+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Платные услуги в образовательных учреждениях


Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений

1. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

2. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд.

Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения

1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.

2. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

3. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения

1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.

3. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием

1. Государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.

2. Основанием для предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы на качество подготовки обучающихся.

Платные дополнительные образовательные услуги в учреждении

Платные дополнительные образовательные услуги в учреждении

Как уже отмечалось, основным источником финансирования государственных и муниципальных учреждений является субсидия соответствующего бюджета на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Дополнительным источником является приносящая доход деятельность.

Как уже отмечалось, основным источником финансирования государственных и муниципальных учреждений является субсидия соответствующего бюджета на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Дополнительным источником является приносящая доход деятельность.

Федеральными законами N 7-ФЗ и N 174-ФЗ установлена возможность осуществления учреждениями приносящей доход деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Аналогичные положения закреплены в п. 3 ст. 161 БК РФ, иными словами, оказывать (выполнять) платные услуги (работы) вправе учреждения всех типов.

Нормативное обоснование оказания платных услуг Положение

Действующее законодательство не содержит требования составлять и принимать на уровне учреждения локальный акт, описывающий правовые, организационные и экономические основы предоставления платных услуг. Тем не менее, учреждения подобные документы разрабатывают и называют их Положениями о платных услугах, в нашем случае – платных образовательных услугах.

Положение конкретного учреждения отражает его специфические особенности, и в этой части достаточно трудно дать какие-либо рекомендации, но типовые разделы Положения вполне можно проанализировать.

Общая часть

В этом разделе Положения следует указать нормативные документы, на которых оно базируется:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  3. Федеральный закон от 07.07.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
  4. НПА субъектов РФ, муниципальных образований, в чьем ведомстве находится учреждение – при необходимости.

В этой же части уместно привести перечень образовательных услуг, оказываемых учреждением. Причем, поскольку этот перечень будет меняться под воздействием потребительского спроса, лучше всего утверждать перечень услуг отдельным локальным документом, а в Положении сослаться на него.

Перечень оказываемых услуг должен содержать:

  1. Наименование образовательной услуги;
  2. Объем услуги (продолжительность обучения);
  3. Полную стоимость услуги;
  4. Указание на методические материалы образовательной услуги – программы, утвержденные федеральные стандарты (при наличии), а при их отсутствии – рабочие программы, составленные самим учреждением;
  5. Должностных лиц и преподавателей, ответственных за оказание услуги.
  6. Регламент формирования учебных групп, начала занятий, расписание занятий.

Столь подробная детализация объясняется необходимостью до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Содержательная часть

Постановлением N 706 определено, что исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены законом «О защите прав потребителей» и законом «Об образовании». В Положении следует указать, где и как именно будет доводиться необходимая информация, ответственных исполнителей. Разумеется, и на сайте образовательного учреждения информация о платных услугах должна быть размещена.

Оказание услуг производится на основании договора об образовании, заключаемого при приеме на обучение – п 2. Постановления N 706, пунктом 12 определен перечень обязательных реквизитов договора. В Положении целесообразно привести форму договора, разработанного с учетом данных требований и особенностей учреждения.

Важным разделом Положения является порядок расчета платы за оказываемые услуги. Ранее мы говорили, что цена основной платной образовательной услуги должна рассчитываться с учетом Порядка N 640, т.е. на основании нормативных затрат. Для дополнительных, неосновных платных услуг такого строгого регламента нет, тем не менее цена услуги должна отражать:

  • реальные затраты, связанные с оказанием конкретной услуги;
  • потребительский спрос и конъюнктуру рынка.

В Положении следует привести калькуляцию стоимости услуги и закрепить порядок ее утверждения. Напомним, что для бюджетных учреждений порядок расчета необходимо утвердить учредителем, автономные учреждения могут ограничиться утверждением руководителя.

Заключительная часть

В этой части Положения следует прописать ответственность учреждения и заказчика. В качестве образца можно взять уже упомянутое Постановление N 706.

Здесь же уместно описать действия учреждения по защите, обработке, передаче персональных данных заказчиков. Поскольку обработка персональных данных возможна только с письменного согласия заказчиков, в Положении можно привести форму данного соглашения.

Нормативное обоснование оказания платных услуг Договор

Договор учреждения и заказчика на оказание образовательных услуг – очень важная организационная составляющая. Как мы уже говорили, его форму можно утвердить в Положении, либо отдельным документом.

Примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг можно найти

  • в приказе Минобрнауки России от 13 января 2014 г. N 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»;
  • в приказе Минобрнауки России от 9 декабря 2013 г. N 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • в приказе Минобрнауки России от 21.11.2013 N 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования».

Примерная форма также может быть рекомендована учредителем, либо учреждение разработает ее самостоятельно.

Договор заключается в простой письменной форме и должен содержать следующие сведения (п. 12 Постановления N 706):

  1. Сведения об учреждении (исполнителе): полное, сокращенное и фирменное наименование; адрес, контактные данные, сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности;
  2. Сведения о заказчике: наименование или ФИО, телефон и место нахождения (жительства) заказчика; сведения о представителе (при наличии) заказчика, в том числе документы, удостоверяющие его полномочия;
  3. Сведения об обучающемся: ФИО, место жительства и телефон обучающегося, если обучающийся не является заказчиком по договору;
  4. Сведения о предмете договора: вид, уровень и (или) направленность образовательной программы; форму обучения; сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения); вид документа (при наличии), выдаваемого после успешного освоения образовательной программы;
  5. Полную стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период

  1. Права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
  2. Порядок изменения и расторжения договора;
  3. Другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора (ч. 4 ст. 54 Федерального закона «Об образовании»).

В следующей части статьи мы расскажем о бухгалтерском учете платных образовательных услуг, приведем пример составления калькуляции и отражения в Плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения сведений о доходах и расходах от оказания платных услуг

Платные услуги учреждений образования

Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 4

Государственные и муниципальные образовательные учреждения могут оказывать платные услуги, не предусмотренные программами и государственными образовательными стандартами. Платные услуги являются дополнительным источником финансирования их хозяйственной деятельности. Как отражаются в бюджетном учете операции по платным услугам в образовательных учреждениях, мы рассмотрим на примере оказания таких услуг в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных, музыкальных школах и др.

Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная целевая программа развития образования, которая разрабатывается и утверждается Правительством РФ.

Субъекты РФ в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования и не ограничивающие права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ.

В образовании устанавливаются государственные образовательные стандарты, которые включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Федеральные органы государственной власти РФ в пределах их компетенции устанавливают федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

В свою очередь, образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности и нацелены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

  • содержание детей в дошкольных учреждениях;
  • обучение в музыкальных школах;
  • репетиторство;
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
  • занятия с детьми по углубленному изучению предметов;
  • занятия в кружках;
  • другие услуги.

Размер оплаты услуг

Отношения, возникающие между образовательным учреждением и родителями (иными законными представителями) обучающихся при оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования, регулируются Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505.

Указанные услуги являются возмездными, то есть с родителей, чьим детям оказываются определенные платные услуги, взимается плата (родительская плата). Родительская плата — плата, вносимая родителями (законными представителями), включающая в себя затраты на оплату коммунальных услуг, труда преподавателей, транспортных услуг и услуг связи, на приобретение предметов снабжения и расходных материалов, расходы на питание, организацию отдыха детей, проведение оздоровительных и медицинских коррекционных мероприятий и другие.

Рассчитывая сумму платы за обучение, необходимо обратить внимание на требования к определению цены услуги. Они содержатся в ст. 709 ГК РФ, где указывается, что цена в договоре включает компенсацию издержек и определяется путем составления сметы. Кроме того, общие положения о цене таких услуг приведены в ст. 424 ГК РФ. Так, в ней указывается, что исполнение любого договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Следовательно, какую плату назначить за обучение, решает само образовательное учреждение, но при этом ее размер должен являться обоснованной стоимостью платных дополнительных образовательных услуг исходя из фактических расходов, связанных с их оказанием.

Размер оплаты услуг также может утверждаться государственными или местными исполнительными органами власти. Например, согласно Постановлению Правительства Москвы от 31.01.2006 N 62-ПП размер ежемесячной платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения г. Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения г. Москвы с 01.01.2006 установлен в размере 50% от минимального размера оплаты труда.

В своих законодательных актах государственные или местные исполнительные органы власти устанавливают не только размер оплаты таких услуг, но и предусматривают определенные льготы. Например, устанавливаются льготы:

  • для семей, имеющих двух или трех несовершеннолетних детей;
  • малообеспеченным;
  • когда один или оба родителя являются инвалидами;
  • одиноким родителям и так далее.

Кроме того, родители могут полностью освобождаться от платы за содержание детей, у которых по заключению медицинских учреждений выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных детских дошкольных учреждениях.

Рассмотрим подробнее отражение в регистрах бюджетного учета операций по платным услугам.

Бухгалтерский учет платных услуг Начисление платы

Начисление платы за месяц производится или в соответствии с табелем учета посещаемости детей, который представляется в последний рабочий день текущего месяца исходя из календарного графика работы учреждения, например, при начислении платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, или на основании списков в общеобразовательных школах, кружках, секциях и так далее. Начисление платы производится на основании договоров в случаях, когда их составление обязательно. То есть доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Момент признания доходов необходимо отразить в учетной политике учреждения.

Начисленные доходы, поступающие от родителей и направляемые в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов на содержание детей в учреждениях образования, учитываются в составе средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, с кодом вида деятельности согласно п. 9 Инструкции N 70н — «2».

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.

Обратите внимание: Приказом Минфина России N 25н (далее — Приказ N 25н) в Инструкцию N 70н внесены изменения. Вид деятельности с кодом «2» определяется теперь как деятельность, приносящая доход. В настоящее время данный Приказ находится на регистрации в Минюсте России.

В бухгалтерском учете начисление платы отражается проводками:

Внесение платы на счета учреждения

Как правило, внесение платы осуществляется родителями через Сбербанк России на лицевые счета учреждения, открытые в органах Федерального казначейства, или на текущие счета в кредитных организациях и отражается проводками:

Прием родительской платы может осуществляться непосредственно в кассе учреждения. Как правило, в дошкольных, общеобразовательных, музыкальных и прочих учреждениях образования обязанности кассира возлагаются на бухгалтера, с которым заключается договор о материальной ответственности. Поступление родительской платы в кассу учреждения отражается проводками:

Принятые в кассу наличные денежные средства подлежат обязательной сдаче на счет учреждения. Существует особенность в отражении операций при сдаче наличных денежных средств на счет учреждения.

Если счет открыт в кредитной организации, то взнос наличных денежных средств на основании Объявления на взнос наличными отражается проводкой:

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующей проводкой:

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующей проводкой:

Учет расходов по платным услугам

Поступившие в учреждение средства используются на его содержание в соответствии с утвержденной сметой.

Обратите внимание: при осуществлении деятельности по оказанию платных услуг учреждению необходимо организовать раздельный учет расходов по этому виду деятельности. Если некоторые виды расходов невозможно разделить в момент постановки на бюджетный учет, то их определяют расчетным путем. Это касается коммунальных платежей, услуг связи, транспортных услуг административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств.

Так, согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование вышеперечисленных расходов за счет двух источников, то принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы). Методика распределения расходов между двумя источниками финансирования, указанная в п. 3 ст. 321.1 НК РФ, относится к признанию расходов учреждения в целях налогового учета, однако ее можно применить и в целях бухгалтерского учета.

Рассмотрим распределение расходов на примере распределения сумм по коммунальным платежам.

Рассчитаем сумму коммунальных платежей, приходящуюся на деятельность по оказанию платных образовательных услуг.

Рассмотрим формирование фактической себестоимости платных образовательных услуг с использованием сумм распределенных коммунальных платежей, рассчитанных в примере 3.

  • зарплата сотрудников — 6000 руб.;
  • начислен ЕСН — 1560 руб.;
  • взносы на страхование от несчастных случаев (0,2%) — 12 руб.;
  • коммунальные платежи — 7435,2 руб., кроме того, НДС — 1338,34 руб. (см. пример 3);
  • отчисления на амортизацию зала — 800 руб.

Отразим данные операции в бухгалтерском учете следующими проводками:

Арбитражная практика обложения НДС платных образовательных услуг

Средней общеобразовательной школой не облагались НДС операции по проведению платных занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях при отсутствии у нее лицензии на указанный вид деятельности. В результате проверки налогового органа по этим операциям была доначислена сумма НДС к перечислению в бюджет, и начислены штраф и пени.

По мнению налогового органа, данные услуги могут быть освобождены от налогообложения только при наличии у оказывающего их лица соответствующей лицензии согласно п. 6 ст. 149 НК РФ. Школа не согласилась с доводами налоговой инспекции и обратилась в суд.

ФАС СЗО, учитывая:

  • пп. 4 п. 2 ст. 49 НК РФ, в котором указано, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
  • п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.10.2000 N 796 «Положение о лицензировании образовательной деятельности», в котором указано, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации,

указал на то, что для применения льготы по обложению НДС операций по оказанию услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях наличие лицензии не требуется.

Для справки: в приведенных проводках использованы следующие счета бюджетного учета:

Платные образовательные услуги в школе

Платные образовательные услуги в школе

Постановление Правительства РФ от 15_08_2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» скачать

Постановление главы администрации г.о.г. Воронеж от 02.03.2009 № 103 «Об оказании платных образовательных услуг» (если оказывает) смотреть

Порядок оказания платных услуг

ПОЛОЖЕНИЕ

о платных дополнительных образовательных услуг в муниципальном бюджетном

образовательном учреждении средней общеобразовательной школе №55

городского округа город Воронеж

1.Общие положения.

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 — ФЗ, Законом РФ «О защите прав потребителей», постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», решением Воронежской городской Думы от 29.12.2004 г. № 96-1 «Об утверждении положения о порядке регулирования цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги) муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений городского округа город Воронеж» (в редакции решений Воронежской городской Думы от 08.02.2006 г. № 12-П; от 29.06.2006 г. № 145-И), Постановлением Главы городского округа город Воронеж Воронежской области от 02.03.2009 г. и Устава МБОУ СОШ №55 (в дальнейшем «Школа») и регулируют отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных дополнительных образовательных услуг.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок оказания Школой платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Основной целью настоящего Положения является упорядочение деятельности МБОУ СОШ №55 в части оказания платных дополнительных образовательных услуг

1.4. Школа вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги в соответствии с настоящим Положением, так как:

— имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности;

— в Уставе Школы такая деятельность предусмотрена;

— обеспечена необходимая материально-техническая база и наличие специалистов для оказания платных дополнительных образовательных услуг;

— созданы необходимые условия для оказания платных образовательных услуг в части соблюдения требований по охране и безопасности обучающихся.

1.5. Деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг не является предпринимательской.

Школа предоставляет платные дополнительные образовательные услуги в целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся.

Платные образовательные услуги по новым правилам

Платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет бюджетных ассигнований.

1.8. Оказание дополнительных услуг не может наносить ущерб или ухудшить качество предоставления основных образовательных услуг, которые Школа оказывает бесплатно.

1.9. Требования к оказанию образовательных услуг, в том числе содержанию образовательных программ, специальных курсов, определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами.

1.10. В Школе должен быть оформлен стенд с текстом настоящего Положения, договор с родителями ( законными представителями), расписание занятий, реквизиты Школы с указанием бюджетного счета.

4. Перечень платных дополнительных образовательных услуг.

Школа вправе оказывать следующие виды платных дополнительных образовательных услуг:

а) преподавание специальных курсов и циклов дисциплин сверх часов и программ, предусмотренных учебным планом;

г) обучение по дополнительным образовательным программам;

д) организация преподавания курсов (по подготовке к поступлению в учебные заведения; изучению иностранных языков, информационных технологий и др.)

е) организация работы различных кружков, групп, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, художественно — эстетического, научного, технического и прикладного творчества;

ж) создание различных учебных групп специального обучения, в том числе по подготовке дошкольников к обучению в школе;

з) организация работы физкультурно-оздоровительных групп.

Договор на оказание платных услуг скачать

Порядок определения платы за услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства

В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к основным видам его деятельности согласно учредительным документам данного учреждения, гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Такие услуги могут быть оказаны сверх установленного данному учреждению государственного (муниципального) задания, а также в пределах установленного государственного (муниципального) задания в случаях, определенных федеральными законами. Кто составляет и утверждает перечень платных услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства? Из чего складывается их цена? Каковы особенности определения платы за оказываемые услуги? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Порядок определения цены платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом (п.

платные образовательные услуги

4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). Минкультуры, выступающее в качестве учредителя подведомственных бюджетных учреждений культуры и искусства, разработало в отношении их Порядок определения платы за оказание (выполнение) для граждан и юридических лиц услуг (работ), относящихся к основным видам деятельности учреждений (далее — Порядок). Соответствующий проект приказа Минкультуры об утверждении данного Порядка размещен на официальном сайте Министерства (www.mkrf.ru).

Отметим, что указанный порядок могут применять только те государственные бюджетные учреждения, в отношении которых Минкультуры приняло решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного задания, а также на иные цели.

Оказание платных услуг

Как уже упоминалось выше, учреждение может оказывать платные услуги, которые отнесены его уставом к основным видам деятельности данного учреждения. Возможность оказания платных услуг определяется учреждением самостоятельно, исходя из его материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу, работу, а также других факторов. В результате учреждение формирует перечень платных услуг и утверждает его по согласованию с Минкультуры (п. п. 5, 6 Порядка).

Информация об утвержденном перечне платных услуг и их стоимости должна быть понятной и доступной для граждан и юридических лиц, которым эти услуги предоставляются. Обязанность по своевременному и достоверному предоставлению такой информации возложена на учреждение. Примерная форма доведения информации об оказываемых платных услугах до потребителей может выглядеть следующим образом:

Информация
о ценах на платные услуги, оказываемые
ГУК Центральная библиотека им. Ленина
N п/п Наименование услуги Цена
1 Выдача книг и печатных изданий из читального зала 50 руб/сут.
2 Выдача книг с абонемента популярной/актуальной
литературы
30 руб/сут
3 Использование электронных книжных баз 5 руб/час
4 Составление библиографического списка по
индивидуальному запросу
100 руб.
5 Ксерокопирование 2 руб/стр.
6 Выполнение сложных тематических запросов 300 руб.
7 Компьютерные услуги, в том числе:
— предоставление доступа в Интернет
20 руб/час
8 — помощь консультанта при работе в Интернете 25 руб/час
9 — поиск информации в Интернете (по заявке
пользователей)
50 руб.
10 — предварительный заказ на поиск в сети Интернет 50 руб.
11 — предоставление компьютерного времени без выхода в
Интернет
5 руб/час
12 — набор текста на компьютере 45 руб/стр.
13 — редактирование текста при помощи сотрудника 15 руб/стр.
14 — печать текста, иллюстраций 3 руб/стр.
15 — сканирование 3 руб/стр.
16 — перенос информации на электронные носители 20 руб.
17 — перевод с помощью «электронного переводчика» 5 руб/стр.

Если учреждение предусматривает оказание платной услуги в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая услуга включается в перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание (п. 4 Порядка).

Определение цены платной услуги

Согласно п. 4 Порядка цена платных услуг устанавливается с учетом полного покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и государственных услуг, подлежащих финансированию за счет субсидий из федерального бюджета, в недостающей части. Определение такой цены осуществляется на основании расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов, включаемых в себестоимость платной услуги, а также исходя из спроса на платную услугу, требований к ее качеству в соответствии с показателями государственного задания. Рассчитанные цены на платные услуги утверждаются по согласованию с Минкультуры.

Состав затрат, учитываемых при расчете стоимости платной услуги, представим в виде схемы.

—————————————————————————¬
¦ Затраты, включаемые в себестоимость платной услуги ¦
L————————————T————————————-
————————————+———————————-¬
—+———————————¬ ———————————-+-¬
¦ Прямые затраты (т.е. ¦ ¦Накладные затраты (т.е. необходимые¦
¦ непосредственно связанные с ¦ ¦ для обеспечения деятельности в ¦
¦ оказанием платной услуги и ¦ ¦ целом, но не потребляемые ¦
¦ потребляемые в процессе ее ¦ ¦ непосредственно при оказании ¦
¦ предоставления) ¦ ¦ услуги) ¦
+———————————— L————————————+
¦ ———————————-¬ ———————————-¬ ¦
¦ ¦ Затраты на персонал, ¦ ¦ Затраты на административно- ¦ ¦
+-+ непосредственно участвующий в ¦ ¦ управленческий персонал (т.е. не+-+
¦ ¦ процессе оказания платной услуги¦ ¦ участвующий непосредственно в ¦ ¦
¦ ¦ (основной персонал) ¦ ¦процессе оказания платной услуги)¦ ¦
¦ L———————————- L———————————- ¦
¦ ———————————-¬ ———————————-¬ ¦
¦ ¦ Материальные запасы, полностью ¦ ¦ Общехозяйственные затраты +-+
+-+ потребляемые в процессе оказания¦ ¦ (приобретение материальных ¦ ¦
¦ ¦ платной услуги ¦ ¦ запасов, оплата услуг связи, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ транспортных и коммунальных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ услуг, обслуживание и ремонт ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ объектов) ¦ ¦
¦ L———————————- L———————————- ¦
¦ ———————————-¬ ———————————-¬ ¦
¦ ¦ Затраты на приобретение ¦ ¦ Затраты на уплату налогов (кроме¦ ¦
+-+ (амортизация оборудования, ¦ ¦ налогов на фонд оплаты труда), +-+
¦ ¦используемого в процессе оказания¦ ¦ пошлин и иных обязательных ¦ ¦
¦ ¦ платной услуги) ¦ ¦ платежей ¦ ¦
¦ L———————————- L———————————- ¦
¦ ———————————-¬ ———————————-¬ ¦
¦ ¦ Прочие расходы, отражающие ¦ ¦ Затраты на содержание зданий ¦ ¦
L-+специфику оказания платной услуги¦ ¦ (амортизация), сооружений и +—
¦ ¦ ¦ других основных фондов, ¦
¦ ¦ ¦ непосредственно не связанные с ¦
¦ ¦ ¦ оказанием услуги ¦
L———————————- L———————————-

Прямые затраты

Затраты на основной персонал включают в себя:

  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала. Данные затраты рассчитываются как произведение стоимости единицы рабочего времени (например, человеко-дня, человеко-часа) на количество единиц времени, необходимое для оказания платной услуги. Причем расчет проводится по каждому сотруднику, участвующему в оказании услуги;
  • затраты на командировки основного персонала, связанные с предоставлением платной услуги;
  • суммы вознаграждения сотрудников, привлекаемых по гражданско-правовым договорам к выполнению отдельных работ.

Затраты на приобретение материальных запасов и услуг, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги, включают в себя (в зависимости от отраслевой специфики) затраты:

  • на приобретение расходных материалов;
  • на мягкий инвентарь;
  • на другие материальные запасы.

Указанные затраты рассчитываются по следующей формуле:

Объем
Затраты на приобретение Средняя цена потребления материалов
материальных запасов = на материальные x в процессе оказания
запасы платной услуги

Сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, определяется с учетом балансовой стоимости оборудования, годовой нормы его износа и времени работы оборудования в процессе оказания платной услуги.

Накладные затраты

Накладные затраты относятся на стоимость платной услуги пропорционально затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги (п. 17 Порядка).

Затраты на административно-управленческий персонал включают в себя:

  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого персонала;
  • нормативные затраты на командировки административно-управленческого персонала;
  • затраты по повышению квалификации основного и административно-управленческого персонала.

Общехозяйственные затраты включают в себя:

  • затраты на материальные и информационные ресурсы, затраты на услуги в области информационных технологий (в том числе приобретение неисключительных прав на программное обеспечение);
  • затраты на коммунальные услуги, услуги связи, транспорта, на услуги банков, на прочие услуги, потребляемые учреждением при оказании платной услуги;
  • затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе затраты на охрану (обслуживание систем видеонаблюдения, тревожных кнопок, контроля доступа в здание и т.п.), противопожарную безопасность (обслуживание оборудования, систем охранно-пожарной сигнализации и т.п.), текущий ремонт по видам основных фондов, содержание прилегающей территории; арендную плату за пользование имуществом (в случае, если аренда необходима для оказания платной услуги), уборку помещений, содержание транспорта, приобретение топлива для котельных, санитарную обработку помещений.

Величина начисленной амортизации имущества общехозяйственного назначения определяется на основании балансовой стоимости оборудования и годовой нормы его износа.

Льготная стоимость услуг

В соответствии со ст. 52 Основ законодательства о культуре при оказании платных услуг учреждения культуры могут устанавливать льготы для определенных категорий физических и юридических лиц. Порядок установления льгот определяется:

  • федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, в отношении организаций культуры, находящихся в федеральном ведении;
  • органами государственной власти субъектов РФ в отношении организаций культуры, находящихся в их ведении;
  • органами местного самоуправления в отношении организаций культуры, находящихся в их ведении.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв.

Постановлением Правительства РФ N 712 с 1 января 2005 г. федеральным государственным организациям культуры рекомендовано установить с учетом финансовых, материально-технических и организационных возможностей льготы на посещение платных мероприятий для следующих категорий населения:

  • детей дошкольного возраста;
  • учащихся;
  • инвалидов;
  • военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 712 «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры».

Стоит отметить, что льготы на платные услуги устанавливаются приказом руководителя учреждения культуры, в котором прописываются виды и размер льгот, условия и время их предоставления, а также перечень документов, при предъявлении которых указанные льготы могут быть получены. О льготных условиях предоставления платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, должны быть своевременно осведомлены потребители этих услуг. К примеру, указанная информация может быть размещена в средствах массовой информации или в доступных для посетителей зонах зданий учреждений культуры.

Полномочия по контролю за порядком предоставления льгот, как правило, возлагаются на вышестоящие органы, в ведении которых находятся учреждения культуры.

«Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

В соответствии с пунктом 5 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы) относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (приказ Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г.

Дополнительные платные образовательные услуги в школе

№ 1898, с изменениями внесенными приказом Минобрнауки России от 11 августа 2015 г. № 818) (далее — Порядок) , размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг. В соответствии с пунктом 6 Порядка размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины базовых нормативных затрат, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640, на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год. В соответствии со статьей 11 положения объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг. В соответствии со статьей 13 Положения нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе определяемых в соответствии с настоящим Положением базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее — корректирующие коэффициенты), с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат. Исходя из необходимости обеспечения одинаковых условий при оказании одних и тех же платных услуг и услуг, осуществляемых в рамках установленного государственного задания, стоимость платных образовательных услуг должна устанавливаться не ниже нормативов затрат, рассчитанных как базовые нормативы затраты с учетом корректирующих коэффициентов.

Список нормативно-правовых документов, которые регламентируют деятельность платных услуг
( открыть в новом окне(.pdf) )

1. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «интернет»
( скачать )

2. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 «об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
( скачать )

Дополнительные образовательные услуги

Положение об организации деятельности по оказанию дополнительных платных услуг
( открыть в новом окне (.pdf) )

7. Договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг 2017
( открыть в новом окне (.doc) )

8. Заявление на предоставление платных дополнительных образовательных услуг
( скачать )

9. Пример квитанции
( открыть в новом окне (.doc) )

10. Заявление на расторжение договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг
( скачать )

12. Распоряжение об утверждении методических рекомендаций по предупреждению незаконного сбора средств с родителей (от 30.10.2013 № 2524-р)
( открыть в новом окне (.pdf) )

13. Положение о порядке привлечения, расходования и учета добровольных пожертвований физических и юридических лиц
( открыть в новом окне (.pdf) )

Порядок определения цен (тарифов) на платные образовательные услуги, оказываемые

МОБУ ДО «Уфимский районный Дом детского творчества»

муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

  1. .Настоящий Порядок разработан в целях определения цен (тарифов) на платные образовательные услуги, оказываемые МОБУ ДО «Уфимский районный Дом детского творчества» муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, (далее — Учреждение).
  2. Учреждение согласовывает с Отделом цен и тарифов управления муниципального заказа администрации Уфимского района, определяет цены (тарифы) на образовательные услуги на основании размера расчётных и расчётно-нормативных затрат на оказание Учреждением образовательных услуг по основным видам деятельности, а также размера расчётных и расчётно-нормативных затрат на содержание имущества Учреждения с учётом:

Service Temporarily Unavailable

анализа фактических затрат Учреждения на оказание образовательных услуг по основным видам деятельности в предшествующие периоды, а при отсутствии данного вида услуг в предшествующем периоде с учётом планово-нормативных показателей на плановый период (год);

б. прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание Учреждением платных образовательных услуг по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

в. анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них;

г. возможности развития и совершенствования образовательной деятельности и материально-технической базы учреждения.

  1. Цены (тарифы) на платные образовательные услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек Учреждения на оказание данных услуг и предусмотренной рентабельности (на развитие учреждения).
  2. Перечень платных образовательных услуг, оказываемых Учреждением, цены (тарифы) на платные образовательные услуги, а также изменения в перечень платных образовательных услуг и изменения цен (тарифов) на образовательные услуги утверждаются приказом директора Учреждения и доводятся до сведения заказчика в установленном в Учреждении порядке.

Статья написана по материалам сайтов: ufpo.ru, wiseeconomist.ru, printscanner.ru.

«