14.3. Способы государственного регулирования ценообразования
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф — цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.
В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми.
Под свободной (рыночной) ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 НК РФ.
Регулируемая цена — цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В настоящее время государственная ценовая политика определяется следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 08.04.2003 г.) и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» (в ред. от 29.10.2010 г.) и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.
В целях реализации государственной ценовой политики Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утверждено три Перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.
Во-первых, Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.
Во-вторых, Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов РФ. В него входят газ, реализуемый населению; социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.
В-третьих, Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот Перечень входят, например, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах т.д.
Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных Перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.
Государственное регулирование цен на включенные в Перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 29.11.2010 г.), Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» и др.
Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.
Способом прямого регулирования ценообразования является установление:
— фиксированных цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);
— предельных (максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%);
— базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам);
— предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);
— предельного уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок);
— гарантированных цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных (например, при закупках для государственных нужд).
В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.
РПП лекции. Лекция 1 (10. 02. 2010) Правовое регулирование инвестиционной деятельности Лекция 2 (12. 02. 2010) Инвестиционная деятельность
Название | Лекция 1 (10. 02. 2010) Правовое регулирование инвестиционной деятельности Лекция 2 (12. 02. 2010) Инвестиционная деятельность |
Анкор | РПП лекции.doc |
Дата | 19.09.2018 |
Размер | 441.5 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | РПП лекции.doc |
Тип | Лекция #24807 |
страница | 9 из 14 |
Тема: «Ценовое регулирование предпринимательской деятельности»Понятие и виды цен Цена (тариф, расценка, ставка) (доктринальное понятие) –это выраженная в валюте РФ стоимость единицы продукции (товара, работ, услуг) в возмездном договоре, а при отсутствии такого – в счете (в платежном требовании). Регулирование цен государством осуществляется практически во всех странах с рыночной экономикой – различаются лишь подходы, методы и объекты регулирования. Несмотря на схожесть понятий «регулируемые» и «контролируемые» цены, даже свободные цены могут контролироваться государством (к примеру, по ст.40 НК РФ; по положениям об антимонопольной деятельности) Легального определения нет. Б) Мировые (используются во внешнеторговой деятельности) А) Временные (цена устанавливается на определенный срок) Б) Постоянные (без конкретного срока) Начальная цена (цена лота; начальная цена аукциона) Исключительная цена (исключительный тариф) – часто используется в перевозках. На практике применяются в определенный период времени. Трансфертная цена – используется в отношениях взаимосвязанных экономических субъектах (цена используемая крупными компаниями во внутренних взаимоотношениях между филиалами, дочерними обществами и др.) Взаимозависимые лица (для целей налогообложения) — физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 132-ФЗ) 2. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. 3. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. КоАП РФ (ст. 14.6) Указ Президента От 28 февраля 1995 года № 221-ФЗ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (п.и. 2003) ПП РФ от 7 марта 1995 года № 239-ФЗ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (п.и. от 30 декабря 2009) 2) Перечень товаров и услуг, цены на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов РФ (в обязательном порядке): перевозки пассажиров и багажа на наземном транспорте и метро, кроме ж/д + надбавки к ценам за лекарственные средства и др. + социальные услуги, предоставляемые населению государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; Ст. 11.4 (нарушение порядка ценообразования) ст. 14.6 (нарушение порядка ценообразования) ст. 15.30 (манипулирование ценами на рынке ценных бумаг) ст. 14.32 Свобода предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательстваВ рыночных отношениях предприятия имеют максимальную свободу предпринимательской деятельности. Предприятия, как самостоятельные товаропроизводители, стараются, как можно выгоднее продать свою продукцию (работы, услуги), а их покупатели — выгоднее купить. Интересы производителей и потребителей регулируются спросом и предложением через механизм цен на рынке. Система рыночной саморегуляции деятельности хозяйствующих субъектов, свободное формирование производства на нерегулируемых рынках способствуют эффективному распределению ресурсов, оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса, обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных потребностей населения в товарах и услугах, повышение их качества В своем стремлении к получению прибыли предприятие не всегда обращает внимание на демократическую организацию общественных отношений, поэтому право участия трудового коллектива в решении хозяйственных вопросов должно быть закреплено законодательством; должна быть защищена информация. Владение информацией обусловливает экономическую власть, государство должно принимать меры по охране прав человека на информацию, что ей принадлежит, а также по защите предприятия от промышленного шпионажа; защиту потребителей. Поскольку потребитель в рыночной экономике имеет слабые позиции по сравнению с производителем или продавцом, то для соблюдения рыночного равноправия и защиты потребителей необходимо государственное регулирование отношений путем информирования потребителей, антимонопольного законодательства, установления ответственности производителей за качество продукции, здоровье потребителей, государственного регулирования уровня цен на товары, имеющие большое социальное значение. Государственное регулирование предпринимательства — это объективная потребность, которую следует знать и учитывать. Роль государства в экономической жизни общества сегодня значительно усиливается. Это проявляется в разработке системы нормативно — правовых актов, направленных на регулирование рынка, предпринимательской деятельности, таможенных правил, банковской деятельности, цен и заработной платы, социальной защиты населения. На функционирование предпринимательских структур влияют нарушения равновесия между совокупным спросом и предложением, инфляция, безработица. Многим субъектам предпринимательской деятельности трудно приспособиться к такой экономической ситуации. В этих условиях возникает объективная потребность активизации роли государства в регулировании экономики и в функционировании субъектов предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательства — это влияние держать и на деятельность предпринимательских структур с целью обеспечения нормальных условий их функционирования. Объективная необходимость регулирования предпринимательства сегодня в Украине обусловлена целями экономической политики государства, в частности: постепенным переходом к рыночной экономике; созданием благоприятных условий для свободного творческого труда, реализацией предпринимательской инициативы; подчинением общественного производства потребностям и интересам людей; повышением престижа предпринимательства; обеспечением высокой эффективности деятельности предпринимательской структуры и т.п. Предпринимательство, как и рыночная экономика, не имеет прирожденного иммунитета против монополизма, инфляции и спадов деловой активности. Если государство остается равнодушной, то эти процессы начинают прогрессировать, нанося немало социальных убытков. Предпринимательство также не может самостоятельно решать сложные региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. Для их решения требуется вмешательство государства, его соответствующая региональная политика. Итак, без вмешательства государства, без государственного регулирования предпринимательство никогда не сможет сделать производство экономически безопасным, гарантировать реализацию социально-экономических прав человека, выровнять структурные и региональные диспропорции и др. Для осуществления эффективного государственного регулирования предпринимательства нужны соответствующие механизмы. Механизмы государственного регулирования предпринимательства — это система мероприятий, разработанных государством, с учетом требований рынка и интересов субъектов предпринимательской деятельности. В эту систему входят правовой и финансовый механизмы, механизмы стимулирования, поддержки, содействия, контроля, формы и методы реализации государственного регулирования, государственные органы и фонды, призванные заниматься деятельностью субъектов предпринимательства. Государственное регулирование осуществляется с помощью системы норм и мер, регламентирующих поведение субъектов предпринимательской деятельности, используя как административные методы воздействия (законы, указы, приказы, постановления, инструкции, положения и т.п.), так и систему экономических методов и регуляторов (налоги, цены, банковские проценты, льготы, санкции и др.). Основные функции государственного регулирования предпринимательства сводятся к:
К инструментам или методам государственного регулирования предпринимательства относятся:
Органами государственного регулирования предпринимательства являются центральные органы исполнительной власти, а также местные органы исполнительной власти и органы самоуправления, которые реализуют государственную политику по регулированию, поддержки и развития предпринимательства. В частности, основным центральным органом власти по осуществлению государственного регулирования и поддержки предпринимательства является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Существуют и другие центральные органы власти, осуществляющие государственное регулирование предпринимательства. В частности, функции координатора макроэкономической политики государства в Украине выполняет Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, функции контроля над соблюдением антимонопольного законодательства, защиты субъектов предпринимательства и потребителей от его нарушений — Антимонопольный комитет Украины и т.п. По средствам воздействия механизмы регулирования предпринимательства могут быть прямыми, то есть такими, которые осуществляются посредством принятия Верховной Радой Украины законодательных актов, на которых основываются действия исполнительной власти. И, косвенными, которые основываются на использовании различных экономических, финансовых рычагов (цен, налогов, кредитов, процентов, льгот и т.д.). Органы государственного управления строят свои отношения с предпринимателями, используя:
Государственное регулирование деятельности предприятий в условиях рыночных отношений осуществляется в форме разработки и принятия соответствующего законодательства, регламентирующего отдельные аспекты деятельности предприятий. Влияние государства на экономику предприятия осуществляется:
Формы прямого государственного регулирования реализуется через определяемые законом требования к деятельности предприятий, обязательные для исполнения всеми предприятиями. Прямое государственное регулирование деятельности предприятий осуществляется через механизм:
За невыполнение требований государства и вышеперечисленных вопросов предприятие несет ответственность в виде экономических санкций (штрафов) или путем возмещения причиненного вреда. В отдельных случаях может быть принято решение о частичном, временном или полном прекращении деятельности предприятия. Должностные лица предприятия несут установленную законодательством дисциплинарную, материальную и уголовную ответственности. Формы косвенного регулирования деятельности предприятий объединяют законодательные решения, которые экономически стимулируют предприятие осуществлять свою деятельность в соответствии с интересами государства. Косвенное регулирование деятельности предприятий может осуществляться в следующих формах:
Глава 22. Ценовое регулирование предпринимательской деятельностиПлан главы 1. Понятие и виды цен. 2. Правовые основы государственного регулирования цен. 3. Способы государственного регулирования цен. 4. Система государственных органов регулирования цен. Ответственность в сфере ценообразования. Понятие и виды цен Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. В отсутствие в РФ единого закона о ценах понятие цены (тарифа) представлено в ряде международных договоров и нормативных правовых актов, определяющих порядок ценового регулирования отдельных видов товаров, работ, услуг. Например, в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике [578] приводится следующее определение: цены (тарифы) — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Согласно Соглашению ТС о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики (Москва, 9 декабря 2010 г.), тариф на услуги железнодорожного транспорта — денежное выражение стоимости услуг железнодорожного транспорта. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений. Цены могут классифицироваться по различным основаниям. 1. В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми. Регулируемая цена — цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Под свободной, или рыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми; если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством РФ или законодательством иностранного государства; если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании. 2. Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Контроль применения свободных цен может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например, Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен контроль за формированием и применением свободных цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольно высоких или монопольно низких цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. 3. В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям, по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю. Оптовые и розничные цены различаются составляющими их элементами: наличием или отсутствием снабженческо-сбытовой и (или) торговой надбавки. 4. Цены можно классифицировать на постоянные (когда в нормативном акте не содержится условия о периоде действия цены) и временные (с определением такого периода). 5. По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок (Лондонской биржи металлов и др.). 6. В зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов цены также распределяются на несколько групп. Такая классификация приведена в Международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс», подготовленных Международной торговой палатой. В научной и учебной литературе, нормативных правовых актах наряду с понятием «цена» употребляется термин «тариф» (от фр. tarif — система ставок, по которым взимается плата за услуги). При этом можно встретить различные сочетания данных понятий. Как представляется, понятие «цена» является общим и может применяться для обозначения денежного эквивалента товаров, работ, услуг. «Тариф» — термин специальный, сфера его применения — область работ и услуг. В нормативных правовых актах используются и иные виды цен, в том числе тарифов. Так, в сфере железнодорожного транспорта применяются исключительные тарифы. Согласно п. 8 Соглашения ТС о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики (Москва, 9 декабря 2010 г.), с 1 января 2013 г. уполномоченные органы государств — членов ТС могут по согласованию с Евразийской экономической комиссией [579] устанавливать исключительные тарифы для отдельных направлений перевозок определенных грузов в случае невозможности предоставления товаропроизводителям поддержки в иной форме. Исключительные тарифы — тарифы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, устанавливаемые посредством применения временного коэффициента к тарифам на указанные услуги или специальных ставок в соответствии с указанным Соглашением и законодательством каждого из государств — членов ТС. В приватизационном законодательстве используется понятие начальной цены. Категория начальной (максимальной) цены контракта используется при регулировании отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд [580] . При торговле на биржах применяется термин стартовая цена. Положение о предварительном согласовании особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже утверждено постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2010 г. № 208 [581] . Статья написана по материалам сайтов: topuch.ru, studwood.ru, lektsii.org. |