+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Местное управление в 15 веке основывалось на


В XIIIпервой половине XIV вв. Московское княжество представляло собой типичную феодальную сеньориальную монархию. Великий князь возглавлял иерархию князей и бояр, состоявшую с ним в определённых договорных отношениях. Заключенные на основе древних обычаев договоры предоставляли удельным князьям, боярам и духовенству широкие феодальные привилегии и иммунитеты.

По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его власть значительно возросла. В XIVXV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав отдельных феодалов: удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.

С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб двуглавый орёл, совмещённый с гербом Москвы (изображением Георгия Победоносца). В 1498 г. в Успенском соборе, при «венчании на великое княжение» внука Ивана III царевича Дмитрия, на его голову впервые была возложена своеобразная корона «шапка Мономаха», якобы присланная из Константинополя. Захват турками-османами Константинополя усилил значение Московской митрополии, несмотря на то, что в 1458 г. из неё выделилась митрополия Западной Руси, находящейся в землях Великого княжества Литовского. На рубеже XVXVI вв. возникает теория «Москва третий Рим», что послужило ещё большему укреплению централизованного Московского государства.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог теперь только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

В XIVXV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами путями. В XIV в. существовали конюший, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами.

Великий князь управлял государством, опираясь на совет боярской аристократии Боярскую думу.

Боярская дума была постоянно действующим органом. Она вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. Состав её формировался на основе системы местничества, при которой представители феодальных фамилий занимали определенные места при дворе князя и на государевой службе не по способностям или заслугам, а по древности и знатности рода. Местничество являлось серьезным тормозом развития русского государства.

Первоначальное количество путных бояр было небольшим (около 20 человек). Они относились к высшим «думным чинам». Вторыми по старшинству в Думе были окольничие, далее — думные дворяне, позднее появились думные дьяки представители растущей правительственной администрации.

Боярская дума заседала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, а также разбирала другие важные дела. Состав Боярской думы на протяжении XIVXVI вв. постепенно менялся. В нее стали входить не только путные бояре, тысяцкие, окольничии, «бояре введенные» и дети боярские, но и думные дворяне, думные дьяки и др.

Новый государственный аппарат Великого княжества Московского сформировался к середине XVI в.

На решение государственных вопросов оказывало влияние и высшее духовенство. Церковные соборы обсуждали многие вопросы, которые выдвигала великокняжеская власть, оказывали ей поддержку. Хотя великий князь назначал митрополитов и епископов по своему усмотрению Церковные соборы лишь утверждали выбор кандидатур великого князя., на практике церковные деятели не всегда выступали советчиками и помощниками великого князя. Иногда они, исходя из своих интересов, противодействовали его мероприятиям.

Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками и волостелями, которых назначал великий князь. Их функции четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами на подвластной территории (городе, земле, волости и т.п.). Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» часть собранных у населения продуктов. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен. По мере централизации Русского государства положение кормленщиков изменялось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

Черносошные крестьяне жили по-прежнему общинами, которые составляли традиционные волости. Каждая волость на мирском сходе выбирала старосту или сотского с их товарищами (помощниками). Важные дела староста решал «поговоря с волостью» или «со всеми крестьяны», т.е. после обсуждения на мирском сходе. Волостное управление заведовало общими хозяйственными угодьями лесом, озером и т.п., могло сдать их аренду. Старосты призывали новых поселенцев на пустые земли, решали другие вопросы местной жизни.

Центральные и местные органы управления

В XIII-первой половине XIV вв. Московское княжество представляло собой типичную феодальную сеньориальную монархию. Великий князь возглавлял иерархию князей и бояр, состоявшую с ним в определенных договорных отношениях. Заключенные на основе древних обычаев договоры предоставляли удельным князьям, боярам и духовенству широкие феодальные привилегии и иммунитеты.

По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его власть значительно возросла. В XIV-XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав отдельных феодалов: удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.

С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб — двуглавый орел, совмещенный с гербом Москвы (изображением Георгия Победоносца). В 1498 г. в Успенском соборе, при «венчании на великое княжение» внука Ивана III царевича Дмитрия, на его голову впервые была возложена своеобразная корона — «шапка Мономаха», якобы присланная из Константинополя. Захват турками-османами Константинополя усилил значение Московской митрополии, несмотря на то, что в 1458 г. из нее выделилась митрополия Западной Руси, находящейся в землях Великого княжества Литовского. На рубеже XV-XVI вв. возникает теория «Москва — третий Рим», что послужило еще большему укреплению централизованного Московского государства.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог теперь только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

В XIV-XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями. В XIV в. существовали конюший, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами.

Великий князь управлял государством, опираясь на совет боярской аристократии — Боярскую думу.

Боярская дума была постоянно действующим органом. Она вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. Состав ее формировался на основе системы местничества, при которой представители феодальных фамилий занимали определенные места при дворе князя и на государевой службе не по способностям или заслугам, а по древности и знатности рода. Местничество являлось серьезным тормозом развития русского государства.

Первоначальное количество путных бояр было небольшим (около 20 человек). Они относились к высшим «думным чинам». Вторыми по старшинству в Думе были окольничие, далее – думные дворяне, позднее появились думные дьяки — представители растущей правительственной администрации.

Боярская дума заседала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, а также разбирала другие важные дела. Состав Боярской думы на протяжении XIV-XVI вв. постепенно менялся. В нее стали входить не только путные бояре, тысяцкие, окольничии, «бояре введенные» и дети боярские, но и думные дворяне, думные дьяки и др.

Новый государственный аппарат Великого княжества Московского сформировался к середине XVI в.

На решение государственных вопросов оказывало влияние и высшее духовенство. Церковные соборы обсуждали многие вопросы, которые выдвигала великокняжеская власть, оказывали ей поддержку. Хотя великий князь назначал митрополитов и епископов по своему усмотрению, на практике церковные деятели не всегда выступали советчиками и помощниками великого князя. Церковные соборы лишь утверждали выбор кандидатур великого князя. Иногда они, исходя из своих интересов, противодействовали его мероприятиям.

Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками и волостелями, которых назначал великий князь. Их функции четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами на подвластной территории (городе, земле, волости и т.п.). Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» — часть собранных у населения продуктов. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен. По мере централизации Русского государства положение кормленщиков изменялось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

Черносошные крестьяне жили по-прежнему общинами, которые составляли традиционные волости. Каждая волость на мирском сходе выбирала старосту или сотского с их товарищами (помощниками). Важные дела староста решал «поговоря с волостью» или «со всеми крестьяны», т.е. после обсуждения на мирском сходе. Волостное управление заведовало общими хозяйственными угодьями — лесом, озером и т.п., могло сдать их аренду. Старосты призывали новых поселенцев на пустые земли, решали другие вопросы местной жизни.

Постоянных судебных органов еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебные функции осуществляли: великий князь, боярская дума, дворцовые ведомства, наместники, волостели и церковный суд. Сохранялась вотчинная и зарождалась поместная юстиция.

Мелкие крестьянские дела судебно-административного характера решали волостные старосты и сотские. Они разбирали и споры между крестьянами. Более важные дела (об убийствах, грабежах, поджегах) разбирали княжеские наместники и волостели. Но представители волости — старосты или «добрые люди» из крестьян должны были присутствовать в этих судах, «правды стеречи». Без них суд не мог состояться.

Постепенно формируется система обжалования решений местных судов в центральных органах.

Правопорядок в городах — «благочиние» — обеспечивали все представители администрации с помощью вооруженных стражников. В сельской местности — владельцы вотчин и поместий, а так же волостные старосты и сотские. Заботы землевладельцев о благочинии и благоустройстве в своих владениях, обусловливаясь их личными экономическими интересами, не ограничивались какими-либо определенными нормативными рамками и, таким образом, всецело находились в прямой зависимости от доброй воли феодала, а также от его индивидуальных качеств.

В конце XV — начале XVI вв. была проведена реорганизация вооруженных сил, которые стали теперь включать старое боярское ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско.

Роль дворянского ополчения возрастала. Ополченцы должны были, по призыву великого князя, являться к месту сбора «конно, оружно, людно». То есть каждый из них представлял собой вооруженного кавалериста со своими слугами. Причем их количество должно было соответствовать величине поместного владения. Полки дворянской конницы представляли собой грозную силу и надежную опору великокняжеской власти.

Был отрегулирован порядок сбора народного ополчения: от каждой единицы обложения («сохи») требовалось выставить определенное количество «посошных» ратников с оружием и припасами.

Усилилась роль и княжеского дворцового войска: в нем появились артиллерийские орудия и наемные солдаты и офицеры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Государственное управление в XV веке

Особенности государственного управления в XV веке

Российское, а точнее Московское государство, в течение XV века классифицировалось как раннефеодальная монархия. Обязанности главы государства исполнял великий князь, имеющий широкий спектр законодательных, исполнительных и судебных полномочий. Централизация российского государства обеспечивала усиление роли великого князя в государственном управлении на всей территории страны.

Однако в XV веке в России власть монарха ограничивалась органами государственного управления раннефеодального периода.

Существенную значимость в системе государственного управления имела Боярская дума. Данный орган государственного управления брал свое начало от совета, действующего при князе, известного еще в Киевской Руси. Специалисты в области истории начало формирования Боярской думы относят именно к XV веку. В отличие от княжеского совета Боярская дума обладала большей степенью юридической и организационной оформленности. Дума действовала на постоянной основе, имела относительно стабильный состав. В Боярскую думу включалось 5-12 бояр и примерно 12 окольничих. Дума являлась совещательным органом. На великого князя не возлагалось обязанности учета мнения думы, однако на практике все его решения требовали одобрения боярства, в ином случае они не получали практической реализации. В результате представители боярства осуществляли посредством думы угодную им политику. В деятельности думы ярко проявляются признаки раннефеодального периода монархии.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Еще одной особенностью раннефеодального периода монархии в России являлось наличие в системе государственного управления XV века черт предыдущих периодов развития государственного управления и признаков начала зарождения новаторского приказного управления.

В качестве основных унаследованных от прошлого признаков выступала дворцово-вотчинная система, выражающаяся в двух факторах:

  • во-первых, осуществление управления дворцом дворецким, в подчинении которого находились многочисленные слуги;
  • во-вторых, наличие путей, обеспечивающих особые нужды князя и его окружения, в ведении которых находились целые местности и села. Пути собирали с определенных местностей продукты, выступали в качестве административных и судебных органов. Руководство путями осуществляли путные бояре.

В течении XV века дворцово-вотчинные органы переживали постепенную трансформацию в органы, занятые обслуживанием не личных нужд князя, а общегосударственными делами, то есть решением важных задач государственного управления в целом. В этот период функции дворецкого включали решение таких вопросов, которые были связаны с феодальным землевладением, контролем местных органов управления. Выполнение княжеских поручений стало носить постоянную, а не временную, основу.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В результате, функции, выполняемые дворцовыми органами управления, с течением времени все больше усложнялись, что обусловило возникновение потребности в формировании разветвленного аппарата государственного управления. Это привело к росту численности дьяков, специализировавшихся на выполнении дел определенного характера. В самостоятельные ведомства выделили великокняжескую казну, дворцовую канцелярию, архив и иные подразделения.

XV век следует охарактеризовать как период начала трансформации дворцово-вотчинную система управления в приказную управленческую систему, обусловившую повышение централизации государственной власти в России.

Организация государственной власти на местах в XV веке

Объединение земель и усиление великокняжеской власти привело к отказу от разделения государства на уделы и осуществлению деления на уезды.

В свою очередь, уезды разделялись на станы, которые делились на волости. Несмотря на попытки повышения единообразия административно-территориального деления, регулярные изменения границ государства обусловили некоторые разночтения – в результате при выделении уездов кое-где сохранялись земли. В рамках земель существовали разряды, то есть округа военного типа, и губы, то есть округа судебного типа.

Во главе каждой административно-территориальной единицы находились определенное представители центральной государственной власти. В уездах это были наместники, в волостях – волостели. Финансирование деятельности указанных глав административно-территориальных единиц осуществляло местное население. При главе административно-территориальные единицы действовал собственный аппарат, военные отряды. Непродолжительный срок исполнения полномочий приводил к тотальному злоупотреблению властью и желанию набить собственный карман. Это становилось причиной народного недовольства.

В конце XV века на муниципальном уровне стали формировать систему полицейских служителей.

Городские поселения в XV веке не имели собственной системы управления. Главы административно-территориальных единиц осуществляли управление городами, расположенными в пределах их территорий. Однако в этот период уже предпринимались попытки формирования системы городского управления. В городах была введена должность городчика, выполнявшего обязанности военного коменданта и надзорного органа за городскими укреплениями, а также контролера исполнения возложенных на местное население повинностей в сфере обороны. Также в ведении городчиков находились земельные дела. Окончание XV столетия отмечает рост роли городчиков, их полномочия в различных сферах государственного управления были существенно расширены не только на территории города, но и в прилегающем уезде. С этого момента их стали именовать городовыми приказчиками, находившимися в подчинении великокняжеских казначеев.

Как правило, в качестве городовых приказчиков выступали представители местных землевладельцев – дворяне или бояре. Этот факт обеспечивал рост доверия местной элиты к органам государственного управления на местах и преданных проводников централизованной политики государственного управления.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Система местного управления 15-16 вв.

Система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине 16 века вместо наместников-кормленщиков были введены губные органы. Они выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа – губного старосту, которого утверждал в должности разбойный приказ. Аппарат губного старосты состоял из целовальников, избиравшихся посадскими, верхушкой чернотяглого крестьянства. Губные органы могли успешно функционировать при условии коренной реорганизации системы феодальных иммунитетов. Стоглавый собор принял решение о прекращении выдачи тарханов – грамот, которые предоставляли феодалам особые права и привилегии. Феод иммунитеты приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на определенной территории порядки по своему усмотрению. Теперь это исключилось. Наряду с губными — создавались земские органы самоуправления. Первым шагом было принятие земской уставной грамоты, в которой предусматривалась замена суда кормленщиков, судом выборных старост. К ведению земских органов относились прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Были учреждены воеводы, которые назначались разрядным приказом из числа бояр и дворян и утверждались царем и боярской думой. В больших городах назначалось несколько. Осуществляли набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских.

75. Судебник 1497 г.: история создания, источники, структура.

История: Эпоха Ивана III была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства. Усиление власти великого князя, возрастание влияния боярства, появление аппарата управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта, отвечающего вышеуказанным реалиям. Создан в целях систематизации существующих норм права. Источники: РП, ПСГ, Церковное зкнд-во, Великокняжеское закнд-во (в форме общерусских кодексов и в форме грамот – жалованные , уставные, таможенные, ссудные), указы наместникам о суде, указ о недельщиках, указ о поездках( определен размер пошлины выплачиваемой приставом при поездках.) жалованные грамоты – акты которыми верховная власть предоставляла льготы и привилегии физическим и юридическим лицам и местностям. Структура: 68 статей, 4 части: Статьи в которых регламентировалась деят-сть центрального суда, нормы уголовного права, Статьи к организации деят-сти местных областных судов, Статьи по гражд праву и процессу, Доп статьи по судебному процесс.

76. Судебник 1550 г.: история создания, источники, структура.

История: принят на первом на Руси Земском соборе 1549 года при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного. Создан с целью систематизации всего законодательства и признания судебника как единственного источника права. Источники: Те же, что у судебника 1497 + судебник 1497. Структура: статьи (они уже более систематизированы, нормы одного права располагаются в одном отделе); главы (около 100). В Судебнике 1550 г. нет заголовков. В нем содержатся нормы, регламентирующие внесение дополнений в Судебник.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, spravochnick.ru, mylektsii.ru.