+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Пбу по налогам и сборам


Нормативное регулирование учета расчетов по налогам и сборам

Постановка и ведение бухгалтерского учета на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности осуществляется в соответствии с нор­мативно-правовыми документами. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней, одни из которых являются обяза­тельными к применению, другие носят рекомендательный характер.

Основным документом первого уровня является Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ. В законе определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, прежде всего в части составления первичной учетной документации, учетных регистров, оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, регламентация бухгалтерской отчетности и определена ответственность за нарушение действующего законодательства по бухгалтерскому учету .

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. №34н, введено в действие с 01.01.99) устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для юридических лиц, кроме банков, включая организации с иностранными инвестициями и организации, основная деятельность которых финансируется за счет бюджета .

К первому уровню документов относят также Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая и Налоговый кодекс РФ, часть вторая.

В части первой Налогового кодекса Российской Федерации рассматриваются принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

В соответствии с счастью первой ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

Второй уровень — Система национальных бухгалтерских стандартов – Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). В ПБУ 1/98 “Учетная политика организации” отражаются основные моменты, которые необходимо раскрыть в учетной политике для достоверности бухгалтерского учета .

В Положении по бухгалтерскому учету 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” раскрываются основные требования, предъявляемые к составлению и предоставлению отчетности.

Большую роль в организации учета расчетов по налогам и сборам играют Положение по бухгалтерскому учету Доходы организации» (ПБУ 9/99) и Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Доходы и расходы по обычным видам деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. В соответствии с ПБУ 10/99 коммерческие расходы могут включаться в себестоимость проданных продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности .

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

ПБУ 18/02 предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Третий уровень – различного рода методические рекомендации, указания в основном Министерства финансов РФ, учитывающие в том числе отраслевую специфику. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности (утвержден Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н и дополнен Приказом Минфина РФ от 07.05.2003 г. № 38н), для учета расчетов по налогам и сборам применяется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», на котором отражаются суммы налогов, причитающихся организацией к уплате в бюджет. Дебетоваться при этом может множество счетов в зависимости от видов уплачиваемых налогов и сборов.

Четвертый уровень – внутренние рабочие документы организации. Формы документов, применяемые для оформления операций по учету реализации работ и услуг, по которым не предусмотрены типовые формы, должны быть утверждены учетной политикой организации в соответствии с ПБУ 1/98 .

Однако при всем многообразии нормативных актов зачастую нарушается их иерархия, не соблюдаются требования по их оформлению и механизму утверждения.

Актуальные вопросы учета реализации работ и услуг

Многие авторы рассматривают различные проблемы, с которыми может столкнуться предприятие при расчете налогов и сборов.

Основным налогом, которым облагаются налогоплательщики – физические лица – это налог на доходы физических лиц. Объектом налогообложения могут быть доходы, полученные как на территории РФ, так и за ее пределами.

И.А. Баймакова в своей статьи пишет, что в соответствии со статьей 212 НК РФ к доходам, учитываемым при формировании налоговой базы по НДФЛ, относится материальная выгода, в том числе полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами. В отношении данного вида материальной выгоды подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ предусмотрен ряд исключений.

Например, рассматриваемой статьей предусмотрено, что не образуются доходы, учитываемые при формировании налоговой базы по НДФЛ, в части материальной выгоды в отношении процентов по кредитным (заемным) средствам, предоставленным на новое строительство либо на приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Внесенными изменениям законодателями предусмотрено, что «исключения» распространяются также на проценты по кредитам, предоставленным для индивидуального строительства, а также земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доля (доли) в них. Данное изменение является важным, так как стоимость земельного участка в «престижных» районах зачастую превышает стоимость строений на нем .

А.А. Куликов пишет о том, что в соответствии со статьей 218 НК РФ с учетом положений статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на уменьшение исчисленной налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, в том числе на сумму стандартных налоговых вычетов. Среди таковых подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ выделяется стандартный налоговый вычет в размере 300 рублей на каждого ребенка, который предоставляется родителям или супругам родителей.

Необходимо отметить, что НК РФ непосредственно не предусматривает перечень документов, обязательных к представлению для подтверждения права на получение указанного налогового вычета. Одновременно НК РФ связывает право на получение стандартного налогового вычета «на детей» только с юридическим фактом материнства (отцовства) либо фактом состояния в зарегистрированном браке с родителем ребенка .

Согласно ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» бухгалтерский учет расчетов с работниками по налогу на доходы физических лиц ведется «методом начисления», поэтому бухгалтерские проводки по НДФЛ формируются на основании сумм исчисленного налога (возможно, не дожидаясь собственно момента удержания налога). Сумма же удержанного налога отражается только в Налоговой карточке сотрудника и не отражается в проводках, выгружаемых в типовые «бухгалтерские» конфигурации .

Одним из важнейших вопросов, связанных с исчислением налога на прибыль, является порядок начисления амортизации по основным средствам. Срок полезного использования для целей начисления амортизации по транспортному средству в налоговом учете не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства .

В состав налоговой декларации по налогу на прибыль организаций обязательно включаются: Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1, Лист 02, Приложения № 1 и № 2 к Листу 02. Прочие листы и разделы включаются в состав декларации и представляются в налоговый орган, только если налогоплательщик имеет доходы, расходы, убытки, или средства, подлежащие отражению в указанных подразделах, листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом, или в его состав входят обособленные подразделения.

При подготовке декларации в «1С: Предприятии 8» необходимо помнить, что при открытии новой декларации для заполнения выдается полный состав разделов и бухгалтеру необходимо самостоятельно определить, какие разделы ему следует заполнять и представить с соответствии с требованиями Порядка заполнения декларации .

О.И.Шапошникова повествует о том, что когда Российская организация осуществляет работы и услуги, местом реализации которых территория Российской Федерации не является, суммы НДС по товарам (работам, услугам), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Поэтому если в течение налогового периода налогоплательщик осуществлял только вышеуказанные операции, раздельный учет сумм НДС, в том числе по общехозяйственным расходам, вести не требуется.

Если в течение налогового периода наряду с вышеуказанными операциями осуществлялись операции, подлежащие обложению НДС, но при этом расходы на операции, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, составили менее 5%, раздельный учет сумм НДС по общехозяйственным расходам на основании п. 4 ст. 170 НК РФ не производится .

С. Виряскин так же пишет , что в процессе своей хозяйственной деятельности любая организация сталкивается с необходимостью уплаты обязательных платежей в виде разнообразных налогов и сборов. Поэтому, наряду с бухгалтерским учётом имущества, финансовых обязательств и хозяйственных операций, предприятия для целей налогообложения обязаны вести ещё и налоговый учёт. Основными налогами, обязанность по уплате которых лежит на подавляющем большинстве отечественных организаций, осуществляющих реализационную деятельность, являются налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость. Кроме того, в некоторых случаях при осуществлении хозяйственных операций с работниками предприятия, у последнего возникает необходимость по учёту НДФЛ и единого социального налога.

Однако, Н.Гридина пишет о том, что организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысит 2 млн. руб. При этом организация не должна заниматься реализацией подакцизных товаров в течение указанных месяцев, а также в течение всего последующего периода, когда действует право на освобождение от обложения НДС. Если сумма выручки за каждые три предшествующих последовательных календарных месяца превысит 2 млн. руб., то она утрачивает право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с 1-го числа месяца, в котором произошло такое превышение (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Начиная с 2004 года проблема применения положений главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» была предметом рассмотрения многих специалистов. Поводом для данных дискуссий явились не совсем четкие положения НК РФ и коррелирующие им нормы бухгалтерского учета, которые в совокупности должны определять объект налогообложения по налогу на имущество.

Куликов в своей статьи говорит, что «Краеугольным камнем» главы 30 НК РФ стал вопрос о правомерности включения в состав объекта налогообложения налогом на имущество активов, которые принимаются налогоплательщиками к учету в качестве доходных вложений в материальные ценности (то есть отражаемые на бухгалтерском счете 03). Пунктом 1 статьи 374 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения «признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах.

Также Минфин напоминает, что транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов.

Шишкоедова Н.Н. в совей статьи повествует, что в 2011 году строительным организациям больше не надо сдавать авансовые расчеты по транспортному и земельному налогам. Отчетность должна представляться всеми компаниями раз в год – по итогам налогового периода.

Федеральным законом № 307-ФЗ установлены новые ставки транспортного налога. Они уменьшены по сравнению с прежними в два раза и начнут действовать с 1 января 2011 года.

Хотя субъекты России, как и раньше, имеют право увеличивать и уменьшать эти ставки, но не более чем в десять раз. Однако теперь ограничение размера уменьшения ставок не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт).

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и ведение бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

С момента государственной регистрации любая организация или индивидуальный предприниматель приобретают статус налогоплательщика. Это означает, что они должны уплачивать в бюджет и во внебюджетные фонды налоги, акцизы, сборы и иные обязательные платежи.

Основными нормативными документами, регламентирующими организацию и ведение бухгалтерского учета расчетов с бюджетом, являются следующие:

  • 1. Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  • 2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  • 3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н.
  • 4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
  • 5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» — ПБУ18/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н.

Согласно Налоговому кодексу, в российской налоговой системе устанавливается три уровня налогов: федеральные, региональные и местные. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, а также водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и государственная пошлина. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Местными налогами являются земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговые сборы.

Федеральным налогам посвящен радел VIII Налогового кодекса РФ, для региональных налогов и сборов предусмотрен раздел IX, информация о местных налогах и сборах расположена в разделе Х. Каждому из налогов в данных разделах отведена отдельная глава, в которой постатейно содержится информация о том, кто обязан уплачивать данные налоги, что является объектом налогообложения, как определить налоговую базу и исчислить сумму налога к уплате. Также указаны сроки уплаты налогов и виды отчетности, заполняемой налогоплательщиком для представления в налоговые органы.

Помимо Налогового кодекса, налог на прибыль регламентируется также Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», разработанным Министерством Финансов РФ России для максимального сближения бухгалтерского и налогового учета. Основная цель этого нормативного документа ? системное формирование в бухгалтерском учете суммы налога на прибыль.

Основными задачами ПБУ 18/02 являются:

  • 1. Приведение российского бухгалтерского законодательства в России к соответствию с международными стандартами учета, согласно которым в отчетности требуется раскрытие как текущих обязательств по налогу на прибыль (суммы налога, подлежащей к уплате за отчетный период), так и отложенных налоговых активов и обязательств, которые приведут к изменению налоговых платежей в будущих периодах.
  • 2. Повышение уровня достоверности бухгалтерской отчетности. Достоверность является главным качественным показателем бухгалтерского учета. Отражение суммы налога на прибыль в отчетности по «кассовому» методу (только суммы к уплате по итогам периода) не дает пользователю отчетности возможности получить информацию о причинах отклонения бухгалтерской и налоговой прибыли, причинах изменений налоговых платежей по периодам, а также сделать вывод о возможных будущих расходах организации на уплату налога. Иначе говоря, порядок, применявшийся без использования данного положения, недостоверно отражал обязательства текущего периода, что могло привести к значительным изменениям финансовых результатов деятельности организации в будущем.

В бухгалтерской периодике высказывается мнение, что причиной введения ПБУ 18/02 является также возможность для организации рассчитывать сумму налога на прибыль, основываясь исключительно на данных бухгалтерского учета. Налоговый кодекс дает такое право налогоплательщикам, а именно, согласно ст. 313 НК РФ организации имеют право не вести отдельно регистры налогового учета, если в регистрах бухгалтерского учета, дополненных необходимыми реквизитами, содержится достаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями налогового законодательства.[16, c.50]

Налог на прибыль по праву признают одним из самых сложных для исчисления, с его огромным количеством нюансов, касающихся определения налоговой базы. Гораздо более простым, но не менее важным федеральным сбором является плата за негативное воздействие на окружающую среду — один из элементов экономико-правового механизма охраны окружающей среды. Такая плата рассматривается в экологическом праве России как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, инициативно принимали меры по обеспечению соблюдения требований экологического законодательства. Действия налогоплательщиков по отношению к окружающей среде регламентированы огромным количеством нормативно-правовых источников, начиная с Конституции РФ (ее статья 42 гласит: каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением) заканчивая письмами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Учитывая, что система законодательства в области охраны окружающей среды включает в себя как федеральные законы, так и подзаконные нормативные правовые акты, перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области негативного воздействия на окружающую среду, следующий: 1) Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; 2) Федеральный закон от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; 3) Федеральный закон от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды и ее предельных размеров установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632.

В отношении таких налогов как земельный, транспортный и налог на имущество, субъектам Российской федерации и представительным органам власти муниципальных образований разрешено устанавливать свои налоговые ставки в пределах допустимых Налоговым кодексом. В законах субъектов РФ о налоге на имущество организаций могут быть установлены льготы по этому налогу для отдельных категорий налогоплательщиков. Соответственно, к регламентирующей ведение и учет расчетов с бюджетов нормативной документации можно отнести Законы субъектов Российской Федерации и решения представительных органов власти муниципальных образований.

Достаточно широк перечень нормативно-правовой документации, относящейся к транспортному налогу. В соответствии со статьей 358 НК РФ объект налогообложения должен быть зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная регистрация наземных транспортных средств осуществляется согласно следующим положениям: 1) Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности движения»; 2) Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»; 3) Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»; 4) Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.[18, c.298]

Не менее строго регламентируется регистрация прав на земельный участок для последующей уплаты земельного налога. В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ и п.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», обязательная государственная регистрация вещных прав является единственным доказательством этого права.

Прочие правовые отношения относительно данного объекта налогообложения регулируются Земельным кодексом, введенным Федеральным законом от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ. [15, c.160]

Обобщив всю информацию о нормативно-правовой документации, регламентирующей ведение учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, можно сказать, что, несмотря на многообразие соответствующих документов различного уровня, большую часть регламентирующих функций выполняет Налоговый кодекс, преподнося пользователям возможность получить исчерпывающую информацию по каждому из видов налогов и сборов в одном источнике.

Как применять на практике ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

Данная статья представляет собой инструкцию для бухгалтеров, которым нужно быстро изучить или освежить в памяти ключевые вопросы, связанные с учетом налога на прибыль, формированием постоянных и временных разниц, а также постоянных и отложенных налоговых обязательств и активов. Материал будет обновляться каждый раз после внесения изменений в законодательство, поэтому обращать внимание на дату размещения статьи не нужно — шпаргалка будет актуальной всегда.

Кто применяет

Компании, которые являются плательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Исключение предусмотрено для некоммерческих организаций, а также для субъектов малого предпринимательства (о том, кто относится к субъектам малого предпринимательства см. в статье «Чем бухучет и отчетность «упрощенщиков» будут отличаться от учета и отчетности «обычных» организаций»). Такие компании вправе выбирать — применять ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н), либо отказаться от него. Каким бы ни был выбор, его необходимо закрепить в учетной политике.

Цель применения

Правила учета доходов и расходов в налоговом учете (НУ) и в бухгалтерском учете (БУ) установлены разными нормативами. Для НУ нормативом является Налоговый кодекс, а для БУ — различные положения по бухгалтерскому учету (в частности, ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Из-за этого налоговый учет далеко не всегда совпадает с бухгалтерским.

Так, некоторые затраты в БУ отражаются в полной сумме, а в НУ — в пределах лимита (например, представительские расходы). Есть затраты, которые отражаются только в бухгалтерском учете, а в налоговом учете отсутствуют (например, премии к празднику). Наконец, момент учета доходов и расходов в БУ может отличаться от момента учета доходов и расходов в НУ (в частности, у тех, кто использует кассовый метод). И это далеко не все случаи, когда показатели налогового и бухгалтерского учета расходятся.

В результате может получиться, что прибыль (то есть разница между доходами и расходами) в декларации по налогу на прибыль одна, а в отчете о финансовых результатах — другая. Тогда следует сделать специальные проводки, и с их помощью «подогнать» прибыль из отчета о финансовых результатах под прибыль из декларации. Иными словами, при помощи специальных проводок нужно показать связь между «налоговой» и «бухгалтерской» прибылью. О том, как создать такие проводки, говорится в ПБУ 18/02.

Разницы между данными НУ и БУ

Каждый раз, когда какой-либо доход или расход в налоговом и бухгалтерском учете отражается по-разному, возникает так называемая разница. Существует два вида разниц: временные и постоянные. Для бухгалтера крайне важно определить, к какому из видов относится та или иная сумма.

Временные разницы

Временные разницы — это доходы и расходы, которые в БУ отражаются в одном отчетном периоде, а в НУ — в другом периоде. Отличительная черта временной разницы в том, что рано или поздно наступит момент, когда расхождение между налоговым и бухгалтерским учетом будет сведено к нулю.

В учетной политике закреплено, что для целей НУ используется линейный метод амортизации, а для целей БУ — способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Из-за этого сумма ежемесячных амортизационных отчислений по данным налогового учета отличатся от суммы отчислений по данным бухучета. Как следствие, каждый месяц возникает разница.

Организация по-разному отражает отпускные в бухгалтерском и налоговом учете.

В БУ компания формирует резерв предстоящих расходов по отпускам. Для этого ежемесячно определенная сумма списывается по дебету «затратного» счета и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

В НУ отпускные списываются в затраты того месяца, на который приходится отпуск.

Таким образом, ежемесячно возникает разница в виде сумм, списанных на расходы в бухгалтерском учете.

После того, как сотрудник использует отпуск, в налоговом учете будут сформированы затраты на полную величину отпускных. При этом итоговая сумма отпускных по данным НУ совпадет с суммой, которая в течение предыдущих месяцев была отнесена в резерв по данным БУ. Значит, расхождение между налоговым и бухучетом будет сведено к нулю.

На основании этого бухгалтер сделал вывод, что разница, возникающая из-за ежемесячного отражения затрат в бухгалтерском учете, является временной.

Добавим, что временные разницы надо учитывать по каждому виду активов и обязательств. Это означает, что необходимо организовать аналитический учет временных разниц в разрезе основных средств, резервов и проч.

Постоянные разницы

Постоянные разницы — это доходы и расходы, которые отражаются только в одном учете: либо в налоговом, либо в бухгалтерском. Отличительная черта постоянной разницы в том, что расхождение между НУ и БУ никогда не будет аннулировано.

Какие проводки создать в случае временной разницы

Прежде всего, необходимо определить, является временная разница вычитаемой или налогооблагаемой. Для этого нужно понять, какая прибыль — «налоговая» или «бухгалтерская» — оказалась больше после возникновения этой временной разницы.

Если «налоговая» прибыль БОЛЬШЕ, чем «бухгалтерская», то временная разница является вычитаемой. В этом случае в учете следует отразить отложенный налоговый актив (ОНА). Его величина равна вычитаемой временной разнице, умноженной на налоговую ставку. При этом бухгалтер должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 — отражен отложенный налоговый актив (ОНА).

Если «налоговая» прибыль МЕНЬШЕ, чем «бухгалтерская», то временная разница является налогооблагаемой. В этом случае в учете следует отразить отложенное налоговое обязательство (ОНО). Его величина равна налогооблагаемой временной разнице, умноженной на налоговую ставку. При этом бухгалтер должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77 — отражено отложенное налоговое обязательство (ОНО).

Какие проводки создать в случае постоянной разницы

Прежде всего, необходимо определить, является постоянная разница положительной или отрицательной. Для этого нужно понять, какая прибыль — «налоговая» или «бухгалтерская» — оказалась больше после возникновения этой постоянной разницы.

Если «налоговая» прибыль БОЛЬШЕ, чем «бухгалтерская», то постоянная разница является положительной. В этом случае в учете следует отразить постоянное налоговое обязательство (ПНО). Его величина равна положительной постоянной разнице, умноженной на налоговую ставку. При этом бухгалтер должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 — отражено постоянное налоговое обязательство (ПНО).

Если «налоговая» прибыль МЕНЬШЕ, чем «бухгалтерская», то постоянная разница является отрицательной. В этом случае в учете следует отразить постоянный налоговый актив (ПНА). Его величина равна отрицательной постоянной разнице, умноженной на налоговую ставку. При этом бухгалтер должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 — отражен постоянный налоговый актив (ПНА).

Как разницы влияют на налог на прибыль

Согласно ПБУ 18/02 прибыль по данным бухгалтерского учета, умноженная на налоговую ставку (она равна 20%), называется условным расходом по налогу на прибыль. Соответственно, убыток по данным бухучета, умноженный на налоговую ставку, называется условным доходом по налогу на прибыль. Условный расход по налогу на прибыль отражают по дебету счета 99 и кредиту счета 68, условный доход по налогу на прибыль — по дебету счета 68 и кредиту счета 99.

Прибыль по данным налогового учета, умноженная на налоговую ставку, называется текущим налогом на прибыль. Никакой отдельной проводки на сумму текущего налога на прибыль делать не надо.

Условный расход (или доход) по налогу на прибыль «подгоняется» к текущему налогу на прибыль при помощи ОНА, ОНО, ПНО и ПНА.

Как погасить отложенные налоговые обязательства и активы

Как говорилось выше, временные разницы возникают в случае, когда расхождение между НУ и БУ рано или поздно будет выведено в ноль. По мере его сокращения или полного аннулирования, следует гасить и отложенные налоговые активы и обязательства. Для этого нужно делать следующие проводки:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 09 — погашен отложенный налоговый актив (ОНА);
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 — погашено отложенное налоговое обязательство (ОНО).

Может случиться так, что часть временной разницы останется непогашенной. Это произойдет, например, если основное средство продано или ликвидировано до окончания срока полезного использования. Тогда расхождение, возникшее из-за разных способов амортизации в налоговом учете и бухучете (или по иной причине), не будет полностью аннулировано.

В такой ситуации остаток ОНО или ОНА нужно списать на счет 91 «Прочие доходы расходы». Проводки буду следующие:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 09 — списан остаток непогашенного ОНА;
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 91 — списан остаток непогашенного ОНО.

Как отразить отложенные налоговые обязательства и активы в бухгалтерской отчетности

В балансе бухгалтер должен показать отложенные налоговые активы и обязательства: ОНА — в составе внеоборотных активов, ОНО — в составе долгосрочных обязательств. Что касается постоянных налоговых активов и обязательств, то они в балансе не отражаются.

В отчете о финансовых результатах нужно показать ПНО и ПНА, а также изменения отложенных налоговых активов и обязательств. Под изменениями понимаются временные разницы, возникшие или погашенные в отчетном периоде, и умноженные на налоговую ставку.

Текущий налог на прибыль отражается в отчете о финансовых результатах, где для данного показателя предусмотрена отдельная строка. В балансе следует показать только переплату, либо недоимку по текущему налогу на прибыль: переплату — в составе дебиторской задолженности, недоимку — в составе краткосрочных обязательств. Условный расход и доход по налогу на прибыль ни в балансе, ни в отчете о финансовых результатах не указывается.

Кроме того, в пояснениях к балансу и к отчету о финансовых результатах нужно раскрыть следующие сведения:
— условный расход (доход) по налогу на прибыль;
— постоянные и временные разницы, возникшие в отчетном периоде;
— постоянные и временные разницы, возникшие в прошлых отчетных периодах;
— суммы ПНО, ПНА, ОНА и ОНО;
— суммы ОНА и ОНО, списанные в связи с выбытием (продажей, ликвидацией или безвозмездной передачей) актива или обязательства.

Учет расчетов по налогам и сборам

Статья 1 2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает следующие виды налогов и сборов Российской Федерации:

  • федеральные налоги и сборы
  • региональные налоги и сборы&nbsp
  • местные налоги и сборы.&nbsp

К федеральным налогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость
  • акцизы
  • налог на доходы физических лиц
  • налог на прибыль организаций
  • налог на добычу полезных ископаемых
  • водный налог
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций,
  • налог на игорный бизнес
  • транспортный налог.

К местным налогам относятся:

  • земельный налог,
  • налог на имущество физических лиц.

Налогоплательщики и плательщики сборов, объекты налогообложения, ставки, сроки перечисления, действующие льготы по каждому виду налогов устанавливаются законодательными актами.

Для ведения бухгалтерского учета расчетов организаций с бюджетом по налогам и сборам предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Это активно-пассивный счет.

Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных по текущим налоговым платежам, просроченным налоговым платежам, штрафным санкциям, отсроченным и рассроченным суммам по уплате налога и сбора.

К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» могут быть открыты субсчета:

  • 68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг»
  • 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг»
  • 68-3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)»
  • 68-4 «Налоги на доходы физических лиц»
  • 68-5 «Прочие налоги, сборы и отчисления»

Начисленные суммы налогов, сборов, пошлин отражают по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин.

При этом различают следующие налоги, сборы, пошлины:

— относимые на счета продажи (90,91) — НДС и акцизы;

— включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг и капитальные вложения (дебетуются счета 08 Счет 08 — Вложения во внеоборотные активы (Активные) , 20, 23 Счет 23 — Вспомогательные производства (Активные) , 25 Счет 25 — Общепроизводственные расходы (Активные) , 26 Счет 26 — Общехозяйственные расходы (Активные) , 29 Счет 29 — Обслуживающие производства и хозяйства (Активные) , 97 Счет 97 — Расходы будущих периодов (Активные) , 44 Счет 44 — Расходы на продажу (Активные) ) — транспортный налог, налог на приобретение транспортных средств, земельная пошлина, таможенная пошлина, арендная плата за землю, налог на воду, отчисления во внебюджетные экономические фонды в виде платы за нормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и др.;

  • уплачиваемые за счет прибыли до ее налогообложения (дебет счета 91 Счет 91 — Прочие доходы и расходы (Активно-пассивные) , кредит счета 68) — налог на имущество, на рекламу и др.;
  • уплачиваемые из прибыли (дебет счета 99 Счет 99 — Прибыли и убытки (Активно-пассивные) , кредит счета 68) — налог на прибыль;
  • уплачиваемые за счет доходов физических и юридических лиц — налог на доходы физических и юридических лиц.

Также по кредиту счета 68 и дебету счетов 91 Счет 91 — Прочие доходы и расходы (Активно-пассивные) и 73 Счет 73 — Расчеты с персоналом по прочим операциям (Активно-пассивные) отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную и (или) неполную уплату налогов и сборов.

В корреспонденции со счетом 51 Счет 51 — Расчетные счета (Активные) по счету 68 отражают суммы, полученные в случае превышения расходов над суммой налогов и сборов.

По отдельным субсчетам счета 68 сальдо может быть как дебетовым, так и кредитовым. В связи с этим счет 68 может иметь развернутое сальдо на конец месяца, т.е. и дебетовое, и кредитовое.

Учет расчетов по НДС.

Для отражения в бухучете хозяйственных операций, связанных с НДС, используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

Счет 19 имеет следующие субсчета:

19-1«НДС при приобретении основных средств»;

19-2«НДС по приобретенным нематериальным активам»;

19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».

По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам организация-заказчик отражает суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 Счет 60 — Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 Счет 76 — Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (Активно-пассивные) «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

По основным средствам, нематериальным активам и материально-производственным запасам после их принятия на учет сумма НДС, учтенная на счете 19, списывается с кредита этого счета в зависимости от направления использования приобретенных объектов в дебет счетов:

68 «Расчеты по налогам и сборам» (при производственном использовании);

учета источников покрытия затрат на непроизводственные нужды (29,91,86) при использовании на непроизводственные нужды;

91 «Прочие доходы и расходы» — при продаже этого имущества.

Суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, иному имуществу, а также по товарам и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога, списывают в дебет счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 Счет 23 — Вспомогательные производства (Активные) «Вспомогательные производства» и др.), а по основным средствам и нематериальным активам — учитывают вместе с затратами по их приобретению.

При учете НДС по операциям, связанным с продажей товаров, продукции, работ и услуг, а также прочего имущества делаются следующие записи:

Дебет 90 Счет 90 — Продажи (Активно-пассивные) Кредит 68 — на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг;

Дебет 91 Счет 91 — Прочие доходы и расходы (Активно-пассивные) Кредит 68 — на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи основных средств, нематериальных и прочих активов, а также от их безвозмездной передачи.

При определении для целей налогообложения выручки от продаж товаров, продукции, работ и услуг, а также иного имущества по оплате обязательства по НДС перед бюджетом учитываются в следующем порядке:

а) Дебет 90 Счет 90 — Продажи (Активно-пассивные) , 91 Счет 91 — Прочие доходы и расходы (Активно-пассивные) Кредит 76 Счет 76 — Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (Активно-пассивные) — отражена задолженность по НДС от стоимости проданной продукции, товаров и передаваемого имущества в неоплаченной их части;

б) Дебет 76 Счет 76 — Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (Активно-пассивные) Кредит 68 — отражена задолженность бюджету по НДС по поступлении денежных средств в оплату отгруженных объектов сделки.

По прочим операциям:

Дебет 68 Кредит 19 — уменьшена сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, на суммы, уплаченные ранее по материальным ценностям, работам и услугам;

Дебет 68 Кредит 19 — уменьшен налог, подлежащий перечислению, на суммы НДС, уплаченные на таможне по материальным ценностям, полученным по импорту;

Дебет 68 Кредит 19 — уменьшен налог, подлежащий перечислению, на суммы НДС по материальным ценностям, в оплату которых передан вексель по индоссаменту;

Дебет 68 Кредит 62 Счет 62 — Расчеты с покупателями и заказчиками (Активно-пассивные) — восстановлена сумма аванса по продаже продукции, работ и услуг в счет полученного аванса;

Дебет 91 Счет 91 — Прочие доходы и расходы (Активно-пассивные) Кредит 19 — списан НДС, уплаченный по лимитированным расходам (подготовка кадров, командировочные расходы, реклама), отнесенным на себестоимость продукции (работ, услуг), сверх установленного лимита.

По перечню, установленному законодательством с производимых и продаваемых отдельных видов товаров уплачиваются акцизы. Порядок их исчисления и уплаты регламентируется налоговым законодательством.

При этом делаются следующие бухгалтерские проводки:

1) Дебет 90 Счет 90 — Продажи (Активно-пассивные) Кредит 68 — на сумму акцизов по товарам, проданным на сторону или

Дебет 90 Счет 90 — Продажи (Активно-пассивные) Кредит 76 Счет 76 — Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (Активно-пассивные) — на сумму акцизов по товарам, проданным на сторону, в части неоплаченной выручки при ее определении для целей налогообложения по оплате;

2) Дебет 20 Кредит 68 — на сумму акцизов по товарам, использованным в собственном производстве;

Дебет 68 Кредит 97 Счет 97 — Расходы будущих периодов (Активные) — списан аванс по продаже подакцизных товаров;

4) Дебет 19 Кредит 60 Счет 60 — Расчеты с поставщиками и подрядчиками (Активно-пассивные) — отражены акцизы, уплаченные по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров;

5) Дебет 68 Кредит 19 — зачет акцизов по мере списания на производство подакцизных товаров.

При исчислении и уплате таможенной пошлины в бухгалтерском учете делаются следующие записи.

А. По экспорту товаров

Дебет 44 и др. Кредит 68 — отражена задолженность бюджету по таможенной пошлине на дату представления грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению;

Дебет 68 Кредит 51, 52 Счет 52 — Валютные счета (Активные) — погашена задолженность.

Б. По импорту товаров

Дебет 07, 10 Счет 10 — Материалы (Активные) , 41 Счет 41 — Товары (Активные) Кредит 68 — отражена задолженность бюджету по таможенной пошлине на дату представления грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению;

Дебет 68 Кредит 51, 52 Счет 52 — Валютные счета (Активные) — погашена задолженность.

Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является стоимость проданного сырья и продукции, полученных из полезных ископаемых. При это делаются записи:

Дебет 68 Кредит 51, 52 Счет 52 — Валютные счета (Активные) — перечислена задолженность в бюджет.

При учете налога на прибыль делаются следующие бухгалтерские записи:

1) Дебет 99 Кредит 68 — на сумму налога, причитающегося по расчету к уплате в бюджет;

Дебет 91 Кредит 68 — на сумму налога с безвозмездно полученного имущества и денежных средств;

Дебет 68 Кредит 51, 52 Счет 52 — Валютные счета (Активные) — перечислены денежные средства в погашение задолженности;

2) Дебет 84 Кредит 75 — отражены суммы дивидендов, начисленных юридическим и физическим лицам, не являющимся работниками организации;

Дебет 75 Кредит 68 — отражена задолженность бюджету по налогу на прибыль по ставке 15 Счет 15 — Заготовление и приобретение материальных ценностей (Активные) %, за исключением суммы дивидендов по акциям, принадлежащим государству;

Дебет 75 Кредит 70 — отражена начисленная сумма дивидендов физическим лицам — работникам организации;

Дебет 70 Кредит 68 — отражена задолженность бюджету по налогу на доходы физических лиц;

3) Дебет 75 Кредит 51 — перечислены дивиденды акционерам — юридическим и физическим лицам — неработникам организации.

При начислении налога на доходы физических лиц по месту выдачи заработной платы работникам (одновременно с начислением оплаты труда) в организации делается запись в учете по дебету счета 70 Счет 70 — Расчеты с персоналом по оплате труда (Активно-пассивные) «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». По перечислении налога в учете счет 68 дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

По налогу на операции с ценными бумагами делаются следующие бухгалтерские записи:

1) Дебет 04 Кредит 68 — начислен налог в инвестиционных фондах и страховых компаниях при первоначальной эмиссии ценных бумаг;

2) Дебет 26 Кредит 68 — начислен налог в инвестиционных фондах и страховых компаниях при увеличении размеров уставного капитала;

3) Дебет 91 Кредит 68 — начислен налог в организациях других организационно — правовых форм;

4) Дебет 68 Кредит 51 — перечислен налог в бюджет.

При бухгалтерском учете платежей за пользование природными ресурсами и за выбросы и сбросы загрязняющих веществ делаются следующие записи:

1) Дебет 08 Кредит 68 — начислен налог по работам капитального характера;

2) Дебет 20, 23 Счет 23 — Вспомогательные производства (Активные) и др. Кредит 68 — начислен налог в пределах лимитов по обычным видам и предметам деятельности организации;

3) Дебет 91 Кредит 68 — начислен налог сверх лимитов;

4) Дебет 68 Кредит 51 — перечислены платежи в бюджет.

Налог на пользователей автодорог требует следующих бухгалтерских записей:

Дебет 20, 23 Счет 23 — Вспомогательные производства (Активные) , 44 Счет 44 — Расходы на продажу (Активные) и др. Кредит 68 — начислена задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог;

Дебет 68 Кредит 51 — перечислен налог в бюджет.

При учете налога на имущество делаются следующие бухгалтерские записи:

а) Дебет 91 Кредит 68 — начислен налог по расчету на отчетную дату;

б) Дебет 68 Кредит 51 — перечислен налог в бюджет.

При учете земельного налога делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет 68 Кредит 51 — перечислен налог в бюджет.

При учете налога на рекламу делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет 91 Кредит 68 — начислен налог;

Дебет 68 Кредит 51 — перечислен налог в бюджет.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, www.buhonline.ru, www.buhscheta.ru.

«