8 (800) 222-48-65  Бесплатная консультация с юристом

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Таможенная экспертиза тк еаэс


1. Таможенная экспертиза проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов и документов для проведения таможенной экспертизы, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае невозможности завершения в указанный срок таможенной экспертизы срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в соответствии с законодательством государств-членов.

2. Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается в случае наличия ходатайства уполномоченного таможенного органа перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, документов, проб и (или) образцов товаров, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов.

Срок, на который приостанавливается проведение таможенной экспертизы, а также порядок такого приостановления устанавливаются законодательством государств-членов.

3. Порядок проведения таможенной экспертизы уполномоченными таможенными органами устанавливается законодательством государств-членов.

Анализ Таможенного кодекса ЕАЭС от экспертов Юридического департамента ГК TELS

Вступивший в силу с 1 января 2018 года единый для стран Евразийского экономического союза Таможенный кодекс содержит много новшеств и по своей сути является прорывным документом по сравнению со своим предшественником – Таможенным кодексом Таможенного союза.

Эксперты Юридического департамента группы компаний TELS выделили основные значимые моменты, которые существенным образом отличают новый ТК и в ближайшее время, по мере реализации всех его положений, изменят практику таможенного оформления и выпуска товаров.

Перед предметным рассмотрением обозначим один общий момент: от преимущественного регулирования таможенной сферы национальными ТК и двадцатью международными соглашениями, которые нередко противоречили друг другу, страны ЕАЭС перешли к регулированию процессов таможенного оформления единым Таможенным кодексом ЕАЭС. Документ стал намного шире, включает в себя переходные положения, в которых указано как действовать, если на момент вступления в силу кодекса еще не начнут действовать дополнительные Решения ЕЭК.

Главные новшества ТК:

Приоритет электронного декларирования над бумажным

Новый Кодекс устанавливает приоритет электронного декларирования и обозначает лишь отдельные случаи, когда декларирование может осуществляться в бумажной форме.

Теперь таможенное оформление в бумажной форме допускается только в случаях:

  • при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
  • в отношении товаров для личного пользования;
  • в отношении транспортных средств международной перевозки;
  • в отношении товаров, посылаемых в МПО, при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и/или иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами;
  • в иных случаях, определяемых Комиссией и законодательством государств членов, если это предусмотрено Комиссией.

Декларирование в письменной форме также может быть произведено в случае отсутствия возможности у таможенного органа принять электронную декларацию в связи с неисправностью информационной системы.

Декларация без лишних документов

Новый Таможенный кодекс предусматривает возможность подачи декларации на товары, а также транзитной декларации или декларации на транспортное средство без представления таможенному органу документов, на основании которых они заполнены. Раньше такой возможности не было, и это приводило к дублированию электронных документов бумажными.

Документы и/или сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не предоставляться таможенному органу, если сведения о таких документах и/или иные сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут быть получены таможенными органами из своих информационных систем, а также информационных систем организаций государств-членов ЕАЭС. В таких случаях декларанты указывают сведения об этих документах в таможенной декларации или предоставляют их иным способом в соответствии с ТК.

Новое в предварительном информировании

Представление таможенным органам предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза, является обязанностью.

Теперь состав предварительной информации (ПИ) делится на 2 вида в зависимости от целей представления:

  • ПИ, представляемую в целях оценки рисков – обязательная часть;
  • ПИ, представляемую для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, которая предоставляется по желанию участника ВЭД.

В зависимости от цели предоставления предварительной информации определяется состав представляемых сведений.

При этом, состав сведений, структура, формат, порядок и сроки предоставления, порядок формирования ПИ и т.д. будет определятся ЕЭК. Также будут разработаны отдельные решения для ПИ на воздушном, автомобильном и железнодорожном транспорте.

Автоматический выпуск и автоматическая регистрация деклараций

Согласно старому ТК Таможенного союза, таможенные операции совершались только таможенным инспектором. ТК ЕАЭС вводит возможность совершения отдельных таможенных операций в автоматизированном режиме, без участия должностных лиц таможенных органов.

Срок выпуска товаров

Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации. Но… Если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, то выпуск осуществляется в течение 4 часов с момента начала времени работы таможенного органа

Срок выпуска товаров может быть увеличен до 1 рабочего дня в случаях:

  1. если таможенным органом запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
  2. декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации
  3. декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации

Допускается продление срок выпуска товаров на 10 дней с разрешения начальника таможенного органа для:

  1. проведения или завершения начатого таможенного контроля;
  2. выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации
  3. предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров до завершения проверки документов и сведений или при назначении таможенной экспертизы.

Изменение места доставки

Допускается изменение места доставки товаров без завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита, если такое место доставки расположено в том же регионе деятельности таможенного органа, где и первоначально установленное таможенным органом отправления место доставки товаров.

Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на изменение места доставки товаров, определяется ЕЭК

Завершение таможенной процедуры таможенного транзита

Для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита таможенному органу назначения представляется транзитная декларация и другие документы:

  1. в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, – в течение 3 часов с момента их прибытия в место доставки товаров;
  2. в отношении товаров, перевозимых с использованием водного, воздушного или железнодорожного транспорта, – в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, установленного законодательством государств-членов о таможенном регулировании

От имени перевозчика вышеуказанные действия могут быть совершены лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании

Формы и меры таможенного контроля

Подход с к процедурам таможенного контроля сильно изменился. В старом Кодексе все инструменты таможенного контроля назывались формами (их было 12). В ТК ЕАЭС определяется 8 форм таможенного контроля и 13 мер, которые будут их обеспечивать.

  1. Получение объяснений.
  2. Проверка таможенных, иных документов и/или сведений.
  3. Таможенный осмотр.
  4. Таможенный досмотр.
  5. Личный таможенный досмотр.
  6. Таможенный осмотр помещений территорий.
  7. Таможенная проверка (камеральная, плановая выездная).
  8. Внеплановая выездная таможенная проверка.

  1. Проводить опрос.
  2. Запрашивать, требовать и получать документы и/или сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.
  3. Назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и/или образцы товаров.
  4. Осуществлять идентификацию товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест.
  5. Использовать технические средства таможенного контроля, иные технические средства, водные и воздушные суда таможенных органов.
  6. Применять таможенное сопровождение.
  7. Устанавливать маршрут перевозки товаров.
  8. Вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем, совершаемых с ними таможенных операций.
  9. Привлекать специалиста.
  10. Привлекать специалистов и экспертов других государственных органов.
  11. Требовать совершение грузовых и иных операций.
  12. Осуществлять таможенное наблюдение.
  13. Проверять наличие системы учета товаров и ведение учета товаров.

Отсрочка уплаты таможенных платежей

Таможенный кодекс ЕАЭС предоставляет участникам ВЭД возможность уплаты таможенных платежей с отсрочкой в один месяц со дня, следующего за днем выпуска товаров, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, но при условии уплаты начисленных процентов.

Также вводится порядок отложенного определения таможенной стоимости. Если при таможенном декларировании товаров их таможенная стоимость не может быть определена на дату регистрации декларации и отсутствуют документы для ее расчета, то можно отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускаются определение и заявление таможенной стоимости товаров на основе имеющихся у декларанта документов и сведений.

Исходя из нее, будут уплачиваться все пошлины и налоги. Однако после того, как будет заявлена точная стоимость, необходимо будет доплатить платежи.

Уполномоченный экономический оператор

По новым правилам:

  • статус УЭО может получить только юридическое лицо государства-члена ЕАЭС (ранее компания могла быть нерезидентом);
  • свидетельство, которое получит компания-УЭО, может быть 3 типов, каждое из которых предполагает разный перечень специальных упрощений, которыми тот будет пользоваться;
  • статус УЭО могут получить таможенные представители, владельцы складов, таможенные перевозчики и владельцы таможенных складов (ранее это мог быть только декларант).

Теперь статус УЭО будет признаваться всеми государствами-членами ЕАЭС. Более того, государства, не входящие в ЕАЭС, тоже смогут предоставлять уполномоченным экономическим операторам специальные упрощения на взаимной основе.

Разновидности таможенной экспертизы.

В рамках таможенного контроля проводятся несколько разновидностей таможенной экспертизы

в зависимости от целевой необходимости, состава экспертов, характера исследований и этапов их проведения.

В первую очередь таможенная экспертиза различается в зависимости от состава и числа привлекаемых экспертов. Это может быть единоличная таможенная экспертиза, которая проводится автономно таможенным или другим независимым экспертом.

Комиссионная таможенная экспертиза предполагает формирование комиссии (группы) экспертов одной специальности. Однако при возникновении разногласий между ними каждый эксперт или несколько из них имеют право дать отдельное заключение.

При определенных обстоятельствах назначается комплексная экспертиза, которая проводится с участием специалистов-экспертов различных специальностей и областей знаний. По окончании исследований каждый из них подписывает соответствующую часть заключения таможенного эксперта, в рамках которой он проводил работу.

С учетом многократности проведения таможенная экспертиза может носить как первичный, так и повторный дополнительный характер. Первичная экспертиза проводится по обращению таможенного органа для изучения объектов таможенного контроля, проб и образцов товаров. По вновь открывшимся обстоятельствам назначается дополнительная таможенная экспертиза, которая, как правило, поручается тем же самым экспертом.

Однако в случае несогласия декларанта, а также таможенного органа с заключением экспертов по результатам первичной и дополнительной таможенной экспертизы, проводится повторная таможенная экспертиза. Она поручается комиссии в составе двух и более таможенных экспертов, исключая возможность участия в ней экспертов, проводивших первичную и дополнительную таможенные экспертизы, тем более в оформлении заключения. Вместе с тем ранее привлеченные эксперты могут присутствовать при повторной экспертизе и давать необходимые пояснения.

При проведении дополнительной и повторной таможенной экспертизы таможенный орган в обязательном порядке предоставляет вновь назначенным экспертам результаты первичной таможенной экспертизы.

Порядок проведения таможенной экспертизы в рамках таможенного контроля на таможенной территории ЕАЭС определен решением Комиссии ЕАЭС и ТК ЕАЭС (гл. 53).

По целевому характеру различают идентификационную, товароведческую, материаловедческую таможенные экспертизы, которые проводятся для установления (выявления) средств идентификации товаров, степени их соответствия кодовым позициям ЕТН ВЭД, потребительских характеристик и свойств товарной продукции, их сырьевых компонентов и составляющих.

В зависимости от способа проведения таможенной экспертизы выделяются технологическая и криминалистическая, которые требуют наличия необходимой материально-технологической базы с привлечением экспертов соответствующего профиля и профессионального уровня из числа специалистов органов госконтроля и правоохранительных ведомств.

Обсуждаем институт таможенной экспертизы в ТК ЕАЭС (Нестеров А.В.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Немного истории развития законодательного регулирования экспертизы в таможенном деле на основе Таможенных кодексов СССР, РФ, ТС ЕврАзЭС и ТК ЕАЭС

Экспертиза в таможенном деле, экспертиза в таможенных целях и таможенная экспертиза

В связи с тем что основные монографии, учебные пособия и статьи по таможенной экспертизе были опубликованы с участием профессора А.В. Нестерова, то в статье будет много ссылок на этого автора, что сложно принять за самоцитирование, т.к. объем статьи не позволяет приводить аргументы из ссылочных публикаций.
Особенностью таможенного администрирования является то, что в него входят не только правоприменительные функции, в частности, таможенного контроля, но и правоохранительные и правообеспечительные функции. При реализации правоохранительных функций должностные лица таможенных органов имеют право назначать судебные экспертизы в рамках расследования и рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ и дознания по уголовным делам в соответствии с УПК РФ. Кроме того, должностные лица таможенных органов в рамках оперативной деятельности могут назначать специальные исследования проб (образцов) товаров, изъятых из товарных потоков, перемещаемых через таможенную границу. При реализации правообеспечивающих функций должностные лица таможенных органов могут использовать специальные знания в исследовательской форме в неочевидных ситуациях, когда для выдачи предварительного решения по классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) требуется проведение специального исследования пробы (образца) товара.
Также экспертиза товара в таможенных целях назначается в арбитражном процессе при оспаривании участниками ВЭД решения таможенного органа, связанного со свойствами товара, влияющими на квалификацию деяния лица, полномочного в отношении товара, перемещенного через таможенную границу.
Так как этот инструмент является сложным, то должностные лица таможенных органов должны его специально изучать и иметь документ, подтверждающий, что они его освоили и имеют право применять в практической деятельности. Судебная практика в РФ показывает, что этот инструмент не всегда и не везде применяется правомерно, что позволяет участникам внешнеэкономической деятельности положительно обжаловать в суде решения таможенных органов.

Соотношение юридического (легального) института таможенной экспертизы и правового института таможенной экспертизы

Вернемся к таможенной экспертизе в ТК ЕАЭС. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа (далее — уполномоченное лицо), выполняя административную функцию по назначению «таможенной экспертизы (экспертизы)» (далее — экспертизы), использует свои интеллектуальные способности как инструмент для привлечения интеллектуальных и/или инструментальных способностей иного физического лица, назначаемого на юридическую роль эксперта. Так как любой инструмент является нейтральным, то поэтому к роли эксперта предъявляется требование по независимости (незаинтересованности). Если будет выявлено сомнение в независимости кандидата в эксперты, его кандидатуру можно отвести; если у самого эксперта возникнет конфликт интересов, то он должен заявить самоотвод; если будет обнаружена зависимость эксперта, приведшая к сомнению в заключении эксперта, то появляется возможность его опровергнуть.
Отсутствие в ТК ТС указания на порядок назначения таможенной экспертизы привело к тому, что в Приказе ФТС РФ 20.11.2014 N 2264 появилась норма, согласно которой заключение таможенного эксперта является обязательным для уполномоченного лица, что нарушает независимость таможенного эксперта. Этим стали пользоваться лица, обжалующие решения таможенных органов в судебных инстанциях и ставящие под сомнение независимость таможенных экспертов.

О таможенном регулировании в РФ

При таможенном администрировании в соответствии с ФЗ-311 в рамках таможенного контроля можно назначить таможенную экспертизу, по результатам которой возбудить административное или уголовное дело, и при этом не назначать еще раз экспертизу по этим же объектам таможенной экспертизы, а использовать заключение таможенного эксперта как заключение судебного эксперта. Это возможно в соответствии со ст. 171 ФЗ-311 при выполнении процессуального оформления такой экспертизы, в частности, если таможенный эксперт был аттестован по судебно-экспертной специальности, эквивалентной таможенно-экспертной специальности, и дал подписку об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, в ФЗ-311 фактически было признано, что таможенная экспертиза является не только ведомственной, но и досудебной экспертизой, которая при соответствующей организации и юридическом оформлении может быть признана как судебная экспертиза. Подчеркнем, таможенная экспертиза относится к ведомственным экспертизам, но не является судебной, как ошибочно считают некоторые авторы.
Наверное, было бы целесообразным в законопроект «О судебно-экспертной деятельности в РФ» включить положение о досудебной экспертизе. Это положение могло бы изящно легитимизировать назначение экспертизы до возбуждения уголовного дела.
Кроме того, для легальных экспертиз, назначаемых в рамках ведомственного администрирования, в частности государственного контроля, можно будет принять нормы, позволяющие признавать заключение эксперта как заключение судебного эксперта в рамках уголовного или административного дела при соответствующем процессуальном (процедурном) оформлении.
Это позволит использовать заключение эксперта, полученное в рамках ведомственного контроля, надзора и/или мониторинга, для возбуждения соответствующего дела, а в рамках административного или уголовного дела не назначать судебную экспертизу, используя признаваемый результат досудебной (ведомственной) экспертизы по одним и тем же объектам экспертизы.
В этой связи требования к таможенной экспертизе должны быть гармонизированы с требованиями к судебной экспертизе, иначе возникнут юридические вопросы о законности признания результата таможенной экспертизы в качестве результата судебной экспертизы.
Выводы. Юридический институт таможенной экспертизы является частью юридического института экспертизы в юридически значимых целях, поэтому он должен соответствовать этому институту. Юридический инструмент таможенной экспертизы является сложным и наукоемким инструментом, требующим специальной подготовки от лиц, имеющих право его применять. К сожалению, легальный институт таможенной экспертизы по-прежнему требует его юридической доработки не только в системном виде, но и с методической точки зрения и юридической техники. К сожалению, авторы проекта не учли критики экспертного сообщества и фактически повторили в ТК ЕАЭС положения, регулирующие таможенную экспертизу в ТК ТС.

Статья написана по материалам сайтов: logistics.ru, studme.org, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai.

«