+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Решение о создании кфх образец


Тип документа: Соглашение

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 18,4 кб

Бланк документа

Скачать образец документа

о создании крестьянского (фермерского) хозяйства

2.1. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства:

— организует деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства;

— без доверенности действует от имени крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

— осуществляет прием на работу в крестьянское (фермерское) хозяйство работников и их увольнение;

— организует ведение учета и отчетности крестьянского (фермерского) хозяйства;

— осуществляет все иные, не противоречащие законодательству, полномочия в интересах крестьянского (фермерского) хозяйства.

2.2. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.

2.3. В случае смены главы фермерского хозяйства соответствующие изменения вносятся в настоящее Соглашение в установленном законом порядке.

2.4. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

3.1. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок крестьянского (фермерского) хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

3.2. Права членов крестьянского (фермерского) хозяйства:

3.2.1. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства, в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства) по итогам хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства за год, с учетом реального вклада каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства в результат хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства за год. Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяется соответствующим локальным нормативным актом.

3.3. Обязанности членов крестьянского (фермерского) хозяйства:

4. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА,

ПОРЯДОК ВЛАДЕНИЯ, ПОЛЬЗОВАНИЯ, РАСПОРЯЖЕНИЯ ЭТИМ ИМУЩЕСТВОМ

4.1. В состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства имущество.

4.2. Плоды, продукция и доходы, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

4.4. Доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства при долевой собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства составляют:

При изменении состава имущества по мере его формирования соответствующее изменение долей вносится в настоящее Соглашение.

4.5. Перечень объектов, входящих в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, порядок формирования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливаются членами крестьянского (фермерского) хозяйства по взаимному согласию.

4.5.1. Состав имущества:

4.6. Распоряжение имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в интересах крестьянского (фермерского) хозяйства главой крестьянского (фермерского) хозяйства в следующем порядке _________________.

4.7. По сделкам, совершенным главой крестьянского (фермерского) хозяйства в интересах крестьянского (фермерского) хозяйства, отвечает крестьянское (фермерское) хозяйство своим имуществом.

Сделка, совершенная главой крестьянского (фермерского) хозяйства, считается совершенной в интересах крестьянского (фермерского) хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой крестьянского (фермерского) хозяйства в его личных интересах.

4.8. Наследование имущества крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

4.9. При выходе из крестьянского (фермерского) хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства крестьянского (фермерского) хозяйства разделу не подлежат.

4.10. Гражданин в случае выхода его из крестьянского (фермерского) хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами крестьянского (фермерского) хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать года с момента подачи членом крестьянского (фермерского) хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

4.11. Гражданин, вышедший из крестьянского (фермерского) хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе крестьянского (фермерского) хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства до момента выхода его из крестьянского (фермерского) хозяйства.

4.12. При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между членами крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

5. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ В ЧЛЕНЫ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

И ПОРЯДОК ВЫХОДА ИЗ ЧЛЕНОВ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

5.1. В крестьянское (фермерское) хозяйство могут быть приняты новые члены.

5.2. Прием новых членов в крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов крестьянского (фермерского) хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.

5.3. Членство в крестьянском (фермерском) хозяйстве прекращается при выходе из членов крестьянского (фермерского) хозяйства или в случае смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

5.4. Выход члена крестьянского (фермерского) хозяйства из крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

5.5. Любые изменения, касающиеся членского состава хозяйства, должны вноситься в настоящее Соглашение.

Копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство .

К Соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство. (См. ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст. 4, п. 4.)

Решение о создании кфх 1 лицом

Она практически не отличается от заявления, подаваемого при регистрации ИП. Заявление на регистрацию КФХ по установленной форме должно быть правильно заполнено. Не допускается наличие ошибок или исправлений. Его не требуется удостоверять у нотариуса, если заявление будет подано лично главой хозяйства. Если заявление о регистрации будет подано доверенным лицом, то необходимо соблюдение 2-х условий:

  1. Оформление нотариальной доверенности с перечислением полномочий в отношении лица.
  2. Удостоверение в нотариальной конторе самого заявления, составленного главой КФХ.

Заявление о создании КФХ подается на рассмотрение вместе с собранным перечнем документов в налоговый орган, находящийся по месту регистрации заявителя. У нас вы можете скачать бланк заявления о государственной регистрации крестьянского фермерского хозяйства.

Создание кфх одним человеком

Например, выдача субсидий и грантов, возмещений процентных кредитных ставок.Да, есть и сложности, и негативные моменты. Это прибыльный бизнес, но при занятии земледелием существуют риски неурожаев из-за погодных условий, форс-мажорных ситуаций. Животноводство имеет свои нюансы и сложности. Есть вопросы по кредитованию сельхозпроизводителя, пока что банки не идут на значительное снижение ставок.
Тем не менее, армия аграриев растет, хотя бы потому, что этот вид деятельности дает людям массу позитивных эмоций. Как открыть КФХ в 2018 году: организационные нюансы Облегчает задачу, как открыть КФХ в 2018 году, еще и такая особенность: здесь изначально не требуется какой-то квалификации. Разумеется, специальные знания очень помогут в выращивании овощей, разведении птицы, пчеловодстве и иных отраслях, где могут себя проявить фермеры.

Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства Подать заявлению на регистрацию ФХ имеет право:

  • Дееспособное лицо;
  • Лицо, имеющее гражданство РФ, иностранец или апатрид;
  • Несколько лиц, заключившие соглашение, имеющие родственные связи с будущим главой.

Если КФХ создается группой лиц, то между ними не обязательно должны быть родственные связи. При этом законодатель устанавливает, что количество членов такого хозяйства не может превышать 5 человек. Необходимые для открытия крестьянско-фермерского хозяйства документы рассмотрены ниже.

Выгодно ли иметь мелкое КФХ, расскажет специалист в видео ниже: Необходимые документы Ст. 22 Закона №129 устанавливает необходимость сбора определенного пакета документов в целях регистрации такого бизнеса:

  1. Заявление с просьбой о гос. регистрации.

Открытие кфх с нуля, с чего начать и сколько можно заработать

Отчетность КФХ по страховым взносам Существует небольшое отличие в предоставлении отчетности КФХ от других форм предпринимательства:

  • если ИП не сдают отчетность по фиксированных страховым взносам, то в 2018 году впервые главам крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), не имеющих наемных работников, необходимо в срок до 30 января 2018 года предоставить в ФНС расчет по страховым взносам за календарный год.

Расчет страховых взносов для КФХ без наемного труда состоит из раздела 2 и приложения 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) — на членов КФХ, включая главу КФХ. Код места представления следует указать «124».

Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства

Здравствуйте! Сегодня поговорим про соглашение КФХ и устав с одним учредителем. Крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) в настоящее время является оптимальной формой для ведения дел в данной отрасли официально. Как создать КФХ, как зарегистрировать КФХ и правильно оформить всю документацию — вопросы, которыми задаются начинающие фермеры и главы КФХ.


  • Зачем нужно соглашение
  • Пункты соглашения
  • Правила составления
  • Устав КФХ с одним учредителем

Зачем нужно соглашение Вообще, организатором КФХ может выступать физическое лицо в единственном числе. В таком случае соглашение не нужно. Если же крестьянско-фермерское хозяйство организовывает группа лиц, соглашение просто необходимо.

Offline

Статья 4. соглашение о создании фермерского хозяйства

Как открыть кфх в 2018 году

ФЗ). Если осуществляется создание КФХ одним человеком, то оформляется решение о создании КФХ. Решение Документ имеет произвольную форму, где оглашаются решение о создании хозяйства и сфера его деятельности. В самом начале справа прописывается дата принятия решения, а слева – место.

Форма должна содержать полную информацию о лице, решившем зарегистрировать КФХ, его паспортные данные и место регистрации. В решении нужно указать все обязанности КФХ. Заключительной фразой выступает само решение о проведении государственной регистрации. Документ подписывается единственным лицом. Образец оформления решения вы найдете здесь.

Порядок регистрации Для прохождения регистрации в качестве КФХ необходимо собрать документы, подать в органы ИФНС и получить регистрирующие формы.

Решение о создании кфх одним лицом образец — ваш проводник в мире образов

Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. 3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения: 1) о членах фермерского хозяйства; 2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством; 3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства; 4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом; 5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства; 6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов. 4.
Составляется по установленному образцу.

  • Ксерокопию паспорта заявителя. Им может быть гражданин РФ, будущий глава регистрируемого хозяйства.
  • Квитанция, подтверждающая оплату пошлины.
  • Если заявителем является иностранец или лицо без гражданства, то им предъявляется документ, выступающий удостоверением личности, и признаваемый на территории страны в соответствии с федеральным законодательством или международным соглашением. Им дополнительно представляется документ, подтверждающий право на проживание в государстве. Про порядок составления заявления для регистрации крестьянского фермерского хозяйства читайте ниже. Как составить заявление и куда подать П. 4 ПП №439 от 2002 года устанавливает, что заявление о процедуре регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства составляется по форме №Р21002.

Создание КФХ одним человеком

Федеральное законодательство предусматривает создание КФХ одним человеком. Для этого необходимо собрать нужные документы и пройти процедуру регистрации. Как грамотно и без потерь пройти через все эти этапы, вы узнаете из этой статьи. В заключение мы приведем образец решения о создании КФХ одним лицом.

Особенности КФХ

Регистрация КФХ в сельской местности возможна без образования юридического лица. Организаторами могут выступить как несколько представителей, так и одно лицо. Если участников несколько, требуется выбрать главу. Основное направление хозяйства – производство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Имущество, задействованное в хозяйстве, является собственностью всех членов.

Деятельность КФХ регулируется законом 74-ФЗ. При создании хозяйства необходимо заключить соглашение. Если осуществляется создание КФХ одним человеком, то оформляется решение о создании КФХ (ст. 4 74-ФЗ).

Решение

Документ имеет произвольную форму, где оглашаются решение о создании хозяйства и сфера его деятельности. В самом начале справа прописывается дата принятия решения, а слева – место. Форма должна содержать полную информацию о лице, решившем зарегистрировать КФХ, его паспортные данные и место регистрации. В решении нужно указать все обязанности КФХ. Заключительной фразой выступает само решение о проведении государственной регистрации.

Документ подписывается единственным лицом. Образец оформления решения вы найдете здесь.

Порядок регистрации

Для прохождения регистрации в качестве КФХ необходимо собрать документы, подать в органы ИФНС и получить регистрирующие формы.

Итак, при регистрации хозяйства представляются следующие документы:

  • Оригинал и копия документа, удостоверяющего личность человека, подающего документы и его регистрацию.
  • Форма Р21002.
  • Документ об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
  • Решение о создании КФХ.
  • Заявление о переходе на ЕСХН (это самая простая форма налогообложения; если заявление не будет своевременно оформлено, фермер автоматически переводится на ОСНО).

В течение пяти рабочих дней в ИФНС рассматривается заявление и принимается соответствующее решение. По завершении процесса фермеру выдают:

  • Свидетельство о прохождении регистрации.
  • Выписку ЕГРИП.
  • Свидетельство о постановке на учет в ИФНС.

Теперь остается только получить письмо в органах статистики.

После успешного прохождения регистрации можно приступать непосредственно к трудовой деятельности. При необходимости можно написать письмо в местные органы самоуправления о выделении земельного участка. Федеральное законодательство помогает сельскому хозяйству и регулярно издает законы, поддерживающие эту сферу деятельности.

Решение о создании кфх образец

В разделе Гражданское право на вопрос Ребята! У кого есть образец устава КФХ? Пожалуйста, подскажите, где найти. заданный автором Ђашунька лучший ответ это Не может у КВХ быть устава.
Крестьянское (фермерское) хозяйство:
«…1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции) , основанную на их личном участии… «
Извлечение из документа:
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ
(ред. от 30.10.2009)
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
(принят ГД ФС РФ 23.05.2003)
Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства
1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:
1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных
Ташунька
Гуру
(2549)
Я все понимаю, но в налоговой нам твердят про какой то устав. Подскажите пложалуйста! А как КФХ дать наименование? Если создавать как ИП, то ведь наименования не будет, в если как ООО, то можно название дать. Пожалуйста! подскажите! И образец этого устава, если можно, пришлите.

Создание крестьянских (фермерских) хозяйств

В действующем Федеральном законе «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» по сравнению с Законом РСФСР 1990 г. существенно изменился подход к вопросам права на создание крестьянского хозяйства.

Во-первых, такое право предоставляется не только гражданам Российской Федерации, как прежде, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Иностранцы и лица без гражданства имеют право заниматься на территории России предпринимательской деятельностью, в том числе создавать фермерские хозяйства; ограничения в отношении их могут быть связаны только с получением в собственность участков из земель сельскохозяйственного назначения, поскольку это запрещено Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Однако указанные лица могут использовать для ведения крестьянского хозяйства земельные участки на основании договора аренды.

Во-вторых, для лиц, желающих создать фермерское хозяйство, не ставится каких-либо условий, связанных с опытом работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственной квалификацией или прохождением специальной подготовки (такие условия были закреплены в ст. 4 Закона 1990 г.). Это, поскольку граждане занимаются предпринимательской деятельностью, в том числе в области сельского хозяйства, на свой страх и риск и сами должны рассчитывать свои возможности, начиная новое дело. Какие-то требования могут предъявляться только в том случае, если предоставляются какие бы то ни было льготы — например, кредиты для создания крестьянского хозяйства или бесплатный земельный участок.

В-третьих, прежде право на создание крестьянского хозяйства непосредственно связывалось с получением земельного участка, поэтому в старом Законе устанавливалось право выбора претендентов на создание крестьянского хозяйства на конкурсной основе местными органами власти, в ведении которых находится земельный участок. В настоящее время эти два процесса — создание фермерского хозяйства и предоставление земельного участка для ведения такого хозяйства — в законодательстве разделены. Создание фермерских хозяйств осуществляется путем их регистрации, и только органы государственной регистрации контролируют соответствие законодательству представленных для создания хозяйства документов, основания для отказа в регистрации строго ограничены. Порядок предоставления земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и гл. 4 Закона о крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также законодательством субъектов Российской Федерации. Граждане, решившие создать фермерское хозяйство, могут обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, как до регистрации хозяйства, так и после. Зачастую к моменту создания фермерского хозяйства они уже имеют необходимые участки, поскольку многие сельские жители располагают правом собственности на земельные доли и в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» могут в любой момент потребовать выделения в счет таких долей земельных участков (без какой-либо мотивации целей такого выделения).

Статья 3 Федерального закона «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» устанавливает круг лиц, которые могут создать фермерское хозяйство (при создании юридического лица такие лица называются учредителями). Их минимальный возраст в указанной статье не обозначен, но поскольку в ней указано на то, что это должны быть дееспособные граждане, а по гражданскому законодательству дееспособность в полном объеме наступает в возрасте 18 лет (ст. 21 ГК РФ), то минимальный возраст гражданина для участия в создании фермерского хозяйства — 18 лет.

Необходимо отметить, что вступить в члены фермерского хозяйства после его создания можно уже с 16-летнего возраста.

Фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином.

Если же фермерское хозяйство создается группой граждан, главное условие законности их объединения — его семейный характер. Поэтому необходимо, чтобы, независимо от общей численности членов фермерского хозяйства, количество граждан, не состоящих в родстве с главой крестьянского хозяйства, было не более пяти человек. Впрочем, численность членов фермерского хозяйства, с учетом того, что в него должны входить представители не более чем трех семей, вряд ли может быть более 10 — 15 человек. При большой численности более целесообразно создавать товарищество или сельскохозяйственный кооператив, поскольку в них действуют более четко установленные законом механизмы принятия решений, выборов органов управления и ответственности руководителей, распределения прибыли и т.д. Фермерское хозяйство строит свою деятельность на доверии, потому оно должно быть компактным, а его члены — быть близкими родственниками или, по крайней мере, хорошо знать друг друга.

Следует добавить, что согласно Семейному кодексу Российской Федерации (ст. 2) членами семьи считаются только супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

Сведения о членах фермерского хозяйства с приложением копий документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство, включаются в соглашение о создании фермерского хозяйства.

Имущество фермерского хозяйства не принадлежит на праве собственности крестьянского (фермерского) хозяйства, оно находится на праве совместной собственности у его членов, если соглашением между ними не установлено иное (п. 3 ст. 6 Закона). Гражданский кодекс РФ также позволяет изменить режим совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства законом или договором (п. 1 ст. 257 ГК РФ). В каком договоре можно установить долевой режим общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства следует из п. 3 ст. 6 Закона — это «соглашение», а Закон упоминает только одно соглашение — «соглашение о создании фермерского хозяйства», заключаемое в соответствии со ст. 4 Закона. У членов крестьянского (фермерского) хозяйства, как и у членов семьи, законным режимом собственности на имущество является общая совместная собственность, а договором может быть установлена долевая. Это еще раз подчеркивает семейную основу фермерского хозяйства.

Таким образом, действующий Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривает следующие виды фермерских хозяйств:

а) хозяйство, созданное одним гражданином;

б) хозяйство, образованное шестью гражданами, не являющимися родственниками (глава и пять членов хозяйства);

в) хозяйство, членами которого являются граждане, состоящие в родстве, но не более чем из трех семей. Ограничение числа членов таких хозяйств действующим Законом не предусмотрено.

Соглашение о создании фермерского хозяйства представляет собой совершенно новое понятие, введенное Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Установление обязательности заключения такого соглашения вызвано было тем, что, с одной стороны, возникали сложности при судебном разрешении споров между членами фермерских хозяйств по поводу имущественных и других отношений, а с другой стороны, существовавшая до последнего времени государственная регистрация только главы фермерского хозяйства как индивидуального предпринимателя не давала полных сведений о самом хозяйстве и его членах.

Г.В. Чубуков и А.А. Погребной отмечали, что крестьяне не могут самостоятельно определить размер долей в общем имуществе, поэтому нужны законодательно установленные критерии и справедливо подчеркивали необходимость заключения между членами фермерского хозяйства договора о порядке и условиях ведения хозяйства.

Правовую природу соглашения о создании фермерского хозяйства довольно сложно определить, поскольку и само фермерское хозяйство, не являясь юридическим лицом, представляет собой, тем не менее, своего рода организацию, построенную на основе членства, вступления в ее состав и т.д. (исключая, конечно, случаи, когда фермерское хозяйство создается одним лицом — тогда имеет место фактически индивидуальное предпринимательство).

Сам термин «соглашение» встречается в гражданском законодательстве — например, в простом товариществе порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением (ст. 1046 ГК РФ). Форма таких соглашений не определяется, они могут быть и устными. Соглашение же о создании фермерского хозяйства более всего напоминает учредительный договор, заключаемый учредителями юридического лица: в нем так же определяются условия передачи имущества хозяйству, участия в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью хозяйства, выхода учредителей (участников) из его состава (ст. 52 ГК РФ).

По смыслу Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» соглашение заключается учредителями фермерского хозяйства, а лица, вступающие в хозяйство после его создания, соглашение не подписывают. Они, следовательно, должны быть знакомы с его условиями и согласны с ними.

В Законе не указано, должны ли заключать указанное соглашение фермерские хозяйства, созданные до вступления в силу нового Закона. Судя по всему, поскольку прямо о такой обязанности не упоминается, то ее и не существует, однако целесообразно было бы подобным фермерским хозяйствам такое соглашение все же заключить, поскольку это поможет разрешить многие спорные вопросы, которые могут возникнуть в ходе их деятельности.

В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

Этот список не является исчерпывающим, учредители крестьянского хозяйства могут внести в него любые другие условия, не противоречащие законодательству.

К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

О необходимости вносить иные изменения упоминаний в Законе нет, тем не менее не вызывает сомнений, что в интересах самих членов фермерского хозяйства при существенных изменениях обстоятельств и договоренностей, связанных с их правами и обязанностями, распределением доходов и т.п., следует внести изменения в текст соглашения и зарегистрировать их в установленном порядке.

В соглашении могут быть записаны определенные условия, при которых может производиться прием в члены фермерского хозяйства: например, только в случае выбытия кого-то из его членов, или условия, которым должен отвечать кандидат в члены фермерского хозяйства, — например, быть членом семьи или внести определенную сумму в общее имущество хозяйства.

Выход из фермерского хозяйства является свободным и осуществляется по заявлению члена хозяйства. В соглашении может быть записано, что, например, заявление должно быть подано не менее чем за две недели до окончания трудовой деятельности в хозяйстве, а также может быть установлен срок окончательных расчетов с выходящим членом хозяйства (он, однако, не может превышать установленного ст. 9 срока в один год с момента подачи заявления о выходе).

Распределение прибыли, получаемой от деятельности фермерского хозяйства, — очень важный вопрос, который Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» вообще не регулируется, поэтому договоренности между членами хозяйства, достигнутые при его создании, по поводу основных принципов распределения будущих доходов следует фиксировать в соглашении. Видимо, при этом можно ориентироваться на практику деятельности небольших производственных кооперативов сельскохозяйственного профиля и установить, например, что в первую очередь часть полученных средств (можно установить их размер или процент от прибыли) направляется в резервный фонд, затем на осуществление установленных законодательством обязательных платежей в бюджет, затем на покупку средств производства, а остальное распределяется между членами фермерского хозяйства. Причем очень важно установить, по какому принципу производится такое распределение: поровну, или в зависимости от количества трудодней, отработанных на общее хозяйство, или по другим принципам.

Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» установлено (ст. 10), что доходы, полученные членом крестьянского (фермерского) хозяйства, учитываются в его доходах или в доходах его семьи исходя из размеров, установленных заключенным в определенном законодательством Российской Федерации порядке соглашением (договором) между членами крестьянского (фермерского) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов, которые получены в результате деятельности этого хозяйства.

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. №2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом.

Вместе с тем, Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. №302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации» в Гражданский кодекс РФ введена отдельная глава, посвященная крестьянскому (фермерскому) хозяйству и в соответствии со ст. 86.1 ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создавать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

При этом имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности, гражданин может быть членом только одного фермерского хозяйства, созданного в качестве юридического лица. Члены фермерского хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (п.2 ст.23 Кодекса), и, соответственно, к его предпринимательской деятельности применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Поэтому споры с участием главы крестьянского (фермерского) хозяйства подведомственны арбитражным судам.

Регистрация фермерских хозяйств осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. Никаких особенностей этого порядка Федеральный Закон «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» не устанавливает.

Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. №630 «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. №438 и 439» установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ранее Министерство Российской Федерации по налогам и сборам являлось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который, начиная с 1 января 2004 г. осуществлял государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств (Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» в редакции Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2003 г. №577).

В настоящее время, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств является Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая находится в введении Министерства финансов РФ соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008 №724.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом, поскольку государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства, государственная регистрация фермерского хозяйства осуществляется по месту жительства его главы. Документы могут быть представлены непосредственно в регистрирующий орган или могут направляться почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Названным Федеральным законом установлен перечень документов, представляемых для регистрации индивидуальных предпринимателей (в том числе крестьянских хозяйств). Формы таких документов утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 3 декабря 2003 г. №БГ-3-09/664 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств».

Для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства необходимо представить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства;

2) копия основного документа, удостоверяющего личность главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Если представленная копия документа не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица, то необходимо представить также копию свидетельства о рождении или иного документа, подтверждающего дату и место рождения главы фермерского хозяйства.

Если главой фермерского хозяйства является иностранец или лицо без гражданства, то представляется копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего его личность. Кроме того, должна быть представлена копия документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, а также подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством порядке адрес места жительства такого главы фермерского хозяйства.

Если глава крестьянского (фермерского) хозяйства является несовершеннолетним, необходимо нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление им предпринимательской деятельности, или копия свидетельства о заключении брака, или копия решения органа опеки и попечительства, или копия решения суда об объявлении главы фермерского хозяйства полностью дееспособным.

Верность копии документа, представляемой при государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике;

3) документ об уплате государственной пошлины;

4) соглашение о создании крестьянского хозяйства. Необходимо отметить, что в перечне документов, представляемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, которые перечислены в п. 1 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», такое соглашение отсутствует. А в статье 9 этого Закона указано, что регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Формы соглашения о создании фермерского хозяйства среди форм, утвержденных названным выше Приказом Министерства РФ по налогам и сборам, также нет, но оно фигурирует в этом Приказе среди документов, о получении которых регистрирующим органом выдается расписка. Следовательно, предоставления соглашения для регистрации фермерского хозяйства регистрирующие органы по закону требовать не могут. Однако, как отмечалось выше, в интересах самого фермерского хозяйства, для исключения в дальнейшем спорных вопросов, лучше предоставить соглашение о создании фермерского хозяйства для регистрации.

Факт внесения записи в государственный реестр подтверждается документом установленной формы. Регистрирующий орган выдает (или направляет) заявителю указанный документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Известно, что до принятия нового Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» сами хозяйства не проходили государственную регистрацию, регистрировались только главы фермерских хозяйств в качестве индивидуальных предпринимателей. Поэтому главы таких хозяйств должны подать по установленной форме заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 г. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в качестве юридических лиц до вступления в силу части первой Гражданского кодекса РФ, также подают соответствующее заявление о внесении записи о хозяйстве в Единый государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. №630 установлено, какие сведения об индивидуальном предпринимателе (т.е. в нашем случае о главе фермерского хозяйства) могут быть предоставлены по запросу юридического или физического лица, за плату или бесплатно. Так, например, любому физическому лицу при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, предоставляются сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя. В свою очередь, глава фермерского хозяйства как индивидуальный предприниматель может бесплатно получить информацию о физических лицах, получивших сведения о его месте жительства.

Отказ в государственной регистрации допускается только по таким установленным законом основаниям, как непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов или представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, послужившие основанием отказа. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Фермерское хозяйство несет ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности фермерского хозяйства в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

В случае изменения данных о главе фермерского хозяйства необходимо внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Для этого в регистрирующий орган представляются соответствующее заявление о внесении изменений и копия документа, подтверждающая изменение ранее внесенных в реестр сведений. О необходимости регистрации изменений, вносимых в соглашение о создании фермерского хозяйства, в законодательстве упоминаний нет. Это лишний раз говорит о том, что установление последними нормативными актами порядка государственной регистрации фермерских хозяйств, полностью совпадающего с порядком регистрации индивидуальных предпринимателей, не лишено недостатков: при этом не учитывается, что регистрируется не глава фермерского хозяйства, как это было по старому Закону, а хозяйство в целом (даже в случае, если оно состоит из одного главы, ведь в дальнейшем в него могут вступить и другие члены).

Итак, в заключение первой главы следует отметить, что фермерское хозяйство, не имея имущества, не может осуществлять предпринимательскую деятельность на свой страх и риск. Имуществом обладают члены фермерского хозяйства, они же имеют цель получения прибыли, и в их интересах (а не исключительно собственных) осуществляет предпринимательскую деятельность глава фермерского хозяйства, признанный предпринимателем с момента регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

«