+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Наставление по боевой подготовке


85-я инженерная бригада — РВГК Войска: сухопутные … Википедия

Суворов, Александр Васильевич — (князь Италийский, граф Рымникский) — генералиссимус Российских войск, фельдмаршал австрийской армии, великий маршал войск пьемонтских, граф Священной Римской империи, наследственный принц Сардинского королевского дома, гранд короны и кузен … Большая биографическая энциклопедия

Штаб Ракетных войск стратегического назначения — Орган управления Ракетных войск стратегического назначения, предназначенный для оперативного управления РВСН; входит в состав Командования РВСН и подчиняется Командующему РВСН. На основании решений Командующего РВСН координирует деятельность… … Энциклопедия РВСН

Николай II Александрович — Император Всероссийский, старший сын Императора Александра III и Его Супруги, Государыни Императрицы Марии Федоровны, родился в Царском Селе 6 мая 1868 г.; вступил на Всероссийский престол 21 октября 1894 г. Великое дело воспитания будущего… … Большая биографическая энциклопедия

Суворов Александр Васильевич — [13(24).11.1729 или 1730, Москва, 6(18). 5.1800, Петербург, похоронен в Александро Невской лавре], граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), русский полководец и военный теоретик, генералиссимус (1799). В детстве под руководством отца… … Большая советская энциклопедия

Суворов — I Суворов Александр Васильевич [13(24).11.1729 или 1730, Москва, 6(18). 5.1800, Петербург, похоронен в Александро Невской лавре], граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), русский полководец и военный теоретик, генералиссимус… … Большая советская энциклопедия

Штаб реактивных частей — Орган управления бригадами особого назначения Резерва Верховного Главного Командования (РВГК), вооруженными ракетами дальнего действия. Создан в июне 1955 на основе действовавшего с апреля 1953 Управления заместителя командующего артиллерией по… … Энциклопедия РВСН

Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

Панин, граф Петр Иванович — генерал аншеф, младший сын сенатора Ивана Васильевича П. (см.) родился в 1721 г. в родовом селе Везовне Мещовского уезда Калужской губернии; умер скоропостижно в Москве 15 го апреля 1789 года. Детство свое Петр Иванович провел вместе с братом… … Большая биографическая энциклопедия

Военная литература

это описание изделия и правил его использования. Содержит описание частей изделия, если необходимо, последовательность его сборки, рекомендации по настройке, пользованию и обслуживанию. Эти описания снабжаются иллюстрациями, схемами и чертежами. Особое внимание в правилах по эксплуатации уделяется правилам безопасности. Инструкции по эксплуатации часто выполняются на нескольких языках. Инструкции по эксплуатации также могут наноситься непосредственно на изделия, например в виде наклеек или надписей краской.
Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) — комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке.

содержит необходимые сведения по ремонту, диагностике и регулировке различных систем и элементов двигателя. Также рассмотрены возможные неисправности и методы, которые позволят их устранить, сопрягаемые размеры основных деталей и пределы их допустимого изнашивания, рекомендуемые материалы смазки и рабочие жидкости.

содержит устройство и действие агрегатов и механизмов и изложены основные правила эксплуатации. Памятка экипажу по эксплуатации является кратким справочным пособием для членов экипажа, знающих устройство и правила эксплуатации. В памятке изложены основные требования безопасности и правила эксплуатации, а также указания по техническому обслуживанию и устранению наиболее часто встречающихся неисправностей.

это учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

излагает основные положения по организации тактической, специальной и технической подготовки, стрельбы и управления огнем; порядок проверки и оценки подразделений по указанным предметам обучения, а также рассматривается организация обучения. Имеются: приложения и задачи, примеры решения задач, бланки для оформления различных руководящих и сопроводительных документов.

предназначен для обучения солдат, курсантов, сержантов, прапорщиков и офицеров умелому и эффективному использованию стрелкового оружия, гранатометов, переносных противотанковых комплексов и вооружения боевых машин в современном бою.

это инструкция по устройству стрелкового оружия, его использованию и обслуживанию, основам стрельбы из определенных его образцов, которые издает Министерство обороны. Наставления являются официальным документом для обучения обращению для каждой модели вооружения в виде отдельной книги и в виде сборников по нескольким образцам.
Наставления, которые издаются в виде сборников, включают общий раздел, где изложены основы внутренней и внешней баллистики и другие общие сведения, необходимые для огневой подготовки. Сборники, как правило, предназначены для вневойсковой подготовки. Кроме того издаются наставления по стрелковому делу по ручным и станковым гранатомётам и ручным гранатам.

это пособие, в котором собрана необходимая для данного роде войск информация по боевой службе, технике и вооружению.Такие учебники более полны, чем просто пособия для рядового военнослужащего, но в то же время суть в них излагается проще, чем было бы изложено в подобных пособиях для офицерского состава.

это документ, который регламентирует функционирование вооружённых сил и охватывает все моменты жизни армии.
Боевые уставы родов войск — официальные руководящие документы, определяющие цели, задачи, способы, принципы применения и боевой деятельности соединений, частей и кораблей и объединений различных родов войск видов вооружённых сил при ведении самостоятельных и совместных боевых действий.
Боевой устав разрабатывается на основе опыта войн, положений военной доктрины страны и военно-теоретической мысли.

это издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, которые рассчитаны на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку.
Справочники обычно имеют систематизированную структуру, заглавия в них упорядочены по определённому принципу, снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным и прочее).

РУКОВОДСТВО БОЕВОЙ ПОДГОТОВКОЙ

Читайте также:
  1. Борьбой за военные силы и подготовкой к военным действиям.
  2. Гегемония — от греч. hegemonia предводительство, господство), руководство, первенствующее положение.
  3. Новое руководство Москвы продолжило борьбу с этой сложно и трудно решаемой городской проблемой в основном в том же направлении, прежними методами и способами.
  4. Оперативное планирование и руководство работой в узле
  5. Оперативное руководство работой станции.
  6. Переводом с ли­ста с подготовкой».
  7. Порядок пользования Руководством 4Р.
  8. Руководство в организации.
  9. Руководство деловыми отношениями людей
  10. Руководство личными отношениями людей
  11. Руководство подготовкой хозяйств к работе в зимних условиях

Второй учебный вопрос

Руководство боевой подготовкой заключаетсяв непрерывной целенаправленной деятельности командующих, командиров (начальников) и органов управления по организации боевой подготовки, всестороннему обеспечению ее мероприятий; проведении комплекса мер по недопущению гибели и травматизма личного состава при обращении с оружием, боеприпасами и ВВТ при выполнении упражнений по огневой подготовке и вождению боевых (колесных) машин, проведении ТУ (ТСУ); изучению, обобщению и внедрению передового опыта; развитию и совершенствованию УМБ; контролю и оказанию помощи подчиненным в проведении занятий, подведении итогов боевой подготовки.

Руководство обучением и воспитанием должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение программ и планов подготовки войск.

Требования, предъявляемые к руководству боевой подготовкой:

соответствие содержания боевой подготовки положениям нормативных правовых документов, регламентирующих организацию и осуществление служебно-боевой деятельности внутренних войск;

строгое соблюдение принципов воинского обучения и воспитания;

учет достижений военной науки, опыта войн и вооруженных конфликтов, передового опыта организации проведения мероприятий боевой подготовки;

эффективное использование и развитие УМБ боевой подготовки.

Основными мероприятиями руководства боевой подготовкой являются:

анализ и оценка состояния подготовки подчиненных войск;

организация боевой подготовки;

контроль за ходом боевой подготовки и оказание помощи подчиненным командирам и воинским частям (подразделениям);

целенаправленная подготовка командиров (начальников) и органов управления к руководству боевой подготовкой;

организация работы по повышению (подтверждению) классной квалификации;

организация конкурсов, состязаний (соревнований) среди военнослужащих и подразделений по задачам и нормативам;

постоянное изучение и оперативное внедрение передового опыта в практику обучения войск;

строительство и совершенствование УМБ, своевременное внедрение в практику боевой подготовки новейших средств обучения;

учет и отчетность, своевременное и объективное подведение итогов боевой подготовки.

Работа по осуществлению контроля и оказанию помощи войскам.

Цель контроля и оказания помощи заключается в обеспечении командующего (командира, начальника) объективными данными, отражающими готовность подчиненных войск и их органов управления к выполнению задач по служебно-боевому предназначению, уровень подготовки личного состава, реальное положение дел в боевой подготовке, обучении командующих (командиров, начальников), органов управления организации, планированию, всестороннему обеспечению, проведению мероприятий боевой подготовки и другим вопросам.

Основным содержанием работы по контролю и оказанию помощи является: проверка выполнения плана и программ боевой подготовки, охвата учебой всех категорий военнослужащих; проверка и оценка организации и методики проведения занятий и учений, уровня подготовки личного состава и слаженности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления; изучение результатов контроля за ходом боевой подготовки, определение причин вскрытых недостатков и оказание помощи подчиненным в организации и проведении работ по их устранению; обучение командиров, органов управления объединений, соединений, воинских частей и подразделений организации и методике решения поставленных задач путем подготовки и проведения целевых инструкторско-методических и показных занятий, совместной практической работе по подготовке и проведению основных мероприятий подготовки войск; контроль устранения вскрытых недостатков.

Командующие (командиры, начальники), органы управления осуществляют постоянный контроль за выполнением подчиненными соединениями (воинскими частями, подразделениями) поставленных задач и качеством учебного процесса. Контроль осуществляется посредством плановой работы старших начальников в соединениях (воинских частях, подразделениях), а также по докладам, полученным от подчиненных командиров и начальников.

Мероприятия контроляотражаются: в планах подготовки войск; в плане-календаре основных мероприятий – на месяц; личных планах работы должностных лиц.

При проверках организации и хода занятий обязательно проверяется состояние учета боевой подготовки. Результаты проверок записываются в журналы боевой подготовки.

Контроль и оказание помощи войскам в организации боевой учебы с проведением контрольных занятий проводятся в ходе работы целевых и комплексных групп:

командующим войсками объединения – в каждом соединении, воинской части, ему непосредственно подчиненной, – в течение учебного года;

командиром соединения (бригады) – в каждой воинской части в течение периода обучения;

командиром воинской части – в каждом подразделении в течение периода обучения.

Руководящий составобъединений, соединений и воинских частей принимает личное участие в организации боевой подготовки и проведении занятий с личным составом войск. Для контроля выполнения норм проведения занятий в штабах разрабатывается соответствующий план, который хранится с документами плана боевой подготовки, выписки из плана – у должностных лиц.

Должностные лица проводят занятия:

командующий войсками объединения, командир соединения – 4-6 часов в месяц;

заместители командующего войсками объединения (командира соединения) – 6-8 часов в месяц;

начальники служб управления объединения (соединения, воинской части) – 8-10 часов в месяц;

командир воинской части – 2-3 часа в неделю;

заместители командира воинской части – 3-4 часа в неделю;

командир батальона и его заместители – 4-6 часов в неделю.

Командир батальона проверяет качество проведения занятий ежемесячно не менее чем в двух подразделениях, командир роты— еженедельно не менее чем в одном взводе.

Контроль за ходом боевой подготовки подразделяется на текущий (повседневный) и периодический.

Текущий (повседневный) контроль служит для обеспечения качества учебного процесса, корректировки процесса обучения, предупреждения негативных явлений в боевой учебе.

Содержание текущего контроля: проверка готовности основных мероприятий боевой подготовки, подготовки руководителей к очередным занятиям; проверка организации, методики и хода занятий; проверка качества усвоения (отработки) военнослужащими тем, учебных задач и нормативов в ходе занятий; проверка исправности и эффективности использования УМБ; заслушивание подчиненных командиров (начальников) о выполнении мероприятий боевой подготовки и готовности к занятиям на следующий день.

Повседневный (текущий) контроль за ходом боевой подготовки целесообразно проводить в соответствии со сводным расписанием занятий, а также личными планами работы командира и других офицеров управления соединения и воинской части.

Периодический контроль организуется в целях проверки уровня подготовки личного состава по отдельным предметам обучения, должностным и специальным обязанностям, выучки подразделений в целом, после отработки отдельных разделов программ (завершения этапов слаживания подразделений и воинских частей).

Содержание периодического контроля: проверка уровня подготовки личного состава к несению боевой службы; зачетные (контрольные) занятия (учения); итоговые (контрольные) проверки; проверка организации подготовки и ввода в строй вновь прибывшего пополнения, выпускников учебных воинских частей, офицеров-выпускников ВОУВПО; проверка выполнения офицерами индивидуальных заданий; контроль внедрения передового опыта, прием зачетов по знанию руководящих документов по боевой подготовке.

Проверка качества выполнения планов и программ боевой подготовки осуществляется постоянно, не нарушая при этом хода учебного процесса. Выявленные недостатки устраняются на местах с оказанием практической помощи в. Обобщение опыта боевой подготовки и доведение его до органов военного управления и войск.

Изучение, обобщение и внедрение передового опыта обучения заключается в целенаправленной повседневной работе командующих (командиров, начальников), органов управления по выявлению новых, передовых методов и способов организации обучения и воспитания офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов) и применение новых методов, способов обучения и воспитания путем проведения показных, ИМЗ, совещаний и методических конференций (семинаров) по актуальным вопросам боевой подготовки, разработке методических пособий и рекомендаций.

Проведение таких мероприятий способствует установлению единых взглядов на методику подготовки и проведения занятий и учений в каждой воинской части, соединении.

Учет результатов боевой подготовки — есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки и уровня обученности войск. Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих степень подготовки подразделений, воинских частей и соединений.

Учетом результатов боевой подготовки обеспечивается всесторонний анализ состояния уровня выучки и слаженности соединений, воинских частей и подразделений, хода и качества учебного процесса в целях подготовки необходимых решений, рекомендаций в процессе управления войсками для поддержания и совершенствования их боевой готовности.

Учет подразделяется на оперативный и периодический.

Оперативный учет заключается в повседневной записи и обработке результатов выполнения планов подготовки и усвоения программы обучения личным составом. Он включает учет боевой подготовки солдат (матросов) и сержантов (старшин) взвода, подразделений, прапорщиков (мичманов), офицеров органов управления и подразделений.

Периодический учет обобщение результатов оперативного учета с последующим анализом и выводами за установленный период времени учебного года (неделю, месяц, квартал, полугодие, год).

Основным учетным документом по боевой подготовке является журнал учета боевой (командирской) подготовки, который ведется в течение учебного года (периода обучения). Журналы хранятся в течение последующего года и уничтожаются по его завершении.

Во взводеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки с конкретизацией до каждого военнослужащего и за отделения (экипажи, расчеты).

В ротеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки роты за отделения, взводы и командирскую подготовку сержантов. Кроме того, делаются отметки о проведении (выполнении) занятий (мероприятий) в расписании занятий.

В батальонеучет боевой подготовки ведется за взводы, роты. Командирская подготовка командиров взводов учитывается в журнале учета командирской подготовки.

В воинской частиучет боевой подготовки ведется за роты и батальоны. Командирская подготовка офицеров управления, командиров батальонов, рот и их заместителей, прапорщиков (мичманов) учитывается в журналах учета командирской подготовки. Ведется учет подготовки военнослужащих женского пола управления воинской части. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении мероприятий.

В том случае, когда воинская часть (отдельный батальон) организационно состоит из рот (взводов) журнал учета боевой подготовки ведется и за батальон, и за воинскую часть.

В штабе соединенияучет боевой подготовки ведется за батальоны и каждую воинскую часть, а также за подготовку офицеров управления соединения, командиров воинских частей и их заместителей, прапорщиков, военнослужащих женского пола управления соединения и подразделений, входящих в управление соединения. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении.

В отделе боевой подготовки объединенияглавными задачами учета боевой подготовки являются сбор, обобщение и статистическая обработка данных для анализа состояния подготовки войск. В отделе обобщаются данные за состояние подготовки каждого соединения, воинской части, батальона по каждому предмету обучения.

Отчетность по боевой подготовке – система отчетно-информационных документов и мероприятий, обеспечивающая командиров и органы управления своевременными и объективными данными о ходе и качестве подготовки войск. Она включает:

доклады об итогах боевой подготовки за каждый период обучения и учебный год;

доклады (акты, пояснительные записки, сводные ведомости) по результатам проверок и инспектирований;

доклады о выполнении планов подготовки войск;

доклады о готовности и проведении основных мероприятий боевой подготовки;

текущие (в том числе формализованные) доклады.

Система отчетности должна исключать дублирование сведений, представляемых в одну и ту же инстанцию. Она устанавливается распоряжениями и указаниями старших командиров (начальников).

Командиры анализируют степень и качество выполнения расписания занятий, плана подготовки войск объединения (плана боевой подготовки соединения, воинской части) и докладывают установленным порядком по команде: командир взвода – ежедневно, командир роты – еженедельно; командир батальона, воинской части, соединения – ежемесячно.

Кроме того, командир воинской части на основании итоговых данных за период обучения и учебный год представляет письменный доклад командиру соединения (командующему войсками объединения). Командир соединения ежемесячно анализирует состояние боевой подготовки воинских частей и подразделений, степень выполнения поставленных задач и докладывает, в объеме установленном командующим войсками объединения, итоги месяца и результаты проверок проведенных за отчетный период.

Каждое управление, отдел (отделение), служба обобщает сведения о состоянии боевой подготовки по своей специальности за все воинские части, подразделения по подчиненности. Для этого устанавливается порядок докладов по службам и разрабатываются учетные формы.

Подведение итогов боевой подготовки, постановка задач.

Итоги боевой подготовки подводятся:

в подразделениях – на совещаниях с офицерами, прапорщиками, сержантами подразделения, на общем собрании личного состава: в батальоне, роте – за месяц, во взводе – после проведения занятия;

в воинской части, соединении – на служебном совещании с офицерами, общем собрании личного состава – ежемесячно, за период обучения и учебный год;

в объединении – на служебном совещании с офицерами управления – за период обучения и учебный год.

При подведении итогов также осуществляется определение основных направлений в боевой подготовке и постановка задач на очередной период.

Сроки и время подведения итогов и постановки задач указываются в документах планирования. Для их проведения в штабах (управлениях) составляются планы, в которых указываются место, время проведения, форма одежды, кто привлекается, а также кто выступает и по какому вопросу, дается перечень наглядных пособий.

План подписывается начальником штаба и утверждается командующим войсками объединения (командиром). Материалы подведения итогов и постановки задач должны быть оформлены:

в роте, батальоне – в рабочей тетради командира роты, батальона;

в воинской части, соединении, объединении – в деле боевой подготовки, которые хранятся в течение года, как отчетные документы.

При подведении итогов боевой подготовки командир:

оценивает степень выполнения плана и программ боевой подготовки;

анализирует качество отработки пройденных тем, нормативов, охват личного состава учебой, результаты боевой подготовки по основным предметам обучения (оценочные показатели командирской подготовки, подготовки органов управления, соединений, воинских частей и подразделений);

указывает недостатки и их причины, положительные стороны в обучении и воспитании, отмечает отличившихся и отстающих за прошедший период, наиболее поучительные мероприятия боевой учебы;

оценивает содержание объектов УМБ, полноту загрузки учебных объектов, осуществление мероприятий по поддержанию их в готовности к полноценному обеспечению занятий;

уточняет порядок выхода воинских частей (подразделений) в учебные центры, на полигоны, расход моторесурсов, материальное обеспечение;

оценивает состояние руководства боевой подготовкой, указывает: кто, когда и где оказывает помощь или контролирует качество проведения занятий;

доводит темы ИМЗ с офицерами, сержантским составом и сроки представления планов проведения занятий на утверждение;

делает выводы по результатам боевой подготовки и ставит задачи на следующий этап подготовки.

Результаты боевой подготовки отражаются в приказах по объединению (соединению, воинской части) об итогах боевой подготовки в прошедшем периоде обучения (учебном году) и задачах на новый период обучения (новый учебный год), об итогах служебно-боевой деятельности и аналитических справках (обзорах).

Справки по анализу состояния боевой подготовки оформляются:

в воинской части – за месяц, учебный период, учебный год;

в соединении – за месяц, учебный период, учебный год;

в объединении – за учебный период, учебный год.

Кроме того, отчетными документами по боевой подготовке являются:

сводные ведомости общих результатов инспектирования, итоговых и контрольных проверок за последние 5 лет (с детализацией: в объединении – до воинской части; в соединении – до батальона, отдельной роты; в воинской части – до роты, отдельного взвода), командирской подготовки офицеров;

ведомости результатов подготовки классных специалистов;

сведения об объектах УМБ с необходимой технической документацией, выписки из приказов о закреплении этих объектов за воинскими частями (подразделениями);

контрольные экземпляры методических материалов по предметам обучения;

журнал учета приказов, директив, распоряжений по боевой подготовке, поступивших из вышестоящего штаба.

Методическая работа– это комплекс мероприятий, направленных на повышение методической подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов в обучении и воспитании подчиненных и повышению на этой основе качества и результативности занятий, эффективности боевой подготовки.

Методическую работу организуют и направляют командующие войсками объединений, командиры соединений и воинских частей.

Мероприятия методической работы отражаются в документах планирования.

Основным содержанием методической работы является: разработка и внедрение в практику подготовки личного состава методических пособий, практических рекомендаций, типовых (опорных) конспектов, частных методик; обобщение и внедрение в жизнь передового опыта обучения и воспитания военнослужащих; установление единства в понимании и применении форм и методов обучения и воспитания в процессе обучения, организация проведения методических конференций, УМС, методических совещаний и обсуждений; проведение инструкторско-методических и показных занятий, открытых уроков, оказание помощи молодым командирам в их становлении по вопросам обучения и воспитания с использованием новейших достижений педагогической науки и научно-технического прогресса в целом.

Мероприятия методической работыотражаются в плане боевой подготовки на год отдельным разделом и уточняются на период обучения.

Основными формами методической работы в соединениях и воинских частях внутренних войск являются:

УМС и методические совещания, научно-практические (методические) конференции и семинары;

заседания методического совета (в учебных воинских частях) и методические совещания, на которых рассматриваются вопросы методики обучения и воспитания;

методические занятия: инструкторско-методические, открытые, показные и пробные, инструктажи, а также лекции, доклады и сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, общей и военной педагогики и психологии;

разработка учебно-методических материалов;

проведение педагогических (методических) экспериментов, изучение передового педагогического опыта, опыта служебно-боевой деятельности войск и внедрение их результатов в процесс боевой подготовки.

В целях обобщения и передачи опыта методической работы, а также создания необходимых условий для подготовки руководителей к занятиям в соединениях и воинских частях создаются методические центры, кабинеты, классы, уголки. Их оборудование должно непрерывно обновляться, отражать успехи офицеров по совершенствованию методики обучения и воспитания личного состава, обеспечивать условия для практического их использования руководителями занятий, содержать необходимые материалы для подготовки к занятиям.

В методическом кабинете (классе) полка (батальона) находятся:

военная, техническая и педагогическая литература, тематические подборки из журналов и газет, методические разработки, учебные пособия, стенды и плакаты по методике обучения и воспитания;

образцы конспектов, планов-конспектов и методических разработок по темам;

варианты положений по проведению состязаний на лучшего специалиста (расчет, экипаж, войсковой наряд, подразделение и тому подобное);

учебники, учебные пособия и перечни рекомендованной литературы по темам обучения;

стенды и плакаты по общевойсковым дисциплинам, специальной, технической и тактико-специальной подготовке;

материалы по истории развития отечественной, зарубежной науки и техники и новинки по этим вопросам; технические средства обучения.

Заключение

Изложенный материал лекции позволяет сделать вывод, что боевая подготовка является важнейшим условием повышения боевой готовности, успешного решения задач укрепления воинской дисциплины и уставного порядка, которая может быть решена только при четкой и организованной деятельности всех должностных лиц, умении принимать обоснованные решения, в том числе по одиночной и индивидуальной подготовке военнослужащих

Преподаватель напоминает тему и учебные вопросы занятия. Оценивает качество отработанных в ходе занятия учебных вопросов, после чего указывает, что боевая подготовкаэто целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания (боевого слаживания) подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения служебно-боевых (боевых) задач в соответствии с их предназначением. Это позволит сохранить боеспособность личного состава и выполнить поставленные задачи. Затем оценивает работу курсантов, отмечая положительные стороны и недостатки, выявленные в процессе занятия.

Доцент кафедры защиты населения и территорий

полковник внутренней службы Д. В. Савельев

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Приказ Министра обороны РФ № 71 от 01.01.01 г. «О Концепции боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации»

Приказ Министра обороны РФ № 71 от 01.01.01 г.

«О Концепции боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации»

В целях совершенствования работы по организации и проведению мероприятий боевой подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемую Концепцию боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно-десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации руководствоваться при планировании организации деятельности войск (сил) положениями Концепции боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации.

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Маршал Российской Федерации И. Сергеев

к приказу Министра обороны

КОНЦЕПЦИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Концепция боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется — Концепция) представляет собой сконцентрированную в едином документе совокупность основополагающих, официально принятых в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее ^ именуются — Вооруженные Силы) положений, понятий и взглядов по организации, проведению, всестороннему обеспечению и совершенствованию боевой подготовки Вооруженных Сил на период до 2005 года и на ближайшую перспективу (до годов) с учетом реальных условий военно-экономического развития государства.

Основной целью разработки Концепции является упорядочение взглядов, понятий и суждений, изложенных в нормативных, учебно-методических и иных изданиях по боевой подготовке, а также выработка единых подходов по организации, проведению, всестороннему обеспечению и совершенствованию боевой подготовки Вооруженных Сил, отвечающих требованиям их развития и деятельности на современном этапе.

Положения Концепции учитывают перспективы развития вооружения, военной и специальной техники на период до 2015 года, а также отечественный (исторический) и зарубежный опыт боевой подготовки.

Концепция является составной частью комплекса нормативных правовых актов и программных документов, регламентирующих деятельность органов военного управления по вопросам обеспечения военной безопасности, в пределах их полномочий.

Концепция излагает основы боевой подготовки Вооруженных Сил, положения и подходы к построению, функционированию и совершенствованию ее системы, цели и задачи боевой подготовки, определяет основы совместной деятельности, взаимодействия и распределения функций (полномочий) органов военного управления по руководству боевой подготовкой в Вооруженных Силах, а также вопросы координации боевой подготовки, обеспечения ее интенсивности и качества, повышения эффективности ее системы и всестороннего обеспечения.

Реализация положений Концепции предполагает создание условий для подготовки военнослужащих, подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) к выполнению задач по отражению агрессии, предупреждению и локализации вооруженных конфликтов, а также успешному решению задач в операциях по поддержанию мира, в том числе и с привлечением других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны. Это достигается скоординированной деятельностью в пределах компетенции всех органов военного управления по осуществлению комплекса организационных, материально-технических, научных, морально-психологических, учебно-методических, воспитательных, социальных, правовых, информационных и других мер, направленных на обеспечение создания условий для успешного решения задач боевой подготовки Вооруженных Сил и внедрения современных способов обучения войск в короткие сроки.

I. Общие положения

1. Основными задачами Концепции являются:

уточнение целей, задач и основных принципов боевой подготовки;

определение приоритетных направлений развития боевой подготовки, повышение ее эффективности за счет наращивания качественных параметров и с учетом военно-экономического развития военной организации государства до 2005 года и на перспективу;

уточнение основ организации боевой подготовки, распределения функций (полномочий) органов военного управления по руководству боевой подготовкой в Вооруженных Силах;

упорядочение взглядов, суждений, понятий по боевой подготовке и ее системы с учетом современных тенденций развития военного искусства, способов подготовки войск и решаемых Вооруженными Силами задач;

определение направлений развития средств обучения (учебной материально-технической базы), основ всестороннего обеспечения боевой подготовки Вооруженных Сил.

Содержание Концепции может дополняться (уточняться) при изменении условий военного строительства, уточнении положений военной доктрины Российской Федерации в соответствии с ходом реформирования Вооруженных Сил, изменении военно-экономических, социально-правовых и иных условий их деятельности.

Краткая характеристика основных терминов, употребляемых в Концепции, приведена в приложении к настоящему приказу.

II. Боевая подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации

2. Боевая подготовка, ее роль и место в общей системе подготовки Вооруженных Сил

Боевая подготовка — это система спланированных, организованных и систематически проводимых мероприятий по воинскому обучению и воспитанию личного состава, слаживанию подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

Боевая подготовка является основным видом подготовки соединений и воинских частей Вооруженных Сил, проводится как в мирное, так и в военное время и составляет основное содержание деятельности командующих (командиров, начальников) и войск (сил) в мирное время. Цели и задачи боевой подготовки реализуются только через определенную систему.

Посредством боевой подготовки достигается высокий уровень боеготовности и боеспособности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления, обеспечивается требуемый уровень профессиональной выучки военнослужащих. Этим определяются роль и место боевой подготовки в общей системе подготовки Вооруженных Сил. Это положение закреплено в Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года. Кроме того, на определение роли и места боевой подготовки в общей системе подготовки Вооруженных Сил в современных условиях влияет ряд важнейших взаимосвязанных факторов, повышающих ее роль, основными из которых являются:

усиление угрозы возникновения локальных конфликтов и войн;

возрастающая роль тактических действий войск (сил) группировками мирного времени в ходе локальных конфликтов и войн, что существенно повышает требования к уровню подготовки подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для действий с применением разнородных сил и средств;

необходимость заблаговременной подготовки войск (сил) в составе объединенных, разноведомственных группировок к успешному решению боевых (оперативных) задач;

повышение требований к совместной, межвидовой подготовке войск (сил) в системе боевой подготовки и организация подготовки войск (сил) в едином процессе боевой и оперативной подготовки;

возрастание требований к подготовке всех категорий военнослужащих.

Боевая подготовка включает:

теоретическое изучение тактики и способов боевого применения войск;

одиночную подготовку (обучение вновь прибывших солдат, матросов и курсантов в целях получения ими знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения задач в бою, при обращении с оружием и военной техникой, выполнении задач в повседневной деятельности);

индивидуальную подготовку военнослужащих (совершенствование знаний, умений, профессиональных навыков и качеств, необходимых им для выполнения должностных обязанностей в соответствии с занимаемой должностью);

подготовку (слаживание) органов управления с отработкой вопросов взаимодействия, обеспечения и управления (в том числе с другими войсками, воинскими формированиями и органами);

подготовку (слаживание) подразделений, воинских частей, соединений в мирное время для ведения боя (боевых действий), в том числе действий в составе оперативных, разноведомственных группировок войск и выполнение других задач по предназначению;

боевое слаживание подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для ведения боя (боевых действий) при переводе Вооруженных Сил с мирного на военное положение.

Кроме того, подготовка офицеров тактического звена по вопросам тактики и боевого применения войск, организации и методики проведения мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности войск осуществляется в системе военно-учебных заведений Министерства обороны и совершенствуется на курсах.

Направленность боевой подготовки определяется исходя из принципиальных положений военной доктрины Российской Федерации, Основ (Концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года с учетом тенденций развития военного искусства, способов обучения войск, обеспечивающих приближение ее процесса к реальным боевым условиям, и строится на строго научной основе с использованием последних достижений науки и техники, военной теории, педагогики, опыта войн, военных конфликтов и проведенных учений, перспектив развития организационных форм и технического оснащения Вооруженных Сил, а также передового опыта подготовки армий иностранных государств.

3. Цель, основные задачи и принципы боевой подготовки Вооруженных Сил

Основной целью боевой подготовки Вооруженных Сил является достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава, слаживание подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

Основными задачами боевой подготовки Вооруженных Сил являются:

повышение профессионального уровня подготовки военнослужащих (совершенствование знаний по тактике и боевому применению войск (сил), навыков в действиях при вооружении и на боевой технике, выработка умений и практических навыков по выполнению задач в бою и других задач по служебному предназначению;

обучение должностных лиц методике подготовки и проведения занятий, тренировок, боевых стрельб, учений и других мероприятий повседневной деятельности войск;

обобщение и внедрение в практику подготовки войск (сил) передового опыта боевой подготовки;

исследование новых способов и форм ведения боя (боевых действий).

С учетом структуры и задач военной организации государства, вытекающих из положений военной доктрины, тенденций развития военного искусства, способов боевого применения войск (сил), на современном этапе получили свое развитие такие задачи боевой подготовки, как:

обучение общевойсковых командиров максимальному использованию боевых (технических) возможностей привлекаемых сил и средств (воздушно-космических, наземных и морских) для достижения целей и задач боя (боевых действий);

обучение войск (сил) современным способам ведения боя с применением перспективных образцов вооружения, военной техники и использованием компьютерных систем моделирования боевых действий;

подготовка военнослужащих, подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления к выполнению задач при ведении как традиционных, так и новых неконтактных форм боевых действий (разведывательно-огневых, разведывательно-ударных, электронно-огневых);

подготовка войск (сил) к участию в вооруженных конфликтах в составе объединенных, разноведомственных группировок, а также в операциях по поддержанию мира и безопасности;

координация планирования и проведения основных мероприятий совместной и межвидовой подготовки.

Межвидовая подготовка позволяет существенно повысить эффективность боевого применения войск (сил). С учетом этого она может проводиться:

в Ракетных войсках стратегического назначения — во взаимодействии с ВВС, ВМФ, а при решении задач охраны и обороны — с воинскими частями, соединениями Сухопутных войск, ВДВ;

в Сухопутных войсках — во взаимодействии с ВЕС, ВДВ, с использованием боевых (технических) возможностей сил и средств РВСН, а на приморских направлениях — с силами ВМФ ;

в Военно-воздушных силах — во взаимодействии с Сухопутными войсками, ВДВ, РВСН, силами ВМФ;

в Военно-Морском Флоте — во взаимодействии с ВВС, воинскими частями и соединениями Сухопутных войск, РВСН.

Основные принципы боевой подготовки:

максимальное приближение условий обучения к обстановке реального боя (учить войска тому, что необходимо на войне), формирование необходимых качеств у военнослужащих (морально-боевых, физических, психологических и др.) для успешного решения боевых задач;

научность и наглядность обучения;

умелое сочетание различных форм и методов обучения, методическая последовательность обучения (от простого к сложному);

соответствие целей и содержания боевой подготовки подразделений, уровня подготовки органов управления соединений и воинских частей предстоящему характеру решаемых задач;

тщательное планирование и подготовка всех мероприятий боевой подготовки и их всестороннее обеспечение;

контроль за ходом боевой подготовки, оказание помощи, а также личное руководство и проведение наиболее сложных мероприятий боевой подготовки со стороны командующих (командиров, начальников);

постоянное совершенствование организации и методики боевой подготовки на основе обобщения и анализа опыта боевой подготовки, ответственность за качество и конечный результат боевой подготовки.

4. Перспективы совершенствования боевой подготовки Вооруженных Сил и этапы ее развития

Анализ результатов боевой подготовки Вооруженных Сил и перспектив развития военной организации государства указывает, что основным направлением совершенствования боевой подготовки и ее системы должно стать наращивание качественных параметров за счет внедрения достижений современной науки, техники и технологий, передовых методов обучения и воспитания, эффективного использования выделяемых материально-финансовых средств и ресурсов При этом развитие боевой подготовки Вооруженных Сил, формирование перспективного облика ее системы должно осуществляться в соответствии с двумя основными требованиями:

боевая подготовка должна обеспечивать успешное выполнение стоящих перед Вооруженными Силами задач;

система боевой подготовки должна соответствовать военно-политическим, военно-стратегическим, военно-экономическим и социальным условиям функционирования Вооруженных Сил.

Эти требования могут быть выполнены при условии:

обеспечения преемственности, сохранения и развития отечественного опыта боевой подготовки;

создания научной, методической и материальной базы боевой подготовки, отвечающей требованиям XXI века.

С учетом вышеизложенного, а также сроков, определенных в основных нормативных документах (Основ (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года, других документов по военно-экономическому развитию государства), дальнейшее развитие боевой подготовки и ее системы необходимо осуществлять в два этапа, обеспечив оптимальные материально-финансовые затраты.

На первом этапе ( годов) осуществить стабилизацию боевой подготовки войск (сил), формирование ее материальной, кадровой, научной и методической базы и на этой основе перейти к плановой и эффективной боевой подготовке в полном объеме учебных программ.

На втором этапе ( годов) осуществить переход к обучению войск (сил) на основе системы боевой подготовки XXI века.

В ходе первого этапа развития боевой подготовки Вооруженных Сил основные усилия сосредоточить на поддержании полевой, воздушной и морской выучки личного состава, подразделений, воинских частей (кораблей) и соединений на уровне, обеспечивающем выполнение ими задач по предназначению, на повышении профессиональной подготовки офицеров и методического мастерства сержантского состава.

в рамках комплексной научно-исследовательской работы определить облик перспективной системы боевой подготовки Вооружённых Сил и сроков её развёртывания;

приняв за основу систему боевой подготовки Вооруженных Сил, изложенную в данной Концепции, уточнить ее элементы с учетом происходящих изменений в структуре, задачах, взглядах и перспектив развития Вооруженных Сил и военного искусства, вооружения и военной техники, материально-финансового обеспечения, придав ей современный характер;

в 2000 году разработать наставление по боевой подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, где наиболее полно отразить все вопросы организации, планирования, проведения и всестороннего обеспечения боевой подготовки Вооруженных Сил, определить наиболее эффективные формы и методы обучения;

уточнить (разработать) программы боевой подготовки, положения наставлений, курсов стрельб и вождения с учетом современных тенденций развития военного дела, перспектив разработки и поступления в войска современных образцов техники и вооружения, а также современных средств обучения;

в целях выработки современных способов действий войск, проверки положений разрабатываемых для войск рекомендаций (пособий, инструкций), организации опытной эксплуатации в войсках перспективных образцов военной техники и вооружения, а также элементов современной учебно-материальной базы продолжить практику проведения комплексных исследовательских и экспериментальных учений на базе 732 ЦБП АСУ СВ, воинских частей и соединений Сухопутных войск и ВДВ.

Основные усилия в подготовке войск (сил) направить на согласование мероприятий оперативной, боевой подготовки в масштабе военного округа — оперативно-стратегического (территориального) командования.

В основу планирования и проведения мероприятий боевой подготовки положить принцип целесообразности и эффективности достижения конечного результата, оправданного расходования выделяемых материальных и финансовых средств на боевую подготовку.

Приоритетным направлением в боевой учебе войск (сил) считать подготовку соединений и воинских частей постоянной готовности и их органов управления.

В подготовке офицеров, органов управления тактического звена главное внимание уделять обучению эффективно управлять подчиненными подразделениями, воинскими частями и соединениями в различных условиях обстановки, умению максимально использовать боевые (технические) возможности привлекаемых для выполнения задач сил и средств других видов и ведомств.

Основным условием успешного проведения мероприятий боевой подготовки считать подготовку руководителей занятий, учений и стрельб, а также подготовку учебной материально-технической базы.

В ходе второго этапа (до 2015 года) по мере развития военно-экономического состояния военной организации государства необходимо организовать поэтапное развертывание современной системы боевой подготовки Вооруженных Сил, основанной на самых современных достижениях науки и техники, военной теории в области обучения и воспитания, а также боевого опыта.

Конкретизацию направлений решения задач второго этапа осуществить в ходе завершения первого этапа. При этом предусмотреть, что основным содержанием второго этапа должны стать:

перевод войск и сил флота на полномасштабное обучение с использованием комплексных многофункциональных автоматизированных систем;

завершение формирования материально-технической, кадровой и методической базы, способной обеспечить решение задач локальных войн, и, при необходимости, мобилизационное развертывание Вооружённых Сил.

Основным результатом реализации Концепции должно стать создание высокоэффективной системы боевой подготовки Вооруженных Сил.

5. Система боевой подготовки Вооруженных Сил в мирное и военное время

Опыт боевой подготовки прошлых лет показывает, что сложившаяся система боевой подготовки Вооруженных Сил в целом обеспечивала достижение поставленных целей и задач боевой подготовки. Вместе с тем она была ориентирована на ресурсно-затратные формы обучения.

Понятие система боевой подготовки» в нормативных документах, учебно-методических, энциклопедических и других изданиях рассматривается, прежде всего, как отражение системного подхода к боевой подготовке. В условиях жестких материально-финансовых ограничений, существенного расширения и усложнения круга задач, решаемых Вооруженными Силами, требуется уточнить само понятие «системы боевой подготовки» и ее составных элементов.

Организация боевой подготовки обеспечивается решением следующих практических вопросов:

кому доверено обучать? — субъекту (обучающему);

кого учить? — объект (обучаемого);

чему и как учить? — тому, что необходимо на войне (т. е. достижению целей и задач боевой подготовки) на основе высокой организованности и современных методов (методик) обучения;

на чем учить? — на основе современной учебной материально-технической базы (далее именуется — УМТБ) и всестороннего обеспечения боевой подготовки.

Решение каждого из этих вопросов возможно только при условии реализации комплекса мер по их осуществлению. Каждый из этих составных элементов находится во взаимосвязи в вопросах организации, проведения или обеспечения боевой подготовки и составляет определенную целостную, единую систему. Таким образом, содержание системы боевой подготовки составляет совокупность таких взаимосвязанных элементов, как: субъект и комплекс мер по его подготовке; объект и комплекс мер по его подготовке; организация и методика боевой подготовки и комплекс мер по их осуществлению; УМТБ и комплекс мер по ее созданию и совершенствованию; всестороннее обеспечение боевой подготовки и комплекс мер по его осуществлению.

Каждому виду Вооруженных Сил и роду войск, войскам, не входящим в виды и рода войск, присущи свои особенности организации и проведения мероприятий боевой подготовки. Конкретное их содержание формируется в соответствующих руководящих документах.

Таким образом, система боевой подготовки — это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и единство в интересах организации, проведения, всестороннего обеспечения и совершенствования боевой подготовки Вооруженных Сил.

Основу системы боевой подготовки составляют: объект (обучающий), субъект (обучаемый) и средства обучения (УМТБ).

При определении комплекса мер по подготовке объекта (обучающего) и субъекта (обучаемого) учитывается две стороны боевой подготовки:

содержание обучения и методика обучения.

Основу содержания боевой подготовки составляет тактика и боевое применение войск, определяющие характер и способы действий войск (сил). Основные их положения находят свое отражение в боевых уставах, наставлениях, пособиях, руководствах и рекомендациях.

Приоритетным в обучении войск (сил) является общевойсковая направленность их боевой подготовки.

Методика боевой подготовки определяет формы и методы обучения и находит отражение в программах боевой (командирской) подготовки, курсах подготовки, стрельб, вождения. Соотношение учебного времени между предметами обучения на подготовку различных специалистов, сла/кивание органов управления, подразделений, воинских частей и соединений определяется согласно методике расчетов определенными наставлениями и программами боевой подготовки.

Система боевой подготовки — это комплекс мероприятий по организации, планированию, проведению боевой подготовки, всестороннего ее обеспечения.

Мероприятия боевой подготовки отражаются в соответствующих документах, издаваемых органами военного управления Министерства обороны, видов Вооруженных Сил, родов войск и войск, не входящих в виды и рода войск.

В военное время система боевой подготовки включает те же элементы, что и в мирное время, но имеет свои особенности:

ограничение сроков организации боевой подготовки, сла^кивания органов управления, подразделений, воинских частей и соединений;

отвлечение сил и средств для решения задач территориальной обороны;

ограничение некоторых видов обеспечения боевой подготовки:

снижение уровня подготовки обучающих и обучаемых за счет комплектования войск (сил) из резерва;

более низкий уровень состояния УМТБ полигонов вновь формируемых (создаваемых) учебных центров и другие.

Боевая подготовка подразделений, личного состава организуется командирами всех степеней и проводится постоянно при каждой возможности, как на передовой, так и в тылу.

6. Процесс боевой подготовки Вооруженных Сил

Процесс обучения — это регламентированное временными рамками и организационными формами выполнение комплекса последовательных и взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение Белей и задач боевой подготовки в воинской части, военно-учебном заведении.

Тем самым процесс боевой подготовки как процесс обучения представляет собой функционирование ее системы; совокупность последовательных действий субъекта и объекта системы боевой подготовки для достижения требуемого результата в воинской части, военно-учебном заведении Министерства обороны.

Процесс боевой подготовки строится в соответствии с решением командира (начальника) с учетом требований руководящих документов и отражается в плане боевой подготовки на учебный год и в приказе об организации боевой подготовки и службы войск воинской части.

III. Совершенствование обеспечения боевой подготовки Вооруженных Сил

Обеспечение боевой подготовки — это деятельность органов управления и должностных лиц по созданию и поддержанию условий эффективного функционирования и развития системы боевой подготовки. Оно заключается в организации и осуществлении мероприятий, направленных на: создание, совершенствование и эксплуатацию УМТБ; своевременное и качественное обеспечение всеми видами материально — технических, финансовых, тыловых средств занятий, учений, стрельб и других мероприятий боевой подготовки; создание подразделениям, воинским частям (кораблям), соединениям благоприятных условий для осуществления их полномасштабного обучения. Основными видами обеспечения боевой подготовки являются: материальное, тыловое, техническое, финансовое, кадровое и научное.

Конкретное содержание обеспечения боевой подготовки определяется приказами (директивами), указаниями Министра обороны Российской Федерации.

многофункциональных тренажерных средств, компьютерных систем моделирования и обучения на основе результатов исследований и опыта эксплуатации элементов таких систем (средств) в военно-учебных заведениях Министерства обороны;

с включением Управления разработки учебного и полигонного оборудования в состав Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил создать научно-методический центр, на который возложить задачи: по определению направлений развития боевой подготовки; научному сопровождению НИОКР по проблемам боевой подготовки, развития тренажерной базы, компьютерных и многофункциональных систем обучения и внедрению их в войска;

обобщению и распространению опыта боевой подготовки войск (сил) и методики ее проведения.

На втором этапе совершенствования боевой подготовки осуществить переход к полному и своевременному обеспечению всех проводимых мероприятий.

IY. Руководство боевой подготовкой Вооруженных Сил

Важнейшим условием успешного функционирования боевой подготовки Вооруженных Сил является единство принципов, целей и задач, а также умелое руководство боевой подготовкой войск (сил).

Общее руководство боевой подготовкой Вооруженных Сил возглавляет Министр обороны Российской Федерации, а непосредственное организационно-методическое руководство боевой подготовкой осуществляется в единой системе подготовки войск (сил) заместителем Министра обороны Российской Федерации через Главное управление боевой подготовки Вооруженных Сил и другие органы управления Вооруженных Сил.

Для организации и руководства боевой подготовкой в общей системе управления Вооруженных Сил предусмотрено:

в Министерстве обороны — Главное управление боевой подготовки Вооруженных Сил;

в видах Вооруженных Сил, ВДВ, главных и центральных управлениях — управления (отделы) боевой подготовки;

в военных округах и на флотах — управления боевой подготовки;

в армиях (флотилиях), армейских корпусах (эскадрах) — отделы боевой подготовки;

в дивизиях (бригадах) — отделения (группы) боевой подготовки.

Командиры (начальники) в соответствии со своими полномочиями формируют процесс обучения на учебный год в воинской части на основе всего многообразия элементов системы боевой подготовки, в соответствии с требованиями приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, организационно-методических указаний, издаваемых в Вооруженных Силах, приказов (планов), издаваемых в военных округах (на флотах), и других объединениях на учебный год.

Совершенствование руководства боевой подготовкой Вооруженных Сил должно проходить в общем ходе развития системы боевой подготовки и в те же сроки в два этапа.

На первом этапе необходимо осуществить переход к новым организационно-штатным структурам органов управления боевой подготовкой с учётом научных подходов к руководству Вооруженными Силами, уточнить управленческие функции в соответствующих положениях об органах военного управления, в том числе с учетом рассмотрения перспектив перехода к обучению войск как единого процесса боевой и оперативной подготовки, при необходимости, переработать содержание и перечень руководящих документов по боевой подготовке.

В целях совершенствования пунктов управления боевой подготовкой Вооруженных Сил, в рамках комплексной научно-исследовательской работы определить облик автоматизированной системы предупредительного контроля и анализа мероприятий боевой подготовки Вооруженных Сил и обеспечить ее развертывание.

На втором этапе по мере развертывания перспективной системы боевой подготовки Вооруженных Сил перейти к системе руководства боевой подготовкой на основе научных подходов к процессам управления, обеспечить развёртывание автоматизированной системы предупредительного контроля и анализа мероприятий боевого подготовки войск (сил) в полном объёме.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

генерал армии В. Топоров

Краткая характеристика терминов, употребляемых в Концепции боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Боевая выучка (выучка) — комплекс знаний, умений и навыков личного состава, обученность подразделений, воинских частей и соединений ведению боевых действий в различной обстановке и в соответствии с их предназначением. Один из важнейших показателей боевой готовности войск и сил флота. Включает полевую, морскую и воздушную выучки.

2. Воздушная выучка — комплекс навыков летного состава, степень обученности подразделений, воинских частей, соединений ВВС ведению боевых действий в различной обстановке.

3. Интенсификация боевой подготовки — повышение производительности, действенности ее процесса, достижение требуемого результата обучения с меньшими временными затратами.

4. Межвидовая подготовка — это согласованная по задачам, месту и времени подготовка подразделений, воинских частей и соединений видов Вооруженных Сил, родов войск и войск, не входящих в виды и рода войск.

5. Методика боевой подготовки — совокупность форм и методов (приемов и способов) обучения и воинского воспитания военнослужащих, слаживания подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления.

6. Методы управления боевой подготовкой — приемы и способы воздействия на управляемый объект. Различают организационные, экономические, социально-психологические методы управления и методы правового регулирования. При этом к организационным методам относятся методы организационно-стабилизирующего, распорядительного, дисциплинарного и административного воздействия.

7. Морская выучка — комплекс навыков экипажей кораблей и органов управления по ведению боевых действий. Включает умение личного состава сноровисто действовать при использовании оружия, обслуживании технических средств в борьбе за живучесть корабля, а также управлять кораблем в одиночном и совместном с другими кораблями маневрировании.

8. Общевойсковая направленность боевой подготовки:

формирование содержания подготовки подразделений, воинских частей и соединений родов войск и специальных войск в соответствии с их задачами по боевому, специально-техническому и тыловому обеспечению общевойсковых подразделений, воинских частей и соединений;

согласование по задачам, месту и времени основных мероприятий боевой подготовки подразделений, воинских частей и соединений видов Вооруженных Сил, родов войск и войск, не входящих в виды и рода войск, с мероприятиями подготовки общевойсковых подразделений, воинских частей и соединений.

9. Общевойсковая подготовка — обучение военнослужащих, подразделений по общевойсковым предметам обучения.

10. Организация боевой подготовки — функция управления, реализация которой обеспечивает целенаправленную деятельность должностных лиц, органов управления и войск по выполнению задач боевой подготовки.

11. Организация обучения — упорядоченность, согласованность процесса боевой подготовки, последовательность обучения.

12. Планирование боевой подготовки — функция управления, обеспечивающая определение и согласование по месту и времени проведения конкретных мероприятий по боевой подготовке и их всестороннему обеспечению.

13. Подготовка войск — комплекс мероприятий, обеспечивающих своевременную готовность войск к боевым действиям.

14. Полевая выучка:

комплекс навыков личного состава, обученность и слаженность подразделений, воинских частей, соединений и органов управления и их способность вести боевые действия в различной обстановке или выполнять задачи в соответствии с предназначением;

составная часть боевой выучки;

важнейший показатель боевой готовности.

15. Процесс боевой подготовки — функционирование ее системы, совокупность последовательных действий субъекта и объекта системы боевой подготовки для достижения требуемого результата.

16. Разноведомственная группировка — группировка объединений, соединений, воинских частей, других войск и органов, выполняющих задачи в области обороны.

17. Система боевой подготовки — совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и единство, функционирующая в интересах обучения и воинского воспитания военнослужащих, слаживания органов управления и войск для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с их предназначением. Основными элементами системы являются: ее объект и субъект, содержание обучения, его организация, методика, учебная материально-техническая база и обеспечение боевой подготовки.

18. Совместная подготовка — слаживание подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления различных родов войск и специальных войск в рамках одного вида Вооруженных Сил.

Статья написана по материалам сайтов: voennizdat.com, studopedia.su, pandia.ru.

«