+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Какими чертами характеризуется политическое развитие третьей республики


Период с 1870 по 1940 годы период Третьей республики во Франции. Было сформировано правительство национальной обороны во главе с Луи Адольфом Тьером.

В феврале 1871 года в результате переговоров между Францией, Австрией и Пруссией было подписано унизительное для Франции предварительное соглашение. Согласно нему Французская республика теряла Эльзас и Лотарингию, выплачивала победителям контрибуцию, германские войска оставались на территории страны.

Тьер был объявлен президентом Франции в сентябре 1871 года, однако его должность была временной, он сохранял свой пост до того момента, пока решение о президентстве не примет Учредительное собрание.

С 15 марта по 28 мая 1871 года во Франции протекал внутриполитический кризис. Вспыхнула Федералистская революция, составной частью которой была Парижская коммуна. Возникла идея нового политического, социального и экономического развития. Предполагалось трансформировать Французскую республику в конфедерацию автономных коммун. Однако сторонники революции не нашли поддержки среди народных масс.

В феврале 1871 года император Германии.

С 22 по 29 мая Париж был занят правительственными войсками. Часть коммунаров была расстреляна, другая часть была выслана из столицы. Расстрел происходил у восточной стены кладбища Пэр-Лашез на востоке столицы. Сейчас там установлен мемориал коммунарам.

После подавления революции начинается формирование Третьей республики. В 1783 году Луи Тьер под давлением монархистов ушёл в отставку. Его на президентском посту сменил монархист герцог Патрис Мак-Магон. Монархисты, в основной массе орлеанисты и легитимисты, составили основу нового правительства. Так как у Генриха V не было детей, он признал своим наследником Филиппа VII графа Парижского. Во Франции всё было готово к реставрации монархии. Однако Генрих V отказался от возвращения на трон по приглашению парламента, он требовал декларированного восстановления монархии и возвращения белого флага дома Бурбонов. Таким образом, реставрация не состоялась.

На перевыборах в парламент, большинство получили республиканцы. Конституционные законы 1875 года юридически восстановили республику, реально же она существовало с 1870 года. Законы вводили парламентскую республику по системе пропорционального представительства, то есть количество процентов, полученных на выборах равняется количеству процентов занимаемых мест. Всего во Франции было около 20 партий, устоявшейся партийной системы не сложилось. Это привело к тому, что правительство могло быть только коалиционным. Оно должно было получить вотум доверия от парламента, в противном случае оно распускалось. За 70 лет существования Третьей республики сменилось около 100 правительств. Стабильным было явление правительственного кризиса. Согласовать политику в коалиции очень сложно, это приводит к расколу и отставкам.

Верхняя палата парламента, Сенат, избирала президента республики, который, первоначально, обладал большими полномочиями. Однако в 1883 году президент Жюль Треви настоял на издании ещё двух конституционных законов. По ним президент был фактически отстранён от власти и оставался лишь символом представительной ветви власти. Также была признана незыблемость республики во Франции.

В 1885 году умер Генрих V. Филипп VII Орлеанский объявил себя королём, однако он не был им назначен.

Эпоха Третьей республики – эпоха быстрого экономического роста. В 1877 году Франция полностью выплатила контрибуцию Германии. Франция вновь стала финансовым центром Старого света. Франция раздавала займы, то есть правительство разрешало какой-нибудь стране продавать облигации на своей территории. Росла политическая значимость рантье.

Фердинанд Лессепс, инженер, проектировавший Суэцкий канал, возглавил созданное в 1879 году акционерное общество «Панама» по прорытию Панамского канала. Первоначально планировалось прорыть канал в Никарагуа, но из-за активизировавшегося там вулкана строительство перенесли на территорию Панамы. Правление акционерной компании провело жульническую аферу. Для сокрытия хищений, злоупотреблений и тяжелого финансового положения правление компании подкупило французских министров, сенаторов, депутатов, редакторов газет. Крах компании в 1888 году разорил десятки тысяч мелких держателей акций. Руководство «Панамы» попало в тюрьму, правительство во главе с президентом ушло в отставку, а деньги исчезли безвозвратно.

Во Франции шло формирование новых политических сил. В 1879 возникла первая социалистическая партия, через несколько лет их стало пять. Радикалы во главе с Жоржем Бенжаменом Клемансо играли немаловажную роль. Партия радикалов существует и по сегодняшний день. Монархические группировки объединились в основанную в 1899 году «Аксьон Франсез». Лидер Французского действия – Моррас.

1883 – 1884 годы ознаменовались кризисом, связанным с именем Жоржа Буланже. Он настаивал на том, что Франция должна отстаивать свои национальные интересы, необходимо установить диктатуру. Движение генерала Буланже выступало под лозунгами реваншистской войны против Германии, пересмотра республиканской конституции 1875 года и роспуска парламента. Он был символом твёрдой власти, получал поддержку на выборах. Фактически, он мог совершить государственный переворот, но не решился и бежал за границу. Буланжизм развалился. Это событие завершило становление Третьей республики.

Среди левых радикалов наиболее заметной группировкой были анархисты. Они добивались своих целей террористическими методами. В 1884 году был убит президент республики Карно.

В конце 19 века Францию потрясла новая серия кризисов. Самыми заметными были:

1) «казус Мильерана», Александр Мильеран – французский социалист, вошёл в 1899 году в состав по сути буржуазного правительственного кабинета Рене Вальдека-Руссо. Это был первый в истории случай участия социалиста в правительстве. В 1904 году он был исключён из Французской социалистической партии.

2) «дело Дрейфуса» – это сфабрикованное в 1894 году реакционной французской военщиной судебное дело по ложному обвинению офицера французского Генерального штаба еврея Альберта Дрейфуса в шпионаже в пользу Германии. Несмотря на отсутствие доказательств, суд приговорил Дрейфуса к пожизненной каторге. Борьба вокруг дела Дрейфуса привела к политическому кризису. Под давлением демократических сил страны, в том числе при содействии Жорж Клемансо, Дрейфус в 1899 году был помилован, а в 1906 году – реабилитирован. Развязка дела Дрейфуса – это попытка преодоления антисемитизма и шпиономании.

Франция продолжала формировать колониальную империю. Основными районами, представляющими наибольший интерес для французского правительства были Юго-Восточная Азия, Африка и Океания. В 1896 году к французским владениям был присоединён Мадагаскар.

Конец 19 века ознаменован расцветом Франции, финансовым и экономическим подъёмом в стране, политической стабильностью.

1891 – 1893 года – период союза с Российской империей. Формально он закреплён не был.

В начале 20 века к власти во Франции пришли радикалы во главе с Жоржем Бенжаменом Клемансо. В конце 19 века на политическую арену также выдвинулся Аристид Бриан. Клемансо развернул антиклерикальную программу. Школа навсегда была отделена от влияния церкви. Была запрещена деятельность приходов, а также Ордена иезуитов. Таким образом, результатом деятельности Клемансо стало то, что в начале 20 века Франция являлась светским государством. Некоторые антиклерикальные законы премьер-министра действуют во Франции и по сей день.

Французская Секция Рабочего Интернационала, созданная в 1905 году, превратилась в реальную политическую силу. Лидер CFIO – пацифист Жан Жорес. Он активно выступал против колониализма, милитаризма и войны. Жорес был убит 31 июля 1914 года, в канун Первой мировой войны.

В 1904 – 1907 годах сложился союз Франции, России и Великобритании – Антанта или «Тройственное согласие». В годы Первой мировой войны этот союз объединил в себе более 20 государств против германской коалиции.

Франция всё больше и больше отставала от Германии в экономическом и военном плане. Нарастала необходимость возвращения утерянных Эльзаса и Лотарингии. 1 августа 1914 года Французская республика вступила в Первую мировую войну.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Развитие государственно-политической системы Франции

Эволюция строя III Республики

До начала Второй мировой войны во Франции практически неизменными сохранялись учреждения и конституционные принципы Третьей республики. Важные для государственно-политического развития Франции XIX в. авторитарные тенденции временно уступили господствующему режиму парламентско-партийной демократии.

Последние десятилетия Третьей республики характеризовались дальнейшим сокращением государственного значения президентской власти и возрастанием влияния парламента и правительства. В реальной политической жизни полномочия президента были сведены к представительским функциям главы государства. Возникавшие конфликты с парламентом решались не в пользу президентской власти и приводили даже к вынужденным уходам с поста президента (Мильерана в 1924 г.).

Взаимоотношения палат парламента также несколько изменилось в пользу демократически избираемой Палаты депутатов. Количественный состав Палаты депутатов колебался незначительно: от 602 до 626 чел. (некоторый рост был связан с аннексией у Германии Эльзаса-Логарингии после победы в Первой мировой войне). В Сенате состояли 314 сенаторов. Причем принципы образования верхней палаты практически видоизменились в соответствии с решениями, принятыми еще в 1884 г.: тогда был ликвидирован институт пожизненного сенаторства, но назначенные сохраняли свои полномочия, пока в 1918 г. не скончался последний из остававшихся пожизненных сенаторов. И в Палате депутатов, и в Сенате прочное большинство постоянно было за приверженцами республиканского строя.

* По канонам мажоритарной системы победа полностью отдается тому или тем, кто набрал 50% + 1 голос при условии, что это составляет более 25% всех избирателей округа.

Представляя парламентское большинство, весьма неустойчивое, правительство Франции в годы Третьей республики существовало .в среднем 9-10 мес. в годы относительной стабилизации – и до 2-3 лет. Несмотря на внешнюю неустойчивость правительственная власть в парламентской республике значительно усилила свее внеконституционное влияние на государственные деяа. Главным образом благодаря расширению делегированного законодательства (с 1925 г.). Правда, практика правительственного законодательствования во Франции тех лет носила иной политический смысл (нежели в Великобритании): здесь парламент уклонялся от политической ответственности за те или иные меры, возлагая бремя возможной непопулярности на правительство. Последнее обстоятельство в особенности руководило парламентом в поручении правительству налоговой реформы (1934 г.) и принятия мер по обороне страны (1938 г.).

Партийно-политическая система Третьей республики характеризовалась широким спектром партий, в основном группировавшихся в условно левый и правоцентристский блоки; монархические движения в XX в. уже не представляли серьезного значения. Сформировавшиеся в начале XX в. две социалистические партии (одна – последовательно марксистская, вторая – реформистская) (см. § 63) довольно скоро воссоединились на общей платформе социалистического реформизма в Единую социалистическую партию Франции (1905). В связи с распространением европейского коммунистического движения и инициативами III Коммунистического интернационала в 1920 г. от СФИО откололись наиболее левые социалисты, образовав Французскую коммунистическую партию, которая стала выразительницей революционной марксистской идеологии и классового рабочего движения. Количество республиканских партий также увеличивалось. Основную роль играли Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов (1901) во главе с Ж. Клемансо и Партия республиканцев-социалистов (1924). Образуя вместе с несколькими другими партиями общие предвыборные объединения («Национальный блок» – 1919 г., «Национальное единство» – 1926 г.) республиканцы-центристы оставались у власти до 1930-х гг. В условиях экономического и социального кризиса середины 1930-х гг., появления во Франции лево-националистических, фашистских движений, роста рабочего движения Коммунистическая партия и СФИО заключили предвыборный союз (1934), который затем принял форму Народного фронта левых партий (1936). Программа Народного фронта включила ряд антифашистских мер, реформу социального и рабочего законодательства, национализацию крупных финансовых учреждений, социалистические меры в области аграрной политики. Блок Народного фронта победил на выборах 1936 г., сформировав правительство социалистов и радикалов во главе с Л. Блюмом. Первые мероприятия нового правительства в социальной и налоговой сфере спровоцировали финансовый кризис в стране. Правительство вынуждено было сменить курс, затем отказаться от социалистической ориентации. К 1938 г. Народный фронт распался. Нараставшая политическая борьба центристско-республиканских партий и социалистов осложнила положение Франции в период внешнеполитического кризиса и неудачного для страны начала Второй мировой войны.

Падение III Республики. Возрождение авторитаризма

Падение Третьей республики было определено всецело внешнеполитическими и военными обстоятельствами. В связи с нападением Германии на Польшу и прежними своими обязательствами Франции (вместе с Великобританией) объявила Германии войну. В мае 1940 г. германские войска перешли в наступление, в июне ими был взят Париж. Сформированное в марте 1940 г. правительство сложило с себя полномочия в пользу маршала Ф. Петена, прежнего посла Франции в Испании, слывшего за национального героя. Под давлением обстоятельств Петен заключил с Германией Компьенское перемирие (22 июня 1940 г.). Согласно условиям перемирия Франция была разделена на о к купированную зону (примерно 2/3 страны), где вся полнота власти и реальное управление принадлежали германской военной администрации, и зону самостоятельного управления (в основном Юг, с центром в местечке Виши). Правительство Петена в этой части установило новый государственный порядок, основанный на авторитарной диктатуре, получивший название Вишистского режима.

Возрождение авторитаризма не было только следствием военной обстановки. Уже в последнее десятилетие Третьей республики характерным политическим явлением стало требование конституционной реформы (в 1932 г. президент Думерг прямо заявлял: «Конституция 1875 г. не отвечает потребностям и нуждам дня сегодняшнего и еще менее тем, которые нам предстоят»). Правые республиканцы, в том числе их видный лидер, одно время премьер-министр, А. Тардье, предлагали усилить конституционный статус правительственной власти: предоставить президенту право роспуска Палаты депутатов без согласия Сената, дать избирательные права женщинам, ввести практику референдумов, лишить государственных служащих прав участия в общественных движениях, закрепить за исполнительной властью бюджетные полномочия.

Основой вишистского режима стало решение Национального собрания от 10 июля 1940 г., которым вся государственная власть передавалась Петену, в том числе для разработки новой конституции – «Эта конституция должна гарантировать права Труда, Семьи и Родины». Фактически этим решением (за которое проголосовали 569 депутатов при 80 против) была аннулирована конституция Третьей республики. Новый государственный и правовой уклад был сформирован 13 законами, принятыми с 11 июля 1940 по 27 сентября 1943 г.

Должность президента республики была отменена, и вся власть возложена на Петена как «главу правительства». «Впредь до новых указаний» откладывались заседания Сената и Палаты депутатов. Учреждалась должность преемника главы правительства на случай невозможности выполнения Петеном его функций. Законодательная, исполнительная, судебная и даже конституционная власть сосредоточились тем самым в одном лице, государство приобрело монократический характер.

Новый режим начал проведение особой правовой политики, в которой также отчетливы были элементы фашистско-социалистического уклада. Были распущены крупные монополистические объединения в экономике и наряду с этим запрещены основные профсоюзные объединения. Единению труда и капитала должны были служить созданные в августе 1940 г. «комитеты экономической организации» с принудительными регулирующими полномочиями. Под лозунгом «возвращения к земле» был издан закон (1940 г.) о корпоративной организации сельского хозяйства, по которому в единые союзы объединялись собственники и батраки, арендаторы и фермеры. По примеру Германии было реорганизовано среднее образование я созданы летние молодежные военизированные лагеря. Реставрирована роль католической церкви и в связи с этим сложилась новая правовая политика в семейных отношениях: запрещались разводы, вводился контроль рождаемости, поощрялись многодетные семьи. В ранг государственной политики был возведен антисемитизм, в особенности поддержанный фашистскими и националистическими организациями. В отношениях с Германией вишистский режим занял единственно возможную позицию коллаборационизма. Закономерно, что это подтолкнуло дальнейшую изоляцию режима от массы населения, в особенности от расширявшегося во Франции движения Сопротивления. Правительство Петена недальновидно разорвало отношения с Великобританией. Изоляция подталкивала к усилению полицейского контроля над страной, который порой принимал вид открытого террора. Слабость вишистского правительства предопределило частичное распространение оккупационного режима германскими властями и на контролируемые Петеном области.

В январе 1944 г. правительство Виши преложило новую конституцию страны, основанную на строгом разделении разных государственных полномочий. Глава государства – президент – должен был избираться на 10 лет Национальным конгрессом, куда входили бы депутаты законодательной палаты, сенаторы, а также провинциальные советники. Принципиально важным институтом должен был стать Верховный суд с конституционными полномочиями. Однако общий ход военно-политических событий, поражение Германии и нарастание движения Сопротивления к концу 1944 г. практически положили конец оккупации Франции и правительству Петена.

Установление IV республики

На основе образованного в Лондоне правительственного комитета «Свободная Франция» (июнь-октябрь 1940 г.), бывшего до известной степени альтернативой коллаборационистскому правительству Петена, де Голль сформировал единое военное командование отступившими частями и управление внеевропейскими департаментами Франции. Разместившееся в Алжире военное командование к 1941 г. преобразовалось в особую правительственную структуру – Национальный французский комитет во главе с президентом и комиссарами. Рядом с ним был чисто военный орган – Совет обороны Империи во главе с де Голлем.

Решающим шагом по пути возрождения независимой французской государственности стало оформление в мае 1943 г. Национального совета Сопротивления, куда на основе межпартийного соглашения вошли представители 8 крупнейших групп Сопротивления и 6 политических партий (коммунисты, социалисты, радикалы, христианские демократы и др.) и, параллельно ему, в Алжире, Французского комитета национального освобождения (июнь 1943 – июнь 1944 гг.). Совет Сопротивления (во Франции) действовал на основе равноправного представительства групп и партий под председательством генерального делегата от де Голля. ФКНО поначалу действовал под двойным руководством – де Голля и генерала Жиро (которые как бы отображали политическое участие во Французских делах соответственно Великобритании и США), но с января 1944 г. де Голль был уже единоличным руководителем ФКНО. Программа НСС также признала главенство де Голля (март 1944 г.), высказавшись за республику во главе с ним, экономические реформы, национализацию, признание широких социальных прав трудящихся и т. д. Де Голль и тогда уже довольно ревностно отнесся к попыткам как-то направлять его политическую волю. В некоем подобии авторитаризма он видел политическое спасение Франции: «Наша страна. скоро получит возможность возродиться как нация. При условии, что ею будут управлять, а это исключает существование какой-либо власти параллельно с моей. Порядок, Закон, Справедливость». С ноября 1943 г. в Алжире начала деятельность Консультативная ассамблея (в составе около 100 депутатов, главным образом представителей Сопротивления), которая постепенно стала играть роль парламентарного учреждения. Весной 1944 г. ФКНО принял первые организационные решения об администрации во Франции в период освобождения. При Консультативной ассамблее начались работы по созданию новой конституции.

Благодаря движению Сопротивления, переросшему с лета 1944 г. в общенациональное восстание, и началу военных действий Великобританией и США против Германии в Европе, к концу 1944 г. Франция была освобождена. С 3 июня 1944 г. ФКНО преобразовался во Временное правительство во главе с де Голлем, которое осуществляло полноту управления в стране в период т. н. временного режима (до 1946 г.).

Временное правительство предприняло основные меры по реконструкции хотя бы условно централизованного управления и республиканских институтов. В крупные города были назначены комиссары республики, в департаменты – префекты; постепенно начали восстанавливаться довоенные органы самоуправления. Были ликвидированы полупартизанские части т. н. Французских внутренних сил, гвардия и милиция НСС, руководство воинскими частями полностью перешло в руки «Сражающейся Франции» (де Голля). Организации сопротивления стали преобразовываться в новые партии. Такое сокращение политической роли Сопротивления вызывало противодействие коммунистов, предполагавших развернуть освободительное движение в процессе социальной революции в стране. 9 августа 1944 г. правительство аннулировало основополагающие для вишистского режима акты июня 1940 г., фактически было как бы восстановлено действие основных законов 1875 г.

Окончательное отношение нации к прежнему конституционному строю было выяснено на референдуме 21 октября 1945 г. До этого Временное правительство установило (в 1944 г.) всеобщее избирательное право в стране (и мужчин, и женщин – старше 21 года). Большинство (96%) высказалось за придание новому представительному собранию учредительных прав и тем самым за отмену конституции 1875 г. Параллельно была установлена как бы конституция переходного времени: с вручением исполнительной власти правительству, законодательной – новому Собранию. Из-за несогласий с подчинением правительства Собранию вскоре (в январе 1946 г.) правительство покинул де Голль.

Переходный период знаменовался формированием новой системы политических партий. Основную роль стали играть левые партии – восстановившая свое значение Социалистическая (очистившаяся на съезде в 1944 г. от коллаборационистов), новая католическая Народно-республиканская (образовалась в 1944 г.), стоявшая на позициях социального реформизма, а также небольшой Демократический и социалистический союз Сопротивления (1945 г.). Рядом с ними находилась Французская коммунистическая партия, которая на своем Х съезде (1945 г.) заявила о стремлении «к обновлению и расширению демократии». Хотя социалисты сохраняли критическое отношение к ФКП за «недостаточную демократичность» ее программы и «безоговорочное подчинение СССР». Серьезной политической силой, поддерживающей социалистов, стала Французская конфедерация христианских профсоюзов. Место радикалов-республиканцев, которые утратили свое значение, на правом фланге политического спектра заняли Республиканская партия свободы (1945), объединившая националистов и несоциалистические организации Сопротивления, и Объединение левых республиканцев (апрель 1946 г.). РПС довольно быстро стала по влиянию и численности ее поддерживающих в ряд с тремя большими левыми партиями. Соотношение этих политических сил предопределило решение вопросов о будущем государственном строе и конституции.

Конституция 1946 года

В первом Учредительном собрании (ноябрь 1945 – апрель 1946 гг.) левые партии (коммунисты, социалисты, христианские демократы) обладали устойчивым, хотя не во всем единым большинством. Соответствующим партийной структуре был и состав Конституционной комиссии. Серьезные споры в комиссии (вокруг полномочий президента, принципа самостоятельности правительства, значения верхней палаты, провозглашения т. н. социально-политических прав и свобод граждан) в основном завершились признанием чисто парламентарного устройства и безусловного преимущества Национального собрания над всеми другими властями. В марте 1946 г. комиссия утвердила «Декларацию прав», дополнившую «Декларацию» 1789 г. социальными правами, на которых настаивали коммунисты. Однако при одобрении проекта в апреле 1946 г. христианские демократы отмежевались от него и большинство «за» было шатким (309:249). Проект конституции вынесен на общенародный референдум 5 мая 1946 г. и был отвергнут (10,6 млн. : 9,4 млн.), что само по себе составило беспрецедентное событие в мировой истории. Право-республиканские партии, НРП сумели подчеркнуть массам социалистические изъяны проекта.

Новый состав Учредительного собрания был избран 2 июня 1946 г. Левые партии в основном сохранили свои позиции, возросло влияние НРП, которая на этот раз нашла точки соприкосновения с правыми республиканцами. Представителем НРП был и главный докладчик Конституционной комиссии П. Коста-Флор. Новый проект конституции был разработан к сентябрю 1946 г. В нем было предусмотрено создание верхней палаты, избиравшейся косвенным голосованием, несколько повышен государственный статус президента (как бы реагируя на программную речь, незадолго до того произнесенную де Голлем в городке Байе, где была выдвинута идея «сильного государства» с президентом) 29 сентября 1946 г. Собрание уже значительным большинством приняло конституционный проект (440:106), против были в основном правые. Новый референдум 13 октября 1946 г. окончательно утвердил конституцию (9,3 млн. : 8,2 млн.). С 24 декабря 1946 г. она вступила в силу.

Конституция 1946 года (106 ст.) закрепила происшедший в последние десятилетия Третьей республики и в годы Второй мировой войны демократический поворот в пользу усиления парламентаризма. Провозглашались единство и неделимость Республики, конституированной в виде Французского союза; членами его вместе с европейскими территориями признавались заморские департаменты, подмандатные территории, объединившиеся государства.

Подчеркивая преемственность принципов по отношению к революционным завоеваниям 1789 г., Конституция 1946 г. ввела в конституционный строй существенные новые черты социализированной демократии. В Преамбуле Конституции провозглашались равенство мужчины и женщины, право и обязанность трудиться, свобода объединения в профсоюзы, свобода стачек, допустимость и целесообразность национализации особо значимых для общества имуществ, обязанность государства предоставлять социальную помощь нуждающимся, детям, обеспечивать бесплатное образование всех ступеней (!).

Национальное собрание было главенствующим учреждением в парламенте; это было важнейшим новшеством сравнительно с конституцией Третьей республики. Собрание (в составе 627 депутатов – согласно закону 1951 г.) избиралось гражданами старше 21 г. (при наличии государственных наград – с 18 лет) на основе всеобщего избирательного права. Пассивное избирательное право было немного ограниченнее (цензом возрастным – в 23 г., необходимостью 10-летнего гражданства, «достойным поведением»). Ограничивались также избирательные права военных и духовенства. Законами 1946 г. для выборов в Собрание была установлена пропорциональная система представительства партий по департаментским округам, сходная со старым законом 1919г.

По закону 1951 г. единственной стала мажоритарная система.

Национальное собрание признавалось единственно законодательствующим органом (тем самым отрицалась практика делегированного законодательства и всякого рода полномочий правительства по изданию регламентов). Оно принимало бюджет, утверждало международные договоры, объявляло войну, объявляло военное положение. Собрание не обладало конституционной властью: она или доверялась Учредительному собранию, или осуществлялась на основе референдума народа.

Второй палатой парламента был Совет Республики. Согласно Закону 1948 г. его составляли 320 депутатов (старше 35 лет), избиравшиеся на 6 лет коммунами и департаментами непрямыми выборами, с обновлением на 1/2 в три года. Статус Совета был преимущественно консультативным, он мог только предлагать поправки к законопроектам, которые Собрание вправе было отвергнуть. Члены Совета не могли подавать запросов к правительству. В целом учреждение Совета в таких полномочиях было данью традиции и не несло особого конституционного смысла.

Правительство (Совет министров) было вторым по важности государственным институтом. Оно существовало в парламентарном режиме, т. е. образовывалось только при одобрении парламентом (Собранием). Председатель назначался по представлению президента, но такое представление было чистой формальностью. Правительству принадлежало руководство исполнительными структурами, законодательная инициатива, право созыва парламента, руководство армией.

Президент в еще большей мере, чем в Третьей республике, утратил свою правительственную власть. Его избирали на 7 лет Национальное собрание и Совет Республики совместно. Президент выполнял представительские функции, заключал некоторые договоры, имел право роспуска парламента по решению Совета министров. Он обнародовал законы и мог потребовать от Собрания их повторного обсуждения, а также в целом выступал гарантом Конституции. Все правительственные акты президента нуждались в контрасигнатуре министров.

Национальное собрание избирало также Верховный суд (в составе председателя, заместителей и 60 судей), который был высшим судебным органом страны, а также особый Следственный комитет.

Принципиально новым учреждением был Конституционный комитет, который образовывал президент, председатели палат и по 7 выборных на год от каждой из палат парламента. Он был вправе давать заключения о соответствии принимаемых законов Конституции – правда, без властных и реальных судебных полномочий.

В рамках Конституции учреждалось также особое Собрание Французского союза (в составе 240 депутатов) и Экономический совет, которые были координирующими органами руководства всей империей.

Конституция 1946 г. стремилась воплотить своеобразное замещение принципа разделения властей принципом «дифференциации и сотрудничества трех функций государства» при том, что полноценно властными институтами были только парламент и правительство. В этом отношении она могла существовать только при высокой степени партийно-парламентского согласия, которое было очевидно недолговечным в послевоенной Франции. И потому Конституция 1946 г. просуществовала весьма недолго.

Эволюция IV Республики

Первые выборы в соответствии с новой Конституцией (10 ноября 1946 г.) завершились отчетливой поляризацией политических сил. Коммунисты и социалисты располагали в обеих палатах примерно таким же количеством мест, что и республиканцы во главе с их основной силой – НРП. Правительство было организовано на трехпартийной основе – ФКП, СФИО и НРП. В первые месяцы была продолжена начавшаяся при Временном режиме политика национализации важнейших отраслей промышленности (крупных электростанций, крупных газовых и страховых компаний, угольной промышленности, Алжирского банка), а также социально-покровительственного законодательства. Однако это только усилило нарастание кризисных явлений в полуразрушенной послевоенной стране. Включение страны в поддерживаемый США план восстановления Европы («план Маршалла») и в военно-политическую орбиту влияния США предопределило распад долевой коалиции партий: в мае 1947 г. компартия в парламенте высказалась против доверия правительству из-за отказа повысить зарплату рабочим, и ее члены были выведены из правительства. Политика компартии, направленная на развертывание социального противодействия правительству, вплоть до уличной борьбы, вызвала настороженность среднего класса Франции. Значительную поддержку получила новообразовавшаяся в 1947 г. партия сторонников де Голля и «сильной власти» – Объединение французского народа, при том, что эта партия открыто выступала за ревизию Конституции 1946 года. Уже на следующих выборах 1951 г. правые партии и голлисты практически уравновесили влияние ФКП, хотя правительством продолжали руководить главным образом социалисты и радикалы.

Фактически государственный режим правых послеконституционных лет довольно быстро вернулся к принципам Конституции 1875 г. С 1948 г. восстановилась практика издания правительством декретов (свыше 450 с этого времени), причем ряд из них касался вопросов, которые могли регулироваться только законами. Частые парламентские кризисы привели к мысли о неполноте статуса правительства и повышению его роли. Правительство поставило вопрос (в 1950–1951 гг.) о конституционной реформе

Конституционная реформа, законопроект о которой был предложен в начале 1953 г., была санкционирована парламентом в декабре 1954 г. По новым законам существенно изменились принципы взаимоотношений Собрания и правительства. Формирование правительства отныне проводилось простым большинством голосовавших (без учета воздержавшихся), премьер-министр получил больше полномочий по роспуску Национального собрания. Параллельно повышался вес Совета Республики, который стал практически равной Собранию палатой с законодательными правами. Законопроекты могли теперь вноситься в т. н. Бюро любой из палат. Возросли права президента. Дополнительным законом 1953 г. о выборах президента .вводился упрощенный порядок его избрания парламентом: без дебатов, простым большинством голосов. Избирательными законами 1951–1956 гг. были существенно видоизменены первоначальные принципы представительно-партийного голосования, которые были взаимосвязаны с рождением Конституции IV Республики. Законами (1953–1954 гг. окончательно был решен вопрос о праве правительства издавать законы (правда, определенного содержания, с согласия Тоссовета).

Окончательное преобразование учреждений и Конституции IV Республики произошло уже в обстановке общего социального и политического кризиса конца 1950-х гг., вызванного войной в Алжире.

Установление V Республики

Начиная с 1954 г. в Алжире (считавшемся составной частью Республики и разделенном на несколько полноправных департаментов с большим количеством чисто французского населения) развернулась освободительная война арабского народа. Неудачные мероприятия правительства, попытка парламента найти политические компромиссы, соединенные с целой серий болезненных для национального самолюбия предыдущих внешнеполитических неудач (поражение в войне в Индокитае и признание независимости Вьетнама, поражение в Суэцком конфликте 1956 г.) породили всплеск правых националистических настроений, особенно среди офицерства. В мае 1958 г. войска в Алжире подняли открытый военный мятеж против правительства под лозунгом «национального спасения». Острая политическая обстановка соединилась с нарастанием идейных противоречий между основными партиями парламентского большинства. Президент выступил с инициативой создания правительства «национального спасения» во главе с де Голлем, которому были бы предоставлены исключительные полномочия.

1 – 2 июня 1958 г. премьером правительства был поставлен де Голль, Собрание предоставило правительству чрезвычайные полномочия, включая право разработки нового проекта конституции. Проект был разработан в июле 1958 г. главным образом с участием Государственного совета, обсужден в особо организованном Конституционном консультативном комитете. Пересмотр конституции был поддержан почти всеми политическими партиями, кроме коммунистов. Общенациональный референдум 28 сентября 1958 г. большинством голосов (17,7 млн. : 4,6 млн.) утвердил новую конституцию – новой Пятой (по общему счету) Республики во Франции.

Конституция 1958 г., сохраняя традиционные начала разделения государственных властей, кардинально меняла их соотношение. Основой нового государственного уклада стала президентская власть. Президент признавался «гарантом национальной независимости и территориальной целостности» Республики. Он назначал правительство, не принимая во внимание расстановку политических сил в парламенте, сам председательствовал в Совете Министров, обладал непосредственной правительственной властью, был главой вооруженных сил. Президент пользовался правом роспуска парламента и, кроме всего, мог вообще взять всю полноту государственной власти на себя «когда учреждения республики, независимость нации. оказываются под серьезной и непосредственной угрозой» (ст. 16). Избрание президента осуществлялось (на 7 лет) теперь самостоятельной от парламента коллегией выборщиков, где депутаты парламента были в меньшинстве перед представителями коммун и департаментов.

Конституция расширила и полномочия главы правительства, на которое возлагалась задача проведения «политики Нации» (ст. 20). Запрещалось совмещать пост в правительстве с депутатским мандатом, что было важным новшеством во французских конституционных порядках. Парламент, составленный из двух равноправных палат – Национального собрания и Сената, – сохранил законодательные полномочия, однако были сокращены его бюджетные права. Правительство вновь получило конституционное право на законодательствование в порядке ордонансов (с последующим их одобрением). В полностью самостоятельный институт власти оформился Конституционный совет (образуемый из 9 советников на началах равного их делегирования президентом, Сенатом и председателем Национального собрания на 9 лет с обновлением на 1/3). Конституционный совет получил полномочия контролировать выборы всех властей и право рассмотрения конституционности законов – вплоть до их аннулирования (решения Совета обжалованию не подлежали).

В целом Конституция 1958 г. установила несомненный авторитарный режим, подобный тем, какие характеризовали Францию XIX в. Дальнейшая политическая жизнь только укрепила цезаристские начала режима власти де Голля, хотя сильная президентская власть помогла стране решить наиболее острые внешнеполитические и военно-политические проблемы (связанные с признанием независимости Алжира в 1962 г. и вообще с развалом Французской колониальной империи в Африке).

В 1962 г. де Голль завершил конституционную реформу, проведя референдум (отчасти в нарушение правила, предусмотренного Конституцией 1958 г.) о новом порядке избрания главы государства. Впредь президент избирался не коллегией выборщиков (которая насчитывала до 80 тыс. чел), а всеобщим голосованием, причем свободное выдвижение кандидатов в президенты ограничивалось. Глава государства стал практически в равнозначное представительному парламенту конституционное положение, что бесспорно увеличило его власть в практической политике. В 1974 г. избирательное право было предоставлено всем с 18 лет, при условии постоянного проживания в месте составления списков. Вторичная попытка президента де Голля укрепить авторитарные тенденции во французской конституции в период майского кризиса 1968 г. закончилась неудачей: референдум о реформе Сената и местной администрации завершился его поражением. Де Голль счел за лучшее уйти с поста президента. Конституционный строй Пятой республики в целом стабилизировался.

Конституция 1958 г. сохранила свою силу до конца XX в. практически в неизменном виде. Некоторые перемены коснулись в 1980-е гг. местного управления (была упразднена должность префекта департамента, повышены права выборных советов), избирательной системы. В политическом отношении история учреждений Пятой республики последних десятилетий XX в. характеризовалась противостоянием и поляризацией двух политических сил: право-республиканского «Союза в защиту новой республики» (деголлевской партии, образованной в октябре 1958 г.) и коалиции левых партий, в центре которых вновь оказалась наиболее мощная Социалистическая партия. Эти две силы, попеременно побеждая на президентских и парламентских выборах, постепенно сформировали во Франции подобие двухпартийной системы, которая стабилизировала конституционные учреждения Пятой республики. Полнота правительственной власти сохранилась за президентом, однако назначения на посты председателя Совета министров и министров стали производиться с учетом парламентского большинства. Конституционная реформа 1995 г. несколько сократила применение референдума вместо обычной законодательной процедуры. Политическая практика и необходимость партийного сотрудничества сгладили наиболее острые углы конституционного цезаризма времен де Голля в сторону парламентаризма.

Политическое развитие Третьей республики

4 сентября 1870 г – установление Третьей республики. Но и после этого страной несколько лет управляли сторонники монархизма. Их поддерживали крупные собственники и католическое духовенство.

31 августа 1871 г. А. Тьер был избран Национальным собранием главой государства — «президентом республики», как официально называлась должность (с оговоркой, что эта формулировка не предрешает вопрос о будущей форме правления).

Неожиданно Тьер высказался в пользу сохранения республики. B ноябре 1872 г. он заявил: «Республика существует; она является законной формой правления в этой стране».

Ho большинство монархистов не простило Тьеру его «измены». 24 мая 1873 г. они вынудили его подать в отставку. Президентом республики был избран маршал Мак- Магон, убежденный легитимист.

Одним из главных направлений своей деятельности на посту президента Мак-Магон провозгласил восстановление «морального порядка».

Префекты, прокуроры, другие государственные служащие, заподозренные в республиканских убеждениях, отстранялись от должности и заменялись монархистами. Для борьбы с республиканцами правительство использовало право назначать глав местной администрации (мэров).

Замаячившая на горизонте угроза реставрации империи побудила дотоле непримиримую часть орлеанистов пойти на компромисс с республиканцами в интересах укрепления существующего порядка. Плодом этого компромисса явились три конституционных закона, принятые в течение 1875 г. Вместе взятые, они и составили Конституцию Третьей республики.

1875 г – новая Конституция. Буржуазно-демократическая парламентская республика.

Главные ветви власти были представлены президентом, палатой депутатов и сенатом.

o Президент избирался на 7 лет. По своим полномочиям он напоминал конституционного короля — номинально считался главой исполнительной власти, назначал и отстранял от должности министров, председательствовал на их заседаниях, но был лишен права принимать помимо их ведома и согласия какие-либо иные важные решения. Президент представлял Францию в международных отношениях, подписывал декреты и обнародовал законы, мог вернуть закон на повторное обсуждение в палаты, обладал правом помилования. Министры, в руках которых находилась реальная исполнительная власть, образовывали правительство, несшее солидарную ответственность перед палатами.

o Двухпалатному Национальному собранию принадлежала законодательная власть.

31декабря 1875г. Национальное собрание было распущено. Состоялись выборы в законодательные палаты. Места в сенате распределились почти поровну между монархистами и республиканцами. B палате депутатов республиканцы добились убедительного перевеса (360 мандатов против 170).

Президент Мак-Магон сделал вид, что подчинился воле избирателей, и назначил правительство из умеренных республиканцев. Однако16мая 1877 г. он, воспользовавшись разногласиями с правительством, отправил его в отставку. Был сформирован кабинет из монархистов во главе с орлеанистом герцогом де Брольи. Затем с согласия сената президент распустил палату депутатов и назначил новые выборы.

Республиканцы образовали предвыборный блок, выдвинувший общую платформу и единых кандидатов во всех избирательных округах. Эта тактика блестяще себя оправдала. Ha выборах 14 октября республиканцы получили 335депутатских мест против 208, отошедших к монархистам.

Мак-Магон пытался игнорировать результаты выборов. Он назначил кабинет из монархистов, не располагавший поддержкой парламентского большинства. Тогда его противники прибегли к обструкции, провалив в палате депутатов ззхонопроект о бюджете на 1878 г.

Перед угрозой политического кризиса Мак-Магон уступил. Он отправил в отставку кабинет меньшинства, а 29 января 1879 г. сам досрочно оставил свой пост.

Ha следующий день президентом был избран Жюль Греви. Таким образом, республиканцы овладели основными ветвями государственной власти.

Правительство Франции осуществили ряд демократических преобразований:

· Была провозглашена свобода профессиональных союзов, собраний и печати.

· Вводилось всеобщее и бесплатное начальное образование, что позволило к концу XIX в. снизить число неграмотных до 5 % населения.

· Улучшилось положение рабочих.

· На предприятиях был установлен 10-часовой рабочий день (1900),

· вводился один выходной день в неделю (1906),

· стали выплачиваться пенсии (с 1910 г.).

· В 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства и прекращена выплата ей казенных денег.

Важная особенность – наличие множества политических партий. Это делало невозможной победу на выборах одной из них и формирование стабильного правительства.

Многопартийные республиканские министерства, разрываемые внутренней борьбой, были неустойчивы. С 1871 по 1914 г. сменилось свыше 50 правительств, и ни одно из них не продержалось более трех лет.

Политические кризисы

Буланжизм. Затянувшийся в 80-е годы экономический кризис ускорил разорение большого числа крестьян и мелких городских буржуа. Процветавшие, как и раньше, финансовые спекуляции сопровождались многочисленными банкротствами, от которые страдали прежде всего мелкие вкладчики. В стране вновь активизировалось рабочее движение, о чем свидетельствовали забастовки в ряде городов. Недовольство различных групп населения стремились использовать реакционеры. Они старались разжечь националистические настроения, пропагандировали реваншистскую войну против Германии.

В этой беспокойной обстановке развернул свою деятельность политический авантюрист генерал Жорж Буланже. Заняв в 1886 г. должность военного министра, он фазу же обратил на себя внимание резкими выпадами против Германии, требованием укрепления военного потенциала страны. О нем заговорили как о личности, способной вернуть Франции Эльзас и Лотарингию. Человек крайне честолюбивый и неразборчивый в средствах достижения цели, Буланже старался завоевать популярность, выдавая себя за сторонника республики. Удалив из армии орлеанских принцев и монархистов высказавшись в поддержку бастующих рабочих, он получил поддержку радикалов и даже части социалистов как «настоящий республиканец и демократ».

Популярность Буланже быстро росла, он стал кумиром мелкой буржуазии. Многие надеялись, что генерал вернет былое величие Франции и обеспечит экономическое процветание внутри страны. Обретя многочисленных сторонников, генерал стал подумывать о диктаторских полномочиях. Встревоженные республиканцы поспешили отправить его в отставку. Помимо отчетливо проявившихся карьеристских устремлений Буланже, их пугала опасность быть втянутыми в войну с Германией, к которой Франция не была готова.

Выйдя в отставку, Буланже сразу же встал во главе всех недовольных. Генерала тайно поддерживали и монархисты, надеясь с его помощью вернуть трон Орлеанской династии. Росту популярности отставного министра немало способствовала царившая в государстве коррупция.

Буланже, в частности, использовал разразившийся в 1887 г. в Елисейском дворце скандал, когда выяснилось, что зять президента торговал орденами Почетного легиона, а сам Ж Греви наживался на поставках в армию. Греви вынужден был уйти в отставку, а скандал, вызвавший замешательство в правительстве республиканцев, еще более укрепил авторитет генерала как «борца с коррупцией». В это трудное для республики время вокруг Буланже объединились не только честолюбивые аферисты и монархисты, но и многие честные люди, возмущенные продажностью политиков. Пользуясь этим, буланжистская организация потребовала роспуска парламента, отставки правительства и пересмотра конституции страны.

Панамский скандал. Спустя несколько лет во Франции разразился новый политический скандал, вызванный крупной финансовой аферой и взяточничеством в государственном аппарате. Еще в 1880 г. по инициативе строителя Суэцкого канала Фердинанда Лессепса была создана компания для прорытия канала через Панамский перешеек. Акции были куплены многими французами, которые надеялись получить высокие прибыли. Но строительство канала затянулось, и в 1888 г. компания объявила о своем банкротстве. Многочисленные держатели акций потеряли вложенные деньги. Вскоре выяснилось, что из собранных 1,4 млрд. франков на строительство канала было израсходовано лишь 700 млн.; остальные деньги были либо растрачены руководством компании, либо ушли на подкуп официальных лиц. В получении взяток от компании были уличены более 100 депутатов, сенаторы и даже министры. Вскрылись и факты подкупа известных газет, рекламировавших Панамскую компанию даже тогда, когда уже был очевиден ее неизбежный крах.

Страна была потрясена размерами скандала. Дельцы, руководившие компанией, оказались в тюрьме. Правительство было вынуждено также потребовать суда и над особо скомпрометированными депутатами, хотя почти все они были оправданы.

Дело Дрейфуса. В 1894 г. капитан Генерального штаба, еврей по национальности, Альфред Дрейфус был обвинен в передаче секретной военной информации Германии. Несмотря на то, что никаких серьезных доказательств его виновности не было найдено, Дрейфус был разжалован и приговорен трибуналом к пожизненному заключению. Среди французских офицеров, в основном выходцев из дворянских семей, были сильны антисемитские настроения, и «Дело Дрейфуса» военное командование использовало для разжигания шовинизма и антисемитизма в стране.

Спустя два года новый начальник французской контрразведки Пикар установил невиновность Дрейфуса и имя настоящего шпиона — Эстерха-зи. Он потребовал исправить ошибку, но был смещен с должности. Военное министерство, стремясь сохранить «честь мундира», предпочитало скрыть обнаружившиеся факты, но о разоблачениях Пикара узнали газеты.-По требованию брата Дрейфуса и ряда депутатов в 1898 г. состоялся повторный суд, но и на этот раз, вопреки очевидным фактам, Дрейфус был признан виновным.

Против этого судебного фарса выступили известные французские писатели, ученые, прогрессивные политические деятели (среди них писатели Эмиль Золя, Анатоль Франс, Октав Мирбо). Они обвиняли военное командование в умышленном подлоге в угоду реакционерам и клерикалам в армии. .«Дело Дрейфуса» приобретало политическое звучание. Речь уже шла не просто о реабилитации невинно осужденного, а о защите демократических свобод в стране. Франция раскололась на два лагеря — сторонников и противников Дрейфуса. При обсуждении его дела в парламенте вспыхивали потасовки, а во многих городах демонстрации дрейфусаров и антидрейфусаров перерастали в вооруженные столкновения. В эти кризисные дни в Париже было даже введено военное положение.

Наиболее дальновидным политикам было ясно, что с «Делом Дрейфуса» надо покончить как можно скорее — Франция была на грани гражданской войны. В 1899 г. Дрейфус был помилован новым президентом Лубе, а спустя семь лет приговор по его делу был окончательно отменен. Дрейфуса вернули на военную службу, и он дослужился до звания бригадного генерала.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

§ 5. Третья республика во Франции (1871-1900 гг.)

Утверждение Третьей республики.Политическая об­становка во Франции после падения Коммуны характери­зовалась не только жестоким террором по отношению к коммунарам, но и усилением реакции по всем направлениям. Во многих департаментах было введено осадное поло­жение.

В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвар­дии, а в 1872 г. был принят закон, который восстанавли­вал постоянную армию, основанную на всеобщей воин­ской повинности (по прусскому образцу). В основном в старом виде воссоздавалась и полицейская система. С лета 1871 г. вновь стали заявлять о своих претензиях на пре­стол члены монархических династий. Благодаря прямой поддержке правительства усилилось влияние католиче­ской церкви.

Политическая реакция взяла в свои руки и решение конституционных вопросов. Законом 31 августа 1871 г. во­преки протестам республиканцев Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам и откровен­ным консерваторам, присвоило себе учредительные функ­ции. Лишь сложная обстановка в стране вынудила собрание в качестве временной меры наделить Тьера как главу исполнительной власти титулом «президент Республики».

Фактически в это время Франция представляла собой «республику без республиканцев», ибо первые президенты (Тьер, а затем сменивший его в 1873 г. Мак-Магон) были убежденными монархистами. Все основные министерства находились в руках противников республики. Сам термин «республика» почти перестал употребляться в официаль­ных государственных документах.

Осуществляя в первые годы государственное руко­водство в Третьей республике, монархисты, однако, не смогли на этот раз сокрушить республиканский строй. Этому помешали как внутренние разногласия в самом лагере монархистов, так и прежде всего изменения в по­литическом сознании французского общества. Даже убе­жденные консерваторы не могли более не считаться с укрепившимися республиканскими настроениями широ­ких слоев населения. Республиканская форма правления открывала наибольшие возможности для укрепления ра­зорванных при предшествующих режимах связей госу­дарства с гражданским обществом, для усиления влия­ния различных фракций буржуазии на политическую жизнь.

Именно в таких условиях в 1875 г. Учредительное соб­рание приняло конституцию Третьей республики, где в своего рода анонимной форме (простым упоминанием «президента республики») санкционировался и утверждался республи­канский строй. Правда, не считаясь с изменившейся расстановкой политических сил, президент Мак-Магон пред­принял в 1877 г. неудачную попытку государственного пе­реворота. Она закончилась окончательным падением пре­стижа монархистов, и в 1884 г. была принята конституцион­ная поправка, гласившая, что «республиканская форма прав­ления не может быть предметом пересмотра».

Конституционные законы1875 г.Конституция Треть­ей республики, разработанная консерваторами, заметно от­ступала от сложившихся ранее общих стереотипов французского конституционализма.

В ней не было Декларации или вводной части, содер­жавшей изложение принципов государственной власти, пе­речня прав и свобод граждан. Конституция полностью была посвящена организации высших государственных учреж­дений. Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными вла­стями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), а поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались не­разработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства. Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики, основанная на принципах парламентаризма и либерализма, отразила ряд серьезных уступок консерваторам. Учреди­тельное собрание, которое всего лишь большинством в один голос подтвердило республиканский строй, стремилось соз­дать систему государственных органов, напоминающих монархию. Именно поэтому избираемый на 7 лет и имею­щий право переизбрания президентРеспублики наделял­ся многими прерогативами, которые к этому времени уже утерял английский король. Президент имел право законо­дательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламен­та, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Пре­зидент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия прези­дент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.

Влияние консерваторов нашло свое отражение и в ор­ганизации законодательной власти. Последняя осуществля­лась Палатой депутатов,избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом,состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет.

Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата де­путатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правитель­ства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею.

Конституция, таким образом, отводила Сенату, состав которого, естественно, был более консервативным, роль тор­моза на пути радикального законодательства. Конституци­онная поправка 1884 г. ликвидировала институт пожизнен­ных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до первой мировой вой­ны).

Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, име­нуемое Национальным собранием, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров,правовой статус которого не был детально раз­работан. Но принципиальное значение имело положение о том, что «министры солидарно ответственны перед палата­ми за общую политику правительства и индивидуально — за их личные действия». Таким образом закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров из числа лиц, поль­зующихся поддержкой большинства депутатов. Если пост президента Республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.

Конституционные законы не регламентировали орга­низацию и порядок проведения выборов. Специальным за­конодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть насе­ления колоний, лица, проживающие в избирательном окру­ге менее 6 месяцев. Из 40 млн. французов избирательным правом пользовались 12 млн. В еще большей степени несо­вершенство избирательной системы проявилось в самой ор­ганизации выборов, которые проводились по мажоритарной системе с голосованием в 2 тура. В первом туре считался избранным лишь тот кандидат, который набирал более 50% голосов избирателей в округе. Поскольку, как правило, ни один из кандидатов не получал абсолютного большинства голосов, проводился второй тур голосования. На этот раз избранным считался кандидат, получивший относительное (по сравнению с другими кандидатами) большинство голо­сов. Избрание депутата относительным большинством голо­сов означало, что против него выступило подавляющее боль­шинство избирателей округа. Такая система явно искажала волеизъявление населения и, по выражению Гамбетты, ли­дера «умеренных республиканцев», представляла собой «вдребезги разбитое зеркало, в котором Франция едва мо­жет узнать себя».

Эволюция французского парламентаризма.Созданный в соответствии с Конституцией 1875 г. государственный строй Третьей республики претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием самого французского обще­ства и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил, в которой последние постепенно, шаг за шагом, укрепляли свои позиции.

Традиционный для Франции разброс политических убе­ждений и интересов, наличие многочисленной прослойки мелких и средних предпринимателей, стремившихся к са­мостоятельному участию в политической жизни Третьей республики, отсутствие уже сложившихся политических партий, которые и не могли появиться во Франции в XIX в. при антидемократических режимах, предопределили воз­никновение достаточно пестрой многопартийной системы. С политической арены окончательно сошли монархические группировки, но на их месте возникло множество разновид­ностей республиканских партий («умеренные» республиканцы, республиканская левая и т. д.). К концу XIX в. влиятельной партией стали радикалы. Большинство политиче­ских партий Третьей республики в организационном отно­шении были аморфными, часто разваливались, перегруп­пировывались, существовали лишь как парламентские фрак­ции. Истинные цели большинства этих партий и их руководителей, как правило, были скрыты за политической игрой в республиканизм, за броскими лозунгами и социальной де­магогией. Рядовым избирателям было трудно разобраться в нагромождении политических партий и в той ожесточенной борьбе, которая велась за власть различными партийными группировками.

В конце 70-х гг., оправившись от жестоких репрессий, на путь создания собственной политической партии встали и социалистические силы Франции. Этот путь был непро­стым из-за серьезных политических разногласий в самом лагере социалистических сил и в руководстве партии. Раз­ногласия привели партию к расколу, который был преодо­лен только в 1905 г. Само появление оппозиционных государственному строю политических организаций, в которых активную роль играл рабочий класс, влияющий на ход из­бирательных кампаний, внесло новый элемент в политиче­скую систему Франции, повлекло за собой ее реформирова­ние и демократизацию.

Основные изменения в государственном строе Треть­ей республики в конце XIX в. происходили не путем при­нятия конституционных законов, а в самой практике деятельности государственных органов. Суть этих измене­ний заключалась в определенной демократизации систе­мы парламентаризма с целью придания ей социальной ма­невренности и гибкости, приспособляемости к более слож­ным и завуалированным механизмам политического вла­ствования.

Развитие государственной системы Третьей республи­ки проявилось прежде всего в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. (с Ж. Греви) прези­дент на практике перестал использовать свои наиболее зна­чимые конституционные полномочия (право роспуска пала­ты, отсрочки сессий и т. д.). Формально президент назначал и увольнял министров, но парламентская ответственность правительства фактически выводила Совет министров из-под контроля президента.

Конфликт Палаты депутатов и президента Греви в 1887 г. создал обстановку, когда президент оказался неспособным сформировать правительство и был вынужден сам уйти в отставку. Во избежание подобных конфликтов на будущее по молчаливому согласию основных политических партий на пост президента стали подбираться заведомо безынициатив­ные и маловлиятельные политические деятели (Дешанель, Думерг и т. п.). Официальные конституционные полномочия президента оставались своего рода политическим резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки.

Так, во время первой мировой войны, потребовавшей максимальной централизации государственной власти, пре­зидент Пуанкаре вновь стал активной фигурой в политиче­ской жизни Франции.

Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. Внешне парламентаризм и депутатские свободы достигли тогда своего апогея. Однако постепенно, по мере ужесточения внутрипарламентской партийной борьбы, внутренний регламент Палаты депутатов предусматривал все большие ограниче­ния свободы прений. Председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Созда­валась система комиссий палаты и Сената, куда нередко переносилось обсуждение наиболее важных или политиче­ски острых вопросов.

Одним из внешних признаков кажущегося «всесилия» парламента в период Третьей республики были частые пра­вительственные кризисы, заканчивающиеся отставкой Со­вета министров. Это объяснялось тем, что при множествен­ности партийных группировок в парламенте ни одна из них не обладала абсолютным большинством голосов, позволяю­щим ей сформировать однопартийное правительство.

Совет министров образовывался каждый раз в резуль­тате сложных парламентских комбинаций и блоков, в ре­зультате чего его положение не могло быть стабильным и прочным. Были случаи, когда правительство Третьей рес­публики могло удержаться у власти всего лишь несколько недель или даже один день.

Как правило, очередной правительственный кризис влек за собой лишь частичные перестановки министров, так на­зываемое «подштукатуривание кабинета». Ряд политических деятелей при частой смене кабинетов продолжали оставаться в составе правительства, превратившись в его завсегдатаев (Вальдек-Руссо, Комб, Клемансо и др.).

Таким образом, правительственная власть практически приобретала все большую самостоятельность по отношению к парламенту. Кроме того, постоянные смены и перестанов­ки министров не затрагивали основ деятельности государ­ственного административного аппарата, где существовал постоянный штат назначаемых или избираемых по конкур­су и не зависящих от смены правительства чиновников, формирующих на деле официальную политику правящих кругов. В период Третьей республики образовывались но­вые министерства (например, министерство колоний), уве­личился контингент чиновников, который превышал уже 800 тыс. человек.

Немаловажную роль в системе органов Третьей рес­публики играл Государственный совет,члены которого на­значались президентом с согласия Совета министров. Хотя Государственный совет представлял собой совещательное учреждение по законодательным и административным де­лам, он обладал заметным политическим весом. Совет со­хранил за собой важные функции административной юсти­ции — рассматривал жалобы на высших государственных чиновников и апелляции на решения низших администра­тивных судов (советов префектур в департаментах).

Бюрократическая централизация управления в Треть­ей республике нашла свое выражение и в усилившемся под­чинении местных органов правительственной власти. Во главе администрации департамента стоял префект, назна­чаемый президентом, но практически подбираемый мини­стром внутренних дел и подчиненный последнему. Выбор­ные генеральные советы в департаментах, ведавшие вопро­сами чисто местного значения (строительством школ, дорог и т. п.), фактически находились в зависимости от префекта, а через него — и от центральной власти. Генеральные сове­ты не имели своих собственных исполнительных органов и при вынесении решения должны были обращаться за помо­щью к префекту. Аналогичные отношения складывались между окружными советами и подчиненными префекту представителями центральной власти в округах — супрефектами. В кантонах вообще не было органов местного са­моуправления, а центральную администрацию представля­ли специализированные чиновничьи службы (сборщики на­логов, мировой судья, нотариусы и т. д.).

Низшей единицей местного самоуправления были ком­муны или общины, где избирался муниципальный совет. С 1883 г. муниципальные советы получили право избирать своего главу — мэра. Однако и он сохранял двойственное положение, являясь одновременно представителем прави­тельства и главой местной исполнительной власти. Централь­ная администрация часто использовала право отстранения мэров от должности и роспуска муниципальных советов.

Правящие круги Третьей республики, напуганные Па­рижской коммуной, установили особую систему муниципаль­ного управления для Парижа, а также для крупнейших рабочих центров — Лиона и Марселя. Столица была лишена права иметь своего мэра. Исполнительная власть в Па­риже была сосредоточена в руках префекта полиции и пре­фекта департамента Сены. Префект полиции не только от­вечал перед правительством за поддержание порядка в Париже и несение полицейской службы, но и осуществлял постоянное вмешательство в дела муниципалитета, вплоть до разработки муниципального бюджета.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, cyberpedia.su, studfiles.net.

«