8 (800) 700-89-82  Бесплатная консультация с юристом

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Налоговая тайна ст 102 нк рф


Понятие налоговой тайны является относительно молодым в отечественной юриспруденции. Впервые в русском юридическом лексиконе этот термин появился 1 января 1999 года, когда был принят новый Налоговый кодекс.

Понятие

Согласно ст. 102 НК РФ, любая информация о лице, являющемся налогоплательщиком, которая поступает в различные занимающиеся взиманием налогов ведомства, а также в правоохранительные органы, является тайной. Все информационные сведения о налогоплательщике защищены режимом особой секретности. По закону, доступ к ним не может определяться юридическим статусом лица.

Не относятся к налоговой тайне те сведения, которые налогоплательщик разгласил сам или дал на это свое согласие. Также в свободном доступе находятся идентификационный номер (ИНН) и информация о нарушениях статей, устанавливающих порядок и сумму налоговых выплат. В случае наличия договоренностей о сотрудничестве между налоговыми службами разных стран, из категории тайны изымаются оговоренные в международных соглашениях сведения. Налоговой тайной также не является информация о доходах и их источников лиц, баллотирующихся на какой-либо государственный пост. Это же правило распространяется и на родственников таких лиц.

Содержание

Налоговые службы любой страны имеют практически неограниченный доступ к информации о материальном состоянии любого гражданина. Поскольку разглашение такой информации вполне способно причинить серьезный вред как физическому, так и юридическому лицу, потребовалось введение особых статей в налоговое законодательство.

Говоря конкретно, к сведениям, составляющим налоговую тайну, относятся:

  • любая информация, находящаяся в документах налогоплательщика;
  • данные по доходам и расходам;
  • информация об имущественном и материальном состоянии;
  • информация об уплаченных налогах и сборах;
  • личные данные налогоплательщика.

Этим список засекреченных сведений не исчерпывается. Каждый человек имеет право на хранение личных или семейных тайн, которые тоже охраняются от разглашения.

В юридической литературе часто можно встретить классификацию различных тайн на «свои» и «чужие». Первые относятся к конкретному лицу, а вторые возникают в случае, если некто сообщил свои личные данные доверенному лицу (врачу или адвокату) в силу профессиональной необходимости. Ст. 102 НК РФ заявляет, что под защитой закона находятся лишь «свои» тайны. Для сохранности в секрете информации, полученной от другого лица, требуется апелляция к другим законодательным кодексам, где такие случаи рассматриваются.

Банковская тайна

Налоговый кодекс РФ предоставляет соответствующим органам право запрашивать в банках информацию по выполнению налогоплательщиком платежных обязательств, то есть уплате причитающихся сумм налогов и пени, если таковая имеется. Однако по закону банки обязаны хранить в секрете все сведения о производимых их клиентами финансовых операциях, если те не противоречат законодательству.

Ситуация двусмысленная, поэтому практически любая ситуация, связанная с запрашиванием сведений у банка, приводит в итоге к судебному разбирательству. Главным инструментом налогового органа становится ст. 86 НК РФ, в которой прописаны обязанности банков по учету налогоплательщиков. В частности, кредитная организация обязана в пятидневный срок сообщать в налоговую службу сведения о закрытии или открытии счетов как физическими лицами, так и различными организациями. Банки обязаны также по требованию информировать соответствующие органы налоговой системы об операциях, производимых предпринимателями.

Как следует из понятия налоговой тайны, содержание сведений, полученных налоговым органом в банке, где открыт счет налогоплательщика, тоже хранится в режиме секретности.

Получение информации о налогоплательщике

Налоговый кодекс определяет правила и способы получения налоговым органом сведений о налогоплательщике. Главным требованием здесь является необходимость получать данную информацию непосредственно при исполнении представителя того или иного органа своих полномочий. Если некая информация становится доступна представителю налоговой службы случайно, то она не относится к категории налоговой тайны. Налоговый кодекс заявляет, что в этом случае нет даже оснований говорить о какой-то секретности: по определению невозможно считать то, что становится известным третьим лицам в случайном порядке.

Получение информации о налогоплательщике регулируется тремя статьями. С. 31 НК РФ дает исполняющему свои полномочия представителю налогового органа запросить необходимые ему данные, а ст. 23 делает налогоплательщика обязанным такие данные предоставить. В случае невыполнения этой статьи, налогоплательщику грозят штрафные санкции, оговоренные в ст. 129.

Нужную информацию налоговые органы получают с помощью различных приемов. Наиболее распространены налоговые проверки источников доходов. Суть такой проверки зависит от характера собственности. Это может быть изучение показаний контрольно-измерительных приборов, осмотр хозяйственных помещений или получение разъяснений от налогоплательщика. Все данные, полученные в ходе этих мероприятий, являются информацией, защищаемой в режиме налоговой тайны.

Получение доступа

Секретную информацию о налогоплательщике хранят в первую очередь органы налоговой системы, следственный комитет и другие органы по охране правопорядка, таможня и посторонние эксперты, привлекаемые в случае необходимости.

Однако законодательство в некоторых случаях вынуждает налоговые органы раскрыть налоговую тайну. Это происходит либо по запросу представителей государственных и следственных органов, имеющих соответствующие полномочия, либо по требованию суда. Кроме того, получить доступ к некоторым сведениям, составляющим налоговою тайну, могут контрагенты, проверяющие благонадежность возможного партнера по бизнесу.

Последний пункт особенно интересен. В 2007 году ИФНС отказалась предоставить контрагентам запрашиваемые ими данные, мотивируя свое решение сохранением этой информации в режиме секретности. Позиция ИФНС была оспорена в суде и признана неправомерной. Решение суда объяснялось тем, что была затребована информация о нарушениях налогового законодательства. Для благонадежности партнера по бизнесу такие сведения просто необходимы. В связи с этим любой человек имеет право получить справку о благонадежности налогоплательщика.

Порядок получения доступа

Раскрытие налоговой тайны по требованию имеющего на это право органа или уполномоченного им представителя производится при соблюдении нескольких условий. Во-первых, необходимый запрос должен быть подан на бланке той организации, которая его делает. Такое заявление должно быть зарегистрировано как официальный документ. Текст запроса заверяется печатью и подписью руководителя организации, обратившейся за секретными сведениями. Запрос не будет считаться действительным, если в его тексте не будет произведена ссылка на нормативный акт, делающий возможным испрашивание секретной информации.

Очень важно для получения доступа к налоговой тайне подробно обосновать цели, преследуемые организацией, запрашивающей сведения о налогоплательщике. Возможность получения необходимой информации значительно увеличится, если привести реквизиты официальных документов (судебных постановлений, приговоров по уголовным делам), на основании которых осуществляется требование предоставления доступа.

Санкции за разглашение налоговой тайны

Прежде чем говорить о мерах по наказанию за нарушение режима секретности, следует определиться, в каких случаях речь может идти именно о разглашении секретной информацией. Закон определяет случаи, при которых налицо пренебрежение законными требованиями по соблюдению налоговой тайны: это либо разглашение тайных сведений сотрудником налогового органа, либо потеря документов, в которых содержится соответствующая информация.

Однако юридическая ответственность не распространяется на таких нарушителей по умолчанию. Требуется одновременная реализация трех дополнительных факторов:

  1. Разглашение налоговой тайны нанесло налогоплательщику значительный ущерб.
  2. Вина должностного лица, допустившего утечку информации, установлена и доказана.
  3. Доказано также, что именно разглашение секретных сведений стало причиной понесенного налогоплательщиком ущерба.

Налоговая публичность

В западноевропейской юридической практике предусмотрена возможность открытого декларирования сведений о размерах и источниках доходов и других налоговых сведений. Возможность налоговой публичности базируется на гарантированном Конституцией праве каждого гражданина знакомиться с документами, выпущенными органами государственной власти, если те касаются соблюдения его прав и свобод. Уплата налогов по определению является публично-правовой обязанностью, и если некто, в особенности государственный или общественный деятель, уклоняется от ее исполнения, то это наносит ущерб всем гражданам. В западноевропейских законодательных кодексах приводится перечень сведений из налоговой декларации — налоговая тайна при этом продолжает существовать как одно из основных прав человека — который может быть опубликован. Реализация права каждого налогоплательщика на принятие мер, направленных на контроль исполнения каждым налоговой повинности, осуществляется ежегодной публикацией соответствующих сведений.

Изменения в НК РФ

В 2016 году были пересмотрены основания, на которых та или иная информация подлежит хранению в режиме секретности. К перечню данных, не входящих в категорию налоговой тайны, были добавлены три пункта:

  • информация о среднем количестве зарегистрированных сотрудников компании, подаваемая за один календарный год, который предшествует году размещения таких сведений на веб-странице организации;
  • сведения об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений на веб-странице организации или любом другом сайте, суммах налогов и сборов без учета сумм сборов, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
  • данные о доходах и расходах по документам, отражающим годовую финансовую отчетность организации за календарный год, предшествующий году публикации таких материалов в интернете.

Кроме того, изменения в законе теперь предписывают необходимость публикации сведений о недоимках и задолженностях налогоплательщика по каждому пункту, а также о возможностях применения к нему соответствующих мер, на официальном сайте федерального органа исполнительной власти. Однако размещение такой информации строго контролируется федеральным законодательством. Государство гарантирует, что информация, извлеченная из бухгалтерской отчетности, не будет раскрыта, а также оговаривает количество и характер запросов, согласно которым информация будет раскрываться. Введение такой поправки обусловлено загруженностью налоговой службы: количество запросов контрагентов на раскрытие сведений, подтверждающих добросовестность их партнера, уже давно превысило все возможные пределы. Реакцией налоговиков стало заявление, что они больше не будут предоставлять такую информацию, поскольку по закону им лишь предоставляется право на ее раскрытие, но это не является их обязанностью.

Значение института налоговой тайны

С правовой точки зрения этот институт обеспечивает защиту законных прав и интересов налогоплательщика по охране информации о размерах доходов и других личных сведений безотносительно того, является ли он физическим или юридическим лицом. Помимо гарантии сохранения определенных сведений в секрете, налогоплательщик защищен также институтом банковской тайны: как указывалось выше, кредитные организации крайне неохотно идут на раскрытие любой информации о своих клиентах, даже несмотря на требования, прописанные в Налоговом кодексе.

Налоговая тайна является одним из фундаментальных прав любого человека. Именно по этим соображениям законодательством предусмотрены различные меры по ее сохранению, вне зависимости от того, на каком носителе хранится информация. Впрочем, нельзя слишком полагаться на секретность и забывать о тех случаях, когда тайна может быть раскрыта, в особенности при требовании контрагентов, проверяющих благонадежность. Особенно важным это соображение становится в свете последних поправок к налоговому законодательству РФ в отношении некоторых видов информации, более не составляющих налоговую тайну.

UrDela.ru

Статья 102 (НК РФ). Налоговая тайна

ч. 1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

ч. 2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

ч. 3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

ч. 4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Статья 102. Налоговая тайна

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией;

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

8) предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам;

9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;

10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;

11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;

12) о постановке на учет в налоговых органах иностранных организаций в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса;

13) о постановке на учет в налоговых органах физических лиц в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 настоящего Кодекса.

1.1. Сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору, страховому взносу), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9 — 11 пункта 1 настоящей статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика, плательщика страховых взносов и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

2.1. Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

5. Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), а также на работников указанных организаций.

6. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.

7. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.

8. Сведения, содержащиеся в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, признаются налоговой тайной с учетом следующих особенностей:

1) такие сведения признаются налоговой тайной без исключений, установленных подпунктами 1 — 3 и 5 — 8 пункта 1 настоящей статьи;

2) разглашение таких сведений и утрата представленных специальных деклараций и (или) прилагаемых к ним документов и (или) сведений являются основанием для привлечения к уголовной ответственности за незаконное разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

3) должностное лицо налогового органа, которому такие сведения стали известны, не может быть привлечено к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта;

4) такие сведения могут быть истребованы у налогового органа только по запросу самого декларанта, признаваемого таковым в соответствии с указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом;

5) в случае необходимости подтверждения факта представления в налоговый орган специальной декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, и достоверности содержащихся в них сведений должностное лицо органа государственной власти или банка, которому в качестве основания для предоставления гарантий, предусмотренных указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом, была представлена копия специальной декларации с отметкой налогового органа о ее принятии, вправе направить ее в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для сверки с оригиналом специальной декларации, находящейся на централизованном хранении. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в пятидневный срок после получения такой копии специальной декларации направляет ответное уведомление о том, соответствует либо не соответствует полученная копия специальной декларации оригиналу.

Комментарий к Ст. 102 НК РФ

В п. 1 комментируемой статьи дается определение налоговой тайны и указываются следующие ее признаки:

а) налоговая тайна представляет собой сведения, полученные органом внутренних дел, следственным органом, налоговым, таможенным органами и ОВФ (как по месту учета налогоплательщика, так и другими налоговыми органами, например вышестоящими), о налогоплательщике (ст. 19 НК РФ). Следует обратить внимание, что данные о налоговом агенте (ст. 24 НК РФ), иных лицах (ст. ст. 24 — 26, 51 НК РФ) не включены в число сведений, являющихся налоговой тайной;

б) к налоговой тайне относятся сведения как предоставленные полиции, налоговому, таможенному органу и ОВФ налогоплательщиком, так и собранные (полученные) ими самими, например в ходе проведения камеральной или выездной налоговых проверок. К числу таких сведений относится также информация, полученная от органов:

— регистрирующих организации и индивидуальных предпринимателей (ст. 85 НК РФ);

— выдающих лицензии, свидетельства и тому подобные документы лицам, приравненным (для целей налогообложения) к индивидуальным предпринимателям;

— регистрирующих физических лиц по месту жительства, органов ЗАГС (п. 3 ст. 85 НК РФ);

— осуществляющих учет и (или) регистрацию недвижимого имущества (п. 4 ст. 85 НК РФ);

— опеки и попечительства, учреждений социальной защиты, образовательных, медицинских учреждений, иных учреждений, указанных в ст. 85 НК РФ;

в) налоговую тайну составляют и любые иные сведения, за исключением:

1) разглашенных (например, путем публикации в печатных средствах массовой информации, в ходе телевизионных выступлений, во время чтения лекций, в процессе ведения переговоров с партнерами и т.д.) самим налогоплательщиком или с его согласия — устного или письменного;

2) ИНН (п. 7 ст. 84 НК РФ);

3) информации о нарушениях законодательства о налогах и мерах ответственности за эти нарушения (ст. ст. 106 — 129, 132 — 136 НК РФ);

4) предоставляемых налоговым (таможенным), правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами;

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.

Отметим, что с 1 января 2015 г. согласно новому пп. 8 п. 1 ст. 102 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации») налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением, в частности, сведений, предоставляемых органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам;

г) что касается предоставления информации правоохранительным органам самой РФ, другим госорганам РФ, организациям, учреждениям и гражданам, то оно осуществляется в соответствии с Приказом МНС России от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов».

В указанном Порядке, в частности, установлено, что:

— этот документ определяет порядок доступа к конфиденциальной информации всех госорганов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей. Налоговые органы обеспечивают их доступ к данной информации в случаях, предусмотренных законодательством РФ (например, АПК, ГПК, Кодексом РФ об административных правонарушениях, УПК);

— запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в налоговый орган в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

При направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Стандарты, форматы и процедуры информационного взаимодействия с пользователями по телекоммуникационным каналам связи определяет ФНС России.

Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.

Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-разыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводятся оперативно-разыскное мероприятие или проверка информации);

— выемка предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну (отнесенную к конфиденциальной информации), производится в порядке, предусмотренном УПК РФ;

— конфиденциальная информация (упомянутая выше) предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

Форма предоставления конфиденциальной информации согласуется пользователями с руководителями налоговых органов с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя.

Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям указанного выше Порядка, исполнению не подлежат. Данный акт действует и в настоящее время.

Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или соглашением об информационном обмене между пользователем и ФНС России, заключенным в соответствии с федеральным законом. Лица, нарушившие порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, несут уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) по существу налоговая тайна представляет собой часть более общего понятия — сведения конфиденциального характера. Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188, включает:

1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях;

2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);

4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца до официальной публикации и информации о них;

е) следует отличать налоговую тайну от коммерческой тайны. Информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Правила п. 2 комментируемой статьи:

а) запрещают разглашение налоговой тайны, под которой, в частности, понимается:

— использование (например, в ходе осуществления предпринимательской деятельности) производственной (т.е. информации, которая может быть применена исключительно при производстве и реализации товаров, оказании услуг, выполнении работ) или коммерческой тайны налогоплательщика;

— передача упомянутых сведений другому лицу;

б) не позволяют осуществить упомянутые использование и (или) передачу постольку, поскольку производственная или коммерческая тайна налогоплательщика стала известны лицам, указанным в п. 2 ст. 102 НК РФ, в процессе исполнения ими своих обязанностей (например, обязанностей должностного лица, в ходе налоговой проверки, функций эксперта). Однако если упомянутая информация стала им известна иным путем (например, из сообщений СМИ), то ограничения, предусмотренные в п. 2 ст. 102 НК РФ, не действуют;

в) обязывают соблюдать налоговую тайну:

— органы внутренних дел;

— налоговые, таможенные органы и ОВФ;

— должностных лиц этих органов (ст. ст. 33 — 35 НК РФ);

— экспертов и специалистов (ст. ст. 95, 96 НК РФ), привлеченных к осуществлению налогового контроля налоговым органом либо приглашенные самим налогоплательщиком. С другой стороны, правила п. 2 ст. 102 НК РФ не следует распространять на свидетелей, понятых, переводчиков (ст. ст. 80, 97, 98 НК РФ), если нормами федеральных законов не предусмотрено иное (например, такими как: Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности, Федеральный закон о полиции, УПК, АПК, ГПК, Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» и др.).

Правила п. 3 комментируемой статьи императивно устанавливают специальный режим хранения и доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, поступившим в полицию, налоговые, таможенные органы и ОВФ от самих налогоплательщиков, налоговых агентов, органов и организаций, упомянутых в ст. 85 НК РФ, органов суда, прокуратуры, МВД, ФСБ, иных правоохранительных органов, других налоговых органов (например, при проведении встречной налоговой проверки).

Упомянутый выше режим доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, предполагает, в частности, что не всякий сотрудник и даже не любое должностное лицо налогового органа могут иметь доступ к таким сведениям, а только должностные лица, включенные в специальный Перечень.

Перечни таких должностных лиц определяются (применительно к должностным лицам того или иного госоргана) соответственно ФНС, МВД России, ПФР, ФСС, ФФОМС, ФТС России. Налоговые органы субъектов РФ (равно как и аналогичные подразделения ОВФ, а также нижестоящие таможенные органы) не вправе утверждать свои перечни, расширять или сужать круг должностных лиц, упомянутых в Перечнях, утвержденных указанными выше федеральными органами (если иное прямо не предусмотрено в тексте самих Перечней). Сказанное выше всецело относится и к органам внутренних дел, и к их должностным лицам. При этом следует учесть, что Приказом МВД России от 11 января 2012 г. N 17 утвержден Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Анализ правил п. 4 комментируемой статьи позволяет сделать ряд важных выводов:

а) утрата документов — это такая ситуация, при которой должностное лицо налогового органа, которое имело доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, либо должно было обеспечить их сохранность, потеряло их и невозможно установить местонахождение указанных документов. Хотя в п. 4 ст. 102 НК РФ речь идет об утрате документов, следует учесть, что его правила распространяются и на утрату дисков, дискет, видеокассет, аудиокассет и т.п.;

б) разглашение таких сведений — это распространение информации, среди как неопределенного, так и ограниченного круга лиц и даже до одного лица, которое не имело права доступа к ним;

в) ответственность, предусмотренная федеральными законами, — это, в частности:

1) ответственность, предусмотренная рядом норм Уголовного кодекса РФ (при наличии всех элементов состава преступления), за:

неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ);

разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ);

утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ);

похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (ст. 325 УК РФ);

2) гражданско-правовая ответственность:

за причинение убытков вследствие разглашения сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну (ст. 139 Гражданского кодекса РФ);

за причинение ущерба вследствие неправомерного использования и разглашения сведений об объектах интеллектуальной собственности (ст. 138 Гражданского кодекса РФ) и др.;

3) ответственность по нормам трудового законодательства, например материальная ответственность (ст. ст. 238 — 248 Трудового кодекса РФ), дисциплинарная ответственность (ст. ст. 192 — 195 Трудового кодекса РФ);

4) ответственность по нормам Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», КоАП РФ и др. (ст. 103 НК РФ).

Статья 102. Налоговая тайна

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений :
1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика. Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) подпункт исключен с 17 августа 1999 года — Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ;

Подпункты 4 и 5 предыдущей редакции с 17 августа 1999 года считаются соответственно подпунктами 3 и 4 настоящей редакции — Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ.

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) ;
5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности ;
6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
8) предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;
10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.

1.1. Сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9-11 пункта 1 настоящей статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

1) к налоговым правонарушениям, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и мерам ответственности за их совершение;
2) к сведениям о числящихся за налогоплательщиком (плательщиком сбора) на день вступления в силу настоящего Федерального закона, а также выявленных налоговым органом после дня вступления в силу настоящего Федерального закона суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом .

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей .

2.1. Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну .

3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа .

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела .
4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

5. Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций .

6. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.

7. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.

8. Сведения, содержащиеся в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, признаются налоговой тайной с учетом следующих особенностей:
1) такие сведения признаются налоговой тайной без исключений, установленных подпунктами 1-3 и 5-8 пункта 1 настоящей статьи;
2) разглашение таких сведений и утрата представленных специальных деклараций и (или) прилагаемых к ним документов и (или) сведений являются основанием для привлечения к уголовной ответственности за незаконное разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;
3) должностное лицо налогового органа, которому такие сведения стали известны, не может быть привлечено к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта;
4) такие сведения могут быть истребованы у налогового органа только по запросу самого декларанта, признаваемого таковым в соответствии с указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом;
5) в случае необходимости подтверждения факта представления в налоговый орган специальной декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, и достоверности содержащихся в них сведений должностное лицо органа государственной власти или банка, которому в качестве основания для предоставления гарантий, предусмотренных указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом, была представлена копия специальной декларации с отметкой налогового органа о ее принятии, вправе направить ее в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для сверки с оригиналом специальной декларации, находящейся на централизованном хранении. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в пятидневный срок после получения такой копии специальной декларации направляет ответное уведомление о том, соответствует либо не соответствует полученная копия специальной декларации оригиналу.

Комментарий к статье 102 НК РФ

Комментируемая статья регулирует содержание налоговой тайны и устанавливает ответственность за ее нарушение.

Определением КС РФ от 30.09.2004 N 317-О установлено, что специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 НК РФ исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных НК РФ и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

Особенностью института налоговой тайны является получение сведений о налогоплательщиках налоговыми органами, составляющими единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, таможенными органами, составляющими единую федеральную централизованную систему в области таможенного дела, органами внутренних дел для реализации их основных функций в области отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, и следственными органами для осуществления полномочий в сфере уголовного судопроизводства.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением только тех сведений, которые упомянуты в пункте 1 статьи 102 НК РФ.

Как указано в Письме ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355, существует перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа.

Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Федеральным законом 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» установлено, что коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Следовательно, налоговым органам при формировании выписок в соответствии с пунктом 3.1 статьи 100 Кодекса необходимо учитывать ограничения по разглашению сведений, относящихся к категории ограниченного доступа, установленные законодателем в конкретной ситуации.

Таким образом, выписка из паспорта будет содержать наименование документа «Паспорт», фамилию, имя, отчество физического лица и, например, образец подписи. Все остальные сведения должны составлять информацию, не подлежащую разглашению.

ФНС России в Письме от 20.10.2011 N ПА-3-12/3437 разъяснила, что к сведениям о налогоплательщике, не относящимся к налоговой тайне, относятся: 1) сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) сведения об идентификационном номере налогоплательщика; 3) сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями).

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает возможность предоставления сведений, составляющих налоговую тайну, журналистам по их письменным запросам.

Любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщике, в том числе о сумме капиталов и резервов баланса, за исключением сведений, указанных в пункте 1 статьи 102 НК РФ, разглашению не подлежат.

Аналогичной позиции придерживаются налоговые органы (см. Письмо ФНС России от 27.10.2011 N ЕД-3-3/3522@).

В соответствии с Определением от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, отметив, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 N 09АП-31002/2012-АК отмечено, что сведения о представленных налоговых декларациях и о суммах уплаченных налогов в соответствии со статьей 102 НК РФ являются налоговой тайной и могут быть разглашены только с согласия самого контрагента.

Следует отметить, что в пункте 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 61 «Об обеспечении гласности в арбитражном процессе» отмечено, что при рассмотрении ходатайства участвующего в деле лица о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в связи с сохранением налоговой тайны судам следует проверить исходя из положений статьи 102 НК РФ, не относится ли информация к сведениям, которые не могут быть отнесены к налоговой тайне, а также установлен ли в отношении такой информации специальный режим хранения и доступа.

Специальный режим хранения сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, регулируется соответствующими актами ФНС России. Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 утвержден Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.

Консультации и комментарии юристов по ст 102 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 102 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья написана по материалам сайтов: urdela.ru, stnkrf.ru, onlkrf.ru.

«