+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Положение о патентных и иных пошлинах


Статья доктора юридических наук, начальника отдела права Евразийского патентного ведомства В.И. Еременко посвящена критическому анализу дискриминационной нормы, закрепленной в проекте Постановления Правительства РФ об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах 2011 г., в отношении повышенного размера годовых пошлин, уплачиваемых за поддержание в силе евразийских патентов на территории Российской Федерации.

На сайте Роспатента 27 июня опубликованы сообщение о проекте Постановления Правительства РФ Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами» (далее — Положение 2011 г.) и тексты проектов Постановления Правительства РФ и указанного Положения .

В сообщении указывается, что проект Постановления Правительства РФ разработан в целях выравнивания размеров патентных пошлин при оказании государственных услуг российским и иностранным гражданам путем предоставления национального режима иностранным лицам.

Намерение благое, хотя, скажу откровенно, довольно-таки запоздалое, поскольку установленная в Положении о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1993 г. N 793 (далее — Положение 1993 г.), двойная шкала патентных пошлин (завышенная по размеру и в долларах США для иностранных граждан) явно противоречила положениям статьи 2 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в которой закреплен принцип национального режима.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), выполняющая административные функции Парижского союза, не имеет действенных рычагов на государства, допускающие нарушение принципа национального режима. Поэтому Российская Федерация, впрочем, как и многие другие государства — участники СНГ, на протяжении многих лет без всяких последствий нарушает ее положения.

Всемирная торговая организация (ВТО) в отличие от ВОИС располагает эффективным механизмом воздействия на государства, нарушающие общий принцип недискриминации в рамках различных соглашений ВТО, в том числе Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашения ТРИПС). Поэтому Российская Федерация согласно пункту 2 проекта Постановления Правительства РФ вынуждена признать утратившим силу Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами» (далее — Положение 2008 г.), в котором существует двойная шкала пошлин — для резидентов и нерезидентов. Как известно, в 2008 г. двойная шкала пошлин (в рублях и долларах США) была заменена двойной шкалой в рублях. В соответствии с ней размер пошлин для нерезидентов примерно в 4,5 раза превышает размер пошлин для резидентов в отношении изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

На основании пункта 3 проекта Постановление Правительства РФ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его первого официального опубликования, но не ранее даты вступления Российской Федерации в ВТО. Иными словами, устранение дискриминационной двойной шкалы пошлин (для нерезидентов и резидентов) ставится в зависимость от вступления России в ВТО. Следует отметить: это не первый случай в российском законодательстве, когда какое-либо нововведение обусловливается фактом вступления России в ВТО. Например, согласно статье 2 Федерального закона от 11 октября 2010 г. N 271 положения части 6 ст. 18 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу для Российской Федерации протокола о присоединении Российской Федерации к ВТО. Речь идет о введении в российское законодательство принципа эксклюзивной информации (data exclusivity), согласно которому не допускаются получение, разглашение, использование в коммерческих целях и в целях государственной регистрации лекарственных препаратов информации о доклинических и клинических испытаниях лекарственного препарата в течение шести лет с даты его государственной регистрации .

Вместе с тем нельзя не отметить, что в подобных случаях Российская Федерация нарушает требования ВТО, и это может послужить еще одним препятствием для присоединения к этой организации.

Одно из главных условий присоединения новых государств к ВТО — приведение их национальных законодательств и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда . Именно в этом состоит суть ужесточенных требований для присоединения к ВТО новых государств: они должны предварительно провести кардинальные изменения в организации и правовом регулировании внешнеэкономических связей, не пользуясь преимуществами, которые имеют члены ВТО, так долго, сколько будет продолжаться процедура присоединения.

Однако упомянутое выше обстоятельство, на мой взгляд, не является единственным препятствием для присоединения к ВТО, поскольку в проекте Положения 2011 г. присутствует дискриминационная норма по отношению как к иностранным, так и к российским гражданам.

Речь идет о норме абзаца второго п. 2 данного проекта: за поддержание в силе на территории Российской Федерации евразийского патента, выданного в соответствии с Евразийской патентной конвенцией, пошлины уплачиваются Евразийскому патентному ведомству в размерах, на 25% превышающих размеры, предусмотренные подпунктом 1.15.1 приложения к настоящему Положению для соответствующих годовых пошлин за поддержание в силе патента Российской Федерации на изобретение.

Указанная дискриминационная норма появилась еще в 1996 г. в результате внесения соответствующего изменения (другого по форме, но аналогичного по содержанию) в Положение 1993 г. Постановлением Правительства РФ N 947 по инициативе тогдашнего руководства Роспатента.

В ее нынешнем виде указанная дискриминационная норма была включена в пункт 3 Положения 2008 г. И в настоящее время Роспатент поддерживает эту норму, проявляя таким образом узковедомственный меркантильный подход вместо единственно верного шага — предложения об исключении ее из Положения 2011 г. Такой шаг был бы крайне необходим накануне присоединения России к ВТО, так как согласно принципу национального режима Россия обязана приравнять евразийские патенты к российским в том, что касается размера годовой пошлины за поддержание в силе патента на изобретение.

Во всех остальных восьми государствах — участниках Евразийской патентной конвенции (ЕАПК) не допускается дискриминация в отношении уплаты пошлин за поддержание евразийских патентов в силе. Размер таких пошлин в этих государствах равняется размеру пошлин за поддержание в силе национальных патентов, что соответствует смыслу статьи 18(3) ЕАПК и итогам ее обсуждения на третьем заседании Межгосударственного совета по охране промышленной собственности в г. Женеве (февраль 1994 г.), где было решено, что под правом государств — участников ЕАПК устанавливать размеры пошлин за поддержание евразийских патентов в силе понимается право устанавливать размеры этих пошлин равными или меньшими, чем соответствующие размеры национальных годовых пошлин.

Однако уже в 1996 г. Россия отказалась от упомянутого выше подхода к уплате годовых пошлин за поддержание евразийских патентов в силе на своей территории и далее неизменно придерживается своего сепаратного курса, который может стать помехой на пути ее присоединения к ВТО.

У Евразийского патентного ведомства (ЕАПВ) изначально на этот счет была принципиальная позиция: взимание пошлины за поддержание евразийского патента в силе в размерах, превышающих соответствующие размеры годовых пошлин за поддержание в силе российских патентов, является дискриминационной мерой по отношению к владельцам евразийских патентов (в первую очередь, кстати, в отношении российских граждан) и способно причинить вред евразийской патентной процедуре вследствие удорожания евразийского патента.

В юридической литературе неоднократно указывалось на незаконность этой дискриминационной нормы в отношении евразийских патентов . Актуальность проблемы возросла многократно в преддверии очередной, пожалуй, самой реальной попытки присоединения России к ВТО. На самом деле указанная норма носит вопиюще дискриминационный характер, особенно в отношении российских граждан, которым в своей стране в течение уже 16 лет не предоставляется национальный режим.

В связи с этим целесообразно рассмотреть также некоторые льготы, предусмотренные для заявителей и патентообладателей в соответствии с проектом Положения 2011 г.

Так, согласно пункту 6 проекта размер пошлины, предусмотренный подпунктами 1.1 — 1.3, 2.1 — 2.3 приложения к настоящему Положению (речь идет только о заявочных пошлинах), в случае подачи заявки в электронной форме уменьшается на 15%. В качестве сравнения можно привести норму § 41 Патентного закона США, на основании которой размер заявочных пошлин уменьшается на 75%, если заявки подаются при помощи электронных средств.

В соответствии с пунктом 15 проекта заявитель — юридическое лицо, являющееся субъектом малого предпринимательства, уплачивает 50% установленного размера пошлин, предусмотренных подпунктами 1.1, 1.3, 1.5, 1.7 — 1.9, 1.14 и 1.15.1.1 — 1.15.1.3 приложения к настоящему Положению.

Как следует из вышеизложенного, указанная льгота относится к ограниченному числу пошлин. Так, льгота по пошлинам не распространяется на полезные модели, кроме пошлины за регистрацию полезной модели и выдачу патента на нее (считается, что именно в этом объекте промышленной собственности больше всех заинтересованы субъекты малого предпринимательства). Кроме того, льготируются годовые пошлины за поддержание в силе патента на изобретение или патента на промышленный образец только за третий, за четвертый и пятый годы действия патента.

В пунктах 19 и 20 проекта продублированы льготы по уплате пошлин, закрепленные в таких же пунктах действующего Положения 2008 г.: соответственно при наличии в заявке на изобретение отчета о патентном поиске или заключения экспертизы, подготовленного одним из международных органов, либо отчета об информационном поиске или в случае подачи патентообладателем заявления о возможности предоставления любому лицу открытой лицензии.

Указанные выше льготы в принципе могут быть предоставлены и иностранным гражданам. Наибольшую ценность из них представляет льгота по уплате пошлин в случае подачи заявки в электронной форме.

Однако в пункте 14 говорится об освобождении от уплаты ряда пошлин физического лица, являющегося ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и на территориях других государств, а также коллектива авторов, испрашивающих патент на свое имя, или патентообладателей, каждый из которых является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий. Вполне очевидно, что указанная категория физических лиц (за редким исключением) — это граждане Российской Федерации или государств — участников СНГ.

Кроме того, в пункте 14 указано: уплата пошлин в размере 20% установленного размера осуществляется физическим лицом, являющимся инвалидом или учащимся (воспитанником) государственного, муниципального или иного образовательного учреждения, реализующего образовательную или профессиональную программу обучения (за исключением послевузовской), либо коллективом авторов, испрашивающих патент на свое имя, или патентообладателей, каждый из которых является инвалидом или учащимся.

Последняя категория лиц может относиться исключительно к российским гражданам, и установление для них льгот противоречит положениям статьи 2 Парижской конвенции, не допускающим дискриминацию в отношении пошлин.

Более того, упомянутые выше положения не соответствуют требованиям ВТО. Так, в соответствии со статьей 3 «Национальный режим» Соглашения ТРИПС каждая страна-член предоставляет гражданам других стран режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет своим собственным гражданам в отношении охраны интеллектуальной собственности, кроме исключений, уже предусмотренных, в частности, Парижской конвенцией. Как уже упоминалось, уплата пошлин не относится к числу исключений из национального режима согласно Парижской конвенции.

Ввиду предполагаемого перехода на унитарную шкалу пошлин Роспатенту пришлось отказаться от прогрессивной нормы, предусматривающей значительные льготы для заявителей преимущественно из развивающихся стран, закрепленной в пункте 15 Положения 2008 г. В соответствии с указанным пунктом заявитель-нерезидент, имеющий постоянное местожительство или постоянное местонахождение на территории какого-либо государства — участника Парижской конвенции, где уровень валового национального дохода, приходящегося на душу населения этого государства, составляет 3000 долл. США и ниже и которое включено в перечень, официально публикуемый ВОИС, или его представитель уплачивает 25% некоторых видов патентных пошлин.

Льготы по уплате пошлин в России (как действующие, так и предполагаемые) являются незначительными и в принципе не оказывают ожидаемого положительного влияния на динамику патентования, т.е. на количество подаваемых в Роспатент заявок. Следует полагать, что еще более негативное влияние на динамику патентования оказывает существенное повышение патентных и иных пошлин, происходящее примерно каждые пять лет.

Первое значительное повышение пошлин (примерно в три раза) было осуществлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 403 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N 793».

С принятием Положения 2008 г. состоялось новое лавинообразное повышение пошлин, хотя оно не в равной степени коснулось всех объектов интеллектуальной собственности. В целом патентные пошлины, т.е. пошлины за патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, увеличились в два раза, а за некоторые юридически значимые действия — более чем в три раза (например, за преобразование заявки на полезную модель в заявку на изобретение). В меньшей степени были увеличены пошлины за юридически значимые действия, связанные с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара.

Вот и очередная предлагаемая редакция Положения 2011 г. сопровождается увеличением размера всех пошлин в среднем на 50%. При этом увеличено общее количество взимаемых пошлин (более чем на десять позиций). Например, согласно новому подпункту 2.41 приложения к настоящему Положению предлагается облагать пошлиной в размере 2700 руб. публикацию в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности решения суда о нарушении прав правообладателя. Следует иметь в виду: такая публикация является мерой защиты исключительных прав не только на средства индивидуализации (подпункт 2.41 относится к действиям, связанным с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара), но и на результаты интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1252 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, согласно пункту 3 ст. 1250 ГК РФ публикация решения суда о допущенном нарушении осуществляется независимо от вины нарушителя и за его счет. Иными словами, плательщиком указанной пошлины в соответствии с императивной нормой закона должен быть правонарушитель.

Вполне очевидно, что очередное повышение размера пошлин скажется на количестве подаваемых в Роспатент заявок со стороны отечественных заявителей и, как следствие, будет сдерживать изобретательскую активность в стране, поскольку хозяйственные субъекты, занятые в реальном секторе экономики, хронически испытывают финансовые затруднения.

Следует особо подчеркнуть: разработчики проекта Постановления Правительства РФ в целях выравнивания размеров патентных и иных пошлин при оказании государственных услуг не предлагают установить размер пошлин на уровне ныне действующего размера пошлин для резидентов, который и без очередного повышения признается специалистами завышенным для отечественных заявителей и патентообладателей.

В Азербайджане, готовящемся, как и Россия, к вступлению в ВТО, 20 декабря 2007 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Азербайджанской Республики «О государственной пошлине», согласно которому размер государственных пошлин за регистрацию объектов промышленной собственности уменьшен более чем в три раза и установлена унитарная система таких пошлин. Сказанное выше свидетельствует о следующем: в Азербайджане не боятся патентной блокады рынка научно-техническими достижениями иностранных заявителей вследствие дешевизны получения ими азербайджанских патентов. В этой стране больше беспокоятся о стимулировании изобретательской деятельности, являющейся основой инновационного пути развития экономики, о чем так много говорят в нашей стране, но так мало делают в сфере стимулирования создания результатов интеллектуальной деятельности.

Как показывает мировая патентная практика, размеры патентных пошлин могут уменьшаться, если отдельные государства или региональные патентные ведомства заинтересованы в оживлении изобретательской деятельности на территориях своих стран. В государствах, где на первом месте стоит цель пополнения любыми способами бюджетов, пошлины растут постоянно, иногда, как в России, скачкообразно.

Единственное обоснование постоянного увеличения размеров патентных и иных пошлин — инфляционные процессы в стране. На мой взгляд, ставки патентных и иных пошлин должны быть соразмерны не затратам Роспатента, а уровню инфляции в стране. Такой подход принят в мировой патентной практике. Так, согласно § 41 Патентного закона США пошлины могут корректироваться ежегодно для отражения колебаний, имевших место в течение предыдущих 12 месяцев в индексе цен на потребительские товары, как это определено Министром труда. Благодаря указанному критерию размер пошлин за поддержание в силе патента в США вырос за последние 20 лет только в два раза.

Материалы этой статьи дают основания сделать вывод о том, что представленный Роспатентом для обсуждения проект Постановления Правительства РФ в целом не отвечает избранному курсу на модернизацию страны, а, в частности, в связи с дискриминационной нормой в отношении владельцев евразийских патентов препятствует присоединению России к Всемирной торговой организации.

Положение о патентных и иных пошлинах

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

03.06.2019

46 / 178

Всего документов в БД:

91975

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 декабря 2008 года №941

Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора

(В наименование Постановления внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.2016 г. №227)
(см. предыдущую редакцию)

(В редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 15.09.2011 г. №781, 14.11.2013 г. №1023, 22.03.2016 г. №227, 23.09.2017 г. №1151)

В соответствии со статьей 1249 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.2016 г. №227)
(см. предыдущую редакцию)

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства Российской Федерации

Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года №941

Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора

(В наименование Положения внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.2016 г. №227)
(см. предыдущую редакцию)

1. Настоящее Положение устанавливает перечень юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины согласно приложению №1 (далее соответственно — пошлины, юридически значимые действия), их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров, отсрочки их уплаты или возврата.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 15.09.2011 г. №781, 22.03.2016 г. №227, 23.09.2017 г. №1151)
(см. предыдущую редакцию)

2. Утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2011 г. №781

3. Пошлины вносятся на счет, открытый территориальным органом Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, и подлежат зачислению в доход федерального бюджета.

абзац второй утратил силу

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2017 г. №1151)
(см. предыдущую редакцию)

4. Уплату пошлин осуществляют юридические и физические лица, в установленном порядке обратившиеся за совершением юридически значимых действий, либо лица, действующие по их поручению.

5. Документом, подтверждающим уплату или доплату пошлины, является распоряжение об осуществлении перевода денежных средств на расчетный счет, открытый в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения (далее — платежный документ). Платежный документ должен относиться к одному юридически значимому действию, за которое уплачена пошлина.

В платежном документе указываются порядковый номер юридически значимого действия в соответствии с приложением №1 к настоящему Положению, сведения о плательщике (фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица или наименование юридического лица) и идентификаторы плательщика, регистрационный номер заявки, патента, свидетельства. В случае если регистрационный номер заявке еще не присвоен, в платежном документе указываются название изобретения, полезной модели, промышленного образца, наименование места происхождения товара или краткое описание товарного знака, знака обслуживания соответственно, имя или наименование заявителя.

Платежный документ или его копия по инициативе лица, обратившегося за совершением юридически значимого действия, могут быть приложены соответственно к документам или материалам заявки, ходатайству, заявлению, возражению или сообщению об уплате.

(Пункт 5 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2017 г. №1151)
(см. предыдущую редакцию)

5(1). Пошлины, предусмотренные подпунктами 1.24, 2.16 — 2.18, 3.6.1, 3.15.1, 3.18 приложения №1 к настоящему Положению, не взимаются в случае, если изменение сведений о заявителе (правообладателе) обусловлено требованиями законодательных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

(Пункт 5(1) введен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2017 г. №1151)

6. Пошлина, уплаченная в соответствии с настоящим Положением, возврату не подлежит, за исключением случаев:

уплаты пошлины в размере, превышающем размер, установленный настоящим Положением;

отказа заявителя от совершения юридически значимого действия до обращения за его совершением в уполномоченный орган;

уплаты пошлины за юридически значимое действие, которое не совершалось.

В случае принятия уполномоченным органом решения о прекращении производства по возражению (заявлению) возврату подлежит 50 процентов суммы уплаченных пошлин, предусмотренных подпунктами 1.28.3, 2.28.4, 2.28.5, 2.28.8, 2.28.9, 2.30 — 2.32 приложения №1 к настоящему Положению.

В случае направления уполномоченным органом уведомления об отсутствии оснований для проведения информационного поиска по заявке на изобретение, полезную модель, промышленный образец возврату подлежит 50 процентов суммы уплаченных пошлин, предусмотренных подпунктами 1.8, 1.9.1, 1.9.2, 1.10, 1.11 приложения №1 к настоящему Положению.

Положение о патентных и иных пошлинах

RUSSIAN PATENT
патентное бюро

НА ГЛАВНУЮ УСЛУГИ О НАС КОНТАКТЫ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2011 г. № 781 (далее – Постановление № 781) утверждены изменения, вносимые в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 941 (далее – Положение-2008), принятое в соответствии со статьёй 1249 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Официальная публикация Постановления № 781 осуществлена в Собрании законодательства Российской Федерации № 39 от 26 сентября 2011 г. (ст. 5487).

Постановление № 781 подготовлено с целью выравнивания размеров патентных пошлин при оказании государственных услуг всем лицам, несмотря на их гражданство. Тем самым обеспечивается предоставление национального режима иностранным лицам, что в полной мере отвечает нормам и правилам Всемирной Торговой Организации (далее – ВТО). Предоставление заявителям – иностранным лицам национального режима повлекло за собой исключение из Положения-2008 понятий «резидент» и «нерезидент».

За основу расчета новых размеров пошлин были приняты размеры патентных и иных пошлин за совершение юридически значимых действий, установленные Положением-2008 для резидентов – граждан Российской Федерации. При этом были учтены инфляционные процессы.

Постановлением № 781 сохранены положения об уменьшении размера ряда пошлин или освобождения от их уплаты. Право на предоставление льготы по уплате пошлин или на освобождение от их уплаты может быть предоставлено следующим категориям плательщиков:

право на предоставление льготы по уплате пошлин предоставляется физическому лицу, являющемуся единственным автором и обладателем соответствующего патента; физическому лицу, являющемуся единственным автором и обладателем соответствующего патента, – инвалиду или учащемуся (воспитаннику) государственного, муниципального или иного образовательного учреждения, реализующего образовательную или профессиональную программу обучения (за исключением послевузовской); физическим лицам, входящим в коллектив авторов/патентообладателей, каждый из которых является инвалидом или учащимся; лицу, являющемуся субъектом малого предпринимательства;

право на освобождение от уплаты пошлины предоставляется физическому лицу, являющемуся единственным автором и обладателем соответствующего патента, – ветерану Великой Отечественной войны или ветерану боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и на территориях других государств (далее – ветераны боевых действий); физическим лицам, входящим в коллектив авторов/патентообладателей, каждый из которых является ветераном боевых действий.

С целью содействия внедрению современных информационно-телекоммуникационных технологий и стимулирование граждан получать государственные услуги в электронном виде предусматривается уменьшение на 15% размера патентных и иных пошлин за подачу заявки для заявителей, подающих заявки в электронном виде.

Необходимо также отметить, что Постановление № 781 устанавливает новый порядок исчисления срока уплаты и представления документа, подтверждающего уплату пошлин за регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца и товарного знака как 4 месяца с даты направления решения о выдаче соответствующего охранного документа.

Постановление № 781 вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к ВТО. Протокол о присоединении Российской Федерации к Соглашению ВТО (далее – Протокол ВТО) подписан 16 декабря 2011 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года». Данный Федеральный закон официально опубликован в Российской газете 23 июля 2012 года (№ 166). В этот же день Секретариат ВТО уведомлен о ратификации Протокола ВТО.

Учитывая изложенное, Россия станет членом ВТО 22 августа 2012 года, в связи с чем, начиная с 22 августа 2012 года, размеры патентных и иных пошлин будут взиматься в соответствии с Постановлением № 781.

Обращаем внимание, что по общему правилу соответствие размера уплаченной пошлины установленному размеру определяется на дату поступления документов или материалов заявки, ходатайства, заявления, возражения. В некоторых случаях соответствие размера уплаченной пошлины установленному размеру определяется на дату ее уплаты или поступления ходатайства о её зачете, если пошлина уплачена или ходатайство поступило в установленные сроки.

Приложение №2 к Положению о патентных и иных пошлинах

за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора

Перечень юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора, за совершение которых взимаются пошлины в уменьшенном размере.

Вид юридически
значимого действия

Размер пошлины (рублей) для категорий заявителей (патентообладателей), которым предоставляется право на уплату пошлин в уменьшенном размере

автор изобретения, полезной модели, промышленного образца

юридическое лицо

физическое лицо

инвалид, пенсионер, обучающийся, научный работник, научно-педагогический работник
(коллектив указанных лиц)

единственный автор

субъект малого предпринимательства, образовательная организация, имеющая государственную аккредитацию, научная организация

индивидуальный предприниматель

Регистрация заявки на выдачу патента Российской Федерации на изобретение (далее — заявка на изобретение) и принятие решения по результатам формальной экспертизы

330 + 70
за каждый пункт формулы изобретения свыше 10

825 + 175
за каждый пункт формулы изобретения свыше 10

1155 + 245
за каждый пункт формулы изобретения свыше 10

Регистрация заявки на выдачу патента Российской Федерации на полезную модель (далее — заявка на полезную модель) и принятие решения по результатам формальной экспертизы заявки

140 + 70
за каждый пункт формулы полезной модели свыше 10

350 + 175
за каждый пункт формулы полезной модели свыше 10

490 + 245
за каждый пункт формулы полезной модели свыше 10

Регистрация заявки на выдачу патента Российской Федерации на промышленный образец (далее — заявка на промышленный образец) и принятие решения по результатам формальной экспертизы

170 + 70
за каждый промышленный образец свыше 1

425 + 175
за каждый промышленный образец свыше 1

595 + 245
за каждый промышленный образец свыше 1

Здесь и далее нумерация строк таблицы приводится в соответствии с источником

Рассмотрение ходатайства о внесении в формулу изобретения пункта, отсутствующего в ранее предложенной заявителем и принятой к рассмотрению формуле, и принятие решения по результатам его рассмотрения

в случае его подачи до начала экспертизы заявки на изобретение по существу

70
за каждый новый пункт формулы

175
за каждый новый пункт формулы

245
за каждый новый пункт формулы

в случае его подачи после начала экспертизы заявки на изобретение по существу

470
за каждый новый независимый пункт формулы

1175
за каждый новый независимый пункт формулы

1645
за каждый новый независимый пункт формулы

Принятие решения по результатам экспертизы заявки на изобретение по существу

в случае подачи ходатайства о проведении экспертизы по существу при подаче заявки на изобретение и направления отчета об информационном поиске до истечения 7 месяцев со дня удовлетворения ходатайства

1250 + 920
за каждый независимый пункт свыше 1

3125 + 2300
за каждый независимый пункт свыше 1

4375 + 3220
за каждый независимый пункт свыше 1

в случае подачи ходатайства о проведении экспертизы по существу после подачи заявки на изобретение и направления отчета об информационном поиске до истечения 12 месяцев со дня удовлетворения ходатайства

470 + 280
за каждый независимый пункт формулы свыше 1, но не более 5 + 540
за каждый независимый пункт формулы свыше 5

Принятие решения по результатам экспертизы заявки на полезную модель по существу

Принятие решения по результатам экспертизы заявки на промышленный образец по существу

300 + 130
за каждый промышленный образец свыше 1 + 70
за каждый вариант промышленного образца свыше 1

750 + 325
за каждый промышленный образец свыше 1 + 175
за каждый вариант промышленного образца свыше 1

1050 + 455
за каждый промышленный образец свыше 1 + 245
за каждый вариант промышленного образца свыше 1

Регистрация изобретения, полезной модели, промышленного образца, публикация сведений о выдаче патента

Поддержание в силе патента Российской Федерации на изобретение, промышленный образец, полезную модель:

годовых пошлин за поддержание в силе патента на изобретение или патента на промышленный образец за годы действия, считая с даты подачи заявки:

Статья написана по материалам сайтов: base.spinform.ru, russianpatent.info, i-petuhov.ru.

«