+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Принятие декларации прав человека и гражданина год


Декларация прав человека и гражданина — (фр. La Declaration des droits de l homme et du citoyen) акт французской буржуазной революции конца XVIII в., принятый Учредительным собранием 26.08.1789 г. и включенный позднее в Конституцию 1791 г. в качестве вводной части. Д.п.ч. и г. исходила … Энциклопедия права

Декларация прав человека и гражданина — (Rights of Man and the Citizen), полит, манифест, принятый Учредительным собранием Франции в авг. 1789 г. и провозгласивший осн. принципы Великой Французской революции. Поскольку при его подготовке авторы советовались с Джефферсоном, в то время… … Всемирная история

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА — политический манифест Французской революции, принятый Учредительным собранием 26 августа 1789. Провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению.… … Большой Энциклопедический словарь

Декларация прав человека и гражданина — политический манифест Французской революции, принятый Учредительным собранием 26 августа 1789. Провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению.… … Политология. Словарь.

Декларация прав человека и гражданина — политический манифест Французской революции, принятый Учредительным собранием 26 августа 1789. Провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению.… … Энциклопедический словарь

Декларация прав человека и гражданина — (d?claration des droits de l homme et du citoyen). Уже в наказах 1789 г. (см.) встречается требование, чтобы во Франции была издана Д. прав, причем, конечно, имелся в виду пример Америки. В самом национальном собрании первая мысль о такой Д. и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА — (Declaration des droits de lhomme et du citoyen) – акт французской буржуазной революции конца 18 в., принятый Учредительным собранием 26 августа 1789 г. и включённый позднее в конституцию 1791 г., как её вводная часть. Отражая передовые идеи… … Советский юридический словарь

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА — программный документ франц. бурж. революции конца 18 в., провозглашавший ее осн. принципы: народный суверенитет и естественные неотъемлемые права человека . Была принята Учредит. собранием 26 авг. 1789. 1 я ст. декларации гласила: Люди рождаются… … Советская историческая энциклопедия

Декларация прав человека и гражданина — (фр. La Declaration des droits de l homme et du citoyen) акт французской буржуазной революции конца XVIII в., принятый Учредительным собранием 26.08.1789 г. и включенный позднее в Конституцию 1791 г. в качестве вводной части. Д.п.ч. и г. исходила … Большой юридический словарь

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

По замыслу авторов Декларация представляет собой свод общепризнанных прав и свобод, изложенных в торжественной форме от имени представителей французского народа, озабоченных выработкой нового общественного устройства.

По своему содержа­нию Декларация есть торжественное провозглашение некоего пе­речня естественных прав человека , принадлежащих ему по при­роде в силу рождения и потому неотъемлемых и священных (бе­зусловно почитаемых).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Права гражданина связаны с принадлежно­стью человека к государственной организации, именуемой в тексте политической ассоциацией (политическим союзом).

Сам жанр торжественного провозглашения прав и свобод не был новым в истории: достаточно вспомнить Великую хартию воль­ностей 1215 г., Билль прав 1689 г. (напомним, что первоначальное его название — Декларация прав) или Декларацию независимос­ти США 1776 г. с ее перечнем естественных и неотчуждаемых прав (жизнь, свобода, обретение счастья).

Особенностью французской Декларации стало намерение создателей сделать ее частью пись­менной конституции страны.

Принятая Декларация прав человека и гражданина состоит из преамбулы и 17 статей, напоминающих христианские заповеди и отчасти конкурирующих с ними.

О практическом назначении Дек­ларации говорится в преамбуле:

  • она напоминает согражданам, что лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единствен­ными причинами общественных бедствий»;
  • отныне Декларация будет неизменно пребывать перед взо­рами всех членов общественного союза и постоянно напоминать им их права и обязанности;
  • действия законодательной или исполнительной властей могут теперь быть «ежеминутно сравниваемы с целью всякого поли­тического установления» и благодаря такой процедуре станут «бо­лее уважаемы»;
  • требования граждан будут теперь основываться «на простых и бесспорных принципах» и всегда будут обращены к «поддержа­нию конституции и к общему благу».

Таким стал обдуманный и взвешенный ответ на весьма акту­альный вопрос, зачем нужны законы и программные заявления о них в новом общественном и политическом союзе. Все это лишь частично сопоставимо с аналогичным декларированием целей от­дельных законоустановлений — от Законов Хаммурапи до Вели­кой хартии вольностей, и в этом своеобразие данного документа периода Французской революции .

Права и свободы разделены:

  1. права человека;
  2. права граж­данина.

Эти права и свободы тесно связаны с принадлежностью всей верховной власти нации как совокупности граждан, как поли­тической ассоциации граждан. Ограничением прав являются требо­вания закона, который есть выражение общей воли.

Права человека (естественные права человека) включают сво­боду, равенство, собственность, безопасность и сопротивление уг­нетению. Позднее в ст. 17 говорилось, что право собственно­сти является «священным и неприкосновенным». Это обстоятель­ство дало основание одному из составителей Декларации, депута­ту Мунье, подчеркнуть известное рассогласование между правом на равенство и правом собственности в стране, где имеется «не­исчислимое множество людей без собственности». Однако компен­сацию этого неравенства он видел в равном праве на свободу.

Права гражданина основаны на правах человека и на верхо­венстве власти народа (по отношению к полномочиям и действиям властей законодательной, исполнительной и судебной). Они включают перечень гражданских свобод вместе с их законными предпосылками (ст. 4-6, 10-11) и законными гарантиями (ст. 7-9), а также перечень гарантий участия в политическом управле­нии (ст. 12-16).

Далее делается уточнение о характере запретов : «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть при­нужден к действию, не предписываемому законом» (ст. 5). Здесь все ясно с назначением законов в деле обеспечения пользования правами человека, но не вполне ясно содержание вреда, который может быть причинен другому или другим. Закон определяется как «выражение общей воли», поэтому все граждане сами или через представителей могут участвовать в его образовании. «Поскольку все граждане равны перед законом, то им открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам в за­висимости от их способностей; единственным отличием при равен­стве могут быть достоинства и талант» (ст. 6).

Из конкретных политических свобод указана свобода выраже­ния мнений, с уточнением: «даже религиозных» и с оговоркой, если она не нарушает общественный порядок, установленный Законом (ст. 10). Далее уточнялось, что «свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека» (т.е. право это одновременно пребывает в пользовании и человека, и граждани­на) и что ограничение в пользовании им устанавливает Закон, который запрещает «злоупотребление этой свободой» (ст. 11).

Законными гарантиями прав гражданина обеспечивается не­прикосновенность, достойное обращение и безопасность граждани­на . «Человека можно обвинить, арестовать или задержать лишь в установленных Законом случаях и в предписанной форме. Тот, кто самовольно издает приказы или требует выполнять их, должен быть наказан.» (ст. 7). «Закон должен устанавливать только безус­ловные и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан по Закону, который не был издан и введен в действие перед совершением преступления» (ст. 8). «Поскольку каждый че­ловек считается невиновным, пока не доказана его вина, в тех случаях, когда необходим его арест, с арестованным не имеют права обращаться жестоко» (ст. 9). Последняя статья содержит формулу презумпции (предположения) невиновности человека до вынесения ему судебного обвинительного приговора.

И наконец, группа статей, которую французский конституци­оналист Ж. Ведель называет » малым кодексом политического бы­тия «. «Обеспечение прав человека и гражданина требует публич­ной власти, которая используется к выгоде всех, а не к пользе тех, кому она доверена» (ст. 12). «Для содержания публичной власти и для расходов по управлению необходим общий вклад; он должен быть распределен между гражданами сообразно их состоянию» (ст. 13). «Граждане имеют право сами или через своих представителей констатировать необходимость публичного обложения, свободно давать согласие на его введение, следить за расходованием и определять его долевой размер, сумму, подлежа­щую обложению, порядок и продолжительность взимания» (ст. 14). «Общество имеет право требовать отчета от каждого публичного должностного лица о его служебно-административной деятельно­сти» (ст. 15). «Общество, в котором не утвердилась гарантия прав и не установлено обособление властей, не имеет никакой конституции» (ст. 16).

В то же время правопонимание населения и даже просвещенных сословий этой поры было не всегда адекватно состоянию законодатель­ной техники и не лишено противоречивости. Многие положения Дек­ларации и последующих установлений навеяны текстами и формулами из наказов населения разных городов и областей страны, направлен­ных членам Генеральных штатов и всему составу этого собрания.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Основные причины, обусловившие принятие Учредительным собранием «Декларации прав человека и гражданина» в 1789 году. Всемирно-историческое значение важнейшего документа Французской революции. Основные положения Декларации, ее правовые последствия.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.05.2014
Размер файла 48,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

по курсу «История государства и права зарубежных стран»

Тема: «Декларация прав человека и гражданина 1789 г. «

Выполнил: студент гр. ЗЮп — 113

Проверил: д. ю. н., доцент каф. ТИГП

    Введение
  • 1. Необходимость принятия Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
  • 2. Основные положения Декларации
  • 3. Правовые последствия и значение Декларации
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Естественными, священными, неотчуждаемыми правами человека и гражданина Декларация объявляла свободу личности, свободу слова, свободу убеждений, право на сопротивление угнетению. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом. Актуальность данной темы обусловлена тем, что данная декларация действует и сегодня. Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности.

Принцип законности сегодня — один из основополагающих принципов судопроизводства Франции, Российской Федерации и многих других государств.

Франция принадлежит к числу государств, внесших особенно весомый вклад в развитие конституционно-правовой теории, и практики. За годы, прошедшие после Великой французской революции, т.е. за 200 с небольшим лет, в стране сменилось четыре республики, две империи, существовали различные переходные режимы и формы правления. За этот период принято около двух десятков различных конституций, деклараций и законов. Целью работы является рассмотрение основных положений и значения декларации.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: — рассмотреть причины, обусловившие принятие декларации; — раскрыть основные положения декларации; — изучить правовые последствия и значение принятия декларации.

декларация французская революция право

1. Необходимость принятия Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

В 1788 году Францию поразил глубокий экономический кризис. Вследствие очередного неурожая крестьяне большей части страны оказались под угрозой голода. В городах свертывалось производство и тысячи горожан остались без работы. Начались народные волнения. В этих условиях правительство вынуждено было созвать Генеральные штаты, которые не собирались уже более 150 лет.

Депутатами от третьего сословия были избраны представители крупной буржуазии.17 июня 1783 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, а спустя месяц — Учредительным собранием. Тем самым они заявили о своем праве. Выступая от имени французского народа, отменять старые и принимать новые законы. Так началась Великая французская буржуазная революция. Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран // Е.В. Милехина. — М.: Эксмо, 2007. — С. 173

Революция 1789-1794 гг. по существу была неизбежной, поскольку продолжающее нести на себе бремя феодальных представлений и институтов французское общество зашло в тупик. Абсолютная монархия не смогла предотвратить неуклонно нараставший экономический, социальный и политический кризис. Главной помехой на пути дальнейшего развития Франции стала именно абсолютная монархия. Она давно уже перестала выражать общенациональные интересы и все более откровенно защищала средневековые сословные привилегии, в том числе исключительные права дворянства на землю, цеховой строй, торговые монополии и другие атрибуты феодализма. Абсолютизм, некогда сыгравший важную роль в экономическом, культурном, духовном развитии страны, окончательно превратился к концу XVIII в. в политический оплот феодальной реакции. К этому времени чиновничий, и военно-полицейский аппарат стал основой абсолютистского государства. Он все более откровенно использовался для подавления участившихся крестьянских бунтов и растущей политической оппозиции королевской власти со стороны буржуазных кругов. В последней трети XVIII в. более очевидно проявился антинародный и застойный характер абсолютизма. Он особенно ярко проявился в финансовой политике королевского правительства. Огромные суммы из государственной казны шли на покрытие баснословных расходов самой королевской семьи, на подкармливание верхушки дворянства и духовенства, на поддержание внешнего блеска королевского двора, ставшего в полном смысле этого слова «могилой нации». Несмотря на постоянный рост налогов, и иных поборов, взимаемых с третьего сословия, королевская казна всегда была пуста; а государственный долг вырос до астрономических размеров. Таким образом, Французская революция XVIII в. вызревала и протекала в принципиально иных условиях, нежели это имело место в предшествующих революциях. Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия // Н. Крашенинникова, О. Жидкова. — М.: Норма, 2009. — С. 141

Конфронтация народных масс, во главе которых стояли представители буржуазии, с абсолютизмом, дворянством и с господствующей католической церковью приобрела значительно более острые формы, чем это имело место полтора века назад в Англии. Осознавая свою растущую экономическую силу, французская буржуазия более болезненно реагировала на сословную приниженность и политическое бесправие. Она не желала более мириться с феодально-абсолютистскими порядками, при которых представители третьего сословия не только отстранялись от участия в государственных делах, но и не были защищены от незаконных конфискаций имущества, не имели правовой защиты в случаях произволу королевских чиновников. Готовность к политическим действиям и революционная решимость французской буржуазии в конце XVIII в. имели под собой и определенные идеологические основания. Революции политической во Франции предшествовала революция в умах.

Революционная ситуация, возникшая во Франции в конце 80-х гг. в связи с торгово-промышленным кризисом, неурожайными годами и голодными бунтами, а также финансовое банкротство государства вынуждали королевскую власть пойти на реформистские маневры. Последовали перестановки в правительстве (смена генеральных контролеров финансов), было объявлено также о созыве Генеральных штатов, не собиравшихся с начала XVII в. Король и высшая государственная знать, ослепленные блеском дворцовой жизни и погрязшие в придворных интригах, окончательно оторвались от французского общества.

Они плохо представляли себе реальную политическую ситуацию в стране, не знали подлинных настроений своих подданных. Рассчитывая найти с помощью Генеральных штатов выход из финансовых и политических затруднений, король согласился на увеличение в них представительства от третьего сословия (до 600 человек), тогда как духовенство и дворянство по-прежнему посылали по 300 делегатов. Изменение в количественном составе депутатов предполагалось нейтрализовать сохранением старого порядка голосования по сословиям. Но уже в мае 1789 г. после открытия Генеральных штатов делегаты третьего сословия, к которым примкнула часть делегатов от других сословий, проявили неповиновение королю. Они потребовали проведения не сословных, а совместных заседаний с принятием решений на основе большинства голосов всех депутатов Генеральных штатов. За процедурным конфликтом, в ходе которого депутаты третьего сословия отказались идти на уступки королевской власти, скрывался решительный вызов абсолютизму.

Еще в брошюре Сиейеса говорилось о необходимости принятия конституционных, основных законов Франции. Единодушное требование принятия конституции содержалось в большинстве наказов депутатам Генеральных штатов. В некоторых из них даже предусматривалось, что принятие конституции должно предварять решение финансовых вопросов, которые ставились королевским правительством. Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран // Е.В. Милехина. — М.: Эксмо, 2007. — С. 417

Рассматривая себя в качестве представителей всей нации, мятежные депутаты организовались сначала в Национальное (17 июня 1789 г.), а затем (9 июля 1789 г.) в Учредительное собрание. Этим подчеркивалось его превращение в бессословный, единый и неделимый общенациональный орган, который поставил перед собой революционную цель: определить основы нового, конституционного строя для Франции. Решительные действия вождей третьего сословия увенчались успехом потому, что они выражали преобладающие политические настроения в стране и в критический момент были поддержаны революционным выступлением широких народных масс. В ответ на планы короля Людовика XVI разогнать Учредительное собрание народ Парижа 14 июля 1789 г. поднялся на восстание, которое ознаменовало собой начало революции и одновременно стало концом многовекового абсолютистского правления.

По всей стране восставший народ смещал королевскую администрацию, заменяя ее выборными органами — муниципалитетами, в которые вошли наиболее авторитетные представители третьего сословия. Потеря королевской властью способности контролировать политические события, развертывавшиеся по всей стране помимо ее воли, привела к превращению французского государства из абсолютной монархии в своего рода «революционную монархию». На первом этапе революции (14 июля 1789 г. — 10 августа 1792. г.) власть во Франции оказалась в руках группы наиболее активных депутатов — Лафайет, Сиейес, Барнав, Мирабо, Мунье, Дюпор и др выступавших в Генеральных штатах от имени французского народа и именем революции. Объективно они отражали интересы крупной буржуазии и либерального дворянства. Они стремились сохранить монархию, подвести под пошатнувшееся здание старой государственности прочный фундамент конституционализма. В связи с этим вожди третьего сословия в Учредительном собрании получили название конституционалистов. Конституционалисты имели своей главной и непосредственной политической целью достижение компромисса с королевской властью, но при этом постоянно испытывали на себе «воздействие улицы» — революционно настроенных масс. Таким образом, основным содержанием первого периода революции стала напряженная и затяжная борьба.

2. Основные положения Декларации

Так, свобода, сформулированная в ст.4 в духе господствовавших в то время индивидуалистических концепций, переводилась на юридический язык как возможность «делать все, что не приносит вреда другому». Идея свободы была, несомненно, центральной и самой демократической идеей декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе, а означала в конечном счете более широкое понимание свободы человека и гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, свободы религиозных убеждений и т.д. Собственность также рассматривалась авторами декларации в абстрактно-индивидуалистическом духе и была единственным естественным правом, которое объявлялось в этом документе «неприкосновенным и священным». Незыблемость частной собственности была гарантирована: «Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости», причем лишь на условиях «справедливого и предварительного возмещения» (ст.17).

Стремление защитить имущественные интересы граждан нашло свое отражение в статьях 13, 14, в которых запрещались произвольные королевские поборы (в том числе на содержание вооруженных сил) и устанавливались общие принципы налоговой системы (равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т.д.). В декларации была осуществлена своеобразная «национализация» государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на «собственном праве короля», а трактовалась как выражение национального суверенитета («источник суверенитета зиждется по существу в нации» — ст.3). Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 года. Принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. //Текст публикуется по изданию: Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М., 1989. — С. 26 Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная от воли нации. Общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по «вверенной ему части управления» (ст.15). Закон рассматривался как «выражение общей воли» (ст.6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам «сообразно их способностям» в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа закрытости государственного аппарата для представителей третьего сословия и обоснование одинаковой доступности государственных должностей «ввиду их равенства перед законом». Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия // Н. Крашенинникова, О. Жидкова. — М.: Норма, 2009. — С. 264

Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан («право высказываться, писать и печатать свободно» — ст.11; «право выражать свои мнения, в том числе религиозные» — ст.10). Одной из основных идей Декларации 1789 г. не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на «твердой основе закона». В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: «Только то дозволено, что разрешается». Согласно же ст.5 Декларации, все, «что не воспрещено законом, то дозволено», и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе. Депутаты Учредительного собрания ясно представляли себе, что без гарантий неприкосновенности личности не могло быть и речи о безопасности, объявленной одним из естественных прав человека, а тем самым и о свободном пользовании имущественными и политическими правами. Именно поэтому в ст.8 четко формулировались принципы новой уголовной политики: «Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения». Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 года. Принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. //Текст публикуется по изданию: Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М., 1989. — С. 27 Эти принципы позднее были выражены в классических формулах: nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления и наказания без указания на то в законе), «закон не имеет обратной силы». Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст.7). В ст.9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес средневековым представлениям о виновности подозреваемого. С другой стороны, каждый гражданин, «задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться». Сопротивление властям в таких случаях влекло за собой ответственность. Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст.16 «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка.

Сами ее создатели полагали, что составили документ «для всех народов и на все времена». При всем своем ясно выраженном политико-юридическом содержании декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII в только вступающей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / А.И. Косарев. — М.: Норма, 2008. — С. 154

3. Правовые последствия и значение Декларации

По своему глубокому содержанию и идеальной форме изложения этот акт является эталоном правового законодательства. Он создан на основе высокого теоретического правосознания, сформировавшегося под воздействием основоположников классической школы естественного права — Г. Гроция, Дж. Локка, других ее разработчиков, особенно Ш. Монтескье и Ж.Ж. Руссо. Наполеон Бонапарт счел нужным заявить, что именно Руссо подготовил революцию во Франции.

Становлению этого документа способствовали также достижения мирового прогрессивного правотворчества, начиная с устоев римского права, знаменитого Кодекса Юстиниана, и кончая революционным законодательством Англии и США. Особенно сильное влияние оказали английский Билль о правах, Декларация независимости Соединенных Штатов Америки 1776 г., а также отечественное законодательство — декларации французских Генеральных штатов и акты Парижского парламента 1755-1788 гг.

Декларация прав человека и гражданина была воспринята Конституцией Франции 1791 г. и оказала заметное воздействие на гуманизацию не только французского законодательства, но и на правотворчество всего мира. Она была воплощена в международных актах Лиги Наций по вопросам о справедливости и гуманных условиях труда мужчин, женщин и детей, а также в последующих международно-правовых документах. Ковешников Е.М. Основы конституционного права зарубежных стран // Е.М. Ковешников. — М.: Инфра, 2008. — С. 180.

Французская Декларация прав человека и гражданина является «выдающейся вехой в истории признания и закрепления прав человека и гражданина», «она «приобрела всемирное значение и авторитетно обозначила магистральное направление в признании и защите прав и свобод человека и гражданина». Туманов В.А. Декларация прав человека и гражданина 1789 года: история и современность // Советское государство и право. 1989. № 7.С. 54

Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов.

Провозглашение свободы и равенства (речь шла, конечно, только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст.1) было направлено против деспотизма и сословного строя.

В ст.2 декларации провозглашаются естественные и неотчуждаемые права человека и гражданина: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Но крупная французская буржуазия не решалась последовать примеру Декларации независимости Соединенных Штатов Америки 1776 года и провозгласить право народа на восстание.

Свобода определяется в декларации как возможность делать все, что не приносит вреда другому. Границы для взаимного пользования ею могут быть определены только законом (ст.4). Свободное выражение мыслей устно и письменно — «драгоценнейшее из прав человека” — и свобода совести провозглашены в ст.10 и ст.11.

В декларации провозглашается принцип законности, направленный против произвола, царившего при абсолютизме. Законом воспрещены действия, вредные для общества. «Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом» (ст.5). Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 года. Принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. //Текст публикуется по изданию: Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М., 1989. — С. 29

В определении закона видно влияние Руссо. Закон определяется как «выражение общей воли” (ст.6). Хотя в буржуазном государстве закон не выражает общей воли народа, сама идея Руссо была демократичной и прогрессивной. Та же статья требует равенства всех перед законом как в случаях, когда он покровительствует, так и тогда, когда он карает.

Из представления о законе, как выражении общей воли, вытекает, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании, что всем гражданам должен быть открыт в равной мере доступ ко всем должностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их способностями и добродетелями. От этой прогрессивной демократической идеи, выраженной также и в статье первой, буржуазия немедленно же отказалась в конституции 1791 года, установив цензовое избирательное право. Ковешников Е.М. Основы конституционного права зарубежных стран //Е. М Ковешников. — М.: Инфра, 2008. — С. 302

В ст.8 выражается идея французских просветителей и одного из передовых теоретиков уголовного права того времени итальянца Беккариа. Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного и обнародованного до совершения преступления.

Существенное значение имеют ст. ст.5 и 8, содержащие принцип «nulum crimen, nulla poena sine lege”, согласно которому преступным считается лишь действие, квалифицированное как таковое в законе, а наказания должны назначаться в строгом соответствии с законом. Кроме того, здесь указывается, что закон не имеет обратной силы.

Прогрессивный характер имеют также принципы, провозглашенные в ст. ст.7 и 9 и позднее положенные в основу уголовного судопроизводства: неприкосновенность личности и недопустимость привлечения к ответственности, задержания и заключения иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом. В ст.9 провозглашается презумпция невиновности подсудимого в уголовном процессе. Эти положения были направлены против произвольных арестов и инквизиционного процесса, в котором всякий обвиняемый до разбора дела уже считался виновным.

В декларации сформулированы новые демократические принципы государственного строя, которые по существу отрицали законность абсолютной монархии. Так, ст.3 гласила: «Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника”. Статья 15 устанавливала, что должностные лица обязаны отчитываться в своей деятельности.

В ст.16 идея Монтескье о необходимости разделения властей выражена в следующей форме: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции”. Теория разделения властей даже в том умеренном виде, в каком она была разработана Монтескье, стала оружием идеологической борьбы с абсолютизмом, так как соединение законодательной, судебной и исполнительной власти в одном органе или лице благоприятствовало произволу и деспотизму.

Наконец, декларация требует раскладки налогов соответственно состоянию каждого при участии всех граждан лично или через своих представителей в решении вопроса о государственном обложении.

Все эти демократические и прогрессивные принципы декларации выражали интересы большинства народа Франции, так как они были направлены против феодальных привилегий, неравенства перед законом, неопределенности права, необеспеченности личности и собственности, произвола властей, бесконтрольности бюрократии.

В то же время классовый характер этой декларации ясно обнаруживается в том, что частная собственность объявляется одним из естественных и неотъемлемых прав человека, правом священным и неприкосновенным. Никто не может быть лишен собственности, если законом не установлена несомненная общественная необходимость такого акта и то при условии «справедливого и предварительного возмещения”.

Заключение

В ней нашли, в частности, свое отражение взгляды и идеи, развивавшиеся Жан Жаком Руссо (в том, что касается естественных прав человека, верховенства закона, национального суверенитета), идеи Шарля Монтескье, особенно его учение о разделении властей, идеи Дидро и Вольтера, в том числе относящиеся к свободе совести, идеи школы физиократов относительно собственности и свободы предпринимательства и целый ряд других. Декларация 1789 г. представляет собой, таким образом, двоякий интерес, раскрывая отражение в праве доктринальных построений и одновременно устанавливая те позитивные нормы, которые регулируют осуществление основных прав и свобод.

Историческое значение Декларации состоит в том, что в ней впервые в истории человечества в систематизированном виде провозглашены юридические принципы и права, которые легли в основу всего современный правового статуса личности, а тж. в основу конституционализма в целом; равноправие людей, естественный характер и неотъемлемость прав человека, народный суверенитет, верховенство закона, право человека наличную свободу и неприкосновенность, свобода совести и выражения мыслей и мнений, презумпция невиновности и др.

Список литературы

1. Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 года. Принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. // Текст публикуется по изданию: Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М., 1989. — С.26-29.

2. Борисевич М.М. История государства и права зарубежных стран: Крат. учеб. курс / М.М. Борисевич, О.А. Бельчук, С.Г. Евтушенко; Под ред.М. М. Борисевича. — М.: Юриспруденция, 2008

3. Ковешников Е.М. Основы конституционного права зарубежных стран // Е. М Ковешников. — М.: Инфра, 2008

4. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / А.И. Косарев. — М.: Норма, 2008

5. Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия // Н. Крашенинникова, О. Жидкова. — М.: Норма, 2009

6. Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран // Е.В. Милехина. — М.: Эксмо, 2007

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Значение «Каролины» как памятника общеимперского германского права. Концепция естественного права, общественный договор, национальный суверенитет, естественные и неотъемлемые права человека.

контрольная работа [37,8 K], добавлен 13.04.2015

Предпосылки Великой Французской революции. Проблема прав человека во Франции. Революционные события и негативные изменения в правовом регулировании общественных отношений. Якобинский клуб и принципы якобинского террора. Принятие Декларации и Конституций.

курсовая работа [58,0 K], добавлен 09.04.2015

Декларация и оптимальная модель взаимоотношения государства и личности. Предпосылки и история создания Всеобщей Декларации прав человека. Формирование концепции прав человека. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации.

дипломная работа [73,2 K], добавлен 21.06.2004

История создания всеобщей декларации прав человека. Международно-правовой контроль в области защиты прав человека. Влияние декларации прав человека на развитие прав и свобод в мире. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Республики Казахстан.

дипломная работа [85,1 K], добавлен 09.11.2010

Причины кризиса системы государственной власти и оценка социально-экономической ситуации во Франции накануне конституционного периода Великой французской революции. Переход от генеральных штатов к Конституции 1791 года, принятие Декларации 1789 года.

курсовая работа [56,1 K], добавлен 09.11.2013

Рассмотрение истории развития международно-правовых актов: принятие Великой Хартии вольностей (Англия), Массачусетского свода свобод (Америка) и Декларации независимости. Характеристика содержания Всеобщей Декларации и Конвенции о защите прав человека.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 06.04.2010

Понятие прав и свобод человека и гражданина. Личные права и свободы человека и гражданина в системе правового статуса человека. Анализ статей Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г. и Международных пактов 1966 года, статей Конституции РФ.

курсовая работа [38,3 K], добавлен 20.05.2015

Становление прав и свобод человека. Понятие и сущность прав и свобод. Историческое развитие прав и свобод. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод. Основные и иные права человека и гражданина. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

курсовая работа [40,0 K], добавлен 30.10.2008

лекция [27,5 K], добавлен 25.03.2011

Последствия неолитической революции для генезиса государства и права. Сельская община, ее роль в эволюции древневосточных обществ. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Полисная системы организации государства в Древней Греции. Римское право.

контрольная работа [13,5 K], добавлен 20.08.2009

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

70. Декларация прав человека и гражданина 1789г

По замыслу авторов Декларация представляет собой свод общепризнанных прав и свобод, изложенных в торжественной форме от имени представителей французского народа, озабоченных выработкой нового общественного устройства.

По своему содержа­нию Декларация есть торжественное провозглашение некоего пе­речня естественных прав человека, принадлежащих ему по при­роде в силу рождения и потому неотъемлемых и священных (бе­зусловно почитаемых).

Права гражданина связаны с принадлежно­стью человека к государственной организации, именуемой в тексте политической ассоциацией (политическим союзом).

Сам жанр торжественного провозглашения прав и свобод не был новым в истории: достаточно вспомнить Великую хартию воль­ностей 1215 г., Билль прав 1689 г. (напомним, что первоначальное его название — Декларация прав) или Декларацию независимос­ти США 1776 г. с ее перечнем естественных и неотчуждаемых прав (жизнь, свобода, обретение счастья).

Особенностью французской Декларации стало намерение создателей сделать ее частью пись­менной конституции страны.

Принятая Декларация прав человека и гражданина состоит из преамбулы и 17 статей, напоминающих христианские заповеди и отчасти конкурирующих с ними.

О практическом назначении Дек­ларации говорится в преамбуле:

она напоминает согражданам, что «лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единствен­ными причинами общественных бедствий»;

отныне Декларация будет неизменно пребывать перед взо­рами всех членов общественного союза и постоянно напоминать им их права и обязанности;

действия законодательной или исполнительной властей могут теперь быть «ежеминутно сравниваемы с целью всякого поли­тического установления» и благодаря такой процедуре станут «бо­лее уважаемы»;

требования граждан будут теперь основываться «на простых и бесспорных принципах» и всегда будут обращены к «поддержа­нию конституции и к общему благу».

Таким стал обдуманный и взвешенный ответ на весьма акту­альный вопрос, зачем нужны законы и программные заявления о них в новом общественном и политическом союзе. Все это лишь частично сопоставимо с аналогичным декларированием целей от­дельных законоустановлений — от Законов Хаммурапи до Вели­кой хартии вольностей, и в этом своеобразие данного документа периода Французской революции.

Права и свободы разделены:

Эти права и свободы тесно связаны с принадлежностью всей верховной власти нации как совокупности граждан, как поли­тической ассоциации граждан. Ограничением прав являются требо­вания закона, который есть выражение общей воли.

Права человека (естественные права человека) включают сво­боду, равенство, собственность, безопасность и сопротивление уг­нетению. Позднее в ст. 17 говорилось, что право собственно­сти является «священным и неприкосновенным». Это обстоятель­ство дало основание одному из составителей Декларации, депута­ту Мунье, подчеркнуть известное рассогласование между правом на равенство и правом собственности в стране, где имеется «не­исчислимое множество людей без собственности». Однако компен­сацию этого неравенства он видел в равном праве на свободу.

Права гражданина основаны на правах человека и на верхо­венстве власти народа (по отношению к полномочиям и действиям властей законодательной, исполнительной и судебной). Они включают перечень гражданских свобод вместе с их законными предпосылками (ст. 4-6, 10-11) и законными гарантиями (ст. 7-9), а также перечень гарантий участия в политическом управле­нии (ст. 12-16).

Далее делается уточнение о характере запретов: «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть при­нужден к действию, не предписываемому законом» (ст. 5). Здесь все ясно с назначением законов в деле обеспечения пользования правами человека, но не вполне ясно содержание вреда, который может быть причинен другому или другим. Закон определяется как «выражение общей воли», поэтому все граждане сами или через представителей могут участвовать в его образовании. «Поскольку все граждане равны перед законом, то им открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам в за­висимости от их способностей; единственным отличием при равен­стве могут быть достоинства и талант» (ст. 6).

Из конкретных политических свобод указана свобода выраже­ния мнений, с уточнением: «даже религиозных» и с оговоркой, если она не нарушает общественный порядок, установленный Законом (ст. 10). Далее уточнялось, что «свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека» (т.е. право это одновременно пребывает в пользовании и человека, и граждани­на) и что ограничение в пользовании им устанавливает Закон, который запрещает «злоупотребление этой свободой» (ст. 11).

Законными гарантиями прав гражданина обеспечивается не­прикосновенность, достойное обращение и безопасность граждани­на. «Человека можно обвинить, арестовать или задержать лишь в установленных Законом случаях и в предписанной форме. Тот, кто самовольно издает приказы или требует выполнять их, должен быть наказан.» (ст. 7). «Закон должен устанавливать только безус­ловные и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан по Закону, который не был издан и введен в действие перед совершением преступления» (ст. 8). «Поскольку каждый че­ловек считается невиновным, пока не доказана его вина, в тех случаях, когда необходим его арест, с арестованным не имеют права обращаться жестоко» (ст. 9). Последняя статья содержит формулу презумпции (предположения) невиновности человека до вынесения ему судебного обвинительного приговора.

И наконец, группа статей, которую французский конституци­оналист Ж. Ведель называет «малым кодексом политического бы­тия». «Обеспечение прав человека и гражданина требует публич­ной власти, которая используется к выгоде всех, а не к пользе тех, кому она доверена» (ст. 12). «Для содержания публичной власти и для расходов по управлению необходим общий вклад; он должен быть распределен между гражданами сообразно их состоянию» (ст. 13). «Граждане имеют право сами или через своих представителей констатировать необходимость публичного обложения, свободно давать согласие на его введение, следить за расходованием и определять его долевой размер, сумму, подлежа­щую обложению, порядок и продолжительность взимания» (ст. 14). «Общество имеет право требовать отчета от каждого публичного должностного лица о его служебно-административной деятельно­сти» (ст. 15). «Общество, в котором не утвердилась гарантия прав и не установлено обособление властей, не имеет никакой конституции» (ст. 16).

В то же время правопонимание населения и даже просвещенных сословий этой поры было не всегда адекватно состоянию законодатель­ной техники и не лишено противоречивости. Многие положения Дек­ларации и последующих установлений навеяны текстами и формулами из наказов населения разных городов и областей страны, направлен­ных членам Генеральных штатов и всему составу этого собрания.

Первая Конституция Франции 1791г.

Конституция 1791 года. Другим важным актом первого этапа революции стала конституция 1791 года, которая завершает этот этап и является его итогом. В ней сочетаются теоретические принципы Монтескье (разделение властей) и отчасти ей Руссо (суверенитет народа и понятие закона как выражение общей воли). Декларация 1789 года вошла в нее как вводная часть. Конституция состоит из введения и семи разделов,которые делятся на главы

Во введении торжественно подтверждаются начала «Декларации прав человека и гражданина». Отменяются наследственые и сословные отличия, феодальный порядок, титулы, звания преимущества, проистекавшие из этого порядка, вотчинная юстиция, равно как и продажа и передача по наследству государственных должностей. Упраздняются привилегии какой-либо части нации или индивида, сословные цеховые управы, профессиональные или ремесленные корпорации. Однако конституция так же, как декларация, умалчивает об отмене феодальных повинностей крестьянства.

В разделе первом говорится о естественных и гражданских правах. Конституция гарантирует: 1) свободу передвижения; свободу слова и печати без предварительной цензуры; 3) свободу отправлять обряды того вероисповедания, к которому .принадлежит гражданин; 4) свободу собраний в общественных местах под условием сохранения спокойствия, соблюдения законов и без оружия; 5) свободу петиций, но не коллективных, а подписанных отдельными гражданами. Оговорки, ограничивающие свободу собраний и свободу петиций, вызывались страхом перед трудящимися массами.

Законодательная власть не может издавать законов, препятствующих осуществлению естественных и гражданских прав, перечисленных в этом разделе и обеспеченных конституцией. Но она может установить наказание за действия, вредные для общества, т. е. нарушающие общественную безопасность или права других граждан.

В конституции были указаны условия, при которых допускались задержание, арест и содержание под стражей, и установлена ответственность должностных лиц за нарушение этих правил

Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности и справедливое предварительное возмещение в том случае «если установленная законом необходимость потребует имущественных жертв».

Наконец, объявляется, что будут учреждены органы призрения, организовано образование, бесплатное в части, необходимой для всех людей.

Таким образом, в конституции дается более полное и развитое изложение демократических принципов, выраженных в декларации, и открыто провозглашается уничтожение феодального порядка и сословного строя общества.

Раздел второй определяет форму государственного устройства и устанавливает новое административное деление. Франция объявляется единым и неделимым королевством. Страна была разделена на 83 департамента, каждый департамент—на дистрикты, а каждый дистрикт—на кантоны. Городские и сельские общины (коммуны) получили право самостоятельно решать свои местные дела.

Третий раздел посвящен форме правления и избирательному праву. Признается, что суверенитет принадлежит нации; провозглашается его неделимость и неотчуждаемость. Здесь же говорится, что нация, которая является единственным источником всякой власти, может осуществлять ее лишь путем уполномочия. Поэтому французская конституция имеет представительный характер, а представителями нации считаются законодательный корпус и король. Таким образом, во Франции устанавливается конституционная монархия. Законодательная власть вручается законодательному собранию (законодательный корпус), избираемому на два года, исполнительная власть—королю и назначаемым им министрам, судебная власть—выборным судьям.

По конституции, избирательным правом пользуются только так называемые активные граждане: французские граждане 25 лет от роду, проживающие оседло в городе или кантоне, уплачивающие прямой налог в размере не менее платы за три рабочих дня, не находящиеся в услужении (т. е. не домашняя прислуга), внесенные в список национальной гвардии муниципалитета по месту жительства и принесшие гражданскую присягу. Из 26 млн. населения Франции активными гражданами могли быть только 4 млн., т. е. 15%.

Выборы депутатов в законодательный корпус были не прямыми, так как первичные собрания в городах и кантонах должны были избирать выборщиков (один выборщик на каждые сто активных граждан). Для выборщиков устанавливался повышеный ценз.

Депутаты избранные по департаментам считались представителями всей нации и пользовались неприкосновенностью. Избиратели не могли давать им ни каких наказов

Избирательное право, установленное конституцией, было откровенным выражением интересов крупной буржуазии и резко расходилось с принципами Декларации прав человека и гражданина, а также основными положениями самой конституции.

Регулируя взаимоотношения законодательной и исполнительной власти, конституция предоставила королю право отказывать в утверждении законопроектов, но не больше двух раз (так называемое суспензивное или отлагательное вето). Если этот законопроект будет предложен собранием третьего созыва, то считается, что король утвердил его.

Правосудие, по конституции, должно отправляться судьями, избираемыми народом и утверждаемыми королем. Судьи могут быть смещены только за преступления по должности, надлежащее установленные в судебном порядке. Они не могут вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать применение законов или вторгаться в круг деятельности исполнительной власти.

Раздел четвертый содержит постановление о вооруженных силах, в том числе и национальной гвардии. Ни один агент вооруженных сил не может проникать внутрь жилища граждан без приказа полиции или органов правосудия или в случаях, не предусмотренных законом. Если целый департамент охвачен волнениями, король под ответственность министров издает распоряжения, необходимые для восстановления порядка, одновременно уведомляя законодательный корпус или созывая его, когда он распущен.

Раздел пятый посвящен государственным налогам, которые обсуждаются и устанавливаются законодательным корпусом ежегодно.

В разделе шестом говорится об отношении французской нации к иностранным нациям и торжественно провозглашается отказ от завоевательных войн и использования вооруженных сил против свободы другого народа. Но в разделе седьмом говорится о том, что конституция не распространяется на французские колонии и владения в Азии, Африке и Америке, т. е. на порабощенные колониальные народы.

В конституции ярко и четко выражены многие характерные институты буржуазного государственного права: разделение властей, неприкосновенность депутатов, независимость и несменяемость судей, равенство граждан перед законом, политические права граждан и др.

Вместе с тем конституция так же, как и декларация, обнаруживает свою классовую ограниченность. Она еще более открыто, чем декларация, защищает интересы крупной буржуазии, устанавливая цензовое избирательное право и утверждая бесправное положение коренных жителей колоний.

Установление якобинской диктатуры. Конституция 1791 года действовала недолго: после нового восстания в Париже 10 августа 1792 г. власть во Франции перешла в руки средних слоев торговой и промышленной буржуазии. Под давлением масс было уничтожено различие между активными и пассивными гражданами и проведены выборы в Национальный конвент.

20 сентября 1792 г. начал работу Национальный конвент. В нем были две значительные политические группировки: жирондисты представляли крупную и среднюю (особенно провинциальную) буржуазию; монтаньяры (якобинцы) — мелкую буржуазию. Вождем монтаньяров был Робеспьер. Но наиболее значительную часть депутатов конвента составляли колеблющиеся, которых насмешливо называли «болотом». Первоначально «болото» поддерживало жирондистов, обеспечивая им большинство. Под давлением масс 21 сентября 1792 г. Франция была провозглашена республикой. В январе 1793 года был казнен на гильотине король Людовик XVI, обвиненный в государственной измене.

Военная опасность, тяжелое экономическое положение масс, нежелание жирондистов принять решительные меры против спекуляции вызывают 31 мая—2 июня 1793 г. новое движение народных масс, которые требуют изгнания жирондистов из конвента.

После изгнания жирондистов из Конвента начался в истории французской революции период, который называется якобинской диктатурой (с 2 июня 1793 г. по 27 июля 1794 г.). Именно в этот период Конвент был диктатурой низов, т. е. самых низших слоев городской и сельской бедноты 1.

24 июня 1793 г. Конвент принял новую конституцию, которой предшествовала Декларация прав человека и гражданина.

Статья написана по материалам сайтов: jurkom74.ru, revolution.allbest.ru, studfiles.net.

«