдельного субъекта. Однако сам выбор такого поведения подкрепляется обещанием наделить субъекта благами сверх общепринятых норм 1 .

Правоотношение рассматривается как специфическая фор­ма взаимодействия субъектов права в целях реализации интере­сов, не противоречащих действующему законодательству.

Правовые нормы регулируют фактические отношения, яв­ляющиеся исходным материалом, объективно возникающим в процессе общественной, политической, экономической, соци­альной и иной деятельности людей и организаций. Результатом такого правового регулирования выступают именно правоотно­шения в единстве своей формы и содержания.

В числе элементов, входящих в структуру правоотношения, выделяют участников, их права и обязанности, в некоторых случаях — объект правоотношения.

Характер и особенности правоотношений вообще и финан­совых правоотношений в частности обусловлены предметом и методом правового регулирования. При этом метод оказывает решающее воздействие не только на характер связи элементов непосредственно в правоотношении, но и на динамику право­отношения в целом. Получая развитие в рамках гипотезы правовой нормы, метод правового регулирования проявляется при возникновении, изменении и прекращении правоотно­шений.

Финансовые правоотношения представляют собой разно­видность публично-правовых отношений, складывающихся в области осуществления финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Н. И. Химичева определяет финансовые правоотношения как урегулированные нормами финансового права обществен­ные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержа­щиеся в этих нормах предписания по образованию, распределе­нию и использованию государственных и муниципальных де­нежных фондов и доходов 1 .

Особенности и характерные признаки финансово-правовых отношений были предметом изучения многих ученых.

В частности, Е. А. Ровинский отмечал, что природа финан­совых правоотношений определяется тем, что они являются властно-имущественными отношениями, в которых отношения власти неотделимы от имущественных отношений 2 .

В. В. Бесчеревных и С. Д. Цыпкин подчеркивали, что в от­личие от других (например, административных) отношений, также являющихся в ряде случаев властно-имущественными, финансово-правовые отношения характеризуются прямой свя­зью с процессом планового собирания и распределения денеж­ных средств 3 .

Ученые-цивилисты видят разницу между гражданскими имущественными и финансово-правовыми отношениями в том, что имущественные отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственного управления в связи с накоплением денежных средств и распределением их на общегосударственные нужды, лишены стоимостного признака. В рамках указанных отношений деньги не выступают как мера стоимости, а выполняют функцию накопления. Их движение осуществляется по прямым безэквивалентным связям, не но­сящим взаимооценочного, а стало быть, и стоимостного ха­рактера. Очевидно, что финансовые правоотношения имеют вполне самостоятельный характер и специфические особенности, спо­собствующие выделению их из прочих публично-правовых от­ношений.

В числе основных характеристик финансовых правоотноше­ний можно назвать следующие:

во-первых, финансовые правоотношения возникают и скла­дываются в сфере финансовой деятельности государства и ор­ганов местного самоуправления;

во-вторых, они имеют имущественный характер, так как возникают по поводу финансовых ресурсов государства и му­ниципальных образований, используемых на общезначимые потребности 1 ;

в-третьих, приобретая субъективные права или принимая на себя юридические обязанности, участники финансовых право­отношений подчиняются оригинальному императивно-направ­ленному методу, в соответствии с которым впоследствии будет строиться их реальное поведение, обусловленное рамками пра­воотношения;

в-четвертых, в качестве обязательных участников финансо­вых правоотношений выступают государство, государственные органы, муниципальные образования, органы местного само­управления, а также иные организации, наделенные властными полномочиями в сфере публичной финансовой деятельности.

Предмет финансового права составляют отношения, скла­дывающиеся в процессе собирания, распределения и использо­вания денежных средств государства и местных (муниципаль­ных) образований. Данная группа отношений представляется достаточно многочисленной и составляет сердцевину, основу отрасли финансового права. В состав основных финансовых отношений входят бюджетные, налоговые отношения, связан­ные со сбором налогов, распределением расходов и бюджетным финансированием, государственным кредитованием, обяза­тельным государственным страхованием и др.

В то же время к числу финансовых причисляют отношения, напрямую не относящиеся к финансовой деятельности государ­ства или местного (муниципального) образования, но тесно связанные с ее осуществлением. В их числе следует назвать правоотношения, возникающие в сфере регулирования денеж­ного обращения, валютного регулирования и контроля, право­отношения, возникающие в результате финансовых правонару­шений.

Объединенные общей целью «обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса и, прежде всего, воспроизвод­ства производительных сил как необходимого условия жизне­деятельности, существования и развития как отдельного чело­века, так и общества в целом» 1 , приведенные группы финансо­вых отношений могут быть классифицированы как основные (правоотношения, непосредственно реализующие предмет фи­нансового права) и вспомогательные, или производные (право­отношения, способствующие осуществлению первых или зави­сящие от них).

В теории права выделяют регулятивные правоотношения — связанные с установлением субъективных прав и обязанностей сторон и их реализацией, и охранительные — возникающие в случае нарушения субъективных прав и обязанностей сторон и способствующие их восстановлению 2 . Данная классификация характерна и для финансовых правоотношений.

Охранительные правоотношения возникают в случае нару­шения порядка осуществления государственной финансовой деятельности. Финансовое правонарушение, в отличие от смежных с ним административных правонарушений, посягает непосредственно на предмет финансовой деятельности государ­ства — порядок собирания, распределения и использования де­нежных средств государства и местных (муниципальных) обра­зований, а также на порядок осуществления вспомогательных финансовых отношений.

Финансовые правонарушения представляют собой неправо­мерные деяния (действия и бездействие), совершенные винов­но, нарушающие нормы финансового права и влекущие приме­нение мер финансовой ответственности. Основаниями движения правоотношений выступают юриди­ческие факты, традиционно подразделяемые на события и дейст­вия.

Наиболее распространенными юридическими фактами, спо­собствующими динамике финансовых правоотношений, безус­ловно, являются юридические акты.

Особенностью юридических актов, участвующих в движе­нии финансовых правоотношений, является то, что их действие и содержание направлены на урегулирование отношений, скла­дывающихся в сфере собирания, распределения и использова­ния денежных средств государства и муниципалитетов, а также отношений, связанных с осуществлением финансовой деятель­ности публично-правовыми образованиями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лазер Вирта

Энциклопедия экономики

Финансово правовые нормы

Содержание

1.1 Понятие финансово-правовых норм и их особенности. 4

1.2 Специфические признаки финансово-правовой нормы.. 7

2. Классификация и структура финансово-правовых норм.. 11

2.1 Виды финансово-правовых норм.. 11

2.2 Структура финансово-правовых норм.. 18

Библиографический список литературы.. 23

Введение

Актуальность темы курсовой работы.

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.

Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

Так, государство может финансировать свои потребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.

Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансово-правовая норма конкретизируется как норма определенного нормативного правового акта, последние действуют в определенном временном интервале и пространстве, а также охватывают своим воздействием соответствующий круг лиц. Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения, подчиняются общему правилу распространения своего действия.

Финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

В современных условиях в связи с развитием финансового законодательства число финансово-правовых норм увеличивается, что свидетельствует о реальности, достаточно высокой степени гарантированности материальных финансово-правовых норм на современном этапе и т.д.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулируемые нормами финансового права.

Предмет исследования составляют финансово-правовые нормы как первичные элементы финансового права.

Целью выступает исследование финансово-правовых норм, характеристика их общих признаков и особенностей.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию финансово-правовой нормы.

2. Раскрыть специфические признаки финансово-правовой нормы.

3. Рассмотреть виды финансово-правовых норм.

4. Показать структуру финансово-правовых норм.

1. Общая характеристика финансово-правовых норм

1.1 Понятие финансово-правовых норм и их особенности

Финансово-правовая норма — установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Правило поведения участников в первую очередь касается собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов, необходимых государству и муниципальных образований для реализации своих целей и задач. [4, С.34]

Финансово-правовые нормы являются первичными элементами, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они всегда имеют материальное обоснование. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Как и любые другие нормы права, финансово-правовые нормы представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Общие признаки финансово-правовой нормы таковы:

• нормы устанавливаются государством и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

• норма носит общий характер и относится ко всем участникам финансово-правовых отношений;

• норма возлагает на участников правоотношений обязанности и предоставляет им субъективные права;

• норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что они редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Сначала создается фактическая модель поведения, а затем она оформляется нормой права.

Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они в отличие от норм других отраслей права регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установленных в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности.

Финансово-правовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.

Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.

Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные предприятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжении государства денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными планами.

Вместе с тем, в целях соблюдения прав и интересов плательщиков, установлены обязанности государственных органов возвращать им излишне взысканные платежи.

Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обязанностей, установленных финансово-правовыми нормами, связанные с участием в финансовых отношениях государственных органов, предприятий, организаций и учреждений, компетенция которых определяется в положениях и уставах.

При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии: это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности государственных и местных органов власти в области финансов. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории — одновременно их право и обязанность.

Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей. Таковы права и обязанности граждан, предприятий, предпринимателей, которые основываются на конституционном праве собственности, праве свободного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности. [1, C.122]

1.2 Специфические признаки финансово-правовой нормы

Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования. [7, С.45-67]

Финансово-правовые нормы отличаются от иных норм по предмету регулирования, а именно: финансово-правовые отношения в процессе формирования и использования денежных ресурсов государства. Финансовая деятельность государства, несмотря на многообразие форм ее проявления, есть деятельность, связанная с аккумуляцией денежных средств, их распределением и перераспределением, использованием, а также контролем. Все участники возникающих при этом общественных отношений наделены определенными правами и обязанностями. Одновременно они являются субъектами других отраслей права и также наделены соответствующим объемом юридических прав и обязанностей.

1.5. Финансово-правовые нормы и их виды

31. Отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год представляет:
Правительство РФ

32. Порядок взыскания штрафов органами валютного контроля с физических лиц:
установлен в судебном порядке

34. Профессиональные участники рынка ценных бумаг не осуществляют:
лизинг

35. Реализация бюджетных прав муниципальных образований осуществляется:
органами местного самоуправления

36. С точки зрения финансового права бюджет – это:
форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти разных уровней

37. Списание денежных средств со счета предприятия по исполнительным документам физического лица на выплату авторского вознаграждения осуществляется:
во вторую очередь

38. Страховщик, принявший в перестрахование риски, называется:
перестраховщиком

39. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг не имеет право:
устанавливать обязательные для кредитных организаций нормативы достаточности собственных средств

40. Федеральная служба налоговой полиции осуществляет:
вневедомственный контроль

41. Финансовые правоотношения не затрагивают:
отношения по поводу взимания административных штрафов

42. Функция страхования, означающая, что при наступлении страхового случая и выплате обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение потерь, понесенных страхователями, называется:
восстановительной

43. Ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли юридического лица в виде дивидендов – это:
акция

44. Эмитентами ценных бумаг не являются:
физические лица

45. Юридическое лицо открывает расчетный счет в учреждении банка.

В этом случае заключается договор:
банковского счета

Финансовые правоотношения, их особенности и виды

? ПредыдущаяСтр 5 из 6Следующая ?

Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, которые имеют властный характер и складываются в процессе осуществления государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности.

Принято различать понятие «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения».

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. которое может быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Субъект финансовых правоотношений – это реальный участник финансовых правоотношений.

Финансовые правоотношения возникают и реализуются только в процессе формирования и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств, т.е. осуществления государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности. Вступая в финансовые правоотношения, органы государственной власти и местного самоуправления выступают в качестве носителей властных полномочий. Деятельность указанных органов направлена на реализацию публичных интересов, т.е. мы можем говорить о том, что финансовым правоотношениям присущ публично-правовой характер. Необходимо обратить внимание также на имущественный характер финансовых правоотношений. В качестве материальных благ в финансовых правоотношениях выступают: денежные средства, финансовые ресурсы, фонды денежных средств, а также иные объекты финансовых прав.

Характеризуя финансовые правоотношения, необходимо отметить, что они являются правовой формой реализации общественных отношений, складывающихся в процессе формирования и расходования государственных и муниципальных фондов денежных средств. В основе же последних лежат соответствующие экономические отношения, что позволяет некоторым авторам делать вывод об экономическом характере самих финансовых правоотношений. Не принимая данную точку зрения по мотивам приведенным выше, следует признать огромное влияние, которое оказывают на финансовые правоотношения опосредующиеся через них экономические отношения. Именно экономические (финансовые) отношение лежащие в основе финансовых правоотношений придают им то своеобразие, которое позволяет нам выделить их в самостоятельный вид правовых отношений.

Под содержанием финансового правоотношения следует понимать совокупность финансовых прав и обязанностей сторон (участников), которые реализуются через него. Субъективное финансовое право представляет собой, возникшую в соответствии с нормами финансового права, юридическую ситуацию, в силу которой одна сторона (правообладатель) имеет, обеспеченную мерами финансового и иного государственного принуждения, возможность потребовать от другой стороны (носителя финансовой обязанности) совершить определенные действия или воздержаться от них. Соответственно финансовая обязанность – это, возникшая в соответствии с нормами финансового права, юридическая ситуация, в силу которой носитель юридической финансовой обязанности под страхом применения мер финансового или иного государственного принуждения должен по требованию правообладателя совершить определенные действия или воздержаться от них.

Некоторыми особенностями обладают финансовые права государственных органов и органов местного самоуправления. Для государственного органа или органа местного самоуправления все права, вытекающие из его задач и функций, не являются правами в классическом понимании. Государственный орган или орган местного самоуправления не может по своему усмотрению использовать или не использовать такие права. Используя их, государственный орган исполняет возложенные на него обязанности перед государством и муниципальными образованиями. В связи с этим рассматриваемые финансовые права государственных органов и органов местного самоуправления могут быть условно названы «права-обязанности». Также следует отметить, что правоотношения, через которые реализуются указанные права государственных органов и органов местного самоуправления, следует рассматривать как трехсторонние, третьей стороной в таких правоотношениях выступает государство или муниципальное образование. Именно таким образом реализуются большинство финансовых прав государства и муниципальных образований.

Реализация финансовых прав и обязанностей является необходимым элементом содержания финансового правоотношения, и представляет собой действия или воздержание от них сторон, направленные на достижение целей соответствующего правоотношения.

Реализация финансовых прав и обязанностей это структурированный процесс, который имеет свое начало и окончание, разбит на определенные этапы, каждый из которых имеет свое логическое завершение в форме актов реализации финансовых прав и обязанностей.

Финансовые права и обязанности реализуются с использованием специфических приемов и способов, которые присущи отдельным этапам этого процесса и в совокупности составляют механизм реализации финансовых прав и обязанностей.

Среди этапов реализации финансовых прав и обязанностей выделяются обязательные и необязательные[32]. Так, например, рассматривая реализацию бюджетных прав Российской Федерации, следует выделить четыре основные этапа (стадии):

· составление проекта федерального бюджета;

· рассмотрение и утверждение Федерального бюджета:

· исполнение федерального бюджета;

· рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.

Кроме того, в процессе реализации бюджетных прав Российской Федерации следует выделить необязательный этап – временной управление Федеральным бюджетом.

Обязательные этапы реализации финансовых прав и обязанностей всегда присутствуют в этом процессе, и отказ от них недопустим. Необязательные же этапы реализации финансовых прав и обязанностей присутствуют не всегда, а только в особых, специально предусмотренных законом случаях. Отказ от обязательных этапов реализации финансовых прав и обязанностей является неправомерным и влечет за собой применение мер юридической ответственности. В свою очередь, если необязательный этап реализации финансовых прав и обязанностей будет иметь место без необходимых и достаточных оснований, то это также будет являться правонарушением.

Приемы и способы реализации финансовых прав и обязанностей являются средствами данного процесса. В настоящее время существуют различные средства реализации финансовых прав и обязанностей, среди них особо следует выделить: соглашения сторон, властные предписания, финансовые планы, зачеты, финансово-правовые стимулы и ограничения, правовые рекомендации, меры финансово-правовой ответственности (финансовые санкции) и т.д. Средства финансовых прав и обязанностей могут иметь различные формы, будь то: договоры, финансовые акты, процессуальные акты и т.п.

По кругу участников финансовые правоотношения делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными правоотношения признаются в том случае, если определенному правообладателю противостоит неопределенный или относительно определенный круг обязанных лиц. Например, правоотношение, существующее между государством и налогоплательщиками, в котором каждый гражданин или организация при наступлении определенных обстоятельств обязан уплатить налоги, а государство имеет право их взимать. Относительными правоотношения являются тогда, когда определенному правообладателю противостоит определенный носитель юридической обязанности. Так, при бюджетно-сметном финансировании складываются правоотношения между распорядителями бюджетных средств и их получателями, при этом в соответствующем финансово-плановом акте определены обе стороны.

В зависимости от присущей им функции среди финансовых правоотношений следует выделить регулятивные и охранительные. Учитывая, что основной функцией права является регулятивная, то среди финансовых правоотношений регулятивные занимают особое, господствующее положение. Охранительные же финансовые правоотношения выполняют вспомогательную роль, обеспечивая реализацию регулятивных отношений.

Дифференцируя финансовые правоотношения по их содержанию, следует остановиться на простых и сложных правоотношениях.

В простых правоотношениях одна сторона обладает финансовым правом, а другая несет финансовую обязанность. В сложных же правоотношениях обе стороны имеют финансовые права и несут финансовые обязанности. Следует отметить, что сложные финансовые правоотношения возможно разделить на несколько простых, при этом одно из них будет основным, а остальные производными. Рассматривая такое сложное правоотношение как по уплата налогов, следует определить в качестве основного такое простое правоотношения, в силу которого налогоплательщик обязан уплатить соответствующий налог, а налоговые органы осуществляют деятельность по его взиманию. Производными же в этом случае будут правоотношения по налоговому контролю, осуществляемому налоговыми органами, и налоговой отчетности.

Особое значение имеет классификация финансовых правоотношений в зависимости от характера общественных отношений, лежащих в их основе. Так, среди финансовых правоотношений следует выделить:

· правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления финансового контроля;

Достижением намеченных целей финансовой деятельности являются финансовые результаты. Финансовые результаты государства, результаты деятельности физических лиц и организаций имеет иное значение. Они, обычно, выступают в роли объектов налогообложения.

Следует отметить, что разделение объекта финансовых прав на фонды денежных средств, финансовые ресурсы и расходы является условным.

Понятие и виды финансово-правовых норм (стр. 1 из 4)

Так, оказать воздействие на фонд денежных средств мы можем только через источники его формирования (финансовые ресурсы) или через направления использования этих средств (расходы). Поэтому любое воздействие на финансовые ресурсы или расходы является воздействием на какой-либо денежный фонд. Самостоятельное значение могут приобрести только финансовые ресурсы в том случае, когда фонд денежных средств, источниками формирования которого они являются, не признается объектом финансовых прав.

В различных ситуациях один и тот же объект (денежные средства) может иметь значение либо финансового ресурса, либо расхода, либо финансового результата. Так, дотация для вышестоящего бюджеты является расходом, а для нижестоящего – финансовым ресурсом. А прибыль для организации одновременно может являться как финансовым ресурсом, так и финансовым результатом.

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по иным юридически значимым основаниям, но именно приведенные основания в познавательном плане имеют большое значение.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются различные явления реальной действительности, порождающие финансовые права и обязанности сторон. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых прав и обязанностей принято называть – юридическими фактами. Все юридические факты в финансовом праве следует разделить на две большие группы: юридические события и юридические действия. Юридические события и действия следует отличать то фактических событий и действий, к которым право безразлично и которые не порождают прав и обязанностей. Юридическими события и действия становятся только тогда, когда они в качестве таковых прямо указаны в правовых нормах.

Событиями являются обстоятельства, наступление которых не зависит от воли людей, будь то смерть человека, рождение, достижение им определенного возраста, стихийное бедствие и т.п.

Действиями же признаются явления реальной действительности, которые служат формой волеизъявления людей. Они могут быть правомерными, т.е. соответствовать предписаниям закона и не выходит за пределы субъективных прав лица их совершающего, или противоправными, т.е. противоречить требованиям закона.

Совершая противоправные действия, лицо выходит за пределы принадлежащих ему субъективных прав. Примером неправомерных действий в финансовом праве может служить уклонение от уплаты налогов, нецелевое использование бюджетных средств и т.п.

Действиями же признаются явления реальной действительности, которые служат формой волеизъявления людей. Они могут быть правомерными, т.е. соответствовать предписаниям закона и не выходит за пределы субъективных прав лица их совершающего, или противоправными, т.е. противоречить требованиям закона.

Совершая противоправные действия, лицо выходит за пределы принадлежащих ему субъективных прав. Примером неправомерных действий в финансовом праве может служить уклонение от уплаты налогов, нецелевое использование бюджетных средств и т.п.

В финансовом праве среди правомерных действий следует выделить формальные действия (юридические акты) и неформальные действия (юридические поступки). Когда речь идет о юридических поступках, то в первую очередь следует отметить, что финансовое право безразлично к их форме, и поэтому они порождают финансовые права и обязанности независимо от того, в какой форме были совершены. К юридическим поступкам относятся: получение прибыли, приобретение имущества и т.д. Особенностью юридических актов является то, что финансовое право предъявляет особые требования к их форме, несоблюдение которой влечет либо их недействительность, либо их неправомерность. К юридическим актам относятся финансово-плановые акты, извещения налоговых органов о необходимости уплатить определенные суммы налога,налоговые декларации, постановления специально уполномоченных органов о применении финансовых санкций и т.п.

Финансовое право


Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения

Финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения субъектов финансовых отношений.

Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.

Виды финансово-правовых норм: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативных правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством и наоборот, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений. Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения по поводу финансовой деятельности государства.

Основные признаки понятия «финансовые правоотношения»:

  • эти правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства;
  • одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства;
  • они всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.;
  • в них, как правило, отчетливо видны два правовых элемента — государственно-властный и имущественный.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица, государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные образования. Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами, поскольку, одним из субъектов таких финансовых правоотношений обязательно должно быть государство (в лице уполномоченного органа).

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта.

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты. Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами. Судебный порядок защиты действует на общих основаниях.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, laservirta.ru, isfic.info.

«