+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности


Ликвидация представляет собой прекращение правосубъектности коммерческой организации без правопреемства, т, е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п. 1 ст. 57 ГК). Ликвидация, так же как и реорганизация, может быть добровольной и принудительной. В добровольном порядке коммерческая организация прекращает свою деятельность по решению ее учредителей (участников) либо органа организации, уполномоченного на то учредительными документами. Примерный перечень оснований для добровольной ликвидации коммерческой организации содержится в подп. 1 п. 2 ст. 57 ГК и подп. 42.1 Положения о регистрации. К ним относятся:

— истечение срока, на который создана коммерческая организация;

-достижение цели, ради которой создана коммерческая организация;

— признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

В последнем случае решение учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа организации принимается на основании вступившего в законную силу решения суда.

Учредители (участники) либо орган коммерческой организации, уполномоченный ее учредительными документами, обязаны обеспечить ее ликвидацию по указанным основаниям в срок, согласованный с регистрирующим органом.

Если решение о добровольной ликвидации в связи с вышеперечисленными основаниями не принято, такое решение принимает хозяйственный суд в соответствии с подп. 42.2 Положения о регистрации.

Таким образом, действующее законодательство не содержит оснований для добровольной ликвидации коммерческой организации. Этих оснований и быть не может, поскольку принцип свободы предпринимательской деятельности предполагает свободное волеизъявление, как на стадии создания коммерческой организации, так и на всех последующих стадиях ее деятельности. Следовательно, непосредственным основанием для добровольной ликвидация коммерческой организации является решение учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа организации, а конкретные, как правило, субъективные причины такого решения остаются за рамками законодательного регулирования.

Решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято хозяйственным судом и регистрирующим органом. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 57 ГК и подп. 42.2 Положения о регистрации решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято хозяйственным судом, кроме вышеназванного, по следующим основаниям:

1) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации, или признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, либо экономическая несостоятельность (банкротство) этой организации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;

2) сокрытие (занижение) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;

3) наличие убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправление коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;

4) наличие задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива;

5) уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда.

Подп. 42.3 Положения о регистрации в качестве оснований для принятия такого решения регистрирующим органом называет следующие:

— нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством;

— неосуществление предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправление коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

— препятствование собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами, указанными в абз. 2 ч. 2 подп. 41.3 Положения о регистрации.

Если перечисленные в подп. 41.3 Положения о регистрации основания будут выявлены органами Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, МНС и иными уполномоченными органами, они в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление о ликвидации коммерческой организации, а в отношении организации с иностранными инвестициями подают соответствующее заявление в хозяйственный суд. На основании такого представления регистрирующий орган принимает решение о ликвидации коммерческой организации.

Ликвидация коммерческой организации включает в себя принятие в установленном порядке учредителями (участниками) либо органом данной организации, уполномоченным на то учредительными документами, или регистрирующим органом, или хозяйственным судом решений о ликвидации этой организации и исключении ее из ЕГР.

После принятия решения о ликвидации начинается ликвидационный процесс, ход которого зависит от субъекта, принявшего такое решение.

Если оно принято в добровольном порядке в регистрирующий орган представляются следующие документы:

заявление о ликвидации; решение о ликвидации:

сведения о составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;

сведения о порядке и сроках ликвидации (п. 46 Положения о регистрации).

На основании перечисленных документов регистрирующий орган в пятидневный срок представляет Министерству юстиции сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации, для внесения их в ЕГР. Осуществление операций по счетам такой коммерческой организации, совершение ею сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются.

Если решение о ликвидации коммерческой организации принято регистрирующим органом, предпринимаются следующие действия:

1) Регистрирующий орган назначает в десятидневный срок ликвидационную комиссию, ее председателя либо ликвидатора, а также устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством. При этом следует иметь в виду, что до принятия решения о ликвидации коммерческой организации регистрирующий орган обязан обратиться в налоговый орган с запросом о подтверждении внесения данной организацией платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Состав ликвидационной комиссии, создаваемой регистрирующим органом, могут входить один из учредителей (участников), руководитель ликвидируемой коммерческой организации, представители регистрирующего и уполномоченного органов. К работе комиссии на договорных условиях могут привлекаться аудиторы, экономисты и юристы. Члены ликвидационной комиссии назначаются решением регистрирующего органа.

Регистрирующий орган назначает председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) из числа ее членов. Председателем ликвидационной комиссии не могут быть собственники имущества (учредители, участники), руководитель ликвидируемой коммерческой организации.

С момента создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) полномочия руководителя коммерческой организации переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору), которая решает все вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий, установленных законодательством.

2) Ликвидационная комиссия помещает в газете «Рэспублiка» сообщение о ликвидации коммерческой организации, в котором указывается порядок и сроки заявления требований ее кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения (ч. 1 п. 1 ст. 59 ГК). Кроме того, ликвидационная комиссия принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, письменно уведомляет кредиторов о ликвидации коммерческой организации.

3) Составление ликвидационной комиссией промежуточного баланса после окончания срока для предъявления требований кредиторами. Промежуточный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения.

4) Продажа имущества ликвидируемой коммерческой организации. Ликвидационная комиссия сосредоточивает денежные средства коммерческой организации на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрывает все счета в других банках. Если этих средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества коммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 59 ГК).

5) Расчеты с кредиторами в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в порядке очередности, установленной ст. 60 ГК и п. 60 Положения о регистрации:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая коммерческая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.

Механизм капитализации указанных платежей, учитывая сферу возникновения обязанности по их уплате, нашел свое закрепление в законодательстве о социальной защите. Так, в соответствии с Правилами накопления повременных платежей ликвидируемых предприятий в связи с причинением увечья, иным повреждением здоровья либо со смертью работника при исполнении им трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 1992 г. № 664 повременные платежи, причитающиеся с ликвидируемой коммерческой организация связи с причинением вреда жизни и здоровью работника (далее — повременные платежи), накапливаются путем зачисления их в бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства груда и социальной защиты (далее — Фонд социальной защиты). Для этого ликвидационная комиссия в 5-дневныи срок с момента принятия решения о ликвидации коммерческой организации обязана письменно уведомить местный орган Фонда социальной за щиты об имеющихся у ликвидируемой организации обязательствах по повременным платежам. При наличии таких обязательств в работе ликвидационной комиссии принимают участие представители местного органа Фонда социальной защиты, которые устанавливают размер повременных платежей, подлежащих внесению в бюджет Фонда. Конкретная сумма повременных платежей, причитающихся с организации на момент ее ликвидации и подлежащих внесению в бюджет Фонда социальной защиты, определяется в соответствии с Инструкцией об исчислении повременных платежей ликвидируемых юридических лиц, ответственных за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, утвержденной Постановлением Фонда социальной защиты от 25 марта 2002 г № 1/9.

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, выплате вознаграждений по авторским договорам;

— в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

— в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой коммерческой организации;

— в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством.

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей.

При недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации это имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательством (п. 3 ст. 60 ГК).

6) После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и утверждает его. Имущество коммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику.

Расходы, связанные с ликвидацией коммерческой организации по решению регистрирующего органа, производятся за счет средств этой организации в первоочередном порядке, а при отсутствии указанных средств — возмещаются за счет средств соответствующего бюджета, поступивших в качестве платы за государственную регистрацию, в порядке, установленном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2003 г. № 358 «О некоторых вопросах по возмещению расходов, связанных с ликвидацией юридических лиц и прекращением деятельности индивидуальных предпринимателей». Расходы, связанные с ликвидацией коммерческих организаций, возмещаются в указанном порядке в случаях:

— отсутствия или недостатка для ликвидации денежных средств на расчетном и иных счетах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

-ликвидации коммерческой организации в упрощенном порядке. В состав затрат, связанных с ликвидацией коммерческих организаций, могут включаться расходы, необходимые для публикации объявления в газете «Рэспублiка» о ликвидации коммерческой организации, уведомления кредиторов и дебиторов о ликвидации коммерческой организации, проведения торгов (тендера) в форме аукциона или конкурса по реализации имущества и сдачи документов в архив, а также затраты по привлечению аудиторов, экономистов и юристов. При этом размер оплаты привлеченных к работе в ликвидационной комиссии указанных специалистов в совокупности не должен превышать пяти базовых величин.

Возмещение расходов, связанных с ликвидацией коммерческой организации, осуществляется на основании заявки регистрирующего органа и перечисления на его счет авансового платежа в размере 50; процентов сметы расходов по каждому случаю ликвидации коммерческой организации.

7) Представление ликвидационной комиссией в регистрирующий орган в срок, установленный этим органом для ликвидации коммерческой организации, следующих документов:

— копии публикации в газете «Рэспублiка»;

— документа, подтверждающего возврат печати и штампов в органы внутренних дел;

-документа, подтверждающего закрытие расчетного (текущего) и иных счетов в банках;

— отчета ликвидационной комиссии (ликвидатора);

— ликвидационного баланса, подписанного членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденного собственниками имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то учредительными документами;

— подлинника свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации или, при его отсутствии, документа уполномоченного государственного органа, удостоверяющего факт утраты (уничтожения) этого подлинника;

— справки налогового органа о расчетах с бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;

— справки Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

— справки таможенного органа об отсутствии задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами;

— справки государственной службы занятости об отсутствии соответствующей задолженности;

— справки соответствующих территориальных органов государственной статистики об отсутствии задолженности по статистической отчетности перед этими органами;

— справки соответствующего территориального (городского или районного) архива соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа о сдаче на хранение документов (п. 63 Положения о регистрации).

Коммерческие организации по основанию, предусмотренному в абз. Зч. 1 подп. 41.3 п. 41 Положения о регистрации, ликвидируются регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии при наличии соответствующего представления уполномоченного-органа и следующих документов, которые истребуют регистрирующие органы:

— акта проверки уполномоченного органа, подтверждающего факт неосуществления коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления этой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

— справки налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом;

— документа, подтверждающего сдачу печати и штампов в органы внутренних дел, или заявления учредителей (участников) организации об их неизготовлении, или сведений о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате;

— подлинника свидетельства о государственной регистрации или сведений о публикации в установленном порядке объявления о

Решением суда о ликвидации коммерческой организации на ее учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации (ч. 2 п. 3 ст. 57 ГК). Порядок назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) и их деятельность осуществляется в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 22 июня 2000 г. Ns 9 «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц».

Ликвидация коммерческой организации считается завершенной, а организация — прекратившей свою правосубъектность с момента внесения записи об этом в ЕГР.

После исключения коммерческой организации из ЕГР в месячный срок она подлежит исключению из состава учредителей (участников) других организаций.

Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям и в порядке, установленном для ликвидации коммерческой организации (п. 44 Положения о регистрации).

Областной комитет государственного контроля обратился в хозяйственный суд с иском о ликвидации хозяйственного общества в связи с осуществлением им деятельности с неоднократными нарушениями законодательства.

Суд установил факт принятия общим собранием общества решения о его ликвидации и на этом основании отказал в удовлетворении иска. Областным комитетом государственного контроля на постановление суда была принесена кассационная жалоба.

Подлежит ли она удовлетворению?

Отличаются ли последствия добровольной и принудительной ликвидации коммерческой организации?

Данная жалоба подлежит удовлетворению, так как в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае: осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица,…

Та же самая норма содержится и в подп.2 п.42.2. «Положения О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», утвержденного Декретом Президента от 16 марта 1999 г. № 11 в редакции Декрета Президента РБ от 16 ноября 2000.

Изучив положения всех действующих нормативных актов, касающиеся ликвидации субъектов хозяйствования, представляется возможным сделать вывод о том, что последствия добровольной и принудительной ликвидации коммерческой организации не чем не отличаются.

Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

Правовые основы ликвидации юридических лиц

Ликвидация юридического лица является легальной формой прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным видам юридических лиц: Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральном законе от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах», Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Особенности оснований и порядка ликвидации могут устанавливаться для субъектов, обладающих специальным правовым статусом. Так, ст. 23.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» определяет процедуру ликвидации кредитных организаций, у которых Банком России отозвана лицензия на совершение банковских операций. Порядок ликвидации несостоятельного должника — юридического лица в соответствии со ст. 65 ГК РФ устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Отдельные нормы, касающиеся ликвидации юридических лиц, содержатся в НК РФ. В качестве примера можно привести ст. 49 НК РФ, регулирующую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

Правовое регулирование ликвидации осуществляется также на подзаконном уровне. Так, порядок принятия решений о ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий отражен в постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».

ГК РФ в качестве оснований для ликвидации юридического лица предусматривает решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также решение суда (п. 2 ст. 61). Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право. — М.: Велби, Проспект, 2010. — с. 174

Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

Читайте также:
  1. Cтруктура деятельности
  2. I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  3. I.10. Современный этап развития туристской деятельности
  4. I.5. Организация образовательной деятельности. Формы организации учебной деятельности
  5. I.5. Организация образовательной деятельности. Формы организации учебной деятельности.
  6. II. Основы создания, деятельности, состав и структура поисково-спасательной службы МЧС России
  7. II. Цели и виды деятельности Общества
  8. IX.2.Наука как особый вид деятельности
  9. SWOT-анализ и формирование стратегий деятельности системы
  10. V.2. Культурный туризм в системе туристской деятельности
  11. VIII. Требования к режиму дня и образовательной деятельности
  12. X. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ликвидация юридического лица является легальной формой прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным видам юридических лиц: Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральном законе от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах», Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»*(326), Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Особенности оснований и порядка ликвидации могут устанавливаться для субъектов, обладающих специальным правовым статусом. Так, ст. 23.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности»*(327) определяет процедуру ликвидации кредитных организаций, у которых Банком России отозвана лицензия на совершение банковских операций. Порядок ликвидации несостоятельного должника — юридического лица в соответствии со ст. 65 ГК РФ устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»*(328).

Отдельные нормы, касающиеся ликвидации юридических лиц, содержатся в НК РФ*(329). В качестве примера можно привести ст. 49 НК РФ, регулирующую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

Правовое регулирование ликвидации осуществляется также на подзаконном уровне. Так, порядок принятия решений о ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий отражен в постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»*(330).

ГК РФ в качестве оснований для ликвидации юридического лица предусматривает решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также решение суда (п. 2 ст. 61).

Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, может осуществляться в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. К возможным причинам добровольной ликвидации, перечисленным в ст. 61 ГК РФ, можно добавить и нецелесообразность продолжения деятельности юридического лица.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. В качестве примеров указанных случаев можно привести ликвидацию полного товарищества, в котором остался единственный участник (ст. 81 ГК РФ); ликвидацию общества с ограниченной ответственностью, в случае если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость его чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (ст. 90 ГК РФ). Поскольку основания ликвидации юридических лиц по решению суда могут устанавливаться только ГК РФ, иные законодательные акты могут содержать лишь положения, конкретизирующие указанные основания. К числу таких актов могут быть отнесены Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»*(331), Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»*(332), Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»*(333) и т.д. При этом все основания принудительной ликвидации юридических лиц могут быть разделены на общие, применимые к любому субъекту предпринимательства (например, осуществление деятельности, запрещенной законом), и специальные, предназначенные для отдельных субъектов предпринимательской деятельности (например, неоплата или неполная оплата в установленный срок уставного капитала кредитной организацией).

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Так, Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» представляет антимонопольному органу право обращаться в суд с иском о ликвидации организации в случаях: осуществления организацией координации предпринимательской деятельности, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции; нарушения требований ст. 17 и 18 указанного Закона.

Закон о регистрации в ст. 25 предусматривает право регистрирующего органа (в качестве которого выступает Федеральная налоговая служба) обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц. К числу неустранимых нарушений, допущенных при создании юридического лица, относится, например, отсутствие волеизъявления учредителя на создание юридического лица, зарегистрированного в результате фальсификации документов о его учреждении. Налоговые органы также вправе предъявлять иски о ликвидации организаций в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ.

К числу иных органов, уполномоченных законом на обращение в суд с требованием о ликвидации, относятся Банк России, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также органы прокуратуры, выступающие в защиту государственных и общественных интересов. Необходимо отметить, что в некоторых случаях закон предоставляет право на обращение в суд с требованием о ликвидации лицам, не относящимся к государственным органам или органам местного самоуправления. Так, ст. 116 ГК РФ позволяет обратиться в суд с требованием о ликвидации потребительского кооператива его кредиторам при невыполнении членами кооператива обязанности по внесению дополнительных взносов при убыточности деятельности кооператива.

Таким образом, ликвидация юридического лица может осуществляться в добровольном и принудительном порядке. Принудительная ликвидация субъекта предпринимательской деятельности по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, является мерой личной ответственности предпринимателя, санкцией за нарушение им требований закона и иных нормативных актов.

Процедура ликвидации предполагает совершение целого ряда действий, которые призваны обеспечить надлежащее исполнение организацией ее обязательств перед другими лицами и перед государством. Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации, перечислены в ст. 62 ГК РФ.

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Порядок принятия решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) может различаться в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Так, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает, что решение по вопросу о ликвидации общества принимается всеми участниками общества единогласно, а решения по вопросам назначения ликвидационной комиссии и утверждения ликвидационных балансов принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена уставом общества. Федеральный закон «Об акционерных обществах» указывает, что решение по вопросам ликвидации общества, назначения ликвидационной комиссии и утверждения промежуточного и окончательного ликвидационного балансов принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. В состав ликвидационной комиссии, как правило, входят учредители, их представители, руководитель, главный бухгалтер, руководитель юридической службы ликвидируемой организации. Возглавляет ликвидационную комиссию ее руководитель, который вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Данная обязанность конкретизируется в ст. 20 Закона о регистрации, в соответствии с которой соответствующее уведомление подается в трехдневный срок в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о его ликвидации. Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом органы статистики и внебюджетные государственные фонды. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. В указанных случаях регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации юридического лица или изменений в учредительные документы ликвидируемого юридического лица на основании подп. «в» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации.

Закон о регистрации требует также, чтобы лица или орган, принявшие решение о ликвидации, уведомили регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20). Формы соответствующих уведомлений утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439*(334).

Далее ликвидационная комиссия (ликвидатор) в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ обязана осуществить публикацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В публикации содержатся следующие сведения: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации юридического лица; лицо или орган, принявшие решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и его государственный регистрационный номер; порядок и сроки заявления требований кредиторами; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс и т.д.).

На данном этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна произвести следующие действия.

1. Переоформить в банке карточку с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом, на руководителя и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора).

2. Сообщить о ликвидации в налоговый орган и во внебюджетные фонды по месту учета.

3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом) уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Необходимо также произвести инвентаризацию имущества ликвидируемого юридического лица.

4. Выйти из состава учредителей юридических лиц, участником которых является ликвидируемое юридическое лицо.

5. По истечении срока, установленного для предупреждения работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, произвести увольнение работников, выполнив при этом требования, установленные трудовым законодательством.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 20 Закона о регистрации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

Далее ликвидационная комиссия производит расчеты с кредиторами ликвидируемой организации. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. За исключением случаев, когда закон предусматривает субсидиарную ответственность учредителей и собственников по долгам юридических лиц, требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Статья 64 ГК РФ также определяет правовые последствия отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения; заявления кредитором требований после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом (например, Федеральным законом «О некоммерческих организациях»), иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидационная комиссия составляет акт о распределении оставшегося имущества между учредителями (участниками).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случае ликвидации организации снятие ее с налогового учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данное положение обусловлено тем, что ведение указанного реестра и осуществление налогового учета осуществляется одним и тем же органом — Федеральной налоговой службой.

На завершающей стадии ликвидации организация также снимается с учета в государственных внебюджетных фондах, закрывает банковские счета, обращается в органы статистики с просьбой об аннулировании идентификационных кодов в связи с ликвидацией юридического лица. Документы по личному составу и финансово-хозяйственной деятельности передаются ликвидационной комиссией на государственное хранение в соответствующий архивный орган. Уничтожаются печати и штампы организации.

В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для завершения ликвидации юридического лица в соответствии со ст. 21 Закона о регистрации необходимо представить в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется только определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица установлен в ст. 22 Закона о регистрации. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные ст. 21 данного Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц и публикует информацию о ликвидации юридического лица. Исключение ликвидированной организации из реестра подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Рассмотренная процедура ликвидации юридических лиц является достаточно сложной и продолжительной по времени, требует материальных затрат. Проведение ликвидационных процедур осложняется также тем, что на сегодняшний день отсутствует единый нормативный акт, детально регламентирующий порядок и последовательность совершения действий при ликвидации юридического лица.

В юридической литературе неоднократно указывалось на необходимость введения упрощенного порядка ликвидации юридических лиц, не ведущих хозяйственную деятельность*(335). Такой порядок был установлен путем внесения в 2005 г.*(336) в Закон о регистрации положений об исключении юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Согласно ст. 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятии такого решения. При этом недействующее юридическое лицо, его кредиторы и иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, вправе в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования указанного решения о предстоящем исключении направить регистрирующему органу заявление. В случае направления заявления решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если указанное заявление регистрирующему органу не направлялось, то регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии со ст. 22 Закона о регистрации исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с таким исключением, в арбитражный суд в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Необходимо отметить, что институт ликвидации не применяется к прекращению предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой ими без образования юридического лица, что было отмечено в Информационном письме ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»*(337). Основания прекращения деятельности индивидуальными предпринимателями и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регулируются ст. 22.3 Закона о регистрации.

Основанием для добровольного прекращения деятельности индивидуального предпринимателя является принятие им решения о прекращении такой деятельности. Для прекращения своего статуса индивидуальный предприниматель должен представить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, а также документ об уплате государственной пошлины. В данном случае государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Среди оснований прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, не зависящих от его воли, закон называет следующие: смерть физического лица; судебное решение о признании его несостоятельным (банкротом); судебное решение о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке; вступивший в законную силу приговор суда, которым физическому лицу назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. В указанных случаях государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения, вступления в силу приговора суда.

Специальным основанием прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства является аннулирование документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа. При этом государственная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

Подводя итоги рассмотрения вопроса о прекращении деятельности субъектов предпринимательского права без правопреемства, можно сделать вывод о том, что процесс прекращения деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя включает действия указанных субъектов и органов государственной власти, принятие уполномоченным государственным органом актов о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а также о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Глава 7. Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательского права

Ликвидация субъектов предпринимательского права

Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят.

Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, НК РФ, Законами Об АО, Об ООО, О производственных кооперативах, Об унитарных предприятиях.

Порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица и прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности определяется Законом о регистрации.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять собственник.

В статье 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности истечение срока, на который создана организация, достижение цели, ради которой она создана.

Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Некоторые основания принудительной ликвидации обозначены непосредственно в ст. 61 ГК РФ. Это обнаружение допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов; осуществление неуставной деятельности организациями со специальной компетенцией (общественными, религиозными организациями, благотворительными или иными фондами). Приведенный перечень не является исчерпывающим, основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями Кодекса. Примером может служить правило ст. 25 и 65 ГК РФ о ликвидации лица, признанного несостоятельным (банкротом). В соответствии с п. 4 ст. 99 ГК РФ в случае, если стоимость чистых активов акционерного общества становится меньше определенного Законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. При этом следует иметь в виду, что основания ликвидации по решению суда могут устанавливаться только Гражданским кодексом РФ.

Следует отметить, что в законодательстве не только называются конкретные государственные органы, но и определяются основания для ликвидации. Так, ФАС России (его территориальные управления в пределах их компетенции) имеют право обратиться в суд с иском о ликвидации объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего координацию предпринимательской деятельности.

После принятия решения приступают к осуществлению ликвидации субъекта хозяйственного права.
Рассмотрим основные этапы ликвидационного процесса применительно к коммерческой организации.
1. Сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица. Регистрирующий орган направляет для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налоговые органы, органы статистики и внебюджетные государственные фонды. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации.
На протяжении всего ликвидационного процесса организация или предприниматель продолжает существовать в качестве субъекта права. Пунктом 3 статьи 62 ГК РФ установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица. Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 ГК РФ.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции. Это было отмечено в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)».
Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.
Формы Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица и Уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица и требования к их оформлению утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439.
3. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. В публикации должны быть отражены следующие данные:
— наименование ликвидируемого юридического лица;
— дата принятия решения о ликвидации;
— наименование органа, принявшего решение о ликвидации;
— идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре;
— порядок и срок предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации;
— способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).
4. Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.
5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. Такое сообщение должно быть направлено данным адресатам в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации.
6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы, которые должны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, и принимаются меры к получению дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемой организации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете», инвентаризация в данном случае осуществляется в обязательном порядке.
7. Выход ликвидируемой организации из состава участников (учредителей) других юридических лиц.
8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения.
Значение промежуточного ликвидационного баланса заключается в следующем:
— в соответствии с ним осуществляется удовлетворение требований кредиторов. Он подтверждает своевременность обращения соответствующего кредитора с требованием. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок;
— удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса;
— на основании данных баланса делается вывод о достаточности денежных средств предприятия для удовлетворения требований кредиторов. В противном случае ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
О составлении промежуточного ликвидационного баланса уведомляется регистрирующий орган по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439.
10. Продажа имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений, в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов.
Снятие с учета в налоговом органе и во внебюджетных фондах в предусмотренном законодательством порядке. В частности, порядок снятия с учета в налоговом органе регулируется ст. 84 НК РФ. Налоговым органом и внебюджетными фондами проводятся документальные проверки ликвидируемой организации.
12. Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. Расчеты осуществляются в очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса РФ. Гражданским кодексом установлено пять очередей для удовлетворения требований кредиторов. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого субъекта для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.
Кредиторы, чьи требования комиссия не рассматривала или которым отказано в удовлетворении, имеют право обратиться в суд с исками к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда было отказано. Из приведенного правила предусмотрено исключение для случая, когда по долгам ликвидируемого лица субсидиарную ответственность несут другие лица.
13. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом. Перечень представляемых в регистрирующий орган документов аналогичен перечню документов для согласования промежуточного ликвидационного баланса.
14. Представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.
15. Закрытие банковских счетов ликвидируемой организации. О закрытии счетов уведомляется налоговый орган, который выдает информационное письмо (проставляет отметку на ликвидационной карте) о снятии с налогового учета.
16. Аннулирование идентификационньгх кодов в органах статистики.
17. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ФНС РФ), следующих документов:
а) подписанное заявителем заявление с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов с кредиторами, согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами в установленных законодательством случаях. Форма заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочий дней.

Оставшиеся после расчетов с кредиторами денежные средства зачисляются в уставный (складочный, паевой) капитал (фонд) юридического лица. Уставный капитал и иное оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передаются его участникам (учредителям), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица. Это означает, что при ликвидации хозяйственного общества, товарищества, кооператива право на ликвидационную квоту имеют его участники, при ликвидации государственного и муниципального предприятия — соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Уставы общественных организаций и фондов должны определять порядок распределения оставшегося имущества.

На основании представленных документов в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации организации.

Ликвидация юридических лиц считается завершенной, а указанные субъекты хозяйственного права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр.

Следует иметь в виду, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Такое решение должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок, не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в общем порядке, установленном гражданским законодательством.

Если в течение указанного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studopedia.su, psyera.ru.

«