+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

По каким налогам предоставляется инвестиционный налоговый кредит


Налоговый кредит, как и инвестиционный налоговый кредит, предоставляются заинтересованному лицу по его заявлению и оформляются договором с уполномоченным органом. Заключение договора в этом случае отличает названные институты от других форм изменения срока уплаты налога. Вместе с тем имеются различия и между названными двумя формами налогового кредита при многих сходных чертах.

Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до года, по одному или

нескольким налогам. Кодекс не уточняет, какому лицу он предоставляется, следовательно, имеются в виду все налогоплательщики, т. е. организации и физические лица. Основаниями его предоставления является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного лицом государственного заказа ; 3) угроза банкротства в случае единовременной выплаты лицом налога.

Договор о налоговом кредите заключается в течение семи дней после принятия по этому вопросу решения ным органом. В договоре должны быть указаны: сумма задол-женности по налогу, начисляемые на нее проценты, срок действия договора, порядок погашения задолженности и процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, а также ответственность сторон. Проценты начисляются только при предоставлении налогового кредита в случае угрозы банкротства, исходя из ставки рефи-нансирования Центрального банка РФ, действующей на период договора о налоговом кредите.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен, в отличие от налогового кредита, согласно НК РФ по ограниченному кругу налогов, а именно: по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам (ст. 66). Такой кредит предоставляется организациям.

Инвестиционный налоговый кредит — это получение организацией возможности в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Он предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В каждом отчетном периоде, а также в течение всего налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащей уплате по общим правилам.

Основаниями предоставления инвестиционного налогового кредита является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) проведение организацией научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства; 2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности; 3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономиче- развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Решение о предоставлении кредита должно быть принято уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Закон устанавливает ограничения по процентам на сумму кредита: они не должны быть ниже одной рой и выше трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать по и местным налогам соответственно иные условия предоставления инвести-ционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов на сумму кредита.

Вопросы и задания для самоконтроля

Определите понятие налога.

Определите понятие сбора. Чем он отличается от налога?

Какую роль выполняют налоги?

Проведите классификацию налогов по разным основаниям.

Что понимается в российском законодательстве под системой налогов и сборов? Какие платежи объединены этим понятием?

На какие уровни подразделяются законодательством налоговые платежи? Что входит в каждый из них, какие общие особенности свойственны платежам соответствующих уровней?

Что понимается под установлением налогов? Чем оно отличается от введения налогов в действие? Какой установления налогов и сборов предусмотрен законодательством, на каких нормах РФ он основан?

Определите понятие и предмет налогового права.

Охарактеризуйте источники налогового права. Укажите нормы Конституции РФ, закрепляющие основы налогового права.

Охарактеризуйте содержание НК РФ.

Что является предметом регулирования регионального законодательства и актов органов местного самоуправления? Приведите конкретные примеры.

Назовите основные элементы налогообложения НК РФ.

Что понимается под налоговыми льготами?

Определите понятие налоговых правоотношений. Кто выступает в качестве их субъектов?

Каковы обязанности налогоплательщиков? В чем состоят их права?

Какими мерами обеспечивается исполнение налогоплательщиками их обязанностей?

В каком порядке взыскиваются невнесенные в срок налоговые платежи (недоимки), пени, суммы санкций за просрочку платежей?

Какими правами обладают налоговые органы при осуществлении своих функций в области налогообложения?

19. Каковы обязанности и ответственность банков в области налогообложения? Какие виды нарушений банком своих обязанностей и меры ответственности за них предусмотрены НК РФ? Ответ дайте на основе конкретных норм НК РФ. Какие установлены меры административной ответственности должностных лиц банков за правонарушения в сфере налогообложения? Ответ дайте со ссылкой на правовые нормы. Каким нормативным актом регулируется налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит?

Определите понятие налогового кредита. В каком порядке предоставляется налоговый кредит, на какой срок, что является основанием его предоставления?

Что понимается под инвестиционным налоговым кредитом? Чем он отличается от налогового кредита и каково сходство между ними?

Каковы основания предоставления инвестиционного налогового кредита? Кому он предоставляется? На какой срок?

Кто (какие органы) вправе принимать решения о предо — ставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита?

Определите понятие налоговых правонарушений, каковы их особенности, круг субъектов? Ответ дайте на основе конк-ретных норм НК РФ.

Какие налоговые санкции применяются к налогоплательщикам, нарушившим налоговое законодательство, каковы их особенности?

Назовите конкретные налоговые правонарушения и применяемые за их совершение налоговые санкции.

Какие установлены меры административной ответственности должностных лиц организаций за правонарушения в сфере налогообложения? Ответ дайте со ссылкой на правовые нормы.

Охарактеризуйте административный порядок защиты прав налогоплательщиков. Составьте жалобу на действия нало-гового органа, предназначенную для рассмотрения админист-ративном порядке.

Охарактеризуйте судебный порядок защиты прав налогоплательщиков. Кто из них вправе обращаться за защитой прав в суд общей юрисдикции и кто — в арбитражный суд?

Охарактеризуйте роль Конституционного Суда РФ в защите прав и законных интересов субъектов налогового права. Приведите конкретные примеры из деятельности Конституционного Суда РФ в этой области.

Какова роль прокуратуры РФ в защите прав субъектов налоговых правоотношений? Охарактеризуйте ее на основе Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит

Читайте также:
  1. Аккредитив в практике внешнеэкономической деятельности в России
  2. Аккредитив не должен предусматривать выставление тратты на приказодателя аккредитива.
  3. Аккредитивная форма расчетов.
  4. АМОРТИЗАЦИЯ КРЕДИТОВ
  5. Анализ кредитоспособности ссудозаемщика
  6. Анализ состава, структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности
  7. Аналіз кредитного портфеля банку.
  8. Аналіз складу і структури кредиторської заборгованості
  9. Банки, їх види, основні функції. Кредитно грошова політика держави.
  10. Банковские операции, прочие операции кредитных организаций
  11. Банковское кредитование
  12. Банковское кредитование ПД

Законом РФ «Об инвестиционном налоговом кредите» от 20 декабря 1991 г.[390] названный финансово-правовой институт был введен в нашей стране впервые. Он применяется в развитых капиталистических странах (в США, например, с 60-х гг.) в качестве налоговой льготы как средство стимулирования инвестиций в новое оборудование, затрат на научные исследования и разработки[391]. По российскому законодательству данный институт отличается особенностями, включает в себя некоторые черты других налоговых категорий (в частности, налоговой отсрочки).

В связи с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ признан утратившим силу Закон РФ «Об инвестиционном налоговом кредите»[392]. Вместе с тем Налоговый кодекс внес уточнения в нормы этого института.

Налоговый кодекс выделяет налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит, рассматривая их как формы изменения срока уплаты налога (ст. 61). Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, являются:

• по федеральным налогам — Министерство финансов РФ;

• по региональным и местным налогам — соответственно финансовые

органы субъектов РФ и муниципального образования;

• по налогам, поступающим в связи с перемещением товаров через

таможенную границу — таможенные органы.

Налоговый кредит, как и инвестиционный налоговый кредит, предоставляются заинтересованному лицу по его заявлению и оформляются договором с уполномоченным органом. Последнее (заключение договора между заинтересованным лицом и уполномоченным органом) отличает их от других форм изменения срока уплаты налога. Имеются различия и между названными двумя формами налогового кредита при многих сходных чертах.

Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до одного года, причем по одному или нескольким налогам. Кодекс не уточняет, какому лицу он предоставляется, следовательно, имеются в виду все налогоплательщики, т.е. организации и физические лица. Основаниями его предоставления являются хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного лицом государственного заказа; 3) угроза банкротства в случае единовременной выплаты лицом налога.

Договор о налоговом кредите заключается в течение семи дней после принятия по этому вопросу решения уполномоченным органом. В договоре должны быть указаны: сумма задолженности по налогу, начисляемые на нее проценты, срок действия договора, порядок погашения задолженности и процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, а также ответственность сторон. Проценты начисляются только при предоставлении налогового кредита в случае угрозы банкротства.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен, в отличие от налогового кредита, согласно Налоговому кодексу РФ по ограниченному кругу налогов, а именно: по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам (ст. 66). Такой кредит предоставляется организациям.

Инвестиционный налоговый кредит — это получение организацией возможности в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи с последующей поэтапной уплатой их и начисленных процентов. Он предоставляется на срок от одного года до пяти лет.

В каждом отчетном периоде, а также в течение всего налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащей уплате.

Основаниями предоставления инвестиционного налогового кредита является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) проведение организацией научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвесторов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности;

3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Такой кредит предоставляется на оснований заявления организации и оформляется договором с уполномоченным органом. Решение о предоставлении кредита должно быть принято уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления.

В течение срока действия договора не допускается реализация (или передача во владение, пользование, распоряжение) другим лицам оборудования, приобретение которого было условием для предоставления инвестиционного налогового кредита. Такие положения должны содержаться в договоре.

Закон устанавливает ограничения по процентам на сумму кредита: они не должны быть ниже одной второй и выше трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать по региональным и местным налогам соответственно иные условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

1. К каким классификационным группам относится налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте? Каким законом он регулируется? Кто является плательщиком этого налога, назовите объект налогообложения и налогообла-гаемую базу. Каковы ставки налога и порядок его уплаты? В какой бюджет (бюджеты) зачисляется данный налог?

2. Когда и каким законом введен налог на игорный бизнес?

3. К каким классификационным группам относится налог на игорный бизнес?

4. Дайте юридическую характеристику налогу на игорный бизнес соответственно основным элементам закона о налоге (плательщики, объекты налогообложения, ставки).

5. Каким законом и в связи с какими обстоятельствами установлен налог на отдельные виды транспортных средств?

Что является объектом налогообложения по данному налогу? Какие транспортные средства не подлежат налогообложению?

Кто является плательщиком налога? Какие ставки и сроки уплаты по данному налогу?

6. Каким законом установлен единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности?

7. К каким классификационным группам относится единый налог? Объясните наименование данного налога.

8. Кто относится к плательщикам единого налога?

9. На какие сферы предпринимательской деятельности распространяется единый налог?

10. Что является объектом налогообложения по единому налогу? Какова его ставка? В какой бюджет (бюджеты) зачисляется он?

11. Определите круг субъектов малого предпринимательства, на которых распространяется упрощенная система налогообложения? Каким законом регулируется эта система?

12. В чем состоит упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства?

13. Что является объектом налогообложения по этой упрощенной системе?

14. Какие ставки определены по единому налогу, уплачиваемому по упрощенной системе? Как они распределены по бюджетам разных уровней?

15. Какой порядок применяется при упрощенной системе налогообложения в отношении индивидуальных предпринимателей?

16. Каким нормативным актом регулируется налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит?

17. Дайте понятие налогового кредита.

18. В каком порядке предоставляется налоговый кредит? На какой срок? Что является основанием его предоставления? Что должен содержать договор о налоговом кредите?

19. Дайте понятие инвестиционного налогового кредита. Чем он отличается от налогового кредита и каково сходство между ними?

20. Каковы основания предоставления инвестиционного налогового кредита? Кому он предоставляется? На какой срок?

21. Кто (какие органы) вправе принимать решения о предоставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита?

Глава 18. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Инвестиционное налоговое кредитование

В соответствии со ст. 68 НК РФ действие инновационного налогового кредитования (ИНК) прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора, по соглашению сторон или по решению суда [1].

Действие данного кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора, а также соответствующих процентов до истечения установленного срока.

Если в течение срока действия договора об ИНК заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления ИНК, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об ИНК обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об ИНК, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора [2].

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 67 НК РФ ИНК может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога.

ИНК, на основании ст. 66 НК РФ, представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Такими основаниями по данным ст. 67 НК РФ являются [3]:

  • проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Данный кредит может быть предоставлен как по налогу на прибыль организации, так и по региональным и местным налогам, на срок от одного до пяти лет. Организация, получившая данный кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

В статье Антипиной О. В. написано, что уменьшение платежей по налогам, по которому предоставлен ИНК, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. При этом необходимо помнить, что конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об ИНК [4].

В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50%-ов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об ИНК. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50%-ов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.

ИНК предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией, который предусматривает порядок уменьшения налоговых платежей; сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен ИНК); срок действия договора; начисляемые на сумму кредита проценты; порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов; документы об имуществе, которое является предметом залога [5].

Отсутствие задолженности по налогам и возбужденных уголовных дел совершенно не приближает вас к «заветному кредиту», ведь единственный фактор, зримо подтверждающий ваши отличия от иных добропорядочных заемщиков — это бизнес-план [6]. От тщательности, глубины и реалистичности составления данного документа зависит не только сама возможность получения кредита, но и будущее вашей компании на весь срок кредитования. Вся будущая финансово-хозяйственная деятельность заемщика в дальнейшем сравнивается и оценивается (в том числе налоговыми органами) на основе параметров, заданных и утвержденных в бизнес-плане.

Поэтому, следует доверить составление бизнес-плана опытным специалистам. Особо следует учитывать, что практически при всех администрациях (региональных и местных) существует список аккредитованных консалтинговых компаний, специально уполномоченных на разработку бизнес-планов. Такие компании учитывают всю «специфику местных требований» к документу и за «определенное вознаграждение», чаще легальное, помогут вам согласовать основные параметры бизнес-плана с профильным комитетом, что практически гарантирует получение инвестиционного кредита.

Сложившаяся практика деятельности аккредитованных консалтинговых компаний совершенно не исключает «рыночную конкуренцию». Однако бизнес-планы, подготовленные не аккредитованными компаниями, естественно, за плату, подлежат обязательной «экспертизе» аккредитованными консультантами. Подобные требования устанавливаются внутренними распоряжениями региональных и местных администраций, заинтересованных в наличии «специально уполномоченных и профессиональных» специалистов в бизнес-планировании.

Наряду с требованиями к процедуре разработки бизнес-плана, следует учитывать и требования к его содержанию.

Нечаев А.С. в своей статье ссылается на содержание, требования и форма бизнес-плана установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 № 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития РФ и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ» [7].

В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ, структура бизнес-плана выглядит следующим образом:

  1. Вводная часть (резюме проекта), описывающая общую характеристику, название, цели и доказательства его выгодности;
  2. Анализ положения дел в отрасли, общую характеристику потребности в выпускаемой продукции и объемы ее производства в регионе (стране, мире — в зависимости от планируемого ареала продвижения продукта). Значимость данного производства для экономического и социального развития региона;
  3. Производственный план с программой производства и реализации продукции;
  4. Маркетинговый план, учитывающий: организацию сбыта и качественные характеристики сбытовой сети; обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции; расчет торгово-сбытовых издержек;
  5. Организационный план состоит из общих сведений о претенденте, его юридическом статусе, размере уставного капитала;
  6. Финансовый план, который является ключевым разделом, где детализируются статьи затрат по проекту и определяется экономическая эффективность проекта.

Наряду с обязательными требованиями, установленными федеральным законодательством, субъекты РФ и муниципальные образования вправе предъявлять дополнительные требования к бизнес-плану, предусматривающему получение инвестиционного налогового кредита [8]. Как правило, такие требования издаются в форме метод рекомендаций (например, постановление Правительства Ленинградской области от 30.03.1998 № 11 «Об утверждении методики расчета срока окупаемости и периода фактической окупаемости инвестиций для реализации льготного режима налогообложения»).

Получение инвестиционного налогового кредита

Порядок и условия представления, а также основания и порядок прекращения действия ИНК регулируется статьями 66, 67, 68 НК РФ, а также иными нормативными документами. Основные «инвестиционные» моменты показаны в табл. 1.

Таблица 1. Порядок и условия предоставления ИНК

Критерий Условия Регулирующая норма
Цель кредита Стимулирование инновационной и исследовательской деятельности в РФ
Получатель Любое ЮЛ п. 1 ст. 66 НК РФ
По каким налогам выдается — по налогу на прибыль;
— по региональным и местным налогам
Срок кредита От1 до5 лет
Основания для выдачи кредита (достаточно хотя бы одного основания) 1) проведение фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности;
3) содействие развитию региона или оказание населению особо важных услуг
Преимущества кредита Возможность уменьшать платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите п. 2 ст. 66 НК РФ
Порядок уменьшения платежей Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная фирмой в результате уменьшений(накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита по договору. п. 2 ст. 66 НК РФ
Ограничения 1. В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать50 процентов от размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите.
2. Накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов от размеров суммы налога, который подлежит уплате фирмой за этот налоговый период
п. 3 ст. 66 НК РФ
Проценты Определяются соглашением сторон, но размер процентов не может быть ниже 1/2 и выше 3/4 ставки рефинансирования Банка России. п. 6 ст. 67 НК РФ
«Наказание» при нарушении условий договора Фирма обязана уплатить пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора (исходя из ставки рефинансирования Банка России, которая действовала за период от заключения до расторжения указанного договора). п. 8 ст. 68 НК РФ

Основания для получения кредита

Вопросам получения и использования ИНК посвящены статьи 66 и 67 НК РФ. Там указано, что получить ИНК может только организация на срок от 1 года до 5 лет. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организаций, а также по региональным и местным налогам. Основания для получения кредита могут быть следующие [10]:

  • проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ (НИОКР) либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Расчет процентов.

Договор на предоставление ИНК должен предусматривать порядок возвращения кредита и процентов за пользование им, причем:

  • устанавливается срок, в течение которого будет возвращаться кредит и проценты по нему;
  • определяется, будут это ежемесячные или ежеквартальные платежи;
  • утверждается график возврата средств (до подписания договора на предоставление ИНК он согласовывается с Министерством финансов РФ, а в случае необходимости может быть уточнен после полного накопления суммы кредита).

Проценты по предоставленному ИНК начисляются до момента полного возврата суммы кредита и погашаются одновременно с возвратом кредита. В соответствии со ст. 67 НК РФ не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ. На основании указания Банка России от 25.12.2009 № 2369-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» 8,75%-ов годовых.

При этом за основу расчета процентов за пользование средствами бюджета при предоставлении отсрочек, рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей можно взять Письмо МНС РФ «О порядке расчета процентов за пользование бюджетными средствами».

Процентная ставка за ИНК устанавливается в зависимости от многочисленных факторов, в основу которых берутся:

  • источники погашения данного кредита;
  • залог;
  • ликвидность имущества или иных средств налогоплательщика;
  • бизнес — план;
  • рентабельность;
  • необходимость производства данного вида продукции; учредители данной организации и их доля собственности.

Ставка процентов на сумму ИНК по краевым налогам устанавливается от одной десятитысячной до трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Основные отличия ИНКот других форм изменения срока уплаты налоговых платежей.

  1. ИНК в отличие от налогового кредита носит целевой характер и предоставляется для поощрения инвестиционной активности получателя кредита. Поэтому получение ИНК связывается с необходимостью осуществления определенных затрат (например, по НИОКР).
  2. В отличие от отсрочки, рассрочки уплаты налога размер процентов по кредиту не зависит от основания предоставления ИНК.
  3. ИНК предоставляется по налогу на прибыль (доход) организации и по региональным и местным налогам. По другим формам изменения срока уплаты налоговых платежей конкретные виды налогов в НК РФ не определены.
  4. Существенным является отличие по субъекту кредита. ИНК предоставляется исключительно организациям.
  5. Наличие особых правил накопления и погашения задолженности по налогу и процентов.
  6. В отличие от договора о налоговом кредите, в договоре об ИНК указываются специальные условия, ограничивающие право заинтересованного лица распоряжаться оборудованием или иным имуществом, приобретение которого явилось условием предоставления ИНК.

Для первоначального понимания сути налогового кредитования необходимо определиться с терминологий. НК РФ выделяет две самостоятельные формы отсрочки или рассрочки налоговых платежей: налоговый кредит и ИНК. Налоговый кредит — это изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности [12].

Итак, по НК РФ налоговый кредит представляет собой разновидность отсрочки или рассрочки (в зависимости от того, какой порядок исполнения налогового обязательства предусмотрен в договоре), несмотря на ряд отличий (срок, на который переносится уплата налога, порядок предоставления кредита — не только решение уполномоченного органа, но и договор о предоставлении кредита, основания его предоставления, размер процентной ставки), что позволяет нам говорить о несколько поспешном использовании понятия налогового кредита в данном случае. В пользу этого свидетельствуют, в частности, исследования категории налогового кредита правоведами и экономистами.

Для удобства восприятия данных проведем сравнение в форме табл. 2.

Таблица 2. Сравнение налогового кредита и ИНК

Критерий Налоговый кредит Инвестиционный кредит
Условия (случаи) предоставления 1) причинение заемщику ущерб в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки заемщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) угрозы банкротства заемщика в случае единовременной выплаты им налога.
1) проведение заемщиком научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства;
2) осуществление заемщиком внедренческой или инновационной деятельности, в т. ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов;
3) выполнение заемщиком особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление им особо важных услуг населению
Срок кредитования от 3 месяцев до 1 года от 1 года до 5 лет
Размер кредита не более суммы ущерба или задержки финансирования от 30% до 100% стоимости работ (имущества)
Процентная ставка по кредиту от 0% до 6,5% годовых от 6,5% до 13% годовых
Виды налогов, по которым производится кредитование федеральные, региональные, местные налоги налог на прибыль(в части, зачисляемой в региональный и местные бюджеты), а также по региональным и местным налогам
Возможность досрочного возврата кредита (зачет) да, без процентов возможен зачет в счет переплаты (например, по экспортному НДС) да, без процентов
Статус кредитора Федеральная, региональная и местная налоговые службы федеральная, региональная и местная налоговые службы, с участием профильных комитетов региональных органов исполнительной власти субъектов РФ и/или муниципальных образований
Статус заемщика налогоплательщик налогоплательщик
Поручительство преимущественно, да преимущественно, нет
Общие требования к заемщикам отсутствие:
— возбужденного уголовного дела по налогам и сборам;
— административного производства по налогам и сборам;
— оснований полагать, что кредит получается с целью уклонения от налогов;
— отсутствие задолженности по региональным и местным налогам;
— наличие оснований на право получения кредита

ИНК отличается от банковского кредита и тем более от отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей — у них разные основания для получения и цели, преследуемые кредитором.

Цель банковского кредита — извлечение прибыли банком. При этом основания для получения кредита могут быть любыми, банку достаточно быть уверенным, что заемщик способен предоставить соответствующее обеспечение и выплатить начисленные %-ты.

Цель предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов -недопущение банкротства налогоплательщика. При этом количество оснований для получения отсрочки (рассрочки) ограничено.

ИНК преследует цель поддержки инновационного развития экономики или выполнения организациями ряда важных социально-экономических задач, не имеющих высокой финансовой рентабельности. При этом изменение срока уплаты налога дает организации при наличии соответствующих оснований уменьшать в течение определенного срока и в определенных пределах платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой сумм уменьшения и начисленных на них процентов.

Другие отличия: число оснований для предоставления ИНК ограничено по сравнению с банковским кредитом, и заемщик не является финансово несостоятельным, как это имеет место в случае с предоставлением отсрочки (рассрочки) (табл. 3). Прокопьева А.В. пишет, что кроме того, государственные органы при предоставлении ИНК не ставят своей целью получение финансовой выгоды, поскольку процентная ставка по данному виду кредита не может превышать ставки рефинансирования Банка России [13].

Таблица 3. Сравнительные характеристики разных способов кредитования

Характеристики ИНК Банковский кредит Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов и сборов
Основания для предоставлений Устанавливаются государством Зависят только от экономической политики банка Устанавливаются государством
Обеспечение Залог, поручительство Залог, поручительство, гарантия В ряде случаев – не обязательно
Обязательность предоставления для кредитора Не обязателен Не обязателен В ряде случаев обязательна
Цель действий кредитора Инновационное развитие экономики Получение прибыли Недопущение банкротства налогоплательщика
Размер процентов Устанавливается государством Зависит от условий заключенного кредитного договора Устанавливается государством(в ряде случаев не начисляются)
Характер предоставляемых средств Средства налогоплательщика Собственные средства банка Средства не предоставляются
Органы, принимающие решение Государственные Руководство банка Государственные

Вопреки распространенному заблуждению, ИНК не является разновидностью бюджетного кредита.

Во-первых, нормы БК РФ не могут быть применены к налоговым правоотношениям в силу положений ст. 1 БК РФ и ст. 2 НК РФ. Бюджетное законодательство регулирует отношения по распределению и использованию денежных средств, в то время как налоговое законодательство — порядок их аккумулирования.

Во-вторых, ИНК не соответствует установленному в ст. 6 БК РФ определению понятия «бюджетный кредит» — формы финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств ЮЛ-ам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. То есть без предоставления заемщику денежных средств непосредственно из бюджета кредит рассматриваемого вида не образуется.

Между тем денежные средства считаются бюджетными (зачисленными в доход соответствующего бюджета) только с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, что следует из ст. 40 БК РФ.

Библиографический список

1. Антипина О. В. Инновационно-инвестиционное развитие территорий в системе муниципального управления. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иркутский государственный технический университет. Иркутск, 2011.

2. Антипина О.В. Инновационно-инвестиционное развитие территорий в системе муниципального управления. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иркутский государственный технический университет. Иркутск, 2011.

4. Антипина О. В. Инновационно-инвестиционное развитие муниципальных образований Иркутской области: проблемы и пути решения. — Экономика и управление. — СПб, 2011. — № 12 (74) — С. 32-36.

5. Дубынин А.Р., Огнев Д.В., Нечаев А.С. Методические аспекты привлечения инвестиций в промышленность России. — Вестник Ангарской государственной технической академии. 2007. Т. 1. № 1. С. 70-74.

8. Нечаев А.С. Факторы роста производительности труда на предприятиях России. — Труд и социальные отношения. 2009. № 9. С. 52-58.

11. Ованесян С. С., Будаева М. С Применении корректирующих коэффициентов для расчета условий кредита и лизинга. — Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2008. Т. 8. № 3. С. 61-67.

15. Прокопьева А. В. Существование инновационного риска в деятельности хозяйствующего субъекта. — Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №3. С. 12.

Инвестиционный налоговый кредит

[Налоговый кодекс РФ] [Глава 9] [Статья 66]

Инвестиционный налоговый кредит – в РФ форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой организации, осуществляющей экономическую деятельность, при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных размерах уменьшить свои платежи по налогу на доход (прибыль) организации с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации на срок от 1 года до 5 лет в части налога на доход (прибыль) организации, зачисляемого в региональные и местные бюджеты.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком налога на доход (прибыль) организации, по каждому из следующих оснований: а) проведение (осуществление) этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами в целях реализации социальной и экономической политики региона. На эти цели инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на сумму, составляющую 30% от стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для вышеуказанных целей; б) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; в) выполнение этой организацией особо важного заказа (заказов) по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации на основании ее заявления и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и организацией. Договор должен содержать указание на сумму кредита, срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты и порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, а также положения, в соответствии с которыми не допускается в течение срока действия договора реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, на основании приобретения которого организация заключила этот договор, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, имеет право уменьшить свои платежи по налогу на доход (прибыль) организации в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение налоговых платежей производится организацией по каждому налоговому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются налоговые платежи организации, не могут превышать 50% соответствующих сумм налогов подлежащих уплате и определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период, определенной без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При заключении договора не допускается устанавливать процент на сумму кредита по ставке, меньшей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.su, www.cfin.ru, studopedia.ru.

«