+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Порядок рассмотрения предложений заявлений и жалоб военнослужащих


Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб военнослужащих в органах федеральной службы безопасности

Новый порядок работы с обращениями граждан разработан федеральной службой безопасности в целях реализации в органах ФСБ России требований Федерального закона О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ. Соответствующий приказ директора ФСБ «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности» от 22 января 2007 г. N 21 был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 марта 2007 г «Право в Вооруженных Силах», N 11, ноябрь 2007 г..

Ведомственная Инструкция утвердила единые правила приема устных и письменных обращений людей в ФСБ России, их регистрации, контроля за исполнением принятых по ним решений. Положения данной Инструкции распространяются на все обращения, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Особо отмечается работа с информацией, поступившей от военнослужащих. Обращения этой категории граждан согласно новой Инструкции будут рассматриваться в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Решения по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих принимаются Ст 119 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.:

— в воинских частях — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

— в управлениях округов, групп войск, флотов и в Министерстве обороны Российской Федерации — в срок до 15 дней со дня их поступления.

В тех случаях, когда для разрешения предложения (заявления, жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения предложения (заявления, жалобы) могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему предложение (заявление, жалобу) Приказ директора ФСБ «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности» от 22 января 2007 г. N 21.

Кроме того, военнослужащие, сообщившие о ставших им известными фактах хищений на военных складах, продажи боеприпасов, военной техники, нарушений правил боевого дежурства, сохранности государственной и военной тайны или любую другую информацию, должны быть уверены, что эта информация не будет направлена на рассмотрение непосредственному командиру, в орган военного управления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию ФСБ России, переправляются в соответствующие органы власти и военного управления или органы военной прокуратуры в течение 7 дней со дня регистрации с письменным уведомлением военнослужащего о переадресации обращения.

На сообщения, в которых не указаны фамилия военнослужащего, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ не дается. Такое обращение решением начальника органа безопасности признается анонимным и приобщается в соответствующее дело или уничтожается в установленном порядке. Если в указанном обращении содержится информация о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, обращение подлежит регистрации и проверке в соответствии с Инструкцией по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 16 мая 2006 г. N 205 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 16 октября 2006 г. N 42.

Сообщения, в которых содержатся ругательства и грубые слова, могут остаться без ответа, но содержащаяся в них информация будет проверена, если речь идет о тех фактах и возможных преступлениях, расследование которых входит в компетенцию ФСБ России. Сообщение при этом направляется в соответствующий орган безопасности для принятия необходимых мер.

Прием и регистрацию письменных обращений, адресованных в ФСБ России, директору ФСБ России, заместителям директора ФСБ России и руководителям служб ФСБ России, осуществляет отдел писем Управления делами ФСБ России. Такие обращения направляются в органы безопасности для решения по существу поставленных в обращениях вопросов или переадресовываются по компетенции в другие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Все письменные обращения регистрируются в книге предложений, заявлений и жалоб См. Приложение 1.

Обращения военнослужащих органов безопасности, получивших при исполнении обязанностей военной службы увечья (ранения, травмы, контузии), а также обращения членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, незамедлительно докладываются начальникам органов безопасности и рассматриваются ими или их заместителями в максимально короткий срок.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» N 59-ФЗ письменные обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации. В соответствии со ст. 20 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности решения по обращениям военнослужащих принимаются:

а) в подразделениях ФСБ России, территориальных органах безопасности, органах безопасности в войсках, пограничных органах, других органах безопасности, авиационных подразделениях, центрах специальной подготовки, подразделениях специального назначения, на предприятиях, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, экспертных, судебно-экспертных, военно-медицинских и военно-строительных подразделениях и иных учреждениях и подразделениях, предназначенных для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

б) в ФСБ России или в подразделениях ФСБ России по поручению руководства ФСБ России — в срок до 15 дней со дня поступления.

В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен начальником или его заместителем не более чем на 30 дней, а по обращениям военнослужащих — не более чем на 15 дней, с уведомлением об этом автора обращения.

Нетрудно заметить, что сроки рассмотрения обращений военнослужащих сравнительно жестче. Данный факт свидетельствует о том, что «случайных» сообщений со стороны военнослужащих значительно меньше. Это обусловлено, несомненно, и правовым статусом, и особенностями государственной военной службы.

Следует также отметить, что при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не подлежит также разглашению информация о факте обращения гражданина в органы безопасности и о результатах его рассмотрения лицам, не имеющим прямого отношения к рассмотрению обращений в органах безопасности.

Началом срока рассмотрения обращений, поступивших в ФСБ России и переданных для исполнения в подразделения ФСБ России, считается день их регистрации в отделе писем Управлении делами ФСБ России.

Окончанием срока рассмотрения обращений считается дата подписи ответа автору обращения.

Справки, заключения и другие документы по результатам рассмотрения обращений подлежат обязательной регистрации как подготовленные документы в соответствии с требованиями делопроизводства в органах безопасности Приказ ФСБ РФ от 18 сентября 2008 г. N 464 «Об утверждении Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации». Данное требование распространяется также на письменные обращения военнослужащих и гражданского персонала органов безопасности, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Решения по обращениям, рассмотренным в установленном порядке, не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Для письменных обращений в приемных или в иных доступных для посетителей местах органов безопасности устанавливаются ящики, выемка из которых производится не реже трех раз в сутки.

Вопрос 34. Порядок подачи предложения, заявлений и жалоб (ст. 109-123дурф).

109. Военнослужащий, обнаруживший хищение или порчу военного имущества, незаконное расходование денежных средств, злоупотребления в снабжении войск, недостатки в содержании вооружения и военной техники или другие факты нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, обязан доложить об этом непосредственному начальнику, а также может направить письменное предложение по устранению этих

недостатков или заявление старшему начальнику до министра обороны Российской Федерации включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления. Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

110. Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.

Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и своих служебных обязанностей.

111. Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

— лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;

— знакомиться с материалами проверки по жалобе;

— представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;

— требовать возмещения ущерба в установленном законом порядке.

112. Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.

113. Запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе.

Виновный в этом командир (начальник), так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

114. На опросе военнослужащих жалоба может быть заявлена устно или подана письменно непосредственно лицу, производящему опрос.

Военнослужащие, отсутствовавшие по какой-либо причине на опросе, могут подавать жалобы в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.

115. Предложение (заявление, жалоба) может быть изложено устно или подано в письменном виде. В последнем случае оно должно быть подписано военнослужащим с указанием фамилии, имени и отчества, а также должно содержать данные о месте его жительства или службы (учебы). Предложение (заявление, жалоба), не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

116. Командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Командир (начальник) обязан рассмотреть полученное предложение (заявление, жалобу) в трехдневный срок и, если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для

выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу); принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях.

Если командир (начальник), получивший предложение (заявление, жалобу), не имеет достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего заявление (жалобу), не позднее чем в пятидневный срок он направляет предложение (заявление, жалобу) по команде в установленном порядке.

117. В случаях когда предложение (заявление, жалоба) военнослужащего не содержит необходимых сведений для решения о том, куда следует направить предложение (заявление, жалобу) для рассмотрения, или когда требуются дополнительные данные или иное оформление для передачи его по команде или в соответствующее учреждение (военное образовательное учреждение профессионального образования), предложение (заявление, жалоба) немедленно возвращается военнослужащему, подавшему его, с соответствующими разъяснениями.

Запрещается пересылать заявления и жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются.

О направлении предложения (заявления, жалобы) в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется военнослужащий, подавший предложение (заявление, жалобу).

118. Предложения, заявления и жалобы считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству.

Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в предложении (заявлении, жалобе), доводится до сведения военнослужащего, подавшего его, со ссылкой на закон или воинские уставы и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.

119. Решения по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих принимаются:

— в воинских частях — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

— в управлениях округов, групп войск, флотов и в Министерстве обороны Российской Федерации — в срок до 15 дней со дня их поступления.

В тех случаях, когда для разрешения предложения (заявления, жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения предложения (заявления, жалобы) могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему предложение (заявление, жалобу).

120. При рассмотрении предложения (заявления, жалобы) не допускается разглашение командиром (начальником) или другим лицом, принимающим участие в его рассмотрении, сведений о личной жизни военнослужащего без его согласия.

121. Командиры воинских частей и соединений обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по

рассмотрению предложений, заявлений, жалоб и принятию решений по предложениям, заявлениям и жалобам, для чего назначается комиссия. О результатах проверки составляется акт.

122. Все предложения, заявления и жалобы в день их поступления заносятся в книгу предложений, заявлений и жалоб (приложение 4), которая ведется и хранится в каждой воинской части.

Жалобы, заявляемые на опросе военнослужащих во время инспектирования (проверки), в книгу предложений, заявлений и жалоб не заносятся.

123. В книге предложений, заявлений и жалоб делается запись решения, которое последовало по каждому предложению (заявлению, жалобе).

Книга предложений, заявлений и жалоб представляется для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: командиру воинской части — ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) — по их требованию.

Книга предложений, заявлений и жалоб должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром воинской части.

УСТАВ ГАРНИЗОННОЙ И КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года

Порядок рассмотрения предложений заявлений и жалоб военнослужащих

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря 2000 года N 615

О работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации



В целях совершенствования организации работы по рассмотрению обращений граждан и приему посетителей

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуется — Инструкция).

Установить, что разъяснения о применении указанной Инструкции дает начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно-десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам:

считать работу по рассмотрению обращений и приему посетителей основным направлением деятельности по обеспечению установленных законодательством Российской Федерации гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих, других граждан;

уважительно относиться ко всем просьбам заявителей, не допускать умаления личного достоинства граждан при рассмотрении и разрешении предложений, заявлений и жалоб;

оперативно принимать меры для разрешения законных требований и обоснованных жалоб;

ежегодно к 10 января докладывать в установленном порядке через Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации о состоянии работы по рассмотрению обращений граждан и приему посетителей с приложением статистических данных по форме, устанавливаемой Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации;

ежегодно планировать рассмотрение практики работы по обращениям граждан и приему посетителей на заседаниях коллегии Министерства обороны Российской Федерации, военных советах и служебных совещаниях.

3. Начальнику Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации ежегодно к 25 января обобщать сведения о работе с обращениями граждан и по приему посетителей и докладывать Министру обороны Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

5. Считать не действующим в Вооруженных Силах Российской Федерации приказ Министра обороны СССР 1988 года N 160.

Министр обороны
Российской Федерации
Маршал Российской Федерации
И.Сергеев

Приложение. Инструкция о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 29 декабря 2000 года N 615

I. Общие положения

1. В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

2. Военнослужащие, другие граждане, реализуя конституционное право обращения в органы военного управления*, вносят предложения по реализации политики государства в области военного строительства и реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствованию системы боевой подготовки войск, повышению эффективности воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации; сообщают о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, злоупотреблениях в снабжении войск, о недостатках в содержании вооружения и военной техники. Они активизируют деятельность органов военного управления по социальной защите военнослужащих, членов их семей и других граждан, принимают меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов.
________________
* Здесь и далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, под органами военного управления понимаются также воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.

Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и служебных обязанностей.

Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.

4. Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;

знакомиться с материалами проверки по жалобе;

представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;

требовать возмещения ущерба в установленном законом порядке.

5. Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

6. Рассмотрение обращений граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и настоящей Инструкцией.

Обращения детей военнослужащих, других граждан, не достигших совершеннолетия, рассматриваются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

7. Граждане обращаются в органы военного управления письменно или в устной форме. Устные обращения принимаются в ходе личного приема, проведения опроса и в других случаях. Письменные обращения пересылаются по почте, принимаются на личном приеме или при проведении опроса.

8. Повторное обращение — обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный действующим законодательством срок разрешения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Предложения, заявления и жалобы одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для рассмотрения в один и тот же орган военного управления, повторными не считаются и учитываются как первичные.

9. Обращения, поступившие в органы военного управления, подлежат обязательному рассмотрению. Отказ в приеме обращений, рассмотрение которых входит в компетенцию указанных органов, недопустим.

10. Командир (начальник) несет личную ответственность за своевременное рассмотрение обращений и принятие мер.

Он обязан:

обеспечивать необходимые условия для своевременного и эффективного рассмотрения обращений в подчиненных органах военного управления;

принимать и в пределах предоставленных ему прав в установленные сроки разрешать обращения заявителей;

внимательно разбираться в существе обращения, при необходимости истребовать документы для правильного разрешения просьбы заявителя, направлять должностных лиц на места для проверки и принимать другие меры по объективному, полному и всестороннему рассмотрению обращения;

принимать законные и обоснованные решения по обращениям и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;

рассмотреть полученное обращение в трехдневный срок и, если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу);

принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях;

сообщать заявителям о решениях, принятых по их обращениям, а в случаях, когда просьбы заявителей не основываются на действующем законодательстве, давать подробные разъяснения правового разрешения рассматриваемых вопросов;

предоставлять по команде полную и объективную информацию о состоянии работы с обращениями граждан в вышестоящие органы военного управления и должностным лицам, осуществляющим проверку этой работы.

11. Должностное лицо, неправомерно отказывающее в приеме или рассмотрении обращения заявителя, допускающее другие нарушения действующего законодательства в работе с обращениями граждан, командир (начальник), препятствующий подаче жалобы военнослужащими и привлекающий их за это к дисциплинарной ответственности, преследованию либо ущемлению по службе, а также заявитель, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

II. Рассмотрение и разрешение письменных обращений

12. Обращение заявителя, изложенное в письменной форме, должно содержать наименование и адрес органа военного управления, в который направляется обращение, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя и отчество, место жительства, работы (службы) или учебы заявителя, дату и личную подпись.

К обращениям могут быть приложены необходимые для рассмотрения документы или их копии.

Обращение заявителя, не содержащее его фамилию, место жительства, дату и личную подпись, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Анонимное обращение заявителя, содержащее сведения о совершении преступления, проверяется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

13. Должностное лицо, получившее обращение и не имеющее достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы заявителя, не позднее чем в пятидневый срок направляет предложение (заявление, жалобу) по команде в установленном порядке.

В случаях, когда обращение заявителя не содержит необходимых сведений для решения о том, куда следует направить предложение (заявление, жалобу) для рассмотрения, или когда требуются дополнительные данные или иное оформление для передачи его по команде или в соответствующий орган военного управления, обращение немедленно возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями.

Запрещается пересылать заявления и жалобы на рассмотрения тех лиц, действия которых обжалуются.

О направлении обращения в другой орган военного управления обязательно уведомляется заявитель.

14. Все обращения рассматриваются в сроки, установленные действующим законодательством и настоящей Инструкцией. Сроки исчисляются со дня регистрации обращения в органе военного управления.

15. Заявления и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней.

При необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов и принятия других мер сроки разрешения могут быть в порядке исключения продлены соответствующими должностными лицами либо их заместителями, но не более чем на месяц, о чем сообщается заявителям.

16. Решения по обращениям военнослужащих принимаются:

в воинских частях — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

в управлениях военных округов, групп войск, флотов, главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации — в срок до 15 дней со дня их поступления.

В тех случаях, когда для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения обращения могут быть в порядке исключения продлены соответствующими должностными лицами, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему обращение.

17. Поручения по обращениям граждан, поступившие из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, письма Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с пометкой «Срочно» исполняются в 3-дневный срок, с пометкой «Оперативно» — в 10-дневный срок, остальные — в срок не более одного месяца.

Запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обращениям граждан исполняются в 30-дневный срок со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.

18. Командиры (начальники) несут ответственность за своевременное и правильное разрешение поступивших им на рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, направленных военнослужащими и другими гражданами в адрес руководителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти, в вышестоящие органы военного управления.

О результатах рассмотрения таких предложений, заявлений и жалоб командиры (начальники) сообщают авторам и в адрес руководителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти, в вышестоящие органы военного управления, принявшие решение по удовлетворению обращения.

19. Обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по нему приняты необходимые меры и дан исчерпывающий ответ, в соответствии с действующим законодательством.

Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении, доводится до сведения заявителя со ссылкой на законодательство и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.

III. Прием посетителей

20. Командиры (начальники) обязаны проводить лично прием военнослужащих и других граждан как по служебным, так и по личным вопросам.

21. Личный прием должен проводиться не реже двух раз в месяц в установленные приказом командира (начальника) дни и часы, в удобное для посетителей время, в необходимых случаях — в вечерние часы, по месту службы (работы) или в специально отведенном для приема месте. Перенос даты приема или поручение его другим лицам не допускается. В исключительных случаях только по служебной необходимости могут провести прием заместители должностных лиц, которые должны проводить эти приемы лично. Прием проводится в помещениях, для входа в которые не требуется пропусков. При отсутствии таких помещений в часы приема обеспечивается свободный вход всех граждан, обратившихся на личный прием.

Посетители, приехавшие из других населенных пунктов, должны приниматься и в дни, не отведенные для приема.

Министр обороны Российской Федерации, а также его заместители и другие члены коллегии Министерства обороны Российской Федерации осуществляют прием посетителей в порядке, установленном приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 года N 615.

22. Поданные на личном приеме письменные обращения подлежат регистрации и учету в установленном порядке. Если на личном приеме ставятся вопросы, не относящиеся к ведению органа военного управления, то посетителю разъясняется его право обратиться в соответствующие органы.

23. Прием посетителей регистрируется в книге учета посетителей по прилагаемой форме. Решение по заявлению или жалобе скрепляется подписью принимающего. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром (начальником).

IV. Ведение делопроизводства по обращениям граждан

24. Делопроизводство по письмам военнослужащих и других граждан в органах военного управления организуется применительно к требованиям Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации* и ведется отдельно от других видов делопроизводства.
________________
* Приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 года N 170.


Ведение делопроизводства по письмам, подготовка приема посетителей и материалов к нему возлагаются на должностных лиц, определенных приказами соответствующих командиров и начальников.

25. Все обращения, поступающие в органы военного управления, заносятся в день их поступления в книгу предложений, заявлений и жалоб, предусмотренную Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, и после предварительного изучения докладываются соответствующим командирам и начальникам.

Жалобы, заявляемые на опросе военнослужащих во время инспектирования (проверки), в книгу предложений, заявлений и жалоб не заносятся.

В управлениях главных штабов видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, флотов, в главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации, в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации учет писем может вестись также при помощи учетных карточек или с использованием типовых программ обеспечения на персональных электронно-вычислительных машинах.

26. На первой странице поступивших писем проставляются дата поступления обращения и регистрационный номер книги предложений, заявлений и жалоб.

На письма, поступившие с документами и ценными бумагами (паспорт, военный билет, пенсионное удостоверение, акция и т.д.), составляется акт за тремя подписями в двух экземплярах. Один экземпляр остается на участке приема почты, второй — подшивается в дело. При отсутствии документов, упоминаемых автором в обращении, составляется третий экземпляр акта, который для информации направляется автору письма.

27. Письма граждан, направляемые в другие органы военного управления, оформляются с сопроводительным письмом.

28. Если письмо содержит несколько вопросов, рассмотрение которых находится в компетенции различных органов военного управления, то снимается необходимое количество копий письма и в части касающейся направляются соответствующим адресатам.

29. Письма военнослужащих и других граждан, направленные в орган военного управления с требованием сообщить результаты рассмотрения ранее поданного ими предложения, заявления, жалобы, берутся на контроль.

На повторных предложениях, заявлениях и жалобах в правом верхнем углу делается отметка «Повторно».

30. Ответы на письма заявителей направляются в пределах сроков, установленных действующим законодательством для рассмотрения обращений граждан.

31. Письма заявителей должны быть возвращены после их разрешения должностным лицам, ведущим делопроизводство по письмам, со всеми относящимися к ним материалами и экземпляром учетной карточки (там, где учет ведется и по карточкам) для формирования дела и картотеки. Формирование и хранение дел у исполнителей запрещается.

32. На каждом предложении, заявлении, жалобе после окончательного решения и исполнения должна быть надпись «В дело» и личная подпись лица, принявшего это решение.

33. Предложения, заявления и жалобы граждан, копии ответов на них и документы, связанные с их разрешением (в необходимых случаях и конверты), формируются в отдельное дело с указанием вопросов в заголовке дела.

34. Документы в этом деле располагаются в хронологическом порядке. Каждое предложение, заявление, жалоба и все документы по их рассмотрению и разрешению составляют в деле самостоятельную группу. В случае получения повторного предложения, заявления, жалобы или поступления дополнительных документов они подшиваются к данной группе документов.

35. При формировании дела проверяются правильность направления документов в дело, их полнота (комплектность). Неразрешенные предложения, заявления и жалобы, а также неправильно оформленные документы подшивать в дело запрещается.

36. Книги предложений, заявлений и жалоб и книги учета посетителей изготовляются на местах, ведутся и хранятся в каждом органе военного управления.

Командир (начальник) ежемесячно проверяет по книге предложений, заявлений и жалоб правильность сделанных распоряжений.

V. Контроль за работой с обращениями граждан. Анализ обращений

37. Контроль за рассмотрением (исполнением поручений по рассмотрению) обращений военнослужащих, членов их семей и других граждан осуществляется применительно к требованиям главы XI Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации.

38. Состояние работы по рассмотрению обращений граждан не реже одного раза в квартал проверяется комиссией, назначаемой приказом командира (начальника).

В состав комиссии назначаются должностные лица органов воспитательной работы и юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, при необходимости другие должностные лица.

39. В ходе проверки устанавливаются правильность учета, своевременность рассмотрения и разрешения поступающих обращений посетителей, вскрываются причины, вызывающие жалобы, и особенно повторные. О результатах проверки составляется аналитическая справка.

40. В аналитической справке отражаются:

общее количество поступивших обращений (в том числе и по результатам личного приема) за квартал (год), которое сравнивается с аналогичным периодом текущего года (с прошлым годом);

реакция (мнение) граждан на политические события в стране и за рубежом, предложения по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствованию системы управления и боевой подготовки войск, улучшению воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации и другие;

причины, вызывающие обоснованные жалобы военнослужащих, других граждан, и принятые меры по устранению создавшегося положения;

количество обратившихся к командиру (начальнику) граждан, имеющих льготный социально-правовой статус, и проблемы, поднимаемые ими в заявлениях и жалобах (особо отмечаются просьбы членов семей военнослужащих из числа пострадавших или погибших при выполнении ими воинского долга и принятые меры по их реализации);

наиболее острые вопросы, волнующие заявителей;

результативность рассмотрения обращений (по контрольным письмам);

наличие (отсутствие) жалоб на действия должностных лиц, занимавшихся рассмотрением обращений;

предложения по улучшению работы с обращениями граждан и приему посетителей, совершенствованию правового обеспечения этой деятельности.

Начальник Главного управления
воспитательной работы
Вооруженных Сил
Российской Федерации
генерал-полковник
В.Азаров

§1. Порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб военнослужащих в органах федеральной службы безопасности

Новый порядок работы с обращениями граждан разработан федеральной службой безопасности в целях реализации в органах ФСБ России требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ. Соответствующий приказ директора ФСБ «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности» от 22 января 2007 г. N 21 был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 марта 2007 г «Право в Вооруженных Силах», N 11, ноябрь 2007 г. .

Ведомственная Инструкция утвердила единые правила приема устных и письменных обращений людей в ФСБ России, их регистрации, контроля за исполнением принятых по ним решений. Положения данной Инструкции распространяются на все обращения, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Особо отмечается работа с информацией, поступившей от военнослужащих. Обращения этой категории граждан согласно новой Инструкции будут рассматриваться в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Решения по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих принимаются Ст 119 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. :

— в воинских частях — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

— в управлениях округов, групп войск, флотов и в Министерстве обороны Российской Федерации — в срок до 15 дней со дня их поступления.

В тех случаях, когда для разрешения предложения (заявления, жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения предложения (заявления, жалобы) могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему предложение (заявление, жалобу) Приказ директора ФСБ «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности» от 22 января 2007 г. N 21 .

Кроме того, военнослужащие, сообщившие о ставших им известными фактах хищений на военных складах, продажи боеприпасов, военной техники, нарушений правил боевого дежурства, сохранности государственной и военной тайны или любую другую информацию, должны быть уверены, что эта информация не будет направлена на рассмотрение непосредственному командиру, в орган военного управления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию ФСБ России, переправляются в соответствующие органы власти и военного управления или органы военной прокуратуры в течение 7 дней со дня регистрации с письменным уведомлением военнослужащего о переадресации обращения.

На сообщения, в которых не указаны фамилия военнослужащего, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ не дается. Такое обращение решением начальника органа безопасности признается анонимным и приобщается в соответствующее дело или уничтожается в установленном порядке. Если в указанном обращении содержится информация о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, обращение подлежит регистрации и проверке в соответствии с Инструкцией по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 16 мая 2006 г. N 205 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 16 октября 2006 г. N 42 .

Сообщения, в которых содержатся ругательства и грубые слова, могут остаться без ответа, но содержащаяся в них информация будет проверена, если речь идет о тех фактах и возможных преступлениях, расследование которых входит в компетенцию ФСБ России. Сообщение при этом направляется в соответствующий орган безопасности для принятия необходимых мер.

Прием и регистрацию письменных обращений, адресованных в ФСБ России, директору ФСБ России, заместителям директора ФСБ России и руководителям служб ФСБ России, осуществляет отдел писем Управления делами ФСБ России. Такие обращения направляются в органы безопасности для решения по существу поставленных в обращениях вопросов или переадресовываются по компетенции в другие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Все письменные обращения регистрируются в книге предложений, заявлений и жалоб См. Приложение 1 .

Обращения военнослужащих органов безопасности, получивших при исполнении обязанностей военной службы увечья (ранения, травмы, контузии), а также обращения членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, незамедлительно докладываются начальникам органов безопасности и рассматриваются ими или их заместителями в максимально короткий срок.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» N 59-ФЗ письменные обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации. В соответствии со ст. 20 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности решения по обращениям военнослужащих принимаются:

а) в подразделениях ФСБ России, территориальных органах безопасности, органах безопасности в войсках, пограничных органах, других органах безопасности, авиационных подразделениях, центрах специальной подготовки, подразделениях специального назначения, на предприятиях, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, экспертных, судебно-экспертных, военно-медицинских и военно-строительных подразделениях и иных учреждениях и подразделениях, предназначенных для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

б) в ФСБ России или в подразделениях ФСБ России по поручению руководства ФСБ России — в срок до 15 дней со дня поступления.

В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен начальником или его заместителем не более чем на 30 дней, а по обращениям военнослужащих — не более чем на 15 дней, с уведомлением об этом автора обращения.

Нетрудно заметить, что сроки рассмотрения обращений военнослужащих сравнительно жестче. Данный факт свидетельствует о том, что «случайных» сообщений со стороны военнослужащих значительно меньше. Это обусловлено, несомненно, и правовым статусом, и особенностями государственной военной службы.

Следует также отметить, что при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не подлежит также разглашению информация о факте обращения гражданина в органы безопасности и о результатах его рассмотрения лицам, не имеющим прямого отношения к рассмотрению обращений в органах безопасности.

Началом срока рассмотрения обращений, поступивших в ФСБ России и переданных для исполнения в подразделения ФСБ России, считается день их регистрации в отделе писем Управлении делами ФСБ России.

Окончанием срока рассмотрения обращений считается дата подписи ответа автору обращения.

Справки, заключения и другие документы по результатам рассмотрения обращений подлежат обязательной регистрации как подготовленные документы в соответствии с требованиями делопроизводства в органах безопасности Приказ ФСБ РФ от 18 сентября 2008 г. N 464 «Об утверждении Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации» . Данное требование распространяется также на письменные обращения военнослужащих и гражданского персонала органов безопасности, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Решения по обращениям, рассмотренным в установленном порядке, не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Для письменных обращений в приемных или в иных доступных для посетителей местах органов безопасности устанавливаются ящики, выемка из которых производится не реже трех раз в сутки.

§2. Гарантии при реализации права на обращения военнослужащих ФСБ

Гарантии при обращении военнослужащих ФСБ в целом такие же, как и гарантии граждан Российской Федерации. Они закреплены в Конституции Российской Федерации и иных нормативно — правовых актах Подробнее см. Параграф 1.2 настоящей курсовой , обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. В Российской Федерации гарантией, обладающей наивысшей юридической силой, является Конституция. «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и в органы местного самоуправления» 77 Мирошникова В.А. комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1999 г. ст.33 Право граждан обращаться лично или письменно в государственные органы является особенно важным. Проблемы, с которыми граждане имеют право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления могут касаться как лично человека, так и затрагивать общественные интересы. Органы, в которые обратились граждане, в пределах своих полномочий обязаны рассмотреть обращение, принять по нему решение и дать ответ в установленный законом срок. Контроль за их соблюдением принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения давать на них своевременные ответы. Так в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» 88 СЗ РФ. 1996. № 24. ст. 2868. от 31 июля 1995 года к основным обязанностям государственных служащих относится обязанность в пределах сваей компетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях совершенствования работы с обращениями граждан Указом Президента РФ от 24 августа 2004 г. N 1102 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан Собрание законодательства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. N 35 ст. 3609 » создано Управление в структуре Администрации Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и утверждено Положения о нем. К основным функциям этого Управления отнесены: а) централизованный учёт письменных и устных обращений граждан Российской Федерации, поступающих на имя Президента Российской Федерации, в адрес Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации; б) обеспечение рассмотрения обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации; в) информирование Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и руководителя Администрации Президента Российской Федерации о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ним мерах..

Подобные Управлению Президента Российской Федерации структурные подразделения по работе с обращениями граждан имеются и в составе федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Кстати прецедент подачи жалобы неросредственно Президенту был в нашем институте в этом году, однако подачу хаявления осуществлял не сам военнослужащий а его «будующая» жена.

Непосредственно работа по контролю за исполнением поручений по обращениям граждан в ФСБ России осуществляется в порядке, установленном правовыми актами ФСБ России, и возлагается на секретариаты и должностных лиц органов безопасности, наделенных полномочиями по контролю.

Лица, осуществляющие такой контроль, имеют право:

а) запрашивать у исполнителей и их непосредственных начальников необходимые сведения о ходе рассмотрения обращений;

б) знакомиться в установленном порядке с материалами, отражающими состояние рассмотрения обращений;

в) вносить предложения соответствующим начальникам по устранению недостатков, выявленных в ходе контроля рассмотрения обращений.

О ходе контроля рассмотрения обращений регулярно, но не реже одного раза в месяц, докладывается начальнику органа безопасности.

Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений в органах безопасности осуществляет Управление делами ФСБ России.Это также выступает гарантом реализации права на обращение

В настоящее время гражданин для защиты своих прав может воспользоваться несколькими способами, прибегнуть к помощи различных органов: административных, судебных, органов прокуратуры, а также Уполномоченного по правам человека в РФ.

Прием обращений предполагает определенную организацию этого процесса, состояние которого отражает способность соответствующих властных структур своевременно и правильно реагировать на запросы и нужды граждан. Это подкреплено тем, что праву граждан на подачу обращений корреспондирует обязанность соответствующих органов, должностных лиц их принять и рассмотреть в сроки, установленные в законе.

Точное определение в законодательстве различных сроков, касающихся работы с обращениями граждан, является важным фактором, оказывающим влияние на соответствующие властные структуры и играет чрезвычайно важную роль, ибо затяжки могут привести к непоправимым последствиям, делающим невозможным восстановление законных прав и интересов человека, а также причинить ему значительный ущерб.

На основе всех материалов и доказательств в их совокупности выносится решение. Оно должно содержать логическое и правовое обоснование. Решение полностью или частично удовлетворяет требования гражданина или отклоняет их.

Законодатель возлагает ответственность за разрешение обращений, в частности жалоб, персонально на должностных лиц соответствующего учреждения, предприятия и т.д. Независимо от того, кому была поручена проверка всей жалобы, решение по ней выносится властным волеизъявлением руководителя органа, который по закону наделен этим правом, либо ответственным должностным лицом, уполномоченным соответствующим приказом или распоряжением. Вспомогательный аппарат не имеет права выносить решения по жалобе. Решение по жалобе может быть вынесено не только в письменной, но и в устной форме, если стороны не претендуют на письменный вариант. Вместе с тем думается, что весьма разумна такая практика, когда письменное решение вручается гражданину во всех случаях отказа в удовлетворении его обращения полностью или частично, даже если он на этом не настаивает. Разумеется, должна удовлетворяться и просьба гражданина о получении им письменного ответа даже в случае положительного реагирования на его обращение. К сожалению, на сегодняшний день в российском законодательстве подобные правила отсутствуют. Нормативное закрепление их возможно в новом законодательном акте, регламентирующем эту сферу общественных отношений 114 Хаманев Н.Ю. Право граждан на подачу обращений. Гражданин и право.-2000.-№1.-С. 34. 4 .

Большой теоретический и практический интерес имеет вопрос о возможности ухудшить положение лица в результате вынесения решения по его жалобе, т.е. может ли вышестоящая инстанция ухудшить своим решением положение гражданина по сравнению с тем, которое было создано обжалуемым административным актом. Обычный отрицательный ответ на этот вопрос основывается на том, что это бы противоречило бы самой идее жалобы: никто не станет обращаться, если это грозит ухудшением его положения.

Возникают проблемы с реализацией принятого решения, так как его необходимо претворить в жизнь. О его выполнении следует судить главным образом по тому, устранено ли нарушение, восстановлено ли реальное право. Это должно быть осуществлено на стадии исполнения. Следует отметить, что действующее законодательство в сроки для разрешения жалоб включает и время фактического исполнения принятого решения. Но в некоторых случаях исполнение принятого решения затягивается, вызывая тем самым повторные жалобы. В каждом конкретном решении необходимо указывать точные сроки его исполнения, а также должностных лиц, которые несут ответственность за эти сроки.

Решение, принятое по обращению гражданина, может его не удовлетворить. В этом случае гражданин имеет право обжаловать его в вышестоящие инстанции или обратиться в суд.

Важным фактором соблюдения законности, прав и интересов граждан в производстве по обращениям является ответственность тех органов, которые их рассматривают, а также и ответственность самого обращающегося при нарушении им законодательства, действующего в этой сфере. УК РФ предусматривает ответственность за клевету и оскорбление. ГК РФ содержит нормы защищающие репутацию, имя, честь и достоинство.

Конституция РФ в ст. 53 провозгласила ответственность государства перед гражданином: «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» 115 Мирошникова В.А. комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1999 г. ст.53 5 . Общие положения об имущественной ответственности сформулированы в ст. 16 ГК РФ.

Таким образом, для реализации своих прав, военнослужащим ФСБ России предусмотрены различные гарантии правового характера, в том числе и право, обращаться с жалобой в суд, если иные способы предусмотренные законодательством не принесли результата.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, docs.cntd.ru, pravo.bobrodobro.ru.

«