+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Преобразование муп в казенное предприятие


Бухгалтерский бюллетень», N 2, 2005

Итак, унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия.

Государственное унитарное предприятие (ГУП) создается по решению уполномоченного государственного органа и его имущество находится в государственной собственности. Муниципальное унитарное предприятие (МУП) создается по решению уполномоченного органа местного самоуправления и его имущество находится в муниципальной собственности. Имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это имущество является неделимым и не может быть распределено, в том числе между работниками предприятия. Собственник — власть: федеральная или городская. Собственник назначает руководителя, который ему полностью подотчетен. Поскольку МУПы и ГУПы являются коммерческими организациями, основная их цель — извлечение прибыли (ст.50 ГК РФ).

Итак, унитарное предприятие может быть основано как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления (казенное предприятие). И в том, и в другом случае учредительным документом является устав организации, и в том, и в другом случае главная цель — приносить собственнику прибыль. Различие между этими двумя вариантами — в степени свободы, которую может себе позволить такое предприятие.

Если имущество закреплено на праве оперативного управления, то власть собственника гораздо шире. Предприятие пользуется и распоряжается имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Причем собственник имеет право изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество. Эти положения содержатся в ст.296 ГК РФ. Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника имущества (ст.297 ГК РФ), хотя производимую им продукцию реализует самостоятельно. Собственник казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества.

Унитарное предприятие независимо от того, какой из двух вариантов имеет место, отвечает по своим обязательствам, но не отвечает по обязательствам собственника имущества.

Надо сказать, что и в первом, и во втором случае унитарные предприятия — довольно зависимые создания, причем это относится как к ГУПам, так и к МУПам. Директор, назначенный высокопоставленным чиновником (человеком далеко не всегда способным к бизнесу) и зависящий от него, практически никогда не чувствует себя свободным в своих действиях. Не всегда чувствует себя свободным и тот чиновник, который командует директором. В уставе унитарных предприятий часто записано, что организация в течение такого-то периода времени обязана перечислить на счет собственника такую-то часть прибыли, и при этом зачастую не принимается во внимание текущая экономическая ситуация. Требования собственника предоставить ему такую-то информацию (причем всегда срочно), принять на баланс такое-то имущество, снять с баланса такое-то имущество тоже не всегда поддаются внятному экономическому обоснованию и объяснению. Но такова доля унитарных предприятий: собственник есть собственник, как ему нужно, так он и сделает.

Варианты реорганизации

Унитарные предприятия могут быть преобразованы (реорганизованы). Преобразуются они, понятно, не по своей воле, и опять-таки их преобразование не всегда является следствием конкретной экономической ситуации. Приказ, указ, постановление — и коммерческая организация безмолвно подчиняется.

Реорганизация унитарного предприятия производится по решению собственников и может осуществляться в следующих формах:

  • слияние двух или нескольких унитарных предприятий;
  • присоединение к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
  • разделение унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
  • выделение из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
  • преобразование унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

При любом из этих вариантов унитарное предприятие не позднее 30 дней с даты принятия решения обязано уведомить в письменной форме всех известных ему кредиторов и поместить в органах печати сообщение о таком решении. Приказом МНС России от 29.09.2004 N САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» для этих целей учрежден журнал «Вестник государственной регистрации».

Кредиторы в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

В первых четырех случаях преобразование не затрагивает организационно-правовой формы предприятий. Как до преобразования предприятия были унитарными, так они и остались унитарными после преобразования.

Слияние

Любые изменения могут быть отражены в учете только после регистрации нового юридического лица. Порядок регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации, приведен в ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Подается заявление (форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению»), учредительные документы нового юридического лица, передаточный акт.

Поскольку перед нами новое юридическое лицо, соответственно необходимо издать приказ об утверждении учетной политики нового предприятия. Согласно п.10 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н) вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Эта новая учетная политика не обязательно должна совпадать с учетной политикой прежних, уже ликвидированных предприятий. Например, одно из них могло утвердить метод начисления НДС «по оплате», другое — «по отгрузке», а третье вообще воспользовалось правом на освобождение от НДС. Новое предприятие вольно избрать любой способ, но оно должно исполнить обязанности всех присоединенных лиц. В учете этой фирмы такая задолженность будет числиться как переданная при реорганизации.

Возникает новая организация, все имущество которой описано в передаточном акте. Акт должен содержать сведения обо всех передаваемых объектах (с приложением соответствующей документации), прочих активах. Необходимо перерегистрировать нематериальные активы, транспортные средства, ценные бумаги на нового владельца.

Присоединение

При присоединении происходит прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.

Как и в случае слияния, все «действующие лица» должны принадлежать одному собственнику, который и принимает решение о присоединении. Передача имущества присоединяемых предприятий отражается передаточным актом, присоединяемые лица прекращают свое существование в качестве самостоятельных юридических лиц, а их права и обязанности переходят к тому предприятию, к которому осуществляется присоединение. В учете предприятия, к которому осуществляется присоединение, записи о присоединении делаются только тогда, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении существования присоединенного предприятия. Новый устав не утверждается, ведь та организация, к которой произошло присоединение, как работала, так и работает, но, разумеется, в устав могут быть внесены изменения. За этим следует следить, так как изменения могут повлечь за собой изменения в учете. Например, после реорганизации изменится процент отчислений в резервный фонд (капитал). Нет необходимости и утверждать новую учетную политику, но есть уважительная причина сменить существующую учетную политику. В соответствии с п.16 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н) изменение учетной политики организации может производиться в случае «существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.». Согласно п.18 этого же ПБУ 1/98 «изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом».

Разделение

Разделение унитарного предприятия является процедурой, обратной слиянию. Предприятие прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь созданным унитарным предприятиям (обычно принадлежащим тому же собственнику). Основанием для оприходования имущества в этих предприятиях является разделительный баланс. Предприятие считается реорганизованным с того момента, когда новые предприятия зарегистрированы в ЕГРЮЛ. Разделенное предприятие ликвидировано, появившиеся вновь созданы и их имущество — это то, что написано в разделительном балансе. Права и обязанности разделенного предприятия переходят к вновь созданным. Какая часть прав и обязанностей перейдет к какому предприятию, решает тот, кто принимал решение о разделении. Если из разделительного баланса неясно, кто является правопреемником, то новые предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного предприятия. Критерием, по которому определяется доля ответственности, будет доля переданного имущества.

Выделение

В случае выделения унитарного предприятия создается одно или несколько унитарных предприятий. К ним частично переходят права и обязанности реорганизованного унитарного предприятия, которое при этом не ликвидируется, а продолжает работать.

Для вновь созданных предприятий жизнь только начинается, и они ведут себя так же, как и любая фирма, только что получившая имущество. У них свой устав, учетная политика и вновь назначенные руководители. Имущество переходит к этим предприятиям в соответствии с разделительным балансом, к выделяемому юридическому лицу переходит часть прав и обязанностей реорганизованного предприятия. Опять-таки, выделившееся предприятие не обязано следовать «традициям» того юридического лица, от которого оно «откололось»: определяется самостоятельная учетная политика, самостоятельная политика оценки активов. Но ту часть обязательств юридического лица, которые переданы по разделительному балансу, правопреемник обязан выполнить, тем более что новые предприятия обычно принадлежат тому же собственнику.

Преобразование

В случае преобразования, в отличие от предыдущих случаев, имеет место изменение организационно-правовой формы предприятия. Решение, естественно, принимает собственник, но его будущие права зависят теперь от того, какую организационно-правовую форму примет реорганизуемое общество. Для унитарных предприятий смена организационно-правовой формы — это смена собственника, и на горизонте сразу возникает термин «приватизация». Именно для этих организаций действует Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Кто платит налоги

Согласно Налоговому кодексу налоги платит правопреемник. Статья 50 НК РФ гласит, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемниками, причем независимо от того, знали они о неисполнении их предшественником обязанностей по уплате налога или нет. Пени тоже платит правопреемник. Он же платит и штрафы, но только если они наложены на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Не случайно в ст.87 НК РФ содержится положение, согласно которому разрешается проведение повторных налоговых проверок в случае реорганизации и ликвидации предприятия. То есть к моменту завершения реорганизации правопреемник должен знать, что он правопреемник в части уплаты штрафов. Ведь штрафы наложены на провинившегося, а правопреемник только исполняет обязанность по их уплате. После завершения реорганизации санкциям подвергнуть правопреемника нельзя, потому что санкции налагаются на виновника, а вина не при реорганизации не передается.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица, так что платить налог правопреемникам придется в те же сроки, в какие его бы заплатило то лицо, которое подвергнуто реорганизации. При слиянии правопреемником является возникшее в результате слияния юридическое лицо. При присоединении правопреемником присоединенного юридического лица признается присоединившее его юридическое лицо. При разделении все возникшие в результате разделения юридические лица признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица. А вот при выделении преемственности по уплате налогов не возникает: налоги платит то лицо, от которого «отпочковались» другие предприятия. Но если оно не сможет этого сделать, тогда суд может принудить заплатить налоги и те предприятия, которые выделились. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником является вновь возникшее юридическое лицо.

Поскольку правопреемники «унаследовали» не только обязанности, но и права, они имеют право на зачет излишне уплаченной суммы налога. Считается, что зачет должен производиться в срок не позднее 30 дней со дня завершения реорганизации. Можно попробовать и вернуть сумму налога: рекомендуется для любителей фантастики и экстремальных видов спорта.

Преобразование унитарного предприятия

В отличие от других видов реорганизации преобразование особенно тщательно регулируется законодательными актами. Кроме уже упомянутого Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» имеется ряд постановлений и распоряжений. Так, существует Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2005 г. (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 26.08.2004 N 1124-р). С момента преобразования унитарное предприятие прекращает свое существование.

Программа приватизации предполагает, что будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, и перечень таких организаций приводится в этом же документе. Исключение составляют стратегические акционерные предприятия, и этот Перечень утвержден Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

Информация о продаже должна быть опубликована не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи имущества.

Согласно ст.13 Закона N 178-ФЗ используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

  1. преобразование в открытое акционерное общество;
  2. продажа на аукционе;
  3. продажа акций ОАО на специализированном аукционе;
  4. продажа на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО;
  6. продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Вообще, чаще всего идет речь о преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество. Унитарное предприятие считается реорганизованным с момента внесения записи о новом предприятии в ЕГРЮЛ. При приватизации составляется передаточный акт, в котором фиксируется текущее состояние активов и обязательств. В нем содержится расчет балансовой стоимости активов, а при создании ОАО приводится информация о количестве и номинальной стоимости акций. Балансовая стоимость передаваемых активов — это вовсе не стоимость по балансу преобразуемого унитарного предприятия. Она определяется как стоимость чистых активов по данным последнего баланса.

Может показаться, что для бухгалтера новое предприятие — это почти что старое, но только с другим названием. Это не так. Имущество приходуется в новом балансе на основании передаточного акта. Поэтому основанием для отражения в учете является не предыдущий баланс, а передаточный акт. В нем перечисляются:

  • объекты недвижимости;
  • прочие основные средства;
  • нематериальные активы;
  • финансовые вложения;
  • денежные средства;
  • материалы;
  • товары;
  • кредиторы;
  • обязательства;
  • прочее.

Основанием для передаточного акта являются результаты инвентаризации предприятия. Порядок проведения инвентаризации регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, причем в акты инвентаризации включается и имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки. На него составляются отдельные описи. Хотя это имущество и не является собственностью предприятия, но у предприятия сохраняются обязательства перед лицами, передавшими это имущество.

По-прежнему действует правило, согласно которому, если суммарная стоимость активов превышает 200 тыс. МРОТ, преобразование осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

Оплата производится единовременно. Приобретение в рассрочку (на срок не более года) допускается только в случае продажи без объявления цены.

Существует понятие «золотая акция». Это не акция, это право государства влиять на деятельность предприятия. Это не имеет отношения к количеству акций и не отражается в учете ни на счете 75, ни на счете 80. «Золотая акция» означает, что государство имеет право на участие в управлении открытым акционерным обществом независимо от того, является оно стратегическим или нет.

МУПы могут быть преобразованы в казенные предприятия

Выступая на Конференции водоканалов России в Калининграде, зам. директора департамента ЖКХ Минстроя России Димитрий Будницкий рассказал о многочисленных законопроектах, разрабатываемых министерствами и ведомствами, которые затронут интересы участников сферы водоснабжения и водоотведения.

Один из них, так называемый законопроект «о перехвате управления», предусматривает трансформацию всех муниципальных унитарных предприятий (МУП), работающих в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, в казенные предприятия. По замыслу разработчиков, это позволит привлечь местные власти к выплате долгов коммунальных предприятий, в основном речь идет о неоплаченных поставках электроэнергии. Сегодня муниципалитеты утверждают, что не имеют отношения к этим недоимкам. За долги казенных предприятий, в отличие от МУП, органы власти несут ответственность. Также реформа направлена на стимулирование передачи коммунальных предприятий в концессию.

Чиновник сообщил, что решение принято на уровне Правительства РФ, вопрос — не сегодняшнего дня, процедура достаточно длительная. Предположительно, это произойдет течение ближайших 1,5 – 2 лет. После принятия закона создание и функционирование МУПов в коммунальной сфере будет прекращено.

По оценкам Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в стране примерно половина коммунальных предприятий, работающих в сфере ВКХ, имеет организационно-правовую форму МУП.

Материал подготовлен Voda News

Вопрос-ответ: Переход организации из муниципальной в автономную

Какой пакет документов необходимо подготовить в процессе перехода из муниципальной организации в автономную?

При реорганизации в форме преобразования в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «е», «ж», «з», «и» пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Передаточный акт при этом в регистрирующий орган не представляется.

При подготовке документов для преобразования унитарного предприятия можно по аналогии воспользоваться также следующим материалом, в котором подробно описывается процедура преобразования организации.

Обратите также внимание, что по вопросу преобразования унитарного предприятия в автономное учреждение существует 2 позиции, обусловленные противоречиями действующего законодательства.

  1. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию.ст. 9.1, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях»
  2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.Федеральный закон № 174-ФЗ допускает создание автономных учреждений только путем учреждения или изменения типа другого учреждения. Создание его путем преобразования унитарного предприятия не допускается.ст. 5, Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об автономных учреждениях»

1. Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (см. также п. 2 Подборки).

Обращаем Ваше внимание, что указанные федеральные законы имеют одинаковую юридическую силу, поэтому установить приоритетность действия норм того или иного закона не представляется возможным.

Основные документы, которые составляются при реорганизации унитарного предприятия – это решение собственника и передаточный акт.

В случаях, установленных законами, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (ст. 59 ГК РФ).

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Особое внимание при реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования следует уделять передаточному акту, ведь в случае неправильного его составления новому юридическому лицу могут быть нанесены существенные убытки. Исходя из анализа требований законодательства, а также из экономического содержания хозяйственной операции, в этот документ целесообразно включить, например, следующее:

  • сведения об имуществе и обо всех обязательствах в отношении каждого должника и кредитора, в том числе использование прибыли;
  • бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату (дату реорганизации);
  • исчерпывающий перечень прав и обязанностей: указываются не только те права, которые могут быть реализованы, но и те, срок по которым еще не наступил;
  • обязательства, которые оспариваются третьими лицами;
  • налоговые расчеты отчетного периода;
  • результаты инвентаризации и др.

2. Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение, решением о преобразовании федерального государственного унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия. Указанные решения принимаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, в отношении федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального унитарного предприятия.

ФНС также разъяснила, какие документы представляются для регистрации реорганизации в форме преобразования.

при реорганизации в форме преобразования в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «е», «ж», «з», «и» пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Передаточный акт при этом в регистрирующий орган не представляется.

2. По вопросу преобразования унитарного предприятия в автономное учреждение Минэкономразвития разъясняет следующее.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.

С учетом ст. 120 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей, что к государственным учреждениям относятся бюджетные и автономные учреждения, а также принимая во внимание определение автономного учреждения согласно ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», можно сделать вывод о возможности преобразования государственного унитарного предприятия в автономное учреждение.

Законом об автономных учреждениях установлено, что автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (ст. 5) в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ст. 2).

Таким образом, муниципальное унитарное предприятие не может быть преобразовано в автономное учреждение.

Для преобразования унитарного предприятия в автономное учреждение эксперты рекомендуют придерживаться следующего алгоритма.

Пункт 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Лесной кодекс, ГрК РФ, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта, Федеральные законы от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Обзор подготовлен специалистами Л инии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС»

Деятельность казенного предприятия

Организация деятельности, ликвидация и реорганизация казенного предприятия

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие — органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, притом необязательно в связи с ликвидацией предприятий с правом хозяйственного ведения (как это было до принятия Закона об унитарных предприятиях). По смыслу Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие может быть создано на базе имущества унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения в следующих случаях.

В результате его преобразования в казенное предприятие, т.е. путем изменения вида предприятия в рамках одной организационно-правовой формы унитарного предприятия (изменение вида предприятия не является его реорганизацией).

Путем реорганизации предприятий в форме слияния, разделения, выделения и созданием в результате этого казенных предприятий.

В результате ликвидации предприятия с правом хозяйственного ведения и создания на базе оставшегося после ликвидации имущества казенного предприятия.

Деятельность казенного предприятия осуществляется на основе предоставленных предприятию прав юридического лица в целях выполнения поставленных перед предприятием задач (по производству, работам, услугам). Одним из основных элементов организации деятельности является вопрос о порядке распределения и использования прибыли, полученной в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Данный вопрос решается с учетом специфики конкретного предприятия и на основе Порядка планирования и финансирования деятельности казенного предприятия, утверждаемого Правительством РФ. Варианты же распределения прибыли, если она имеется, могут быть самые разнообразные. Она может полностью оставаться у предприятия и расходоваться на его развитие. Возможно и перечисление части прибыли в бюджет.

Организация деятельности казенного предприятия предполагает, что многие вопросы этой деятельности должны быть согласованы с Правительством РФ. В частности, цены на продукцию (работы, услуги) устанавливаются в порядке, определяемом правительством. При получении кредитов предприятием необходима гарантия Правительства РФ.

Прекращение деятельности данного предприятия может происходить так же, как и любой коммерческой организации, путем его ликвидации либо реорганизации (слияние, присоединение, разъединение, выделение). Однако при реорганизации казенного предприятия имеется определенная специфика: правовой статус предприятия должен быть обязательно сохранен.

Рассмотренные вопросы, относящиеся к правовому статусу казенного предприятия, позволяют сказать, что данная организационно-правовая форма коммерческой организации является уникальной, т. к. сочетает в себе одновременно две организационно-правовые формы: самостоятельной коммерческой организации и учреждения. Уникальность данной формы предприятия определяется еще и тем, что количество таких предприятий в стране находится в минимальной пропорции к количеству коммерческих организаций всех остальных форм предприятий вместе взятых.

Создание в нашей стране казенных предприятий базируется на широко используемом опыте экономически развитых стран (Англия, Франция, ФРГ), где предприятия оборонных отраслей, связи, полиграфические и некоторые иные получают статус казенных. Но в отличие от наших предприятий они не имеют ни юридической, ни какой иной самостоятельности и представляют собой фактически подразделения, выступающие в правоотношениях от имени государства. По сравнению с ними отечественные аналогичные предприятия обладают большим кругом прав, однако объем этих прав гораздо уже, чем у обычной коммерческой организации. Достаточен ли объем предоставленных казенному предприятию прав, может показать только практика.

Казенные предприятия реорганизуются, ликвидируются по решению компетентных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решение о реорганизации и ликвидации федеральных казенных предприятий принимается Правительством РФ. Казенные предприятия реорганизуются путем слияния, присоединения, разделения, выделения (например, в результате слияния двух казенных предприятий появляется одно), преобразования в учреждение.

Особо надо отметить возможность возникновения казенных предприятий в результате реорганизации предприятий с правом хозяйственного ведения. Например, на основе слияния двух организаций с правом хозяйственного ведения, производящих однородную продукцию, может быть создано одно казенное предприятие. При этом не допускается создание федеральных казенных предприятий на базе имущества предприятий с правом хозяйственного ведения, имеющих кредиторскую задолженность, т.е. являющихся должниками по просроченным денежным обязательствам.

Казенное предприятие может быть преобразовано по решению собственника в государственное или муниципальное учреждение. В отличие от преобразования его в предприятие с правом хозяйственного ведения, влекущего лишь изменение вида предприятия в рамках одной организационно-правовой формы унитарного предприятия, преобразование в учреждение является формой реорганизации предприятия.

Казенное предприятие, включенное в Прогнозный план (программу) приватизации, может быть преобразовано в открытое акционерное общество. В таком случае реорганизация осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. В настоящее время вопросы приватизации регулируются, в частности, такими законодательными актами, как Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ, ФЗ от 21.12.2001 №178-ФЗ (ред. от 31.12.2005) «О приватизации государственного и муниципального имущества», ФЗ от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. От 05.01.2006) «Об акционерных обществах», ФЗ от 09.07.1999 №160-ФЗ (ред. От 03.06.2006) «Об иностранных инвестициях в РФ», Письмо Минимущества РФ от 06.06.2002 №АБ-2/10099 «О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий».

Казенное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника, если оно не включено в прогнозный план (программу) приватизации. Ликвидация казенного предприятия может последовать также по решению суда — по основаниям, предусмотренным ГК РФ и другими федеральными законами.

Статья написана по материалам сайтов: vodanews.info, zemser.ru, vuzlit.ru.

«