+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Установка дорожных знаков во дворе жилого дома


Изначально такой вопрос был от одного из моих подписчиков. Я с таким столкнулся впервые, но после мониторинга вопроса понял, что проблема имеет тенденцию к расширению. В России в совершенно разных городах все чаще жильцы сталкиваются с подобным. И все бы ничего, но иногда установка знака сопровождается регулярными рейдами сотрудников ГИБДД при поддержке эвакуаторов. И вполне возможно, что в вашем дворе тоже может появиться такой вот неприятный сюрприз.

Причины, по которым могут запретить парковку во дворе жилого дома и установить знак “Стоянка/остановка запрещена”. Вариант 1. Самодеятельность ТСЖ или управляющих компаний

Куда обратиться для проверки правомерности установки дорожного знака?

Можно написать письменное обращение в ГИБДД (или интернет-обращение, что гораздо удобнее) с приложением фотографии и точного описания места расположения знака, по которому возникли сомнения.

Органы ГИБДД в данный момент не занимаются установкой знаков, но они осуществляют за этим процессом контроль. Они могут проверить не только сам факт установки дорожного знака в том или ином месте, но и его соответствие ГОСТу.

Причины, по которым могут запретить парковку во дворе жилого дома и установить знак “Стоянка/остановка запрещена”. Вариант 2. Необходимость проезда или возможности остановки транспортных средств к каким-либо объектам

Такие знаки могут установить какие-либо организации по согласованию с ГИБДД и городской администрацией. Припаркованные авто мешают проезду к банку инкассаторской машине? Коммунальным службам из двора невозможно вывести мусор? Стало ясно, что в ваш двор не протиснется пожарная машина? В вашем дворе есть какой-либо социально-значимый объект, к которому необходимо обеспечить беспрепятственный проезд? Во всех этих случаях заинтересованные лица могут предпринять попытку добиться установки знака, а иногда им это удается. Знак стоит правомерно? Извольте выполнять его требования, какими бы бестолковыми они вам не казались… Ну если он конечно стоит еще и по ГОСТу.

Могут ли автомобиль эвакуировать из двора?

Легко! Если он нарушает правила, санкция за нарушение которых предусматривает эвакуацию. В том числе те, которые предписаны требованиями знака “Стоянка/остановка запрещена”.

Возможно ли обжаловать установку во дворе дорожного знака?

Да. Это сложно, долго, но нет ничего невозможного. Сначала потребуйте от ТСЖ или УК объяснений по поводу установки этих знаков. В письменном виде с подробным описанием причин возникновения этого знака в вашем дворе. Могут сослаться на решение собственников жилья, так требуйте его демонстрации, оно должно быть в письменном виде и соответствующим образом оформлено.

Среди средств добиться своего в этом вопросе могут быть: коллективные обращения в ГИБДД, прокуратуру и администрацию города. Главное – солидарность большинства жильцов дома, ибо коллективно добиться общего блага гораздо проще, чем по одному.

Как установить дорожные знаки во дворе

В последние годы в связи с увеличением количества автотранспорта жители многоквартирных домов всё чаще сталкиваются с определёнными неудобствами. Нередки ситуации, когда водители паркуют машины на газонах и детских площадках, а также ездят во дворах на большой скорости, создавая опасность для передвижения пешеходов.

Эти проблемы можно решить, установив на придомовой территории специальные знаки дорожного движения, лежачие полицейские», шлагбаумы, сделав разметку и организовав парковочные места.

Установка любых технических средств для регулирования дорожного движения требует согласования с государственными органами. В соответствии с пунктом 1.5 ПДД самостоятельно это делать запрещено.

Согласно Положению «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», жители дома должны обратиться с заявлением в Администрацию города и ГИБДД, обосновав необходимость установки таких средств. В настоящее время функционируют электронные приёмные, благодаря которым можно подать заявку через Интернет.

СПРАВКА: Для установки шлагбаума потребуется также согласование с Инспекцией по пожарной безопасности.

После получения необходимых разрешений следует обратиться в Службу дорожной инспекции потому, что именно она имеет право производить работы, связанные с монтажом знаков, «лежачих полицейских» и делать дорожную разметку.

Изготавливать технические средства могут только специализированные организации, так как необходимо строгое соответствие всем требованиям ГОСТов. Новый дорожный знак, разметка или искусственная неровность вносятся в реестр и схему дорожного движения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что все расходы, связанные с изготовлением и установкой средств ложатся на заказчиков, то есть на жителей дома.

Таким образом, незаконный монтаж средств организации дорожного движения повлечёт не только наложение штрафа, но и их ликвидацию. Поэтому при необходимости установки знаков жителям необходимо пойти законным путём и получить разрешение в органах государственной власти.

Как ограничить движение автотранспорта во дворе дома

Поставить шлагбаум в своем дворе, чтобы ни одна чужая машина не проехала во двор, и не поставил там свой автомобиль, – вполне нормальное желание защитить свою территорию. Но насколько установка шлагбаумов законна?

Желающие установить шлагбаум в своем дворе обычно начинают с обращения к чиновникам, а также с различных согласований с коммунальными службами. После долгой бумажной волокиты в конце пути они приходят к инспекторам пожарного надзора и там узнают неожиданноую новость — шлагбаумы категорически нельзя устанавливать.

В Правилах пожарной безопасности в РФ есть статья 23, которая гласит: «Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям… должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенным от снега и льда».
Опираясь на эту статью, инспекторы никогда не разрешают устанавливать шлагбаумы во дворах жилых домов, какие бы скандалы не устраивали желающие ограничить доступ в свой двор.
Соответствующее правило и в Градостроительном кодексе. В СниП 2.07.01-89 говориться, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям». Кроме того, на расстоянии от края проезда до стены здания (это 5-8 метров для зданий не выше 10 этажей и 8-10 метров для домов выше 10 этажей) нельзя размещать ограждения, воздушные линии электропередач и садить деревья.

Возможно преградить въезд посторонним в свой двор законно: круглосуточное дежурство охранника у шлагбаума, который бы обеспечил свободный доступ. Но в жилом дворе это вряд ли возможно. И оплата труда охранника не по карману большинству жильцам дома.

Если случиться пожар, то большая пожарная машина, без труда преодолеет препятствие — пластиковый шлагбаум легко ломается. И жалоб жильцов из-за потраченных зря денег пожарные не боятся – установлены преграды незаконно.

Для попытки законной установки автоматического шлагбаума надо:

принять решение на общем собрании жильцов дома: за установку шлагбаума должны проголосовать более 51% жильцов дома;

определить размер придомовой территории;

Дальше – самое интересное.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Порядок оформления права собственности на земельный участок установлен пунктами 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».
Решение о формировании земельного участка под домом принимается собственниками помещений на общем собрании. По решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п.1.5 Правил дорожного движения запрещается самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения ( в том числе шлагбаумы), создающие помехи для движения. Установка шлагбаума должна быть разрешена администрацией (управы района Коптево) по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД, коммунальной службой.

Вопрос: Как открыть ворота, оснащённые автоматическим приводом, если отключили электроэнергию?

Ответ: Привод снабжен устройством разблокировки, а многие модели автоматических шлагбаумов могут быть снабжены дистанционным устройством разблокировки, поставляемым в качестве аксессуара. Устройство разблокировки позволяет легко разблокировать приводы и пользоваться автоматизированными воротами или дверьми как обычными. При возобновлении электропитания не забудьте обратно заблокировать привод.

Может быть, целесообразнее установка “лежачих полицейских” с обоих сторон подъезда к дому и предупреждающего дорожного знака?

“Искусственная дорожная неровность” (ИДН), (БТМ – Блок торможения магистральный) или “Лежачий полицейский” – это прогрессивное средство принудительного ограничения скорости движения транспортных средств в целях обеспечения безопасности движения в городах и населенных пунктах, а также в зонах примыкания и пересечения автомобильных дорог, АЗС, пунктах сервиса.

Установка «лежачих полицейских» должна производиться в соответствии с проектом организации дорожного движения, согласованным с местным отделением ГИБДД. Устанавливаются же они на основании решения местных органов власти.
Искусственные дорожные неровности (лежачий полицейский) предназначены для ограничения скорости движения автотранспорта в местах повышенной опасности.

Конструкция представляет собой монолитовое изделие из черной резины с протекторами для лучшего сцепления с шинами автотранспорта. В специальные выямки, которые расположены на поверхности лежачего полицейского, наклеивается желтая светоотражающая разметочная лента – для лучшей видимости в ночных условиях.

Температура эксплуатации: от – 50 С до + 60 0С.

При установке искусственной дорожной неровности рекомендуется использовать знаки безопасности дорожного движения.

Есть жесткие требования: “лежачие полицейские” должны быть стандартными, они должны иметь соответствующий цвет, они должны быть обеспечены соответствующими знаками ограничения скоростного режима.

Контролирует вопрос установки “лежачего полицейского” районная управа и ГИБДД. Разрешение на установку в том ли ином конкретном месте дает административная инспекция города Москвы, куда и следует обращаться в случае нарушений названных условий.

Разработкой проектной документации по изменению организации движения в Москве занимаются Мосинжпроект и МосгортрансНИИпроект. В этих организациях придется отстоять очередь месяца в два–три, а заплатить — как за полноценное планирование городского движения на оживленной магистрали. Специальных расценок для установки дорожных знаков и “лежачего полицейского” нет.

С проектной документацией следует отправляться в Управу района и в ГИБДД. Сроков рассмотрения не установлено, равно как нет и обязанности принять положительное решение.

В крайнем случае, можно установить знак ограничения скорости.

Лежачий полицейский (Искусственная дорожная неровность)
устанавливается в следующих случаях:

на улицах, ведущих на территорию, обозначенную дорожным знаком «Жилая зона»;

перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массового притяжения пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах;

перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения 40 км/ч и ниже, установленное дорожным знаком «Ограничение максимальной скорости»;

перед нерегулируемыми перекрестками с ограниченной видимостью на расстоянии 30 – 50 м от устанавливаемого дорожного знака «Движение без остановки запрещено»;

Не допускается устройство искусственных неровностей на проезжей части в следующих случаях:

на федеральных автомобильных дорогах;

на остановочных площадках общественного транспорта или соседних с ними полосах движения и отгонах уширений проезжей части;

на мостах, путепроводах, эстакадах, в транспортных тоннелях и проездах под мостами;

на участках дорог и улиц, расположенных на расстоянии ближе 50 м от наземных пешеходных переходов (за исключением случаев совмещения искусственных неровностей с пешеходными переходами);

на магистральных дорогах и улицах непрерывного движения в городах и населенных пунктах;

на дорогах и улицах с уровнем загрузки движением в часы «пик» 0,8 и более, а также перед железнодорожными переездами;

на подъездах к больницам, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, станциям скорой медицинской помощи, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств;

в местах расположения смотровых колодцев подземных коммуникаций.

Установка шлагбаума и дорожных знаков на придомовой территории

Вспомнился мне недавно один мой бывший начальник, который топал ногами, когда видел проезжающие по двору автомобили и хотел установить около многоквартирного дома (МКД) шлагбаумы. Но дом стоял не в тупике, а в окружении других домов, и дорога вдоль дома была сквозным внутриквартальным проездом. Я живу рядом с этим домом и шлагбаума там нет до сих пор. Видно, свою мечту он не исполнил пока.

Думаю, что многие водители могут иногда проехать по дворам, нарушая Правила дорожного движения (ПДД) о запрете на сквозное движение, сама такая бывала иногда. Понять собственников, желающих прекратить это установкой шлагбаума или дорожных знаков на придомовой территории и обеспечить безопасность на ней, можно. Особенно при интенсивности дорожного движения и увеличения количества автомобилей в современном мире и в нашей стране, в частности. Да и желающих парковать свои автомобили в чужих дворах не так уж мало.

Насколько правомерны попытки собственников поставить шлагбаум, ограждение или дорожные знаки на придомовой территории МКД и какие последствия могут быть вследствие этих действий, мы рассмотрим в этой статье.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) и п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в состав общего имущества (ОИ) МКД входит также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты и он принадлежит собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 44 ЖК РФ в компетенцию общего собрания собственников (ОСС) помещений МКД входит в том числе и:

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;

2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

Решения об использовании земельного участка принимаются большинством не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

В теории все понятно, но на деле немного знаю случаев, когда собственники и (или) управляющие организации успешно оформили бы придомовую территорию, если на уровне застройки ее границы не были определены. Ситуация с новыми районами более урегулирована в силу того, что законодательство подробно эти вопросы сейчас предусмотрело, а старая застройка городов — часто так и остается нетронутой в этом плане, в том числе и из-за того, что сделать это иногда сложно практически, а порой и невозможно из-за плотной застройки.

В силу указанной ст. 36 ЖК РФ, если придомовая территория не оформлена и не определена, то и принять решение общего собрания об определении границ земельного участка невозможно, так как земля считается муниципальной. Часто установленные при застройке элементы благоустройства в виде детских, спортивных площадок и т.п. изначально строились для нескольких домов, а на близлежащих участках уже расположены различные объекты недвижимости, и необходимо соблюсти интересы иных собственников и владельцев соседних земель.

По вышеназванным обстоятельствам, на деле указанные нормы закона о правомочиях собственников в отношении придомовой территории МКД, практически, не работают, так как при исполнении такого решения приходится учитывать и нормы земельного, градостроительного, муниципального законодательства и законодательства о кадастре и регистрации недвижимости и многое другое.

Поэтому прежде чем начинать эту авантюру с использованием и (или) оформлением придомовой территории, необходимо собрать всю информацию о правах на объекты на близлежащих участках, учесть интересы собственников соседних участков, а также сведения о сетях и объектах энергетики на них для дальнейшего согласования. Наверное, по этой причине в эту эпопею с оформлением границ придомовой территории и оформлением прав собственников на нее никто особо и не ввязывается. Да и собственники МКД не готовы оплачивать данные мероприятия.

Проблемы оформления земли придомовой территории МКД мы описывали в нашей СТАТЬЕ в блоге в прошлом году. Ясного и понятного алгоритма действий по ее оформлению нет и по сей день. А в некоторых крупных городах вообще земельные участки под МКД оформлены без придомовой территории, то есть у собственников имеется только право на земельный участок под домом. Это один из нюансов, который следует учитывать, когда собственники хотят поставить шлагбаум или ограду возле дома.

В связи с вышеуказанными проблемами оформления, в основном, все придомовые территории МКД находятся в большинстве случаев в муниципальной собственности. Пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», определено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Согласно п. 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования — это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Но теоретически собственники имеют правомочия принять решения на ОСС об установке шлагбаума или ограждения придомовой территории. По дорожным знакам ситуация иная: у собственников нет правомочий принять решение об установке дорожных знаков в своем дворе.

Пункт 1.5. ПДД устанавливает, что запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

В соответствии с пунктом 365 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации» (далее — Правила 390) ко всем строящимся и эксплуатируемым зданиям (в том числе временным), местам открытого хранения строительных материалов, конструкций и оборудования обеспечивается свободный подъезд.

В СНиП 2.07.01-89 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Таким образом, кроме решения собственников, необходимо также согласование установки шлагбаумов или иных ограждающих конструкций с иными надзорными и контролирующими органами: ГИБДД, МЧС, органами местного самоуправления (ОМСУ). То есть, их установка не должна противоречить иным правилам и нормам, например, градостроительным, противопожарным и т.п., а также не нарушать права и интересы третьих лиц.

В некоторых регионах установлен порядок согласования установки шлагбаумов и иных ограждающих конструкций на территории городов и поселений. Например, в городе Москве действует Постановление Правительства Москвы от 02 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», на основании которого и происходит согласование всех шлагбаумов и ограждений во дворах многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД:

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно пункту 3.2 раздела 3 «СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр), благоустройство территории — это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

Пунктом 3.23 указанного СНиП установлено, что элементы благоустройства территории — это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства. То есть, теоретически шлагбаумы и ограждения можно отнести к элементам благоустройства территории. Аналогичные понятия элементов благоустройства содержит и Градостроительный кодекс (далее — ГрК РФ).

Пункт 3.37а СНиП СП 82.13330.2016: элементы обустройства — это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее Постановление 1300) установлен перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

К таким объектам относятся и элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (пункт 4), ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов (пункт 18).

Принципы организации дорожного движения установлены Федеральными законами «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее — Закон 196) и «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 № 443-ФЗ (далее — Закон 443).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона 443 к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области организации дорожного движения относятся, в том числе и пп. 4) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения; пп. 5) установление правил подготовки документации по организации дорожного движения; пп. 6) утверждение методических рекомендаций по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения; пп 9) установление классификации работ по организации дорожного движения.

Подготовка проектов и схем организации дорожного движения осуществляется на основании Приказа Министерства транспорта РФ от 17 марта 2015 г. № 43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения».

Аналогичные полномочия имеются и у государственных органов субъекта РФ и ОМСУ касательно дорог регионального и муниципального значения (ст. 6,7 Закона 443). Таким образом, места (схемы) установки дорожных знаков и иных технических средств определяются строго госорганами или ОМСУ в пределах своих полномочий.

Понятия внутриквартальных проездов действующее законодательство РФ не содержит. А проезды придомовых территорий между домами как раз и отвечают признакам внутриквартальных проездов. Однако они не относятся к автомобильным дорогам в силу понятий норм законодательства об автомобильных дорогах и дорожном движении. Поэтому и установка дорожных знаков там не предусмотрена законом в силу того, что оборудование внутриквартальных проездов не регулируется законодательством об организации дорожного движения.

В СНиП 2.07.01-89 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Таким образом, если делать все правильно, установить шлагбаум законным образом (без обеспечения свободного доступа пожарных машин) можно только при наличии постоянного охранника, обеспечивающего свободный доступ. В реальности таковых мало где имеется, когда собственники не хотят даже оплачивать обязательные работы управляющей организации (УО). А уж дополнительные затраты на вахтера у шлагбаума…

Не во всех регионах разработаны правила согласования шлагбаумов или ограждений, как в г. Москве. Поэтому практику судов в большей степени составляют суды Московского округа по обжалованию решений о согласовании шлагбаумов. В остальных регионах в суде в основном разрешаются споры при ограничении доступа собственникам на придомовую территорию, когда УО или ТСЖ не выдают ключи от шлагбаумов или иным образом препятствуют пользование придомовой территорией. Судебной практики по выдаче предписаний противопожарными службами о демонтаже шлагбаумов или отказе в согласовании их установки не нашлось.

Шлагбаум установлен на внутридомовой дороге, заканчивающейся тупиком и, следовательно, данное ограждающее устройство не может ограничивать проезд на территории общего пользования.

Отклоняя довод заявителя о невозможности проезда на придомовую территорию дома через шлагбаум по адресу: г. Москва, ул. ул. Лавочкина, д. 42 суды указали, что общество как собственник помещения вправе пользоваться принадлежащим ему недвижимым имуществом, в то время как наличие ограждающего устройства не препятствует осуществлению прав заявителю как собственника принадлежащего ему недвижимого имущества. Доказательств обратного заявителем суду представлено не было.

Таким образом, судами не установлены основания для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства, предусмотренные пунктом 9 Порядка. При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен».

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из того, что оспариваемое заявителем решение является законным, наличие в действиях ответчика каких-либо нарушений Порядка установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП, не доказано, избранный заявителем способ защиты не может привести к восстановлению чьих-либо субъективных прав.

Апелляционная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции неправомерными и необоснованными, исходя из следующего.

Судом первой инстанции не учтено, что территории, на которых установлены ограждающие устройства не являются придомовыми, и они не находятся в долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, соответственно порядок, установленный Постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 № 428-ПП в данном случае не применим в части установки ограждающих устройств, он применим исключительно в части демонтажа самовольно возведенных устройств. Поскольку территория не является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и не является придомовой территорией, нормы ст. 247 ГК РФ, ст. 44 ЖК РФ, ст. 138 ЖК РФ не применимы».

Таким образом, при возникновении идеи установки шлагбаума или ограждения на придомовой территории, стоит изучить подробно градостроительные, противопожарные правила, ГОСТы и СниПы, а также региональное законодательство и нормативные акты ОМСУ. И только после этого начинать реализацию данной идеи во избежание в дальнейшем предписаний от МЧС, органов ГЖН или иных надзорных органов.

По дорожным знакам собственники не имеют права принимать решения об их установке на общем собрании. Эти полномочия полностью в компетенции ОМСУ, субъекта РФ или федеральных органов в зависимости от принадлежности автодорог. А придомовые территории и внутриквартальные проезды автодорогами не являются.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» принимает заявки на участи в закрытом разделе форума. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Статья написана по материалам сайтов: potarifu.ru, www.dom2k1.ru, www.burmistr.ru.

«