8 (800) 700-89-82  Бесплатная консультация с юристом

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Налоги в федеральный бюджет список


О делении налогов и сборов на федеральные, региональные и местные мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале приведем общую характеристику федеральных налогов и сборов, а также приведем перечень федеральных налогов 2017 года.

Виды федеральных налогов

Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается и отменяется НК РФ (п.п. 2, 5 ст. 12 НК РФ). Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся также специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать освобождение от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Приведем в таблице перечень федеральных налогов и сборов:

Федеральные налоги и сборы, в т.ч. специальные налоговые режимы Глава НК РФ
НДС 21
Акцизы 22
НДФЛ 23
Налог на прибыль организаций 25
Налог на добычу полезных ископаемых 26
Водный налог 25.2
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 25.1
Государственная пошлина 25.3
ЕСХН 26.1
УСН 26.2
ЕНВД 26.3
СРП 26.4
ПСН 26.5

Налоги федерального бюджета

Признак налогов и сборов «федеральный» характеризует скорее порядок установления и применения налога, а не зачисления его в бюджет. Ведь налоги, перечисляемые в федеральный бюджет, и федеральные налоги – это не одно и то же. Федеральные налоги – это налоги, установленные НК РФ, а система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, устанавливается Бюджетным кодексом РФ. Какие налоги идут в федеральный бюджет, указано в ст. 50 БК РФ. К примеру, налоги, перечисляемые в федеральный бюджет в размере 100%, — это НДС, водный налог, отдельные виды акцизов и налога на добычу полезных ископаемых. Однако для налогов в федеральный бюджет список включает в себя не все федеральные налоги, указанные в таблице. Кроме того, отдельные федеральные налоги и сборы зачисляются в региональный и даже местный бюджеты.

Какие налоги в федеральный бюджет не идут, хотя являются федеральными? К примеру, это часть налога на прибыль (в 2017 – 2020 годах – налог, исчисленный по ставке 3%), 85% НДФЛ или весь УСН. Они зачисляются в бюджеты субъектов РФ (п. 2 ст. 56 БК РФ). А, например, в бюджеты городских поселений (т. е. местные бюджеты) зачисляются, в частности, такие федеральные налоги: НДФЛ (10% от суммы налога) и ЕСХН (50% от единого налога) (п. 2 ст. 61 БК РФ).

Федеральные, региональные и местные налоги: 3 уровня власти

Основная характеристика и различия

Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ . То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

  • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
  • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
  • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налогов в России

Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

  • акцизы ;
  • НДФЛ ;
  • НДС ;
  • на прибыль ;
  • водный ;
  • госпошлина ;
  • специальные режимы ( УСН , ЕНВД , ЕСХН , СРП , патенты );
  • страховые взносы ;
  • на добычу полезных ископаемых ;
  • сборы за пользование объектами животного мира .

Подведем итоги

Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.

Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.

Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.

Налоги в федеральный бюджет список

Какие существуют федеральные налоги

Перечень федеральных налогов и сборов определяется положениями Налогового кодекса (п.п. 2, 5 ст. 12 НК РФ). Федеральные налоги – это обязательные платежи на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

К федеральным налогам и сборам также относят специальные налоговые режимы, которые могут допускать освобождение от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ). На основании норма НК РФ можно привести счерпывающий перечень федеральных налогов и сборов, которые действуют в 2018 году. Обобщим их в таблице со ссылками на нормы НК РФ:


Федеральные налоги и сборы, в т.ч. специальные налоговые режимы Глава НК РФ
НДС 21
Акцизы 22
НДФЛ 23
Налог на прибыль организаций 25
Налог на добычу полезных ископаемых 26
Водный налог 42791
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 42760
Государственная пошлина 42819
ЕСХН 42761
УСН 42792
ЕНВД 42820
СРП 42851
ПСН 42881

Налоги федерального бюджета: что это

Когда говорят «федеральный» налог или сбор, то под этим подразумевают, в первую очередь, способ установления и применения налога, а не его назначения. Дело в том, что налоги, перечисляемые в федеральный бюджет, и федеральные налоги – это разные «вещи». Федеральные налоги – это налоги, установленные НК РФ. При этом налоги налогов, которые вносятся в федеральный бюджет – устанавливается Бюджетным кодексом РФ.

Какие именно налоговые платежи требуется вносить в федеральный бюджет, прописано в статье 50 Бюджетного кодекса. Так, допустим, налог, уплачиваемый в федеральный бюджет в полном размере, – это НДС, водный налог, некоторые виды акцизов и налога на добычу полезных ископаемых. При этом некоторые федеральные налоги и сборы зачисляются в региональный и даже местный бюджеты.

Федеральные налоги

Как можно понять из самого определения, федеральными налогами являются виды платежей, которые взимаются на всей территории России. Наиболее известными и эффективными в вопросе пополнения государственной казны, являются следующие виды налогов и сборов:

  • налог на доходы физических лиц, название которого говорит само за себя;
  • налог на добавленную стоимость, который оплачивает конечный покупатель при приобретении продукции в торговых сетях;
  • единый социальный налог, являющийся средством пополнения основных федеральных фондов, включая социальное страхование, медицинское страхование и тому подобное;
  • акцизы или дополнительный налог на некоторые виды товаров, в частности, табачную продукцию и алкоголь. Его, подобно налогу на добавленную стоимость, покрывает конечный покупатель;
  • налог на добычу полезных ископаемых, уплачивается субъектами, занимающимися эксплуатацией природных ресурсов;
  • налог на прибыль, предприятий и организаций, суть которого ясна из названия;
  • водный налог, подразумевающий платежи за эксплуатацию водных ресурсов;
  • различные виды пошлин.

В вышеприведенном перечне перечислены лишь основные виды федеральных налогов, в действительности их гораздо больше, вместе с тем часть из них имеет узконаправленный характер.

Все вышеприведенные налоги зачисляются в федеральный бюджет РФ и подлежат уплате всеми субъектами, а также гражданами на территории России. Они распределяются по приоритетным направлениям государственного финансирования, в частности, медицина и здравоохранение, оборона и военно-промышленный комплекс, социальные программы, культура и спорт, капитальное строительство и многие другие.

Региональные налоги

Региональные, или, как их еще называют, республиканские налоги, также подлежат обязательной уплате, но на территории субъектов федерации, где они действуют, при этом, все правоотношения в данном случае регулируются общегосударственным и местным законодательством. В частности, они устанавливаются законами РФ, а конкретные ставки таких налогов регулируют республиканские властные органы. К региональным налогам относятся такие виды платежей:

  • налог на имущество организаций и предприятий, сумма после уплаты которого пропорционально зачисляется в бюджет субъекта федерации и бюджеты более низших уровней, вплоть до городского;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • лесной налог.

Читайте также: Как написать заявление на налоговый вычет на ребенка

Существуют также региональные налоги и сборы, которые вводятся властями субъектов федерации, например, республиканские сборы за пользование природными ресурсами, учитывающими специфику отдельных регионов.

Местные налоги и сборы

В России насчитывается 22 вида различных местных налогов и сборов, при этом лишь три из них установлены федеральным законодательством. Среди таковых налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с физлиц-предпринимателей и земельный сбор.

Помимо указанных налогов и сборов, некоторые местные обязательные платежи носят специфический характер, например, курортный сбор. Существуют также такие сборы, как налог с владельцев собак, на перепродажу автомобилей, компьютерной техники и комплектующих, сборы за парковку автотранспорта, за проведение кино- и видеосъемок, за право использования местной символики, за участие в бегах на ипподромах и так далее. Все указанные платежи поступают в местные бюджеты.

Как и региональные налоги, местные сборы устанавливаются на основании положений федерального законодательства, а конкретные ставки платежей регулируют органы власти на местах. Контроль за их полнотой и своевременностью уплаты, как и в случае с другими видами налогов, возлагается на подразделения налоговой службы.

Стоит помнить, что во всех случаях ответственность за адекватность вычисления и своевременность уплаты платежей несет налогоплательщик. При этом приоритет отдается федеральным налогам, которые составляют значительную часть общей нагрузки на субъектов предпринимательства, предприятия и организации. На втором месте по приоритетности остаются местные налоги с дохода, после чего рассчитываются и платятся остальные виды платежей.

Читайте также: Возврат налога за страхование жизни

В заключение стоит отметить, что ежегодно правительством РФ и законодателями вносятся многочисленные правки в существующие документы, регламентирующие налогообложение. Это, по замыслу их инициаторов, призвано усовершенствовать действующую налоговую систему, а также добиться повышения уровня сборов, например, в 2017 году внесены существенные изменения в законодательство, касающиеся уплаты налогов по операциям с недвижимостью. Такие изменения регулируют как ставки налоговых платежей, так и льготы для отдельных групп плательщиков.


Общие аспекты

Обычные российские граждане, для которых основным и единственным доходом является заработная плата, редко задумываются об уплате НДФЛ.

Да им это и ни к чему, поскольку налоги с зарплаты за них выплачивает работодатель, выступающий налоговым агентом.

Он самостоятельно исчисляет сумму к удержанию и перечисляет ее в бюджет. Работник получает уже «чистую» зарплату.

У граждан обязанность по выплате подоходного налога возникает при получении дохода, не связанного с официальным трудоустройством.

Например, человек может продать недвижимость или сдает квартиру в аренду. Налог на доходы, не связанные с предпринимательством, выплачиваются по истечении года получения прибыли.

Отсутствие требования ФНС об уплате налогов не является весомым аргументов для игнорирования обязательности платежа.

Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать налог, подать налоговую декларацию и оплатить положенный взнос.

Декларация 3-НДФЛ подается не позже чем 30 апреля года, последующего за годом обретения дохода. А выплатить положенную сумму необходимо до 15 июля года подачи декларации.

Неподача декларации и неуплата налога грозит наложением штрафа, который выплачивается дополнительно к обязательному платежу.

Что это такое

Налог на доходы физических лиц, или сокращенно НДФЛ, это тип прямых налогов в РФ, являющийся одним из основных сборов.

Основанием взыскания налога становится получение налогооблагаемого дохода. При этом налоговой базой для исчисления суммы платежа становится совокупный доход физлица за исключением подтвержденных документально расходов.

Размер налога устанавливается в процентном соотношении к налоговой базе. Причем в зависимости от категории плательщика величина ставки варьируется.

Стандартное значение для трудящихся россиян определено как 13 %. Нерезиденты платят налог по ставке 30 %. Кроме того существуют и иные варианты ставок.

При установлении налоговой базой в расчет принимаются все типы доходов, приобретенные плательщиком, как в денежной или натуральной форме, так и в качестве материальной выгоды.

Разные удержания от полученных доходов, в том числе и по судебным решениям, не снижают налоговую базу. Устанавливается налоговая база по группам доходов, соответствующих одинаковой ставке.

За что платят

В качестве объекта обложения подоходным налогом выступают доходы, полученные физлицами:

От источников внутри страны и за ее пределами Для резидентов РФ
От деятельности в России Для нерезидентов

К видам облагаемых доходов относятся:

  • заработная плата при официальном трудоустройстве;
  • оплата за работу, выполненную по договорам ГПХ;
  • дивиденды;
  • страховые выплаты;
  • доходы, полученные от распоряжения имуществом;
  • доходы от реализации недвижимости или иных ценных активов;
  • иные доходы, обретенные от деятельности в России или за ее пределами (для резидентов).

Отдельные виды доходов не подлежат налогообложению НДФЛ. Их перечень определяется ст.215, ст.217 НК РФ. Как правило, к таким доходам относятся социальные выплаты, пособия, субсидии и подобные суммы.

Действующие нормативы

НДФЛ, или подоходный налог, касается абсолютно всех физических лиц. Согласно закону под физлицами понимаются россияне и иностранцы, взрослые граждане и несовершеннолетние, женщины и мужчины, то есть абсолютно все.

Суть налогообложения сводится к тому, что раз появился доход, то должен быть уплачен НДФЛ. Подробно порядок взимания НДФЛ рассматривается в гл.23 НК РФ.

Кроме того юридическая база по подоходному налогу включает в себя следующие нормативы:

  • ФЗ № 251 от 3.07.2016;
  • ФЗ № 281 от 25.11.2009;
  • ФЗ № 229 от 27.07.2010;
  • ФЗ № 279 от 29.12.2012;
  • Приказ ФНС РФ № ММВ-7-11/485@ от 30.10.2015.

Отдельные нюансы начисления и уплаты НДФЛ разъясняются в Письмах ФНС РФ и Минфина.

В какой бюджет зачисляется налог на доходы физических лиц

Гл.23 НК РФ достаточно подробно разъясняет порядок по расчету подоходного налога и его уплате.

С 2016 года установлено, что налоговые агенты обязаны выплачивать НДФЛ за своих сотрудников не позже дня, последующего за днем действительного получения дохода (зарплаты) и не позднее завершения месяца, в каком были выданы пособия, связанные с наступлением нетрудоспособности и отпускные.

Прежде перечисление следовало проводить день в день. Индивидуальные предприниматели и физические лица, у которых в текущем году имело место получение налогооблагаемого дохода, уплачивают НДФЛ в следующем за отчетным годом.

Оплата подоходного налога осуществляется по месту постановки на учет физического лица или налогового агента.

Физлица самостоятельно вносят необходимые платежи, за наемных работников налоги платят работодатели. Обособленные подразделения, платят НДФЛ по месту своего нахождения.

Если российская компания имеет обособленные подразделения, находящиеся в пределах одного муниципального образования, он вправе встать на учет по месту нахождения любого подразделения и платить все налоги по одному месту учета.

Когда подразделения находятся на территории разных муниципальных образований, то налоги уплачиваются по отдельности по месту регистрации каждого отдельного филиала.

Основная часть уплаченного НДФЛ поступает в бюджеты субъектов РФ. Но при распределении средств учитываются потребности местных бюджетов, которые частично пополняются за счет подоходного налога.

Но плательщикам нет необходимости самостоятельно определять, в какой бюджет пойдет выплаченная сумма. Куда платится НДФЛ за работников, в какой бюджет?

Уплачивается НДФЛ единым платежом по определенному КБК. Федеральное казначейство, руководствуясь ОКТМО, самостоятельно распределяет суммы по различным бюджетам.

Кто должен платить

Платить подоходный налог обязан любой гражданин, который получает налогооблагаемый доход.

Плательщики НДФЛ делятся на две группы:

  1. Налоговые резиденты РФ, проживающие на территории России минимум 183 дня в течение года.
  2. Нерезиденты РФ, имеющие доходы в России.

Важно понимать, что резиденство и гражданство не имеют ничего общего. Налоговым резидентом может являться и иностранец, который большую часть года живет в России, здесь работает и получает доход.

Также классифицировать плательщиков НДФЛ можно по следующим категориям:

  1. Лица, обязанные декларировать полученные доходы самостоятельно.
  2. Лица, за которых налоги исчисляют и уплачивают налоговые агенты.

Самостоятельно физлица отчитываются о разовых доходах. Например, это может быть доход от продажи имущества, от выполненной по договору ГПХ работы, от сдачи в аренду квартиры.

В таком случае плательщик по истечении года подает в ФНС декларацию с указанием всех полученных за год доходов и на основании расчета уплачивает необходимую сумму налога.

Если доход получается на постоянной основе из одного источника, коим является работодатель, то обязанность по исчислению и выплате налога возлагается на этого работодателя-налогового агента.

Самостоятельно уплачивают НДФЛ лица, какие являясь налоговыми резидентами РФ, получают доход от источника за пределами России.

Также обязанность по самостоятельной выплате налога возникает и у индивидуальных предпринимателей.

Юридические лица НДФЛ не платят, но это не значит, что они освобождены от налогообложения.

Для организаций подоходный налог заменяется налогом на прибыль, кроме того ЮЛ выплачивают НДС и прочие налоги, исходя из применяемого режима налогообложения.

В федеральный или региональный

В какой бюджет зачисляется НДФЛ, бланк декларации не содержит указания на уплату определенному адресату. Указывается только получатель – орган, в котором плательщик состоит на налоговом учете.

Ответ на вопрос дает Бюджетный кодекс РФ. Так бюджетам субъектов РФ посвящена ст.56 БК РФ.

Здесь говорится о видах налоговых платежей, за счет которых пополняется региональный бюджет. В отношении НДФЛ сказано, что в бюджет субъекта РФ поступает 85 % собранных средств.

Кроме того сюда же поступают в полном объеме авансовые платежи по подоходному налогу, выплачиваемые иностранцами, трудящимися по патенту.

Ст.58 БК РФ устанавливает порядок отчисления налоговых платежей в местные бюджеты от общей суммы сбора по федеральным и региональным налогам.

В частности субъект РФ вправе принимать закон, устанавливая единые нормы отчислений для местных бюджетов в субъект РФ и определять какой процент от определенного вида налога остается в местном бюджете.

Для налогоплательщиков вопрос о том, куда выплачивается подоходный налог. Является скорее риторическим. Главное, что нужно знать, это предназначение платежей.

Видео: НДФЛ

За счет собранных налогов по доходам физических лиц формируются бюджеты, которые впоследствии расходуются на государственные нужды, в том числе и на реализацию социальных программ.

Попросту говоря, именно за счет собранных налогов обеспечивается бесплатная медицинская помощь и образование, выплачиваются субсидии и пособия, оказывается поддержка социально незащищенным категориям населения.

Задача налогоплательщика – своевременно уплатить положенный доход по месту регистрационного учета.

Полученные платежи согласно установленному порядку будут распределены на федеральный, региональный и местные бюджеты.

Как правильно рассчитать сумму платежа

При расчете сумму НДФЛ к выплате одним из основных параметров является налоговая ставка. Она может различаться. В зависимости от вида полученного дохода.

Так применяются следующие ставки налога:

13 % Применяется при исчислении налога от заработной платы официально работающих граждан России
13 % Действует в отношении дивидендов, полученных физическими лицами
13 % По такой ставке исчисляется налог с заработной платы граждан ЕАЭС, трудящихся на территории РФ
13 % Ставка, применяемая при исчислении налога с зарплаты иммигрантов и беженцев
13 % По такой же ставке оплачивается налог с доходов, полученных от продажи и использования имущества гражданами РФ
30 % Ставка налога по доходам, полученным нерезидентами РФ, которые в России осуществляют предпринимательскую или трудовую деятельность
35 % Ставка по выигрышам и вкладам

Следующий значимый параметр это налоговая база. Определяется она как сложение всех доходов, для которых действует одна ставка.

Если имеется несколько доходов, облагаемых разными ставками, то по каждой из них нужно отчитываться отдельно.

После определения налоговой базы по ставке 13 % нужно определить, имеет ди плательщик право на налоговый вычет. Если право подтверждается, база уменьшается на сумму вычета.

Непосредственно сумма налога к уплате рассчитывается по следующей формуле:

Сумма НДФЛ = налоговая ставка ? налоговая база

Получившаяся сумма заявляется в налоговой декларации и уплачивается в положенный срок. Если при расчете налога гражданин не воспользовался правом налогового вычета, он может реализовать право позднее на основании подачи соответствующей декларации и подтверждающих право документов.

Платить НДФЛ это неукоснительная обязанность всех лиц, которые получают доход от деятельности или предпринимательства в России.

Порядок выплаты подробно разъясняется законодательством. Уполномоченные органы самостоятельно распределят собранные налоги по соответствующим бюджетам.

Главное, что нужно знать налогоплательщикам это то, что уклонение от уплаты налогов негативно отражается на общем социальном уровне жизни в государстве.

Больше всего отдают Москва, Санкт-Петербург и «углеводородные» регионы, включая Татарстан

Суммарно российские регионы, по данным аналитической службы «Реального времени», на 1 января 2017 года, перечислили в бюджеты разных уровней сумму в 12,77 трлн рублей. Эта цифра касается федеральных налогов и сборов, часть из которых попадает и в консолидированные бюджеты субъектов (включая доходы местных бюджетов). Отметим, что, по информации официального сайта Федеральной налоговой службы, к федеральным налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, а также акцизы, налоги на добычу полезных ископаемых и водный налог.

Безоговорочным лидером по выплаченным федеральным налогам стала российская столица — Москва. На начало 2017 года она заплатила 2,42 трлн рублей, что составляет 19% от всех выплаченных российскими регионами федеральных налогов. Кроме того, эта цифра больше, чем показатель всего Приволжского федерального округа, который выплатил всего лишь 2,05 трлн рублей.

По объему выплаченных федеральных налогов между Москвой и Санкт-Петербургом на втором месте находится Ханты-Мансийский автономный округ. Фото strana.ru

Огромное количество налогов платит и второй по величине город России Санкт Петербург — 829 млрд рублей. Конечно, это в три раза меньше, чем платит Москва, но по-прежнему больше, чем некоторые федеральные округа, например, такие, как Южный, Дальневосточный и Северо-Кавказский.

По объему выплаченных федеральных налогов между Москвой и Санкт-Петербургом на втором месте находится Ханты-Мансийский автономный округ. Он заплатил 1,6 трлн рублей федеральных налогов. Это больше, чем весь Северо-Западный или Сибирский федеральные округа.

Следом за этими тремя регионами находятся Ямало-Ненецкий автономный округ с 753,8 млрд рублей отчисленных федеральных налогов, Московская область с 620 млрд рублей и Татарстан с 396,7 млрд рублей. Татарстан, таким образом, оказался регионом, отчислившим самое большое количество налогов, помимо двух столиц, двух главных «углеводородных» регионов России, а также Московской области.

Меньше всего федеральных налогов по данным на начало года заплатили некоторые регионы Кавказа и Дальнего Востока. В частности, самый низкий результат у Ингушетии — 3,2 млрд рублей. Примерно такой же показатель у Калмыкии — 3,4 млрд рублей. Также мало заплатили Тыва, Еврейская автономная область и республика Алтай (4-5 млрд рублей).

Татарстан получает в консолидированный бюджет региона 167 млрд рублей, или 42% от уплаченных федеральных налогов. Фото Романа Хасаева

Татарстан и хорошо отдает, и хорошо забирает, а национальные автономные округа кормят Россию

Интересно посмотреть на выплаченные федеральные налоги в контексте того, в бюджет какого уровня они идут. Среднероссийский показатель по этому параметру составляет 47%, то есть почти половина налогов, отчисленных в виде федеральных налогов, пошли в консолидированный бюджет региона.

Однако в зависимости от региона этот показатель очень сильно варьируется — от 12% до 119%. Любопытно, что меньше всего денег возвращается в консолидированный бюджет региона в случае одного из крупнейших регионов-налогоплательщиков России — Ханты-Мансийского автономного округа. Перечисляя в виде федеральных налогов сумму в 1,6 трлн рублей в консолидированный бюджет региона, он получает лишь 189 млрд рублей. Это лишь на 22 млрд рублей больше, чем получает в бюджет региона Татарстан, который платит федеральных налогов на сумму в четыре раза меньше, чем ХМАО. Есть, впрочем, и еще более яркие примеры — в Свердловской области собирают федеральных налогов почти в восемь раз меньше, чем в ХМАО, а в бюджет региона получают почти столько же — 147 млрд рублей.

Больше всего в региональный бюджет получает Москва — 1,35 трлн рублей, или 56% от уплаченных федеральных налогов. Это больше, чем получает любой из федеральных округов, кроме Центрального, в который, собственно, и входит Москва. На втором месте по отчислениям в консолидированный бюджет — Московская область с 374 млрд рублей, или 55% от уплаченных федеральных налогов. Замыкает тройку Санкт-Петербург с 337 млрд рублей, или 41% от уплаченных налогов. В пятерке, кроме того, Ханты-Мансийский округ и Татарстан (167 млрд рублей в консолидированный бюджет, 42% от уплаченных федеральных налогов).

Меньше всего из перечисленного в виде федеральных налогов получают обратно три сырьевых региона — ХМАО, Ямало-Ненецкий автономный округ (13%) и Ненецкий автономный округ (14%). Также большая часть денег достается федеральному центру из налогов Оренбургской и Калининградской области (26% и 28%, соответственно), Томской области и республики Удмуртия (31% и 34%).

Магаданская область перечислила в бюджет 16,8 млрд рублей налогов, в то время как получила в свой консолидированный бюджет 20 млрд. Фото webturizm.ru

На федеральной подкормке — Магадан, Чечня, Чукотка, Бурятия, Липецк и Тула

Помимо этого, есть в стране и обратная ситуация — шесть регионов получают в свой консолидированный бюджет вообще больше, чем перечисляют федеральных налогов. Лидер по этому показателю — Магаданская область. Она перечислила в бюджет 16,8 млрд рублей налогов, в то время как получила в свой консолидированный бюджет 20 млрд. Таким образом, получила она на 19% больше, чем перечислила.

На втором месте по этому показателю — Чечня. Она перечислила лишь 8,6 млрд рублей, а получила в консолидированный бюджет 9,6 млрд рублей — на 11% больше перечисленного. Еще один регион с похожей структурой бюджета — регион центральной части страны — Липецкая область. Перечислив 33 млрд рублей федеральных налогов, она получила в свой бюджет 34,3 млрд рублей — на 4% больше перечисленного. На четвертом месте регион, находящийся неподалеку от Магаданской области, – Чукотский автономный округ. Он перечислил федеральных налогов на 14,5 млрд рублей, а получил в бюджет на 1% больше — 14,7 млрд рублей. На тот же процент больше получила и республика Бурятия — 19,4 млрд рублей, при перечисленных 19,2 млрд рублей. Наконец, Тульская область перечислила федеральных налогов на 47,3 млрд рублей, а получила в свой бюджет 47,5 млрд рублей.

Поволжье: отдающий Оренбург и забирающий Нижний Новгород

Если подробнее взглянуть на ПФО, то всего регионы Приволжского федерального округа перечислили 2,05 трлн рублей федеральных налогов и сборов. В федеральный бюджет из них пошли 1,08 трлн рублей, а в консолидированные бюджеты регионов — около 968 млрд рублей. Доля полученных доходов в бюджеты регионов составила, таким образом, 47% — меньше половины.

Лидером среди регионов Поволжья по уплаченным федеральным налогам стал Татарстан. Он перечислил 396,7 млрд рублей. В бюджет самого региона было перечислено 42% из этой суммы — 167,3 млрд рублей. Татарстан является лидером как по налогам, отправленным в федеральный бюджет, так и по налогам, полученным в консолидированный бюджет региона.

Всего регионы Приволжского федерального округа перечислили 2,05 трлн рублей федеральных налогов и сборов. Фото delovoy-kirov.ru

Второе место в ПФО по перечисленным федеральным налогам и сборам у Самарской области — 304 млрд рублей. В бюджет региона было перечислено чуть больше, чем от Татарстана — 47%, или 144 млрд рублей.

На третьем месте расположился Башкортостан. Он перечислил 253,3 млрд рублей федеральных налогов и сборов. При этом здесь в консолидированный бюджет региона вернулся значительно больший процент, чем от Татарстана и Самарской области — 55%, или 139 млрд рублей.

Впрочем, и этот показатель не кажется очень большим на фоне Нижегородской области. Этот регион получил в свой бюджет 68% федеральных налогов и сборов — 137 млрд рублей из 201,6 млрд рублей. Высокий показатель также и у Ульяновской области — 66%, 33 млрд рублей и 50 млрд рублей федеральных налогов и сборов.

Меньше всего из поволжских регионов заплатили налогов республики Марий-Эл, Мордовия, Чувашия, а также Кировская и Пензенская области. Показатели их — от 16 до 39 млрд рублей. Любопытно, что во всех этих регионах доля федеральных налогов, полученных в консолидированный бюджет региона, довольно высока. В Марий Эл с самым меньшим объемом налогов, к примеру, 65%, в Пензенской области — 63%. Самые же меньшие доли полученных в консолидированный бюджет федеральных налогов и сборов у регионов с довольно средними экономическими показателями — Удмуртии и Оренбургской области. В свои консолидированные бюджеты они получили лишь 34% и 26% из перечисленных налогов, соответственно.

Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд рублей) — в основном благодаря показателю Москвы. Фото evo-rus.com

Региональные налоги: половина результата ЦФО — заслуга Москвы

Все описанное выше, однако, касается лишь одной из категорий налогов — федеральных. Помимо этого, есть еще три уровня налогов — объем их в разы меньше, но и они заслуживают внимания. Суммарный объем их составляет 1,6 трлн рублей — лишь 12% от объема федеральных налогов.

Большую часть из этих 1,6 трлн рублей составляют региональные налоги — к началу года их было перечислено на сумму в 904,5 млрд рублей. К региональным налогам относятся всего три категории налогов, но довольно крупных: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Все эти налоги, соответственно, отправляются в региональные бюджеты дополнительно к федеральным налогам, перечисленным в консолидированные бюджеты регионов.

Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд рублей) — в основном благодаря показателю Москвы (122 млрд рублей). Второе место среди федеральных округов занимает Уральский федеральный округ со 169 млрд рублей, а на третьем месте — Приволжский федеральный округ со 134 млрд рублей.

В лидерах по регионам, кроме Москвы, также Ханты-Мансийский автономный округ. Показатель этого региона составил около 60 млрд рублей. Также много региональных налогов перечислили Ямало-Ненецкий автономный округ (54,7 млрд рублей), Московская область (54 млрд рублей), Санкт-Петербург (40,4 млрд рублей), Краснодарский край (31,4 млрд рублей), Татарстан и Свердловская область (примерно по 26,5 млрд рублей).

Специальные налоговые режимы: Сахалин собрал налогов, как две столицы

Второе место по общему объему составляют налоги, собранные по специальным налоговым режимам. Их объем составил 490 млрд рублей. На данный момент к ним относятся четыре режима. Это — упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения.

Примерно 92% этих налогов оказывается в консолидированных бюджетах субъектов. Среди федеральных округов лидером здесь неожиданно оказался не Центральный, в который входит Москва, а Дальневосточный. Здесь было собрано таких налогов на сумму в 132 млрд рублей, причем 111 млрд рублей из них в Сахалинской области. Показатель Москвы, второго региона России по налогам от специальных налоговых режимов, составил лишь 64 млрд рублей, а всего Центрального федерального округа — 128 млрд рублей. В других федеральных округах эти показатели и того меньше — в Приволжском федеральном округе — лишь 57 млрд рублей, а в Северо-Западном — 49 млрд рублей.

По регионам после Сахалинской области и Москвы находится Московская область с 25 млрд рублей. За ними следует Санкт-Петербург с 21,7 млрд рублей, далее — Краснодарский край с 19,3 млрд рублей. Показатель Татарстана — 8,2 млрд рублей. Он самый высокий по Поволжью, но ниже, чем в Ростовской и Свердловской областях.

Второе место по общему объему составляют налоги, собранные по специальным налоговым режимам — их объем составил 490 млрд рублей. Фото nalog.ru

Что это такое?

Их количество и размер определяется Налоговым кодексом РФ. Исключение составляет установление на отдельной территории специального режима исчисления налогов. В этом случае размер и количество отчислений в федеральный бюджет будет определяться в соответствии с существующим положением.

Придание платежу статуса федерального не позволяет говорить об исключительной его направленности. Вполне вероятно, что в соответствующий бюджет уйдет только часть собранной суммы, остальное же станет существенным подспорьем при наполнении местного и регионального бюджетов.

Их виды, ставки и объекты налогообложения

Согласно НК РФ, законодательно определенными являются следующие федеральные налоги и сборы:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС). Основная часть его зачисляется в федеральный бюджет. Для исчисления величины платежа используют разность между величиной налога, которая представлена покупателем и денежными средствами, готовыми к оплате со стороны поставщиков.
    Объектом налогообложения является продажа товаров и услуг на территории РФ любыми законными способами. Налогом облагаются в том числе и те товары и услуги, которые были привезены либо выполнены для личного пользования. В ст. 146 НК РФ также указывается перечень товаров и услуг, не подлежащих налогообложению. Налоговая база устанавливается самостоятельно лицами, облагаемыми данным платежом, и зависит от особенности реализации товаров и оказания услуг. Согласно ст. 164 НК РФ, налогообложение происходит по ставке от 0-10%. Величина ставки также зависит от вида услуг и товаров.
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Прямой вид платежа, исчисляется как процент от совокупных доходов плательщика. Оплачивать его должны сами физические лица, иногда это делают юридические лица, выступающие в данном случае в качестве работодателей.
    Объектом налогообложения является весь доход физ. лица, в том числе и тот, что получен им на территории РФ при отсутствии статуса резидента. Налоговая база состоит при этом из всех доходов, вне зависимости от формы их получения, а также из возможной материальной выгоды. Определение базы происходит по каждому виду доходов в отдельности, что связано с наличием разных ставок. Стандартная налоговая ставка равняется 13%, но эта цифра может быть увеличена при наличии условий, изложенных в ст. 224 НК РФ.
  • Налог на прибыль организаций. Федеральный налог на прибыль подразделяется на две разновидности: платеж, отчисляемый с доходов отечественных организаций, и доход, отчисляемый иностранными компаниями, ведущими свой бизнес на территории РФ. От уплаты могут быть освобождены предприятия, действующие по упрощенной схеме налогообложения, а также иностранные фирмы, работающие на территории России в период проведения Олимпийских игр и иных мероприятий международного уровня.
    Объектом налогообложения выступает вся прибыль, получаемая предприятием. Налоговой базой в этом случае признается денежное выражение прибыли, определяемое ст. 247 НК РФ. Налоговая ставка составляет порядка 20%.
  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Согласно ст. 334 НК РФ, налогоплательщиками выступают все предприниматели, официально признающиеся пользователями земных недр. Обязательным условием для такого признания является получение регистрационного номера при постановке на учет в Едином государственном реестре юридических лиц. Объектами налогообложения в соответствии со статьей 336 НК РФ признаются:
    • все полезные ископаемые, добыча которых была осуществлена на участке, выделенном налогоплательщику для разработки;
    • полезные ископаемые, добыча которых была осуществлена при переработке отходов добывающего производства;
    • полезные ископаемые, полученные на территории, не принадлежащей РФ, но находящейся под ее юрисдикцией.

    Объектами налогообложения не являются общедоступные полезные ископаемые, в том числе:

    • подземные воды;
    • палеонтологические, геологические и минералогические находки;
    • ископаемые, полученные из недр при внесении изменений в особо охраняемые геологические объекты, а также из отходов производства горнодобывающей промышленности, поскольку в данном случае налог уже считается уплаченным.

    Рассматриваемый налог должен быть уплачен не позже 25 числа каждого месяца.

  • Водный налог. Налогоплательщиками могут являться как юридические, так и физические лица, использующие водные ресурсы, подлежащие лицензированию. Согласно ст. 333.9, к объектам налогообложения относят забор воды из водных объектов, использование их акватории с личными целями. Исключением является сплав леса. Налогом также облагается использование воды для получения энергии. В пункте 2 рассматриваемой статьи указывается, какие именно объекты не могут облагаться взносом.
    Налоговые ставки устанавливаются индивидуально по каждому бассейну реки, озера или моря. Это же правило относится к формированию налоговой базы. Данный вид платежа должен быть оплачен не позже 20 числа каждого месяца.
  • Сбор за использование водных биологических ресурсов, а также объектов животного мира. Налогоплательщиками выступают юридические и физические лица. Ставки устанавливаются индивидуально. Объектами обложения могут быть водные биологические ресурсы, а также объекты животного мира, перечень которых указывается в ст. 333. 3 НК РФ. Рассматриваемые сборы оплачиваются единовременным платежом при получении разрешения на использование ресурсов.
  • Государственная пошлина. Плательщиками являются юридические и физические лица, выступающие ответчиками по делам, проходящим в судах общей юрисдикции, Верховном суде РФ, арбитражных судах либо находящиеся в ведении мирового судьи. В последнем случае истец должен быть признан освобожденным от уплаты пошлины.
    Пошлина является единовременным платежом, вносимым при обращении плательщика в один из перечисленных выше органов в день такового обращения. Подробная информация о сроках уплаты, возможных льготах, а также размере госпошлины и возможности ее возвращения содержится в гл. 25.3 НК РФ. Обычно она оплачивается заблаговременно.
  • Акцизы. Акцизные сборы взимаются с юридических лиц и организаций, а также с лиц, перемещающих товары через границу Евразийского экономического союза. В соответствии со ст. 182 НК РФ, объектом налогообложения является реализация произведенных подакцизных товаров, реализация предметов залога, передача товара третьим лицам, а также иные действия, предусмотренные данной статьей. Налоговые ставки определяются для каждого товара отдельно. Полный список содержится в ст. 193 НК РФ. Налоговым периодом признается календарный месяц.

Подробнее о том, какие налоги относятся к федеральным, смотрите на следующем видео:

Отличие от местных и региональных

В отличие от местных и региональных, федеральные налоги устанавливает Налоговый кодекс, о чем уже говорилось выше.

Местные сборы определяются нормативно-правовыми актами, изданными представительными органами муниципальных образований, на территории которых они и подлежат оплате. Кроме того, установившие данные платежи органы определяют налоговые ставки, порядок и срок внесения оплаты, условия применения.

Региональные налоги устанавливаются законами субъектов РФ, на территории которых они действуют. Налоговые ставки, льготы, сроки и размер оплаты определяются региональными властями.

Нюансы оплаты

Сроки оплаты федерального налога зависят от его вида, но в большинстве случае оплата производится не позже 20 числа каждого календарного месяца. Исключение составляют случаи оплаты акцизных сборов и государственной пошлины. Некоторые виды платежей оплачиваются ежеквартально.

Кроме того, ежеквартально обязаны оплачивать налоги те субъекты налогообложения, общая выручка которых за 3 месяца не превышает 2 миллионов рублей. В последнем случае налоговые органы обычно требуют заполнения отдельной декларации специального образца.

Все виды федеральных налогов уплачиваются равными долями. Платеж поступает в бюджет по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика. В случае, если он оплачивается налоговым агентом, его могут принять по месту его фактического нахождения.

Федеральные налоги

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.

Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.

К федеральным налогам и сборам относятся:

налог на добавленную стоимость;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

При этом отличие налогов от сборов заключается в том, что налоги уплачиваются безвозмездно, а при уплате сбора лицо получает взамен определенную услугу, предоставить которую вправе только государственный орган.

Федеральные налоги устанавливаются законами Российской Федерации и подлежат взиманию на всей ее территории.

Льготы по ним закрепляются только федеральными законами, но органы представительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты.

По общему правилу ставки федеральных налогов определяются Федеральным Собранием, однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов, минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

Механизм исчисления федеральных налогов и сборов

Для каждого вида федеральных налогов и сборов устанавливается свой круг налогоплательщиков.

Это могут быть физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

В законе также могут указываться категории лиц, которые не могут рассматриваться как налогоплательщики конкретного налога и сбора.

Чтобы правильно определить объект налогообложения, используются нормы НК РФ.

Объект налогообложения большинства федеральных налогов с организаций так или иначе связан с операциями реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав.

В НК РФ также указываются операции, освобождаемые от налогообложения.

Если у лица существует обязанность по уплате определенного налога или сбора и присутствует объект налогообложения, ему необходимо самостоятельно рассчитать сумму, подлежащую уплате в бюджет.

Для этого определяется налоговая база, налоговая ставка берется из кодекса и производится расчет.

Если у налогоплательщика есть право на налоговую льготу, то он указывает и это.

Расчет налога происходит по формуле:

налоговая база Х налоговая ставка.

Каждый вид федерального налога или сбора считается по своим правилам.

Все эти правила детально прописаны в Налоговом кодексе РФ.

Кроме этого, существуют различные разъяснения ФНС.

Порядок уплаты налогов и сборов

Если исчисление налога происходит за определенный налоговый период, то и для его уплаты отведены специальные сроки.

Универсальных сроков для уплаты федеральных налогов и сборов не существует.

Каждый раз необходимо сверяться с нормами НК РФ.

При этом могут использоваться привязки к календарным датам или целому периоду времени, а также указания на конкретное событие или действие.

Не всегда налогоплательщик сам определяет дату платежа. Когда расчет суммы налога лежит на налоговой службе, то обязанность перечислить деньги в бюджет возникает только после получения уведомления.

Но один принцип уплаты налогов неизменен: за просрочку назначаются штрафные санкции. И налогоплательщик будет обязан перечислить в бюджет не только сумму налога, но и дополнительные платежи, такие как штрафы и пени.

При невыполнении требования налоговой инспекции средства для погашения задолженности будут взыскиваться принудительно.

Для этого деньги разыскиваются на счетах должника, а если их недостаточно, то реализуется его имущество.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН — представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.

Упрощенная система налогообложения — УСН

Упрощенная система налогообложения — УСН — может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.

Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения «доходы минус расходы» — 15%.

Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД

Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Статья написана по материалам сайтов: ppt.ru, uridicheskoelico.guru, www.audit-it.ru.

«