+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Изменение вида разрешенного использования земли


Содержание

Как можно использовать участок под ИЖС

Чтобы понять на какой вид разрешенного использования можно изменить существующий, нужно обратиться к территориальным Правилам застройки и землепользования:

  1. Открываем раздел градостроительных регламентов;
  2. Находим пункт «Для ИЖС (Ж-4)»;
  3. Получаем список видов разрешенного использования земельных участков, которые возможны на данной территории.

К примеру, только в Москве существует порядка 40 видов разрешенного использования земельных участков под ИЖС: гостиницы, рестораны, магазины, банки, школы, фитнес-центры, аптеки и т. д.

Как перевести землю из ИЖС в коммерческую

Прежде чем начать изменения, необходимо ответить на три вопроса:

  1. возможно ли добиться перевода законным путем;
  2. сколько денег на это потребуется;
  3. и так ли это нужно.

В случае целесообразности действий — начинаем.

В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст. 37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований. Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий, можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой.

То есть без проведения публичных слушаний можно изменить только основной и вспомогательный вид разрешенного использования. Для этого собственнику земельного участка нужно обратиться с заявлением в Росреестр и предоставить:

  • Заявление установленного образца (выдает Росреестр);
  • Копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
  • Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.

С 2015 года МинЭкономРазвитя выпустило классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который поможет вам в работе. Но имейте ввиду, что не удастся изменить целевое назначение земельного участка, имеющего статус ООПТ или ГосЗемЗапаса.

Как перевести участок из ЛПХ или СНТ в ИЖС

Если участок расположен на землях населенных пунктов, то перевод участка из ЛПХ или СНТ в ИЖС выполняется бесплатно по заявлению собственника в РосРеестре (МФЦ). Если участок расположен на землях сельхозназначения, то переходите к пункту ниже.

В случае отказа в изменении ВРИ с огородничества или садоводства на ИЖС, придется довольствоваться условно-разрешенными видами (например «Садоводство»), строить дом и регистрировать его по дачной амнистии.

Обратите внимание, что изменить вид разрешенного использования земельного участка можно только после перевода из аренды в собственность.

Как перевести землю сельхозназначения в ИЖС

Рассчитывать на перевод земли из сельхозназначения в ИЖС можно только в случае, если земельный участок расположен вблизи границ поселения или в скором времени может войти в его состав. Перевод земель сельхозназначения в другую категорию следует начинать с подачи заявления в местную администрацию, где подробно и аргументированным описать необходимость изменений.

Ходатайство рассматривается в режиме публичных слушаний в месячный срок. При положительном решении администрации, в кадастровый план участка вносятся новые сведения.

К заявлению прилагаются:

  1. Кадастровый паспорт;
  2. Копия паспорта собственника;
  3. Выписка из ЕГРН, подтверждающая право владения земельным участком.

РосРеестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х рабочих дней (бывают задержки). Если хотите получить информацию быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через API РосРеестра — так вы получите готовый документ в течение часа. Стоимость та же — 250 рублей, данные официальные — из ЕГРН РосРеестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через API РосРеестра

Как изменить разрешенного использования с ИЖС на многоквартирный

Постараюсь ответить общими основаниями, т.к. порядок изменения разрешенного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства регламентируется ПЗЗ соответствующего муниципального субъекта.

Итак, в случае если правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства (в вашем случае собственники) намерен изменить основной вид разрешенного использования на условно разрешенный вид использования, применяется порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Для этого, вам необходимо направить соответствующее заявление в комиссию по градостроительству и земельным отношениям. Перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению определен пунктами соответствующих правил — вашего субъекта.

Документы примерно следующие:

  1. правоустанавливающие документы на земельный участок или решение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта;
  2. правоустанавливающие документы на расположенные на земельном участке объекты капитального строительства (договоры, свидетельства о государственной регистрации прав, иные акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (при наличии);
  3. кадастровый план (паспорт) земельного участка;
  4. копия топографического плана города Тюмени в масштабе 1:2000 с нанесением границ земельного участка на бумажном носителе (выкопировка);
  5. план границ земельного участка с координатами характерных точек;
  6. санитарно-эпидемиологическое заключение;
  7. сведения о заявителе: для физических лиц — документ, удостоверяющий личность заявителя; для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, — свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; для юридических лиц — свидетельство о государственной регистрации юридического лица»

Далее, иниицируется обсуждение на публичных слушаниях (в которых участвуют прежде всего соседи). В течение 15 дней с момента проведения публичных слушаний подготавливается заключение о результатах публичных слушаний.

На основании данного заключения, комиссия направляет рекомендации главе администрации вашего муниципального образования. После чего администрация принимает решение о выдаче разрешения либо же об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Или же, если вам не поможет данная инструкция, то вы вправе обратиться в суд с соответствующем заявлением.

Как перевести участки из земель лесного фонда в земли промышленности

Законодательная регламентация перевода ЗУ Лесного фонда в иную категорию закреплена в Федеральном законе «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ., в редакции от 29.07.2017 г. Обратите внимание на ст. 11 вышеупомянутого Федерального Закона, которая устанавливает условия и особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий. В статье 11 Закона дается исчерпывающий перечень оснований изменения целевого назначения земель лесного фонда, а также определяются условия, при которых эти основания могут быть реализованы.

Можно ли изменить ВРИ рекреационных земель на ИЖС

Изменение ВРИ рекреационных земель, например водоохранной зоны, проблематично, но не невозможно, так как территории, относящиеся к рекреационным и не признанные ОСОБО охраняемыми, могут быть переведены в категорию земель поселений и использоваться для ИЖС.

Как изменить ВРИ земельного участка в аренде

Чтобы поменять вид разрешенного использования арендуемого земельного участка вы вправе обратиться к собственнику участка с предложением изменить ВРИ без предварительного выкупа в собственность. Если собственник, а как правило это Администрация на территории которой расположен земельный участок, не возражает — то вас известят о решении в письменном виде. С соответствующим уведомлением обращаетесь в районную комиссию по смене видов разрешенного использования земельных участков. В случае, если по ПЗЗ вашего поселения данный участок попадает под условную зону смены вида разрешенного использования, то ВРИ вам поменяют.

Следует учитывать, что в соответствии с ФЗ N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» устанавливаются максимальные размеры участков ЛПХ — в 0,5 Га, при этом, минимальные размеры не предусмотрены. Однако, с учетом сложившейся практики, перевод из огорода в ЛПХ земельного участка площадью, к примеру 4.5. сотки — маловероятен, т.к. размер участка менее 10 соток не позволяет полноценно заниматься личным подсобным хозяйством.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с изменением вида разрешенного использования участка.

Мы осуществляем комплексное правовое сопровождение проектов, связанных с изменением РВИ участков, включая выбор оптимального вида разрешенного использования для осуществления конкретного проекта, обращение в уполномоченный орган с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка, взаимодействие с государственными органами по любым возникающим вопросам.

Правовой центр ДВА М оказывает следующие услуги, связанные с изменением ВРИ земельного участка:

  • правовая экспертиза наличия оснований и правовых последствий изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • полное сопровождение процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • оспаривание действий (бездействия) публичных органов, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка;
  • полное правовое сопровождение приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с классификатором ;
  • внесение изменений в правила землепользования и застройки Москвы и муниципалитетов Московской области , генеральные планы;
  • установление и исключение из правил землепользования и застройки зон мероприятий по комплексному устойчивому развитию территории (КУРТ) , в том числе для целей осуществления строительства в таких зонах.

Изменение вида разрешенного использования

Порядок и возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка зависят от двух факторов: наличия утвержденных правил землепользования и застройки , а также вида прав на земельные участки.

В муниципальных образованиях, где правила землепользования и застройки утверждены, правообладатель земельного участка вправе сам обратиться в регистрирующий орган и выбрать один из основных видов разрешенного использования , которые установлены участку его градостроительным регламентом .

Кроме того, одновременно с основным либо в дополнение к существующему основному виду разрешенного использования правообладатель вправе также установить участку вспомогательный вид или виды разрешенного использования , установленных градостроительным регламентом земельного участка.

При этом следует учитывать, что изменение вида разрешенного использования в Москве и Московской области осуществляется с взиманием платы. Кроме того, после установления нового ВРИ кадастровая стоимость участка может существенно вырасти, что приведет к увеличению арендной платы или земельных платежей.

Что же делать, если желаемый вид разрешенного использования не предусмотрен для земельного участка правилами землепользования и застройки?

В этом случае комплекс мер, которые должны быть предприняты для получения желаемого вида разрешенного использования, разрабатывается специалистом в индивидуальном порядке.

В случае, если желаемый вид использования предусмотрен ПЗЗ в качестве условно разрешенного , правообладателю участка необходимо получить разрешение на условно разрешенный вид использования.

Если перспективный вид использования не предусмотрен и среди условно разрешенных, существует необходимость в изменении правил землепользования и застройки либо оспаривании принятых ПЗЗ .

В свою очередь для оценки возможности изменения ПЗЗ необходим градостроительный аудит – оценка возможности обосновать внесение в ПЗЗ тех или иных параметров. Для этого определить какие изменения соответствуют актуальной градостроительной политике в населённом пункте, а какие явно противоречат действующим нормативам и стратегическим планам развития населенного пункта в связи с чем будут отклонены. С этой целью мы производим осмотр участка и прилежащей территории, изучение всей имеющейся градостроительной документации. Перспективы пересмотра градостроительного регламента участка оцениваются исходя из его местоположения, окружения (застройки, фактического и планируемого использования смежных территорий их градостроительного регламента), транспортного развития, обеспеченности инфраструктурой различных видов, вхождения в зоны с особыми условиями использования, иных фактических обстоятельств. Также учитываются стратегические планов развития населённого пункта в целом, отраженные в генплане и иной документации.

В отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на основании результатов публичных слушаний, организуемых уполномоченным органом власти местного самоуправления.

В процессе проведения публичных слушаний для представления интересов правообладателя земельного участка, в отношении которого осуществляется изменение РВИ, также может потребоваться помощь квалифицированного юриста.

Изменение ВРИ

Кроме того, в случае изменения вида разрешенного использования в процессе принятия проекта планировки , изменить ВРИ можно без проведения публичных слушаний.

Ряд особенностей изменения вида разрешенного использования земельного участка установлены для Москвы и для Московской области . В том числе в ряде случае устанавливается плата за изменение разрешённого использования, составляющая значительный процент от разницы между старой и новой кадастровой стоимостью участка.

Правовой центр ДВА М рад предложить свою помощь в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Наши сотрудники помогут определить вид разрешенного использования, оптимально удовлетворяющий задачам заказчика с учетом необходимости снижения земельно-правовых платежей, а также сформируют правовую позицию для представления интересов в государственных органах.

Юристы Правового центра обладают обширным опытом сопровождения процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка. Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Как уточнить возможность смены ВРИ и изменить вид разрешённого использования земельного участка — 2017

Содержание:

Казалось бы, что с 1 января 2017 года решить вопрос об изменении вида разрешённого использования земельного участка достаточно просто — нужно лишь подать соответствующее заявление в один из следующих органов:

  1. в Кадастровую палату о внесении изменений в государственный кадастровый учёт,
  2. в администрацию — об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору видов разрешённого использования земельных участков.

Процедура вроде не сложная, но результатом рассмотрения таких заявлений может стать как положительное решение вопроса, так и отрицательный ответ, причиной которого будет некое несоответствие планируемого использования участка существующим землеустроительным и градостроительным правилам, установленным в каждом муниципалитете.

Чтобы не попасть впросак и избежать негативных эмоций, к задаче изменения вида использования участка лучше подготовиться заблаговременно и основательнее, освежив в своей памяти или впервые ознакомившись с главными условиями, обеспечивающими такое изменение.

Начнём по порядку и с азов и завершим тем самым заявлением об изменении вида использования, поданного со знанием дела и с полным пониманием правильности своих действий.

Законодательная база

Возможность изменения вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка определена законодательно:

  • Земельным кодексом РФ (статья 8),
  • федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» №172-ФЗ от 21.12.2004 г.,
  • Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступившим в силу с 01.01.2017) — статья 37, пункт 3 о ВРИ земельных участков и об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования,
  • письмом Минэкономразвития РФ от 08.07.2011 № 14310-ИМ/Д23 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»,
  • Федеральным законом №171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 г.,
  • Приказом Минэкономразвития РФ № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков»,

Федеральным законом № 221 «О государственном кадастре недвижимости» (от 24.07.2007 г. в ред. от 30.12.2015), с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 г.)

Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (№218-ФЗ от 01.02.2017 г.),

Правилами земелеустройства и застройки, принятыми в городских, сельских поселениях и иных муниципальных образованиях.

Для решения задачи по изменению вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка нужно иметь некоторые знания основ «земельной и градостроительной математики», использующей в качестве «аксиом» следующие положения:

Анализ сведений, содержащихся в каждом из перечисленных документов, позволит получить ответ о возможности изменения ВРИ земли.

Как следует из названия, ПЗЗ — это основные правила, устанавливающие условия землепользования и застройки земельных территорий внутри границ муниципальных образований.

Земли муниципалитетов, в соответствии с ПЗЗ, поделены на отдельные территориальные зоны (меньшие территории). Каждая из зон объединяет находящиеся на её территории все земельные участки физических и юридических лиц и те, что относятся к муниципальной или государственной собственности. Такие участки обладают примерно равными особенностями по использованию и застройке, например:

  • жилые зоны — включают участки под застройку индивидуальными отдельностоящими жилыми домами с участками, застройку блокированными жилыми домами с участками, застройку индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с участками для временного проживания и т.д.;
  • общественно-деловые зон — объединяют участки под объекты делового, общественного, административного, научного и торгового назначения и т.д.;
  • производственные зоны представлены участками под производственные, складские объекты разных классов опасности и т.д.

Функции территориальной зоны отражены в её градостроительном регламенте, то есть в установленном порядке, строго конкретизирующем правила застройки участков, находящихся внутри каждой территориальной зоны:

  1. Градостроительные регламенты устанавливаются на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальных зон.
  2. Территориальные зоны отображаются в генеральном плане муниципального образования и на карте градостроительного зонирования, являющейся одной из основных графических составляющих Правил землепользования и застройки (ПЗЗ).
  3. Территориальные зоны в генеральном плане и на карте градостроительного зонирования выделяются разными цветами, позволяющими определить границы зон.
  4. В экспликацииях к генеральному плану и карте градостроительного зонирования с цветовыми обозначениями территориальных зон можно ознакомиться с их наименованиями и составом видов разрешённых использований земельных участков, допустимых для каждой территориальной зоны.

Примечание

Для отдельных территорий, находящихся внутри территориальных зон, градостроительные регламенты не устанавливаются.

  • территории зелёных насаждений общего пользования
  • сельскохозяйственные угодья в составе земель сельхозназначения
  • земли, покрытые поверхностными водами
  • земли лесного фонда
  • земли особо охраняемых природных территорий
  • земли запаса.

Действие градрегламентов не распространяются на земельные участки:

  • в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ,
  • в границах территорий памятников или ансамблей, являющихся вновь выявленными объектами культурного наследия — решения о режиме их содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия;
  • в границах территорий общего пользования;
  • занятые линейными объектами,
  • предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Изменение вида разрешённого использования всех таких территорий и участков запрещено.

По заявлениям об изменении их ВРИ будет дан отказ и указана одна или несколько причин, раскрывающих несоответствие планируемого вида тем, что возможны к использованию:

  • в водоохраной, прибрежной полосе,
  • в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия,
  • в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования
  • в зоне режима охраны объектов культурного наследия и т.д.

Более подробные сведения о мотивах отказов изложены ниже.

Получить официальную информацию о вхождении или не вхождении участка в такие территории и зоны можно через выписку из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Вид разрешённого использования (ВРИ) каждого участка является одним из многих, но очень важных параметров градостроительного регламента, так как именно ВРИ указывает, как может быть использован тот или иной земельный участок и что конкретно на нём можно строить, или что на этом участке вести строительство вообще невозможно.

ВРИ участка можно изменять только в пределах тех возможностей, что установлены для территориальной зоны, к которой относится участок, то есть, сделав выбор из перечня тех допустимых видов использования, что установлены градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны.

Виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, не предусмотренные градостроительным регламентом, являются не разрешёнными для соответствующей территориальной зоны.

Для изменения ВРИ земельного участка требуется определённая подготовка, в ходе которой становится понятными как сама возможность изменения, так и способ его выполнения.

С чего начать?

1. Уточнить градостроительные регламенты территориальной зоны

Начать подготовку к решению задачи по изменению ВРИ нужно с выяснения градостроительных регламентов, включающих в себя такие параметры, как виды использований земельных участков, установленных ПЗЗ для той функциональной зоны, к которой относится земельный участок.

Способ №1

Сведения о возможных ВРИ для своего земельного надела можно уточнить, заказав в при непосредственном обращении или на сайте Росреестра и ГКН, в МФЦ, в отделе по архитектуре муниципального образования, в котором находится участок, один из следующих официальных документов:

  1. градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), содержащий, кроме чертежа и иных характеристик, сведения о всех возможных видах его использования,
  2. официальную Выписку из ПЗЗ о видах разрешённого использования участка, указав его кадастровый номер, или, при условии, что известна функциональная зона, в которую попадает участок, её наименование,
  3. справку о зонировании террритории, на которой находится участок.

Способ №2

Можно ознакомиться с графическими материалами (генеральным планом муниципального образования, схемами его ПЗЗ, например, со схемой градостроительного зонирования, содержащими сведения о территориальных зонах, которые в этих планах и схемах, как сказано выше, раскрашены в разные цвета, соответствующие конкретной зоне, что позволяет наглядно определить их границы, а в экспликациях — узнать сведения о видах использования участков в конкретной зоне.

2. Узнать допустимые виды разрешённого использования участков для территориальной зоны

Все возможные виды использования участков, расположенных внутри территориальной зоны скомплектованы в 3 группы:

  1. основные, объединяющие главные (базовые) ВРИ,
  2. условно разрешённые, назначаемые по результатам публичных слушаний,
  3. вспомогательные, не являющимися преимущественными для территориальной зоны, а лишь дополнительными к основным и условно разрешённым видам использования.

Разрешённый вид использования земельного участка — одна из составляющих градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны, к которой относится участок, Правилами землепользования и застройки каждого муниципального образования.

Градостроительные регламенты территориальных зон описываются в этих ПЗЗ в соответствующих разделах текстовой части этих Правил, а сами ПЗЗ представляются на официальных сайтах муниципальных образований.

Так, на официальном сайте Рыбинского муниципального района в Ярославской области указаны ПЗЗ всех поселений, входящих в этот район. Рассмотрим в качестве примере ПЗЗ Арефинского сельского поселения, кликнув по активной ссылке Правила землепользования и застройки — открываем эту страницу, на которой представлено решение совета депутатов, а далее — тестовая часть ПЗЗ Арефинского сельского поселения.

Рассмотрим эти ПЗЗ. Бегло перелистывая раздел Содержание последовательнонаходим:

  1. Часть 2. Градостроительные регламенты на территории Арефинского сельского поселения
  2. статья 40 Виды и состав территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования Арефинского сельского поселения — в ней перечисляются все установленные поселении территоиальные зоны,

а далее, начиная со статьи 41 и по статью 50, — градостроительные регламенты, действующие в каждой территориальной зоне, в которых перечислен состав основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ земельных участков и указано, что конкретно и при выполнении каких условий можно строить на этих участках.

3. Найти вид использования, соответствующий цели его изменения

Каждая из групп ВРИ содержит перечни видов разрешённых использований. Из этих перечней предстоит самостоятельно выбрать тот вид, что максимально полно будет соответствовать планируемой цели изменения ВРИ, учитывая что сделать отдельный выбор из состава вспомогательных видов, не увязывая его с основным видом использования, запрещено.

Если же планируемый вид использования будет соответствовать тому или иному виду в перечнях, указанных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или справке о зонировании, то к задаче по изменению ВРИ можно приступать обоснованно, но обязательно ознакомившись ещё и с видами использования участка, установленных другим документом — Классификатором ВРИ земельных участков, поскольку присвоение нового вида использования будет происходить только по этому Классификатору.

Нужно обратить внимание и на такой момент:

Разрешённое использование земельных участков, установленное в соответствии с Земельным кодексом РФ до дня утверждения Классификатора ВРИ, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия Классификатору (пункт 11 статьи 34 ФЗ ФЗ 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

  • С разрешённым использованием земельных участков, несколько изменившимся по причине вступления в действие нового Классификатора ВРИ, можно ознакомиться здесь.
  • О том, как изменить территориальную зону, можно прочитать здесь.
  • Представление о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно получить здесь.

Особенности Классификатора ВРИ земельных участков

  • В Классификаторе в описании вида разрешённого использования указывается допустимая деятельность на земельном участке, виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ.
  • Классификатор не различает ни категории земель, ни основные, вспомогательные или условные виды разрешённого использования участков.
  • Не всегда название ВРИ земельного участка, указанного в существующих на него документах или выбранного из перечней основных и условно разрешённых видов, соответствующих ПЗЗ, соответствует ВРИ по Классификатору. Тем не менее, по нему можно найти самый подходящий вариант, поскольку виды использования в Классификаторе описаны более подробно, включая другие возможности, относящиеся, по своей сути, к вспомогательным видам деятельности, для которых не потребуется установление вспомогательных или основных видов разрешённого использования — они уже предусмотрены каждым видом разрешённого использования:

а) вид «жилищное строительство», к примеру, обеспечивает разведение плодовых и декоративных растений, но только при наличии на земельном участке жилого строения, а не вместо него;

б) любому виду разрешённого использования, представленному в Классификаторе, присуща возможность размещения, например, линии электропередач, водопровода, линии связи и других подобных объектов, опять-таки, возводимых только совместно с основным объектом, но не отдельно него.

Проблемные ситуации

Определённые сложности вызывают последствия введения Классификатора, связанные, например, с получением разрешения на строительство жилых строений на участках для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) — по причине отсутствия такого вида использования в перечне Классификатора.

В таких ситуациях имеет смысл ознакомиться с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципального образования, где указываются как основные и вспомогательные виды разрешённого использования, так и условно разрешённые. Возможно, что для той территориальной зоны, в которую включён участок КФХ, жилая застройка относится к условно разрешённым видам. Придётся тогда изменить основной вид использования на условно разрешённый, а значит, и разрешить проблему.

Если же такого «подарка» в ПЗЗ не окажется, иного варианта решения, кроме как назвать строение, планируемое под жильё, административно-бытовым, бытовым, складским или административно-складским зданием, не получится. С пропиской, как понятно, тоже.

  • Проблемы «нестыковок» градрегламентов и Классификатора ВРИ будут постепенно устраняться. К 1 января 2020 года они должны исчезнуть полностью, так именно к этому сроку будут откорректированы ПЗЗ муниципалитетов, а установленные по ним виды разрешённых использований участков будут приведены в соответствие с Классификатором (пункты 12, 13 статьи 34 ФЗ 171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ»).

Классификатор ВРИ земельных участков — документ относительно новый. Он вступил в силу 24 декабря 2014 г.. Его цель — упорядочение наименований видов разрешённого использования участков. Будет действовать в течение 5 лет.

Существовавшая ранее неоднозначность описания участков, используемого для одних и тех задач, исключение множества формулировок при определении назначения участков в различных муниципалитетах, вольность в их толкованиях собственниками и правообладателями вызвали необходимость разработки Классификатора — хоть и более строгого документа, но отличающегося унифицированностью описаний видов использования, чёткостью характеристик объектов, которые можно строить на участках без лишней бюрократической волокиты и траты времени на целый ряд дополнительных согласований.

Варианты решения вопроса об изменении ВРИ участка

Изменение ВРИ земельного участка может происходить по одному из вариантов:

  1. при установленных градостроительных регламентах — по заявлению в кадастровую службу, (непосредственно, в МФЦ, почтовым отправлением или в электронной форме, через официального представителя) — это заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости, в котором в графе «изменение вида разрешённого использования» нужно указать выбранный по Классификатору вид использования земельного участка) с приложением к нему комплекта документов,
  2. при необходимости проведения публичных слушаний для установления нового вида использования участка (из состава условно разрушенных видов или при отсутствии действующих ПЗЗ) в соответствии с Классификатором, по которому выбран новый вид, — на основании заявления в администрацию, подготавливающей, по итогам публичных слушаний, постановление об изменении вида разрешённого земельного участка.

Иными словами, порядок решения вопроса будет зависеть от того, действуют или нет в муниципалитете ПЗЗ, установлены или нет градостроительные регламенты, к какой группе видов использования (основных, условно разрешённых или вспомогательных), указанных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или в плане зонирования, окажется планируемое использование участка.

Если ПЗЗ уже действуют и градрегламенты установлены, а желаемое назначение участка «попадает» в основную группу ВРИ территориальной зоны и соответствует Классификатору, то при выборе вида использования из состава ВРИ функциональной зоны какие-либо дополнительные согласования не потребуются. Изменение прежнего ВРИ на выбранный вид использования будет производиться простым образом — через заявление в кадастровую палату.

Если же выбор ВРИ приходится на состав условно разрешённых видов использования, то для изменения прежнего ВРИ на выбранный вид использования, который опять-таки, должен соответствовать Классификатору, будут проводиться публичные слушания.

Слушания организуются муниципалитетом после получения заявления от собственника или правообладателя участка, подготовки ими необходимых материалов (планировочных обоснований) и прохождения всех процедурных этапов.

Итог слушаний — выпуск постановления муниципалитета об изменении ВРИ (постановление об установлении соответствия испрашиваемого ВРИ виду использования по Классификатору. Постановление служит правовой основой, позволяющей Росресстру, на основе предоставления всех материалов по изменению ВРИ, внести в кадастровый учёт новые сведения об участке.

Задачами изменения ВРИ земельных участков могут заниматься не только их собственники, но и иные правообладатели, получившие официальное согласие владельцев (арендаторы — у арендодателя, если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет).

Не исключено, что по результатам общественных публичных слушаний, в которых принимают участие жители муниципального образования, высказывающие свои соображения относительно изменения ВРИ, это изменение может быть ими отклонено большинством голосов по различным причинам, что будет отражено в итоговом решении муниципалитета в виде письменного отказа на поданное собственником или правообладателем заявление.

Важно знать

В случаях, когда на участках уже построены и зарегистрированы объекты капитального строительства (индивидуальный жилой дом, производственное здание, торговый центр и т.д.), изменение ВРИ участка будет происходить лишь по результатам изменения вида функционального назначения существующих построек, если это назначение не соответствует новому виду использования земельного участка.

Пример

В деревне на одной из улиц в окружении частных домов построен индивидуальный жилой дом. Собственник планирует реорганизовать его в магазин.

Возможно ли изменить вид разрешённого использования земельного участка, который является участком для ИЖС, на выбранный по Классификатору вид “Магазины” с описанием вида: «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет менее 5000 м 2 »?

Даже если в градостроительный регламент зоны жилой застройки, внутри которой находится участок с построенным домом, включён выбранный вид использования участка (есть же в любой деревне магазины!) и появляется предположение о возможности изменения прежнего ВРИ, торопиться менять функциональное назначение здания с индивидуального дома на магазин не стоит. Придётся уточнить, как указано в пункте 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, ещё и технические регламенты.

Техрегламенты, в частности, для магазинов (с их приёмом посетителей) устанавливают жёсткие требования по проектной документации, по допустимой удалённости объекта от участков с жилыми строениями, по безопасности самого здания и прилегающей к нему территории, по соответствию условиям его эксплуатации, по обеспечению подъездом и разворотной площадкой для пожарных машин и машин, доставляющих товары, и т.д.

Так что, попытка преобразования в магазин частного дома, расположенного на участке для ИЖС, соприкасающегося своими границами с другими такими же застроенными участками, окажется тщетной, ведь размещение или градостроительное преобразование размещённых на них зданий в объекты социальной инфраструктуры в жилых зонах допускается на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям дорог, улиц, бульваров, площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования, только при отсутствии градостроительных норм, запрещающих их размещение.

Вывод

Приведённый пример не только убеждает в том, что к задаче изменения ВРИ земельного участка нужно подходить после всестороннего обследования градостроительной ситуации, которое позволит избежать ошибок и бездарных трат времени но, более всего, демонстрирует весомую значимость градостроительных регламентов для правильных решений по использованию и развитию территорий.

Итак, зная теперь, на какие градостроительные особенности самих участков и тех территорий, на которых они находятся, ориентируются и администрации, и службы Росреестра при рассмотрении вопросов об изменении их видов разрешённых использований, нужно сделать вывод или о невозможности, или о возможности изменения ВРИ:

  • если в перечнях основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ, указанных в Выписке из ПЗЗ о видах разрешённого использования, в ГПЗУ или в справке о зонировании территории есть тот вид, что соответствует цели изменения, то вопрос об изменении будет решён положительно, в противном случае — в изменении ВРИ будет отказано;
  • в зависимости от того, в какой группе видов окажется планируемое использование, изменение проводится без проведения или с проведением публичных слушаний:
    1. для основной группы ВРИ — без слушаний,
    2. для группы условно разрешённых видов — проведение слушаний потребуется;
  • вспомогательные ВРИ могут выбираться только совместно с основными и условно разрешёнными видами.
  • выбранный из перечня вид использования должен соответствовать наименованию в Классификаторе ВРИ или быть установленным в точном с ним соответствии (о том, как это делается рассказывается ниже).

При положительных результатах анализа градостроительной ситуации можно приступить к подаче заявления об изменении вида разрешённого использования. Заявление тоже имеет нюансы. Рассмотрим их.

Документы, прилагаемые к заявлению об изменении ВРИ земельного участка для различных вариантов

Решение вопроса в кадастровой службе

Если в муниципалитете действуют ППЗ, а соответственно, и градостроительные регламенты и если выяснено, что будущий вид использования участка есть в перечне главных (основных) видов той территориальной функциональной зоны, к которой он относится, и не выявлена «нестыковка» с наименованием нового вида использования с Классификатором ВРИ, заявление подаётся в Кадастровую службу или МФЦ.

Заявление на изменение ВРИ в кадастровую службу — это заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости.

Специальная форма заявления о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка с указанием его кадастрового номера заполняется собственником или правообладетелем. В графе «изменение вида разрешённого использования» нужно прописать наименование вида использования земельного участка, выбранного по Классификатору.

К заявлению должны быть приложены:

  1. копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
  2. копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
  3. согласие правообладателя земельного участка на изменение вида разрешённого использования земельного участка, если заявитель не является его собственником.

Все прочие выписки — выписку из ПЗЗ, выписку из ЕГРН на участок, выписку из ЕГРН на объект недвижимости на участке (в случае его наличия), выписку из ГКН, выписку из ЕГРЮЛ (для юридических лиц), выписку из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей) и другие материалы, необходимые для рассмотрения вопроса об изменении ВРИ земельного участка и для внесения изменений в государственный кадастровый учёт, органы Росреестра получают самостоятельно — в порядке межведомственного взаимодействия.

Если все или большую часть выписок и документов заявитель намерен предоставить по собственной инициативе, то они должны быть получены им не ранее чем за 30 дней до дня обращения.

Срок решения вопроса

Государственный кадастровый учёт изменений земельного участка выполняется за 23 рабочих дня с даты подачи заявления.

Мотивации отказа

Отказ в государственном кадастровом учёте изменений земельного участка дается по следующим одной или нескольким причинам:

  1. испрашиваемый вид разрешённого использования не соответствует назначению земель, зафиксированном в государственном кадастре недвижимости;
  2. отсутствие сведений о категории земель в ГКН;
  3. несоответствие испрашиваемого ВРИ Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 от 01.09.2014;
  4. несоответствие испрашиваемого ВРИ земельного участка основным видам разрешённого использования участков по ПЗЗ, ППТ (проектам планировки территорий), ПМТ (проектам межевания территорий ) — координаты территориальных зон не внесены в государственный кадастр недвижимости;
  5. несоответствие испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в водоохраной, прибрежной полосе (информация о вхождения/не вхождении участка в зону содержится в выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД);
  6. невозможность размещения земельного участка с испрашиваемым ВРИ в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия (информация о вхождении/невхождении участка в зону содержится в выписке из ИСОГД);
  7. несоответствие испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в зоне режима охраны объектов культурного наследия (информация о вхождения/не вхождении участка в зону (информация (из ИСОГД);
  8. выявление наложения границ земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, на земли государственного лесного фонда (информация — в выписке ИСОГД);
  9. несоответствия испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования (информация о вхождении или не вхождении участка в зону — в выписке из ИСОГД),
  10. отсутствие установленных в ГКН границ земельного участка;
  11. противоречивые или недостоверные сведений в заявлении и в приложенных к нему документах,
  12. в заявлении и (или) в прилагаемых к нему документах выявлена недостоверность, искажение или неполная информации,
  13. обращение без предъявления документа, позволяющего установить личность заявителя (представителя заявителя)
  14. представление заявителем документов, срок действительности которых истёк на момент поступления заявления;
  15. установление ограничения права собственности (обременение);
  16. документы содержат повреждения, не позволяющие однозначно трактовать их содержание;
  17. в документах выявлены подчистки и исправления текста;
  18. некорректное (неполное либо неправильное) заполнение обязательных полей в форме заявления, поданного в бумажном или электронном виде;
  19. отсутствие согласия одного из правообладателей (сособственника) земельного участка.

Решение вопроса в местной администрации

Заявление в администрацию подаётся в случаях:

  1. при намерении собственника устранить несоответствие Классификатору ВРИ прежнего вида использования участка,
  2. при необходимости установления нового вида использования в порядке, требующем проведения публичных слушаний.

Заявление в администрацию МО об изменении ВРИ участка — это заявление об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору видов разрешённого использования земельных участков.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  1. копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для физического лица) и (или) представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, — в случае, если заявление подается представителем заявителя;
  2. копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок
  3. заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства — в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  4. правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, если сведения о таких документах отсутствуют в ЕГРН, или уведомления об отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на земельный участок;
  5. согласие правообладателя земельного участка на изменение вида разрешённого использования земельного участка, если заявитель не является его собственником,

Заявитель вправе по собственной инициативе представить вместе с заявлением:

  1. кадастровую выписку о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;
  2. выписку из ЕГРН о праве на земельный участок,
  3. свидетельство на право собственности, имеющееся на руках.

Если заявитель не предоставил документы в полном составе, администрация МО запрашивает их самостоятельно (в установленном порядке межведомственного информационного взаимодействия)

Заказать услугу «Установление соответствия разрешённого использования земельного участка классификатору видов разрешённого использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования такого-то городского или сельского поселения» можно через МФЦ или в электронной форме на официальных интернет-ресурсах муниципальных образований (пример здесь), где изложены все подробности о порядке предоставления услуги, сроках выполнения, требуемых для её осуществления документах и дана форма заявления.

Результатом рассмотрения заявления станет решение администрации об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору ВРИ земельных участков. Оно является юридическим основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) о разрешённом использовании земельного участка.

Решение направляется в территориальный орган Росреестра для проведения государственного кадастрового учёта изменений земельного участка, а другой его экземпляр выдаётся собственнику участка в виде документов на бумажном носителе или направляется ему в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Исключение составят случаи, когда порядок предоставления такой информации установлен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими правоотношения в сфере установления соответствия разрешённого использования земельных участков Классификатору ВРИ земельных участков.

Срок предоставления муниципальной услуги

  • решение об установлении соответствия ВРИ земельного участка, указанного в заявлении, виду разрешенного использования земельного участка, установленному классификатором ВРИ земельных участков, принимается в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления;
  • решение об установлении соответствия ВРИ земельного участка, указанного в заявлении, проводимого на основании публичных слушаний, виду разрешенного использования земельного участка, установленному классификатором ВРИ земельных участков — 45 дней со дня поступления заявления;
  • срок отправки электронных документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги определяется администрацией МО в пределах срока предоставления муниципальной услуги;
  • срок направления документов почтовым отправлением в случае неявки заявителя для личного получения документов — не более 3-х рабочих дней со дня истечения срока предоставления муниципальной услуги.

После получения решения собственнику необходимо обратиться с ним в межрайонный отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», либо через МФЦ с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка, указав его кадастровый номер, или направить заявление почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Основания для отказа в предоставлении услуги

  • отказ по причинам неправильности заявления:
    1. заявление не соответствует требованиям Административного регламента предоставления услуги администрациеи МО,
    2. в заявлении не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, либо наименование юридического лица, обратившегося за предоставлением муниципальной услуги;
    3. текст в заявлении не поддается прочтению;
    4. заявление подписано не уполномоченным лицом
  • перечень иных оснований для отказа:
    1. земельный участок был изъят из оборота, ограничен в обороте, и в отношении земельного участка принято решение о резервировании, изъятии для государственных или муниципальных нужд;
    2. заявитель не представил документы, указанные в пункте 2.6.2. Административного регламента;
    3. копии документов, сведения, выписки, представленные заявителем, противоречат либо не соответствуют (полностью или частично) сведениям уполномоченных органов;
    4. ответ на межведомственный запрос, выполненный в случае непредоставления заявителем документов на право собственности, показывает отсутствие у него прав на земельный участок, в отношении которого определяется соответствие заявленного разрешённого использования виду разрешённого использования, установленному Классификатором ВРИ земельных участков,
    5. разрешённое использование земельного участка не соответствует видам разрешенного использования земельного участка, предусмотренным действующими ПЗЗ;
    6. письменный отказ заявителя от предоставления муниципальной услуги;
    7. перечень иных причин, изложенных выше (в разделе Мотивации отказа).

Решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги может быть принято при наличии хотя бы одного из перечисленных видов оснований. В решении об отказе в предоставлении муниципальной услуги причины отказа указываются в обязательном порядке.

Заявление на получение муниципальной услуги с приложением необходимых документов и при условии устранения обстоятельств отказа можно подать повторно. Датой исчисления срока выполнения муниципальной услуги в этом случае будет дата регистрации этого повторного заявления.

Заказ госуслуги

Для решения вопроса по изменению ВРИ земельного участка можно воспользоваться государственной услугой:

  1. по изменению и последующему установлению ВРИ земельных участков,
  2. установлению соответствия ВРИ земельных участков Классификатору,

заказать которую вполне удобно на Едином интернет-портале государственных услуг и муниципальных услуг, где указываются как стоимость работ, так и перечень документов, необходимых для её выполнения.

Как оформить изменение вида разрешенного использования земельного участка: подробная инструкция и пошаговый порядок

Такой дорогостоящий вид деятельности как строительство требует не только тщательной подготовки проектной документации, но и надлежащего оформления права пользования земельным участком.

Возведение постройки на участке для этого не предназначенном — основание для признания здания самостроем и начала процедуры по его демонтажу.

ВРИ земельного участка — это законодательно установленное разрешение использовать землю в строго определенных целях.

Рассмотрим случаи его смены и порядок проведения процедуры подробнее.

Зачем изменять ВРИ земли

Смена ВРИ земельного участка производится для получения законной возможности использования надела в целях, не указанных в кадастровом реестре.

С началом строительства могут открыться следующие несоответствия:

  • Земельный участок выделен под ИЖС, а в планах застройщика возведение многоквартирного жилого дома.
  • Намерение возвести капитальное строение на землях для садоводства или огородничества.
  • Строительство на землях ЛПХ зданий и сооружений, имеющих цель использования получение прибыли.

Необходимо помнить, что совершение каких-либо сделок:

  • дарение,
  • продажа,
  • завещание,
  • использование в качестве залогового фонда

потребует надлежащего решения земельного вопроса.

Не удастся прописаться в доме, построенном на участке, не предназначенном для строительства жилья.

Чтобы добиться законной регистрации на собственной жилплощади придется получить положительное решение суда.

При обращении в судебную инстанцию следует учитывать Российские реалии — на землях сельхозназначения, как правило, узаконить жилую постройку не получится.

Могут возникнуть сложности и при оформлении дачного дома на сельхозземлях. На некоторых участках полностью запрещено возведение каких-либо построек и изменить ситуацию можно либо сменой целевого использования надела, либо более простым способом — сменить ВРИ участка.

Смена ВРИ земли поможет избежать штрафных санкций со стороны контролирующих органов при обнаружении нецелевого использования надела.

Также это возможность легально развивать свой бизнес на земле, максимально используя преимущества ее расположения.

Законодательная основа

Возможность смены ВРИ земли установлена на законодательном уровне.

Вопрос регламентируется следующими НПА:

  • Земельный кодекс РФ
  • Федеральный закон от 21.04.2004 года №172-ФЗ.
  • Градостроительный кодекс РФ Статья 37.
  • Федеральный закон от 23.06.2014 года №171-ФЗ.
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 г. №540.
  • Федеральный закон от 30.12.2015 года №221-ФЗ.
  • Федеральный закон от 01.02.2017 года №218-ФЗ.
  • Нормативно-правовые акты муниципальных образований, производящие утверждение ПЗЗ территорий.

Общий порядок смены

Существуют два способа поменять ВРИ земли:

  • Простая подача заявления в администрацию с перечнем подтверждающих документов — смена ВРИ на вспомогательный вид, предусмотренный местным ПЗЗ.
  • Общественные слушания — открытие нового ВРИ, не предусмотренного ПЗЗ территории или смена ВРИ на условно-разрешенный.

Кто может устанавливать вид разрешенного использования земельного участка при его смене на новый?

Градостроительным кодексом РФ установлено, что право принимать решение о смене ВРИ земли принадлежит главе администрации поселения или населенного пункта, в ведении которого находится земельный участок.

Решение принимается на основании общественных слушаний — исключение составляют новые ВРИ, предусматривающие возможность жилищного строительства.

Последовательность процедур по смене ВРИ участка земли закреплена в административном регламенте по оказанию одноименной муниципальной услуги. С текстом регламента можно ознакомиться на официальном сайте соответствующей администрации.

В общих чертах алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • Пишется ходатайство на имя главы уполномоченного органа о смене одного ВРИ на другой. В тексте заявления необходимо обосновать причину инициируемой процедуры.
  • Собирается пакет прописанных в законе документов – паспорт заявителя, документы, подтверждающие право пользования земучастком и строениями на нем размещенными, планы и схемы, позволяющие позиционировать надел на местности, выписка из ЕГРН. Перечень документов может быть дополнен и другими документами по решению органа власти. Ознакомьтесь с перечнем требуемой документации заранее.
  • Получение решения о смене ВРИ земельного участка или отказ, выраженный в письменной форме. Отрицательное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
  • Администрацией муниципального образования решение о смене ВРИ земли направляется в орган Росреестра. Изменение сведений в Госреестре производится в течение 15 рабочих дней, о чем не позднее пятидневного срока и уведомляется правообладатель.
  • Если по какой-то причине в установленный законом срок изменения в реестр не внесены, вы имеете право самостоятельно направить декларацию в ведомство, где и будет завершена процедура смены ВРИ.

Если на земельном наделе расположено и зарегистрировано какое-либо капитальное строение, то смене ВРИ должна предшествовать смена функционального назначения зданий на вид, соответствующий новой цели использования земли.

Поменять ВРИ «Огородничество» на «ИЖС» можно только со сменой категории земель. И здесь действовать начинает закон, регламентирующий перевод земли из одной категории в другую.

Ходатайство о переводе одной категории земельного надела в другую с перечнем требуемых документов подается в соответствующий орган власти, уполномоченный на проведение такой процедуры.

Подробная инструкция

Обратиться с заявлением на изменение вида разрешенного использования земельного участка имеют право собственники земли, а также арендаторы при условии получения согласия собственника надела, если он меняет не самостоятельно.

Как поменять на вспомогательный вид использования

Подготовка к смене ВРИ земли начинается с изучения перечня возможных целей использования земельных наделов, закрепленных действующими на территории вашего муниципалитета градостроительными регламентами и ПЗЗ.

Получить искомую информацию можно на официальном сайте Росреестра или при личном визите в офис ведомства.

Процедура подготовки заявления

Выбрав наиболее подходящий к цели предполагаемого использования новый ВРИ земли, займитесь подготовкой пакета сопроводительных документов, необходимых для подачи заявки в местную администрацию.

Пример заявления можно скачать тут.

Бланк заявления составляется по типовой форме и условно разделяется на следующие части:

  • Описательная. Помимо адресации заявления, содержит Ф.И.О. заявителя, его паспортные данные и контактную информацию.
  • Просительная. Выражает просьбу заявителя о смене ВРИ земли с описанием параметров надела – почтовый адрес, категория земли и присвоенный кадастровый номер, вид права, на котором осуществляется пользование землей, прежний и желаемый ВРИ участка, его площадь. В случае, направления заявки лицом, арендующим земельный участок, необходимо указать в заявлении о согласии владельца земли на проведение процедуры.
  • Мотивировочная. Содержит указания на законы и другие основания для изменения ВРИ земли. Здесь можно сослаться на действующий Градрегламент, а также перспективный план развития территории. Убедительным доводом будет предоставление подробного плана использования участка, подтверждающего положительные изменения местности.

Удостоверяющие личность заявителя документы. Нотариальное заверение копии документа законом не предусмотрено. В дополнение к копии паспорта может потребоваться заполнение разрешения на обработку персональных данных.

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может быть затребована выписка из Госреестров, подтверждающая факт регистрации в налоговом органе.

Доверенность

Документ необходим при невозможности заявителю самостоятельно представлять свои интересы при получении государственной услуги. Нотариальное заверение доверенности для граждан не требуется, но для предотвращения возможных разногласий необходимо проставить в документе следующие реквизиты:

  • Наименование документа и номер.
  • Место составления и дата.
  • Паспортные данные заявителя и уполномоченного лица.
  • Подробный перечень полномочий.
  • Период действия.
  • Подписи с расшифровкой.

Документы на землю

В качестве документации устанавливающей права на участок можно предоставить:

  • Договора
  • Свидетельства.
  • Решения суда.
  • Акты госорганов власти.
  • Постановление (распоряжение) муниципалитета о выделении земельного участка.
  • Картографический материал, позволяющий точно позиционировать местонахождение участка и его положение по отношению к соседним объектам.

В качестве такой документации могут быть представлены:

  • Ситуационный план. Представляет собой схему, изображающую участок с высоты птичьего полета. Помимо соседних участков в плане указываются близрасположенные инфраструктурные сети, здания с указанием периода постройки. При наличии информации о кадастровом номере земли, документ может быть заказан в Центре услуг. Услуга предоставляется на бесплатной основе в течение трех дней.
  • Адресный план, являющийся своего рода реестром участков, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных площадок.
  • Межевой план (при наличии).

Кадастровые документы

В состав документации включаются выписки по формам — КВ.1, КВ.2 и КВ.3.

Для упрощения процедуры взаимодействия с кадастровым ведомством, подать заявление на изготовление выписок можно через МФЦ (далее — Центр услуг) или воспользовавшись сервисом «Госуслуги».

К заявлению на оказание услуг потребуется приложить следующую документацию:

  • Правоустанавливающие документы на землю.
  • Квитанция на оплату госпошлины.

Срок оказание услуг — не дольше 3 рабочих дней с момента оплаты пошлины. При заказе документов через Центр услуг срок их получения может увеличиться на 2-3 дня.

Выписки из ЕГРН предоставляются как в бумажном, так и электронном виде. От формы предоставления готового документа зависит размер пошлины.

Для физических лиц электронная форма выписки будет стоить 300 руб., бумажная — 750 руб. Изготовление документа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оплачивается в сумме 600 руб. — электронная выписка, 2200 руб. — бумажная.

Согласие собственника земли, в случае, когда заявление подается арендодателем. Бланк согласия заполняется в простой письменной форме.

Документ должен содержать следующие позиции:

  • Указание получателя и заявителя в правом верхнем углу бланка.
  • Наименование документа.
  • Ф.И.О. собственника или наименование правообладателя земли, с указанием адреса расположения, кадастрового номера участка, правоустанавливающего документа.
  • Ссылка на статью 37 Град. кодекса РФ.
  • Фраза «заявляет о согласии на смену ВРИ (указать старый вид использования) вышеуказанного земельного участка на (указать новый вид использования)».
  • Подпись правообладателя и дата заполнения документа.
  • В нижней части документа целесообразно перечислить возможные виды ВРИ земли, установленные Приказом Минэкономразвития РФ №540 от 01.09.2014 г.

Документы, удостоверяющие право собственности и подтверждающие цель использования капитальных строений, расположенных на земельном наделе:

  • договора,
  • свидетельства,
  • акты ввода в эксплуатацию.

Проект планировки территории, в черте которой расположен земельный надел, утвержденный главой муниципалитета.

Проект изготавливается за счет бюджетных средств, хотя законом и не запрещено привлечение внебюджетных источников.

Срок выполнения работ устанавливается административным регламентом.

Заявление с собранным пакетом документов может быть представлено лично, либо путем отправки почтового сообщения с описью вложений.

При отправке документов почтой, вложение доверенности на представителя не требуется.

Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней.

Вынесение решения

По итогам рассмотрения обращения заявителя уполномоченным органом власти выносится распорядительный акт о смене ВРИ земучастка либо мотивированный отказ в предоставлении услуги.

Положительное решение является законным основанием для внесения изменений в информационную базу Госкадастра недвижимости.

Корректировка данных в базе Госкадастра

Факт изменения и корректировки ВРИ земельного надела должен быть зафиксирован в базе данных подведомственной Росреестру кадастровой палаты.

Подать заявление в ведомство можно:

  • лично,
  • через Центр услуг (МФЦ),
  • сайт Госуслуги
  • или отправив электронный запрос на официальный сайт Росреестра.

При предоставлении услуги в электронном виде в дополнение к бланку заявления потребуется направить электронный вид плана межевания, подписанного ЭП изготовившего его специалиста. При этом план предоставляется в формате XML, либо в виде отсканированной версии бумажной формы плана.

В случае личного обращения в ведомство и подаче заявки через Центр услуг, заявление дополняется следующими документами:

  • Решение муниципалитета о смене ВРИ земли (по собственной инициативе).
  • Правоустанавливающий документ на землю.

При отсутствии возможности у заявителя предоставить заявление лично, документы подаются доверенным лицом с обязательным приложением оформленной на его имя доверенности.

Срок рассмотрения заявления и изготовления кадастровой выписки не превышает 13 рабочих дней, при направлении обращения через Центр услуг срок увеличивается на 2-3 дня.

За предоставление услуги установлен размер государственной пошлины.

Для физических лиц — 350 руб., для предприятий — 1000 руб. Сэкономить можно, запросив предоставление услуги в электронном виде. В этом случае размер госпошлины снижается на 30%.

Как сменить с проведением общественных слушаний

Смена ВРИ по 39 статье Градостроительного кодекса РФ предполагает коллегиальное принятие решения, после проведения общественных слушаний. Пакет собираемых документов при этом остается прежним, а срок рассмотрения документов увеличивается с 30 до 60 дней.

Плата за рассмотрение документов не взимается.

Для участия в публичных слушаниях приглашаются владельцы смежных участков и другие заинтересованные лица, в число которых могут входить арендаторы этой территории. Каждый участник имеет право на высказывание своих предложений, которые публикуются в источнике, выбранном для освещения слушаний.

Все предложения рассматриваются членами комиссии и при достаточном обосновании влияют на принимаемое ими решение.

По результатам слушаний рабочая комиссия формирует свои рекомендации и направляет их главе администрации муниципального образования для принятия решения.

Отрицательное решение муниципалитета может быть обжаловано в судебной инстанции.

При хорошо налаженном межведомственном взаимодействии, перечень запрашиваемых документов значительно сокращается. Все недостающие документы, находящиеся в ведении государственных структур, запрашиваются органами власти самостоятельно.

Причины отказа

Исчерпывающий перечень причин для отказа в смене ВРИ надела определен законами РФ. Как правило, это:

  • Несогласие участников слушаний с будущей сменой характеристики земли.
  • Отсутствие правовых оснований для проведения процедуры.
  • Выявленный недостаток необходимых документов.

Что делать, если в предоставлении госуслуги отказали?

Полный перечень причин для отказа в оказании госуслуги приводится в тексте административного регламента по ее предоставлению.

Наиболее часто встречаемые:

  • Заявление заполнено не по форме регламента либо не поддается прочтению.
  • Заявка подписана лицом, не имеющим на это право.
  • На участок наложены ограничения в силу закона, либо он является изъятым из оборота.
  • Сведения в представленных документах противоречивы.
  • Выявленное при анализе документов отсутствие прав на земучасток.
  • Испрашиваемый вид использования надела не соответствует видам, предусмотренным ПЗЗ.
  • Отзыв заявления.

Отказать в оказании услуги органы власти могут по любому из этих оснований. Причина отказа обязательно указывается в тексте решения. После устранения причины отказа, заявление может быть подано повторно.

Если у вас не принимают заявление, или после его рассмотрения сотрудники уполномоченного органа власти отказываются оказать госуслугу, вы можете в тридцатидневный срок обжаловать их действия в досудебном порядке. Лицом, рассматривающим жалобы по таким основаниям, является глава уполномоченного органа.

Стоимость

Сбор некоторых документов, проведение административных процедур потребует финансовых расходов. Приведем в таблице основные статьи затрат.

*? — требуется при отсутствии подтвержденных документами прав на участок.

Доверить процедуру изменения ВРИ земли можно специалистам. Услуги юриста, в зависимости от сложности каждого конкретного случая, стоят от 10 тыс. руб.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал о порядке смены вида разрешенного использования земельного участка.

Заключение

Смена ВРИ земельного надела – процедура важная и необходимая. С одной стороны – это возможность на законных основаниях хозяйствовать на своей земле, с другой – возможность сэкономить на налогах или напротив, увеличить кадастровую, а значит и рыночную стоимость земли.

Весь процесс смены ВРИ земельного участка от подачи соответствующего заявления до момента внесения изменяющих записей в Земельный кадастр занимает от 1,5 до 2,5 мес.

Часть этапов процедуры является платной, к этому надо быть готовым заранее, чтобы из-за несвоевременной оплаты госпошлины не отодвинуть время получения необходимой вам выписки. Кроме того у вас всегда есть возможность выбора – пройти весь путь самостоятельно, либо доверить работу юристу.

Статья написана по материалам сайтов: www.2m.ru, www.zemvopros.ru, stroim-domik.org.

«