+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Приказ ординатура 5 лет


Материал опубликован 21 июня 2017 в 17:05.
Обновлён 23 июня 2017 в 22:55.

Вступил в силу приказ Минздрава России от 11 мая 2017 г. № 212н, которым устанавливается новый порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры.

Приказ до его принятия детально обсуждался в профессиональном сообществе, был размещен для общественного обсуждения в сети Интернет еще в январе 2016 года. Отдельно приказ обсуждался в вузовском сообществе — на Совете ректоров российских медицинских и фармацевтических вузов.

Основная цель приказа – сделать поступление в ординатуру максимально беспристрастным, прозрачным и основанным на объективных достижениях студентов.

Принципиально важными в приказе являются два момента.

Первый из них – необходимость прохождения аккредитационного тестирования в качестве вступительного экзамена. Это исключает предвзятость по отношению к студенту на уровне конкретных учреждения или экзаменатора, т.к. база вопросов для аккредитации едина и размещена в сети Интернет. Каждый может пройти пробное тестирование любое количество раз, зарегистрировавшись на сайте. Выпускники активно пользуются этой возможностью: тестирование в интернете прошли уже более 25 тысяч студентов, что составляет подавляющее большинство выпускников этого года.

«Мы видим большую активность студентов на сайте. В целом ребята хорошо сдают пробный тест, поэтому есть все основания надеяться, что и сам аккредитационный экзамен они сдадут хорошо», — говорит руководитель Федерального методического центра аккредитации ПМГМУ им. И.М. Сеченова, профессор Жанна Сизова.

Важно также, что прохождение аккредитационного экзамена даст возможность молодому специалисту не только поступить в ординатуру, но и сразу пойти на работу по базовым специальностям. Вопрос о том, нужно ли выпускнику вуза, не идущему работать в практику, проходить аккредитацию, очень внимательно рассматривался в профессиональном сообществе. Эксперты сошлись во мнении, что молодой специалист, идущий работать или желающий получать узкую специализацию, должен быть, прежде всего, врачом, то есть обладать всеми необходимыми профессиональными компетенциями.

«Нельзя стать врачом узкой специализации, минуя базовые компетенции, которыми должен обладать каждый врач. Аккредитация — простой, понятный , а самое главное, максимально эффективный способ проверки готовности выпускника медицинского вуза к самостоятельной работе. Общению с пациентом один на один», — говорит ректор Сибирского государственного медицинского университета, профессор Ольга Кобякова.

Переход на аккредитацию начался два года назад, а в прошлом году аккредитацию прошли выпускники стоматологических и фармацевтических факультетов.

Второе отличие приказа от ранее действовавшего порядка – установление единой для всей страны системы присуждения баллов за достижения во время учебы, которые принимаются во внимание при поступлении в ординатуру. Так, например, баллы присуждаются за получение стипендий и грантов Президента и Правительства, «красный диплом», индивидуальные достижения во время учебы и др.

«Все эти критерии основаны на опыте советского и российского медобразования. Собственно они и применялись всегда, только очень разрозненно. Главное — в ординатуру должны идти только те, кто показал наилучшие успехи в обучении. Но теперь это впервые унифицировано для всей страны», — уточняет ректор Тихоокеанского государственного медицинского университета, профессор Валентин Шуматов.

Ранее каждый вуз определял критерии приема в ординатуру по своему собственному усмотрению, что вызывало немало жалоб со стороны поступающих. Вводимая приказом унификация дает возможность выпускнику поступать в ординатуру в любой медицинский вуз в России по единым правилам.

«Наши выпускники получают равную возможность поступать в ординатуру в ведущие вузы страны на основании единых правил», — говорит ректор Амурской государственной медицинской академии, профессор Татьяна Заболотских.

Отдельно отметим, что критерии дают возможность вузам учитывать индивидуальные достижения будущего доктора в ходе обучения, включая волонтерство и др.

«Очень важно, чтобы профильные волонтерские активности студентов учитывались при поступлении в ординатуру, т.к. это позволит не только поддержать активистов, но и интенсивнее развивать добровольчество в медицине», — говорит председатель Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» Павел Савчук.

Таким образом, новые правила поступления в ординатуру – важный шаг в сторону повышения беспристрастности, справедливости и качества в медицинском образовании.

Ординатура в 2018/2019 году: новости, стоимость

Чтобы подать документы в ординатуру, у кандидатов будет месяц. Этим летом в России заработал новый порядок приема на обучение по программам ординатуры. Теперь студенту запрещено подавать заявления одновременно во множество вузов, баллы за достижения во время учебы будут считаться по новой схеме, а тестирование претендентов будет проходить под прицелом видеокамеры.

Причина резких перемен

Бурное обсуждение изменений, коснувшихся ординатуры 2018/2019 года, началось после новости об утверждении приказа Минздрава от 17 апреля 2018 года Вероникой Скворцовой. Свое решение начать модернизацию системы высшего образования врачей министр объяснила назревшей необходимостью поднимать уровень знаний медицинских работников. В то же время юристы и медики назвали документ кабальным — рассчитывая поступить на бюджет, студенты будут заключать контракты с больницами на 3-5 лет, а после — отрабатывать вложенные организацией средства. Трудовой договор будет считаться действительным, даже если кандидат провалит вступительные испытания.

Новые правила поступления

В первую очередь Приказом были изменены правила поступления в ординатуру. Теперь подать документы одновременно в 5-7 организаций, рассчитывая пройти хотя бы в одно из них, не удастся. Число ограничено 3 учреждениями, при этом претендовать можно лишь на 2 специальности в каждом. Вступительное тестирование кандидатов будет записано на видео, в кадре обязательно должна просматриваться вся аудитория, должны быть отчетливо слышны все звуки и разговоры в кабинете. Результаты кандидата оглашаются в течение суток с момента окончания теста.

Согласно Приказу, с 2018 года начинают иначе насчитываться баллы за достижения во время учебы:

  • обладателям стипендии Президента начислят не 100 баллов, а 20;
  • круглые отличники получат не 100 баллов, а 15;
  • практикующим медикам и фармацевтическим работникам насчитывается минимум 10 баллов (окончательная сумма зависит от стажа);
  • волонтерам и спортсменам с отличиями отныне начисляют максимум 15 баллов в общей сумме.

Изменения в 2019 году

Вероника Скворцова сообщила, что в 2019 году модернизация будет продолжена. Выпускников обяжут проходить аккредитацию, как узких специалистов. Этого требует стремительное развитие науки. Врач должен быть в курсе новинок отрасли. В планах министра здравоохранения к 2021 году обеспечить подтверждение высокого уровня подготовки всех молодых врачей страны.

В 2019 году у студентов появится возможность менять специализацию во время прохождения ординатуры.

К примеру, кардиолог может решить, что его будущее должно быть связано с ультразвуковой диагностикой. В этом случае его ординатура продолжается изучением эхокардиографии. Другими словами, модернизация системы позволит студентам-ординаторам самостоятельно выбирать, специалистом какого профиля они желают стать и какими знаниями дополнительно овладеть.

С 2019 года ординатура будет длиться от года до пяти лет.

В дальнейших планах Минздрава страны изменить систему оплаты труда медработников: сделать ее еще более дифференцированной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новые правила ординатуры: прелести крепостного права

Наши коллеги из сообщества «Медач» проанализировали вступивший в силу приказ Минздрава №212. Он регулирует поступление выпускников вузов в аспирантуру и радикально меняет эту процедуру. Теперь начинающим медикам, чтобы попасть на бюджетные места, придется набрать определенное количество баллов, сдав экзамен и продемонстрировав разные достижения. Больше всего шансов будет у отличников-краснодипломников, стипендиатов именных стипендий и у тех, кто после института годик-три поработает в, к примеру, сельской амбулатории. Остальным придется или платить за обучение, или заключать кабальный контракт с какой-нибудь больницей, которая заплатит за их обучение, или довольствоваться работой терапевтом или педиатром в участковой поликлинике. Студенты в ярости и составили петицию об отмене этого приказа.

Мы приводим их текст с незначительными сокращениям. Полный текст тут.

Ключевые положения

1. Теперь для поступления в ординатуру необходимо сдавать тест, первый этап первичной аккредитации. Ординаторов, которые поступают в 2017 году, просто поставили перед фактом, что тестирование, проводимое в конце июня, определит их судьбу в дальнейшем.

2. Помимо экзамена важную роль играют баллы, которые студенты могли заработать за время обучения в университете. Они даются строго за определенные достижения, перечисленные в приказе 212н. Самым простым и эффективным способом набрать баллы будет медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения.

3. Количество бюджетных мест имеет существенный уклон в сторону целевого приема. В некоторых университетах (например, в КубГМУ, Кировской медицинской академии) свободного конкурса нет в принципе.

4. Поступить на бюджет, не имея целевого направления теперь чрезвычайно трудно. Минздрав сделал ставку на целевой прием, что обусловлено дефицитом специалистов в регионах.

5. После аккредитации и без ординатуры работать врачом можно, но только участковым терапевтом или педиатром.

6. Врач-интерн не может теперь бесплатно проходить ординатуру, если выбранная специальность совпадает с таковой, полученной в интернатуре.

Проще всего теперь попасть в ординатуру если заключить трехсторонний договор на целевое обучение. В этом случае бюджетная организация (например, больница) оплачивает ординатуру будущим сотрудникам, но при этом обучающийся должен после выпуска там отработать несколько лет. В противном случае ему грозит солидный штраф-неустойка.

Бюджетных мест по свободному конкурсу очень мало, редко больше 2-3 мест, поскольку большинство бюджетных мест отдается целевикам.

Ординатура и зачем она нужна

Студент-медик, выпустившийся из университета, не становится сразу узким специалистом. Он может работать участковым терапевтом (для выпускников педиатрического и других факультетов есть свои аналоги), но например, заниматься хирургией или неврологией не может. Для этого необходимо пройти ординатуру (раньше существовал вариант интернатуры длиной в один год, но теперь её не существует), которая длится от двух лет. Это гибрид университетского образования и стажировки в клинике. Ординаторы прикреплены к больнице (учебные базы), где они выполняют роль классических подмастерьев времен Ренессанса с поправкой на специальность. Если с наставником повезло, то доктор показывает ученику различные аспекты своей профессии, если нет, то просто заваливает историями болезни и прочей рутиной.

Параллельно с этим ординаторы ходят лекции и сдают зачеты. Так продолжается до выпускного экзамена, после чего ординатор получает заветный сертификат и становится специалистом в своей области.

Как поступали в ординатуру до этого приказа? Сперва студент выбирал специальность (чаще всего это происходило на 4-5 курсе медицинского университета), а затем начинал готовиться к поступлению, читал литературу и посещал кружки. После выпуска он сдавал вступительные экзамены в конкретном учреждении (в случае автора это был СЗГМУ им. Мечникова) и поступал. На вероятность поступления влияли наличие красного диплома, достижения в области науки (публикации, патенты, выступления на конференциях, участие в НИР и др.) и иных применимых областях. Иногда в ординатуру шел студент, который уже проходил интернатуру по этой специальности и теперь хочет получить более глубокие знания.

Как поступают теперь:

. Вступительное испытание проводится в форме тестирования.
Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых автоматически путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.
Результат тестирования формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий.
Результат тестирования в баллах (1 балл равен 1 проценту) отражается в протоколе заседания экзаменационной комиссии, подписываемом в день завершения тестирования.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов (далее — минимальное количество баллов).
Результаты тестирования действительны в течение календарного года
Источник: приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017г. №212.

Да, вы все правильно поняли: теперь для того, чтобы поступить в ординатуру по какой-либо специальности, необходимо сдать экзамен по общей медицине, который одновременно является аккредитацией для участкового терапевта или педиатра. Посещение кружков и чтение книжек по выбранной специальности теперь никак не помогут с поступлением, есть просто сумма баллов, а также целевое направление у тех, кто решил заключить договор со своим локальным дьяволом и после ординатуры будет отрабатывать несколько лет в соответствующих городе и учреждении. Больше всего не повезло интернам: согласно приказу 212н, если человек уже проходил интернатуру по этой специальности, то он автоматически лишается права на бюджетное обучение в ординатуре.

Получив эту аккредитацию, в случае неудачи при поступлении в ординатуру можно пойти работать участковым терапевтом или аналогичным специалистом для других факультетов (например, участковым педиатром для педфака).

Копим баллы

Одного теста для поступления в ординатуру недостаточно, необходимо еще насобирать дополнительные баллы. Как это сделать? Получать специальные достижения во время учебы. Очевидно, что у поступающих в ординатуру в 2017 году шансов получить какое-либо из этих достижений уже нет и теперь все зависит от того, как они провели эти шесть лет в стенах медицинского ВУЗа.

  • Красный диплом. +100 баллов. 75% “отлично”, ни одной “удовлетворительно” за 6 лет обучения в медицинском – это невероятно сложно. Долгое время красный диплом был предметом шуток, он был бесполезен. Теперь же это весомый аргумент.
  • Правительственные стипендии и стипендия Президента РФ. +100 баллов. Её можно получить за «выдающиеся способности в учебной и научной деятельности (победители олимпиад, творческих конкурсов, авторы открытий, двух и более изобретений, научных статей в центральных изданиях)».
  • Именные стипендии. +50 баллов. Если кратко, то именная стипендия — это любая другая стипендия помимо классической академической, повышенной стипендии, стипендии Президента, стипендии Правительства РФ. Вариантов множество, это и всем известная «Потанинская стипендия», стипендии различных коммерческих организаций (например, «Такеда», выплачиваемая Nycomed, или стипендия банка Центр-Инвест, доступная студентам из ЮФО), всевозможные стипендии губернаторов и правительств регионов (например, «Именная стипендия правительства Москвы»).
  • Иные индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию. Суммарно не более +50 баллов.Очень размытое определение, которое оставляет достижения на усмотрение учебной организации. Подробнее о них должно быть написано в правилах приема конкретного учреждения.
  • Стаж медицинского или фармацевтического работника. +50-80 и более баллов. Менее трех лет — 50 баллов, более трех лет — 80 баллов. Если работать в деревне или поселке, то можно получить астрономические 60 баллов за первый год с увеличением веса достижения на 5 баллов за каждый последующий год стажа.

Это самая спорная и неоднозначная часть нового приказа. Начнем с того, что все те, кто учился, допустим, в медицинском колледже или работал фельдшером до поступления в медицинский ВУЗ дополнительных баллов не получают, поскольку в приказе ясно прописано: «Общий стаж работы в должностях медицинских и (или) фармацевтических работников в период с зачисления на обучение по программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, подтвержденный в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации». Что касается работы в селе, то это теперь гарантированный способ получить дополнительные 60 баллов к тем, что уже накопились за практику в медицинских учреждениях, то есть достаточно всего лишь год проработать где-то в глуши и студент может получить еще 60 к тем 50 или 80, что у него уже имелись за стаж работы во время обучения.

Большим недостатком реализации приказа является то, что сейчас он застал врасплох множество студентов, которые намеревались поступать в этом году, поскольку большинство из них готовились больше ко внутренним экзаменам по своей специальности, а аккредитацию считали неким факультативом. Разумеется, у этих студентов теперь есть возможность лишь уповать на удачу и хорошо сданный экзамен, поскольку дополнительное количество баллов за счет стажа или стипендий набрать нет уже никакой возможности. И вот поставьте себя на место человека, который очень хотел поступить в ординатуру, но ему не хватило баллов. Единственным вариантом набрать заветную сумму для такого студента будет работа в каком-либо медицинском учреждении после выпуска из университета, причем работа «на селе» будет явно в выигрыше из-за высокого числа баллов, которые можно там получить. Вот это и есть то самое «рабство в поликлинике», которого так боялись студенты несколько лет назад, только получили они его в немного завуалированном виде.

Зачем все это делается

Несмотря на то, что о необходимости реформ в медицинском образовании говорили давно, по-настоящему активных действий не было до 2014 года, когда Минздрав начал вводить новые стандарты ФГОС 3+, а затем отменил интернатуру и стал создавать систему Непрерывного медицинского образования вместе с аккредитацией специалистов.

Можно предположить, что действия Минздрава, связанные с аккредитацией и ординатурой, направлены на ликвидацию этой бреши за счет притока кадров сразу после выпуска из медицинских ВУЗов. Это обуславливается тем, что выпускники лечебного и педиатрического факультетов обретают возможность сразу же трудоустроиться после аккредитации на должность участкового терапевта или педиатра соответственно. Так как теперь эта аккредитация обязательна для всех выпускников, а кроме этого многие из них будут мотивированы получить дополнительные баллы, можно сделать вывод, что хотя бы частично эту брешь Минздраву удастся закрыть.

При этом целевой прием будет обеспечивать региональные больницы специалистами, которые будут прикреплены подобно крепостным крестьянам (к счастью, временно) и за время действия договора (порядка 3-5 лет) способны хотя бы частично покрыть существующий дефицит.

Среди студентов устойчиво циркулируют мифы, что после аккредитации можно работать врачом общей практики, но это не так. Несмотря на то, что задачи ВОПов похожи на таковые у участковых терапевтов, для того, чтобы стать врачом общей практики, необходимо пройти ординатуру. Поэтому единственным вариантом для студентов, которые хотят работать врачом, но при этом не прошли в ординатуру, остается только быть участковым терапевтом или педиатром по крайней мере один год до следующей попытки поступления.

Почему это плохо

Начнем с того, что система индивидуальных достижений практически никак не отражает действительные знания и мотивацию студента обучаться на какой-либо специальности. Никому не интересны полученные студентом грамоты, его выступления на конференциях и научные работы: совокупно за это можно получить не более 50 баллов, но шансы на его успешное поступление будут в разы выше при наличии стажа в качестве медработника. Талантливый, но при этом обучающийся на коммерции студент имеет низкие шансы на получение стипендии Президента или Правительства РФ, а всего одна оценка «удовлетворительно» по любому предмету не позволит получить красный диплом и дополнительные 100 баллов.

Куда логичнее было бы усовершенствовать имеющийся социальный лифт так, чтобы он позволял студенту уже с первого курса «прокачиваться» в отношении будущей специальности подобно персонажу из компьютерных RPG-игр, набирая по ходу учебы какие-либо достижения и баллы, которые он мог бы затем использовать для поступления в ординатуру. Таким образом система учитывала бы индивидуальные стремления в рамках медицинской науки и образования, а также поощряла развитие студента как будущего специалиста. Вместо этого мы получили размытое «иные индивидуальные достижения» и неприкрытое желание Минздрава использовать бывших студентов в качестве эрзац-медработников в первичном звене медицинской помощи, куда их решили заманить перспективой получить столь ценные баллы.

Хуже всего то, что выпускников медицинских университетов просто поставили перед фактом, что теперь все окончательно изменилось, но сделано это было 8 июня — за 23 дня до аккредитационного теста, который теперь является ключевым для поступления. Если бы это было сделано год назад, то многие смогли бы успеть кардинально изменить количество баллов, пересдав какие-либо экзамены или пройдя практику в качестве медработника, и более основательно подготовиться к тестированию, но теперь им лишь остается принять новые правила игры.

Многие специалисты критиковали аккредитационное тестирование и новые реформы. Одни из-за того, что оно проходит по «общей медицине», а не по какой-либо из специальности, ради которой они поступают в ординатуру. Другие считают, что тестирование с вариантами ответа не может быть адекватным способом оценить уровень квалифицированности будущего специалиста. Некоторые же к тестированию и аккредитации относятся положительно, считая, что теперь есть некий единый стандарт для всех и это обеспечит одинаковые условия для всех медиков, которые хотят стать специалистами .

Но не так страшен сам тест, как то, что он является во многом недоделанным и содержит ошибки.

Эти примеры были взяты с официального сайта Методического центра аккредитации специалистов на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.

В результате этих внезапных изменений огромное количество людей в этом году не смогут нормально поступить в ординатуру и с понурой головой уйдут работать в поликлиники до следующего поступления. Хватит ли знаний только выпустившемуся, неоперившемуся врачу? Будет ли он хорошо относиться к пациентам? Насколько качественно он будет выполнять свои обязанности? И самый главный вопрос: хватит ли тем студентам, которые не поступили в ординатуру, терпения, чтобы не бросить медицину совсем?

Чумной Доктор, Елена Лисицына, Николай Лисицкий, Телли Мурадова, Cornu Ammonis

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава РФ от 17.02.93 N 23 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ПОЛОЖЕНИЯ О КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ»
Наименование документПРИКАЗ Минздрава РФ от 17.02.93 N 23 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ПОЛОЖЕНИЯ О КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ»
Вид документаприказ, положение
Принявший органминздрав рф
Номер документа23
Дата принятия01.01.1970
Дата редакции17.02.1993
Номер регистрации в Минюсте163
Дата регистрации в Минюсте26.02.1993
Статусдействует
Публикация
  • «Российские вести», N 62, 01.04.93
  • «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ», N 6, 1993
НавигаторПримечания

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ

1. Клиническая ординатура — часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно — исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения квалификации.

2. Право указанным в п. 1 учреждениям на подготовку врачей в клинической ординатуре предоставляется Министерством здравоохранения Российской Федерации при предоставлении ими соответствующего ходатайства, выписки из протокола решения ученого совета и характеристики базовой оснащенности учреждения с дальнейшим проведением лицензирования данного учреждения.

3. Основной задачей обучения врачей в клинической ординатуре является подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики.

4. Обучение клинических ординаторов осуществляется по специальностям, предусмотренным действующей «Номенклатурой врачебных специальностей» и в соответствии с учебным планом и программой по каждой специальности. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» обязательный минимум профессиональной образовательной программы по конкретной врачебной специальности устанавливается соответствующим государственным стандартом. Программы обучения в клинической ординатуре и учебные планы утверждаются учеными советами учреждений, осуществляющих подготовку клинических ординаторов, и пересматриваются каждые 5 лет с учетом изменений государственного стандарта образовательного минимума профессиональной образовательной программы по каждой специальности.

5. Министерство здравоохранения Российской Федерации оставляет за собой право прекращать подготовку врачей в клинической ординатуре в тех учреждениях, в которых неудовлетворительно организована эта работа.

6. Обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения 2 года. Вопрос об увеличении срока обучения в клинической ординатуре до 5 лет по представлению ученого совета учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов, решается Министерством здравоохранения Российской Федерации в каждом конкретном случае в зависимости от специальности подготовки. Начало занятий — 1 сентября.

7. В клиническую ординатуру врачи принимаются по конкурсу. Граждане других государств, а также врачи, направленные хозрасчетными и ведомственными (кроме подведомственных Минздраву Российской Федерации) медучреждениями и организациями, поступают в клиническую ординатуру в медицинские учебные и научные учреждения Российской Федерации на договорных условиях, если действующим законодательством не установлен иной порядок.

8. Все поступающие в клиническую ординатуру пользуются равными правами, независимо от социального происхождения и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства. Ограничения допускаются только по медицинским противопоказаниям, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Правила приема в клиническую ординатуру (условия, порядок и сроки приема, количество и форма проведения экзаменационных испытаний, критерии оценок) устанавливаются учреждениями, осуществляющими подготовку врачей в клинической ординатуре, утверждаются решениями ученых советов этих учреждений и должны быть опубликованы не позднее чем за 3 месяца до приема документов.

10. Право на зачисление в клиническую ординатуру имеют лица, успешно выдержавшие экзаменационные испытания и прошедшие по конкурсу.

11. Для проведения приема в клиническую ординатуру руководитель учебного (научного) учреждения объявляет конкурс со сроком подачи заявлений не менее одного месяца, назначает председателя приемной комиссии и утверждает ее состав. В состав приемной комиссии входят представители ведущих клинических специальностей.

12. Контрольные цифры приема врачей в клиническую ординатуру ежегодно утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации и доводятся до сведения учреждений и органов здравоохранения в январе — феврале на очередной учебный год. Прием в клиническую ординатуру на договорной основе осуществляется учреждениями, имеющими право на подготовку клинических ординаторов, сверх контрольных цифр приема, утвержденных министерством. Отчеты об укомплектовании мест клинической ординатуры в текущем году и заявки на следующий год представляются в Минздрав Российской Федерации не позднее 1 октября каждого года с указанием специальностей и баз предполагаемой подготовки. В отчетах должно быть указано:

— количество принятых в ординатуру врачей (отдельно по контрольным цифрам приема и договорам);

— органы (учреждения, организации), направившие специалистов на обучение (отдельно по контрольным цифрам приема и договорам).

13. Заявление о приеме в клиническую ординатуру подается на имя руководителя учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов, с приложением:

— личного листка по учету кадров с фотокарточкой, заверенного отделом кадров с последнего места работы или учебы (не работающие свыше 1 года заполняют личный листок по учету кадров по месту подачи документов);

— направления — рекомендации с последнего места работы (учебы), характеризующей уровень профессиональной подготовки, деловые и организаторские качества кандидата, с указанием специальности и целей подготовки и учреждения, в которое представляются документы для поступления в клиническую ординатуру (для лиц, поступающих по целевому направлению и работавших (обучавшихся) не менее чем за 1 год до подачи документов на поступление в клиническую ординатуру);

— копии диплома об окончании высшего медицинского учебного заведения;

— паспорт, военный билет и трудовая книжка предъявляются лично поступающим в клиническую ординатуру.

14. Расходы на проезд для лиц, направленных на обучение в целевую клиническую ординатуру, и после ее окончания оплачивают направляющие организации (учреждения). Обратный проезд лицам, не прошедшим по конкурсу, также оплачивают направляющие организации (учреждения). Лица, не выполнившие индивидуальный план подготовки и досрочно отчисленные из клинической ординатуры, оплачивают обратный проезд самостоятельно.

15. Руководитель учреждений (организаций) освобождают от работы врачей, прошедших по конкурсу в клиническую ординатуру, в соответствии с действующим законодательством. Основанием является соответствующее письмо учебного или научного учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов.

16. Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия за счет обучающего учреждения в размере, установленном соответствующими нормативными документами, или в размере, установленном организацией (учреждением), направившей их на обучение на договорной основе. Клиническим ординаторам, поступившим на обучение на места, финансируемые Минздравом Российской Федерации в соответствии с контрольными цифрами приема, может выплачиваться надбавка к установленной стипендии обучающим учреждением за счет имеющегося стипендиального фонда; кроме того, целевым клиническим ординаторам — за счет средств направляющей организации (учреждения). Лицам, обучающимся в клинической ординатуре, ежегодно предоставляются каникулы продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности; по окончании обучения в клинической ординатуре — отпуск продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности, оплачиваемый учебным (научным) учреждением, осуществляющим подготовку клинических ординаторов (поступавшим на обучение на договорной основе) — направляющей организацией (учреждением).

17. Врачам, принятым в клиническую ординатуру, стипендия выплачивается со дня зачисления, но не ранее получения ими окончательного расчета по месту прежней работы.

18. Срок обучения в клинической ординатуре засчитывается в трудовой стаж врача.

19. Иногородним клиническим ординаторам в обязательном порядке предоставляется общежитие.

20. Срок обучения в клинической ординатуре продлевается приказом руководителя учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов, на время отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком в соответствии с действующим законодательством, а также на период болезни ординатора продолжительностью свыше месяца, но не более чем на время болезни, при наличии соответствующих заключений медицинских учреждений. Клинические ординаторы, не приступившие к занятиям в течение 1 месяца или пропустившие занятия свыше 1 месяца без уважительной причины, а также не выполнившие индивидуальные планы подготовки в установленные сроки, подлежат отчислению из ординатуры приказом руководителя учебного (научного) учреждения по представлению заведующего кафедрой (отделом, лабораторией и т.п.).

21. Расходы, связанные с продлением срока пребывания в клинической ординатуре, производятся в пределах стипендиального фонда и средств на подготовку кадров, предусматриваемых учреждением, проводящим подготовку ординаторов, или учреждением (организацией), направившим врача на обучение в ординатуре на договорной основе.

22. Врачи, отчисленные из клинической ординатуры, восстанавливаются на оставшийся срок обучения приказом руководителя учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов. Решение о восстановлении принимаются комиссионно в каждом конкретном случае.

23. При восстановлении клинических ординаторов на оставшийся срок обучения назначение стипендии должно осуществляться исходя из стажа работы на момент восстановления.

24. Перевод клинических ординаторов из одного учебного или научного медицинского учреждения в другое осуществляется руководителями этих учреждений по согласованию с направляющей организацией (учреждением).

25. Разрешается повторное обучение в клинической ординатуре при необходимости получения кандидатом другой специальности.

26. В случае успешного выполнения индивидуального плана и при соответствующем уровне профессиональной подготовки возможно досрочное окончание обучения, при этом время подготовки в клинической ординатуре должно быть не менее 75 процентов от планового.

27. Врачи, поступившие в клиническую ординатуру по свободному конкурсу, по окончании обучения имеют право на самостоятельное трудоустройство.

28. Прием в целевую клиническую ординатуру осуществляется по плану Минздрава Российской Федерации или на договорной основе между учреждением, готовящим клинических ординаторов, и учреждением (организацией), направляющим специалиста.

29. Ответственность за своевременный и качественный подбор кандидатов в целевую клиническую ординатуру возлагается на руководителей направляющих учреждений (организаций).

30. Врачи, зачисленные в целевую клиническую ординатуру, по окончании обучения обязаны вернуться в распоряжение направивших их учреждений (организаций) и имеют право на расторжение трудового договора в установленном законодательством порядке.

31. На целевых клинических ординаторов распространяются все права и обязанности, предусмотренные настоящим Положением.

32. Учреждения (организации), направившие врачей на обучение в целевую клиническую ординатуру, обязаны трудоустроить их по окончании срока подготовки на постоянную работу по специальности не ниже ранее занимаемой ими должности.

33. Подготовка клинических ординаторов осуществляется по индивидуальному плану, разработанному обучающимся совместно со специально назначенным ответственным за подготовку сотрудником кафедры (отдела, лаборатории и т.п.), который обсуждается на заседании кафедры (отдела, лаборатории и т.п.). Скорректированный с учетом замечаний индивидуальный план подготовки клинического ординатора утверждается руководителем кафедры (отдела, лаборатории и т.п.) не позднее чем через месяц со дня зачисления врача в ординатуру.

Расчет учебной нагрузки профессорско — преподавательского состава производится в объеме 3 часов в неделю на одного клинического ординатора, при этом 75 процентов времени подготовки отводится на изучение основной специальности, 25 процентов — на изучение смежных дисциплин. Коэффициент преподаватель — клинический ординатор — 1,0 : 3,75.

Перечень обязательных для изучения клиническим ординатором смежных специальностей и дисциплин предусматривается программами подготовки.

34. Объем учебной нагрузки и лечебно — профилактической работы по разделам специальностей определяется индивидуальным планом. Оплата дежурств и другой лечебно — профилактической работы, не предусмотренных индивидуальным планом, производится за счет средств лечебно — профилактического учреждения. Для прохождения производственной практики клинические ординаторы могут выезжать в командировки сроком до 30 дней.

35. Клиническому ординатору предоставляется право на совместительство в соответствии с действующим законодательством.

36. Персональная ответственность за качество подготовки специалистов в клинической ординатуре, их готовности к самостоятельной работе во всех звеньях практического здравоохранения возлагается на заведующих кафедрами (отделами, лабораториями и т.п.).

37. Индивидуальным планом предусматривается сдача зачетов по разделам основной специальности и смежным дисциплинам, периодические отчеты на конференциях кафедры (отдела, лаборатории и т.п.) не менее 1 раза в год. В конце каждого года обучения — аттестация по всем аспектам подготовки.

38. Лицам, окончившим подготовку в клинической ординатуре, выдается удостоверение к диплому о базовом высшем медицинском образовании установленного образца (Приложение).

39. Выпускники клинической ординатуры имеют право сдавать квалификационный экзамен на звание врача — специалиста независимой аттестационной комиссии. В состав аттестационной комиссии не могут входить специалисты учебного заведения, осуществляющего подготовку клинического ординатора, и руководители того учреждения, где он работал до поступления на обучение. Работа аттестационной комиссии осуществляется в соответствии с Положением «О порядке проведения аттестации врачей Российской Федерации на звание врача — специалиста».

40. По результатам аттестации, решением аттестационной комиссии лицам, окончившим обучение в клинической ординатуре, может выдаваться сертификат установленного образца, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность.

Начальник Управления
учебных заведений
П.Н.МОРОЗОВ

Приложение
к «Положению о клинической ординатуре»,
утвержденному Приказом Минздрава
Российской Федерации
от 17.02.93 N 23

Статья написана по материалам сайтов: news-and-life.com, medportal.ru, zakonbase.ru.

«