8 (800) 700-89-82  Бесплатная консультация с юристом

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Камеральная налоговая проверка сроки и порядок проведения


Одним из видов налогового контроля является камеральная проверка, проведение которой регламентируется ст. 88 НК РФ. Проводится проверка без участия налогоплательщика, проверяются те документы, которые он представил, и налогоплательщик может даже не знать о проводимой проверке. В то же время, если обнаружены ошибки в поданной отчетности, налоговый орган обязан об этом сообщить.

Правила проведения проверки

После того, как налогоплательщик предоставил установленную отчётность, начинает течение срок камеральной проверки – 3 месяца. При этом официального решения для проведения проверки не требуется, уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется.

Если ошибок не выявлено, то налогоплательщику документы не направляются. Если же выявлены ошибки, то направляется требование о представлении пояснений или внесении исправлений.

Функция камеральной проверки – не просто проверка правильности уплаты налога, но и анализ информации. Детально правила проверки и регламент взаимодействия установлены Письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» (далее — Рекомендации).

Так, если есть основания полагать, что налогоплательщик не уплачивает налог в полном объеме, а в рамках камеральной проверки невозможно проверить это в силу ограничений, установленных НК РФ, то данные вносятся в информационные ресурсы для планирования проведения выездных налоговых проверок (п. 1.13 Рекомендаций).

Если отчетность не представлена

Особенность в том, что камеральная налоговая проверка проводится только на основании документов, которые представлены в налоговый орган. Но если отчетности нет, можно ли провести камеральную проверку? Дело в том, что при камеральной проверке проверяют, в том числе, и предоставление отчётности. В базе налогового органа указано, в какие сроки и какая отчетность должна быть представлена каждым налогоплательщиком.

В п. 1.5 Рекомендаций регулируется порядок работы с налогоплательщиками, которые не предоставили отчетность. Достаточно четко урегулированы сроки — через 10 рабочих дней после окончания срока составляется список лиц, которые не представили декларацию. Проходит 5 дней, и в рамках обеспечительных мер (п. 3 ст. 76 НК РФ) выносят решение о приостановлении операций по счетам. У организаций и предпринимателей есть серьезный стимул подать отчетность в кратчайшие сроки.

При этом к налогоплательщику за несвоевременную подачу отчетности применяется штраф по п.1 ст.119 НК РФ, но только после проведения камеральной проверки, так как штраф установлен не в фиксированном размере, а в зависимости от суммы налога.

Кроме того, несвоевременное представление налоговых расчетов повлечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ, а для должностных лиц — ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ .

Что проверяют при камеральной налоговой проверке

Прежде всего вводятся данные и проводится автоматический контроль показателей. Кроме того, сопоставляются показатели текущей отчетности:

  • с показателями отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • с показателями отчетности по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью.

Также проверяется достоверность на основании всей имеющейся информации, проводится анализ налоговой нагрузки, выручки, рентабельности, показатели сравниваются с показателями по аналогичным налогоплательщикам и с показателями, средними по отрасли, в случае значительного отклонения устанавливается причина расхождений.

Если обнаружены противоречия или ошибки, то направление требования о представлении пояснений является обязанностью налоговиков (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Например, несмотря на то, что индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, налоговый орган вправе провести проверку представленной отчётности, и отказ ответить на пояснения и представить документы может повлечь негативные последствия.

Если представлена уточненная декларация

Налогоплательщик вправе, руководствуясь ст. 81 НК РФ, подать декларацию, в которой налоговые обязательства могут быть как увеличены, так и уменьшены. Это может быть уменьшение налога из бюджета в связи с применением налоговых вычетов или увеличением расходов. Может быть исправление ошибок и уменьшение вычетов, соответственно, увеличение суммы, уплачиваемой в бюджет. Ограничение на подачу уточнённых деклараций НК РФ не устанавливает, как и количество уточненных деклараций за один период.

Но надо учитывать, что после подачи каждой уточнённой декларации вновь начинается отсчет периода для камеральной проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

При проведении выездной налоговой проверки достаточно часто организации и ИП подают уточненки, корректируя выявленные налоговым органом ошибки или, наоборот, намереваясь учесть расходы и вычеты, которые ранее не были учтены. В этом случае декларация проверяется в рамках выездной проверки, и результат проверки оформляется также в рамках выездной проверки (п. 3.5 Рекомендаций). Исключение – если в декларации заявлено о возмещении НДС или акциза.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки закреплен как в НК РФ, так и иных актах, которые издаются ФНС России. В статье раскрыт порядок осуществления камеральных проверок, сроки проверочных действий, а также их периодичность.

Понятие и виды налоговых проверок

Проверки ФНС – это мероприятия, осуществляемые данным государственным органом, направленные на мониторинг соблюдения организациями, ИП, физическими лицами порядка исчисления и уплаты налогов.

В ст. 87 НК РФ предусматривается два вида проверок: камеральные и выездные. На практике, видов проверок можно выделить гораздо больше. В частности, они могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными и выборочными, тематическими и общими, контрольными и встречными.

Выездная проверка осуществляется с выездом должностных лиц на территорию проверяемого субъекта, в то время, как камеральная осуществляется без него. Предмет проверочных мероприятий, вне зависимости от вида проверки, не меняется – это надзор за соблюдением законности в сфере уплаты налогов.

Камеральную проверку также называют документарной. Это связано с тем, что сотрудники ФНС изучают правильность и своевременность исчисления и уплаты налоговых платежей на основании представленных организацией деклараций. Предметом проверки является исключительно поданная фирмой отчетность, а за рамки указанного предмета ФНС может выходить только тогда, когда требуется изучение иных документов в целях сверки данных.

Возможна ситуация, когда фирма не подает требуемую декларацию в срок, и камеральная проверка производится на основании имеющихся в распоряжении ФНС сведений, без декларации.

Статья 88 НК РФ — камеральная налоговая проверка. В каких случаях проводятся проверочные мероприятия?

После подачи организацией каждой декларации, производится камеральная проверка (п. 1, 2 ст. 88 НК РФ). Это может быть отчетность по любым налогам, например, по:

  1. Налогу на имущество.
  2. Налогу на прибыль.
  3. НДС.
  4. Единому налогу на вмененный доход.
  5. Налогу, уплачиваемому при УСН.
  6. Налогу, уплачиваемому при ЕСХН.
  7. По транспортному налогу.
  8. По земельному налогу.

При подаче повторной (уточненной) декларации вновь проводится камеральная проверка (это следует из п. 7 ст. 81 НК РФ). Уточненная отчетность подается в случае, когда первоначальная содержала ошибки и неточности, что привело к неверному расчету суммы налога.

Камеральная налоговая проверка по НК РФ проводится по месту нахождения налогового органа, либо проверяемой организации?

Требования к месту проведения камеральной проверки закреплены в п. 1, 2 ст. 88 НК РФ. Она производится по месту нахождения ФНС, в который подана декларация. Декларация в свою очередь подается по месту учета налогоплательщика.

Местом учета плательщика налогов может быть как место ее нахождения, так и место нахождения ее обособленных подразделений. Кроме того, возможно встать на учет по месту нахождения транспорта и недвижимости.

В частности, если организация поставлена на налоговый учет по месту ее нахождения, при его изменении, необходимо встать на учет в ином налоговом органе (если изменился район или город). В этом случае все документы и сведения из старой ФНС после внесения данных в ЕГРЮЛ будут переданы в новую.

В любом случае, все проверочные действия производятся непосредственно в ФНС, а порядок проверки разберем далее.

Каким образом камеральная налоговая проверка проводится?

Как уже понятно из вышеизложенного, проверяется отчетность фирмы. Проверяться будет только та отчетность, которая передана в ФНС, в рамках налогового периода. Иные налоги и налоговые периоды, не отраженные в декларации, при камеральных проверочных мероприятиях предметом проверки быть не могут.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

О том, что проверка производится, налогоплательщика не уведомляют. Сведения о ней вносятся в автоматическую программу АИС Налог, которая позволяет определить:

  • подана ли декларация в срок;
  • соответствуют ли текущие показатели ранее представленным;
  • имеются ли ошибки при составлении отчетности.

Если ошибок и недочетов нет, на этом проверочные мероприятия завершаются, о чем налогоплательщик не уведомляется. Каких-либо письменных документов по завершению мероприятий также не составляется. Таким образом, это самый оптимистичный сценарий, при котором проверяемый даже не узнает, что проверка проводилась.

Второй вариант развития событий возможен, если выявлены ошибки и недостатки. В этом случае ФНС должна убедиться, что нарушений требований НК РФ налогоплательщик не допускает. Для этого сведения о проверке доводятся до проверяемой организации и истребуются пояснения.

Если декларация не отражает настоящего положения вещей, и сумма подлежащих уплате платежей более значительна, нежели заявленная, подается уточненная декларация, проверка по которой начинается заново (ранее начатая проверка прекращается).

Если же налогоплательщик не согласен с мнением сотрудников ФНС, достаточно представить соответствующие объяснения, с приложением подтверждающих документов.

По завершении проверки, сотрудниками ФНС составляется акт, и в дальнейшем, при наличии нарушений, проверяемые юр. лицо, ИП, либо физическое лицо могут быть привлечены к налоговой ответственности. Кроме того, обнаружение ошибок может стать основанием для проведения выездной проверки.

Срок проведения камеральной проверки. Как часто проводятся камеральные налоговые проверки?

Одним из обязательных требований к порядку проведения камеральной налоговой проверки является соблюдение срока ее проведения. Срок проверочных действий не может длится более 3 месяцев. Он не может ни продляться, ни приостанавливаться. Единственное исключение – при поступлении уточненной декларации, его течение начинается заново, поскольку формально, начинается новая проверка.

Срок начинает течение на следующий день после поступления отчетности в налоговый орган. Интересным моментом является то, что ФНС может не сразу начать проверочные мероприятия, поскольку на законодательном уровне такой обязанности не установлено. В этом случае срок не продляется, вне зависимости от того, когда сотрудники ФНС фактически приступили к проверочным действиям.

Возможна подача отчетности различными способами:

  • лично или через представителя;
  • почтой;
  • по интернету.

В первом случае срок начинает течь на следующий день после подачи декларации.

При направлении почтой срок течет в момент отправки письма (в силу п. 4 ст. 80 НК РФ), однако на практике срок начинает течь в момент поступления письма в ФНС. Это позиция налоговых органов, которые мотивируют ее тем, что не могут начать проверку до того, как декларация поступила.

Если отчетность подается через интернет, то срок проверки течет с момента ее отправления (как правило, дата отправления и доставления электронной корреспонденции в этом случае совпадают).

Если ФНС допустила нарушение порядка проведения камеральной налоговой проверки, пропустив трехмесячный срок, это не отменяет ее результатов. Действительно, это признается нарушением, однако оно не является грубым.

Таким образом, рассматриваемый вид проверки производится на основании поступившей в ФНС отчетности по налогам. Проверочные мероприятия проводятся без выезда на территорию налогоплательщика. Если нарушений не выявлено, проверка заканчивается без составления каких-либо документов, а если по итогам проверочных действий обнаружены нарушения и плательщик налогов не смог оправдаться, составляется акт, фиксирующий выявленные недостатки.

14. Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Назначением камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ.

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

заявлена сумма НДС к возмещению;

отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.

Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки

Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ)

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ)

Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ)

Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ)

Участие переводчика, эксперта (статья 95, 97 НК РФ)

Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91, 92 НК РФ)

Оформление результатов камеральной проверки

Нарушения не выявлены:

камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;

акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Указанные документы представляются организациями — налогоплательщиками, налоговыми агентами в налоговые органы по месту учета и в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. При этом согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Черник уточняет, что «налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки».

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС РФ от 2 апреля 2002 г. №БГ-3-32/169, а Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи — Приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 г. №БГ-3-32/705@.

Налоговая проверка начинается в момент фактического получения представляемой налогоплательщиком отчетности представителем налоговой инспекции.

Дата, с которой идет отсчет времени, в течение которого налоговый инспектор может провести камеральную налоговую проверку, зависит от способа представления декларации. Так, если налогоплательщик представляет декларации непосредственно в инспекцию, то дата получения фиксируется штампом входящей документации инспекции. Если же декларации направляются по почте, то днем их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).

— четкое заполнение реквизитов форм отчетности: отсутствие символов, не поддающихся однозначному прочтению, не оговоренных в установленном порядке исправлений, записей карандашом и т.п.

Итак, налоговая и бухгалтерская отчетность сдана налогоплательщиками и передана должностному лицу налогового органа, правомочному проводить камеральную налоговую проверку. Налоговый инспектор, занимающийся непосредственной камеральной проверкой, в процессе проверки должен выявить в первую очередь, своевременность представления отчетности. Интересным представляется то обстоятельство, что данный вопрос в соответствии с Регламентом проведения камеральных проверок не является предметом рассмотрения на стадии приемки документов. Как мы отмечали ранее, в подпункте 2.4 данного документа вопросы, которые проверяются на данной стадии, то о контроле своевременности сдачи отчетности в нем нет ни слова.

Сравнительный анализ подпункта 2.4 Регламента, посвященного процедуре принятия отчетности и подпункта 3.2 Регламента, посвященного самой камеральной проверке, показывает, что некоторые вопросы включены как в первый подпункт, так и во второй. Это можно сказать, в частности, о вопросе проверки полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности. Если мы вспомним о полном запрете на отказ в принятии отчетности, то причина такого «несоответствия» окажется, что называется, на поверхности. Выполнение данного требования в процессе приемки отчетности в отличие от нее же при осуществлении непосредственно камеральной проверки несет совершенно другую функцию, решает совершенно другую задачу. В соответствии с Регламентом данный вопрос решается исключительно в информативных целях, то есть содержит задачу информирования налогоплательщика об имеющихся нарушениях, не более. Это же можно сказать и о других моментах, которые одновременно стоят в перечне вопросов, решаемых как при принятии отчетности, так и при проведении камеральной проверки».

Если в процессе камеральной проверки установлена недоплата налога в бюджет, то налоговый инспектор направляет налогоплательщику требование об уплате недоплаченных сумм налога и пени. Кроме того, при наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения по результатам камеральной проверки он может быть привлечен к налоговой ответственности.

Требуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий, заверяемых подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью организации, если иное не предусмотрено законодательством. Налогоплательщикам следует знать, что не требуется нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения налогоплательщику соответствующего требования.

Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить требуемые документы. В течение двух дней со дня получения уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков отдельным решением.

Отказ проверяемого лица представить запрашиваемые при проведении налоговой проверки документы или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В случае отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, установленном ст. 94 НК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом. Таким образом, в Налоговом кодексе содержится общий запрет истребования от налогоплательщиков дополнительных документов, кроме случаев, названных в ст. 88 НК РФ.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

За непредставление затребованных документов предусмотрена налоговая ответственность по ст. 126 НК РФ. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Кроме того, невыполнение данного требования влечет административную ответственность для должностного лица организации по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в соответствии с которым непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или недостоверном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

По окончании камеральной проверки налоговая инспекция составляет акт по результатам проверки в течение 10 дней после ее завершения (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ) Однако это касается только тех случаев, когда установлен факт совершения налогового правонарушения.

Таким образом, можно говорить о том, что вводится обязательная процедура оформления результатов камеральных проверок. В плане защиты прав налогоплательщиков это крайне важно.

Если по результатам камеральной проверки налоговым органом выявлена недоимка, то он выставляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. Общим положениям о направлении налоговыми органами требования об уплате налога и пени посвящена ст. 69 НК РФ.

Необходимость фактического наличия недоимки по налогам при выставлении требования об уплате налога и пени подтверждает и п. 1 ст. 45 НК РФ. В нем сказано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Содержанию требования об уплате налога и пени посвящен п. 4 ст. 69 НК РФ.

Перейдем к порядку выставления требования об уплате налога. П. 6 ст. 69 НК РФ содержит два способа направления требования налогоплательщику — основной и дополнительный (при наступлении определенных, предусмотренных законом обстоятельств).

Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Следовательно, налоговый орган должен будет доказать в суде факт вручения требования об уплате налога и пени уполномоченному лицу. Причем в корешке требования обязательно должна быть расшифровка подписи получившего его лица. В противном случае требование может быть признано судом ненаправленным. Судебными инстанциями правильно установлено, что факт получения истцом требования налоговым органом не доказан, поскольку подпись на корешке требования не расшифрована с указанием фамилии должностного лица (Постановление ФАС МО от 27.02.2003 N КА-А40/732-03).

Таким образом, представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

«Отказ налогоплательщика», уточняет Григорьев А.Г., «от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа, а также может повлечь за собой назначение в отношении данного лица выездной налоговой проверки».

Решение по результатам камеральной проверки принимается в течение трех месяцев после сдачи декларации.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику или его представителю под расписку либо иным способом. Решение можно отправить по почте заказным письмом. Письмо считается полученным по истечению шести дней после его отправки.

В дальнейшем налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогам и пени с указанием срока, в течение которого требование должно быть выполнено. Срок направления требования — десять дней со дня вынесения решения. При неисполнении такого требования в установленный срок в отношении налогоплательщика может быть принято решение о принудительном взыскании сумм налога и пени. Указанное решение налоговый орган обязан довести до сведения налогоплательщика в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В ходе проведенного исследования в первой главе работы теоретических основ организации и проведения камеральных проверок, можно сделать следующие выводы:

В налоговом кодексе Российской Федерации официального понятия камеральных налоговых проверок не закреплено. Камеральная проверка имеет две основные цели: контроль за правильностью и достоверностью отражения показателей в налоговых декларациях и отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности. Общий срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца со дня представления налоговой декларации, камеральная налоговая проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Статья написана по материалам сайтов: zakoved.ru, studfiles.net, vuzlit.ru.

«