+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Лес как объект использования и охраны


Лес — это охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, надпочвенного слоя, животных и микроорганизмов, образующую лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных и иных целях.

Все леса, а также земли лесного фонда, не покрытые лесом (лесные и нелесные земли), образуют государственный лесной фонд.

В государственном лесном фонде выделяются леса первой и второй категории. Леса второй группы — это эксплуатационные леса (предназначенные для дальнейшей вырубки). Леса первой группы — все леса, не вошедшие во вторую группу.

В лесах первой группы выделяется категория защитности (совокупность признаков, по которым производится разграничение лесов первой группы в соответствии с их целевой функции и устанавливается соответствующий правовой режим):

  • 1 Леса заповедников.
  • 2 Национальных парков.
  • 3 Заказников республиканского значения.
  • 4 Леса памятников природы республиканского значения.
  • 5 Леса генетических резерватов.
  • 6 Городские леса.
  • 7 Леса зеленых зон вокруг городов.
  • 8 Леса санитарной охраны курортов.

Леса первой группы занимают примерно 42% площади лесного фонда. Лесные насаждения занимают 20-50% лесного фонда.

Специальные законодательные акты:

Закон «Об охране окружающей среды».

Закон «Об особо охраняемых природных территориях».

Закон «О животном мире».

Закон «О государственной экологической экспертизе».

Закон «О растительном мире».

Концепция устойчивого развития лесного хозяйства до 2015г.

Постановления Совета министров.

Экономическую основу лесных правоотношений составляют законы «Об аренде» и Налоговый кодекс.

Предметом лесных отношений является общественные отношения, связанные с лесным пользованием.

Административно территориальные единицы.

Юридические и физические лица РБ и иностранных государств.

Лица без гражданства.

Объектом является государственный лесной фонд.

Основу лесных отношений составляет государственная собственность на леса. Таким образом, леса могут предоставляться только в пользование, а право распоряжения принадлежит государству.

Лес — это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т.п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырьё и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.

Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечительные функции: экологическую, экономическую, культурно-оздоровительную. Экологическая функция леса выражается в оказании влияния на окружающую (а не только природную) среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующее, почвозащитное, водоохранное, санитарное, оздоровительное значение.9

Экономическая функция леса состоит в том, что он является источником древесины и другой продукции народного хозяйства. Культурно-оздоровительная функция проявляется в том, что лес способствует укреплению здоровья, развитию познания человеком природы.

В понятие «лес» входят несколько видов природных ресурсов, которые сейчас активно используются в хозяйственной деятельности, науке, культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные травы, соки, смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т.п.

Относительно леса и его ресурсов законодательство употребляет четыре основных понятия: рациональное использование, воспроизводство, охрана и защита.

Рациональное использование леса (как трактует это комментирующая литература) есть получение максимального количества лесной продукции с минимальных лесных площадей. При этом необходимо сказать об экологической стороне: при условии соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Воспроизводство лесных ресурсов — меры по повышению продуктивности лесов, улучшению их качества и породного состава (ст. 55).

Охрана лесов — меры по ограждению лесов от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу (ст. 59).

Защита леса — система биологических мер, направленных на борьбу с болезнями и вредителями леса (ст. 59).

Правовое регулирование использования и охраны леса направлено на предотвращение и устранение таких негативных явлений, вызванных хозяйственным развитием, как истощение и загрязнения лесов.

Истощением лесов следует считать не только физическое уничтожение лесов как природного фактора, но и снижение их продуктивных функций (например, почвозащитных, водоохранных и т.д.). Источниками истощения лесных массивов являются — нерациональное ведение лесного хозяйства, вырубка лесов без научно обоснованной системы воспроизводства, пожары, незаконные лесные пользования, уничтожение полезных для леса животных.

Загрязнение леса — внесение в окружающую лесную среду веществ препаратов, причиняющих вред лесным растениям и животным, обитающим в лесах. Подобное воздействие превращает лес из активного защитника природы и человека в жертву технического прогресса.

Другим элементом лесного фонда является земля. Она представлена в двух значениях: как составная часть земельного фонда (ст. 3 ЗК РСФСР) и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда следует и двойная правовая функция данной категории. В качестве составной части земельного фонда земля служит объектом правового регулирования со стороны земельного законодательства. В этом смысле ее охрана и использование должны соответствовать Земельному кодексу. Этот же документ определяет порядок возникновения и прекращения права пользования землями лесного фонда. В то же время в качестве составной части лесного фонда земля подвержена влиянию правовому регулированию использования охраны лесов.

Во втором значении наблюдается сращивание» некоторых понятий. Например, рациональное использование лесов одновременно означает рациональное использование земель, занятых этими лесами. Охрана лесных земель от самовольного занятия рассматривается не только как земельное, но и лесное правонарушение. В этом смысле рациональное использование, земель лесного фонда есть прежде всего рациональное исполнение лесов, охрана их и защита.

Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной растительностью, с учетом необходимости восстановления и воспроизводства лесных культур. Конкретное земельно-лесное пространство распределяется по субъектам федерации, владельцам лесного фонда и субъектам лесопользования, имеющим право на сдачу лесов в аренду.

Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного фонда решается органами лесного хозяйства. Из взаимосвязи земель и древесно-кустарниковой растительности определяется и собственность на лесной фонд.

Основы лесного законодательства РФ не дают ответа о праве собственности на леса в РФ. Согласно Конституции РФ, леса могут быть в собственности государственной, муниципальной и частной.

Основная часть лесного фонда находится в государственной собственности. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и районов. В частной собственности закон допускает нахождение небольших лесных участков лесфонда.

Государственная собственность на леса в данный период развития российского общества является доминирующей среди других форм собственности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации производится на основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации.

Третьей структурной частью лесного фонда является животный мир. Под ним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитающих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего обитания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоятельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным законодательством.

Основная функция федеральной службы лесного хозяйства состоит в организации лесного хозяйства — работы, направленной на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства, распределение лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки, владение лесным фондом.

Основные требования к ведению лесного хозяйства (ст. 12 Основ лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных отношений: сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его породного состава; эффективность ведения лесного хозяйства.

Нетрудно заметить, что приоритет в перечне функций отдается экологическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хозяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит наоборот).

Основные требования ведения лесного хозяйства, зафиксированные в ст. 12 Основ лесного законодательства, разумеется, относятся не только к органам лесного хозяйства системы Рослесхоза. Они распространяются на всех лесопользователей в лесах Российской Федерации. Эти требования положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в соответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или культурно-оздоровительным функциями.

Все леса России по их экологическому, экономическому, культурно-оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подтверждает его правовое и организационное значение.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно экологические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей территории России. Она устанавливается Рослесхозом по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации. В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противоречит целям охраны леса.

К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограниченно эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощительности в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведется на основе расчетной лесосеки.

Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном предназначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хозяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.

В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы — это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу

Лес как объект использования и охраны. Лесное законодательство. Государственное управление лесами в Республике Беларусь

В юридической литературе сложилось три подхода к определению понятия «лес». В узком смысле лес сводится лишь к совокупности древесно-кустарниковой растительности, являющейся объектом права исключительной государственной собственности. В более широком значении лес рассматривается как самостоятельный и воспроизводимый природный объект в виде определенной, взаимосвязанной совокупности деревьев, кустарников и других растений, обладающий защитными, водоохранными, оздоровительными, санитарно-гигиеническими функциями, воздействующий на окружающую среду, расположенный на землях, для которых установлен определенный правовой режим, и зарегистрированный в учетной документации.

Предлагается также определение леса как совокупности земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других объектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и оказывающих влияние друг на друга в своем развитии и на окружающую природную среду.

Согласно статье 1 ЛК РБ лессовокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.

В соответствии со ст. 4 ЛК РБ лесной фондобразуют леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли, расположенные в границах лесного фонда.

К лесным землямотносятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и др.), предоставленные для ведения лесного хозяйства.

К нелесным землямотносятся земли, не покрытые лесом и не предназначенные для его восстановления (земли, занятые просеками, противопожарными разрывами, лесными дорогами, мелиоративными системами, а также земли под застройкой, нарушенные земли и иные земли, не используемые для лесоразведения), расположенные в границах лесного фонда и предоставленные для ведения лесного хозяйства.

Согласно земельному законодательству земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель и подразделяются на две части – лесные земли, а также нелесные земли, расположенные в границах лесного фонда, предоставленные для ведения лесного хозяйства .

В лесной фонд не входят:

1) единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность, в том числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения;

2) единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов;

3) единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

Обращение с древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд, регулируется законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми им функциями производятся деление лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.

В лесном фонде выделяются леса первой и второй группы.

К первой группе лесов относятся:

— леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (заповедники, национальные парки, заказники республиканского значения, памятники природы республиканского значения);

— леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение;

Леса первой группы распределяются на следующие категории защитности:

* леса национальных парков;

* леса заказников республиканского значения;

* леса памятников природы республиканского значения;

* леса генетических резерватов, научного и историко-культурного значения;

* леса лесопарковых частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов;

* леса лесохозяйственных частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов;

Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую группу (эксплуатационные леса).

В лесах первой и второй группы могут быть выделены особо защитные участки (почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы по берегам водных объектов, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений, особо охраняемые части заказников, опушки леса по границе населенных пунктов и др.).

Отнесение лесов к группам и категориям защитности, перевод их из одной группы или категории защитности в другую, выделение особо защитных участков леса производятся на основании материалов лесоустройства или специальных научных исследований, а также исходя из выполняемых ими функций, местоположения лесов и эколого-экономического обоснования.

Распределение лесов на группы и категории защитности, перевод их из одной группы в другую осуществляются Советом Министров Республики Беларусь в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Перевод лесов из одной категории защитности в другую, а также выделение особо защитных участков леса осуществляются Советом Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Перевод лесов из одной группы в другую и отнесение их к категории защитности в связи со строительством крупных хозяйственных объектов осуществляются до начала строительства объекта.

Леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства.

Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах.

Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь (далее Минлесхоз), местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы и другие государственные органы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов является Министерство лесного хозяйстваРеспублики Беларусь. Указанное Министерство, его территориальные органы, юридические лица, ведущие лесное хозяйство осуществляют такие функции государственного управления в области использования и охраны лесов, как государственный учет лесов, ведение государственного лесного кадастра, государственный контроль, мониторинг лесов и др.

44. Лес как объект использования и охраны.

01.01.2007г. вступил в действие ЛК РФ. Ранее действовал ЛК 1997 года.

В действующем ЛК в кач-ве О-ктов лесных отношений выдел-ся леса и лесные участки. Под «лесом» поним-ся либо естеств. экосистема, либо прир. ресурс (пример — заповедник, нац. парк, природный парк). Лесной участок — прежде всего, зем. участок, границы кот-го определ-ся на основе лесоустр-ва и данных гос-го кадастрового учёта. Лесной участок явл-ся О-ктом предоставл-я гражданам и юрам.

Леса располаг-ся на землях лесного фонда, а также на землях др. категорий (земли с/х назнач-я, земли нас-х пунктов, земли спец-го назнач-я, земли особо охраняемых территорий, земли водного фонда). РТ относ-ся к малолес. р-нам. Доля зем. лесного фонда составл. 17% территории РТ.

Леса подраздел-ся на:

— защитные (для обеспечения средообразующих, водоохранных, оздоровительных и иных ф-ий)

— эксплуатационные (предназначены для получ-я высококачественной древесины)

— резервные (в них заготовка древесины не допуск-ся в теч. 20 лет)

Управление лесами осущ-ся фед-ным агентством лесного хоз-ва. В РТ — мин-во лесного хоз-ва.

45. Виды прав на лесные участки.

В завис-сти от необходимости получ-я соответствующего разреш-я либо заключения догов:

— общее (предоставл-ся исключит-но гражданам для удовлетвор-я собственных нужд. Связано со сбором ягод, грибов и т.д.)

— спец (основано на экономической эксплуатации лесных резервов. С-ктами явл-ся либо юры, либо ИП. Основание возникнов-я спец-го лесопольз-я — реш-е ОГВ или ОМС, также — доги)

1)эксплуатационные (леса кот испл ждя получения древесины 2) защитные 3)резервные леса в кот в теч 20 лет не план загот древесины

Управление лесами осущ-ся фед и рег органами тспл влатси.На фед уровне – фед агентство лесного хоз-ва.46. Виды использования лесов.

В завис-сти от целевого использ-я лесов:

— заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов

— ведение охот. хоз-ва, рекреационная деят-сть

— заготовка живицы (смолы)

47. Порядок предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муни-ципальной собственности.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Юрам и физикам лесные участки предоставл-ся на вещных или обязательственных правах.

Юрам лесные участки предоставл-ся в постоянное бессрочное польз-е, в безвозм. срочное польз-е, в аренду. Но в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК, сохраняется.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Гражданам лесные уч-ки предоставл-ся на основании дога аренды, на праве безвозм-го срочного польз-я. Служебные наделы предоставл-ся на период труд-х отнош-ий. Они предоставл-ся раб-кам лесных хозяйств, охот. хоз-в и др.

ЛК предусматривает дог, ранее не известный зак-ву РФ — дог-р купли-продажи лесных насаждений. По этому догу осущ-ся продажа лесных насаждений на землях, нах-ся в гос. или мун. собств-сти. Срок дога — не более 1 года. По общему правилу этот дог-р заключ-ся по результатам аукциона, за исключ. случ., когда на стороне потенциальных покупателей выступ. граждане с целью загот. древесины для собственных нужд.

Основания прекращения пр. лесопольз-я:

— добровольное прекращ-е (истеч. срока, отказ лесопользователя, прекращ-е трудовых отнош-ий и т.д.)

— принудительное прекращ-е (нецелевое использ-е лесов, систематическое наруш-е дога и т.д.)

Леса как объект использования и охраны

С точки зрения Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ), принятого 29 января 1997 года, к лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). Лесной Кодекс РФ, Ч I, гл.2, ст.8 Но в состав лесного фонда входят не только лесные земли, но и не лесные, это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли). Лесной Кодекс РФ Ч I, гл.2, ст.8 Итак, в понятие леса, по закону включаются три признака: биологический — совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности, юридический — произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке, экологический — оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Конституция РФ ст.72, п.1”к”. Лесное законодательство Российской Федерации состоит из Лесного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить Лесному Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон. Нормы лесного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать лесному законодательству Российской Федерации. Лесной Кодекс РФ, Ч I, гл.1, ст.1

Лес — это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т. п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырьё и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.” В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.

В течение десятилетий в лесном хозяйстве России велись «условно сплошные рубки», которые привели к огромным потерям и ухудшению породности состава лесов, к нарушению основополагающих принципов лесопользования — к постоянному (ежегодному) перерубу расчетных лесосек в хвойных лесах и пренебрежению разработок мягколистных и лиственных лесов России.

По данным Федеральной службы лесного хозяйства РФ ежегодно вырубаются леса на площади в 2 млн. гектаров, а значит сокращается экспорт леса за рубеж. Однако ежегодная рубка леса в России осуществляется на площади 12 млн. гектаров. К этому следует добавить, что экспортом леса бесконтрольно занимаются около 300 организаций, поэтому в действительности экспорт леса за рубеж неимоверно возрастает.

Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. “Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса — система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов — процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.”

Различают две формы взаимодействия общества и природы. Первая- потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей — экономическая форма взаимодействия. “Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания”. Эта форма получила название экологической формы.

Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и использование отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права — административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).

Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. Лесной Кодекс РФ, Ч I, гл.1, ст.2

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, studfiles.net, vuzlit.ru.

«