+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования


Так согласно cт. 67 Закона N 273-ФЗ, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в более раннем или более позднем возрасте. Таким образом, данный вопрос решается муниципальными отделами и управлениями образованием, когда речь идет о муниципальных школах.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием граждан проживающих на территории, за которой закреплена образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5-6 ст. 67 и ст. 88 Закона N 273-ФЗ. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ. Закон Алтайского края от 04 сентября 2013 года N 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» не содержит четких указаний на данный счет. В п. 4. ст. 13 говорится лишь, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Видимо, этот вопрос оставлен для урегулирования через подзаконные акты.

Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Согласно ст. 68 Закона N 273-ФЗ, к освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного или среднего общего образования, если иное не установлено данным законом.

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования. В этом случае образовательная программа разрабатывается на основе требований соответствующих ФГОС среднего общего и профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности.

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является общедоступным. При приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансируемых за счет федерального, регионального или местных бюджетов, образовательной организацией учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании.

В ст. 69 Закона N 273-ФЗ, к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, а также ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Прием на обучение по данным программам осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме в соответствии с порядком, установленным в соответствии с ч. 8 ст. 55 Закона N 273-ФЗ.

Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального, регионального и местных бюджетов является получением второго или последующего высшего образования по следующим образовательным программам высшего образования:

1) по программам бакалавриата или специалитета — лицами, имеющими диплом бакалавра, специалиста или магистра;

2) по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста или магистра;

3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки — лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки;

4) по программам подготовки научно-педагогических кадров — лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.

Ст. 70 Закона N 273-ФЗ содержит общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета. Он проводится на основании результатов ЕГЭ, которые действительны четыре года, следующих за годом их получения. Минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение, в том числе целевой прием, устанавливается вузом, если минимальное количество баллов ЕГЭ не установлено его учредителем. Оно не может быть ниже количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета и установленного Рособрнадзором. Иностранным гражданам предоставляется право приема на обучение по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательными организациями высшего образования. Прием лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, проводится по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются образовательной организацией высшего образования. При приеме на обучение по специальностям и (или) направлениям подготовки, требующим у поступающих лиц наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, указанные образовательные организации вправе проводить по предметам, по которым не проводится ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами ЕГЭ при проведении конкурса. Перечень специальностей и (или) направлений подготовки, по которым при приеме на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по программам бакалавриата и программам специалитета могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается в порядке, установленном Правительством РФ. Образовательным организациям высшего образования может быть предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Перечень таких образовательных организаций, специальностей и (или) направлений подготовки формируется на основании их предложений. Порядок, критерии отбора, перечень таких образовательных организаций, специальностей и (или) направлений подготовки, по которым могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности, утверждаются Правительством РФ. МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, которые они определяют сами. Перечень дополнительных вступительных испытаний и условия зачисления в федеральные государственные образовательные организации высшего образования, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя.

При приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и специалитета гражданам могут быть предоставлены особые права (ч. 1. ст. 71 Закона N 273-ФЗ):

1) прием без вступительных испытаний;

2) прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;

3) преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях;

4) прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет федерального бюджета.

Категории граждан, которым могут предоставляться предусмотренные пунктами 3 и 4 особые права при приеме на обучение по военным профессиональным образовательным программам и (или) образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти. При приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет федерального, регионального и местных бюджетов граждане могут воспользоваться особыми правами, предоставленными им и указанными в пунктах 1 и 2, подав по своему выбору заявление о приеме в одну образовательную организацию высшего образования на одну имеющую государственную аккредитацию образовательную программу высшего образования. Правом на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования гражданин вправе воспользоваться однократно.

Право на прием без вступительных испытаний имеют:

1) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном Минобнауки России, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией;

2) чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паролимпийских игр и Сурдолимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паролимпийских игр и Сурдолимпийских игр, по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.

Право на прием на обучение в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях. Квота приема устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем 10 % общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет федерального, регионального и местных бюджетов, выделенных такой образовательной организации на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки.

Право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет федерального бюджета имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях;

3) граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по месту жительства указанных граждан;

5) дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом;

6) дети умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы;

7) дети сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного ими в период прохождения службы в указанных учреждениях и органах, и дети, находившиеся на их иждивении;

8) дети прокурорских работников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период прохождения службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью;

9) военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту и непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, а также граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, выдаваемым гражданам в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба;

10) граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами б» — «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» — «в» пункта 3 статьи 51 ФЗ от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

12) граждане, непосредственно принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия, боевых радиоактивных веществ в атмосфере, ядерного оружия под землей, в учениях с применением таких оружия и боевых радиоактивных веществ до даты фактического прекращения указанных испытаний и учений, непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, непосредственные участники проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, а также непосредственные участники ликвидации последствий этих аварий (военнослужащие и лица из числа вольнонаемного состава Вооруженных Сил РФ, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, лица, проходившие службу в железнодорожных войсках и других воинских формированиях, сотрудники органов внутренних дел РФ и федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы);

13) военнослужащие, в том числе военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, сотрудники органов внутренних дел РФ, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, и указанные военнослужащие, выполняющие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

Указанные лица принимаются на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования при наличии у них среднего общего образования. Обучение таких лиц осуществляется за счет федерального бюджета в случае, если они обучаются на указанных подготовительных отделениях впервые. Порядок отбора федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение и перечень данных организаций устанавливаются Минобрнауки России. Обучающимся на подготовительных отделениях в очной форме обучения за счет федерального бюджета в рамках государственного задания выплачивается стипендия.

Преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях предоставляется лицам, указанным выше. Преимущественное право зачисления в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях также предоставляется выпускникам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе. Преимущественное право зачисления в военные профессиональные организации и военные образовательные организации высшего образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях предоставляется детям граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, детям граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более.

Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки России, предоставляются следующие особые права при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным министерством:

1) прием без вступительных испытаний на обучение по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией;

2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности.

Аттестация обучающихся

Аттестация обучающихся – это оценка освоения обучающимся программы учебной дисциплины или ее части. Она подразделяется на текущую, промежуточную и итоговую.

Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (ст. 58. Закона N 273-ФЗ). Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Обучающиеся в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Типовые положения профессиональных образовательных организаций устанавливают максимальное количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации студентов. Так в среднеспециальном учебном заведении по всем формам получения образования не должно быть более 8 экзаменов в учебном году, а зачетов — 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации студентов при обучении по сокращенным образовательным программам среднего профессионального образования по всем формам получения образования устанавливается средним специальным учебным заведением самостоятельно. Студенты, обучающиеся в вузах по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов. Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом ВУЗе, в том числе зарубежном.

Знания и умения выпускников определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «зачтено» («зачет»), которые указываются в приложении к диплому о профессиональном образовании.

Итоговая аттестацияпредставляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы (ст. 59. ФЗ № 273). Она проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Законом N 273-ФЗ.

Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией (далее ГИА). ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям ФГОС или ОС. Ее формы, порядок проведения по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов) определяются Минобрнауки России, если Законом N 273-ФЗ не установлено иное. К ГИА допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения ГИА по соответствующим образовательным программам. Обучающиеся, не прошедшие ГИА или получившие неудовлетворительные результаты, вправе пройти ГИА в сроки, определяемые порядком ее проведения по соответствующим образовательным программам. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение ГИА. Государственные экзаменационные комиссии для проведения ГИА по образовательным программам основного и среднего общего образования создаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ при проведении аттестации на территориях субъектов РФ или Рособрнадзором, при проведении за пределами территории РФ. Государственные экзаменационные комиссии для проведения ГИА по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются в соответствии с порядком проведения ГИА по указанным образовательным программам.

При проведении ГИА, если иное не предусмотрено порядком проведения ГИА по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении ГИА, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети «Интернет») устанавливается Рособрнадзором.

Обеспечение проведения ГИА осуществляется:

1) органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении ГИА по образовательным программам основного и среднего общего образования на территории РФ;

2) Рособрнадзору, в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного и среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел РФ, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении ГИА по образовательным программам основного и среднего общего образования за пределами территории РФ;

3) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при проведении ГИА по основным профессиональным образовательным программам, если иное не установлено порядком проведения ГИА обучающихся по соответствующим образовательным программам.

ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена — ЕГЭ, а также в иных формах, которые могут устанавливаться:

1) для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования Минобрнауки России;

2) для обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов РФ и литературу народов России на родном языке из числа языков народов РФ и выбравших экзамен по данным предметам для прохождения ГИА, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в порядке, установленном указанными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Методическое обеспечение проведения ГИА по образовательным программам основного и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения ГИА по образовательным программам основного и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении ГИА по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов ЕГЭ, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются Рособрнадзором.

В целях обеспечения соблюдения порядка проведения ГИА по образовательным программам основного и среднего общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном Минобрнауки России, предоставляется право присутствовать при проведении ГИА и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении аттестации, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, при проведении ГИА по образовательным программам основного или среднего общего образования на территориях субъектов РФ и учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного и среднего общего образования, загранучреждения Министерства иностранных дел РФ, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении ГИА по образовательным программам основного или среднего общего образования за пределами территории РФ.

К проведению ГИА по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений. Обучающимся по данным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.

Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования

Порядок приема детей на обучение в образовательную организацию по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования регламентируется двумя базовыми нормативно правовыми документами:

Статьей 67 Федерального закона об образовании в Российской Федерации и

Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32.

Статья 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 5 декабря 2017 г.);
Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32

Рассмотрим особенности регламентации:

  • порядка приема детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования каждым из этих документов.

Статья 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам» Федерального закона об образовании в РФ № 273-ФЗ

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается:

по достижении детьми возраста 6,5 лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья,

но не позже достижения ими возраста 8 лет;

по заявлению родителей детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Правила приема детей в образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам:

  • должны обеспечивать прием всех детей, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Правила приема детей в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам:

  • должны обеспечивать также прием в образовательную организацию детей, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме детей в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано:

только по причине отсутствия в ней свободных мест,

за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьи 88 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ;

в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация индивидуального отбора детей:

при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения

допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ.

Организация конкурса или индивидуального отбора детей:

при их приеме либо переводе для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования,

интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования

осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта,

а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32

Порядок приема детей на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования:

регламентирует прием детей Российской Федерации в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

прием иностранных детей и детей без гражданства, в том числе детей соотечественников за рубежом, для обучения по общеобразовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и статьей 55 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Правила приема детей в конкретную образовательную организацию на обучение по общеобразовательным программам:

  • устанавливаются этой организацией самостоятельно.

Часть 9 статьи 55 «Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Правила приема детей в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны:

обеспечивать прием в образовательную организацию детей, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и

проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Часть 3 статьи 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам» Федерального закона об образовании в РФ № 273-ФЗ

В приеме детей в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано:

только по причине отсутствия в ней свободных мест,

за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона об образовании в РФ № 273-ФЗ;

в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Часть 4 статьи 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам» Федерального закона об образовании в РФ № 273-ФЗ

Прием детей на обучение по основным общеобразовательным программам:

за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом об образовании в РФ № 273-ФЗ.

Организация индивидуального отбора детей при приеме:

в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения

допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ.

Часть 5 статьи 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам» Федерального закона об образовании в РФ № 273-ФЗ

Образовательная организация обязана ознакомить поступающего:

со своим уставом,

с лицензией на осуществление образовательной деятельности,

со свидетельством о государственной аккредитации,

с образовательными программами и

другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.

Часть 2 статьи 55 «Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Государственные и муниципальные образовательные организации:

размещают распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района, городского округа о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа,

издаваемый не позднее 1 февраля текущего года.

Государственная или муниципальная образовательная организация:

с целью проведения организованного приема детей в первый класс размещает на информационном стенде, на официальном сайте в сети «Интернет», в средствах массовой информации (в том числе электронных)

информацию о количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закрепленной территории;

информацию о наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля.

Прием детей в образовательную организацию осуществляется:

по личному заявлению родителя ребенка

при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя,

либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Образовательная организация может осуществлять прием указанного заявления:

  • в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

В заявлении родителями ребенка указываются следующие сведения:

фамилия, имя, отчество ребенка;

дата и место рождения ребенка;

фамилия, имя, отчество родителей ребенка;

адрес места жительства ребенка, его родителей;

контактные телефоны родителей ребенка.

Примерная форма заявления размещается образовательной организацией:

на информационном стенде и (или)

на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Для приема в образовательную организацию:

родители детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс:

дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или

документ, подтверждающий родство заявителя,

свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или

документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;

родители детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют:

свидетельство о рождении ребенка;

родители детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют:

документ, подтверждающий родство заявителя, и

документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в РФ;

иностранные граждане и лица без гражданства:

все документы представляют на русском языке или

вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Копии предъявляемых при приеме ребенка документов хранятся в образовательной организации на время обучения ребенка.

При приеме детей в образовательную организацию для получения среднего общего образования:

  • представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца.

Требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в образовательную организацию не допускается.

Факт ознакомления родителей ребенка:

с лицензией на осуществление образовательной деятельности,

свидетельством о государственной аккредитации образовательной организации,

уставом образовательной организации

фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей ребенка.

Подписью родителей ребенка фиксируется также:

согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка

в порядке, установленном законодательством РФ.

Часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»

Прием заявлений в первый класс образовательной организации для детей, проживающих на закрепленной территории:

начинается не позднее 1 февраля и

завершается не позднее 30 июня текущего года.

Зачисление ребенка в образовательную организацию:

оформляется распорядительным актом образовательной организации

в течение 7 рабочих дней после приема документов.

Для детей, не проживающих на закрепленной территории:

прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года

до момента заполнения свободных мест,

но не позднее 5 сентября текущего года.

Образовательные организации, закончившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории:

  • осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.

Для удобства родителей детей, поступающих в образовательные организации, последние:

  • устанавливают график приема документов в зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания).

При приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории:

преимущественным правом поступления обладают

дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в образовательной организации в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение в образовательные организации:

по адаптированной основной общеобразовательной программе

только с согласия их родителей и

на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Часть 2 статьи 55 «Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Документы, представленные родителями детей:

регистрируются в журнале приема заявлений;

после регистрации заявления родителям детей выдается расписка в получении документов,

содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в образовательную организацию, о перечне представленных документов;

расписка заверяется подписью должностного лица образовательной организации, ответственного за прием документов, и печатью образовательной организации.

Распорядительные акты образовательной организации о приеме детей на обучение:

размещаются на информационном стенде образовательной организации в день их издания;

на каждого ребенка, зачисленного в образовательную организацию, заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы.

Резюме.

Общий порядок приема детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден федеральным законодательством и состоит в следующем:

правила приема детей в конкретную образовательную организацию устанавливаются этой образовательной организацией самостоятельно в части, не урегулированной законодательством;

правила приема детей в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием детей, имеющих право на получение образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена образовательная организация;

распорядительный акт о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа издается не позднее 1 февраля текущего года;

в случае отсутствия мест в образовательной организации родители ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую образовательную организацию обращаются непосредственно в региональный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования;

образовательная организация с целью организованного приема детей в первый класс размещает на информационном стенде, официальном сайте, в СМИ следующую информацию:

о количестве мест в первых классах — не позднее 10 календарных дней с момента издания акта о закрепленной территории;

о наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории — не позднее 1 июля;

для приема ребенка в образовательную организацию подается личное заявление его родителя или законного представителя;

в приказе Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 перечислены документы, которые необходимо предоставить в образовательную организацию;

после регистрации заявления образовательной организацией выдается родителям расписка в получении указанных документов;

заявления о приеме в первый класс детей, проживающих на закрепленной территории, начинают принимать не позже 1 февраля и заканчивают не позднее 30 июня текущего года;

в отношении остальных детей — с 1 июля до момента заполнения свободных мест, но максимум до 5 сентября;

распорядительные акты образовательной организации о приеме детей на обучение размещаются на ее информационном стенде в день их издания.

Право на образование. Порядок приёма в образовательные учреждения профессионального образования

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СПАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Реферат по дисциплине

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Право на образование. Порядок приёма в образовательные

учреждения профессионального образования.

Порядок оказания платных образовательных услуг.

Выполнила студентка 4 курса

с. Спасское 2012

Право на образование

Образовательное право есть совокупность правил поведения, установленных государством для урегулирования образовательных отношений.

Явлениями образовательного права являются:

    • совокупность нормативно-правовых актов, совокупность правил поведения; система правоотношений;
    • состояние свободы человека в системе образования;
    • ученая дисциплина; субъективное право человека на образование.

Все отношения возникающие в образовательной сфере делятся на:

1.Между образовательным учреждением и обучающимися.

2.Между образовательным учреждением и органами управления.

3.Между образовательным учреждением и семьей.

4.Между родителями и детьми по поводу обучения.

5.Между органами управления и органами субъектов РФ.

6.Между образовательным учреждением и учредителями.

Объектом регулирования образовательного права выступают общественные отношения.

Право на образование является неотъемлемым правом человека, как право на жизнь.

Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека. 1 Оно закреплено в ст.26 Всеобщей Декларации прав человека (1948), в ст. 134 Международного пакта об экономических, социальных культурных правах (1966), в ст.28 Конвенции о правах ребенка.

Под образованием, согласно Преамбуле Закона РФ «Об образовании», понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных уровней (образовательных цензов). 2

Образование – необходимый элемент качества жизни человека. Его можно рассматривать не только как совокупность материальных благ, но также и здоровья, и участие в жизни общества.

Образование составляет основу всякого организованного общества. Культура не возможна без образования.

Право на образование является естественным правом человека. Оно призвано удовлетворить потребности человека в информации и образовании. Потребность в информации и образовании состоит на одном уровне с первичными потребностями: физиологическими, в безопасности, защищенности и т.д.

При низком благосостоянии, отсутствии возможностей большинства граждан оплачивать образовательные услуги, выход только один – установить бесплатное образование на всех его уровнях, допуском, его платность как дополнительный способ обеспечения права на образование.

В ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального образования, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также (на конкурсной основе) бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Анализ законодательства об образовании позволяет представить следующую классификацию прав на образование, рассматривая в качестве основы виды образовательных программ и типы образовательных учреждений:

1.Право на дошкольное образование, его реализуют в семье и в дошкольном учреждении.

2.Право на начальное общее образование, его реализуют или в семье, или в школе первой ступени.

3.Право на основное общее образование. Его реализуют или в семье, или в школе второй ступени. Этот уровень образования по российскому законодательству является обязательным.

4.Право на среднее (полное) общее образование реализуется или в семье, или в школе.

5.Право на профессиональную подготовку, имеющее целью приобретение учащимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Оно не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Реализуется в профессиональном училище или в организации.

6.Право на начальное профессиональное образование. Реализуется в училище или в организации.

7.Право на среднее профессиональное образование. Реализуется в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательного учреждения высшего профессионального образования.

8.Право на неполное высшее образование, в объеме двух курсов.

9.Право на высшее профессионального образование с квалификацией «бакалавр».

10.Право на высшее образование с квалификацией « дипломированный специалист».

11.Право на высшее образование с квалификаций « магистр».

12.Право на высшее образование по программам переподготовки специалистов.

13.Право на послевузовское профессиональное образование по программам кандидата наук.

14.Право на послевузовское профессиональное образование по программе доктора наук.

15.Право на дополнительное образование.

Итак, под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающейся констатацией достижений гражданином (обучающимися) определенных государственных уровней (образовательных цензов).

Право на образование рассматривается, как конституционное, основное, естественное право человека. Оно закреплено в ст.26 Всеобщей декларации прав человека, в ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Важнейшей гарантией права на образование является его доступность и обязательность.

Доступность образования определяется двумя факторами:

1.политикой государства в сфере образования;

2.уровнем материального благосостояния его граждан;

Обязательность образования определяется, как уровень, который государство считает достаточным для граждан в целях обеспечения экономического и социального развития государства.

Порядок приёма в образовательное учреждение профессионального образования

Прием в образовательные учреждения профессионального образования осуществляется с соблюдением некоторых специальных правил. Для зачисления в такие учреждения граждане должны иметь определенный образовательный ценз.

Общие требования к приему граждан в образовательные учре ждения изложены в ст. 16 Федерального закона «Об образовании». Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
  • граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы;
  • граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.

Порядок оказания платных услуг

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся и другие услуги.

Исполнитель обязан до заключения договора предоставить достоверную информацию о себе и оказываемых платных дополнительных образовательных услугах, обеспечивающую Заказчикам (Потребителям) возможность их правильного выбора. Информация, доводимая до Заказчика (Потребителя) (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте), должна содержать следующие сведения:

полное наименование и место нахождения Исполнителя;

  • сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера, даты выдачи (регистрации), срока действия и органа, их выдавшего;
  • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
  • перечень платных дополнительных образовательных услуг, стоимость,

которых включена в оплату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия Заказчика, порядок их предоставления;

  • стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
  • порядок приема и требования к поступающим;
  • форма документа, выдаваемого по окончании обучения;
  • сведения о режиме работы учреждения.

О том, что Заказчик (Потребитель) ознакомлен с вышеизложенной информацией, Исполнитель делает соответствующую запись в приемных документах, которая заверяется личной подписью Заказчика (Потребителя).

До заключения договора Исполнитель обязан предоставить также для ознакомления по требованию Заказчика (Потребителя):

  • устав государственного образовательного учреждения;
  • лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;
  • адрес и телефон Учредителя государственного образовательного учреждения;
  • образец договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг;
  • основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;
  • дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия Заказчика (Потребителя);
  • перечень категорий Потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • иные сведения, относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге.

Данный перечень информации не является исчерпывающим. Исполнитель сообщает Заказчику (Потребителю) любые сведения, касающиеся договора и образовательной услуги. В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» Исполнитель в обязательном порядке должен назвать конкретное лицо, оказывающее услугу, дать информацию о нем, если это имеет значение для качества услуги.

Информация должна доводиться до Заказчика (Потребителя) на русском языке. Способами доведения информации до Заказчика могут быть:

    • объявления;
    • буклеты;
    • проспекты;
    • работы лучших учеников;
    • внеклассная работа учителей и др.

Ответственность Исполнителя и Заказчика (Потребителя)

Исполнитель оказывает платные дополнительные образовательные услуги в порядке и в сроки, определенные договором, уставом и лицензией государственного образовательного учреждения.

ПОРЯДОК ПРИЕМА В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В образовательные учреждения среднего профессионального образования Российской Федерации принимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на ее территории, граждане Республики Белоруссии, а также соотечественники из стран ближнего зарубежья, имеющие основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование.

Указанные граждане имеют право получить на конкурсной основе бесплатное среднее профессиональное образование в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, если образование данного уровня получается впервые.

2. Количество мест для приема студентов, обучающихся за счет федерального бюджета Российской Федерации, определяется контрольными цифрами, устанавливаемыми министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся образовательные учреждения среднего профессионального образования, по согласованию с Минобразованием России.

Сверх контрольных цифр приема образовательные учреждения среднего профессионального образования могут осуществлять прием студентов на дополнительные места в пределах численности, установленной лицензией, на договорной основе с оплатой юридическими или физическими лицами.

3. Граждане иностранных государств (включая граждан республик бывшего СССР, кроме соотечественников), прибывающие в Российскую Федерацию для обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, принимаются:

в соответствии с международными соглашениями, а также договорами (соглашениями), заключенными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации с органами управления образованием иностранных государств и другими организациями, в пределах контрольных цифр приема по направлениям Минобразования России;

в соответствии с прямыми договорами (контрактами) образовательного учреждения среднего профессионального образования, предусматривающими оплату за обучение, на дополнительные места на условиях, определяемых советом образовательного учреждения среднего профессионального образования, по согласованию с Минобразованием России.

Соотечественники, проживающие на территории государств — республик бывшего СССР, могут приниматься в образовательные учреждения среднего профессионального образования на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета. При этом следует руководствоваться принципами социальной поддержки лиц, испытывающих затруднения в реализации своих прав на образование.

4. При приеме образовательное учреждение среднего профессионального образования обеспечивает соблюдение прав граждан на образование, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии.

Образовательное учреждение среднего профессионального образования обязано ознакомить поступающих с уставом учебного заведения среднего профессионального образования, лицензией на право ведения образовательной деятельности по конкретным специальностям и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса и работу приемной комиссии, в том числе программами вступительных испытаний и порядком рассмотрения апелляций.

5. Прием в образовательные учреждения среднего профессионального образования проводится по личному заявлению граждан на основе результатов вступительных испытаний, проводимых с целью определения возможности поступающих осваивать профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. При наличии конкурса должно обеспечиваться зачисление наиболее способных и подготовленных поступающих, если иное условие не оговорено законодательством Российской Федерации.

6. К заявлению о приеме в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования поступающий прилагает документы, удостоверяющие его личность, гражданство, документ государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании или начальном профессиональном образовании (при зачислении — оригинал этого документа) и необходимое количество фотографий.

Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или потребованы от поступающего при наличии ограничений на соответствующий профиль специальности среднего профессионального образования, установленных законодательством Российской Федерации.

7. Сроки приема заявлений, порядок проведения и система оценок вступительных испытаний, условия конкурсного отбора и зачисления определяются правилами приема в образовательное учреждение среднего профессионального образования, которые разрабатываются самим учебным заведением, рассматриваются на совете учебного заведения, утверждаются директором (начальником) и могут отличаться в зависимости от профиля специальности, формы обучения, типа реализуемой профессиональной образовательной программы (полная или сокращенная).

Перечень вступительных испытаний должен предусматривать испытание по русскому языку или национальному языку республики в составе Российской Федерации, на территории которой расположено образовательное учреждение среднего профессионального образования, если на этом языке ведется преподавание в образовательном учреждении.

Вступительные испытания проводятся предметными экзаменационными комиссиями образовательного учреждения среднего профессионального образования в форме устного или письменного экзамена, собеседования, тестирования, прослушивания, просмотра и т.п.

На вступительных испытаниях должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка, предоставлена возможность поступающим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.

Для всех категорий граждан, поступающих на места, финансируемые из средств федерального бюджета (по общему конкурсу, по целевому приему, имеющих право на внеконкурсный прием), на определенную профессиональную образовательную программу проводятся одинаковые вступительные испытания.

Для лиц, окончивших образовательное учреждение среднего (полного) общего или начального профессионального образования с медалью, образовательное учреждение основного общего образования с аттестатом с отличием, получивших начальное профессиональное образование с дипломом с отличием, а также для лиц с начальным профессиональным образованием соответствующего профиля образовательное учреждение среднего профессионального образования вправе уменьшать количество и изменять форму испытаний.

8. Порядок приема граждан на дополнительные платные места (сверх контрольных цифр) регулируется правилами приема, утверждаемыми образовательным учреждением среднего профессионального образования.

9. В качестве результатов вступительных испытаний, кроме предусмотренных п. 7, образовательное учреждение среднего профессионального образования может засчитывать:

результаты выпускных экзаменов подготовительных курсов образовательных учреждений среднего профессионального образования;

результаты централизованного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений, проводимого под руководством Минобразования России.

10. Неявившиеся на вступительные испытания без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку выбывают из конкурса и не зачисляются в образовательное учреждение среднего профессионального образования.

11. Все вступительные испытания (кроме испытаний по специальностям в области искусства, физической культуры и архитектуры) проводятся по программам, соответствующим учебным программам основного общего и среднего (полного) общего образования.

12. Поступающие имеют право сдавать вступительные испытания на языке республики в составе Российской Федерации, на территории которой расположено образовательное учреждение среднего профессионального образования, или на русском языке.

13. В целях содействия государственным органам и общественным организациям в подготовке кадров для решения социально — экономических проблем регионов образовательные учреждения среднего профессионального образования могут выделять в рамках контрольных цифр приема определенное количество мест для целевого приема и организовывать на эти места отдельный конкурс.

В этом случае образовательные учреждения среднего профессионального образования заключают договоры о целевой подготовке с соответствующими государственными органами и общественными организациями, не предусматривающие материальную компенсацию за реализацию основной профессиональной образовательной программы.

14. Приемным комиссиям разрешается принимать на места, оставшиеся после зачисления всех выдержавших вступительные испытания в данном учебном заведении, лиц, не прошедших по конкурсу в другие образовательные учреждения среднего профессионального образования или высшие учебные заведения на основании справок установленного образца.

15. В части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и настоящему Порядку, образовательное учреждение среднего профессионального образования не позднее 1 июня т.г. самостоятельно разрабатывает и ежегодно утверждает правила приема.

Начальник Управления
учебных заведений среднего
профессионального образования
Минобразования России
П.Ф.АНИСИМОВ

Статья написана по материалам сайтов: moiprava.info, student.zoomru.ru, www.zakonprost.ru.

«