+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Принципы инклюзивного образования детей с овз


На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за № 273-ФЗ, принятым 29 декабря 2012, российское образование получает новый статус — инклюзивное образование, сущность которого состоит в обеспечении равного доступа для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ребенка (статья 2, пункт 27).

Потребности обучающихся «связываются» с различными ограничениями: социальными; физическими; интеллектуальными; психологическими.

Ограничения в обозначенных сферах, препятствующие получению образования, должны быть подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией, которая определяет и рекомендует создание для них специальных условий, удовлетворяющих особые потребности ребенка.

Вместе с тем, выбор формы обучения: инклюзия или специальное образование в отдельных школах — это выбор родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, инклюзивное образование — это «особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность (возможность) образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей» [1, с.7]. Инклюзивное образование предоставляет детям с ограниченными возможностями здоровья возможность получать его вместе с другими детьми-сверстниками в общей для всех среде и адаптироваться к ней, что позволит им более полно реализовывать себя, как в образовательном учреждении, так и в социуме.

Вместе с тем, реализация инклюзивного образования требует учета и опоры на ряд принципов. М.Р. Битянова выделяет следующие основополагающие принципы:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В.К. Зарецкий указывает на три принципа:

  • как будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья в сопоставлении с остальными дети;
  • какими будут его отношения со взрослыми;
  • какими будут его отношения со «здоровыми» сверстниками [2, с. 34].

Первый принцип успешной инклюзии соотносится с образовательным процессом и он существенно влияет на второй и третий, в основе которых заложено понятие «отношения». Реализация первого принципа зависит от условий, необходимых в работе с учениками с ограниченными возможностями здоровья. Это прежде всего:

  • наличие в образовательных учреждениях адаптированных образовательных программ, специальных приемов и методов обучения и воспитания;
  • наличие специальных учебников, пособий, дидактических материалов;
  • наличие необходимых технических средств;
  • подготовленные тьютеры и другие специалисты, умеющие проводить коррекционные занятия;
  • доступность образовательных учреждений (транспорт, пандусы, приспособленные классы и так далее) [3, с. 40].

На данный момент состояния образования эти условия в учебных учреждениях, где хотят учиться дети с ограниченными возможностями здоровья, в большинстве школ отсутствуют.

Решение проблемы зависит от нескольких факторов: требуется время на создание условий и это не дни и не месяцы, а несколько лет с учетом региональных возможностей; подготовка и переподготовка кадров; создание безбарьерной среды; наличие адаптированных программ для детей с разными ограничениями здоровья и многое другое.

Второй и третий принципы — наиболее сложные, так как в их основе лежат отношения, определяющие взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками и взрослым сообществом. Инклюзивное образование ориентировано на гуманистические ценности, при которых формы взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями здоровья со сверстником, педагогом, тьютером, другими людьми должны быть благоприятными для них.

В отечественной науке изучение проблемы отношений базируется на разработках В.Н. Мясищева, в основе которых заложен подход к личности как к системе отношений: «Личность — система отношений, характеризуя личность её направленностью, уровнем, структурой и динамикой, мы тем самым характеризуем и ее отношения. Развитие личности… с этой точки зрения характеризуется развитием отношений» [4, с. 35]. В русле концепции В.Н. Мясищева принято рассматривать отношения как субъективную, основанную на индивидуальном опыте избирательную связь человека с различными сторонами действительности, со значимыми объектами.

Важнейший вклад в понимание сущности отношений внес С.Л. Рубинштейн, из контекста исследований которого мы взяли ценную идею, созвучную нашему взгляду на проблему отношений: «Эмпирически в жизни человека, у ребенка отношения других людей к нему определяет его отношение к ним и формирует его самосознание» [5, с. 334].

Лейтмотив взглядов С.Л. Рубинштейна — гуманизация отношений, определение их как источник формирования гуманных чувств у ребенка [6, с.30]. Данное положение особенно актуально на современном этапе развития отечественного образования, его перевода на рельсы инклюзии, так как именно гуманные отношения с окружающими способствуют включению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группы. Любые отношения несут в себе эмоциональную окрашенность как эмоциональный отклик ребенка на их содержание, изменения в благоприятную или неблагоприятную сторону. По-другому, всё, что происходит с ребенком, вызывает у него те или иные переживания, влияющие на его отношения ко всему. Особенности переживаний ребенка, возникающие в системе отношений со сверстниками и близкими взрослыми, становится для него своеобразным средством «диагноза» того, как он воспринимает отношения окружающих к нему. Эмоциональные отношения ребенка к другим и самому себе рассматриваются в контексте эмпатии. В свете вышесказанного, отношения являются специфическим каналом, посредством которого оказывается влияние на развитие эмпатии [6, с. 33].

Наиболее типичными личностными формами эмпатии исследователи называют сопереживание и сочувствие. Мы полагаем, что сопереживание формируется у ребенка раньше на основе подражания взрослому. Подражание обеспечивает социальное развитие личности и представляет собой по своей сущности и природе социально обусловленную деятельность личности, состоящую в отражении действительности. Сочувствие, переживание по поводу чувств другого, но отличных от них, без соотнесения с собой. Это социальное чувство дает возможность человеку поставить себя на место другого, оказать ему помощь и поддержку. Проявить эмпатию, значит принять другого, каков он есть. Посредством эмпатии происходит «вхождение» ребенка в мир другого человека. Отправной точкой проявления эмпатии является эмпатогенная ситуация, которая направляет поведение субъекта на объект, вызывая положительные сдвиги в его эмоционально-мотивационной сфере.

Важнейшим, в рамках нашего исследования, является вопрос о механизмах эмпатии. Исследователи выделяют следующие механизмы, определяющие формирование и дальнейшее развитие эмпатии: заражение, подражание, идентификация, проекция, эмоциональная децентрация, личностная рефлексия и так далее. В целом механизмы формирования эмпатии допустимо рассматривать как своеобразный «толчок», исходящий изнутри личности и обусловленный сформировавшейся потребностью, когда внутренние действия происходят из внешних путем их интериоризации. Как часть внешнего мы рассматриваем отношения личности со значимыми людьми, которые являются важнейшим условием развития гуманных чувств, в основе которых эмпатия.

Анализ исследований, посвящённых деятельности педагога позволяет сделать предположение, что в работе с учеником главное для них — это содержание предмета, а отношениям отводится следующее место.

Поэтому переход к инклюзивному образованию должен основываться на изменении установок учителя, направленных на взаимодействие с учащимися, в первую очередь с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Гуманизация образования сегодня актуальна как никогда. Учитель — проводник инклюзии, обеспечивающий взаимопринятие, взаимопонимание среди всех соучастников образовательного процесса.

Эмпатия учителя в педагогическом взаимодействии выступает как основное условие реализации принципа инклюзивного образования. Задача учителя — принять особого ребенка вне зависимости от его особенностей и возможностей. Если отношения между ребенком с ограниченными возможностями здоровья и учителем носят эмпатическую направленность, то остальные учащиеся-одноклассники «особого ученика», подражая педагогу интериоризируют это взаимодействие, «присваивая» его содержание себе и посредством экстериоризации «переносятся» на одноклассников с ограниченными возможностями здоровья, педагогов, родителей. В условиях инклюзивного образования деятельность учителя существенно усложняется и обуславливается его готовностью к изменениям, в первую очередь, в отношении к учащимся.

Роль учителя в реализации принципов инклюзивного образования огромна. Главный принцип новой школы следующий:

все люди, а дети особенно, нуждаются в принятии, в поддержке, в со-участии, что осуществляется только в системе реально существующих эмпатичных отношений.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Учпедгиз, 1989. – 704 с.

6. Кузьмина В.П. Эмпатия в детско-родительских отношениях: теория и условия оптимизации в семье. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 101

Инклюзивное образование , принципы.

Инклюзивное — включающий в себя, заключаю, включаю или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится

целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать

помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников

Предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение

общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода

Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.

Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными

особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями,

понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Модель детского сада может изменяться, включая новые

структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и

Содержание работы Службы ранней помощи:

– проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

– оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

— осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

– включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

– определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей,

Инклюзивное образование – это новая форма работы в дошкольном учреждении.

Необходимость инклюзивного образования назрела давно. Выстраивание определенного жизненного пути в среде сверстников, на который, безусловно, может рассчитывать каждый ребенок, независимо от тяжести нарушений его развития, сделало бы жизнь таких детей более интересной и полной, способствовало бы их развитию и воспитанию.

Основной целью создания инклюзивных групп является щадящее, постепенное вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми. В основу ставится социально — эмоциональное развитие, формирование навыков взаимодействия и общения.

В рамках реализации индивидуальной образовательной программы ребенка, коррекционно-развивающие занятия проводят педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог. Необходимо отметить, что при планировании коррекционных занятий специалисты должны учитывать содержание общеобразовательной программы данной возрастной группы и строить коррекционно- развивающие занятия так, чтобы темы занятий перекликались и дополняли друг друга.

В связи с тем, что основным видом детской деятельности является игра – вся деятельность подчинена именно игре, будь то индивидуальные занятия, групповые или подгрупповые

На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения ребенка.

Специалисты, работающие в группе должны регулярно использовать в своей работе технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.

Например: музыкальный работник проводит ритмику; инструктор по ФИЗО-коррегирующую гимнастику; педагог-психолог – психогимнастику; учитель-логопед – дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику, точечный массаж.

Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Принципы инклюзивного образования детей с овз

Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:

В какой стране мира впервые начали учить детей с ОВЗ?

Дети с каким нарушением развития стали обучаться первыми?

Как называются дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве?

дети с ограниченными возможностями здоровья

В какой стране впервые появилось понятие «нормализация» (интеграция)?

Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы…

в Саламанкской декларации

Назовите субъект РФ в котором был принят закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»?

Согласно Российскому законодательству «Инклюзивное образование это –

обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с
учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Задача, которая ставится перед территориальным агентством специального образования

формирование комплекта необходимых для обучения ребенка ресурсов

Интеграция с точки зрения социальной философии – это:

форма социального бытия человека с ограниченными возможностями;

Образовательная интеграция для учащихся с нормативным развитием предусматривает:

расположение в классе за одной партой с ребенком с ОВЗ

Концепция независимой жизни для человека с ограниченными возможностями в условиях

С точки зрения гуманистической этики помощь человеку с ограниченными возможностями должна осуществляться для:

чтобы у него формировались навыки самопомощи и самостоятельности;

Конструктивистская философская позиция позволяет:

перенести проблему дефицитарности человека с ограниченными возможностями в плоскость восстановления динамического равновесия между ним и системой окружающей его среды;

Принцип нормализации означает:

положение о том, что люди с ограниченными возможностями имеют право вести обычную, свойственную остальным людям жизнь

Систему этических принципов уважения к жизни и правам любого человека, независимо от его здоровья и возможностей разработал:

Какие международные источники гуманитарного права предусматривают детализацию зафиксированных прав и свобод в системе комплексного обеспечения и гарантированной защиты человека.

Декларации, Конвенции, Резолюции

Выделите документ, где были рассмотрены вопросы о существующей дискриминации в образовании и необходимости создания единых подходов к организации процесса обучения для всех детей.

Конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования», принятой 14.12.1960г.

В какой период были определены общие подходы к основным понятиям «инвалид», «интеграция»

Какой международный документ закрепил ведущие принципы и критерии организации инклюзивной образовательной системы?

Всемирная программа действий в отношении инвалидов.

Гарантия прав на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в:

Конституции Российской Федерации

При каких условиях, в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», возможен перевод для обучения по адаптированным программам?

в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, при согласии родителей (законных представителей)

Какой нормативный правовой акт устанавливает обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направлению подготовки?

Федеральный государственный образовательный стандарт

Одним из важнейших условий успешного построения инклюзивного образования для детей с ОВЗ является –

реализация программы коррекционной работы

Государство гарантирует бесплатно для лиц с инвалидностью:

Рекомендации ПМПК необходимы для:

разработки адаптированной образовательной программы

Организационные модели ПМПК:

Позиция специалиста ПМПК:

Рекомендации ПМПК обязательны для:

Статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья устанавливается:

Основной установкой учителя, реализующего инклюзивную практику, является

каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий

Кто разрабатывает рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на основе которых строится его обучение

Какими из «внешних» социальных партнеров должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения

со всеми вышеперечисленными организациями

В структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:

При адаптации образовательной программы должно быть заложено:

порядок организации медицинских услуг

Какие образовательные программы, необходимы для реализации инклюзивного

Необходимы программы 1, 2, 3

Какие архитектурные условия должны быть созданы для детей с нарушениями ОДА в зданиях образовательного учреждения из перечисленных:

пандусы для входа в образовательное учреждение, пандусы внутри здания, съезды с тротуаров, лифт

Какое специальное оборудование для детей с нарушением слуха может быть в образовательном учреждении, реализующим инклюзивную практику из перечисленных

Табло «Бегущая строка», Световая индикация начала и конца урока, FM-системы для индивидуальной и групповой работы

В учреждениях при включении в образовательный процесс детей с нарушениями зрения необходимо приобрести следующее оборудование

На ПМПК, после проведения комплексной диагностики и выявления необходимости в создании для ребенка с ОВЗ специальных образовательных условий, прописываются

рекомендации по специальным условиям образования

В отношении каких специалистов образования не рассматривается термин «сопровождение».

Технический персонал образовательной организации

В чем заключается основная цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовании

Поддержание социально-образовательной адаптации ребенка в образовательной среде

Кто является одним из ведущих специалистов, определяющим реализацию адаптированной основной образовательной программы и специальных образовательных условий включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду.

Профильный специалист по основному нарушению ребенка

Что является основным критерием эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

Освоение адаптированной основной образовательной программы и социально-психологическая адаптация ребенка;

Что не обязано обеспечить образовательное учреждение для включенного в его среду ребенка с ОВЗ

Полное усвоение образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением;

К средовым условиям обеспечения психолого-педагогического сопровождения относятся

Дополнительное оборудование в классе (группе), помогающее осваивать образовательную программу

Одним из основных условий эффективной деятельности ПМПК по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ является

Реализация междисциплинарного подхода к совместной деятельности команды специалистов образовательной организации;

Решение консилиума о характере и особенностях реализации адаптированной основной образовательной программы, специальных образовательных условий ее реализации для семьи ребенка с ОВЗ является

Основой технологичности психолого-педагогического сопровождения, в первую очередь, является

Алгоритмизация взаимодействия специалистов сопровождения и других участников образовательного процесса;

Кто из специалистов психолого-педагогического сопровождения участвует в разработке адаптированной основной образовательной программы в соответствии с рекомендациями ПМПК

Все специалисты сопровождения и родители ребенка с ОВЗ.

Кто в наибольшей степени отвечает за реализацию Адаптированной образовательной программы ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

руководитель образовательной организации, которую посещает ребенок

При поступлении ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) в образовательную организацию, основной задачей администрации и педагогического коллектива становится:

создание условий для освоения им образовательной программы

Укажите, какой документ является основополагающим для определения содержания и форм реализации адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ, поступающего в ту или иную образовательную организацию:

заключение психолого-медико-педагогической комиссии

Какое из направлений реабилитации в Индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида в наибольшей степени соответствует задачам, которые ставят перед собой общеобразовательные организации для детей с ОВЗ

Выберите из предложенных понятие, соответствующее данному определению — «образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»:

адаптированная основная общеобразовательная программа

Что не позволяет сделать индивидуальный учебный план?

определить содержание и формы психолого-педагогического сопровождения

В рамках деятельности ПМПК выбор образовательной программы для ребенка с ОВЗ определяется:

особенностями психофизического развития ребенка, его индивидуальных возможностей

Выберите основной организационный механизм реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ в общеобразовательной организации:

проектирование образовательного процесса

Какой фактор в наибольшей степени влияет на эффективность реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида)?

взаимодействие и сотрудничество школьных специалистов и родителей

Какой из компонентов не является обязательным в структуре адаптированной образовательной программы:

авторские (рабочие) программы дополнительного образования

Допустимое количество ошибок: 2

Допущено ошибок: 0

Результат тестирования: СДАНО

При проведении тестирования нарушений его порядка не зафиксировано

Ответственный за проведение

Тестируемый__________________/Тестов Тест Тестерович/

Условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Рассмотрение организационно-педагогических условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования. Описание содержания, предметно-развивающей среды и дидактического обеспечения инклюзивного образования.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.03.2017
Размер файла 19,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования

инклюзивный образование ограниченный здоровье

В последнее время в нашем обществе все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которым требуется особый подход и условия для полноценного развития и адаптации в обществе.

К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: дети с ОВЗ и дети -инвалиды; одаренные дети; дети — мигранты; педагогически-запущенные дети.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению основной образовательной программы вне специальных условий обучения и воспитания.

Ребенок — инвалид — это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизни.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.

Интеграция — приведение потребностей детей с психическими и/или физическими нарушениями в соответствии с системой образования, остающейся в целом не изменой, не приспособленной для них.

Инклюзия — это процесс включения детей в общеобразовательную группу (класс) независимо от половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития социально-экономического положения.

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином дет- ежом коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития

Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ОВЗ требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.

При определении ребенка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение необходимо учесть:

* подходят ли условия дошкольного учреждения для комфортного существования в нем ребенка — создана ли безбарьерная среда;

* насколько ребенок готов к посещению дошкольного образовательного учреждения;

* есть ли возможность создания индивидуально-ориентированных программ на основе образовательной программы учреждения и будет ли ребенок, обучающийся по этим программам, достаточно успешен при их выполнении;

* есть ли в данном учреждении структурные подразделения, дополнительные специалисты, способные оказать профессиональную помощь ребенку;

* организовано ли психолого-педагогическое сопровождение.

Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования, и создания необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:

Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады.

Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.

Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции ППМС центров.

Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.

Возможность повышения квалификации педагогов. Когда решение принято, происходит разворачивание инновационной педагогической деятельности.

Деятельность инклюзивной группы направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями.

Комплектование инклюзивной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников — дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта — умственной отсталостью в степени дебильности) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально — волевой сферы). Контингент детей с ОВЗ может варьироваться, однако главным условием включения в группу является готовность к посещению в режиме 12-часового пребывания. При наличии трудностей в самообслуживании, самостоятельном передвижении, адаптации в детском коллективе ребенку предоставляется «тьютор», который реализует сопровождение не только в режимных моментах, но и на занятиях.

Содержание работы инклюзивной группы:

осуществление развивающей деятельности (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т.д.);

социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников;

реализация коррекционной деятельности специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, массажист);

реализация программ творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкально-ритмические занятия, игротерапия и др.).

Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы. Важной задачей методического обеспечения становится определение базовой программы. Приоритет отдается развитию социально активной личности, что предполагает одновременно индивидуализацию процесса образования и его социальную направленность.

В инклюзивном дошкольном учреждении создание перспективных, календарно-тематических планов воспитателей и специалистов производится с учетом, как образовательной программы, так и индивидуального образовательного плана (ИОП). Каждое мероприятие планируется с учетом индивидуальных особенностей детей составляющих группу. ИОП составляется по результатам первичной диагностики в ходе консилиумов специалистов и воспитателей групп. В дальнейшем ИОП может совершенствоваться и дополняться.

Для организации работы с детьми с ОВЗ необходим спектр специальных программ: для детей с нарушениями интеллекта, нарушениями речевого развития, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с различной структурой дефекта. Таким образом, методическое обеспечение должно быть вариативным, ориентированным на психофизиологические особенности, различный запас представлений об окружающем знаний, умений и навыков конкретного ребенка.

Методы, средства и формы работы в инклюзивной группе направлены на расширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников.

Работа инклюзивных групп в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации.

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ

Создание соответствующего образовательного пространства

Создание программно-методического обеспечения

Создание предметно-развивающей образовательной среды

Создание дидактического обеспечения

Образовательное пространство для детей с ОВЗ

Безопасная среда жизнедеятельности

Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя-дефектолога, учителя- логопеда, зал ЛФК, кабинет педагога- психолога)

Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство) Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка

Основная образовательная программа

Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа

Система индивидуальной работы в календарном плане

Предметно-развивающая среда для инклюзивного образования

Обязательная зона коррекции

Индивидуальное авторское пространство ребенка

Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»

Для коррекции имеющихся отклонений в развитии

Для коррекции освоения содержания образовательной программы

Для коррекции поведения или социальных компетенций

В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования ко всем педагогам.

В работе с педагогами, работающими с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, особую актуальность приобретает развитие следующих интегральных характеристик:

направленность на ребёнка, включающую в себя:

— положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними;

— стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) интеллектуальная гибкость:

— навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) профессиональная компетентность:

— знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;

— знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

— навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

4) поведенческая гибкость:

— навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту;

— знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Педагог становится координатором инклюзивного процесса в сотрудничестве со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: командой специалистов, администрацией, родителями и обучающимися.

Для педагога в инклюзивной образовательной среде важно владеть практикой в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям воспитанников.

Для квалифицированного решения коррекционных задач, связанных с обучением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказывать помощь учителю в инклюзивном пространстве обязательно должны такие специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный педагог, тьютор.

Таким образом, для внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры, обладающие необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ. Работа педагогического коллектива в общеобразовательной организации должна быть направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни. Благодаря данному пройденному курсу есть возможность выстроить верный путь обучения детей с ОВЗ. Данные знания необходимы каждому педагогу , так как на сегодняшний день количество детей с ОВЗ становится все больше и все они идут обучаться в общеобразовательную школу.

Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / под ред. Т.Н. Гусевой. — М.: Центр «Школьная книга», 2010.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. К Кутеповой. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (Методические рекомендации)- М.: Русское слово,2014.

Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями (Планирование работы со старшими дошкольниками имеющими трудности в обучении) Т.А.Ткачева- М.: Издательство ГНОМ, 2014.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Разработка программы дополнительного образования для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с целью более успешной их адаптации к условиям инклюзивного образования. Анализ эффективности организации дополнительного образования.

дипломная работа [3,8 M], добавлен 14.10.2017

Понятие, функции и виды системы инклюзивного образования, его экономические и финансовые компоненты. Анализ подходов к организации инклюзивного образования в России. Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении.

дипломная работа [377,1 K], добавлен 14.01.2018

Правовая основа обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальные перспективы развития инклюзивного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей. Взаимодействие с семьей ребенка. Условия организации успешного воспитания.

презентация [2,4 M], добавлен 28.03.2014

Инклюзивное образование: понятие, сущность, проблемы организации. Основные факторы, затрудняющие овладение школьными предметами младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного обучения на уроках русского языка.

дипломная работа [1,2 M], добавлен 13.10.2017

Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина и её интерпретация в контексте обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Практическое применение данного метода. Сущность и подходы инклюзивного образования.

курсовая работа [278,5 K], добавлен 12.07.2015

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование как современная модель образования. Характеристика проблем и перспектив семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 13.10.2017

Понятие и отличительные особенности инклюзивного образования, нормативное обоснование и документы, используемые в данной области. Анализ деятельности и проблемы в учреждениях дополнительного образования детей по реализации инклюзивного образования.

контрольная работа [32,2 K], добавлен 02.06.2014

Методические рекомендации по социально-педагогическому сопровождению семьи детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышение компетентности родителей в области коррекционной педагогики. Создание позитивной ценностно–смысловой установки в семье.

презентация [206,8 K], добавлен 04.07.2017

Особенности и необходимые условия воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Влияние социальной депривации на личностные расстройства ребенка с ограниченными возможностями. Пути улучшения социальной поддержки семей с детьми-инвалидами.

доклад [18,3 K], добавлен 14.04.2016

Характеристика типичных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп. Программа логокоррекционной работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

дипломная работа [1,9 M], добавлен 18.08.2017

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Статья написана по материалам сайтов: a2b2.ru, study.jnas.ru, revolution.allbest.ru.

«