+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Особенности избирательной системы рф


Органы государственной власти в РФ формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Но назначение на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти также осуществляется через выборы.Суть выборов заключается в том, чтобы все граждане РФ смогли выразить свою волю, а государственная власть — быть созданной и действовать в соответствии с этой волей.

Термин «избирательная система» часто употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. Различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы.

Пропорциональная избирательная система– порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. Партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель голосует за данный список.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях…» внесено дополнение – выборы по пропорциональной системе должны проходить по единому избирательному округу.

Мажоритарная система– избранным считается кандидат, получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по отношению к другому кандидату, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей.

Понятие «Избирательное право» (в узком смысле) понимается как система норм, регулирующих порядок предоставления права участия в выборах. Избирательное право может быть активным (это право участвовать в выборах и избирать) и пассивным (это право быть избранным). Возникает с 18 лет.

Принципы избирательного права(требования, предъявляемые к проведению выборов, при несоблюдении которых выборы могут быть признаны не состоявшимися):

1. Всеобщность выборов – все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

2. Равное избирательное право – все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

3. Прямые выборы– избиратели голосуют на выборах «за» или «против» непосредственно.

4. Тайное голосование— избиратель проявляет свою волю без всякого контроля над ним, давления или запугивания, с правом никому не сообщать о своем выборе.

Международно-правовые стандарты, предъявляемые к проведению выборов:

1. Выборы должны быть свободными – выборы должны проводиться в атмосфере исключающей давление и запугивание избирателей с соблюдением всех основных прав человека.

2. Справедливыми– гарантия всеобщности и равности выборов при тайном голосовании.

3. Подлинными– возможность реализации гражданами демократических избирательных и иных прав.

Стадии проведения выборов:

1. Назначение выборов (Уполномоченный орган в определенные законом сроки обязан принять решение о назначении выборов, определить дату дня голосования и опубликовать свое решение для всеобщего ознакомления)

2. Работа избирательных комиссий.(Система избирательных комиссий предполагает работу комиссий как на профессиональной (штатной основе): к ним относятся Центральная избирательная комиссия России , Избирательная Комиссия Свердловской области, районные и городские территориальные избирательные комиссии. А так же комиссии формируемые на время проведения избирательной кампании: к ним относятся окружные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии ).

3. Регистрация и учет избирателей. Составление списков избирателей.( Создан регистр Избирателей (участников референдума) на основании которого устанавливается численность зарегистрированных избирателей, с использованием сведений содержащихся в регистре составляются и уточняются списки избирателей, образуются избирательные участки и избирательные округа).

4. Образование избирательных округов и участков.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов.

6. Осуществление предвыборной агитации и финансирования выборов.

7. Проведение голосования, подсчет голосов, установление результатов выборов и их опубликование.

В мировой практике референдум – это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.

Референдум проводят в случаях:

— достижения высшей легитимности по некоторым важнейшим вопросам (внесение изменений в Конституцию и т.д.);

— желание государственной власти получить одобрение какого-то акта, в случаях, когда сама власть не решается взять на себя ответственность за решение данного вопроса.

При проведении референдума в РФ действуют общие принципы избирательного права: всеобщее равенство и прямого волеизъявление при тайном голосовании.

Конституции и уставы субъектов РФ предусматривают право граждан на непосредственное участие в осуществлении государственной власти в форме референдума. На референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления.

42. Политический процесс: понятие, этапы, типология.

В самом широком смысле политические процессы есть форма политической активности общества. Исключительное многообразие этой активности и тот факт, что каждый ее отдельный случай имеет свою причину и свою цель, разную степень предсказуемости результата и многие другие различия, весьма затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Особенности избирательной системы в России

политология

  • Оганнисян Рипсиме Арсеновна , бакалавр, студент
  • Баш­кирс­кий го­су­дарст­вен­ный аг­рар­ный уни­вер­си­тет
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
  • РЕФЕРЕНДУМ
  • ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Похожие материалы

Избирательная система– это установленный законами и иными нормативными актами порядок выборов в органы государственной власти РФ, субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также должностных лиц.

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ избирались по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%

Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.

Финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий, равно как и другие расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производится за счёт государственных бюджетных средств. Для проведения предвыборной агитационной кампании, а также для другой предусмотренной законом деятельности кандидат может привлекать и внебюджетные средства. Все они должны быть аккумулированы в едином избирательном фонде кандидата или избирательного объединения (блока). Размер фонда зависит от уровня проводимых выборов. Самый значительный фонд создаётся при проведении федеральных выборов. В соответствии с действующим законодательством избирательные фонды могут создаваться за счёт собственных средств кандидата, избирательного объединения, блока; средств, выделенных кандидату или избирательному объединению (блоку) соответствующей избирательной комиссией; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его объединением. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, юридических лиц, граждан, лиц без гражданства и международных организаций; российских юридических лиц с участием иностранного капитала, если доля последнего превышает 30%; со стороны органов государственной власти и местного самоуправления; воинских частей, благотворительных и религиозных объединений; со стороны анонимных пожертвований и лиц, не достигших 18 лет; юридических лиц, зарегистрированных менее чем за год до дня голосования.

При проведении референдума в РФ действуют общие принципы избирательного права: всеобщее равенство и прямого волеизъявление при тайном голосовании.

Конституции и уставы субъектов РФ предусматривают право граждан на непосредственное участие в осуществлении государственной власти в форме референдума. На референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления.

Список литературы

  1. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Москва, 1996 г.
  2. Белоцерковский В.А. При нынешней избирательной системе в России демократии не будет. // Независимая газета. М. 1995 г.
  3. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления и определения. 1992-2000 / Сост. и отв. ред. Т. Г. Морщакова. М.: Новый Юрист, 2001.
  4. Рахматуллина А.И, Шорохова А.А., Проблема преодоления правового нигилизма, 2014, 48-51 С.
  5. Батыршина З.Р., Шорохова А.А., Формирование кадрового резерва государственной и муниципальной службы, 2014, 661-664 С.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Особенности избирательной системы в России

Становление современной российской системы избирательных прав и свобод граждан связано с принятием 12 декабря 1993 года в ходе всенародного голосования действующей Конституции РФ. Конституция ввела принципиально новую для России систему органов государственной власти и местного самоуправления на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, отделения органов местного самоуправления от системы органов государственной власти.

Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.»Конституция РФ ст.32

Этот принципиально новый подход к государственному обустройству страны был призван оградить общество от возврата к монопольному положению одной политической партии и авторитарного стиля управления страной.

Избирательная система современной России, как явствует из вышеизложенного, претерпевала существенные изменения. Теперь политическая элита находится в поиске наиболее эффективных избирательных технологий, эффективных в смысле реализации стоящих перед ней политических задач. Поэтому и на сегодняшний день говорить об окончательно сложившейся избирательной системе в России вряд ли правомерно.

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способы организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и пропорциональная система.

Т.о. избирательную систему в современной России можно определить как смешанную, то есть сочетающую в себе различные принципы отбора представителей государственных органов власти. Именно смешанную избирательную систему имел в виду А.Лейпхарт, когда рекомендовал «умеренное пропорциональное представительство» тем, «кто закладывает основы демократического устройства»Василик М.А. Политология: хрестоматия — М.: Гардарики, 2008 с.433

Как указано выше, половина состава Государственной Думы избирается по мажоритарной системе, а другая — по пропорциональной. В последнем случае установлен 5% барьер, препятствующий попаданию в законодательный орган представителей малопопулярных объединений. По мнению ряда политологов, это позволяет получать депутатские мандаты представителям различных социальных групп (демографических, классовых, этнических, территориальных), проводить в законодательный орган экономистов, юристов и других специалистов (которые являются экспертами в своей области деятельности, но не столь эффектны в процессе избирательной борьбы, как профессиональные политики) и в тоже время избежать крайней формы политического представительства, когда в органах власти одновременно присутствует столько разноплановых политических сил (при незначительной удельной массе каждой), что выработка единой линии просто невозможна.

Порядок избрания депутатов Государственной Думы определяется тремя федеральными законами: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г.; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г.; «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 17 августа 1995 г.; а также некоторыми положениями закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.

Институт прямых выборов Президента — это сравнительно новое явление в России, однако большинство населения страны проявляет заметную политическую активность именно на этих выборах. Явка на президентских выборах никогда не была менее 60 %.

избирательный мажоритарный пропорциональный выборы

Особенности избирательной системы РФ

Читайте также:
  1. Ccccccccc) 85. В чем особенности систем с «выталкиванием» и «вытягиванием» изделий, запущенных в производство?
  2. CRM системы
  3. II. История развития налогов и налогообложения в СССР. Становление налоговой системы современной России
  4. II. Особенности продажи продовольственных товаров
  5. II. Особенности Российского рынка олигополии
  6. II. Понятие агроэкосистемы
  7. II. Структура Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников
  8. III. Впишите пропущенные названия структурных компо­нентов в системы воспитательного процесса, выделен­ные по различным критериям.
  9. III. Городские экосистемы
  10. III.Особенности грамматического строя немецкого языка
  11. ISO 14004:2004 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования».
  12. IV. ГОРОДСКИЕ СИСТЕМЫ ЭНЕРГОБЕСПЕЧЕНИЯ

Избирательная система — это определенный порядок формирования выборов государственной и местной власти. Избирательная система является важнейшим элементом политической системы государства. Она урегулирована правовыми нормами, которые образуют избирательное право. Избирательная система охватывает как принципы и условия участия в формировании избираемых органов, так и организацию и порядок выборов.

В субъективном смысле избирательное право выступает как право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Избирательное право является одним из основных конституционных прав граждан и относится к группе политических прав.

Избирательное право в Российской Федерации имеет свои источники, т.е. нормативные акты, которые определяют порядок выборов. Среди этих источников выделяются следующие: 1) Конституция Российской Федерации (1993); 2) конституции республик в составе России, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; 3) Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” (1994); 4) законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 5) указы и распоряжения Президента России; 6) нормативные акты глав администраций (президентов и губернаторов) исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Избирательное право основано на нескольких принципах. Оно является прямым, всеобщим, равным и осуществляется при тайном голосовании. В числе основных принципов избирательного права — свобода предвыборной агитации и равноправие кандидатов при проведении избирательной кампании.

Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором туре участвуют два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре.

В соответствии с российскими законами избирательными правами обладают граждане Российской Федерации, достигшие на момент проведения выборов восемнадцати лет. Право избирать называется активным избирательным правом, а право быть избранным — пассивным (для депутатов Государственной Думы — не менее 21 года, для Президента России — не менее 35 лет). Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными и находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям.

Как же осуществляются выборы в федеральные органы государственной власти? Федеральное Собрание России является представительным и законодательным органом. Оно состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная Дума избирается на основе мажоритарной избирательной системы (225 депутатов) и системы пропорционального представительства (225 депутатов). Совет Федерации в буквальном смысле слова не избирается, а формируется из представителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Каждый субъект Российской федерации делегирует на паритетных началах по одному представителю от законодательной и исполнительной власти. Президент Российской Федерации избирается по мажоритарной избирательной системе как абсолютного, так и относительного большинства. Порядок и способ избрания представителей законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяется их законодательством, но при условии, что данная процедура не будет противоречить основам избирательного права России.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья написана по материалам сайтов: novainfo.ru, studwood.ru, studopedia.su.