+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Доходы бюджета делятся на


В соответствии со ст. 6 БК РФ доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование доходов бюджетов производится в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ).

Ст. 47 БК РФ выделяет собственные доходы бюджетов, к которым относятся:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

  • налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
  • доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Виды доходов бюджета:

  1. по уровню бюджетной системы:
    • федерального бюджета;
    • субъектов РФ и бюджетов муниципальных районов;
    • городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • доходы бюджетов городских и сельских поселений.
  2. по источнику (ст. 41 БК РФ):
    • налоговые доходы;
    • неналоговые доходы;
    • безвозмездные поступления.
  3. по способу получения и источникам:
    • обыкновенные (добровольные: использование государственного имущества (домен), промыслы, отдельные виды пошлин; обязательные: регалии, пошлины, налоги);
    • чрезвычайные (займы, продажа государственного имущества, конфискация).
  4. по территории получения:
    • федеральные;
    • субъектов федерации;
    • местные.
  5. по состоянию:
    1. перечисленные;
    2. зачисленные.

Налоговые доходы бюджетов:

  1. федеральные налоги и сборы;
  2. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами;
  3. региональные налоги;
  4. местные налоги;
  5. доходы от пеней и штрафов по налогам и сборам.

Неналоговые доходы бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества , находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных предприятий;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями ;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности , в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан ;
  • иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы бюджетов: понятие и классификация

Доходы государственного (муниципального) бюджета — это часть финансовых ресурсов государства (муниципального образования) в виде строго определенных нормами бюджетного права экономических отношений по поводу поступления денежных средств в бюджет (федеральный, субъекта РФ или муниципального образования) с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

Формой проявления отношений, возникающих в процессе формирования бюджетного фонда определенного уровня, служат различные виды платежей предприятий, организаций, учреждений и населения в соответствующий бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Доходы бюджета законодательно определены как «денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (ст. 6 БК).

Правовая база, закрепляющая виды доходов бюджетов, довольно обширна и постоянно развивается. Так, перечень видов доходных источников бюджетов содержится в БК; перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами всех уровней, установлен НК; неналоговые доходы закрепляются за бюджетами и на основании отраслевого законодательства (например, доходы от приватизации имущества, лицензионной деятельности).

Многообразие видов и групп доходов бюджетов предполагает их классификацию по различным критериям.
По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются: на доходы от юридических лиц различных форм собственности; доходы от государственных угодий и имущества; доходы от государственной предпринимательской и внешнеэкономической деятельности; поступления от личных доходов граждан. Такая классификация имеет особенное значение для характеристики материального содержания бюджета.
В зависимости от права собственности доходы бюджетов классифицируются на собственные и заемные.

Собственными доходами бюджетов, согласно ст. 47 БК, являются налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Заемные доходы используются для привлечения дополнительных средств в бюджет при недостаточности собственных источников. К ним относятся: ссуды, полученные органами власти из других бюджетов; государственные или местные займы, выпущенные на инвестиционные цели; полученные банковские кредиты. Долговые обязательства государства или муниципального образования могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет).

В зависимости от степени обязательности бюджетные доходы подразделяются на налоговые (предусмотренные законодательством налоги всех уровней, а также пени и штрафы за нарушения налогового законодательства) и неналоговые (доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан и иные неналоговые доходы).

Самостоятельным видом доходов бюджетов являются безвозмездные и безвозвратные перечисления. Перечень таких доходов установлен п. 4 ст. 41 БК и включает: финансовую помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ; безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования (см. Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс в части регулирования межбюджетных отношений»>.

Каждый вид бюджетов имеет свои источники доходов, перечень которых определен БК. Так, гл. 7 БК закрепляет правовой режим доходов федерального бюджета. В федеральный бюджет зачисляются федеральные налоги и сборы, доходы, предусмотренные специальными налоговыми режимами, а также неналоговые доходы. Перечень налоговых доходов федерального бюджета является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Статья 53 БК определяет пределы полномочий федеральных органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов бюджетов. По общему правилу установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ. Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

В отличие от установления налоговых доходов, относительно установления неналоговых доходов федеральные органы власти имеют больше полномочий. Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые, отменять или изменять систему действующих неналоговых доходов федерального бюджета при соблюдении двух условий: после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в БК.

Доходы бюджетов субъектов РФ регулируются гл. 8 БК и также подразделяются на налоговые и неналоговые. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ имеют право вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы только в пределах полномочий, предоставленных налоговым законодательством РФ. Предоставление органами исполнительной власти субъектов РФ отсрочек или рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональные бюджеты допускается только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам бюджета субъекта РФ перед федеральным бюджетом и соблюдении установленного БК РФ предельного размера дефицита регионального бюджета и размера государственного долга субъекта РФ.

Доходы местных бюджетов регулируются гл. 9 БК, которая отдельными статьями устанавливает налоговые доходы бюджетов поселений, муниципальных районов и городских округов. Налоговые доходы местных бюджетов вводятся в действие нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в которых устанавливаются размеры ставок налогов и предоставляются льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных муниципальным образованиям налоговым законодательством РФ.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются по тем же правилам, что и неналоговые доходы федерального и региональных бюджетов (ст. 41—46 БК). Кроме перечисленных в этих статьях доходов в местные бюджеты зачисляется часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Относительно порядка внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство субъектов РФ, а также в нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам установления налоговых доходов местного бюджета БК закреплены те же правила, что и для федеральных органов государственной власти: такие правовые акты должны быть приняты до утверждения закона субъекта РФ о региональном бюджете на очередной финансовый год или решения органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

Принципиальным новшеством бюджетного законодательства (Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений») является закрепление за бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами доходных источников на постоянной основе, причем это касается не только региональных и местных налогов, но и части федеральных налогов. В отличие от регулирующих налогов, которые использовались ранее, данные доходные источники не подлежат ежегодному изменению и составляют основу финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований. Бюджетный кодекс теперь предусматривает только два механизма, в результате которых данные доходы могут быть изъяты у субъекта РФ либо органы государственной власти региона могут быть ограничены в своих правах по распоряжению доходами: частичная централизация бюджетных доходов для целевого финансирования общегосударственных мероприятий федерального уровня; введение временной финансовой администрации.

Что касается муниципальных образований, то БК предусматривает три случая изъятия доходов местных бюджетов либо ограничения органов местного самоуправления в правах по распоряжению доходами: частичная централизация муниципальных доходов для целевого финансирования централизованных мероприятий регионального уровня; механизм отрицательного трансферта; введение временной финансовой администрации.

Доходы бюджета делятся на

Доходы бюджета– денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти соответствующих субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Согласно п. 2 ст. 39 БК РФ в доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездного перечисления.

Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджета делятся на три вида:

1) налоговые доходы;

2) неналоговые доходы;

3) безвозмездные и безвозвратные перечисления.

К налоговым доходам бюджета относятся:

1) предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы;

2) пени и штрафы.

Налоговые доходы считаются уплаченными в доход соответствующего бюджета либо бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, установленного действующим налоговым законодательством РФ.

К неналоговым доходам бюджета относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (приватизации);

3) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующего уровня;

4) средства, полученные в результате применения мер гражданско—правовой, административной и уголовной ответственности, либо полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям;

5) иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям в бюджет относятся:

1) дотации и субсидии из бюджетов других уровней;

2) субвенции из Федерального фонда компенсаций или региональных фондов компенсаций;

3) субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней;

4) безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ, а также из бюджетов государственных или территориальных внебюджетных фондов;

5) перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в соответствующий бюджет либо бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика.

Зачисление доходов в бюджет соответствующего уровня происходит с момента совершения Центральным банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего соответствующий бюджет.

Расходы бюджета

Согласно положениям ст. 65 БК РФ расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с определенными расходными обязательствами в соответствии с установленным разграничением полномочий федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующего бюджета.

Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

Согласно положениям ст. 67 БК РФ, капитальные расходы – это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом в составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.

Согласно положениям ст. 68 БК РФ, текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Согласно ст. 69 БК РФ расходы бюджетов могут осуществляться в следующих формах:

1) ассигнование на содержание бюджетных учреждений;

2) средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

3) трансферты населению;

4) ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

5) ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

6) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

7) бюджетные кредиты юридическим лицам;

8) субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

9) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

10) кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

11) средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

newinspire

Классификация и виды доходов бюджета

Рассмотрим классификации и виды доходов бюджета , а также выявим признаки классификации доходов бюджета .

Классификация доходов бюджета представляет собой группировку доходов бюджетов применительно к любому уровню бюджетной системы по источникам их формирования, закрепленным законодательными актами за каждым бюджетом и способам получения доходов.

Группы и виды доходов бюджетов формируются по статьям доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения на любом уровне бюджетной системы по определенным признакам.

В качестве признаков , характеризующих классификацию доходов бюджета , можно выбрать следующие:

— иерархию уровня власти или уровень управления;

— источники получения доходов;

— способы получения доходов;

— время поступления доходов;

По иерархии уровня власти или уровню управления доходы бюджетов подразделяются на федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные (муниципальные). В основу классификации положен признак разделения уровня власти, отвечающий за формирование и исполнение бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.

По источникам формирования бюджетов доходы подразделяются на налоговые, неналоговые, заимствования и др. В основу классификации положен признак субъекта перечисления денежных средств, за счет которых происходит формирование доходной части бюджетов любого уровня власти или территориального образования.

К налоговым доходам бюджетов относятся все налоговые поступления от всех налогов (федеральных, региональных, местных) и их видов (например, налог на прибыль организаций, налог на доход от капитала, налог на имущество и т. д.), которые формируют доходную часть бюджета соответствующего уровню власти.

Неналоговыми доходами бюджетов различных уровней бюджетной системы являются доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности и (или) от их деятельности, доходы от продажи имущества, находящегося в собственности соответствующего территориального образования, доходы от безвозмездных перечислений, доходы от других поступлений.

По способу получения доходов в бюджеты их можно классифицировать на принудительные, собственные, вынужденные и добровольные. В основу классификации положен признак перелагаемости изъятия дохода в соответствующий бюджет.

В соответствии с данным признаком все налоговые доходы бюджетов являются принудительными, неналоговые поступления от имущества, находящегося в собственности, его продажи или его деятельности являются собственными.

Вынужденными доходами являются доходы поступающие в бюджет за счет внутренних и (или) внешних заимствований в целях покрытия дефицитов бюджетов. В основу классификации положен признак необходимости государства, его субъекта или местного образования обращаться к внешним или внутренним источникам получения дополнительных доходов в целях реализации бюджетной политики.

К внутренним источникам получения доходов бюджетов можно отнести кредиты, получаемые от ЦБ РФ, доходы от продажи ценных бумаг, бюджетные ссуды, получаемые за счет внебюджетных фондов и бюджетов других уровней, иных источников дохода.

Внешними источниками получения доходов бюджетов являются кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, иные внешние источники финансирования.

По времени поступления средств в бюджеты доходы бюджетов подразделяются на плановые и чрезвычайные.

К плановым доходам бюджетов относят налоговые и неналоговые поступления, которые непосредственно извлекаются из источников дохода и их называют текущими.

К чрезвычайным доходам бюджетов относят доходы от внешних заимствований, внутренних заимствований за счет выпуска краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг, налоговых поступлений за счет введения новых видов налогов, расширения налогооблагаемой базы, повышения налоговых ставок, а также печатания денежных знаков или введения в обращение денежных знаков из драгоценных металлов.

По территориальности доходы бюджетов можно рассматривать с двух сторон:

— деление бюджетов по территориальным образованиям (федеральные, региональные, местные: районные, городские, внутригородских районов, поселковые, сельские), в основе которых лежит признак территориального деления;

— деление бюджетов по признаку государственности поступления средств как субъектов дохода, которые подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним доходам относятся все доходы от налоговых и неналоговых доходов, внутренних заимствований и добровольных перечислений (пожертвований).

Из приведенного перечня признаков классификации доходов бюджета не представляется возможным выделить один из признаков, по которому можно было бы провести бюджетную классификацию.

Однако, проанализировав приведенные признаки, из их числа можно выделить главные, которые наиболее точно и полно отражают существо проблемы и позволяют достаточно четко и полно характеризовать бюджетный процесс в отношении формирования доходной части бюджетов.

В основу классификации доходов бюджета можно положить признаки источников доходов и иерархию уровней власти, что в достаточной мере позволяет характеризовать формирование бюджетов любого уровня, в сумме составляющего бюджетную систему государства.

Статья написана по материалам сайтов: psyera.ru, uristinfo.net, newinspire.ru.