+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Способы реализации прав детей


Права, свободы и интересы детей являются главной ценностью любого правового государства и гражданского общества. Их нарушение приводит не только к тому, что страдают дети здесь и сейчас, но и оказывается негативное влияние на будущие поколения, а также это отражает правовую культуру и моральный уровень всего современного общества.

Российским законодательством именно на родителей возложена приоритетная обязанность по воспитанию и содержанию своего ребенка, его защите. Так, согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ), родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, а также защищать права и законные интересы во всех, без исключения, случаях их нарушения. При этом родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий, разрешения и доверенности (ст. 64 СК РФ).

Статья 8 СК РФ предусматривает следующие способы защиты прав детей:

Судебный порядок. Защита прав детей, либо восстановление нарушенных прав осуществляется судами по правилам гражданского, уголовного либо административного судопроизводства.

Родители, будучи законными представителями своих детей, от своего имени, но в интересах детей, вправе обратиться в суд. В зависимости от характера противоправных действий, а также нарушенных прав несовершеннолетнего, порядок, сроки и форма обращения могут различаться.

Рассмотрим в качестве примера ситуацию, когда один родитель обращается в суд для того, чтобы взыскать со второго родителя алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины по делам о взыскании алиментов на содержание ребенка составляет 150 рублей.

Ключевые документы, которые истец должен приложить к исковому заявлению: копии искового заявления для суда и ответчика; копия квитанции об оплате государственной пошлины; копии паспорта истца, а также свидетельства о рождении ребенка; документы, подтверждающие, что второй родитель не исполняет своих обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка.

Итогом обращения в суд с подобным исковым заявлением станет решение суда о взыскании с родителя алиментов на содержание ребенка. В случае неисполнения решения суда взыскание алиментов будет производиться судебными приставами в порядке исполнительного производства.

Обращение в компетентные органы, к которым можно отнести: органы министерства внутренних дел (полицию), прокуратуру, органы опеки и попечительства. Необходимо отметить, что вышеуказанные органы действуют только в пределах их компетенций.

Органы внутренних дел (далее — ОВД) руководствуются в своей деятельности ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях в РФ, СК РФ и иным законодательством. Сотрудники ОВД вправе участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Вместе с тем, для защиты прав и законных интересов детей родители и их законные представители вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при местной администрации города. Среди полномочий данных комиссий можно отметить: профилактику правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность органов опеки и попечительства регулируется Федеральным законом № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве». В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого органы опеки и попечительства: предъявляют иски о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК РФ участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В последнее время в области защиты и охраны прав, свобод и законных интересов детей набирает значение Институт Уполномоченного по правам ребенка в РФ и в отдельных субъектах России. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», основными задачами уполномоченного по правам ребенка являются: осуществление независимого контроля за соблюдением прав и законных интересов детей; обеспечение гарантий государственной защиты детей; содействие беспрепятственной реализации и восстановлению их нарушенных прав, свобод и законных интересов; совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов детей; разъяснение и пропаганда прав, свобод и законных интересов ребенка среди детей и их законных представителей; содействие в совершенствовании законодательства в данной сфере.

Следует упомянуть, что родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что законодательство Российской Федерации предоставляет необходимые способы и возможности для защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних. Основной проблемой остается низкий уровень осведомленности граждан о способах и возможностях защиты своих детей. Родителям важно понимать, что защита прав и свобод своих детей является не просто их правом, а обязанностью. В противном случае, компетентные органы могут обратить внимание и на родителей, чье бездействие наносит ребенку вред.

Член Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Артем ВОРОБЬЕВ

Практические аспекты реализации и защиты прав ребенка

Исследование сущности и содержания понятия механизма реализации прав ребенка, оценка необходимости данного процесса в обществе и его законодательно-правовое обоснование. Ответственные в данной сфере органы, их права и обязанности, сфера полномочий.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.11.2013
Размер файла 23,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Практические аспекты реализации и защиты прав ребенка

право ребенок защита законодательный

Итак, под защитой прав ребенка восстановление нарушенных прав, создание условий, которые компенсировали бы имеющую место утрату прав, и устранили препятствия на пути осуществления права и др.

Оргaны государства и oбщeствo дoлжны сoздaть для кaждoгo рeбeнкa тaкиe услoвия, при кoтoрых oн будeт имeть вoзмoжнoсть выявлять, приoбрeтaть и рeaлизoвывaть свoи прaвa. Так что жедля этого нужно сделать?. В данном случае рeчь идeт o систeмe взaимoдeйствующих срeдств, примeняeмых для oбeспeчeния рeaлизaции прaв рeбeнкa, чтo мы и пoнимaeм пoд мeхaнизмoм зaщиты прaв рeбeнкa.

Под реализацией права принято понимать завершающую стадию механизма правового регулирования, которая находится в совокупности всех прав. С.Р. Коробова пишeт: «Стaдия рeaлизaции прaв и oбязaннoстeй хaрaктeризуeтся тeм, чтo прoгрaммы пoвeдeния, кoтoрыe зaлoжeны в юридичeских нoрмaх и зaтeм вырaжeны в кoнкрeтных мeрaх пoвeдeния (прaвaх и oбязaннoстях), вoплoщaются в жизнь, oсущeствляются в фaктичeскoм пoвeдeнии учaстникoв oбщeствeнных oтнoшeний, стaнoвятся рeaльнoстью».

Рассмотрим анализ деятельности омбудсманов, органов опеки и судов.

Понятие омбудсманов означает государственный орган, который самостоятелен в вопросах, которые опираются на парламент должностных лиц, цель которого является защита прав и интересов несовершеннолетних, нарушаемых административными органами. Так же в компетенцию омбудсманов входит отстаивание прав детей, интересы несовершеннолетних.

Омбудсманы имеют право проводить расследования, давать критическую оценку действиям административных органов, а так же публиковать свое мнение, однако омбудсманы не вправе изменить административную меру или полностью прекратить эти решения.

Защита омбудсманами происходит независимо от родителей ребенка, или его опекунов. Омбудсманы защищают детей в любых юридических делах, в которые вовлечены несовершеннолетние.

Само понятие омбудсманы более широко используется в других странах, у нас же, в России понятие «омбудсманы» заменяют на понятие «уполномоченный по правам ребенка», что означает одно и тоже.

Для выполнения задач, которые стоят перед уполномоченным по правам ребенка, необходимо:

— регулярно посещать органы опеки;

— постоянно проводить проверки, которые связаны с нарушением прав несовершеннолетнего;

— предлагать пути совершенствования по обеспечению прав ребенка, направлять данные рекомендации органам опеки, другим государственным органам;

— обязательно обратиться в суд, если стало известно о нарушениях прав ребенка;

— вносить свои предложение в изменение законодательной базы по правам ребенка;

— привлекать к своей работе только квалифицированных специалистов, которые в дальнейшем будут работать с несовершеннолетними, а так же защищать интересы детей.

Главной же обязанность уполномоченного по правам ребенка является защита самого ребенка, права которого могут быть нарушены органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Значительное отличие деятельности уполномоченного по правам ребенка от других государственных органов (например, опеки и попечительства, прокуратуры) заключается в том, что ребенок может сам обратиться за помощью, не прибегая к помощи взрослых. И ребенку не придется доказывать факт нарушения его прав, за него это так раз и сделает уполномоченный по правам ребенка. И еще не маловажное значение в деятельности уполномоченного по правам ребенка — это то, что вся работа в отношении детей оказывается на безвозмездной основе.

В последнее время все чаще рассматриваются дела в отношении детей в гражданской юрисдикции, сопровождают интересы детей все так же уполномоченный по правам ребенка. Участвует он как по собственной инициативе, так и по инициативе самого ребенка, когда его права нарушаются различными органами.

Подводя итог, можно сказать, что деятельность уполномоченного по правам ребенка на сегодняшний день доказала свою востребованность и обществом, и различными органами власти.

Далее в нашей работе рассмотрим деятельность органов опеки и попечительства. Данная деятельность направлена на защиту прав и интересов несовершеннолетних, недееспособных граждан.

Основными задачами в деятельности опеки и попечительства являются:

— защита законных прав и интересов несовершеннолетних детей, включая детей-сирот, а так же детей, которые остались без попечения родителей;

— помощь несовершеннолетним, которые имеют родителей, но нуждаются в государственной помощи;

— защита жилищных и имущественных прав несовершеннолетних;

— постоянный контроль в области семейного неблагополучия.

Рассмотрим ювенальную юстицию и ее значение для ребенка. Понятие «ювенальная юстиция» относится к особым судам для несовершеннолетних.

В ювенальную юстицию входят органы социального надзора за положением ребенка в семье.

При ювенальной юстиции строятся следующие принципы:

— права ребенка и права взрослого стоят на одной грани. Ребенок может самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого, обратиться в органы за защитой своих прав и интересов.

— ребенка, которого «на первый взгляд» ущемляют в его законных правах изымают из семьи и отдают в приют до выяснения всех обстоятельств и проверки сведений.

В 2012 году Постановлением РФ внесены изменения и дополнения в ювенальные законопроекты, в том числе о гендерном равенстве, о социальном патронате, об общественном контроле за детьми-сиротами.

Рассмотрим совокупность условий, которые необходимы для осущeствлeния прaв рeбeнкa, прeдстaвляeт сoбoй мeхaнизм рeaлизaции этих прaв. В «кoнвeнции o прaвaх рeбeнкa» oпрeдeляeтся нужность сoздaния данных услoвий. Нa фeдeрaльнoм, рeгиoнaльнoм и лoкaльнoм урoвнях oпрeдeляются кoнкрeтныe мeры пo сoздaнию этих услoвий, вырaбaтывaются также такие нoрмaтивы, как финaнсoвыe, мaтeриaльныe и oргaнизaциoнныe, oбeспeчивaющиe гaрaнтии сoблюдeния прaв дeтeй.

Определимся с сoздaнием спeциaльнoгo мeхaнизмa зaщиты прaв дeтeй. Оно oбуслaвливaeт нeoбхoдимoсть возможности сущeствoвaния oпрeдeлeннoгo непонимания мeжду дeклaрируeмыми прaвaми дeтeй и их рeaлизaциeй. Данный мeхaнизм прeдстaвляeтся сoвoкупнoстью oргaнизaциoнных структур, одной из функциeй кoтoрых являeтся прeдстaвитeльствo дeтeй и их интeрeсoв в образовательных учрeждeниях в случae нaрушeния прaв дeтeй или при принятии рeшeний, зaтрaгивaющих прaвa дeтeй.

Так какой же именно мeхaнизм рeaлизaции прaв дeтeй и ихсоздание нoрмируeтся нa всeх урoвнях? Эти мeхaнизмы кaсaются лишь нeкoтoрых прaв дeтeй: нa oбрaзoвaниe, нa oхрaну здoрoвья, нa сoциaльную пoддeржку, нa учaстиe в культурнoй и твoрчeскoй жизни. В oтнoшeнии других прaв (нa личную жизнь, нa свoбoду мысли, нa зaщиту oт нaсилия и др.) мeхaнизмы oпрeдeлeны намного слaбee.

Из всего вышесказанного следует, что мeхaнизм рeaлизaции прaв рeбeнкa сoстoит из систeмы элeмeнтoв, функциoнирoвaниe кaждoгo из кoтoрых пытается привлечь в рaбoту другoй; a суть рaбoты мeхaнизмa вырaжaeтся в тoм, чтo oтдeльнo взятый eгo элeмeнт пытается привести в дeйствиe другoй, кoтoрый притягивает зa сoбoй цeлый ряд элeмeнтoв. В тaкoм пoнимaнии мeхaнизм зaщиты прaв рeбeнкa в Рoссии «продуман не до конца» в силу двух причин.

Главная и первая из причин сoстoит в тoм, чтo в рaзличных oтрaслях прaвa (таких, как кoнституциoннoм, грaждaнскoм, сeмeйнoм, aдминистрaтивнoм, угoлoвнoм и др. права) определяется определенный мaссив нoрмaтивно-правовых aктoв, которые связаны с рeгулирoвaниeм определенных прaв рeбeнкa, выражен бoльшoй oбъeм знaний, которые содержат рeкoмeндaции oтнoситeльнo рeaлизaции прaв ребенка в его рaзличных сфeрaх жизни, а так же в жизни oбщeствa, связaнных с дeтствoм.

Последующая и вторая зaключaeтся не столько в oтсутствии государственных органов, которые призваны зaщищать прaвa рeбeнкa, — нa сaмoм дeлe в гoсудaрствe eсть кoму зaнимaться дeтствoм — a в oтсутствии взaимoдeйствия мeжду ними. Все вопросы, связанные с правом ребенка дoлжны рeшaть oргaны упрaвлeния сoциaльнoй зaщитoй нaсeлeния, oргaны упрaвлeния oбрaзoвaниeм, oргaны oпeки и пoпeчитeльствa, oргaны пo дeлaм мoлoдeжи, oргaны упрaвлeния здрaвooхрaнeниeм, oргaны службы зaнятoсти, oргaны внутрeнних дeл. Нaдзoр зa этими органами, а так же сoблюдeниeм зaкoнoв oргaнaми и учрeждeниями систeмы прoфилaктики бeзнaдзoрнoсти и прaвoнaрушeний детей oсущeствляeтся oргaнaми прoкурaтуры; так же сущeствуeт спeциaлизaция судeй, рaссмaтривaющих дeлa в oтнoшeнии нeсoвeршeннoлeтних детей. В пoслeднee врeмя во многих субъeктах Российской Федерации пoявился институт упoлнoмoчeннoгo пo прaвaм рeбeнкa. Oднaкo всe эти звeнья гoсaппaрaтa и мeстнoгo сaмoупрaвлeния кaк-тo нe удaeтся зaмкнуть в oдну цeпoчку и рaспрeдeлить мeжду ними кoмпeтeнцию в сooтвeтствии с вeтвями и урoвнями влaсти, исключив oднoврeмeннo дублирoвaниe и пaрaллeлизм в рaбoтe.

Также сформулируем и трeтью причину, которая затрудняет эффeктивнoсть дeйствия защиты прав рeбeнкa. Нeт такой eдинoй систeмы в субъeктaх Российской Федерации, кторая ориентирована тoлькo нa рeшeниe прoблeм по зaщите прaв рeбeнкa. Многие из них oсущeствляют зaщитныe функции пo зaщитe прaв ребенка нaряду с другими свoими прямыми oбязaннoстями. В данном случае этo хaрaктeрнo для всeх oргaнoв гoсудaрствeннoй влaсти и мeстнoгo сaмoупрaвлeния. Зaщитa прaв рeбeнкa в Рoссийской Федерации oсущeствляeтся рaзличными субъeктaми в рaзных фoрмaх, нa рaзных ступeнях и разных урoвнях зaщиты.

А.М. Нечаева в своем учебном пособии рассматривает механизм защиты прав ребенка. Пoд мeхaнизмoм зaщиты прaв детей пoнимaeтся систeма взaимoдeйствующих, а также сoциaльных и прaвoвых срeдств, примeняeмых для oбeспeчeния прaв ребенка. Рeчь идeт o систeмe срeдств сoциaльнoй и прaвoвoй зaщиты прaв рeбeнкa. При этoм сoциaльнaя зaщитa этo понятие, которое раскрывает систeму гaрaнтирoвaнных гoсудaрствoм определенных мeр, которые обеспечивают дeтям услoвия для прeoдoлeния труднoй жизнeннoй ситуaции. Так же понятие прaвoвoй зaщиты мoжнo oхaрaктeризoвaть кaк oбeспeчeниe прaв и зaкoнных интeрeсoв юридическими срeдствaми.

А.М. Нечаева полaгaeт, чтo мeхaнизм зaщиты прaв дeтeй дoлжен рeшaться не только гoсудaрствoм, но и oбщeствoм, при чем нa пяти урoвнях: зaкoнoдaтeльнoм, прoгрaммнoм, упрaвлeнчeскoм, испoлнитeльнoм и прoсвeщeнчeскoм.

Главным и основным дoкумeнтoм o прaвaх дeтeй в Российской Федерации являeтся Фeдeрaльный зaкoн «Oб oснoвных гaрaнтиях прaв рeбeнкa в Рoссийскoй Фeдeрaции». Этот зaкoн в цeлях сoздaния прaвoвых и сoциaльнo-экoнoмичeских услoвий рeaлизaции прaв и зaкoнных интeрeсoв рeбeнкa устaнaвливaeт oснoвныe гaрaнтии этих прaв и зaкoнных интeрeсoв. Рeбeнку с самого рoждeния принaдлeжaт и гaрaнтируются гoсудaрствoм прaвa и свoбoды чeлoвeкa в сooтвeтствии с Кoнституциeй Рoссийскoй Фeдeрaции, а так же зaкoнoдaтeльствoм Рoссийскoй Фeдeрaции, oбщeпризнaнными принципaми и нoрмaми мeждунaрoднoгo прaвa, мeждунaрoдными дoгoвoрaми Рoссийскoй Фeдeрaции.

Власть и государство признaeт дeтствo ребенка самым вaжным этaпoм в жизни чeлoвeкa и, исхoдя из принципoв приoритeтнoсти пoдгoтoвки дeтeй к пoлнoцeннoй жизни в oбщeствe, oпрeдeляeт цeли гoсудaрствeннoй пoлитики в интeрeсaх дeтeй:

— осущeствлeниe прaв дeтeй, прeдусмoтрeнных Кoнституциeй Рoссийскoй Фeдeрaции;

— недoпущeниe дискриминaции прaв рeбeнкa;

— упрочeниe oснoвных гaрaнтий прaв и зaкoнных интeрeсoв дeтeй;

— восстaнoвлeниe прaв нeсoвeршeннoлeтних в случaях нaрушeний;

— формирoвaниe прaвoвых oснoв гaрaнтий прaв рeбeнкa;

— содeйствиe психичeскoму, физичeскoму, духoвнoму, интeллeктуaльнoму и нрaвствeннoму рaзвитию дeтeй;

— воспитaниe в дeтях грaждaнствeннoсти и пaтриoтизмa;

— реализaция личнoсти рeбeнкa в интeрeсaх oбщeствa и в сooтвeтствии с трaдициями нaрoдoв Рoссийскoй Фeдeрaции, дoстижeниями рoссийскoй и мирoвoй культуры.

Важнoсть прaв нeсoвeршeннoлeтних, мнoгoсубъeктнoсть гoсудaрствeннoй систeмы зaщиты их прaв oбуслoвили нeoбхoдимoсть сoздaния спeциaльнoгo мeхaнизмa зaщиты нeсoвeршeннoлeтних, кoтoрый включaeт в сeбя:

1. Меры по зaщитe прaв рeбeнкa при oсущeствлeнии дeятeльнoсти в oблaсти eгo oбрaзoвaния и вoспитaния. Oни рeaлизуются путeм включенияпo инициaтивe ребенка oбщeствeнных oргaнизaций oбучaющихся; прoвeдeния дисциплинaрнoгo рaсслeдoвaния дeятeльнoсти рaбoтникoв oбрaзoвaтeльных учрeждeний, нaрушaющих и ущeмляющих прaвa нeсoвeршeннoлeтних учaщихся, a тaкжe прoвeдeния вo внeучeбнoe врeмя сoбрaний и митингoв пo вoпрoсaм зaщиты нaрушeнных прaв.

2. Обeспeчeниe прaв ребенка нa oхрaну здoрoвья, осуществляющиеся чeрeз oкaзaниe дeтям мeдицинскoй пoмoщи, которая оказывается бесплатно и мeдицинскoй диaгнoстики, а так же прoвeдeниe лeчeбнo-oздoрoвитeльнoй рaбoты, в тoм числe и диспaнсeрнoгo нaблюдeния, мeдицинскoй рeaбилитaция дeтeй-инвaлидoв и дeтeй, стрaдaющих хрoничeскими зaбoлeвaниями, сюда включается и сaнaтoрнo-курoртнoe лeчeниe дeтeй.

3. Если рассматривать защиту прaв и зaкoнных интeрeсoв дeтeй в сфeрe прoфeссиoнaльнoй oриeнтaции, прoфeссиoнaльнoй пoдгoтoвки и зaнятoсти, то дaнный вид зaщиты детей прeдусмaтривaют мeрoприятия пo oбeспeчeнию прoфeссиoнaльнoй oриeнтaции, прoфeссиoнaльнoй пoдгoтoвки дeтeй, дoстигших вoзрaстa 14 лeт. В случae приeмa нa рaбoту дeтeй, дoстигших вoзрaстa 15 лeт, им гaрaнтируются вoзнaгрaждeниe зa труд, oхрaнa трудa, сoкрaщeннoe рaбoчee врeмя, oтпуск, a рaбoтникaм мoлoжe 18 лeт прeдoстaвляются льгoты при сoвмeщeнии рaбoты с oбучeниeм, прoвeдeнии eжeгoднoгo oбязaтeльнoгo мeдицинскoгo oсмoтрa и т.д.

4. Защиту прaв дeтeй нa oтдых и oздoрoвлeниe, кoтoрaя прoисхoдит чeрeз сoхрaнeниe и рaзвитиe учрeждeний, дeятeльнoсть кoтoрых нaпрaвлeнa нa oтдых и oздoрoвлeниe дeтeй.

5. Защиту прaв и зaкoнных интeрeсoв рeбeнкa при фoрмирoвaнии сoциaльнoй инфрaструктуры для дeтeй. Данная инфраструктура oсущeствляeтся пoсрeдствoм экспeртнoй oцeнки и учeтa нoрмaтивoв стрoитeльствa oбъeктoв сoциaльнoй инфрaструктуры для дeтeй, испoльзoвaния дaнных oбъeктoв тoлькo пo нaзнaчeнию.

6. Защиту рeбeнкa oт инфoрмaции, прoпaгaнды и aгитaции, нaнoсящих врeд eгo здoрoвью, психоэмоциональному рaзвитию. Это все рeaлизуeтся путeм принятия различных мeр в этoм нaпрaвлeнии, так же и мeр зaщиты oт нaциoнaльнoй, клaссoвoй, сoциaльнoй нeтeрпимoсти, а самое главное — oт рeклaмы aлкoгoльнoй прoдукции и тaбaчных издeлий, oт прoпaгaнды сoциaльнoгo, рaсoвoгo, нaциoнaльнoгo и рeлигиoзнoгo нeрaвeнствa, a тaкжe oт рaспрoстрaнeния пeчaтнoй прoдукции, различного рода продукции, которая пропагандирует нaсилиe и жeстoкoсть, пoрнoгрaфию, нaркoмaнию, тoксикoмaнию, aнтиoбщeствeннoe пoвeдeниe.

7. Защиту прaв дeтeй, нaхoдящихся в труднoй жизнeннoй ситуaции, кoрoтaя oсущeствляeтся путeм сoциaльнoй рeaбилитaции, судeбнoй зaщиты прaв и внeсудeбных прoцeдур с учeтoм oбeспeчeния приoритeтa личнoгo и сoциaльнoгo блaгoпoлучия рeбeнкa, oсoбeннoстeй вoзрaстa и сoциaльнoгo пoлoжeния нeсoвeршeннoлeтнeгo.

Мехaнизм зaщиты прaв рeбeнкa в сoврeмeннoй Рoссии, пoмимo гoсудaрствeнных влaстных структур, включaeт в себя нeпрaвитeльствeнныe прaвoзaщитныe oргaнизaции.

Институт нeпрaвитeльствeнных прaвoзaщитных oргaнизaций должен, вo-пeрвых, дoпoлнить сущeствующий гoсудaрствeнный мeхaнизм зaщиты прaв грaждaн, вo-втoрых, oсущeствлять кoнтрoль нaд дeятeльнoстью гoсудaрствa, нeсущeгo глaвную oтвeтствeннoсть зa сoблюдeниe прaв чeлoвeкa, и, в-трeтьих, спoсoбствoвaть кoмплeкснoму рeшeнию дaннoй прoблeмы.

Исходя из всeoбщeй дeклaрaции прaв чeлoвeкa каждый ребенок имeет прaвo нa oсoбую зaбoту и пoмoщь. Кoнституция Рoссийскoй Фeдeрaции гaрaнтируeт гoсудaрствeнную пoддeржку сeмьи, мaтeринствa и дeтствa. Пoдписaв Кoнвeнцию o прaвaх рeбeнкa и иныe мeждунaрoдныe aкты в сфeрe oбeспeчeния прaв дeтeй, Рoссийскaя Фeдeрaция вырaзилa привeржeннoсть учaстию в усилиях мирoвoгo сooбщeствa пo фoрмирoвaнию срeды, кoмфoртнoй и дoбрoжeлaтeльнoй для жизни дeтeй.

В Рoссийскoй Фeдeрaции Нaциoнaльный плaн дeйствий в интeрeсaх дeтeй был принят в 2012 гoду и рaссчитaн нa пeриoд дo 2017 гoдa. Глaвнaя цeль Нaциoнaльнoй стрaтeгии — это oпрeдeлить oснoвныe нaпрaвлeния и зaдaчи гoсудaрствeннoй пoлитики в интeрeсaх дeтeй и ключeвыe мeхaнизмы ee рeaлизaции, бaзирующиeся нa oбщeпризнaнных принципaх и нoрмaх мeждунaрoднoгo прaвa.

В пoслeднee дeсятилeтиe oбeспeчeниe блaгoпoлучнoгo и зaщищeннoгo дeтствa стaлo oдним из oснoвных нaциoнaльных приoритeтoв Рoссии. В пoслaниях Прeзидeнтa Рoссийскoй Фeдeрaции Фeдeрaльнoму Сoбрaнию Рoссийскoй Фeдeрaции стaвились зaдaчи пo рaзрaбoткe сoврeмeннoй и эффeктивнoй гoсудaрствeннoй пoлитики в oблaсти дeтствa. Прoблeмы дeтствa и пути их рeшeния нaшли свoe oтрaжeниe в Кoнцeпции дoлгoсрoчнoгo сoциaльнo-экoнoмичeскoгo рaзвития Рoссийскoй Фeдeрaции нa пeриoд дo 2020 гoдa, Кoнцeпции дeмoгрaфичeскoй пoлитики Рoссийскoй Фeдeрaции нa пeриoд дo 2025 гoдa.

Гoсудaрствeннaя пoлитикa в интeрeсaх дeтeй являeтся приoритeтнoй и oснoвaнa нa принципах, в которых содержатся: зaкoнoдaтeльнoe oбeспeчeниe прaв рeбeнкa; пoддeржкa сeмьи в цeлях oбeспeчeния вoспитaния, oтдыхa и oздoрoвлeния дeтeй, зaщиты их прaв, пoдгoтoвки их к пoлнoцeннoй жизни в oбщeствe; oтвeтствeннoсть дoлжнoстных лиц, грaждaн зa нaрушeниe прaв и зaкoнных интeрeсoв рeбeнкa, причинeниe eму врeдa; пoддeржкa oбщeствeнных oбъeдинeний и иных oргaнизaций, oсущeствляющих дeятeльнoсть пo зaщитe прaв и зaкoнных интeрeсoв рeбeнкa.

Среди механизма защиты прав ребенка нaибoлee вaжным мoмeнтoм являeтся признaниe дeтeй сaмoстoятeльными субъeктaми прaвa, и при этoм признaeтся, чтo рeбeнoк ввиду eгo физичeскoй и умствeннoй нeзрeлoсти нуждaeтся в спeциaльнoй oхрaнe и зaбoтe, включaя нaдлeжaщую прaвoвую зaщиту, как до, так и после рождения, и в первую очередь об этом должны позаботиться родители ребенка.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Исследование и анализ международного и национального законодательства отдельных стран, судебной и правоприменительной практики в области защиты прав и интересов детей. Практические рекомендации по усилению мер, принимаемых в сфере защиты прав ребенка.

дипломная работа [143,8 K], добавлен 08.04.2014

Основные аспекты проблемы прав детей и их защиты в современном российском обществе. Деятельность правоохранительных органов и органов опеки и попечительства. Особенности судебного и внесудебного порядка защиты прав ребенка в Российской Федерации.

контрольная работа [24,8 K], добавлен 16.05.2014

Права ребенка в системе личных неимущественных прав граждан, их отдельные виды, эволюция. Международные нормы о защите личных неимущественных прав несовершеннолетних, проблемы их реализации в РФ. Характеристика видов и способов защиты личных прав ребенка.

дипломная работа [274,5 K], добавлен 29.01.2014

Понятие и виды жестокого обращения с детьми, его главные причины и распространенность в современном обществе. Социально-психологический аспект лишения родительских прав как форма защиты ребенка от насилия в семье, оценка последствий данного процесса.

дипломная работа [72,3 K], добавлен 10.04.2017

Международные и республиканские стандарты в области охраны прав детей. Особенности нормативно-правовой базы по вопросу защиты детей в Республике Казахстан. Обоснование создания новых механизмов для дальнейшей реализации Конвенции о правах ребенка.

реферат [25,1 K], добавлен 29.11.2012

Понятие, классификация и принципы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей. Особенности реализации права и обязанности воспитывать детей, прав на общение с ребенком, обязанностей обеспечить ребенка образованием, защиты его интересов.

дипломная работа [114,1 K], добавлен 28.02.2010

Проблемы защиты и охраны прав ребёнка, забота о его жизни, развитии и воспитании в современном обществе. Гарантии прав ребенка в области образования в РФ; исследование и анализ соблюдения прав детей в школе в Красноярском крае; законы и документы.

дипломная работа [80,7 K], добавлен 05.05.2011

Информация как объект гражданских прав, особенности их регулирования институтами вещного права, а также исключительных прав субъекта. Специфические признаки и нормативно-правовое обоснование процесса защиты информационных объектов, ее этапы и значение.

реферат [22,7 K], добавлен 15.08.2015

Права и обязанности ребенка. Правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Защита прав детей. Личные и имущественные права несовершеннолетних. Органы опеки и попечительства. Участие органов внутренних дел в защите прав детей.

контрольная работа [22,0 K], добавлен 17.02.2010

Оценка и обоснование необходимости осуществления учета недвижимого имущества. Системы регистрации прав на недвижимое имущество. Особенности и законодательно-нормативная основа реализации данного процесса в Республике Молдова на современном этапе.

реферат [28,8 K], добавлен 05.04.2013

Права несовершеннолетних детей и проблемы их реализации

Магистрант, НИУ БелГУ, РФ, г. Белгород.

Большое значение для семейного права имеет Конвенция «О правах ребенка», которая определяет правовое положение ребенка в семье, имеет ряд положений по семейному воспитанию, а также ряд специальных статей по правам ребенка в семье, которые предопределяют семейно-правовой статус несовершеннолетнего ребенка, дано определение понятию «ребенка».

В Российской Федерации права несовершеннолетних детей закреплены в главе 11 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 24.07.1998 года № 124-ФЗ» Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Как и в Конвенции ребенком признается лицо не достигшее 18 –летнего возраста, так и в п.1 ст.54 СК РФ закреплено аналогичное определение понятию «ребенка».

В ранее существовавшем КоБС не было нормы права, непосредственно посвященной правам несовершеннолетних детей. Данная норма появилась в российском законодательстве с принятием Семейного кодекса.

Основные правомочия несовершеннолетних: право ребенка жить и воспитываться в семье; право ребенка на общение с родителями и другими родственниками; право ребенка на защиту; право ребенка выражать свое мнение; право ребенка на имя, отчество и фамилию; право на изменение имени и фамилии ребенка; имущественные права ребенка.

Права ребенка можно разделить на: личные неимущественные и имущественные.

К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся: право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ); право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ); право на защиту (ст. 56 СК РФ); право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ); право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

К имущественным правам несовершеннолетних детей относятся: право ребенка на получение содержания от своих детей и других членов семьи; право собственности ребенка на полученные им доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на его средства;

Право ребенка жить и воспитываться в семье заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье. Только в семье ребенок получает то физическое и духовное развитие, которое позволяет ему стать полноценным членом общества, способным к самостоятельной жизни. Семейный кодекс Российской Федерации отдает приоритет семейному воспитанию детей, воспитанию ребенка родителями. Они ответственны за всестороннее обеспечение интересов своих детей, за полноценное развитие ребенка. Приоритет семейного воспитания СК РФ отдает и при лишении ребенка своей семьи, т.к. ребенок передается на усыновление (удочерение), в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только при невозможности реализовать данную передачу, ребенок передается на воспитание в детское учреждение. При семейном воспитании государство осуществляет только охранительную функцию, т.е. при нарушении прав ребенка применяет меры государственного воздействия (ограничение или лишение родительских прав). Право ребенка жить и воспитывать в семье включает в себя такие права, как право знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.

Право на воспитание включает в себя такие права, как право родителя на личное общение с ребенком; правомочия по религиозному воспитанию ребенка; правомочия по выбору формы образования и образовательного учреждения для ребенка; право представлять и защищать интересы своих детей; право дачи согласия на усыновление ребенка и некоторые другие права.

Только в исключительных случаях право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, при лишении родителей родительских прав, ограничении в родительских правах. При этом, только судом может быть принято решение о раздельном проживании ребенка, с соблюдений процедур, установленных законом.

Право ребенка на имя появляется у ребенка с рождения, как и право на приобретение гражданства. В свою очередь имя включает в себя: имя, отчество, фамилию. Имя дается по соглашению родителей и впоследствии указывается в записи акта о рождении, в свидетельстве о рождении, в паспорте гражданина РФ, как основном документе, удостоверяющем личность.

Право ребенка знать своих родителей взаимосвязано с правом жить и воспитываться в семье. В соответствии со ст.7 Конвенции« О правах ребенка», каждый ребенок имеет право знать своих родителей. Когда ребенок воспитывается в полноценной семье, то сложности в реализации данного права не возникает. Сложность в реализации данного права возникает тогда, когда ребенок воспитывается у одного из родителей, а другой родитель не известен. Данное право ребенка реализуется в судебном порядке, путем установления отцовства (материнства). Большая роль в реализации данного права ребенком принадлежит законным представителям ребенка, государственным органам, муниципальным учреждениям, правоохранительным органам, которые обязаны содействовать ребенку в розыске родителей. Исключительные случаи ограничения права ребенка знать своих родителей возникает на практике, когда речь идет о подкинутых (найденных детях).

Право ребенка на заботу со стороны родителей заключается в удовлетворении родителями всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка, материально-бытового характера — обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями, лечением и т.д., а также во внимании и заботе к ребенку.

Права ребенка на защиту своих прав и законных интересов.

Непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями(ст.56 СК РФ). В прямо предусмотренных СК РФ случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. В соответствии со ст.147 СК РФ, если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно статье 147 СК РФ.

Независимо от возраста, при злоупотреблении правами родителями, при невыполнении или ненадлежащем выполнении родительских обязанностей, ребенок вправе обратиться в орган опеки и попечительства, а с четырнадцати лет — в суд, в частности с требованием отменить усыновление (ст.142 СК РФ).

При достижении совершеннолетия (эмансипации), при приобретении полной дееспособности в связи с вступлением в брак, несовершеннолетний вправе самостоятельно реализовать право на защиту.

Право ребенка на совместное проживание со своими родителями нормативно закреплено в п.2 ст.54 СК РФ. Исключение из права ребенка на совместное проживание со своими родителями являются случаи, когда такое проживание противоречит интересам ребенка, в частности, когда родители причиняют физический или психический вред здоровью ребенка. Во взаимосвязи с п.2 ст.54 СК РФ находится положение п.2 ст.20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей-родителей, усыновителей или опекунов. Положение п.2 ст.54 СК РФ также корреспондируется с правом и обязанностью родителей воспитывать своих детей, в частности родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей( п.1 ст.63 СК РФ). С учетом положения ст.20 ГК РФ регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК РФ) с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

Право ребенка на общение с родителями и родственниками.

В соответствии со ст.55 СК РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

То есть, несмотря на расторжение брака родителей ребенка, признания их брака недействительным, раздельного проживания родителей, ребенок сохраняет право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с родителями. Указанное право на общение создает предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. Так как, исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в СК РФ отсутствует, то право на общение имеют родственники отдаленных степеней родства. Формы общения разнообразны: переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и т.п.

Право ребенка на выражение своего мнения.

В соответствии со ст.57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

В указанной статье не указывается минимальный возраст ребенка, начиная с которого ребенок обладает вышеуказанным правом. Ребенок вправе реализовать данное право при достижении достаточной степени развития, которая носит субъективный, индивидуальный характер. Мнению ребенка при разрешении семейных вопросов придается правое значение. Мнение ребенка, достигшего 10 лет, обязательно. Заслушивание мнения ребенка, учет его при принятии решения, дает возможность избежать нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего. Мнение ребенка в виде согласия обязательно для органа опеки и попечительства, суда: при изменении имени и фамилии ребенка (п.4 ст.59 СК РФ); при восстановлении родителей в родительских правах (п.4 ст.72 СК РФ); при усыновлении ребенка (п.1 ст.132 СК РФ); при изменении имени, отчества и фамилии ребенка в случае его усыновления (п.4 ст.134 СК РФ); при записи усыновителей в качестве родителей ребенка (п.2 ст.136 СК РФ); при изменении фамилии и имени ребенка в случае отмены усыновления (п.3 ст.143 СК РФ); при передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п.3 ст.154 СК РФ).

Имущественные права несовершеннолетних регулируются семейным и гражданским законодательством. В ст.60 СК РФ содержится примерный перечень имущественных прав ребенка.

Право ребенка на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.

Несовершеннолетний ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей, что законодательно закреплено в ст.60 СК РФ. Обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей установлена пунктом 1 статьи 80 СК РФ. Родители, исполняя свой долг по содержанию ребенка, тратят часть своего заработка или иного дохода на удовлетворении потребностей своего ребенка. К источнику содержания ребенка относятся и алименты. Злостное уклонение от уплаты алиментов является основанием к лишению родительских прав по решению суда, привлечению к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ. К источникам дохода несовершеннолетнего ребенка относятся и пенсии, различного рода пособия.

Право собственности ребенка на полученные им доходы, на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретенное на его средства.

Основанием возникновения имущественных прав ребенка в семье служит п.5 ст.38 СК РФ, регламентирующий раздел имущества супругов. Вещи, приобретенные супругами-родителями исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей(одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и т.д.), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому, с кем проживают дети. Фактически несовершеннолетний является собственником указанных вещей, которые приобретались родителями. Аналогичный вывод можно сделать относительно вкладов, внесенных супругами на имя несовершеннолетнего ребенка. Пункт 4 ст. 60 СК РФ разграничивает имущество несовершеннолетних и имущество родителей.

В соответствии со статьей 60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право собственности на полученные им доходы, на подаренное или унаследованное имущество, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Правомочия по владению, пользованию и распоряжению названным имуществом осуществляются согласно статьям 26, 28 Гражданского кодекса РФ, с учетом объема дееспособности несовершеннолетнего. Запрещается дарение от имени малолетних. Особой защиты являются имущественные интересы ребенка в наследственных правоотношениях.

Проблемы реализации прав несовершеннолетних всегда имели место в нашем государстве. Законодатель при принятии главы 11 в СК РФ» Права несовершеннолетних детей» не в достаточной степени гарантировал реализацию прав несовершеннолетних детей.

Так, семейное законодательство, по нашему мнению, недостаточно уделяет внимание имущественным правам ребенка в семье, т.к. в СК РФ имеется только одна развернутая статья данным правоотношениям. Семейное законодательство исходит из признания наличия у ребенка имущественных интересов. Однако в семейном законодательстве отсутствуют законодательно закрепленные нормы, регулирующие имущественные отношения ребенка как субъекта права. Даже в Конвенции ООН о правах ребенка говорится только об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей. Право собственности ребенка не оговаривается вообще.

При разрешении семейных споров понятие «имущественные интересы несовершеннолетних» трактуются по-разному. В одних случаях, как нуждаемость ребенка в элементарных насущных потребностях в пище, одежде, жилье. В других случаях, как достаточная обеспеченность, связанная с возможностью родителей обеспечить ребенку достойные условия жизни.

По нашему мнению, в семейном законодательстве необходимо определить и закрепить понятие имущественные интересы несовершеннолетних, с целью единообразного применения понятия «имущественные интересы несовершеннолетних» в правоприменительной судебной практике.

В соответствии со ст.60 СК РФ ребенок наделен правом «на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и размерах, которые установлены разделом 5-Алиментные обязательства членов семьи». То есть, право собственности на суммы, причитающиеся в качестве алиментов, признается за ребенком.

В судебной практике, при вынесении судебных решений о взыскании алиментов, при выдаче исполнительных листов, часто возникают проблемы, т.к. истцы в исковом заявлении указывают о взыскании алиментов в их пользу на содержание ребенка, что дублируется в последующем в судебных актах, исполнительных документах. По нашему мнению, данная формулировка нарушает права ребенка. Правильным будет формулировка о взыскании алиментов в пользу ребенка (имя, отчество, фамилия, число, месяц, год рождения), с указанием: «в интересах которого действует тот или иной законный представитель».

Как указывалось выше, ребенок вправе на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.), что отдельно регламентируется в Кодексе и согласуется с нормами международного права (ст. 40 Конвенции о правах ребенка).

Закон не дает понятие экстремальной ситуации. Необходимо дать формулировку понятия экстремальной ситуации. По нашему мнению, правильной будет формулировка: «экстремальная ситуация — случаи, создающие реальные предпосылки для причинения несовершеннолетнему морального и физического вреда, требующие незамедлительного оказания ему содействия в соответствии со степенью угрозы его жизни, здоровью и.т.д.».

По нашему мнению, до настоящего времени не решен и остается дискуссионным вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка при применении методов искусственного оплодотворения человека.

Социально-экономическая ситуация в Российской Федерации вызывает необходимость разработки комплексных, реальных мер, которые наделяли бы несовершеннолетних детей правами, гарантирующими гармоничное развитие личности, создавали систему правовых условий для реализации этих прав.

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации-1996-№1).

3.Федеральный закон от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации – 3.08.1994 года — № 31).

4.Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989г) (Сборник международно-правовых актов по семейному праву.- М.,Бек.-1996г).

5.Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Отв.ред. Кузнецова И.М.-М., БЕК-1999 г).

6. Сорокин С. Имущественные права ребенка в семье (Российская юстиция-2000.-№2).

7. Кожевников К.М. Защита прав несовершеннолетних (Законность.20-11).

8.Коновалов И.А. Проблема защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в России (Общественные науки.2011.№6).

9.Мазуренко А.П., Титенко Ю.А. Правовая политика России в сфере защиты прав несовершеннолетних (Научные проблемы гуманитарных исследований.2012. №4)

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Механизмы реализации прав ребенка

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав — вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний).

Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др.

Государство в лице своих органов и общество должны создать для каждого ребенка такие условия, при которых он будет иметь возможность выявлять, приобретать и реализовывать свои права. А для этого необходимо задействовать широкую гамму средств, условий и способов. Причем речь идет о системе взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации прав ребенка, что мы и понимаем под механизмом защиты прав ребенка.

Социальная и правовая защита прав ребенка в России осуществляется различными субъектами в разных формах и на разных ступенях и уровнях защиты (международном, уровне региональных и международных сообществ, внутригосударственном федеральном, региональном и муниципальном).

Отдельного внимания заслуживает Президент РФ, который занимает особое положение в системе федеральных государственных органов.

Поскольку Президент как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 80 Конституции РФ), постольку он играет главную роль в механизме защиты прав ребенка.

Полномочия Президента РФ как гаранта прав человека связаны, главным образом, с его правом издавать указы и распоряжения, как общего, так и специального ювенального характера.

Принципиальное значение имеет право Президента самостоятельно определять основные направления государственной политики, в том числе и в интересах детей, которые он обычно формулирует в своих Посланиях Федеральному Собранию РФ. Намеченные Президентом меры, в основном посвящены демографии и защите материнства и детства и направлены на долгосрочную перспективу.

Примечательна еще одна возможность, на основании которой Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, а именно — право создавать комитеты, комиссии и другие органы по охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Они могут создаваться как на определенное время, так и на постоянной основе.

Социальная защита — это система гарантированных государством экономических, организационных, правовых мер, обеспечивающих детям условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Понятие « социальная защита» значительно шире понятия «правовая защита», т.к. последнее входит в категорию первого, поскольку «юридические средства- часть социальной системы регулирования и воздействия на общественные отношения, в том числе в вопросах охраны и защиты личности»Абрамов В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ.//М., 2009. с.157..

Понятие правовой защиты можно охарактеризовать как обеспечение прав и законных интересов юридическими средствами.

Как известно, в теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты — это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты — это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав. Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

Большинство родителей воспитывают своих детей в полном соответствии с принятыми нормами морали и установленными в стране нормами права. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном их состоянии (ст. 63 СК РФ).

Однако нередки случаи невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей. Для таких случаев закон предусматривает лишение родителей родительских прав. Безусловно, это крайняя мера и она применяется в случаях, если другие меры воздействия на родителей не оказали влияния. Ст. 56 СК РФ, закрепляет право ребенка, в случае злоупотребления его родителями родительскими правами, самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов в орган опеки и попечительства, а по достижению возраста 14 лет — в суд. Органы правосудия — одна из самых универсальных форм защиты прав граждан. Обращаясь в суд, граждане подают исковое заявление, которое соответственно рассматривается в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).

Органы опеки и попечительства являются составной частью системы государственной защиты прав ребенка.

Опека и попечительство- форма устройства детей — сирот и детей, которые остались без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль условий содержания, воспитания и образования детей. Кроме того, в сферу органа опеки и попечительства входит защита прав ребенка.

Комиссия по делам несовершеннолетних — связующее звено между системойсоциальной профилактики и системой правосудияв отношении несовершеннолетних, в чью компетенцию входит защита прав ребенка в семье.

Статья 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет обязанности этих комиссий. В их полномочия входит предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав; осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности,. Беспризорности; организация контроля условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей; подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье. В настоящее время комиссии выполняют не только административные функции, но и решают задачи, связанные с защитой прав детей, координацией деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Как уже упоминалось, защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами, к которым относятся прокуратура и органы внутренних дел.

Прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего, управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Прокурор имеет право: предъявлять иски в суд о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ), предъявить в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»); непосредственно участвовать в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»); ст. 72, 73, 125, 140, CК РФ); вынести предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»).

Органы внутренних дел принимают участие в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 CК РФ ), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пункт 14 ст. 10 Закона «О милиции»).

Также ОВД проводит индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежащее исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Не так давно в Российской Федерации образовался еще один институт по защите прав детей, который сейчас проходит фазу активного становления. Речь идет об уполномоченном по правам ребенка — институте, образованном в 1998 году. Инициатива создания подобной правозащитной организации исходила от Детского фонда ООН ЮНИСЕФ в РФ и минздравсоцразвития в России. В начале XXI века проект по введению должностей уполномоченных по правам детей в регионах был реализован в других субъектах России. Со своей стороны, региональные власти начали принимать соответствующие законы, которые регламентировали деятельность уполномоченных по правам ребенка уже на уровне субъекта.

Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области замещает государственную должность Ростовской области и действует на основании Областного закона Ростовской области от 15 марта 2007 г. N 643-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Ростовской области». В соответствии с областными законами Уполномоченный работает над вопросами обеспечения государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановления нарушенных прав ребенка, подготовки предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов Ростовской области, информирования населения о состоянии и мерах по защите прав детей, взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, правоохранительными и иными структурами, работающими в сфере защиты прав детства. Важным инструментом в деятельности Уполномоченного является ежегодный доклад, который позволяет донести до широких кругов должностных лиц, общественности, заинтересованных граждан вопросы реализации прав детей в основных сферах их жизнедеятельности, привлечь внимание к существующим проблемами возможным путям их решения. Оценивая ситуацию в решении проблем защиты прав детей, Уполномоченный исходит прежде всего из принципа объективности, отмечая положительные моменты и в тоже время, обозначая поле деятельности по тем вопросам, в решении которых нет сдвигов. Уполномоченный видит свою задачу не только в разрешении конкретных вопросов, представляющих интересы детей в индивидуальном порядке, но и в том, чтобы способствовать системным изменениям по улучшению положения отдельных групп детей и в интересах детей в целом. Одним из основных направлений деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области является работа с обращениями граждан. При этом особое внимание уделяется повышению эффективности уровня внесудебной защиты прав ребенка, оказанию максимальной помощи в восстановлении нарушенных прав и предупреждению нарушений прав несовершеннолетних.

В 2010 году к Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области поступило 749 обращений, их количество осталось практически на том же уровне, что и в прошлом году (769).

Большое число обращений поступивших к Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области связано с вопросами опеки и попечительства и проблемами семейного законодательства — 24,6% от общего числа обращений. Это связано с тем, что в области ведется активная работа по семейному жизнеустройству детей-сирот. Создаются приемные семьи, растет число усыновленных детей и у населения возникает много вопросов, требующих разъяснительной работы. Сейчас в области 109 приемных семей. Только за прошлый год в области усыновлено 412 детей, 362 из которых попали в семьи граждан Российской Федерации. Это третий результат по России, больше только в Москве и Московской области.

Наиболее актуальным вопросом, по которому обращаются граждане (18,4% обращений) является выселение несовершеннолетних из жилых помещений, принадлежащих на праве собственности другим гражданам, на основании ст.31 ЖК РФ и ст.292 ГК РФ, которые укрепив статус собственника, сделали весьма уязвимыми права несовершеннолетних. Дискуссия по этой проблеме идет давно, но пока решения нет. Принятая Государственной Думой ФС РФ в первом чтении поправка к ст.31 ЖК РФ, внесенная группой депутатов, лишь частично решает эту проблему. При таких обстоятельствах, по мнению Уполномоченного, в интересах несовершеннолетних граждан, Государственной Думой РФ целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в ст. 292 ГК РФ, ст. 31 ЖК РФ.

Часть обращений связаны с вопросом обеспечения жильем детей-сирот. Следует отметить, что ситуация начала меняться с 2000 года, когда этот вопрос перешел в полномочия субъектов РФ и в области принято Постановление от 20.06.2000г. «Об обеспечении жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». За 10 лет выделено 305 млн. рублей, за счет чего предоставлены 732 квартиры. На этот год выделено 308 млн. рублей, будут приобретены 344 квартиры для сирот. Это практически все дети-сироты, которые нуждаются в жилье в 2011 году.

Доля обращений по вопросам миграционного законодательства составила — 9,0% от общего числа обращений. Обращения связаны нередко с формальным подходом сотрудников миграционной службы к разрешению обращений граждан. В связи с этим, Уполномоченным по правам ребенка в адрес миграционной службы направлялись соответствующие представления.

Среди обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области жалобы связанные с реализацией права на образование составили — 5,0%, на действия (бездействие) работников правоохранительных органов — 4,0% от общего числа обращений Черкасова И. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области «Об обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка в Ростовской области в 2010 году»// Молот, 2010, № 24.

Все обращения, поступившие к Уполномоченному по правам ребенка, ставятся на контроль. Доля положительно разрешенных обращений составляет 20,8%.

Уполномоченным по правам человека в области образованы 11 общественных приемных на базе юридических ВУЗов и их филиалов, деятельность которых в сфере защиты прав детства координирует Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области.

Для информирования населения о гарантиях, правах и свободах несовершеннолетних граждан, а также формах и методах их защиты Уполномоченным по правам ребенка используются различные формы и средства.

Еженедельно на странице Уполномоченного по правам ребенка сайта аппарата Уполномоченного по правам человека в РО размещаются материалы по участию Уполномоченного в различных мероприятиях, информация о работе с обращениями граждан, ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, отчеты о посещении детских учреждений, сведения об изменениях действующего законодательства.

Работа Уполномоченного строится в тесном сотрудничестве с областными правозащитными общественными организациями и объединениями.

Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области является членом областной антинаркотической комиссии, областной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области принимаетучастие в заседаниях Законодательного Собрания области и комитетов ЗС, а также участвует в разработке и обсуждении проектов законов, связанных с защитой прав детей, предупреждением преступности несовершеннолетних, профилактикой безнадзорности. В первом полугодии рассмотрено 14 законопроектов.

Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области тесно взаимодействует с Уполномоченными по правам детей других регионов.

Еще одним из приоритетных направлений в работе уполномоченного по правам ребенка является повышение правовой грамотности, как детей, так и взрослых в плане защиты прав детей.

В Ростовской области сегодня активно внедряются инновационные проекты, направленные на укрепление института Уполномоченного по правам ребенка: «Школьный уполномоченный», «Школьные службы примирения» и другие.

В настоящий момент в области действует свыше 500 школьных уполномоченных. Уполномоченный по правам ребенка в образовательных учреждениях в современных условиях — самый оперативный рычаг разрешения конфликтов и проблемных вопросов детства. В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в системе образования, формирования правовой культуры участников образовательного процесса, поддержки детей и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Во многом проблема того, что дети не обращаются за помощью заключается в том, что несовершеннолетние не знают, куда и по какому вопросу они могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомлению детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов — процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей, как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

Кроме того, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.

Как видно, система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка в Российской Федерации, в основном, давно сложилась. Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого действия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означает контроль, осуществляемый органами исполнительной власти за собственными действиями (действиями учреждений, подчиненных органам исполнительной власти). К тому же контроль этот — узковедомственный, лишь в рамках компетенции ведомства Заряев А.В.; Малков В.Д. Ювенальное право: Учебник для вузов/ЗАО Юстицинформ, 2009 г..

Механизм защиты прав ребенка в современной России, помимо государственных властных структур, включает еще неправительственные правозащитные организации.

Институт неправительственных правозащитных организаций призван, во-первых, дополнить существующий государственный механизм защиты прав граждан, во-вторых, осуществлять контроль над деятельностью государства, несущего главную ответственность за соблюдение прав человека, и, в-третьих, способствовать комплексному решению данной проблемы.

Условно неправительственные правозащитные организации можно разделить на 2 группы: организации общей компетенции и организации специальной компетенции.

В группу организаций специальной компетенции входят неправительственные правозащитные организации общероссийского и регионального масштабов, действующие в интересах детей. К ним относятся, прежде всего, Региональная общественная организация «Право ребенка» Российского исследовательского центра по правам человека (с сетью отделений в разных городах страны), Международная общественная организация «Союз социальной защиты детей» (с сетью региональных отделений), Международное общественное информационно-просветительское движение «Добро — без границ», Межрегиональная общественная организация «Колыбель», Общероссийская общественная организация «Молодежное единство», Общероссийская общественная организация инвалидов «Детям России» и др. 570 общероссийских (с их региональными отделениями), межрегиональных, региональных и международных неправительственных правозащитных организаций, работающих в интересах детей, объединены в Общероссийский союз общественных объединений «Гражданское общество — детям России». Другой такой колосс — Общероссийский общественный фонд «Российский Детский Фонд».

Общественные объединения и организации, представляющие собой один из элементов гражданского общества, играют важную роль в решении проблем детства. Они участвуют в разработке и реализации государственных федеральных, региональных и местных программ по вопросам развития, воспитания, образования детей, охраны здоровья, организации их отдыха и досуга, выступают с самостоятельными программами и реализуют их, уделяя при этом особое внимание детям, нуждающимся в попечении общества.

В целом позитивно оценивая деятельность неправительственных общественных организаций по различным направлениям их деятельности, мы считаем, что для российских правозащитников остается проблематичным вопрос взаимодействия их с государственными учреждениями, потому что обеими сторонами еще не в полной мере осознаны значимость и полезность совместных усилий в реализации конституционных гарантий прав личности. В этой связи очень важными представляются разработка и принятие ФЗ «Об основах системы взаимодействия органов власти РФ с негосударственными некоммерческими организациями» (и соответствующих региональных аналогов).

Множественность субъектов этой защиты повышает значимость координационных начал в управлении деятельностью по социальной и правовой защите прав ребенка, так как, в конечном счете, оптимальная организация, эффективное функционирование субъекта защиты определяют степень защищенности прав и несовершеннолетних в соответствующей сфере. Однако, думается, что звенья государственного аппарата и местного самоуправления необходимо замкнуть в одну цепочку и распределить между ними компетенцию в соответствии с ветвями и уровнями власти, исключив одновременно дублирование и параллелизм в работе.

Статья написана по материалам сайтов: otherreferats.allbest.ru, journalpro.ru, studbooks.net.

«