+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Информационные ресурсы в здравоохранении


ГлавВрач», 2007, N 4

Задача повышения структурной эффективности отрасли предполагает усиление требований к ресурсному обеспечению здравоохранения.

Для выполнения возложенных функций ЛПУ современного типа обладают необходимыми ресурсами, перечень которых сегодня значительно расширился и включает как традиционные составляющие — основные фонды (здания и сооружения), медицинские приборы и оборудование, средства вычислительной техники и связи, финансовые и кадровые ресурсы, так и инновационные научные (интеллектуальные), информационные и технологические ресурсы (прогрессивные медицинские, организационные и управленческие технологии), лекарственные средства, медицинский инструментарий, товары и изделия медицинского назначения и др.

Названные ресурсы определяют качество производства медицинских услуг, работы врачей-специалистов, а также эффективность управления ЛПУ. Именно «ресурсоемкость» ЛПУ обеспечивает качество предоставляемой населению медицинской помощи.

Только в последние два десятилетия с созданием в здравоохранении компьютерных информационных баз данных, массовым внедрением информационных систем появилось новое понятие — информационные ресурсы отрасли. Информационные ресурсы здравоохранения — самый ценный и динамичный вид медико-производственных ресурсов.

В форме автоматизированных баз медицинской, фармацевтической, экономической, финансовой и пр. информации, электронных аналогов медицинской документации (историй болезни, медицинских карт амбулаторных больных, карт вызова скорой медицинской помощи и др.), автоматизации рабочих мест врачей и др. медицинских работников (АРМ), экспертных систем, электронных изданий медицинской научной и учебной литературы, телемедицинских и интернет-технологий — они позволяют овладевать врачам современными достижениями медицины, основанной на доказательствах, с помощью информационного обеспечения.

Информационные ресурсы и технологии оказывают кардинальное воздействие на трудовую деятельность специалистов и отвечают возросшим требованиям повышения доступности для широких слоев населения Российской Федерации высокоспециализированных видов медицинской помощи.

В ряде регионов России наработан богатый информационный потенциал здравоохранения и в настоящее время, как никогда ранее, необходимо сконцентрировать его на реализацию цели повышения качества и доступности оказываемой населению медицинской помощи.

Центральное место в медико-информационных структурах отводится базам данных населения соответствующих территорий.

К наиболее ценным информационным ресурсам территориального здравоохранения относятся (рис. 1):

  • базы данных застрахованного населения, фрагментом которых являются данные о льготных категориях граждан (медицинское и медикаментозное обеспечение для этих категорий граждан осуществляется с учетом назначенных им государственных льгот);
  • базы персонифицированных медицинских данных о больных социально значимыми болезнями (регистры онкологических больных, больных туберкулезом, диабетом, ВИЧ-инфицированных больных и др.);
  • медико-статистические базы персонифицированных данных медицинских услуг, включая услуги амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и неотложной медицинской помощи, стоматологической помощи;
  • базы финансово-экономической информации;
  • базы данных по кадровому составу и материально-техническому оснащению ЛПУ;
  • базы фармако-экономических данных, регистры лекарственных средств;
  • базы нормативно-справочной информации и др.

Рис. 1. Информационные ресурсы территориального здравоохранения

В настоящее время в здравоохранении имеется большое количество разнообразных персонифицированных баз данных и регистров целевого назначения («Чернобыльский», «Сахарный диабет», базы данных специализированных медицинских служб, регистры поликлиник и т.д.) на всех уровнях, начиная с уровня учреждений до федерального уровня включительно.

Одним из основных информационных ресурсов медицинского учреждения является его автоматизированная корпоративная база данных (рис. 2), включающая сведения медицинских карт пролеченных и находящихся на лечении больных, данные об объемах и характере оказанной им медицинской помощи, затратах медицинского учреждения на конкретного пациента, счетах на оплату этих услуг, финансовых потоках, формирующихся при оплате медицинской помощи, значительный объем нормативно-справочной медицинской и экономической информации.

Медико-статистический и финансово-экономический анализ деятельности медицинских учреждений и их территориальной сети, контроль качества оказываемой ими медицинской помощи осуществляется с использованием этой базы данных.

Рис. 2. Структура автоматизированной базы данных лечебно-профилактического учреждения БАЗА ДАННЫХ ЛПУ Набор взаимосвязанных таблиц

Безусловно, важным вопросом является регламентирование порядка доступа к информационным ресурсам, порядка предоставления и защиты информации.

Здесь, прежде всего, следует иметь в виду, что эти ресурсы имеют статус государственных информационных ресурсов, которые подразделяются на открытые (общедоступные) и на ресурсы ограниченного доступа (отнесенные к государственной тайне и конфиденциальные) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К конфиденциальной информации относится информация о гражданах (персональные данные) и коммерческая информация. Порядок представления и права собственников документированной информации регламентируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 6, п. 5 ФЗ РФ).

Накопленные за несколько лет достоверные данные территориального уровня по стационарной и поликлинической, санитарно-эпидемиологической и др. службам позволяют выполнять прогнозирование, планирование и оценивать различные аспекты деятельности учреждений здравоохранения в целях управления. Однако эти базы данных имеют различные форматы и поддерживаются программами, выполненными на самом различном профессиональном уровне. Существующие в них подсистемы анализа данных, как правило, весьма ограничены и жестко регламентированы.

Поэтому необходима разработка (или адаптирование) универсальной системы анализа информации, которая могла бы настраиваться на структуру базы данных в любом формате и обеспечивала бы доступный пользовательский интерфейс для получения произвольной выборки и группировки информации с формированием заданных выходных документов.

В этом случае можно существенно повысить эффективность использования персонифицированных баз данных и снизить затраты на их сопровождение. И сегодня можно с удовлетворением констатировать, что уже имеются варианты подобных пользовательских программных интерфейсов, использующих современную технологию «клиент-сервер» для интеграции, к примеру, всех источников информации по финансированию здравоохранения как по линии медицинского страхования, так и по бюджету. При этом периодичность запроса, обработки и анализа информации в них зависит только от пользователя.

Основу информационной инфраструктуры здравоохранения составляют медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ) — правопреемники информационно-вычислительных центров и бюро медицинской статистики органов управления здравоохранением субъектов РФ, а также координационные информационные центры страховых медицинских организаций и департаментов здравоохранения муниципального уровня, на которые возлагаются функции сбора, контроля, обработки, экспертизы и анализа информации о процессах медицинского обслуживания населения соответствующих территорий.

Главная цель деятельности этих центров заключается в формировании на основе информационно-коммуникационных технологий единой информационной системы здравоохранения Российской Федерации путем создания межотраслевой системы сбора, обработки, хранения и предоставления информации, обеспечивающей динамическую оценку состояния здоровья населения и информационную поддержку принятия решений, направленных на его улучшение.

Предметом их деятельности является ведение интегрированных корпоративных баз данных и анализ медицинской статистической информации о сети, кадрах, деятельности организаций здравоохранения и состоянии здоровья населения, управление системой медицинского статистического учета и отчетности в организациях здравоохранения соответствующих территорий.

Однако только эти центры не в состоянии собрать воедино и «переварить» мощные потоки медицинской, медико-экономической, фармакологической, коммерческой, правовой и пр. информации, без которой невозможно разработать, обеспечить ресурсами и реализовать территориальную программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам, гармонизировать взаимоотношения между территориальными фондами ОМС, департаментами здравоохранения, СМО и ЛПУ. При их непосредственном участии создается разветвленная многоуровневая система информационного обеспечения, выстраивается современная вертикаль управления здравоохранением.

В заключение, но отнюдь не в последнюю очередь, необходимо отметить все возрастающую практическую роль международных медицинских информационных ресурсов, доступность к которым осуществляется средствами интернет-технологий. Так, ежегодно в мире появляется 2 млн. медицинских статей, издается порядка 20 тыс. медицинских журналов. В этой ситуации с позиций компетентности остается один выход: обращение к надежным информационным источникам, тщательное отфильтровывание и обобщение полученной информации.

Для врачей-специалистов удобной, с точки зрения поискового аппарата, является информационная база данных Medline, включающая около 75% мировых, преимущественно англоязычных изданий, и насчитывающая более 4000 профессиональных и специализированных журналов. Medline содержит все ссылки, представленные в трех ведущих медицинских библиографических справочниках: Index Medicus, Index to Dental Literature, International Nursing Index.

Если пользоваться базой Medline, средствами Internet, то оптимальным является выбор Medscape и Bio Med Net (www.bmn.com).

На основе Medline составлена база данных библиотеки Кохрейна (Cochrane Library). Главная ее продукция — систематические обзоры, которые объединяют результаты научных исследований с их практическим использованием в здравоохранении.

Систематический обзор — это научное исследование с заранее спланированными методами, где объектом изучения служат не сами пациенты, а результаты ряда оригинальных исследований. Методология статистического объединения результатов надежных исследований носит название метаанализа. Систематические обзоры предназначены для того, чтобы найти ответы на определенные, часто довольно узкие клинические вопросы.

Преимущество библиотеки Кохрейна заключается в том, что на нее можно подписаться как на газету, она может быть установлена на персональный компьютер (выпускается на лазерных дисках), элементарна в обращении, информация в ней раз в квартал пополняется и исправляется. Т.о., библиотека постоянно модернизируется, и авторы обзоров имеют возможность их ежегодного обновления с учетом результатов новых исследований.

Главное отличие Кохрейновской библиотеки от других библиотек заключается в том, что информация в ней тщательно отобрана из разноязычных источников.

Она имеет несколько компьютерных баз данных:

  • базу данных систематических обзоров;
  • базу рефератов эффективности лечебных вмешательств;
  • регистр контролируемых клинических испытаний;
  • базу обзоров по методологии медицинских исследований;
  • базу данных экономической оценки лечебных вмешательств Национальной службы здоровья Великобритании.

Кохрейновский систематический обзор:

  • отвечает на четко сформулированный клинический вопрос;
  • анализирует достоверность исследований, оценивая надежность сбора и обработки клинической информации;
  • обобщает только достоверные данные.

Он позволяет сделать вывод о том, что вмешательство:

  • несомненно эффективно и его необходимо применять;
  • неэффективно и его применять не следует;
  • наносит вред и его следует запретить;
  • его польза или вред не доказаны и требуются дальнейшие исследования.

Благодаря общению с подобного рода материалами средствами Интернета, передачи знаний с использованием современных информационно-коммуникационных технологий обучение становится доступным, дистанционным и непрерывным. Однако не следует забывать также и о немалых возможностях медицинских информационных ресурсов Государственной центральной медицинской библиотеки Минздрава России (www.scsml.rssi.ru).

Обобщая сказанное, можно отметить, что эффективная работа с отечественными и международными медицинскими информационными ресурсами средствами глобальной сети Интернет дает возможности: максимально способствовать информационной поддержке врачей в вопросах консультирования, диагностики, лечения и реабилитации больных; информационного обеспечения справочной службы в области охраны здоровья населения и обеспечения сведениями о проведении конференций, выставок по медицинской тематике и итоговых документах, на них принятых.

Большой практический интерес вызывают также медицинские информационные ресурсы МЗ и СР РФ (в виде приказов, информационных и методических писем, нормативных материалов, отраслевых стандартов и пр.).

Таким образом, информационные ресурсы здравоохранения, активно развивающиеся и расширяющиеся в последнее время, представляют собой важные инструментальные средства управления здравоохранением на различных его уровнях. Они служат основой организации единого информационного пространства здравоохранения муниципального, территориального, регионального и федерального уровней. Они же имеют вполне определенную научную, практическую и коммерческую ценность. Поэтому столь значима сегодня разработка концептуально-методических основ дальнейшего развития информационного потенциала отрасли.

Информационные ресурсы в здравоохранении

100. Информационные ресурсы в здравоохранении. Специфические отличия в здраво-охранении. Классификация информационных ресурсов
Информатизация ЗО – процесс внедрения новых информационных технологий в ЗО и медицине. Технологической и технической основой информатизации является созданная в ЗО достаточно мощная сеть информационных структур.

В этом направлении ведутся работы по созданию:
— многоуровневых автоматизированных систем управления, обеспечивающих автоматиза-цию основных функций управления
— информационных систем специализированных служб ЗО на базе проблемно-ориентированных банков данных
— автоматизированной системы научной медицинской информации для органов управле-ния медицинской науки
— автоматизированных систем управления медицинскими учреждениями
— автоматизации учета, планирования и управления диспансеризацией
— автоматизации обработки и анализа данных о комплексном изучении состояния здоровья населения с учетом влияния внешней среды
— разработка моделей управления ЗО в новых экономических условиях
— создание и внедрение информационного сервера internet для международного обмена информацией в области ЗО
— создание и внедрение банков данных медицинской статистики совместно с ВОЗ
В настоящее время для решения задач обработки медицинской информации разработано большое количество специализированных медицинских программных средств.

Приоритетные проекты программы информатизации ЗО:

1. Мониторинг здоровья населения – система оперативного слежения за состоянием и из-менением здоровья населения и среды его обитания, представляющая собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленой оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интервалы.

Главная цель создания системы мониторинга здоровья населения – организация на базе новых компьютерных технологий государственной межотраслевой системы сбора, обра-ботки, хранения и выдачи информации, обеспечивающей динамичную оценку общественного здоровья и информационную поддержку принятия решений, направленных на его улучшение.

2. Создание единого информационного пространства отрасли (среды).

Информационная среда – совокупность информационных технологий, информация, реа-лизуемая, главным образом, в компьютерных системах, которая обеспечивает функциони-рование объектов органов управления и отдельных пользователей, связанных со ЗО и ме-дициной. Конечная цель проектирования ИС – создание единого прозрачного информационного пространства, в котором все заинтересованные пользователи имеют доступ к необходимой информации.

Информационная инфраструктура – совокупность технических, программных, информа-ционных, организационных, экономических, правовых, нормативных и др. средств и ме-тодов, создающих условия для эффективной информатизации.

3. Развитие единой телекоммуникационной сети, что предусматривает:
— поэтапное включение органов и учреждений ЗО в единую информационную сеть
— реализацию видеоконференцсвязи
— телеобразование
— оперативное представление врачам и научным работникам отрасли информации из ме-дицинских республиканских и мировых баз данных

Виды информации в ЗО:
1) медико-статистическая информация (число и состав населения, состояние его здоровья, медучреждения, их деятельность, кадры и др.)
2) экономическая информация (финансирование)
3) информация о материально-техническом и лекарственном обеспечении (здания, обору-дование, приборы, лекарственные препараты и т. п.)
4) научно-медицинская информация (описание новых методов и средств профилактики, лечения, диагностики, новых лекарственных средств и др.)

Роль статистической информации в управлении ЗО: сбор, обработка и выдача медико-статистической информации, осуществляемая АСУ, позволяет составить статистическую отчетность, обеспечить необходимой информацией органы управления ЗО, сократить время подготовки отчетов, контролируя логические несоответствия.

Тема 1.1. Информационные ресурсы здравоохранения

Читайте также:
  1. INTERNET-ресурсы
  2. V. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДИСЦИПЛИНЫ
  3. VI. Интернет-ресурсы
  4. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ
  5. Автоматизированные информационные системы.
  6. Антропогенные туристские ресурсы 1 страница
  7. Антропогенные туристские ресурсы 2 страница
  8. Бальнеологические ресурсы
  9. Банковские информационные системы
  10. Бухгалтерские информационные системы
  11. ВВЕДЕНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  12. Влияние процесса информатизации на трудовые ресурсы мировой экономики

Современное общество не может эффективно функционировать без информации — одного из важнейших видов производственных ресурсов, успешно конкурирующего с энергоносителями, землёй, трудом и капиталом.

Информация медицинского и экономического характера играет всё более значимую роль при решении актуальных проблем практического здравоохранения, включающих обеспечение взаимодействия всех субъектов последнего, повышение качества оказываемой населению помощи и совершенствование процессов управления здравоохранением.

Информационно-коммуникационные технологии делают широко доступной профилактическую медицину, создают основу для получения любым пациентом, где бы он ни находился, необходимых врачебных консультаций, превращают в реальность телемедицину, опирающуюся на национальные и мировые информационные ресурсы.

Работы в области информатизации здравоохранения в Российской Федерации осуществляются с 70-х годов прошлого столетия. Повышенное внимание к данной теме объясняется тремя основными причинами:

— развитием научных дисциплин, направлений и видов деятельности, смежных со здравоохранением и дополняющих систему медицинских знаний;

— ростом значимости для здравоохранения медико-экономической и медико-правовой информации;

— потребностью в мониторинге медико-демографических процессов, уровня здоровья населения и качества оказания медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического благополучия и других стратегических параметров состояния общества.

Трудами известных учёных (С.А. Гаспарян, Г.А. Хай, Г.И. Чеченин, Д.Д. Венедиктов, В.К. Гасников, Ю.М. Комаров, В.Ф. Мартыненко, В.И. Калиниченко, С.П. Ермаков, А.Г. Устинов, В.А. Гройсман, О.Е. Зекий, А.И. Вялков, В.Г. Кудрина, Т.В. Зарубина, И.В. Емелин, Б.А. Кобринский, В.А. Лищук, М.А. Хуторской и др.) наработан значительный потенциал знаний в области методов и средств медицинской информатики. В то же время за последние полтора десятка лет произошли кардинальные изменения образа жизни, социально-экономических условий подавляющего большинства людей нашей страны, системы управления хозяйствующими субъектами, включая медицинские учреждения, совершенствуются принципы местного самоуправления, осуществляется переход на многоканальные формы финансирования здравоохранения, медицинскую помощь оказывают лечебные организации различных форм собственности.

Все эти годы быстрыми темпами развивалась техническая и технологическая база информатизации здравоохранения, растёт сеть информационно-коммуникационных структур, ориентированных на медицинских работников и на конечных потребителей их услуг, а также товаров медицинского назначения, т.е. на граждан Российской Федерации. Информатизация становится полноценной составной частью процессов управления здравоохранением.

Задача повышения структурной эффективности отрасли предполагает усиление требований к ресурсному обеспечению здравоохранения. Для выполнения своих функций ЛПУ современного типа обладают необходимыми ресурсами, перечень которых сегодня значительно расширился и включает как традиционные составляющие — основные фонды (здания и сооружения), медицинские приборы и оборудование, средства вычислительной техники и связи, финансовые и кадровые ресурсы, так и инновационные научные (интеллектуальные), информационные и технологические ресурсы (прогрессивные медицинские, организационные и управленческие технологии), лекарственные средства, медицинский инструментарий, товары и изделия медицинского назначения и др.

Названные ресурсы (именно «ресурсоёмкость» ЛПУ) определяют качество медицинских услуг, работы врачей-специалистов, а также эффективность управления лечебно-профилактическим учреждением.

Только в последние два десятилетия с созданием в здравоохранении компьютерных информационных баз данных, массовым внедрением информационных систем появилось новое понятие — информационные ресурсы отрасли, самый ценный и динамичный вид медико-производственных ресурсов. Автоматизированные базы медицинских, фар­мацевтических, экономических, финансовых и прочих данных, электронные аналоги медицинской документации (историй болезни, медицинских карт амбулаторных больных, карт вызова скорой медицинской помощи и др.), автоматизированные рабочие места (АРМ) врачей и других медицинских работников, экспертные системы, электронные изда­ния медицинской научной и учебной литературы, телемедицинские и Интернет-технологии существенно расширяют возможности врача и способствуют овладению им современными достижениями медицины, основанной на апробированных методах лечения и профилактики.

Информационные ресурсы и технологии оказывают кардинальное воздействие на трудовую деятельность специалистов и отвечают возросшим требованиям повышения доступности для широких слоев населения РФ высокоспециализированных видов медицинской помощи.

В ряде регионов России наработан богатый информационный потенциал здравоохранения, и в настоящее время, как никогда ранее, необходимо использовать его для реализации цели повышения качества и доступности оказываемой населению медицинской помощи.

Центральное место в медико-информационных структурах отводится базам данных о населении соответствующих территорий, наиболее ценные из них следующие (рис. 1):

базы данных застрахованного населения, фрагментом которых являются сведения о категориях граждан, имеющих государственные льготы;

— базы персонифицированных медицинских данных о больных социально значимыми болезнями (регистры онкологических больных, больных туберкулёзом, диабетом, ВИЧ-инфицированных больных и др.);

— медико-статистические базы персонифицированных данных ме­дицинских услуг, включая услуги амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и неотложной, стоматологической помощи;

— базы финансово-экономической информации;

— базы данных о кадровом составе и материально-техническом оснащении ЛПУ;

— базы фармако-экономических данных, регистры лекарственных средств;

— базы нормативно-справочной информации и др.

В настоящее время в здравоохранении имеется большое количество разнообразных персонифицированных баз данных и регистров целевого назначения («Чернобыльский», «Сахарный диабет», базы данных специализированных медицинских служб, регистры поликлиник и т.д.) на всех уровнях, начиная с уровня учреждений и до федерального включительно.

Одним из основных информационных ресурсов медицинского учреждения является его автоматизированная корпоративная база данных (рис. 2), включающая сведения медицинских карт пролеченных и находящихся на лечении больных, данные об объёмах и характере оказанной им медицинской помощи, затратах медицинского учреждения на конкретного пациента, счетах на оплату этих услуг, финансовых потоках, формирующихся при оплате медицинской помощи, а также значительный объём нормативно-справочной медицинской и экономи­ческой информации.

Медико-статистический и финансово-экономический анализ деятельности медицинских учреждений и их территориальной сети, контроль качества оказываемой ими медицинской помощи основаны на информации этой базы данных.

Безусловно, важным вопросом является регламентирование порядка доступа к информационным ресурсам, порядка предоставления и защиты информации. Здесь прежде всего следует иметь в виду, что эти ресурсы имеют статус государственных информационных ресурсов. Они подразделяются на открытые (общедоступные) и на ресурсы ограниченного доступа (отнесённые к государственной тайне и конфиденциальные) в соответствии с законодательством Российской Федерации. К конфиденциальной информации относится информация о гражданах (персональные данные) и коммерческая информация. Порядок представления и права собственников документированной информации регламентируется Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) и другими федеральными законами.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (статья 6, п. 5 ФЗ РФ)

Накопленные за несколько лет достоверные данные территориального уровня о стационарной и поликлинической, санитарно-эпидемиологической и других службах позволяют выполнять прогнозирование, планирование и оценивать различные аспекты деятельности учреждений здравоохранения в целях управления. Однако эти базы имеют неодинаковые форматы и поддерживаются программами, выполненными на самом различном профессиональном уровне. Существующие в них подсистемы анализа данных, как правило, весьма ограничены и жёстко регламентированы.

Поэтому необходима разработка универсальной системы анализа информации, которая могла бы настраиваться на структуру базы данных в любом формате и обеспечивала бы доступный пользовательский интерфейс для получения произвольной выборки и группировки информации с формированием заданных выходных документов. В этом случае можно существенно повысить эффективность использования персонифицированных баз данных и снизить затраты на их сопровождение. И сегодня можно с удовлетворением констатировать, что уже имеются варианты подобных пользовательских программных интерфейсов, использующих современную технологию «клиент-сервер» для интеграции, к примеру, всех источников информации о финансирова­нии здравоохранения как по линии медицинского страхования, так и из бюджета. При этом периодичность запроса, обработки и анализа информации в них зависит только от пользователя.

Основу информационной инфраструктуры здравоохранения составляют медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ) 1 — правопреемники информационно-вычислительных центров и бюро медицинской статистики органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, а также координационные информационные центры страховых медицинских организаций и департаментов здравоохранения муниципального уровня, на которые возлагаются функции сбора, контроля, обработки, экспертизы и анализа информации о процессах медицинского обслуживания населения соответствующих территорий.

Главная цель работы этих центров заключается в формировании на основе информационно-коммуникационных технологий единой межотраслевой информационной системы российского здравоохранения, обеспечивающей сбор, обработку, хранение и предоставление информации, а, следовательно, динамическую оценку состояния здоровья населения и информационную поддержку принятия решений, направленных на его улучшение. Предметом же деятельности центров является ведение интегрированных корпоративных баз данных и анализ медицинской статистической информации о сети, кадрах, организациях здравоохранения и состоянии здоровья населения, управление системой медицинского статистического учёта и отчётности в ЛПУ соответствующих территорий.

Однако одни только МИАЦ не в состоянии собрать воедино и «переварить» мощные потоки медицинской, медико-экономической, фармакологической, коммерческой, правовой и прочей информации, без которой невозможно разработать, обеспечить ресурсами и реализовать территориальную программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам, гармонизировать взаимоотноше­ния между территориальными фондами ОМС, департаментами здравоохранения, страховыми медицинскими организациями (СМО) и ЛПУ. При непосредственном участии перечисленных учреждений создаётся разветвлённая многоуровневая система информационного обеспечения, выстраивается современная вертикаль управления здравоохранением.

Для врачей-специалистов удобной для поиска нужных сведений является информационная база данных Medline, включающая около 75% мировых, преимущественно англоязычных изданий и более 4000 профессиональных и специализированных журналов. Medline содержит все ссылки, представленные в трёх ведущих медицинских библиографических справочниках:Index Medicus, . Index to Dental Literature, International Nursing Index.

Если пользоваться базой Medline средствами Internet, то оптимальным является выбор Medcape и Bio Med Net (www.bmn.com).

Также, немалые возможности медицинских информационных ресурсов имеет Государственная центральная медицинская библиотека Минздрава России (www.scsml.rssi.ru).

Обобщая сказанное, можно отметить, что эффективная работа с отечественными и международными медицинскими информационными ресурсами посредством глобальной сети Интернет позволяет:

— максимально способствовать информационной поддержке врачей в вопросах консультирования, диагностики и лечения, реабилитации больных;

— обеспечить справочную службу информацией в области охраны здоровья населения, о проведении медицинских конференций, выставок и итоговых документах, на них принятых.

Большой практический интерес вызывают также медицинские информационные ресурсы МЗ и СР РФ (в виде приказов, информационных и методических писем, нормативных материалов, отраслевых стандартов и пр.).

Таким образом, информационные ресурсы здравоохранения в последнее время активно развиваются и расширяются, становясь важными инструментальными средствами управления здравоохранением на различных его уровнях. Они служат основой организации единого информационного пространства здравоохранения муниципального, территориального, регионального и федерального уровней. Они же имеют вполне определённую научную, практическую и коммерческую ценность. Поэтому разработка концептуально-методических основ в области развития информационного потенциала отрасли представляет первостепенную задачу.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию «ресурсы здравоохранения».

2. Что относится к информационным ресурсам здравоохранения территории?

3. Что включает в себя автоматизированная корпоративная база данных медицинского учреждения?

4. Назовите структуру автоматизированной базы данных медицинского учреждения.

5. Дайте краткую характеристику деятельности МИАЦ.

Информационные ресурсы в здравоохранении

В современных условиях функционирования системы здравоохранения на фоне сохраняющегося дефицита финансовых и материальных средств отмечается значительный рост информационных ресурсов.

По данным Новгородского медицинского информационно-аналитического центра, число бумажных носителей медицинской информации в здравоохранении области за последние 10 лет увеличивается в арифметической прогрессии, примерно на 10% каждый гол. Объем информационных ресурсов в электронном виде за этот же период увеличился более чем в 3 раза.

Информационные ресурсы в здравоохранении — это бумажные, электронные или иные носители информации о здоровье населения и деятельности организаций здравоохранения, содержащиеся в библиотеках, архивах, фондах, файлах, базах данных и других информационных источниках.

Информационные ресурсы имеют некоторые особые характеристики, которые отличают их от традиционных понятий экономических ресурсов. В отличие от других ресурсов, они воспроизводятся скорее, чем используются, и при этом склонны к распространению с ограничениями, накладываемыми только временем и человеческими возможностями. Информационные ресурсы, получаемые и расходуемые по информационным потокам, преимущественно играют роль средства, носителя медицинских сведений.

Специфическое отличие использования информационных ресурсов в здравоохранении:
• большой объем данных;
• многократное повторение циклов получения данных и необходимость преобразования их в установленные временные периоды;
• многообразие источников получения информации;
• большое число логических операций при обработке данных.

В целом информационные ресурсы в здравоохранении можно классифицировать следующим образом:
• по источникам получения: учетно-статистические формы, специально разработанные анкеты, компьютерные базы данных, печатные источники, ресурсы Интернет и др.;
• по форме собственности: государственные, муниципальные, частные;
• по категории доступа: открытые (общедоступные), с ограниченным доступом;

• по форме предоставления: бумажный носитель, микроноситель (микропленки), электронный носитель (аудио-, видеозапись, дискета, HDD «жесткий» диск, оптический диск и т.д.);
• по типу информации: медицинские, экономические, статистические, нормативно-правовые, справочные, учебные, исследовательские;
• по типу пользователя: индивидуальные, корпоративные;
• по структуре: фактографические, полнотекстовые, библиографические, гипертекстовые.

Информационные ресурсы в здравоохранении можно представить в виде следующих информационных блоков.

• Информационные ресурсы здоровья населения:
— информационные ресурсы медико-демографических процессов:
— информационные ресурсы заболеваемости;
— информационные ресурсы инвалидности;
— информационные ресурсы физического здоровья;
— информационные ресурсы социальной обусловленности здоровья.

• Информационные ресурсы медицинской и экономической деятельности организаций здравоохранения:
— информационные ресурсы АПУ;
— информационные ресурсы больничных учреждений;
— информационные ресурсы специализированных учреждений;
— информационные ресурсы аптечных организаций;
— информационные ресурсы ТФОМС;
— информационные ресурсы СМО.

К показателям, характеризующим объем информационных ресурсов, относятся:
• количество учетных (отчетных) статистических форм (шт.);
• количество баз данных (шт.);
• объем баз данных (байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт, Тбайт, Пбайт).

Единицей измерения объема информации на электронных носителях является байт (от англ. byte). Производные единицы следующие:
• бит — минимальная единица объема двоичной информации (0; 1);
• 1 байт = 8 бит.
• 1 килобайт = 1024 байт (I Кб);
• 1 мегабайт = 1024 килобайт (1 Мб);
• 1 гигабайт = 1024 мегабайт (1 Гб);
• 1 терабайт = 1024 гигабайт (1 Тб);
• 1 петабайт= 1024 терабайт (1 Пб),

Единица измерения информации на бумажных носителях — 1 экземпляр, 1 наименование, 1 единица хранения и т.д.

К показателям, характеризующим эффективность использования информационных ресурсов, относятся:
• коэффициент использования учетных статистических форм;
• коэффициент использования отчетных статистических форм;
• коэффициент своевременности использования информации.

Для оценки использования информационных ресурсов в Интернете [например, интернет-порталы Гут (https://wvvw.google.com). Яндекс (https://www.yandex.ru), Рамблер (https://www.rambler.ru)] применяются следующие абсолютные величины:
• средний размер веб-страницы;
• среднее количество веб-страниц на одном сервере;
• средний объем одного сервера (Мб);
• число зарегистрированных пользователей информационных ресурсов;
• число запросов (обращений) к информационному ресурсу;
• число посещений веб-сайта;
• число просмотренных или выгруженных документов.

В качестве примера использования информационных ресурсов в здравоохранении можно привести информационную систему мониторинга здоровья населения и деятельности системы здравоохранения Новгородской области. Общий объем информации в базах данных этой информационной системы исчисляется десятками гигабайт, количество бумажных учетных и отчетных статистических форм — более 400, количество рассчитываемых на их основе показателей — более 500. Основные блоки информационной системы мониторинга здоровья, среды обитания и деятельности здравоохранения Новгородской области представлены на рис. 21.1.

В настоящее время информационные ресурсы в здравоохранении становятся товаром, который пользуется на рынке медицинских товаров и услуг высоким спросом.

Перечень информационных ресурсов, порядок их использования как отдельной медицинской услуги (далее — услуги) определяются территориальными органами управления здравоохранением. Расчет тарифов на услуги производится на базе нормативных затрат учреждений и их структурных подразделений, а при их отсутствии — по фактическим расходам с учетом технологии выполнения услуги.

Для расчета тарифов на информационные ресурсы учитываются прямые, и накладные затраты. К прямым затратам относятся расходы, непосредственно связанные с оказанием услуги:
• оплата труда основного персонала;
• начисления на заработную плату основного персонала;
• материальные затраты, потребляемые в процессе оказания услуги полностью.

К накладным затратам относятся все виды расходов организаций здравоохранения, не относящиеся непосредственно к оказанию услуги (в данном случае оплата труда программистов, администраторов баз данных, закупка лицензионного программного обеспечения, вычислительная и оргтехника, расходные материалы и т.п.), в том числе отчисления на заработную плату. В общем виде формула расчета тарифа на информационную услугу может быть представлена в следующем виде:

где Т — тариф па информационную услугу;
Зт — нормативные затраты на оплату труда основного персонала;
Н3 — начисления на заработную плату основного персонала;
М — технологически обоснованные затраты на программное обеспечение, вычислительную технику, расходные материалы, используемые при оказании услуги;
Н — накладные расходы.

Прямые и накладные расходы, расчет которых затруднителен из-за недостаточно разработанной нормативной базы по их расходу и оперативному учету, относятся на себестоимость косвенным способом, т.е. через расчетные коэффициенты.

Статья написана по материалам сайтов: novsu.ucoz.ru, studopedia.su, medbe.ru.

«