+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Инструкция по списанию материальных ценностей


Дата размещения статьи: 08.10.2015

Вопрос: Какие материальные ценности (материалы) списываются на основании ведомости, а какие — на основании акта? В нашей организации моющие средства, игрушки выдаются со склада по требованиям-накладным. Затем на их списание мы оформляем акт. Выдача в пользование канцтоваров оформляется ведомостью. Правильно ли мы делаем?

Принципиальное отличие списания материалов по акту от списания их по ведомости заключается в следующем. По ведомости материалы списываются с МОЛ в момент их выдачи в пользование. То есть по факту эти материалы имеются в наличии и еще не израсходованы, и мы отражаем их движение со счетов бухгалтерского учета. Законодательно не установлено, в каких случаях материальные ценности списываются по акту, а в каких — на основании ведомости. Если внимательно читать Методические указания, то видно, что акт применяется при выбытии материалов со счетов бухгалтерского учета, а ведомость — просто при выбытии. Во избежание путаницы мы предлагаем прописать в учетной политике учреждения, когда материалы списываются на основании акта, а когда — на основании ведомости в момент выдачи их в пользование. При этом деградация по материалам, списываемым сразу на момент выдачи в пользование (по ведомости) или после их фактического расходования (по акту), может быть следующей. Те материальные ценности, расходование которых производится по норме либо за расходованием которых требуется контроль, списываются на основании акта. Выдача таких материалов в пользование производится по требованиям-накладным, а затем на их фактическое расходование составляется акт. В качестве примеров таких материалов можно привести масла, тормозные жидкости, моющие средства, запасные части, саморезы, гвозди, замки и т.п. Если посмотреть форму акта, из нее следует: комиссия, назначенная приказом руководителя, производит проверку выданных со склада в подразделения материальных запасов и устанавливает фактическое их расходование, что, собственно говоря, и отражает в акте.
Материалы, которые незначительны по цене, расходы по которым не нормированы и которые не требуют контроля в процессе их использования, списываются с учета в момент выдачи их в эксплуатацию на основании ведомости.
Например, в учетной политике учреждения может быть прописано следующее: «Канцелярские товары, туалетная бумага, мешки для мусора списываются со счетов бухгалтерского учета на основании ведомости, составленной в момент выдачи их со склада в пользование. Остальные материалы (лампочки, моющие средства, горюче-смазочные материалы (за исключением бензина и дизеля), запасные части для автомобиля и т.п.) списываются по решению комиссии о списании материальных ценностей и на основании составленного ею акта».
По нашему мнению, вы правильно делаете, что игрушки и моющие средства выдаете со склада по требованиям-накладным, а затем на их списание оформляете акт.

Вопрос: Передача со склада в отделы канцелярских товаров оформляется ведомостью. Можно ли операцию по списанию канцелярских товаров совершать на основании этой ведомости или нужно дополнительно оформить акт?

Как нами было сказано выше, согласно Методическим указаниям ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия материальных запасов. В п. 36 Инструкции N 174н тоже говорится о том, что операции по выбытию материалов от одного МОЛ к другому вполне могут отражаться в ведомости. При списании этих материалов со счетов бухгалтерского учета составляется акт, если учетной политикой учреждения не установлено иное.

Согласно Постановлению N 71а накладная применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов, и предъявляет получатель доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.
Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй — получателю материалов.
Принимая во внимание положения п. 36 Инструкции N 174н, на основании накладной списание материалов не производится. Этот первичный документ используется при отражении операций по учету отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов. Для отражения операции по передаче материалов (карандашей и ручек) используется ведомость, и на основании ее, как мы говорили выше, производится списание материалов при их передаче от МОЛ. Списание материалов со счетов обычно оформляется актом.

Вопрос: Многие специалисты в области финансов и бухгалтерского учета, давая разъяснения по учету и списанию ветоши, рекомендуют производить ее списание на основании акта. Почему для совершения этой операции недостаточно ведомости?

Прямого указания на то, что передача ветоши в пользование отражается на основании ведомости, а затем оформляется акт, Инструкции N N 157н и 174н не содержат. Из дословного прочтения Методических указаний следует: если в вашей учетной политике установлено, что списание ветоши с учета производится на основании ведомости в момент ее выдачи в пользование, вы используете ведомость. В случае если такой возможности в учетной политике не прописано, вами должны быть составлены ведомость или требование-накладная, отражающие выдачу ветоши в пользование. Факт пользования должен быть отражен в акте, на основании его производится операция по списанию ветоши с бухгалтерского учета.

Списание материалов пошаговая инструкция для бухгалтерского учета

Любая организация приобретает материалы для деятельности фирмы не ради их самих. И купленные ценности не будут мертвым грузом лежать на складе, чтобы на них любовался директор. Они предназначены для использования в производстве, при продаже или для управленческих нужд. Поэтому приобретаемые материалы в дальнейшем расходуются в производстве.

Однако на складе за них отвечает кладовщик или начальник склада, и учитываются материалы на счете 10. Когда материалы со склада уйдут, то ситуация поменяется: сменится счет и ответственное лицо. В этой статье мы разберем списание материалов пошаговая инструкция по этой процедуре для вас.

Содержание статьи:

1. Бухгалтерские проводки по списанию материалов

2. Оформление списания материалов

3. Списание материалов — пошаговая инструкция, если расходуется не все

4. Нормы списания материалов в производство

5. Пример акта на списание

6. Методы списания материалов в производство

7. Вариант №1 – средняя себестоимость

8. Вариант №2 – метод ФИФО

9. Вариант №3 – по стоимости каждой единицы

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем списания материалов далее в статье.

1. Бухгалтерские проводки по списанию материалов

Итак, начнем с того, что определим, куда могут быть направлены приобретенные материалы. Надо отметить, что материалы поистине вездесущи и способы, что называется «заткнуть дыру» в любом проблемном месте организации:

  • — служить основой для производства продукции
  • — быть вспомогательным расходным материалом в процессе производства
  • — выполнять функцию упаковки готовой продукции
  • — использоваться для нужд администрации в управленческом процессе
  • — помогать в ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств
  • — использоваться для строительства новых основных средств и т.д.

И от того, на что материалы отпускаются со склада, зависят бухгалтерские проводки по списанию материалов:

Дебет 20 «Основное производство» – Кредит 10 – отпущено сырье для производства продукции

Дебет 23 «Вспомогательное производство» — Кредит 10 – отпущены материалы в ремонтный цех

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы» – Кредит 10 – отпущены тряпки и перчатки уборщице, обслуживающей цех

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» – Кредит 10 – выдана бухгалтеру бумага для офисной техники

Дебет 44 «Расходы на продажу» – Кредит 10 – выдана тара для упаковки готовой продукции

Дебет 91-2 «Прочие расходы» – Кредит 10 – отпущены материалы для ликвидации основного средства

Также возможна ситуация, когда обнаруживается, что материалы, числящиеся в учете, на самом деле отсутствуют. Т.е. имеет место недостача. Для такого случая тоже есть бухгалтерская проводка:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»– Кредит 10 – списаны недостающие материалы

2. Оформление списания материалов

Любая хозяйственная операция сопровождается составлением первичного учетного документа, не исключение и списание материалов. Пошаговая инструкция следующим пунктом содержит изучение первичных документов, которые сопровождают процесс списания.

В настоящее время любая коммерческая организация имеет право самостоятельно определить набор документов, которые будут использоваться для оформления списания материалов, поэтому оформление списания материалов может различаться от организации к организации.

Главное, чтобы используемые документы были утверждены в составе учетной политики и содержали все обязательные реквизиты, предусмотренные ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Типовые формы, которые могут использоваться при списании материалов (утверждены Постановлением Госкомстата от 30.10.1997г. №71а):

  • требование-накладная (форма №М-11) применяется, если в организации нет лимитов на получение материалов
  • лимитно-заборная карта (форма №М-8) применяется, если в организации установлены лимиты на списание материалов
  • накладная на отпуск материалов на сторону (форма №М-15) применяется в другое обособленное подразделение организации.

Эти формы организация может доработать – убрать ненужные реквизиты и добавить реквизиты, которые организации необходимы.

Требование-накладная подходит для учета движения материальных ценностей внутри организации, между материально-ответственными лицами или структурными подразделениями.

Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания ценностей, а второй — принимающему — для оприходования ценностей.

3. Списание материалов пошаговая инструкция, если расходуется не все

Обычно при оформлении данных документов предполагается, что отпущенные материалы сразу были использованы по назначению, а значит, сопровождаются проводками, которые мы рассмотрели выше – по кредиту 10 счета и дебету 20, 25, 26 и т.д.

Но так случается не всегда, особенно на крупном производстве. Переданные на рабочий участок или в цех материалы могут не сразу использоваться в производстве. Фактически они просто «переезжают» с одного места хранения на другое. К тому же не всегда при отпуске материалов бывает известно, для производства какого именно вида продукции они предназначены.

Поэтому те материалы, которые со склада отпущены, но не израсходованы, не должны учитываться в качестве расходов текущего месяца, ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете по налогу на прибыль. Что же делать в таком случае, как производится списание материалов пошаговая инструкция далее.

В таких ситуациях отпуск материалов со склада в производственное подразделение должен отражаться как внутреннее перемещение, с использованием отдельного субсчета к счету 10, например «Материалы в цехе». И в конце месяца составляется еще один документ – акт расхода материалов, где уже будет видно направление расходования материалов. И в этот момент будет произведено списание материалов.

Такое отслеживание расходования материалов позволит добиться большей достоверности в бухгалтерском учете и правильно рассчитать налог на прибыль.

Обратите внимание, это относится не только к материалам, которые идут в производство, но и любому имуществу, в том числе канцтоварам, используемым для административных нужд. Материалы не должны выдаваться «про запас». Они должны сразу использоваться. Поэтому разовая операция по списанию 10 калькуляторов на бухгалтерию из 2 человек при проверке наверняка вызовет вопросы – для каких целей они потребовались в таком количестве.

4. Пример акта на списание

  1. — или вы выдаете и сразу списываете только то, что фактически расходуется (при этом требования накладной вполне достаточно)
  2. — или вы составляете акт на списание материалов (требованием-накладной передаете, а затем постепенно актами на списание списываете).

Если вы используете акты на списание, не забудьте их форму также утвердить в составе учетной политики.

В акте обычно указываются наименование, при необходимости – номенклатурный номер, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины.

Пример, как может выглядеть такой акт — на картинке ниже. Повторю, это только пример, вид акта очень сильно будет зависеть от специфики работы предприятия. Здесь за основу я взяла форму акта, который применяется в бюджетных учреждениях.

5. Нормы списания материалов в производство

Законодательство по бухгалтерскому учету не устанавливает норм, в соответствии с которыми материалы должны списываться в производство. Но в п.92 Методических указаний по бухучету МПЗ (приказ Минфина от 28.12.2001г. №119н) говорится, что материалы отпускаются в производство согласно установленным нормам и объему производственной программы. Т.е. количество списываемых материалов не должно быть бесконтрольным и нормы списания материалов в производство должны быть утверждены.

К тому же для налогового учета нелишне будет вспомнить ст.252 НК: расходы экономически обоснованы и документально подтверждены.

Нормы расходования материалов (лимиты) организация устанавливает самостоятельно. Они могут быть закреплены в сметах, технологических картах и др. аналогичных внутренних документах. Документы такого рода разрабатывает не бухгалтерия, по подразделение, контролирующее технологический процесс (технологи), а затем они утверждаются руководителем.

Материалы списываются на производство в соответствии с утвержденными нормами. Можно списывать материалы и сверх норм, но в каждом таком случае нужно пояснить причину сверхнормативного списания. Например, исправление брака или технологические потери.

Отпуск материалов сверх лимита производится только с разрешения руководителя или уполномоченных им лиц. На первичном учетном документе – требовании-накладной, акте – должна быть пометка о сверхнормативном списании и его причинах. В противном случае списание неправомерно, ведет к искажению себестоимости и бухгалтерской и налоговой отчетности.

6. Методы списания материалов в производство

Итак, теперь мы знаем, какие документы нам потребуются для списания материалов, а также знаем счета, в дебет которых они относятся. По документам знаем, в каком количестве материалы списаны. Теперь дело за малым – определить стоимость их списания. Как же нам определить, сколько стоили отпущенные материалы, и на какую сумму будет проводка по списанию? Давайте посмотрим простой пример, на основе которого изучим методы списания материалов в производство.

Пример

ООО «Сладкоежка» выпускает шоколадные конфеты. Для их упаковки покупаются картонные коробки. Пусть приобретено 100 таких коробок по цене 10 руб. за штуку. Упаковщик приходит за коробками на склад и просит кладовщика отпустить ему 70 штук коробок.

Пока у нас не возникает вопроса, сколько стоит каждая коробка. Упаковщик получает 60 коробок по 10 руб., итого на 600 руб.

Пусть еще приобретены коробки в количестве 80 штук, но по цене уже 12 руб. за штуку. Такие же самые коробки. Конечно, кладовщик не хранит старые и новые коробки отдельно, они все хранятся вместе. Упаковщик снова пришел и хочет получить еще коробки – 70 штук. Вопрос – по какой цене будут оцениваться коробки, отпущенные во второй раз. На каждой коробке не написано, сколько стоила именно она – 10 или 12 руб.

На данный вопрос можно дать разные ответы – в зависимости от того, какой метод списания материалов в производство утвержден в учетной политике ООО «Сладкоежка».

7. Вариант №1 – средняя себестоимость

После того, как упаковщик ушел со склада с коробками первый раз, на нем осталось 40 коробок по 10 руб. – это будет, как говорят, первая партия. Куплено еще 80 коробок по 12 руб. – это уже вторая партия.

Считаем итоги: у нас теперь 120 коробок на общую сумму: 40 * 10 + 80 * 12 =1360 руб. Сколько в среднем стоит коробка, посчитаем:

1360 руб. / 120 коробок = 11,33 руб.

Поэтому, когда упаковщик приходит второй раз за коробками, мы ему выдадим 70 коробок по 11,33 руб., т.е.

И на складе у нас останется 50 коробок на сумму 566,90 руб.

Этот способ называется по средней себестоимости (мы же нашли среднюю стоимость одной коробки). При дальнейшем поступлении новых партий коробок мы опять будем считать среднее и снова выдавать коробки, но уже новой средней цене.

8. Вариант №2 – метод ФИФО

Итак, к моменту второго визита упаковщика у нас на складе 2 партии:

№1 — 40 коробок по 10 руб. – по времени приобретения это первая партия – более «старая»

№2 – 80 коробок по 12 руб. — по времени приобретения это вторая партия – более «новая»

Предполагаем, что мы выдадим упаковщику:

40 коробок из «старой» — первой по времени приобретения партии по цене 10 руб. – итого на 40*10=400 руб.

30 коробок из «новой» — второй по времени приобретения партии по цене 12 руб. – итого на 30*12=360 руб.

Итого мы выдадим на сумму 400 + 360 = 760 руб.

На складе останется 50 коробок по 12 руб., на сумму 600 руб.

Этот способ называется ФИФО – первым пришел, первым ушел. Т.е. сначала мы как бы отпускаем материал из более старой партии, а потом из новой.

9. Вариант №3 – по стоимости каждой единицы

По стоимости единицы запасов, т.е. у каждой единицы материалов есть своя стоимость. Для обычных картонных коробок такой метод оказывается не применимым. Картонные коробки ничем друг от друга ни отличаются.

А вот материалы и товары, используемые организацией в особом порядке (ювелирные изделия, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов. Т.е. если у нас все коробки были бы различные, на каждую мы бы наклеили свою бирку, то за каждой из них была бы закреплена своя себестоимость.

Вот самые важные вопросы по теме списание материалов: пошаговая инструкция у вас теперь перед глазами. Для тех, кто ведет учет в программе 1С: Бухгалтерия – смотрите видеоурок по списанию материалов в этой программе.

Какие проблемные вопросы по списанию материалов накопились у вас? Задавайте их в комментариях!

Также вы можете скачать судебное решение и письма Минфина, которые упоминались в статье, по вопросу технологических потерь.

Про учет поступление материалов смотрите здесь.

Приказ на списание материальных ценностей (образец)

Образец приказа на списание материальных ценностей

Рано или поздно материальные ценности организации приходят в непригодное для использования состояние. В этом случае руководителю необходимо издать приказ на списание материальных ценностей, образец которого приведен в данной статье.

Списание материальных ценностей

В состав материальных ценностей организации входят:

  • сырье;
  • запасы;
  • незавершенное производство;
  • готовая продукция.

Под списанием материальных ценностей понимается документально оформленное снятие матценностей с учета в организации.

Необходимость в списании материальных запасов возникает чаще всего в связи со следующими обстоятельствами:

  • пуск сырья в производство;
  • окончание срока службы;
  • износ;
  • поломка;
  • потеря качества в результате, например, залива или пожара;
  • несение убытков в связи с содержанием материальных ценностей.

Указанные обстоятельства, как правило, выявляются лицами, ответственными за материальные ценности в организации. Во всех случаях учет таких материальных ценностей невыгоден для организации и влечет несение дополнительных расходов. Кроме того, несписание материальных ценностей может стать основанием для злоупотребления со стороны лиц, непосредственно работающих с матценностями.

Однако для непосредственного совершения действий по списанию матценностей необходимо вынесение специального акта руководителя — приказа на списание материальных ценностей.

Комиссия по списанию материальных ценностей

Перед принятием руководителем решения о списании свою работу выполняет специальная комиссия. Ее состав утверждается приказом руководства и включает в себя, как правило, главного бухгалтера, материально ответственных лиц и других специалистов, если проведение списания требует специальных знаний в какой-то области.

В задачи комиссии входят:

  • осмотр материалов;
  • установление причин их непригодности к использованию;
  • установление виновных лиц;
  • определение дальнейшей судьбы списанных материалов;
  • составление акта на списание материалов;
  • представление акта на утверждение уполномоченному лицу;
  • оценка стоимости материалов;
  • контроль за утилизацией материалов.

Исходя из решения комиссии составляется акт о списании материальных ценностей, в котором указываются все матценности, подлежащие списанию, и причины списания. Акт подписывается членами комиссии по списанию и материально ответственным лицом и должен быть утвержден приказом руководителя о списании матценностей.

Порядок вынесения приказа

Обязательная форма приказа о списании законодательно не утверждена. Руководитель использует образец, установленный локальным актом организации, или составляет приказ в произвольной форме. Основные требования — это письменный вид, наличие предписаний, краткость и информативность.

Приказ должен содержать следующие элементы:

  • номер и дату;
  • причины списания матценностей (непригодность к использованию, истечение срока годности и др.);
  • ссылку на заключение (решение) комиссии по списанию и акт списания матценностей;
  • срок выполнения списания;
  • данные о лице, ответственном за списание, и его роспись в ознакомлении с приказом;
  • подпись руководителя, издавшего приказ.

Скачать образец приказа на списание материальных ценностей

Заключение

Вынесение рассматриваемого приказа является важным и неотъемлемым этапом проведения списания материальных ценностей, поэтому при его составлении необходимо учитывать требования законодательства и приведенные рекомендации, чтобы процесс списания матценностей прошел без ошибок и завершился благополучно.

СПИСАНИЕ ИМУЩЕСТВА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ — ТЕПЕРЬ СОГЛАСНО НОВОЙ ИНСТРУКЦИИ

Данная статья представляет собой расширенный комментарий к Типовой инструкции о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 29.11.2010 г. № 447.

Рассмотрим, какие новшества введены этим документом в порядок списания имущества бюджетных учреждений.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Укажем также, что ранее действовавшая Типовая инструкция № 142/181 утратила силу с 15.01.2011 г. согласно совместному приказу Госказначейства и Минэкономики от 25.11.2010 г. № 438/1513.

Типовая инструкция № 447 устанавливает единые требования к порядку списания имущества бюджетных учреждений, а именно:

объектов, срок использования которых превышает один год, кроме объектов незавершенного строительства (незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы) и материальных активов, которые в соответствии с законодательством признаются основными средствами (фондами);

запасов, не пригодных для дальнейшего использования, поврежденных в результате аварии или стихийного бедствия (при условии, что их восстановление является невозможным или экономически нецелесообразным и они не могут быть реализованы), а также выявленных в результате инвентаризации как недостача.

Что касается списания основных средств (счет 10)и объектов незавершенного строительства (счет 14), то такие объекты бюджетные учреждения должны списывать в соответствии с требованиями Порядка № 1314. Причем это требование касается как бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств госбюджета, так и содержащихся за счет средств местных бюджетов.

Итак, бюджетные учреждения должны руководствоваться Типовой инструкцией № 447 при списании имущества, которое не относится к основным средствам (фондам) и объектам незавершенного строительства. К такому имуществу относятся прочие необоротные материальные активы (счет 11), нематериальные активы (счет 12) и все группы запасов (счета 20 — 25).

Кроме того, Типовая инструкция № 447 не применяется к необоротным материальным активам специального назначения, подлежащим списанию в соответствии с положениями законодательства, которое учитывает специфику их хранения, использования, списания, утилизации и т. п. Напомним, что учет таких объектов ведется на субсчете 119, который применяется для учета необоротных активов, имеющих специфическое назначение и ограниченное применение только в отдельных отраслях.

Теперь перейдем к рассмотрению операций, на которые распространяется действие Типовой инструкции № 447, — ликвидации, бесплатной передачи и отчуждения имущества.

Прежде всего отметим, что перечень причин, по которым имущество бюджетных учреждений подлежит списанию, не изменился по сравнению с указанными в Типовой инструкции № 142/181 и приведен в п. 4 Типовой инструкции № 447.

Как и прежде, для определения непригодности имущества и установления невозможности и неэффективности произведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на его списание по приказу руководителя учреждения создается постоянно действующая комиссия. Состав такой комиссии приведен в п. 6 Типовой инструкции № 447, и он несколько отличается от состава комиссии по списанию, указанного в утратившей силу Типовой инструкции № 142/181 и действующем Порядке № 1314. Укажем в табл. 1 (см с. 23), какой состав комиссии предусмотрен этими документами.

Как видно из этой таблицы, ранее в состав комиссии по списанию имущества включалось лицо, на которое возлагалась ответственность за сохранность материальных ценностей, т. е. материально ответственное лицо. Теперь же это лицо в состав комиссии не входит, а вместо него для участия в работе комиссии должны привлекаться работники учреждения соответствующего профиля или другие опытные работники учреждения, которые хорошо знают объекты, подлежащие списанию.

Заметим: в п. 6 Типовой инструкции № 447 предусмотрено, что полномочия по определению непригодности имущества могут быть предоставлены ежегодной инвентаризационной комиссии.

В Типовой инструкции № 447 сказано о том, что приказ о создании постоянно действующей комиссии должен обновляться ежегодно или при необходимости. А вот в Порядке № 1314 не уточняется, с какой периодичностью необходимо формировать такую комиссию. Поэтому вопрос о периодичности создания комиссии по списанию имущества каждое бюджетное учреждение может решить самостоятельно.

Что касается обязанностей постоянно действующей комиссии по списанию, указанных в п. 7 Типовой инструкции № 447, то они практически не отличаются от того перечня обязанностей, который был приведен в п. 7 Типовой инструкции № 142/181. Пожалуй, единственное отличие заключается в том, что ранее к обязанностям комиссии относилось определение стоимости материальных ценностей (прочих необоротных активов и запасов), подлежащих продаже. Напомним, что согласно п. 23 Типовой инструкции № 142/181 продажа указанного имущества осуществлялась по справедливой стоимости, которая определялась с учетом первоначальной стоимости материальных ценностей, а также физического и морального износа. Теперь же в соответствии с абз. «д» п. 7 Типовой инструкции № 447 к полномочиям комиссии относится определение стоимости имущества, подлежащего списанию вследствие бесплатной передачи.

По результатам работы комиссии составляются соответствующие акты о списании имущества. Приведем в табл. 2 (см. с. 24) перечень документов, которые бюджетные учреждения должны применять для оформления списания имущества согласно требованиям Типовой инструкции № 447.

Типовая инструкция № 142/181

Типовая инструкция № 447

Для определения непригодности материальных ценностей и установления невозможности или неэффективности произведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание этих ценностей по приказу руководителя учреждения ежегодно создается постоянно действующая комиссия, которая действует в течение года.
В состав комиссии включаются:
— руководитель или его заместитель (председатель комиссии);
— главный бухгалтер или его заместитель (в учреждениях и организациях, где штатным расписанием должность главного бухгалтера не предусмотрена, лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета);
— руководители групп учета (в учреждениях, которые обслуживаются централизованными бухгалтериями) или другие работники бухгалтерии, которые учитывают материальные ценности;
лицо, на которое возложена ответственность за сохранность материальных ценностей;
другие должностные лица (по усмотрению руководителя учреждения).
Для участия в работе комиссии по установлению непригодности автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и других необоротных активов, находящихся под надзором государственных инспекций, приглашается представитель соответствующей инспекции, который подписывает акт о списании или передает комиссии свое письменное заключение, которое прилагается к акту

Для определения непригодности имущества и установления невозможности или неэффективности произведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на его списание по приказу руководителя создается постоянно действующая комиссия.
В состав комиссии включаются:
— руководитель или его заместитель (председатель комиссии);
— главный бухгалтер или его заместитель (в учреждениях и организациях, где штатным расписанием должность главного бухгалтера не предусмотрена, лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета);
— руководители групп учета (в учреждениях, которые обслуживаются централизованными бухгалтериями) или другие работники бухгалтерии, которые учитывают материальные ценности;
работники учреждения соответствующего профиля или другие опытные работники учреждения, которые хорошо знают объекты, подлежащие списанию.Для участия в работе комиссии по установлению непригодности имущества, которое находится под надзором государственных инспекций, приглашается представитель соответствующей инспекции, который подписывает акт о списании или передает комиссии свое письменное заключение, которое прилагается к акту

Для установления факта непригодности имущества и невозможности и/или неэффективности произведения восстановительного ремонта или невозможности его использования другим образом, а также для оформления документов на списание имущества создается комиссия по списанию имущества.
В состав комиссии включаются:
— заместитель руководителя субъекта хозяйствования (председатель комиссии);
— главный бухгалтер или его заместитель;
— работники инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических и других служб субъекта хозяйствования, а также привлеченные по требованию субъекта управления его представители и другие специалисты.
Для установления факта непригодности использования имущества, которое находится под надзором государственных инспекций (автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и т. п.), субъект хозяйствования привлекает для участия в работе комиссии представителя соответствующей инспекции, который подписывает акт о списании или передает комиссии свое письменное заключение, которое прилагается
к акту.
В случае необходимости и/или необходимости учета отраслевых особенностей списания имущества субъекты управления можно привлекать для участия в работе комиссии специалистов соответствующих центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и т. п. (по согласию).
Во время списания имущества, закрепленного за предприятиями, учреждениями и организациями, которые находятся в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук, в состав комиссии в обязательном порядке включаются представители государственного органа приватизации по месту расположения имущества и местных органов исполнительной власти

Какими документами оформляются результаты списания

Прочие необоротные материальные активы

Типовые формы по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкция по их составлению, утвержденные приказом Главного управления Госказначейства от 02.12.97 г. № 125/70

Типовые формы первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержденные приказом Минфина от 22.11.2004 г. № 732

Типовые формы учета и списания запасов бюджетных учреждений и Инструкция по их составлению, утвержденные приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130

Обратите внимание: Типовой инструкцией № 447 предусмотрена возможность составлять акты не только по утвержденным формам, указанным в табл. 2, но и составлять акты произвольной формы. В случае составления таких актов в них нужно указывать исчерпывающую информацию о количественных и качественных показателях списываемого имущества, а также причинах списания. В таких актах надо подробно указывать причины выбытия объекта учета, описывать состояние основных частей, деталей и узлов, конструктивных элементов и обосновывать нецелесообразность и невозможность их восстановления.

При списании с балансов учреждений имущества, выбывшего в результате непредвиденных событий, к акту о списании нужно приложить копию акта о таком событии с объяснением причин, которые его вызывали, и указать мероприятия, принятые в отношении виновных лиц.

Если в результате ликвидации имущества остались отдельные детали, узлы, материалы, которые могут быть использованы или подлежат передаче сторонним организациям в установленном порядке, комиссия дополнительно составляет акт об оценке такого имущества.

Особое внимание стоит обратить на изменения, внесенные Типовой инструкцией № 447 в действующий ранее порядок утверждения актов о списании имущества и получения разрешений (согласия) на его списание с балансов бюджетных учреждений.

Напомним, что в п. 9 Типовой инструкции № 142/181 указывалось, что акты о списании имущества, составленные комиссией по списанию, подлежат утверждению руководителем учреждения. Кроме того, в зависимости от причин и стоимости списываемого имущества предусматривался соответствующий порядок получения разрешения на списание имущества, описанный в п. 10 — 13 Типовой инструкции № 142/181.

Теперь же п. 9 Типовой инструкции № 447 предусмотрено следующее: составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения (согласования) должностным лицом (руководящим органом), уполномоченным в соответствии с законодательством принимать решение о распоряжении имуществом.

Другими словами, теперь акты на списание имущества, в том числе запасов (кроме незавершенного строительства и основных средств), должны утверждаться вышестоящей организацией (руководящим органом).

Бесплатная передача имущества

Вопросам, касающимся бесплатной передачи имущества бюджетными учреждениями, посвящен п. 5 Типовой инструкции № 447. Согласно этому пункту такая операция должна осуществляться в соответствии с требованиями Положения № 1482. Учитывая, что в Типовой инструкции № 447 не указано, на какие виды имущества распространяется эта норма, есть все основания считать, что требования указанного документа касаются в равной степени всех объектов (как основных средств, так и прочих необоротных материальных активов и запасов).

Согласно п. 4 Положения № 1482 передача недвижимого имущества и прочего отдельного, индивидуально определенного имущества осуществляется по решению органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, по согласованию с Минэкономики, Минфином и Фондом госимущества.

В Положении № 1482 также записано, что передача объектов от одного учреждения другим учреждениям, которые относятся к сфере управления одного и того же органа, уполномоченного управлять имуществом, осуществляется на основании решения этого органа, согласованного с учреждениями, а в случае передачи их структурного подразделения или недвижимого имущества также с Фондом госимущества и Минэкономики.

Передача имущества осуществляется комиссией по вопросам передачи объектов, которую создает и назначает председатель органа, уполномоченного управлять имуществом.

Механизм передачи объектов из коммунальной в государственную собственность урегулирован Порядком представления и рассмотрения предложений о передаче объектов из коммунальной в государственную собственность и образования и работы комиссии по вопросам передачи объектов в государственную собственность, утвержденным постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482.

Отчуждение (продажа) имущества

В п. 5 Типовой инструкции № 447 указано, что отчуждение имущества (путем его продажи) осуществляется с учетом требований Порядка № 803.

Получается, что теперь все бюджетные учреждения при продаже своего имущества должны руководствоваться Порядком № 803 и продавать его на конкурентных началах — через биржи или на аукционе.

Итак, в Типовой инструкции № 447 четко указано, какими документами необходимо руководствоваться бюджетным учреждениям при осуществлении таких операций, как ликвидация, бесплатная передача и продажа имущества. С ее появлением наконец-то устранены существовавшие ранее противоречия между нормативно-правовыми актами, определяющими порядок списания имущества бюджетных учреждений. Однако наверняка при практическом применении этой Инструкции у вас возникнет еще немало вопросов. Присылайте их нам, и мы обязательно на них ответим.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Типовая инструкция № 142/181 — Типовая инструкция о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденная совместным приказом Госказначейства и Минэкономики от 10.08.2001 г. № 142/181.

Типовая инструкция № 447 — Типовая инструкция о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 29.11.2010 г. № 447.

Положение № 1482 — Положение о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденное постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482.

Порядок № 1314 — Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

Порядок № 803 — Порядок отчуждения объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803.

Наш сайт корисний для вас?

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

Статья написана по материалам сайтов: azbuha.ru, glavkniga.ru, buhgalter.com.ua.

«