+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

В результате установления абсолютизма


учреждения.

Преобразование центральных органов государственного управления. Реформа местного управления и самоуправления

Установление абсолютизма в России[2].

Высшие государственные учреждения

Преобразования Петра I коснулись всех областей государствен­ного управления. Они были подготовлены всем ходом развития страны в предшествующем столетии. Изменения в структуре го­сударственного аппарата наметились еще в XVII в. Предпосыл­ки дальнейшей централизацииуправления первой четверти XVIII в. состояли в следующем (выделим десять пунктов для удобства изучения):

1. В XVII в. уменьшилась экономическая разобщенность отдель­ных районов, развивались ремесла, появились первые мануфактуры в железоделательной, стекольной, полотняной и дру­гих отраслях промышленности, возросла товарность сельского хозяйства. На этой основе стал складываться всероссийский рынок, росли торговля и промышленность, купечество. Од­нако Россия отставала от стран Запада, поэтому Петр I и стал проводить политику, направленную на подъем экономики, — такая экономическая политики получила название меркантилизма и протекционизма[3].

2. Московское государство восприняло некоторые черты административного управления, используемого татаро-монгола­ми: порядок налогообложения (Петр I перешел от подворно­го к подушному налогообложению, формированию ямской транспортной службы, организации войска и финансово-ка­зенного ведомства). Деспотическое влияние монголо-татар на государственное управление проявилось в смене вассалитета Древней Руси подданством. Остатки вассалитета, при кото­ром не ущемлялась личная свобода вассала, находившегося под покровительством сеньора, постепенно исчезли в XV— XVI вв. К XVI в. на Руси утверждается господство отноше­ний типа «государь—холоп» в самой жесткой и уничижитель­ной форме (т.е. договорные отношения вассалитета смени­лись отношениями подданства).

3. В XVII в. государственная собственность на землю сохраня­лась в Новгородской земле. В Замосковном крае преобладала вотчина (частная собственность на землю). Общество посте­пенно стало освобождаться от груза государственной земель­ной собственности, который оказался непосильным для стра­ны. Разрушение казенной собственности не сводилось к со­кращению поместного фонда земель. Уступая требованиям дворян, власти разрешили обмен поместий на вотчины, рас­ширили права наследования поместья и пр. Кризис москов­ского дворянства подготовил почву для реформ начала XVIII в. Петр I создал русскую регулярную армию, что привело к уп­разднению дворянского поместного ополчения. Крушение старой военно-служилой системы делало ненужным суще­ствование всеобъемлющей государственной земельной соб­ственности. По указу о единонаследии 1714 г. Петр I закре­пил за дворянами поместья, приравняв их к вотчинам. Тем самым он упразднил огромный фонд государственной поме­стной земельной собственности. В реальной жизни процесс превращения поместья в частное владение дворян был бли­зок к своему завершению в конце XVII в. Таким образом, упразднение государственной собственности имело соответ­ствующие предпосылки, стало действительно одной из круп­нейших реформ петровского времени[4].

4. Отмена в 1682 г. местничества — системы распределения служебных мест у феодалов в Русском государстве в XIV—XV вв. при назначении на административную, военную и придвор­ную службу с учетом происхождения, служебного положе­ния предков, а также упоминавшееся выше слияние помест­ного и вотчинного землевладения подготовили указ Петра I о единонаследии и «Табель о рангах всех чинов воинских, стат­ских и придворных» (1722 г.). Последняя установила 14 ран­гов, классных чинов (1-й — высший), при назначении учи­тывалась не только знатность, но и личные способности и заслуги.

5. По мере усиления самодержавия ослабевала роль Земских со­боров. Во второй половине XVII в. они постепенно прекрати­ли свое существование. Уменьшилась и роль боярской Думы. В 1704 г. в источниках последний раз встречается упомина­ние о ней.

6. До преобразований Петра I была начата реорганизация во­оруженных сил. Так, в 30-е гг. XVII в. солдатские, рейтарс­кие и драгунские полки являлись ближайшими предшествен­никами регулярной армии, окончательно сформированной в петровское время.

7. Реформ государственного управления требовала и многолет­няя Северная война (1700—1721 гг.), являвшаяся испытани­ем отечественной государственности. Академик С.Ф. Плато­нов отмечал: «. под давлением военных нужд Петр спешно совершил ряд нововведений, которые разрушали по частям старые московские порядки»[5].

8. Окончательно оформилось крепостное право (Соборное уло­жение 1649 г.), нарастал социальный протест масс (крестьян­ская война под предводительством С. Разина в 1670—1671 гг., городские восстания). Старый государственный аппарат с тру­дом осуществлял карательные функции. Дворянство требо­вало изменения форм правления путем усиления абсолютист­ских начал и перестройки армии.

9. Российская церковь претендовала на власть, и ее позиции были подорваны царизмом задолго до правления Петра I. Патри­арх Никон (1605—1681 гг.) вмешивался в политику государ­ства под лозунгом «священство выше царства», что привело к разрыву царя с патриархом. Светской власти понадобилось 8 лет, чтобы осуществить низложение Никона. Церковный собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь. Такова предпо­сылка огосударствления церкви при Петре I.

10. Сословно-представительная монархия с ее громоздкой при­казной системой с трудом справлялась с управлением гигант­скими территориями России. В XVII в. территория Россий­ского государства заметно расширилась. Потерянные в ре­зультате интервенции и захвата в начале XVII в. земли были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских земель. В состав России вошли Левобереж­ная Украина с Киевом и область Запорожья, осуществлялось продвижение в Сибирь, где Россия достигла берега Тихого океана. В XVII в. пределы России подошли вплотную к Крым­скому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. К концу XVII в. в России насчитывалось более 10 млн. человек. Таким образом, увеличилась территория страны, наметились изменения в структуре государственного аппарата, назрела необ­ходимость преодолеть отсталость России в хозяйственном, воен­ном и культурном отношении. Орудием преобразований стало государство (государь), которое одновременно реформировало себя само. Монарх не имел особого плана преобразований, россий­ский абсолютизм формировался постепенно на протяжении все­го правления Петра I. Он обрел главную опору в сильной регуляр­ной армии, бюрократическом аппарате государственного управления (сформированная Петром I государственная служба) и государственной церкови (царь осуществил огосударствление церк­ви по образцу протестантских стран). Так, в условиях начавшего­ся в России перехода от феодализма к капитализму возникла аб­солютная монархия.

Рассмотрим более подробно упомянутую выше опору абсолютизма.

I. Регулярная армия и флот были созданы Петром I в начале XVIII в. и стали одними из сильнейших в Европе (200 тыс. чело­век, кроме того, 100 тыс. — казачьи иррегулярные войска, по­строено 48 линейных кораблей, 800 галер с экипажем 28 тыс. человек). Армия комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности, поголовной для дворян (офицерский корпус), ре­крутская для прочих сословий (по рекруту от 20 дворов крестьян и посадских людей). Петровская военная реформа ознаменова­лась широким распространением практики участия в государ­ственном управлении профессиональных военных (перепись насе­ления, сбор налогов и недоимок, регулярное использование во­енных, особенно гвардейцев, в качестве эмиссаров царя, наделенных для исполнения задания чрезвычайными полномочиями). Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению. И дело не в особой воинственности Петра, который из 36 лет царствования провоевал 28 лет. Петр был убежден, что армия — наи­более совершенная общественная структура, что она — достой­ная модель всего общества. Военная дисциплина — это тот ры­чаг, с помощью которого, по мнению Петра, можно было воспи­тать в людях уважение к порядку, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. Внедрение в гражданскую сферу военных принципов проявлялось в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства, а так­же в придании законам, определяющим работу учреждений, зна­чения и силы воинских уставов.

В 1716 г. основной военный закон — воинский устав — по прямому указу Петра I был принят как основополагающий зако­нодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Рас­пространение воинского права на гражданскую сферу вело к при­менению в отношении гражданских служащих тех же мер нака­зания, которым подлежали военные преступления против прися­ги — ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности[6].

II. Второй элемент опоры абсолютизма — бюрократический аппарат государственного управления с его регламентацией. Су­ществование слоя людей, постоянно находящихся на государствен­ной службе, и их правовое положение было оформлено в извест­ной петровской «Табели о рангах» (1722 г.). Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы чиновниками. Он ус­танавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший). Гражданская и военная служба для дворян стала обязательной, рас­ширились возможности привлечения на службу представителей других сословий. При этом учитывалась не только знатность, но и личные способности и заслуги. Каждый, достигший должности низшего, 14-го ранга, мог надеяться по мере способности и усер­дия занять высшую должность и перейти в высший ранг. Потом­ственное дворянство составляло пятую часть чиновничества. Основная масса классных чинов — служащие, которым был пожало­ван статус «личного дворянина». Вступающие на государственную должность принимали присягу — обязательство верно служить Оте­честву и государю, отстаивать государственные интересы, ответ­ственно и добросовестно относиться к делу[7].

Тест по истории Абсолютизм в Европе 7 класс

Тест по истории Абсолютизм в Европе, Усиление королевской власти в XVI-XVII веках для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта , в каждом по 8 заданий.

1 вариант

1. Для характеристики абсолютной монархии подходит выра­жение

1) Рожденный подданным должен повиноваться без рассуждения
2) Каждый воюет против каждого
3) Вассал моего вассала не мой вассал
4) Королю — власть, народу — мнение

2. К чертам абсолютной монархии не относится

1) создание общегосударственных органов управления
2) формирование постоянной армии
3) единая государственная религия
4) наличие у каждого города своей денежной единицы

3. Последствием установления абсолютизма в европейских государствах не является

1) формирование наций и национальных государств
2) создание государственной церкви или подчинение суще­ствующей
3) совершенствование постоянных профессиональных ар­мий
4) единая экономика (налоги, системы мер, таможенных правил и т.п.)

4. В каком ряду указаны даты начала правления французских монархов?

1) 1515 г., 1643 г.
2) 1661 г., 1715 г.
3) 1603 г., 1643 г.
4) 1614 г., 1783 г.

5. Выберите из списка абсолютных монархий лишнее государство и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Франция
2) Голландия
3) Англия
4) Испания

6. Первый монарх, ставший главой церкви в собственной стране

1) Эдуард III
2) Генрих VIII
3) Франциск I
4) Яков I Стюарт

7. Установите соответствие между именем монарха и страной, в которой он правил.

А) Генрих VIII
Б) Елизавета Тюдор
В) Франциск I
Г) Яков I Стюарт

1) Франция
2) Англия

8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

Форма правления, при которой верховная власть неогра­ниченно принадлежит одному лицу, монарху, — это _______________.

2 вариант

1. К правам короля-солнца во Франции не относится право

1) определять государственную религию
2) чеканить монету, собирать налоги
3) назначать главу церкви
4) лишать своих подданных собственности

2. «Глаза и уши короля» — так называли

1) парламентариев
2) мировых судей
3) управляющих графствами
4) депутатов Генеральных штатов

3. Пик абсолютизма во Франции связан с именем короля (королевы)

1) Генриха Мореплавателя
2) Людовика XIV
3) Марии Стюарт
4) Елизаветы Тюдор

4. Принцип комплектования европейских армий в XVI-XVII вв.

1) всеобщая воинская повинность
2) рекрутская повинность
3) народное ополчение
4) наемное войско

5. К политике меркантилизма относятся такие черты, как

1) вывоз товаров из страны должен превышать ввоз их в страну
2) поощрение развития иностранных предприятий в стране
3) отмена внутренних таможенных пошлин
4) снижение налогов на иностранных торговцев

6. Для сословно-представительной монархии характерно

1) наличие неограниченной власти одного правителя
2) сочетание власти монарха и сословного представительного органа власти
3) прекращение созыва парламента
4) неограниченное влияние церкви на монарха

7. Установите соответствие между именем монарха и страной, в которой он правил.

А) Генрих VIII
Б) Елизавета Тюдор
В) Франциск I
Г) Яков I Стюарт

1) Франция
2) Англия

8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

Форма правления, при которой верховная власть неогра­ниченно принадлежит одному лицу, монарху, — это _______________.

Тест по теме: Абсолютизм в Европе и повседневная жизнь в 16-17 веках

Тест по теме: Абсолютизм в Европе и повседневная жизнь в 16-17 веках.

Al. Какую форму правления характеризует выражение «Государство — это я!»?

1) демократию 2) республику 3) абсолютную монархию 4) сословно-представительную монархию

А2. Абсолютизм в Англии начал складываться в годы:

1) Войны Алой и Белой розы 2) правления Людовика XIV 3) правления Елизаветы I 4) Столетней войны

A3. Основной чертой абсолютизма является:

1) усиление независимости городских коммун 2) отказ от проведения политики меркантилизма

3) введение единого государственного законодательства 4) усиление роли сословно-представительньгх учреждений

А4. В результате установления абсолютизма: 1) сокращаются налоги 2) вводятся гражданские права и свободы 3) усиливаются феодальные междоусобицы 4) ускоряется экономическое развитие страны

А5. Появление бирж и банков в Европе в XVI в. свиде­тельствовало о:

1) развитии товарного хозяйства 2) господстве натурального хозяйства

3) слабом развитии мировой торговли 4) распространении крепостного права

1) были самым привилегированным сословием 2) использовали труд зависимых крестьян

3) поставляли свою продукцию на рынок 4) жили за счет доходов от поместий

A7. Развитию мануфактур способствовало:

1) появление монополий 2) создание цеховых уставов

3) введение крепостного права 4) увеличение спроса на ремесленные изделия

А8. В XVI в. наемными рабочими становились:

1) купцы 2) банкиры 3) городские бедняки 4) зажиточные крестьяне А1. В XVII в. численность населения в Европе значитель­но сократилась из-за:

1) феодальной раздробленности 2) развития промышленности 3) роста урожаев пшеницы 4) эпидемий

А9. О каком напитке идет речь в отрывке из документа?

Этот горький, тошнотворный и вонючий, точно вода из грязной лужи, напиток, из-за которого муж­чины без толку растрачивают время, пускают на ветер деньги и обжигают свои языки.

1) квас 2) пиво 3) кофе 4) шоколад

A10. Что характерно для европейского общества в раннее Новое время?

1) высокий уровень жизни 2) медленный рост населения 3) большая продолжительность жизни 4) сокращение численности городского населения

А11. В XVI в. законодательницей моды была:

1) Италия 2) Франция 3) Испания 4) Голландия

А12. Какие 2 сельскохозяйственные культуры появились на столах европейцев в XVI—XVII вв.?

1)Овес 2)перец 3)томаты 4)капуста 5)кукуруза

В1. Установите соответствие между фактом и страной.

Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

A) правление Елизаветы I Тюдор

Б) прекращение созыва Генеральных штатов

B) сохранение в XVI в. феодальной раздробленности

В2.Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

1) место, где заключаются сделки купли-продажи

2) исключительное право на производство или продажу чего-либо

3) экономическая политика, в основе которой лежала цель накопления

государством золота при помощи развития внешней торговли

Установление абсолютизма в России

Глава 5. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ

АППАРАТЕ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В.

Установление абсолютизма в России

Абсолютизм как форма правления.Возникновение абсолютизма как формы правления обусловлено процессом генезиса буржуазных отношений. В условиях перехода от феодального, сословного общества к обществу капиталистическому, гражданскому государственная власть получает значительную самостоятельность по отношению к различным социальным группам. Происходит отмирание сословно-представительных учреждений, которые в той или иной степени ограничивали власть монарха. К основным чертам абсолютизма относятся: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха; право монарха распоряжаться государственными финансами и устанавливать налоги; наличие обширного, разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата, осуществляющего от имени монарха управленческие функции; централизация и унификация государственного и местного управления, территориального деления; создание постоянной армии и полиции; регламентация службы и частной жизни сословий. В XVI в. абсолютизм устанавливается во Франции, Испании, Англии (в неполной форме и до революции середины XVII в.), Германии (так называемый княжеский абсолютизм). Расцвет абсолютных монархий в Западной Европе приходится на XVII – XVIII вв.Эталоном абсолютной монархии считается Франция эпохи Людовика XIV.

В России абсолютная монархия окончательно складывается в первой четверти XVIII в. Ее установление явилось закономерным результатом развития государственной системы страны. Предпосылки абсолютизма в экономической, социальной и политической областях созрели еще в царствование Алексея Михайловича. Непосредственное же оформление абсолютизма связано с петровскими преобразованиями.

Политическая борьба в конце XVII в и воцарение Петра I.Будущий реформатор российской государственности Петр I родился в Москве 30 мая 1672 г. от брака царя Алексея Михайловича со второй женой Натальей Кирилловной Нарышкиной. После смерти Алексея Михайловича (1676 г.) царем становится его сын от первого брака (с Марией Ильиничной Милославской) Федор. Самым значительным государственно-политическим событием недолгого царствования Федора Алексеевича было упразднение местничества в 1682 г. Кончина бездетного Федора Алексеевича в апреле 1682 г. вызвала ожесточенную борьбу за власть между боярскими группировками Милославских и Нарышкиных и их сторонников. Милославские выдвигали на престол пятнадцатилетнего Ивана, страдавшего слабоумием, а Нарышкины – десятилетнего Петра, который из-за своего малолетства также не мог быть самостоятельным правителем. На заседании Земского собора, состоявшего из бояр и духовенства, царем был провозглашен Петр. Поскольку Петр стал царем в обход старшего брата Ивана, Милославские отказались признать это решение и спровоцировали в столице стрелецкий мятеж. 15 мая 1682 г. стрелецкие полки вошли в Кремль, расправились со сторонниками Нарышкиных и вынудили Боярскую думу объявить царями обоих братьев. Причем Иван V стал «старшим» царем, а Петр I – «младшим» Правительницей же государства при недееспособных царях была провозглашена их старшая сестра Софья.

В результате восстания стрельцов в Москве фактически установилось двоевластие. С одной стороны функционировало официальное правительство царевны Софьи, с другой – неофициальное правительство во главе с начальником Стрелецкого приказа князем И.А. Хованским. В стрелецких кругах раздавались призывы к истреблению царской фамилии и провозглашению царем Хованского. Только осенью 1682 г. Софье удалось освободиться из-под опеки стрельцов и покончить с «хованщиной»: И.А. Хованский был вызван в царское село Воздвиженское, обвинен в превышении власти и казнен вместе с сыном. Новым начальником Стрелецкого приказа был назначен приверженец Софьи Ф.Л. Шакловитый.

Софья, управлявшая Российским государством в течение семи лет, показала себя решительной и способной правительницей. Некоторые из ее политических акций в какой-то мере предвосхитили реформаторскую деятельность Петра. Она назначила главой правительства В.В. Голицына, сторонника сближения с Западом. При ней была основана Славяно-греко-латинская академия (1687 г.). Софья проводила активную внешнюю политику: был подписан «Вечный мир» с Польшей (1686 г.), предприняты два похода русских войск в Крым (1687 г., 1689 г.) и заключен первый русско-китайский договор (1689 г.).

По мере взросления Петра регентство Софьи утрачивало правовое основание, и новое столкновение в верхах за власть становилось неизбежным. Попытки Софьи придать своему правлению дополнительную легитимность (чеканка монет с ее изображением, использование в официальной документации титулов «государыня» и «самодержица») только ускорили ее разрыв с Петром. В августе 1689 г. Петр I, опираясь на «потешные» полки, отстранил Софью от власти: сама она была заключена в Новодевичий монастырь, ее фаворит В.В. Голицын сослан в г. Мезень, а глава Стрелецкого приказа Ф.Л. Шакловитый – казнен.

Удаление Софьи с политической арены не означало автоматического превращения Петра в реального правителя государства. Правительство возглавил его дядя Л.К. Нарышкин. Лишь с середины 90-х гг. XVII в. Петр I начинает проводить собственную политику. Первыми его шагами в качестве самостоятельного правителя были Азовские походы 1695 –1696 гг.

Превращение России в абсолютную монархию.Во второй половине XVII – первой четверти XVIII вв. в политической системе Российского государства происходят значительные изменения: на смену сословно-представительной монархии приходит монархия абсолютная. Утверждение абсолютизма в России имело ряд особенностей. Он возник в условиях полного господства феодально-крепостнических порядков и отсутствия развитых буржуазных отношений, существенного отставания России от ведущих европейских стран, значительного воздействия так называемых восточных, или деспотических, традиций на политический строй государства, воспроизводивших такие его черты как всеобщий страх населения перед властью и полное бесправие подданных. В отличие от стран Западной Европы, где социальной базой абсолютизма был союз дворянства с городами, в России абсолютизм опирался на крепостническое дворянство и служилые сословия.

Еще во второй половине XVII в. были ликвидированы или лишены самостоятельности сословно-представительные органы как в центре (Земские соборы), так и на местах (губные и земские учреждения). В 1700 г. фактически упраздняется патриаршество. В начале XVIII в. прекращаются заседания Боярской думы (в последний раз она упоминается в источниках в 1704 г.). Вместо прежних органов государственного управления появляются Сенат (1711 г.) и Синод (1721 г.), приказы заменяются коллегиями (1717 – 1720 гг.), вводится губернское административно-территориальное деление (1708 г.).

После подавления в 1698 г. стрелецкого восстания Петр I приступил к проведению военной реформы. Стрелецкие полки подлежали расформированию и замене регулярной армией. Северная война, начавшаяся в 1700 г., ускорила создание постоянной армии и морского флота. К 1705 г. переход к формированию армии на основе рекрутской повинности был завершен. Солдаты в нее набирались из крестьян и горожан, а офицеры – из дворян. За время царствования Петра I было проведено 53 рекрутских набора.

Важное место в политической системе абсолютизма занимали органы политического сыска. Таковыми в петровской России являлись Преображенский приказ (с 1695 г.) и Тайная канцелярия (с 1718 г.). Оба карательных органа были непосредственно подчинены царю. Любое действие («слово и дело»), направленное против особы монарха, подвергалось жестокой каре: лицо, совершившее попытку или просто замыслившее цареубийство, приговаривалось к четвертованию, оскорбление монарха словом наказывалось отсечением головы, за вооруженное неповиновение царской воли назначалось повешение.

Непременным атрибутом абсолютизма является полиция. В России первые полицейские органы появляются в 1718 г.: сначала в Петербурге, затем в других крупных городах. Однако городов, имевших полицеймейстерские конторы, было немного – к концу петровского правления их число не превышало 20.

Внешним выражением утверждения абсолютизма в России стало принятие Петром I императорского титула. 22 октября 1721 г. видный деятель петровского царствования Г.И. Головкин от имени Сената обратился к Петру I с просьбой в ознаменование победы России над Швецией в Северной войне принять титул «Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского». Так Россия была провозглашена империей. Первыми императорский титул российского монарха признали Пруссия, Нидерланды и побежденная Швеция, позднее – другие государства.

Законодательная формулировка российского абсолютизма впервые была дана в толковании к 20-му артикулу Воинского устава (1716 г.): «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять» – и уточнена в Духовном регламенте (1721 г.): «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает».

Идеологическим основанием российского абсолютизма являлись патриархальные концепции государства и власти. В проповедях и сочинениях Стефана Яворского, Феофана Прокоповича и других идеологов петровского времени монарх изображался «отцом народа», любящим своих поданных, знающим их нужды и неустанно заботящимся об их благе. Патернализм власти к народу проявлялся в стремлении абсолютистского государства к всеобъемлющей регламентации общественной и частной жизни. Указы первой четверти XVIII в. содержали предписания населению, когда гасить свет, в каком платье ходить, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороду и т.п.

В январе 1722 г. Петр I изменил порядок наследования престола. По этому указу монарх получил право по собственной воле назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Более того, он мог отменить свое решение, если наследник не оправдывал его надежд. Издание этого указа было связано с личной трагедией Петра I – конфликтом и вынесением смертного приговора сыну, царевичу Алексею. Петровский указ о престолонаследии, порывавший с исторически сложившимся, традиционным порядком передачи престола, послужил прологом к эпохе дворцовых переворотов, начавшейся после смерти Петра.

Экономическая политика абсолютной монархии.Для абсолютной монархии характерно усиление вмешательства государства в экономическую жизнь страны. В основе экономической политики Петра I лежала доктрина меркантилизма, сторонники которого полагали, что могущество государства определяется количеством находящихся у него денег. С целью накопления финансовых ресурсов внутри страны Петр I поощрял развитие мануфактурного производства. Так, если в XVII в. в России насчитывалось немногим более 30 мануфактур, то за годы царствования Петра было построено 205 новых мануфактур и заводов, из которых 100 являлись казенными. Под особым покровительством абсолютистского государства находилась металлургическая промышленность. Урал (там размещалось большинство железоделательных заводов) превратился в один из крупнейших центров металлургии не только России, но и Европы. Главным результатом экономического развития страны в первой четверти XVIII в. стало возникновение крупной промышленности мануфактурного типа.

В то же время следует отметить, что господство феодально-крепостнических отношений деформировало социальную природу российской мануфактуры. Узость внутреннего рынка и отсутствие свободной рабочей силы вынуждали правительство прибегать к широкому использованию на мануфактурах принудительного труда приписных и посессионных крестьян.

Составной частью политики меркантилизма являлся протекционизм. В 1724 г. был принят новый таможенный тариф, установивший высокие пошлины (от 25 до 75%) на ввоз иностранных товаров. Таможенная политика правительства защищала отечественного производителя, обеспечивала положительное сальдо внешнеторгового баланса, увеличивала доходы казны.

Новая роль государства в хозяйственной жизни проявилась также в создании специальных органов, ведавших управлением отдельными отраслями экономики. В ходе коллежской реформы (1717 –1720 гг.) были образованы Берг-коллегия, Мануфактур-колелегия и Коммерц-коллегия, управлявшие соответственно горным делом и металлургией, легкой промышленностью, внутренней и внешней торговлей.

Сословные преобразования самодержавия.Одним из признаков абсолютизма является стремление государства к правовой регламентации положения сословий и социальных групп. В период с 1649 по 1724 гг. правительство разрабатывает и принимает целый ряд законодательных актов, призванных юридически закрепить формирование основных сословий российского общества – дворянства, духовенства, крестьянства и городского населения.

Рассматривая дворянство в качестве своей главной социальной опоры, самодержавие стремилось укрепить его положение в государстве. Соборное уложение 1649 г., разрешив обмен поместий на вотчины, положило начало процессу сближения правового статуса дворянства с боярством. Отмена местничества (1682 г.), упразднив наследственные привилегии княжеско-боярской аристократии при назначении на руководящие государственные посты и, тем самым, устранив один из главных поводов для недовольства дворян, способствовала дальнейшей консолидации феодального класса. В первой четверти XVIII в. происходит окончательное слияние его различных групп в единое дворянское сословие: указ о единонаследии (1714 г.) привел к стиранию юридических различий между вотчиной и поместьем, указ о подушной переписи (1718 г.) закрепил за дворянством привилегированное положение неподатного сословия, «Табель о рангах» (1722 г.) установила единый порядок прохождения государственной службы.

Процесс подчинения церкви государству, активно протекавший в первой четверти XVIII в., не мог ни затронуть правового статуса духовенства. На Руси духовенство испокон веков делилось на черное или монашествующее, из которого формировалась высшая церковная иерархия, и белое или приходское. В 1722 г. белое духовенство было превращено в наследственное сословие. Дети священников обязаны были поступать в духовные училища, в противном случае они шли в солдаты. Одновременно был ужесточен прием в духовное сословие кандидатов из других социальных групп. Так, среди выходцев из дворянских семей на сан священника могли претендовать только младшие сыновья и то по достижении ими 40-летнего возраста, а из податных сословий в разряд белого духовенства можно было перейти только при условии согласия родственников или общины уплачивать подушный налог за лицо, решившее стать священником.

Государственное регулирование правового статуса крестьянства и посадского населения исходило, прежде всего, из интересов казны и потребностей местного управления. В ходе замены подворного обложения подушной податью (1718 – 1724 гг.) ликвидируется институт холопства. В 1723 –1724 гг. из черносошных крестьян, однодворцев и ясачных людей нерусских областей было образовано новое сословие государственных крестьян. Недостаток рабочих рук на казенных заводах и мануфактурах заставил правительство заняться обеспечением их рабочей силой. С этой целью крестьянство близ лежащих деревень «приписывалось» к предприятиям – так появилась сословная категория приписных крестьян. В 1721 г. Петр I подписал указ, в соответствии с которым владельцам частных мануфактур разрешалось покупать крестьян для работы на принадлежащих им предприятиях. Эта категория населения называлась посессионными крестьянами.

Согласно регламенту Главного магистрата (1721 г.) все посадское население делилось на регулярных граждан (купцы, промышленники, ремесленники, люди свободных профессий) и подлых людей (все прочие).

Таким образом, при Петре I сложилась новая социальная структура, в которой права и обязанности каждого сословия, его роль и место в государственной и общественной системе были расписаны до мелочей и закреплены в законодательстве. Такое государство получило наименование «регулярного».

«Табель о рангах».Для управления огромной империей Петр I создал обширный и разветвленный чиновничье-бюрократический государственный аппарат. С целью упорядочить его работу была издана «Табель о рангах». Необходимость в подобном документе остро ощущалась со времени отмены местничества. Еще при Федоре Алексеевиче был подготовлен проект указа о службе, предусматривавший разделение ее на военную и гражданскую и распределение служилых людей по пяти разрядам. Этим, однако, дело тогда и ограничилось. Петр I в отличие от своих предшественников оказался более последовательным. Закон о службе тщательно готовился в течение нескольких лет. Были собраны и изучены законодательные материалы об организации государственной службы в Англии, Дании, Пруссии, Швеции, Франции, Польше и других государствах. 24 января 1722 г. «Табель о рангах» была введена в действие петровским указом. Она стала первым законодательным актом, регулирующим государственную службу в России.

«Табель о рангах» распространялась на военную, статскую (гражданскую) и придворную службу. Все служащие подразделялись на четырнадцать классов: 1-й

считался высшим, 14-й – низшим. Первоначально это были должности государственной службы, позднее – чины и разряды чиновников, военнослужащих и придворных. Каждый служащий был обязан пройти их снизу доверху, что, с одной стороны, обеспечивало замещение всех служебных вакансий, а с другой – способствовало приобретению необходимого опыта служебной деятельности. «Табель о рангах» устанавливала строгое почитание высшего чина низшим и вводила штрафные санкции за нарушение служебной субординации.

Закон устанавливал обязательность службы для дворян, причем ее продолжительность не ограничивалась каким-либо определенным сроком. Позднее, в 1736 г., срок службы был установлен в 25 лет.

С принятием «Табели о рангах» принцип знатности, родовитости при формировании государственного аппарата заменялся принципом служебной пригодности. И дворяне и недворяне должны были начинать службу с низших чинов. Лицам недворянского происхождения она давала возможность получить за службу личное (для этого в XVIII в. было достаточно выслужиться до 14-го класса в гражданской службе) и даже потомственное дворянство (это право давалось при достижении 14-го класса в военной и 8-го класса в гражданской службе). Приобретение дворянства путем выслуги чина усиливало социальную мобильность правящего сословия и вело к демократизации его состава. Однако на практике получить дворянство, особенно потомственное, было не так то просто: абсолютистское государство, проявлявшее заботу о «чистоте» дворянских рядов, время от времени принимало законодательные акты, вводившие ограничения на приобретение дворянства посредством продвижения по службе.

«Табель о рангах» сыграла значительную роль в рационализации государственной службы. Уравняв гражданскую службу с военной и сделав ее, тем самым, более привлекательной для дворян, она содействовала укомплектованию государственного аппарата компетентными служащими. Эту же цель преследовало и привлечение на службу служащих-недворян. Кроме того, частичное пополнение государственного аппарата выходцами из других сословий решало важную политическую проблему – расширяло социальную опору абсолютной монархии.

«Табель о рангах» завершила процесс формирования чиновничества как привилегированной социальной группы. С небольшими изменениями она определяла организацию государственной службы в стране и корпоративные принципы существования российской бюрократии до 1917 г.

Изменения в политической элите.До XVIII в. высшую политическую элиту Российского государства составляли царь, патриарх, их ближайшее окружение, думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки), «Освященный собор», верхушка приказной бюрократии (начальники и дьяки приказов). Это был сравнительно малочисленный слой людей, отношения внутри которого строились на основе традиций господства-подчинения и неукоснительного соблюдения местнических правил. Основным источником ее формирования оставались княжеско-боярская аристократия и поместное дворянство.

Реформы Петра I в государственном аппарате, носившие скачкообразный характер, привели к существенным изменениям составе политической элиты. Реорганизация системы управления сопровождалась ростом управленческого аппарата, в том числе высшего и не могла не отразиться на количественном составе правящей бюрократии. Изменились и источники пополнения элиты. Петр I широко привлекал на службу, особенно военную, иностранных специалистов, занявших со временем видное положение при дворе и в армии. Выдвижение на первое место принципа служебной пригодности открыло путь на верх простолюдинам. Ярчайший пример тому блистательная карьера ближайшего сподвижника Петра I А.Д. Меншикова. Выходец из низов, в детские годы торговавший пирожками, он стал крупнейшим государственным и военным деятелем, светлейшим князем, генералиссимусом и фактическим правителем империи при Екатерине I.

Политическая элита петровского времени изменилась и качественно. В ней можно выделить несколько субэлит: военную, чиновничью, придворную, церковную. Причем резко возросло значение военной субэлиты. Никогда в истории России военная верхушка – гвардия – не играла такой исключительной политической роли как в первой половине XVIII в. По сравнению с прежней, доимперской элитой, петровская элита отличалась большей социальной и политической разобщенностью. Она включала в себя три основные группы: старомосковскую аристократию (Голицыны, Долгорукие и др.), тяготившуюся абсолютизмом и насильственной европеизацией, новую дворянскую элиту, выдвинувшуюся при Петре I («птенцы гнезда Петрова») и иноземцев, находящихся на русской службе (Миних, Остерман, Бирон). Петр I, сконцентрировав в своих руках абсолютную власть, сглаживал внутриэлитные противоречия, но после его смерти борьба дворянских группировок за власть дестабилизировала государственную систему и стала одной из причин дворцовых переворотов.

Статья написана по материалам сайтов: testschool.ru, pandia.ru, studopedia.org.

«