+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Из чего складывается зарплата учителя


Главбух». Приложение «Учет в сфере образования», 2006, N 2

Информацией о порядке установления заработной платы работников образовательного учреждения, о факторах, влияющих на ее размер, а также о чем не следует забывать при ее расчете с нами поделится Ирина Евгеньевна Меликова, главный специалист по социальным вопросам Башкирского рескома Профсоюза работников народного образования и науки РФ, г. Уфа.

Как формируется зарплата

Порядок расчета и условия оплаты труда в учреждениях образования, финансируемых из федерального бюджета, определяются Правительством РФ. В учреждениях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, — органами власти субъекта РФ, а в учебных заведениях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Заработная плата работников образовательных учреждений включает в себя:

  • оплату труда исходя из ставок заработной платы и должностных окладов, установленных в соответствии с разрядами ЕТС, с учетом их повышения за особые условия труда, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях (например, за работу в сельской местности, школе-интернате, гимназии и др.);
  • доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (например, за работу в ночное время, во вредных условиях);
  • доплаты за работу, не входящую в должностные обязанности, в том числе связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами и др.);
  • надбавки за высокое качество, напряженность и интенсивность труда (если они установлены работнику);
  • премии и другие выплаты стимулирующего характера;
  • республиканские компенсационные выплаты;
  • выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (районный коэффициент);
  • другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством.

Ставки заработной платы

Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников определяются в зависимости от образования и стажа работы по специальности или от квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации. Это определено Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений образования (ТКХ), согласованными Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. N 46.

Отметим, что должностные оклады руководителей определяются в зависимости от квалификационной категории, устанавливаемой по результатам аттестации, а также от группы, к которой образовательное учреждение относится по объемным показателям деятельности.

А размеры доплат за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей сотрудника, а также надбавок за высокое качество, напряженность, интенсивность труда и порядок их установления определяются учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.

Норма нагрузки учителя

Работа учителя определяется количеством часов недельной учебной нагрузки, а также выполнением обязанностей, предусмотренных ТКХ. Норма часов за ставку заработной платы для учителя начальных классов — 20 часов, других — 18. Ниже или выше этой нормы учебную нагрузку руководство учреждения может установить только с письменного согласия работника. Нагрузку, установленную в начале учебного года, без согласия работника изменять нельзя.

Следует отметить, что у учителя (если это его основное место работы) должен сохраняться тот объем учебной нагрузки, с которым он работал в предыдущем учебном году. Исключение — если сокращаются часы по учебному плану или классы-комплекты.

Повышенные ставки

Педагогическим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях повышают ставки заработной платы (должностных окладов) .

Размеры и условия применения повышенных ставок — в рубрике «Для справки» на с. 88.

Следует обратить внимание на то, что в случаях, когда работникам предусмотрено повышение ставок по двум и более основаниям (в процентах или в рублях), абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из ставки без учета повышения по другим основаниям. При этом первоначально оклады повышаются на размеры их повышений в процентах, а затем на размеры повышений в абсолютных величинах.

Изменение размера ставки

Размеры ставок (окладов) могут изменяться в следующих случаях:

  • при увеличении стажа педагогической работы;
  • при получении диплома об образовании;
  • при присвоении почетного звания, ученой степени;
  • при присвоении квалификационной категории в результате аттестации.

При этом изменение размера ставки при присвоении квалификационной категории должно осуществляться со дня вынесения решения аттестационной комиссией.

Порядок исчисления заработной платы

Месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.

Для наглядности рассмотрим порядок начисления зарплаты учителям на примере.

Пример. Учитель математики ведет уроки в старших классах. Его педагогическая нагрузка составляет 23 часа в неделю. Он имеет высшее образование и стаж педагогической работы 15 лет.

В соответствии с коллективным договором и положением об оплате труда учреждения учителю установлены доплаты (за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетом).

Примечание. Доплаты за классное руководство

Ежемесячное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений с 1 января 2006 г. составляет 1000 руб. (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 850).

Рассчитаем его зарплату за январь 2006 г. в случаях, если бы он работал в разных типах образовательных учреждений (см. приложение на с. 63). Так как в каждом субъекте РФ есть свои повышающие коэффициенты, мы предположим, что наш преподаватель ведет свою педагогическую деятельность в Республике Башкортостан. Следовательно, кроме федеральных повышающих коэффициентов мы должны учесть и региональные. Это уральский коэффициент — 15 процентов. Примем во внимание и республиканские компенсационные выплаты.

Расчет зарплаты учителя

Сколько получают учителя

Учитель это одна из самых трудных профессий. На всей территории страны
преподаватели получают разные зарплаты, хотя нагрузка одна и та же.
Молодой учитель зарабатывает денег в несколько раз меньше, чем
опытный. Однако, для увеличения дохода, каждый специалист может вести
внеурочную дополнительную деятельность (репетитерство).

Заработок учителя

Учитель считает одной из низкооплачиваемых профессий. Несколько лет назад была
введена новая система расчета зарплаты. До этого момента в них
входили стимулирующие и компенсационные начисления. Итоговые зарплаты
сильно различались у молодых преподавателей и тех, кто проработал
несколько лет и имеет высокую квалификацию.

В сельской местности зарплата ниже, чем в крупном городе. Самая большая оплата на севере.
Там преподаватели за 1 час работы получают от 500 рублей.

Из чего складывается зарплата учителя

В настоящее время разработано несколько вариантов оплаты учителей. В разных регионах
страны используется различные системы оплаты. По ним рассчитывают
оклад и формируют надбавки.

Условно зарплату каждого преподавателя поделили на основную и дополнительную. Основная
делится на общую и специальную. Первая рассчитывается по количеству
учеников и количеству выработанных часов. Итоговая стоимость расчетов
устанавливается индивидуально каждой школой.

В некоторых регионах есть специальные губернаторские надбавки для преподавателей. Они
могут предусматривать получение преподавателями званий народного
учителя или учителя года. Для молодых специалистов также
предусматриваются разные виды премий и поощрений, но их устанавливает
учебное заведение.

Спецчасть идет на оплату того, что делает учитель помимо основной трудовой
деятельности. Это может быть ведение проектов, отдельные уроки с
отдельными группами детей, классное руководство, ведение проектов и
прочая деятельность. Учебное заведение само назначает надбавки и
доплаты. Она может составлять от двадцати до сорока процентов от
оклада. Точный процент устанавливает школа самостоятельно.

Модель оклада «Базовая»

По этой модели зарплата рассчитывается из базового оклада и повышающих
коэффициентов. При этом итоговую сумму оплаты рассчитывают на
региональном уровне. По этой системы у учителей, занимающих
одинаковую должность, оклад будет одинаковым. Если нагрузка у
преподавателя будет высокая, то к базовой сумме применяют повышающие
коэффициенты. Также при начислении будет учитываться количество
учеников. Для этого показателя предусмотрен специальный показатель.

По базовой модели, учитель должен провести в неделю 18 уроков. К этой ставке прибавляют:

  • классное руководство;
  • количество учеников;
  • внеурочная деятельность;
  • заведывание кабинетом;
  • проверочная работа;
  • категория преподавателя;
  • нагрузка.

Эта модель применяется во многих регионах страны: в Московской области, в
Ленинградской и других.

Модель 2 «Все включено»

В эту модель входит проведение учителем не менее 36 часов в неделю. Этот объем
складывается из учебных и внеурочных часов. К примеру, два часа в
неделю тратиться на проверку тетрадей, час на родительские собрания и
т.д. Точные учебные и не учебные часы оговариваются с каждым
преподавателем индивидуально и определяются трудовым договором. На
уровне школы или региона определяется стоимость часа работы учителя.

В занятость учителя по этой модели входит:

  • категория преподавателя;
  • внеурочная деятельность;
  • заведывание кабинетом;
  • проверка тетрадей;
  • классное руководство;
  • условия труда, не входящие в нормативы;
  • количество учеников.

Третья модель «Ученик-ас»

По этой модели расчет зарплаты зависит от количества часов и количества учеников, с
которыми работает преподаватель. По этой системе, каждая школа
индивидуально рассчитывает оклад. Также для каждого преподавателя
индивидуально рассчитывается количество рабочих часов и учеников.

При расчете обязательно учитывается:

  • часы занятости;
  • стоимость ученико-час;
  • коэффициент за категорию;
  • количество учеников;
  • сложность предмета;
  • внеурочная занятость.

Сколько получает учитель в школе

В разных регионах, учителя получают по-разному. Ниже приведена таблица средних
заработков в разных регионах страны.

Наименование Сколько получает учитель
Учитель без категории (зависит от региона) 5-17 тыс. рублей
Учитель младших классов получает в среднем с надбавками (в
зависимости от региона)
10-80 тыс. рублей
Учитель получает за час работы в среднем по стране От 300 рублей
Сколько в среднем получает учитель По стране в среднем 30 тысяч рублей

Сколько получают учителя в Москве

Одни из самых больших зарплат получают учителя в Москве. В таблице наглядно
показана ставка по категориям.

Преподаватель Зарплата (в Москве) в рублях
Начальных классов 80 тыс. (зависит от учебного заведения)
Математики 75 тыс.
Физкультуры 70 тыс.
Русского языка и литературы 80 тыс.
Английского языка 70 тыс.
Истории 65 тыс.
Биологии 60 тыс.
Химии 65 тыс.
Музыки 45 тыс.
Географии 50 тыс.
ИЗО 40 тыс.
Информатики 60 тыс.
Труда (технологии) 30-45 тыс.
Физики 55-60 тыс.
ОБЖ 40 тыс.

Сколько зарабатывают учителя в России

В России зарплата разная – начинающий учитель и преподаватель с большим стажем
имеют разную ставку. Она сильно расходится. Из приведенной таблице
видно, насколько расходится оплата труда преподавателя в школах
страны.

Из представленной таблицы видно, какой диапазон зарплат в разных городах России.

Город Зарплата (средняя по городу)
Москва 70000
Санкт-Петербург 30000
Норильск 36000
Казань 45000
Московская область 50000
Воронеж 14000
Краснодар 18000
Красноярск 17000
Новосибирск 20000
Омск 15500
Екатеринбург 23000
Пенза 12000
Крым 17000
Волгоград 27000
Тюмень 25000

Уровень зарплат учителей в других странах

Профессия преподавателя ценится за рубежом. Так, самая высокая зарплата у
педагогов стран Германии и Америки, а также в Польше, Италии и других
европейских странах. А вот на Украине, в Белоруссии, Казахстане
зарплата не высокая.

Из приведенной таблицы видно, сколько получают учителя в разных странах мира.

Страна Зарплата в рублях
США 143000
Белоруссия 14000
Украина 8000
Германия 148000
Казахстан 9000

Сколько получают пенсию учителя

Выйти на пенсию преподаватели могут при стаже не менее двадцати пяти лет. И не важно,
какой возраст будет у учителя.

Согласно новому законодательству, по выслуге лет на пенсию могут уйти:

  • директора и заведующие учебной частью;
  • преподаватели;
  • логопеды;
  • воспитатели;
  • психологи, работающие в образовательном учреждении.

Также на досрочный выход на пенсию имеют право организаторы внеклассной воспитательной
работы, мастера производственных работ и другие педагогические
работника.

Для расчета размера пенсии, обязательно учитывается:

  • трудовая деятельность до 1 сентября 2000 года;
  • после 1 сентября 200 года;
  • периоды отпусков.

По общему правилу, льготная пенсия назначается в размере 40% от ставки зарплаты.
Надбавки при расчете учитываются только у преподавателей с ученой
степенью и заслуженных учителей, а также у лиц с особым режимом
работы.

Министерство труда планирует увеличить зарплату для педагогов с постепенным увеличением
стажа. Таким образом, к 2030 году все работники образования будут
получать пенсию на общих условиях.

Для получения льготной пенсии, необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • Трудовую книжку;
  • Свидетельства о рождении детей;
  • Военный билет (для мужчин и, если таковой имеет у женщин, то его так же
    предоставляют);
  • Справку о зарплате за установленный период (решает Пенсионный Фонд, в который
    обращается будущий пенсионер).

При оформлении документов, сотрудники ПФ могут попросить предоставить и другие
документы, необходимых для установления некоторых факторов.

Работа преподавателя во все времена считалась почетной и одной из самых сложных. Чтобы
стать хорошим специалистом, необходимо хорошо знать свой предмет,
уметь донести до каждого ученика учебный материал и уметь отвечать на
все вопросы школьников. За такой нелегкий труд преподаватели получают
зарплату, установленную в каждом регионе индивидуально, исходя из
областного (городского, муниципального) бюджета (в каждом регионе
индивидуально).

Итоговая зарплата педагогов по среднему показателю нельзя считать приемлемой для
страны. Ведь данная работа очень тяжелая и требует повышения оплаты.
В будущем Министерство труда планирует повышение оклада.

Особенности формирования зарплаты педагогов

В рамках данной статьи мы рассмотрим основные аспекты Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол №11 от 24 декабря 2014 г.), что позволит работникам государственных и муниципальных образовательных организаций понять, по каким принципам формируется их зарплата.

В текущем 2015 году оплата труда педагогических работников формируется в соответствии с Рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений(протокол №11 от 24 декабря 2014 г.). Документ регулирует процесс формирования выплат на всех организационных уровнях. Правовой основой для его исполнения служат коллективные договора и нормативные акты.

В рамках данной статьи мы рассмотрим основные аспекты упомянутых «Рекомендаций», что позволит работникам государственных и муниципальных образовательных организаций понять, по каким принципам формируется их зарплата.

Базовые принципы формирования зарплаты в 2015 году

Наименьший допустимый размер оплаты строго фиксирован и не может быть меньше суммы, установленной федеральным законом. Трудовой договор обязательно должен содержать такие сведения, как: размер должностного оклада, объем педагогической нагрузки за рабочую неделю, а также перечень и размеры выплат компенсаций и премий.

Оплата труда регулируется размерами районных коэффициентов для рационального расчета выплат в зависимости от условий работы, местности проживания (например, центр страны или Крайний Север), а также процентных надбавок (за педагогический стаж). Местные органы самоуправления могут повышать уровень районных коэффициентов за счет бюджетных средств муниципальных учреждений. Зарплата педагога должна быть повышена в случае опасных или вредных условий труда (процент выплаты в таком случае не может быть ниже, чем установленные).

Алгоритм формирования зарплаты педагогов

Перераспределение средств, выделенных для оплаты труда, способствует повышению престижности профессии педагога и рационального управления кадрами. Руководители должны стремиться к тому, чтобы доля окладов, ставок без учета районных коэффициентов и надбавок была не меньше 60 процентов.

Учитывайте, что имеются в виду не дополнительные выплаты, а утвержденная часть заработной платы. Дополнительные начисления не учитываются! Пункты документа рекомендуют руководителям обращать внимание на процентное соответствие фиксированной части зарплаты и всевозможных надбавок, чтобы избежать практики, когда согласно ставке педагог должен получить, к примеру, 12 тыс. руб., а в реальности выплачивается 50 тыс. руб. (с учетом всех надбавок).

Обязательные нормы трудового договора с педагогом включают в себя:

  • описание условий труда, заработной платы (фиксированной), оклада за выполненную в течение месяца работу или отработанных часов за неделю (год);
  • фиксированный размер зарплаты педагогов, у которых рабочее время равняется 30 или 36 часам в неделю приравнивается к размеру оклада за календарный месяц (без учета дополнительных выплат);

Месячная зарплата для педагогических работников, работающих за ставку, равняется размеру ставки за календарный месяц, в зависимости от должности и нормы часов преподавания (18, 24 часа за неделю, 720 часов в год).

Алгоритм формирования оплаты труда педагогов, которые руководствуются программами профессионального обучения, немного другой. Месячная зарплата формируется умножением часовой ставки на годовую преподавательскую нагрузку и последующего деления результата на 10 учебных месяцев. Если же поделить месячную ставку зарплаты на месячную норму часов (72), то получим часовую ставку.

Оплата труда за проверку письменных работ и классное руководство

Помимо преподавания, профессиональные обязанности педагога также могут включать в себя проверку письменных работ учеников, а также выполнение функций классного руководителя, заведующего кабинетом, лабораторией или филиалом. Эти виды учебной работы тоже должны оплачиваться: размер оплаты предусматривается в трудовых договорах (отдельно от фиксированного размера зарплаты). Учтите, что пункт документа содержит словосочетание «письменные работы» (то есть имеются в виду все виды работ, а не только проверка тетрадей).

Формирование выплат по результатам труда

Рекомендации гласят, что размер выплат устанавливается в коллективных договорах и других правовых документах с учетом мнения педагогов сквозь призму показателей труда и критериев эффективности работы.

Оценка эффективности работы должна исходить из таких принципов:

  • объективность (вознаграждение должно соответствовать результату труда);
  • предсказуемость (специалист должен точно знать какая выплата его ждет за конкретный положительный результат труда);
  • адекватность (вознаграждение обязано соответствовать вкладу работника);
  • своевременность;
  • прозрачность (доступность и понятность правил).

Таким образом, при формировании размера стимулирующих выплат педагогу учитываются: специфика отдельного образовательного заведения и принципы оценки эффективности труда. Неактуальные критерии использовать запрещается.

Условия изменения заработной платы могут изменяться в зависимости от показателя непрерывного педагогического стажа (со дня достижения или со дня подачи документов), квалификации (с момента решения аттестационной комиссии), государственных наград (со дня получения) и ученой степени (с числа принятия решения о выдаче диплома). Если в этот период педагог находился в отпуске или на больничном (при условии сохранения средней заработной платы), то новые начисления будут производиться уже после возвращения сотрудника образовательной организации на работу.

В реорганизованных образовательных учреждениях снижать размер должностного оклада (но не всей зарплаты) нельзя.

Формирование заработной платы – актуальный вопрос для педагогических работников всех уровней. «Рекомендации…» содержат базовые принципы и условия расчета заработной платы. Но для большей ясности каждый сайт образовательного учреждения должен разместить локальные акты, касаемо формирования зарплаты, дополнительных выплат в зависимости от ставки, стажа и других факторов, влияющих на величину зарплаты.

Система оплаты труда педагогов

Системы оплаты труда работников определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, разработанными в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом локальные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Оплата труда работников учреждений устанавливается на основе должностного оклада и выплат компенсационного, стимулирующего характера. В статье представим информацию по системе оплаты труда педагогических работников (за исключением должностей высшего и дополнительного профессионального образования), а также разберемся, какие виды компенсаций и других доплат им положены.

Согласно ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы.

Трудовые договора с педагогическими работниками согласно п. 1 Постановления N 583 должны предусматривать такие обязательные условия оплаты труда, как:

— размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, конкретно установленный за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);

— размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с тяжелыми вредными и (или) опасными, иными особыми условиями, в условиях, отклоняющихся от нормальных, и др.);

— размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев.

Пунктом 2 Постановления N 583 предусмотрено, что при введении систем оплаты труда следует учитывать:

— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

— Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС);

— государственные гарантии по оплате труда (ст. 130 ТК РФ);

— перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития;

— примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

— рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

— мнение представительного органа работников.

Оклад и ставка

Оплата труда педагогических работников складывается из размера должностного оклада или ставки заработной платы, являющейся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

При этом под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, продолжительность рабочего времени которых составляет 30 или 36 часов в неделю, следует понимать размеры должностных окладов, устанавливаемых за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, для которых предусмотрена не продолжительность рабочего времени, а норма часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, понимаются размеры ставок заработной платы за календарный месяц, предусмотренные по должностям за норму часов преподавательской работы (нормируемую часть педагогической работы), составляющую соответственно 18, 24 часа в неделю или 720 часов в год, либо норму часов педагогической работы, составляющую 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю.

Должностные оклады педагогическим работникам образовательных учреждений устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и наличия квалификационной категории, необходимой для соответствующей профессиональной деятельности, а также на основе отнесения должностей к профессиональной квалификационной группе.

К сведению. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказами Минздравсоцразвития РФ N 216н и N 217н .

Ставка заработной платы определяется с учетом утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогического работника в зависимости от того, какую должность он занимает и каковы особенности труда на этой должности.

То есть оклады (должностные оклады), ставки по квалификационным уровням рассчитываются на основе дифференциации должностей, включаемых в штатные расписания учреждений. Дифференциация осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по профессии или специальности.

Отметим: необходимо, чтобы должности отвечали уставным целям учреждений и содержались в разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС.

Обратите внимание! Согласно Приказу Минфина РФ от 30.10.2008 N 120н «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование», п. 10 Постановления N 583 штатное расписание учреждения утверждается его руководителем и включает в себя все должности работников учреждения.

Здесь следует обратить внимание на основное отличие оплаты труда на основе ставок от оплаты труда исходя из оклада. Дело в том, что при выполнении с согласия работника педагогической работы сверх установленной нормы оплата его труда производится пропорционально количеству часов работы и установленной ему ставке в одинарном размере. Если же педагогическому работнику установлен оклад за определенную продолжительность рабочего времени, то привлечение его к работе сверх этой продолжительности нужно рассматривать как сверхурочную работу и оплату производить по соответствующим правилам.

Минобрнауки в Письме от 22.11.2011 N АФ-538/18 указало, что согласно примечанию о продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075, рост зарплаты путем увеличения учебной нагрузки сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы возможен только с согласия педагогических работников. Учителя общеобразовательных учреждений должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца. Кроме того, отмечено, что повышение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений за счет увеличения педагогической нагрузки недопустимо.

Повышающий коэффициент

Положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу), ставке работников, имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук), ученое звание (доцент, профессор), а также персонального повышающего коэффициента. Решение об установлении повышающих коэффициентов и их размерах принимается руководителем учреждения в отношении конкретного работника с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Персональный повышающий коэффициент к рекомендуемым окладам (должностным окладам), ставкам устанавливается работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Такой коэффициент может быть установлен только на определенный период времени.

Компенсационные выплаты

В соответствии с п. 4 Постановления N 583 выплаты компенсационного характера устанавливаются педагогическим работникам по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

К сведению. Компенсационные выплаты не учитываются при исчислении иных стимулирующих или компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

Приказом Минздравсоцразвития РФ N 822 утверждены перечень выплат компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления. К выплатам компенсационного характера относятся:

1) выплаты лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ). При этом необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н. Напомним, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в таких условиях по результатам аттестации рабочих мест определен Постановлением N 870 — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;

Напомним, что вознаграждение за выполнение функций классного руководителя включается в выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка (пп. «м» п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

Нормативными актами субъектов РФ могут устанавливаться повышенные надбавки. К примеру, согласно Постановлению администрации Красногорского муниципального района МО от 05.09.2012 N 2021/9 «Об утверждении Положений по оплате труда работников отраслей бюджетной сферы Красногорского муниципального района» за счет средств, предусмотренных на доплаты компенсационного характера за выполнение дополнительных работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника, устанавливаются доплаты в образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования:

1) за классное руководство:

а) учителям 1-4-х классов — 15%;

б) учителям 5-11-х классов — 20%.

Доплата устанавливается в процентах к должностному окладу с учетом его повышения;

2) за проверку тетрадей:

а) учителям 1-4-х классов — 10%;

б) учителям 5-11-х классов за проверку письменных работ:

— по русскому языку и литературе — 15%;

— по математике и иностранному языку — 10%;

— по истории, химии, физике, биологии, географии, черчению — 5%.

Решением Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района МО от 26.12.2011 N 461/32 «Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Наро-Фоминского муниципального района» установлены доплаты и надбавки в размере 15% фонда оплаты труда педагогических работников, в том числе:

— за проверку тетрадей;

— за заведование кабинетом;

— за классное руководство;

— за заведование мастерскими;

— за внеклассную работу по физкультуре;

— за каждый рабочий компьютер;

— за заведование пришкольным участком;

— иные выплаты, установленные локальным актом учреждения.

К компенсационным выплатам также относятся надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»), но педагогическим работникам они не выплачиваются.

Кроме того, следует знать, что помимо компенсационных выплат, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами, работодатели в рамках указанного выше перечня вправе устанавливать в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах иные виды выплат компенсационного характера (п. 6 Разъяснений N 822). При этом размеры и условия осуществления таких выплат должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников.

Стимулирующие выплаты

В соответствии с п. 5 Постановления N 583 размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников. При этом стимулирующие выплаты вводятся для обеспечения решения задач, связанных с совершенствованием кадрового потенциала, повышением эффективности педагогического труда и качества образования. Такие выплаты осуществляются в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда.

Рекомендуемый перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ N 818 , в него включены выплаты:

— за интенсивность и высокие результаты работы;

— за качество выполняемых работ;

— за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

— премиальных по итогам работы.

Стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается педагогическим работникам, в частности, за достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения; подготовку призеров олимпиад, конкурсов различного уровня; проведение уроков высокого качества; участие педагога в методической работе (конференции, семинары, методические объединения); снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины; высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовка отчетов, заполнения журналов, ведения личных дел); отсутствие дисциплинарных, административных взысканий.

Стимулирующая надбавка за качество выполнения работ может быть установлена работникам за наличие почетного звания. Такая надбавка устанавливается работникам учреждений по основной должности при условии соответствия почетного звания профилю учреждения или педагогической деятельности работника и выплачивается за фактически отработанное время. При наличии у работника двух почетных званий стимулирующая выплата устанавливается только по одному основанию.

Премирование работников учреждения производится в пределах средств, предусмотренных на оплату труда за общие результаты труда по итогам работы за установленный период. Периодичность выплаты (месяц, квартал, полугодие, год) устанавливается коллективным договором или иным локальным нормативным актом учреждения.

При премировании по общему правилу учитываются успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде (отсутствие замечаний со стороны руководителя); достижение и превышение плановых и нормативных показателей работы; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; своевременность и полнота подготовки отчетности. Конкретный перечень критериев оценки деятельности работников устанавливается коллективным договором или локальным нормативным актом учреждения.

Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя образовательного учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников, а также в пределах средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

Материальная помощь

Работникам образовательных учреждений может оказываться и материальная помощь. Условия ее выплаты должны быть установлены локальными нормативными актами таких учреждений. При этом решение об оказании материальной помощи работнику и ее конкретных размерах принимают руководители образовательных учреждений на основании письменного заявления работника.

Статья написана по материалам сайтов: kakayazarplata.ru, fulledu.ru, info-personal.ru.

«