+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

В конституции рф образованию посвящена статья


Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования — индивидуальное право каждого.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий. Основной государственной гарантией получения гражданами Российской Федерации образования является государственное и (или) муниципальное финансирование образования. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части уставной некоммерческой деятельности, предусмотренной уставами этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования, на получение бесплатно на конкурсной основе высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 43) государство устанавливает образовательные стандарты — нормативные образцы, содержащие комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения. Существует два уровня таких стандартов: 1) федеральный, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников, и 2) региональный, учитывающий особенности получения образования с учетом национальных и региональных особенностей.

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение.

Положения, закрепленные в комментируемой статье Конституции, в полной мере отвечают международным стандартам в сфере образования.

Таким образом, ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование, в ч.2 ст.43 Конституции гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, в соответствии с ч.3 ст.43 Конституции государство гарантирует получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые, согласно ч.4 ст.43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными, часть 5 ст.43 предусматривает, что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты.

Статья 43 Конституции РФ

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комментарий к Статье 43 Конституции РФ

1. Образование — процесс развития, саморазвития и воспитания личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности. Задачи образования — знать, понимать, уметь, участвовать в творческой деятельности, иметь сложившееся эмоционально-ценностное отношение к миру.

Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

После внесения в 2007 г. поправок в Закон об образовании в России была обеспечена всеобщность и обязательность полного общего образования (до этого обязательными были 9 классов, но при желании можно получить и 11-классное бесплатное образование). По уровню высшего образования Российская Федерация занимает девятое место в мире (ранее была на четвертом после Израиля, Норвегии и США)*(575). На 10 тыс. жителей высшее образование получают 250 человек, больше только в США*(576). Вместе с тем средства, ежегодно выделяемые из государственного бюджета на образование, невелики (менее 5% ВВП), 11-летнее образование, принятое в 2/3 государств мира (а в некоторых странах 12- и 13-летнее), до 2007 г. не было обязательным. Качество образования недостаточное. Все это характеризует действие конституционных норм на практике. Россия подписала соглашение о присоединении до 2010 г. к так называемому Болонскому (европейскому) процессу образования. Поэтому в целях совершенствования образования в России с 2006 г. действует приоритетная национальная программа Образование»*(577). На науку расходуется 1% ВВП (в Китае — 2,3%)*(578).

Образование в России регулируется несколькими законами: Законом об образовании, Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 15.07.2008) и другими актами. На уровне субъектов РФ иногда принимаются законы о тех или иных сторонах дошкольного и начального образования. В некоторых субъектах РФ (Пермском крае, Томской области, Чеченской Республике и др.) министры образования издают свои акты. Постановления по вопросам деятельности конкретных муниципальных дошкольных и начальных образовательных учреждений принимаются органами местного само управления.

Закон об образовании характеризует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Он сопровождается требованием констатации (в форме экзаменов и др.) достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов). Такие уровни в России определяются в федеральных государственных образовательных стандартах. Это необходимый объем знаний, обязательный для получения соответствующего документа об образовании.

Политика государства в сфере образования основывается на следующих принципах: уважение к правам и свободам человека; единство федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные стандарты) при условии учета региональных национальных традиций и особенностей (федеральные стандарты могут быть дополнены региональным компонентом) и при учете особенностей специализации определенного вуза (в вузах возможен вузовский компонент); общедоступность образования; адаптивность (приспособленность) системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (например, в дошкольном образовании); светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в России есть и религиозные образовательные учреждения, которые вправе выдавать теперь свои официальные документы, признаваемые государством, а в государственных и муниципальных учреждениях могут преподаваться различные дисциплины религиоведения факультативно); свобода и плюрализм образования (речь идет прежде всего об академической свободе и ознакомлении обучающихся с различными научными взглядами); демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Государственные элементы управления образованием означают существование соответствующего законодательства, государственных стандартов, определяющих минимум обязательных знаний (стандарты утверждены Минобрнауки России в качестве временных мер), управленческую деятельность министерств и их местных органов, ведающих образованием, и др. Общественный характер управления образованием обеспечивается созданием общественных советов при Минобрнауки России, включением в коллегию Министерства выдающихся ученых в сфере образования, выборностью руководителей некоторых образовательных учреждений, существованием попечительских советов учреждений, созданием педагогических советов в школах, ученых и диссертационных советов в вузах, родительских комитетов классов и школ, студенческих советов, составлением учебных планов, программ курсов самим преподавательским коллективом и т.д.

В соответствии с законодательством РФ граждане имеют право на получение основного общего образования на родном языке. Они могут выбирать язык обучения, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В республиках в составе РФ, имеющих наряду с русским свой государственный язык (в единичных республиках, например в Карачаево-Черкесской, несколько государственных языков), изучение предметов в образовательном учреждении может вестись в равном объеме на двух государственных языках (если их два, из чего исходил Конституционный Суд РФ), это не противоречит Конституции (см. Постановление от 16.11.2004 N 16-П*(579)).

В России действуют несколько типов образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. По завершении каждой ступени или уровня образования выдаются документы государственного образца.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. В государственных и муниципальных учреждениях обучение бесплатное; студенты, которые учатся не ниже, чем на «хорошо», получают небольшую государственную стипендию. Передача определенных полномочий в сфере образования на муниципальный уровень не противоречит Конституции, но одновременно Суд сформулировал важное положение более общего значения, имеющее отношение к известному Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ: при такой передаче Федерация или субъект РФ сохраняют свои конституционные обязанности (см. Постановление КС РФ от 15.05.2006 N 5-П*(580)). В частных учреждениях обучение платное, стипендии могут выплачиваться лишь некоторым студентам из благотворительных фондов и иных негосударственных источников. Образовательные учреждения могут сдавать в аренду свое имущество, независимо от формы собственности. Они освобождаются от уплаты налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами, но некоторые другие налоги они уплачивают.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, установленные образовательными учреждениями в соответствии с законодательством РФ, должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. После принятия поправок 2007 г. в Закон об образовании 11-классное обучение обязательно для всех граждан РФ и бесплатно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (иностранные граждане получают такое образование за плату). В частных учебных учреждениях образование для российских граждан платное. Для поступления в учреждения среднего профессионального образования (техникумы и др.) необходимо, как правило, основное общее образование, для поступления в вуз — 11 классов и соответствующий документ об этом (аттестат).

При поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, требующие наличия у поступающих творческих способностей физических или психологических качеств, а также в те учреждения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу, учреждения вправе вводить по предметам, по которым не проводился ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания. Их результаты учитываются наряду с данными ЕГЭ при проведении вступительного конкурса.

Вне конкурса в учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп (если им не противопоказано обучение в таких учебных учреждениях), граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида, граждане, уволенные с военной службы, поступающие в высшие образовательные учреждения (по рекомендациям командитов), участники боевых действий. Некоторые категории лиц пользуются преимущественным правом на поступление (дети военнослужащих, погибших или умерших на военной службе или вследствие травм, заболеваний и др.). Победители и призеры заключительного этапа школьных олимпиад, победители спортивных олимпиад, чемпионы и др. принимаются без вступительных экзаменов в вузы, соответствующие профилю олимпиад. Лицам, окончившим вузы, присваиваются звания «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

2. Часть 2 комментируемой статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Закон об образовании устанавливает также общедоступность и бесплатность среднего (полного) образования в объеме 11 классов и начального профессионального образования, цель которого — подготовка работников квалифицированного труда с одновременным получением знаний в объеме основного общего образования. Общедоступность и бесплатность относится к государственным и муниципальным образовательным учреждениям, но получение второго высшего образования в них возможно только на платной основе.

Содержание образования определенного уровня и направленности определяется соответствующими программами: дошкольного образования; начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Программы могут быть типовыми или дополняться самими образовательными учреждениями, но в любом случае должны соответствовать государственным образовательным стандартам. В настоящее время действуют государственные программы, содержащие в основном предметные требования. В отличие от них разрабатываются программы «второго поколения», которые подлежат введению в действие в основной школе с 1 января 2008 г., в «старшей школе» — в 2009 г.*(582) Обучение происходит в дошкольных учреждениях (детских садах), общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии), профессионально-технических училищах, специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии и т.д. Наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями дети могут обучаться в частных учреждениях, а также в учреждениях, создаваемых религиозными и общественными объединениями. Образовательные стандарты обязательны и для них.

3. По статье 43 Конституции России Каждый гражданин РФ может получить на конкурсной основе бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении (неграждане России могут получить его за плату). Кроме того, каждый гражданин России и не имеющий российского гражданства может получить высшее образование в частном образовательном учреждении (за плату). Такое учреждение, если оно прошло лицензирование, а затем аккредитацию (особую проверку состояния образования), также выдает диплом государственного образца. Обучающиеся в таких вузах имеют отсрочку от призыва на военную службу, студенты негосударственных вузов, не имеющих аккредитации, такой отсрочкой не пользуются (см. Постановление КС РФ от 21.10.1999 N 13-П*(583)). Преподавание в высшей школе строится с учетом академической свободы. Преподаватель обязан дать обучающимся учебный материал в объеме стандарта и учебной программы, но возможно изложение его с позиций различных взглядов.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования (а также частные) имеют три организационные формы: институт (однопрофильное учреждение), академия (не менее двух факультетов), университет (не менее пяти факультетов). Общее руководство вузами осуществляет Минобрнауки России, в составе которого есть службы и агентства. Они считаются учредителями государственных вузов (учредители муниципальных вузов — соответствующие органы местного самоуправления, частных — физические и юридические лица). Минобрнауки России разрабатывает (при участии научной и педагогической общественности) государственные стандарты, определяет (в соответствии с законом) некоторые правила приема в вузы, решает вопросы материального и финансового обеспечения вузов, находящихся в федеральной собственности (вузы субъектов РФ и муниципальных образований обеспечиваются ими), осуществляет контроль за качеством учебного процесса (для этого в составе Министерства существует надзорная служба), организует проверку остаточных знаний студентов разных курсов (тестирование и др.).

Лица, у которых есть диплом о высшем образовании, имеют возможность получить послевузовское профессиональное образование (аспирантура и др.), готовиться к научной или педагогической работе, создавать исследования для получения ученой степени.

4. Каждый гражданин РФ обязан получить основное общее образование — 11 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. Учеба в школе начинается с шести с половиной лет, но не позже восьми лет. После завершения основного общего образования проводится государственная аттестация учащегося. Аттестат дает право продолжить обучение для получения среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования, но чтобы иметь право поступить в вуз, нужно окончить 11 классов.

Требование обязательности основного общего образования относится к лицу до достижения им 15 лет. Родители, лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми такого образования. Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — 18 лет. Для отдельных категорий обучающихся этот возраст может быть увеличен.

5. Чтобы обеспечить необходимый уровень образования, в России (в отличие от многих зарубежных стран) законодательно закреплена необходимость государственных образовательных стандартов. Учебный план вуза (факультета и т.д.) включает федеральный компонент и может включать региональный (субъекта РФ) и вузовский компоненты. Федеральный компонент обязателен для любого образовательного учреждения. Он определяет необходимый минимум содержания программ основных учебных курсов по данной специализации, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (аудиторные занятия и количество часов, предусмотренное для самостоятельной работы), содержит требования к уровню подготовки выпускников. Такие стандарты утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Региональный компонент может быть предложен соответствующими органами государственной власти субъекта РФ. Для вузов, находящихся в федеральной собственности, он является рекомендацией, для вузов данного субъекта РФ и его муниципальных образований он может быть обязательным. Учебный план может включать также вузовский компонент — дополнительные дисциплины по специализации вуза.

Законодательство предусматривает возможность различных форм обучения. В Законе об образовании говорится, что с учетом потребностей и возможностей обучающихся образовательные программы по той или иной учебной дисциплине могут быть освоены: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной. Возможны также семейное образование, самообразование, экстернат. При любой форме образования аттестация должна проходить в образовательном учреждении, имеющем на это право. Для всех форм образования действует единый государственный стандарт и общие учебные программы по дисциплинам; по другим системам учащиеся обязаны знать и выполнять требования учебных программ. Некоторые профессии и специальности не могут быть освоены в заочной форме или в форме экстерната (например, медицина, иностранные языки, военное дело и др.). Перечень таких специальностей установлен Правительством РФ.

Статья 43 Конституции РФ гласит, что государство различными способами поддерживает развитие образования. Создаются новые крупные государственные университеты (в 2006 г. создан Южный федеральный университет с крупными научными центрами и почти 50 тыс. студентов, создаются аналогичные университеты в Сибири и некоторых других регионах страны), государство выделяет средства из бюджета, платит небольшие стипендии студентам (они повышены в 2008 г.), в последние годы неоднократно повышалась заработная плата преподавательскому составу.

Бесплатная юридическая помощь

29 статья конституции рф об образовании

  • Анатолий Берденниов Чеченская мечеть досрочно победила в конкурсе символов России . ну че путинцы к обрезанию готовы.
  • Во-первых, потому что в России по факту сейчас действует рабовладельческий строй, который характеризуется тем, что ВЛАСТЬ принадлежит государственным чиновникам, а народ граждане России не имеют ни власти , ни реальных возможностей…
  • Яков Нармаев Интересно, это российский форум ? Почему он не соблюдает Конституцию России ст. 29, п. 5 ??
  • Конституция, ст. 1, п. 2 «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. » Федерация — это когда территория нарезана на куски, которые управляются отчасти и местными властями на своё усмотрение (в заданных пределах, конечно).
  • Виктор Подовинников положение статьи 29 конституции россии
  • 53 ст.

Статья 43 конституции рф

Статья 29 конституции рф

Статья 43 конституции россии

Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. 1. Образование — процесс развития, саморазвития и воспитания личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности.

Статья 43

Образование в России регулируется несколькими законами: Законом об образовании, Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 15.07.2008) и другими актами. На уровне субъектов РФ иногда принимаются законы о тех или иных сторонах дошкольного и начального образования. В некоторых субъектах РФ (Пермском крае, Томской области, Чеченской Республике и др.) министры образования издают свои акты.
Постановления по вопросам деятельности конкретных муниципальных дошкольных и начальных образовательных учреждений принимаются органами местного само управления. Закон об образовании характеризует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Конституция российской федерации

Об образовании в российской федерации (с изменениями на 7 марта 2018 года)

Задачи образования — знать, понимать, уметь, участвовать в творческой деятельности, иметь сложившееся эмоционально-ценностное отношение к миру. Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами. После внесения в 2007 г. поправок в Закон об образовании в России была обеспечена всеобщность и обязательность полного общего образования (до этого обязательными были 9 классов, но при желании можно получить и 11-классное бесплатное образование).

Закон об образовании рф. фундамент обучающей системы государства

Федеральный компонент обязателен для любого образовательного учреждения. Он определяет необходимый минимум содержания программ основных учебных курсов по данной специализации, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (аудиторные занятия и количество часов, предусмотренное для самостоятельной работы), содержит требования к уровню подготовки выпускников. Такие стандарты утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

  • Сергей Уклейкин зачем нужна конституция
  • В добавление к сказанному Жителем: Согласно ст. 29 конституции РФ: 1. Каждому гарантируется свобода мысли слова. 2 Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду….
  • Ольга Борисова Почему Пользовательские Правила противоречат Конституции России в части ст.29. ?
  • у майла свои правила неподчиняющиеся ни какой логике…и ни каким инным документам, кроме как обкуренным мозгам администраторов..
  • Павел Самосадский Зачем нужна конституция?
  • Основной закон Государства! Согласно ст. 29 конституции РФ: 1. Каждому гарантируется свобода мысли слова. 2 Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду….

29 статья конституции рф об образовании

  • акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  • перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  • автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  • возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
  • Глава 1 Общие положения закона Глава 2 Система образования Глава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельность
  • Статья 21 Образовательная деятельность
  • Статья 22 Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
  • Статья 23 Типы образовательных организаций
  • Статья 24 Московский государственный университет имени М.В.

Каждый гражданин РФ обязан получить основное общее образование — 11 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. Учеба в школе начинается с шести с половиной лет, но не позже восьми лет. После завершения основного общего образования проводится государственная аттестация учащегося.

Аттестат дает право продолжить обучение для получения среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования, но чтобы иметь право поступить в вуз, нужно окончить 11 классов. Требование обязательности основного общего образования относится к лицу до достижения им 15 лет. Родители, лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми такого образования. Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — 18 лет.

Право на образование. Как оно отражено в новой Конституции России и Конституциях зарубежных государств

После второй мировой войны под влиянием таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), Конвенция о правах ребенка (1989г.), в мировом сообществе сложился определенный стандарт, по которому право на образование включает в себя: право каждого человека на образование как таковое; бесплатность и обязательность начального образования; бесплатность общего образования; открытость и доступность среднего образования, включая профессионально-техническое среднее образование; общедоступность высшего образования на основе индивидуальных способностей; создание условий для постепенного перехода к бесплатному среднему и высшему образованию; свобода получения образования как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, для которых государство вправе установить минимальные образовательные стандарты; свобода религиозного воспитания.

В какой мере Конституция России 1993г., Конституции зарубежных стран отвечают приведенному выше стандарту? Попробуем разобраться.

«Каждый имеет право на образование» -, гласит ст.42.1. Конституции России, почти дословно повторяя формулировку ст. 26.1. Всемирной декларации прав человека. Таким образом, в России право на образование признается как за гражданами Российской Федерации, так и за любыми другими лицами, находящимися под юрисдикцией Российского государства (беженцами, вынужденными переселенцами, апатридами и т.д.). Близка по смыслу к российской формулировка основных законов Италии: «Школа открыта для всех» (ч. 1 ст. 34 Конституции Итальянской Республики 1947 г.), и Японии: «Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями, в порядке, предусмотренном законом» (ч. 1 ст. 26 Конституции 1947 г.). По-иному этот вопрос решается в Испании: «Все граждане имеют право на образование» (ст. 27.1. Конституции Испании 1978 г.).

Обязательность начального образования. Бесплатность начального и общего образования. Среднее образование.

«Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях», — говорится в ст. 43.2. Конституции России, и далее устанавливается: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» (ст. 43.4.). Как видим, Конституция 1993 г. гарантирует жителям России несколько более высокий уровень обязательного бесплатного образования, чем предусмотрено сложившимся международным стандартом: не начальное, а 8-9-летнее общее образование, получаемое в государственном (муниципальном) образовательном учреждении, обязательно и бесплатно.

Превышает международный стандарт также закрепленное в Конституции России бесплатное и общедоступное дошкольное образование в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях и на предприятиях, гарантированное Конституцией России. Но в Конституции ни слова не говорится о среднем общем образовании, из чего можно сделать вывод, что государство на федеральном уровне не гарантирует ни его общедоступности, ни его бесплатности даже в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях. Между тем, например, «все греки имеют право на бесплатное образование на всех ступенях в государственных учебных заведениях» (ст. 16.4. Конституция Греции 1975 г.). В Италии «способные и достойные ученики имеют право перехода в высшие ступени школ, хотя бы они и были лишены средств» (ч. 3 ст. 34 Конституции). Во Франции «организация общественного бесплатного и советского образования всех ступеней является долгом Государства» (Преамбула Конституции 1946г., являющаяся составной частью Конституции Французской Республики 1958г.). Думается, умолчав о среднем общем образовании в Конституции Российской Федерации, законодатель тем самым предоставил право субъектам Федерации самостоятельно решить вопрос о доступности и бесплатности образования этого уровня на своей территории, исходя из экономических возможностей региона.

Общедоступность высшего образования на основе индивидуальных способностей.

По Конституции России, «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (ст.43.3.). Очевидно, вопрос высшего образования решен в Конституции России на стандартном уровне. Необычно и очень подробно регламентирует деятельность высшей школы Конституция Греции, где основание вузов частными лицами запрещено (ч.2 ст. 16.8. Конституции). Бесплатное высшее образование можно получить в государственных вузах, преподаватели которых считаются государственными служащими и могут быть отстранены от должности до истечения срока службы только в служебном порядке (ст. 16.6.Конституции). Вузы пользуются самоуправлением, но находятся под контролем государства (ст.16.5.Конституции). Право на автономию университетов в рамках закона закреплено также в Конституции Испании (ст.27.10.), Италии (ч.6 ст.33) и ряда других государств.

Свобода выбора места получения образования.

В Конституции России прямо не говорится о негосударственных образовательных учреждениях, но их существование подразумевается, поскольку общедоступность и бесплатность образования гарантируется только в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях. Наличие негосударственной школы предполагает также ст. 43.5., где сказано:
«Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». В отличие от Конституции России, Конституции итрлии и особенно Германии специально останавливаются на вопросах частной школы. «Республика устанавливает общие нормы по вопросам просвещения и учреждает государственные школы всех родов и ступеней. Частные организации и лица имеют право учреждать школы и образовательные институты, содержащиеся не за счет Государства. При закреплении прав и обязанностей негосударственных школ, требующих уравнения с государственными, закон должен обеспечить для них полную свободу, а для их воспитанников — школьный режим, одинаковый с режимом государственных школ. Для приема в школы различных родов и ступеней, для окончания их и для доступа к профессиональной деятельности установлены государственные экзамены» (ч. 2-5 ст.33 конституции Италии). «Все немцы, -говорится в ст. 12.1. Конституции ФРГ 1949г. — имеют право свободно избирать для себя. место получения образования». И хотя «все школьное дело находится под контролем Государства»(ст.7.1. Конституции ФРГ), «право открытия частных школ гарантируется. Частные школы, как заменяющие государственные, нуждаются в разрешении Государства и подчиняются законам земель. Разрешение предоставляется, если частные школы по своим учебным целям и организации, как и по научной квалификации своего учебного персонала, не стоят ниже государственных и если в них не поощряется разделение учащихся в зависимости их имущественного положения их родителей. В разрешении отказывается, если материальное и правовое положение педагогического персонала не обеспечено в надлежащей мере» (7.5. Конституция ФРГ). Особый порядок установлен в Конституции Германии для организации частных народных (начальных) школ (ст.7.5. Конституции ФРГ).

Свобода религиозного воспитания.

Вопросы религиозного воспитания Конституция России не рассматривает. Лишь в статье 28, посвященной свободе совести, в общем виде говорится о «свободе распространять религиозные и иные убеждения». Между тем, ряд государств придает этим вопросам конституционное значение. «Государственные власти гарантируют право родителей давать своим детям то образование, которое соответствует их религиозным и моральным убеждениям» (ст.27.3. Конституции Испании). «Лица, правомочные на воспитание детей, имеют право решать относительно участия этих детей в религиозном обучении», -говорится в Конституции ФРГ (ст.7.2.). И далее: «Религиозное обучение является в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательным предметом. Без ущерба для права надзора Государства религиозное обучение проводится в соответствии с основным принципами религиозных общин. Ни один преподаватель не может быть обязан против своей воли вести религиозное обучение» (ст.7.3.).

Подводя итоги, можно сказать, что право на образование (включая гарантии) отражено в Конституции России 1993г. без достаточной полноты, что обязательно скажется на уровне правового регулирования в образовательной сфере. Правда, в Конституции Российской. Федерации заложен беспрецедентный механизм компенсации законодательных пробелов: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации Установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15.4.). Таким образом, например, вопросы о свободе выбора места получения образования и свободе религиозного воспитания в России в любом случае будут решаться в соответствии со ст. 13.3. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Россия участвует в Пакте на правах правопреемника СССР, ратифицировавшего этот договор еще в 1973г.), где сказано:
«Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями».

Другая возможность восполнить пробелы российских конституционных норм заключается в федеративном устройстве государства: общие вопросы воспитания и образования находятся в Конституции России в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «в» ст.72.1.), а Правительство России лишь обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования (п.»в» ст.114.1. Конституции). Вне этих рамок субъекты федерации обладают всей полнотой государственной власти и могут принимать любые правовые акты по вопросам образования, не противоречащие Конституции России (ст.ст.73, 76.3., 76.4., 15.1. Конституции Российской Федерации).

Итак, дело за практикой применения новой Конституции.

Статья написана по материалам сайтов: constrf.ru, strahovanie58.ru, ecsocman.hse.ru.

«