+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Для чего нужен конституционный суд


И так — сверху донизу.
Безграмотность правовая, элементарная неграмотность в оформлении документов, душевная черствость, то есть безграмотность этическая.
И эти судьи есть олицетворение верховенства Закона над исполнительной властью, защитники прав народа от произвола бюрократии.
Поневоле вспомнишь классика:
Введенные по примеру немецкий канцелярий мелочные формальности усложнили судопроизводство и дали крючкотворам страшное оружие. Совершенно свободные от предрассудков, чиновники извращали законы каждый по-своему, с необычайным искусством. Даже всей императорской власти не под силу остановить, уничтожить зловредную деятельность этих чернильных гадов, этих притаившихся в засаде врагов, которые подстерегают крестьянина, чтобы вовлечь его в разорительные тяжбы. А. Герцен. Петр Первый.

Вы правильно всё понимаете. Но, пожалуй, цитата из уважаемого мною Герцена (всё же — разбудил Россию») для нас, нынешних, не понятна. «Мелочные формальности» вряд ли могут дать «крючкотворам страшное оружие». Тем более, что я говорю не о «мелочных формальностях». «Совершенно свободные от предрассудков чиновники» — это положительный момент, и из него не следует, что он позволяет чиновникам каждому по-своему «извращать законы» да ещё с «необычайным искусством». Императорской власти (как и власти Путина) может быть и не под силу «уничтожить зловредную деятельность этих чернильных гадов», но примеры того, как это надо сделать, мы проходили. Потом про то, как эти гады подстерегают крестьянина, тоже непонятно и неубедительно. Что-то Герцен здесь перемудрил.
С уважением,

Владимир, я не крестьянин. Но мне тоже пришлось, прибегнув к помощи трех адвокатов, за два года пройти 8 судов, включая и Конституционный, чтобы доказать, что в тексте закона обязана стоять запятая. А простому человеку и обычный районный федеральный суд — мучительное испытание!

Я с этим совершенно согласен. Но это уже о другом. О том, что правосудие у нас превратилось в «изворотливое знание, которое не может объять ни один человеческий ум без усилений и долгой подготовки».
Я, кстати, тоже не адвокат, а технарь.

Плюс постоянное изменение законов, новые редакции. Я тут считал — получилось что Дума ежедневно принимает не менее одного законопроекта.
Правоприменение тоже стало жречеством, искусством истолкования. Полиция, прокуратура, адвокатура, сами путающиеся в законодательстве. И так далее..

Извините, до Вас программы-чтецы дошли?

Большое спасибо. Вы бы ещё прислали инструкцию по их установке.

Конституционный Суд РФ.

Зачем нужны конституционные суды? Парламенты нередко принимают законы, которые противоречат конституции страны. Это происходит по различным причинам: либо парламентарии бывают недостаточно квалифицированны, либо законы пролоббированы определенными силами и в них заложены интересы и воля не народа, а узких групп общества, либо в силу разного рода случайных ошибок и т.п. Так или иначе, контроль за законностью в сфере правотворчества необходим. Наиболее подходящим механизмом для такого контроля являются конституционные суды. Конституционный суд — важнейший элемент системы сдержек и противовесов в «игре» ветвей власти.

В советский период истории страны конституционных судов не существовало. Некий аналог такого суда появился в Советском Союзе лишь в 1989 г.; тогда был создан Комитет конституционного надзора, просуществовавший до 1991 г. Впервые Конституционный суд появился в России в 1991 г. на основании Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР». На этом этапе Суду было предоставлено право проверять конституционность (т.е. соответствие конституции) не только нормативных актов, но и действий должностных лиц. При этом Суд самостоятельно решал, какие акты и действия ему проверять. Во многом из-за столь широких полномочий Суд оказался втянутым в политические события 90-х гг. XX в., стал играть деструктивную роль, и его деятельность была приостановлена указом Президента.

После принятия Конституции России 1993 г. был создан новый Конституционный Суд. Его правовой статус определен Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. С 2008 г. Конституционный Суд РФ располагается в Санкт-Петербурге (до этого времени он располагался в Москве). Заседания Конституционного Суда могут проходить как в Санкт-Петербурге, так и в Москве. Перемещение Конституционного Суда РФ во «вторую столицу» призвано разгрузить Москву от столичных функций, повысить статус Санкт-Петербурга, усилить самостоятельность и независимость Конституционного Суда.

Конституционный Суд состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. В структуре Суда образованы две равноправные палаты (по 10 и 9 судей), решения которых имеют такую же юридическую силу, как и решения Суда в целом. Рассмотрение дел происходит по единому порядку в двух формах: на заседаниях палат и в пленарных заседаниях (т.е. составом обеих палат Суда). При этом законом определено, какие вопросы могут разрешаться только в пленарных заседаниях, например толкование Конституции. Судьи заседают в мантиях. Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин России в возрасте не менее 40 лет, с безупречной репутацией, высшим образованием, стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Срок пребывания судьи в должности — 15 лет. Повторное назначение не допускается. Полномочия судьи прекращаются, когда ему исполняется 70 лет. Судья Конституционного Суда не может быть членом парламента, занимать государственные, общественные должности, заниматься предпринимательской или любой иной оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной, творческой), не вправе состоять в партиях, вести политическую деятельность, выступать в средствах массовой информации по вопросам, которые могут стать предметом рассмотрения в Суде.

В полномочия Суда, в частности, входит: 1) рассмотрение дел о том, соответствуют ли Конституции российские законы; акты Президента, палат парламента, Правительства; акты субъектов федерации, международные договоры России (не вступившие в силу) и др.;

  • 2) разрешение споров, которые происходят между органами государственной власти об их компетенции;
  • 3) рассмотрение жалоб на нарушения конституционных прав граждан;
  • 4) толкование положений Конституции.

Дела о неконституционности принимаемых в стране нормативных актов Суд (в отличие от Суда, который был создан в 1991 г.) не вправе рассматривать по собственной инициативе. Он может это делать, только если к нему обратятся с соответствующими запросами лица, определенные Конституцией, т.е. Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, высшие суды и др. Если Конституционный Суд признает акт (или его часть — отдельные статьи) не соответствующим Конституции, такой акт (или его часть) должен быть отменен.

Дела по спорам между государственными органами об их компетенции Суд рассматривает, только если об этом имеется ходатайство любой из участвующих в споре сторон (ст. 125 Конституции). Такие споры рассматриваются с точки зрения разделения властей и разграничения компетенции между органами власти. По итогам рассмотрения Суд либо подтверждает то или иное полномочие государственного органа, либо отрицает его.

Суд рассматривает также дела по жалобам на нарушение конституционных прав граждан. С жалобой — индивидуальной или коллективной — вправе обратиться граждане, чьи конституционные права нарушены или могут быть нарушены законом в конкретном деле. Итогом рассмотрения жалобы может быть решение Суда о том, что закон (его часть) либо не соответствует, либо соответствует Конституции. Если Суд признает закон не соответствующим Конституции, конкретное дело гражданина подлежит пересмотру компетентным органом в обычном установленном порядке.

Толкование Конституции осуществляется Судом по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов федерации. Такое толкование является официальным и обязательным для всех органов власти, предприятий и организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

К основным чертам правового статуса Конституционного Суда можно добавить также следующие:

  • o Конституционный Суд — это орган конституционного контроля; он не может быть упразднен иначе как путем изменения Конституции; его полномочия не ограничены каким-то определенным сроком;
  • o основными принципами деятельности Суда являются: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность, равноправие сторон;
  • o судья Конституционного Суда — несменяем, неприкосновенен; все судьи Конституционного Суда пользуются равными правами;
  • o Суд задействован в процедуре отрешения Президента от должности: на нем лежит обязанность дать заключение о том, был ли соблюден установленный порядок выдвижения обвинений против Президента;
  • o решения Суда обязательны для всех органов государственной власти — представительных, исполнительных, судебных и др.; решения принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей и вступают в силу немедленно после провозглашения;
  • o Суд обладает правом законодательной инициативы по вопросам его ведения;
  • o Конституционный Суд независим в организационном, финансовом, материально-техническом отношениях от любых других органов.

В Законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержатся также процессуальные нормы. Этими нормами определен порядок обращения в Суд, рассмотрения обращений и дел в Суде, в том числе порядок конституционного судебного процесса. Деятельность Суда обеспечивается Секретариатом и другими подразделениями аппарата Суда. Официальным изданием Суда является «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации».

Вот некоторые примеры постановлений Конституционного Суда, которые дают более точное представление о характере его деятельности и о принимаемых им решениях. Так, Постановлением от 18 июля 2003 г. Конституционный Суд признал, в частности, неконституционными отдельные положения Закона «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 1, п. 2; ст. 21, п. 1; ст. 22, п. 3). Раньше российские прокуроры с требованием признать конституцию или устав субъекта федерации противоречащими общероссийскому закону обращались в суд общей юрисдикции. Конституционный Суд решил, что рассмотрение подобных вопросов в судах общей юрисдикции противоречит целому ряду статей Конституции (ст. 66, ч. 1, 2; ст. 76, ч. 3-6; ст. 118, ч. 2; ст. 125, ч. 2,3, 5; ст. 126; ст. 128, ч. 3). Конституционность уставов/конституций субъектов федерации должна оспариваться в Конституционном Суде РФ по запросу, например, Генерального прокурора.

Постановлением от 14 мая 2003 г. Конституционный Суд признал конституционными оспаривавшиеся положения Федерального закона «О судебных приставах» 1997 г. (ст. 14; ст. 12, и. 2). Заявитель утверждал, что данные положения нарушают права клиентов банков па неприкосновенность частной жизни и личную тайну (ст. 23 Конституции). По указанному закону судебные приставы при исполнении постановлений судов имеют право запрашивать в банках сведения о вкладах физических лиц. Сама по себе такая норма не противоречит Конституции, праву граждан на неприкосновенность частной жизни и личную тайну (в том числе тайну банковских вкладов). Некоторое противоречие кроется в порядке применения данной нормы. Раньше судебные приставы просили сообщить, какая сумма находится на счете гражданина. В такой постановке информация со стороны банка раскрывала тайну вклада. Следовало поменять формулировку вопроса: судебные приставы должны спрашивать не о том, какая сумма находится на счете, а о том, имеется ли на счете такая-то сумма, необходимая для погашения долгов, имеющихся у гражданина. При такой постановке вопроса тайна вклада не раскрывается, а судебные приставы получают необходимую информацию для того, чтобы исполнить решение конкретного суда.

Постановлением от 13 декабря 2001 г. Суд признал неконституционными некоторые положения Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» 1997 г. Суть дела была в следующем. Гражданка М. имела на праве собственности дом в пределах территории Москвы. Прилегающий участок размером более 0,2 га находился у нее в постоянном (бессрочном) пользовании на законных основаниях. В 1996 г. префектура Восточного административного округа г. Москвы своим решением закрепила за гражданкой М. на праве пожизненного наследуемого владения участок размером 0,06 га; остальную часть участка ей предлагалось взять в аренду на 49 лет на рыночных условиях. Фактически это означало, что власти отказывают гражданке в праве бесплатного пользования значительной частью ее бывшего участка. Следует признать, что подобные произвольные решения региональных властей составляют большой массив нарушений прав граждан, являются проявлением правового нигилизма со стороны власти и, в свою очередь, сами порождают правовой нигилизм у граждан.

Суды общей юрисдикции гражданке М. в праве на владение всем участком отказали. В качестве аргумента было использовано положение Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» (ст. 16), в соответствии с которым предельный размер земельных участков граждан-домовладельцев ограничивался площадью 0,06-0,12 га. Гражданка М. такое решение в отношении ее земельного участка справедливо расценила как «реквизицию» ее собственности без суда, как незаконное ограничение ее прав. Вопрос дошел до Конституционного Суда, и Конституционный Суд признал, что ст. 16 Закона города Москвы не соответствует Конституции РФ (ст. 19, ч. 1, 2; ст. 35, ч. 2, 3; ст. 55, ч. 1-3), а дело гражданки М. должно быть пересмотрено в установленном порядке.

В 2007 г. Конституционный Суд признал несоответствующими Конституции ряд статей Уголовно-процессуального кодекса РФ, поскольку они не позволяли лицам, в отношении которых применялись принудительные меры медицинского характера, лично знакомиться с материалами уголовного дела, участвовать в заседании при его рассмотрении, заявлять ходатайства, обжаловать принятые процессуальные решения и т.п. (ст. 402; ст. 433, ч. 3; ст. 437; ст. 438; ст. 439, ч. 3, 6; ст. 441, ч. 1; ст. 444; ст. 445, ч. 1).

В Постановлении от 11 июля 2000 г. Конституционный Суд по запросу Государственной Думы дал толкование ст. 91 и 92 (ч. 2) Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья. Вопрос заключался в том, препятствует ли ст. 91 Конституции (неприкосновенность Президента) возможности получить информацию о его здоровье для того, чтобы решить, способен он или не способен осуществлять свои полномочия. Ответ Конституционного Суда сводился к тому, что ст. 91 не препятствует реализации ст. 92, па основе которой определяется порядок досрочного прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья.

В Постановлении от 1 декабря 1999 г. Конституционный Суд рассмотрел дело по спору о компетенции между Президентом России и Советом Федерации. В апреле 1999 г. Президент России своим Указом (№ 415) временно отстранил от исполнения обязанностей Генерального прокурора в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. Совет Федерации счел подобный Указ неправомочным, поскольку отстранение Генерального прокурора должно было производиться в том же порядке, что и его назначение, т.е. в соответствии со ст. 83 (п. «е»), 102 (п. «з» ч. 1), 129 (ч. 2) Конституции РФ. По Конституции назначение Генерального прокурора осуществляется Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд, однако, посчитал, что в компетенцию Совета Федерации не входит издание актов об отстранении Генерального прокурора от должности на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. В отсутствии иного акта, регулирующего этот вопрос, такой акт обязан издать Президент.

Для чего нужен конституционный суд

Подробное решение параграф § 28 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Что делать, если нормы какого-либо закона противоречат Конституции?

Необходимо обратиться в Конституционный суд.

Для чего создан Конституционный Суд?

Конституционный Суд — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов.

Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

Также Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией.

Может ли выпускник школы стать судьёй Конституционного Суда?

Нет, Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Вправе ли житель Саранска обратиться в Конституционный Суд?

Правом обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают: граждане РФ; иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством; общественные объединения как имеющие статус юридического лица, так и не имеющие; юридические лица.

Можно ли решение Конституционного Суда обжаловать?

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию.

Вопросы и задания к документам

1. В чём вы видите основной смысл и значение приведённых положений Конституции?

Если, к примеру, есть такой закон, который «несправедлив» по отношению к какому-то конкретному делу (но нарушает права, свободы и т. д.), то можно подать «заявление» в Конституционный суд на пересмотр закона

2. Как вы думаете, почему именно перечисленным органам даётся право обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам толкования Конституции РФ?

Так как прямые гражданские вопросы Суд не рассматривает. Интересы граждан, политических партий, общественных объединений и организаций представляют данные органы.

Вопросы, касающиеся гражданского делопроизводства, сразу рассматриваются Советом Депутатов данной области(региона), судом, если вопрос действительно затрагивает интересы, нарушенные в соответствии с Конституцией, то далее следует процедура голосования на референдуме в Правительстве. Президент, Госдума и Совет Федерации могут внести предложение на рассмотрение отдельных частей либо же дополнений в Конституцию.

3. Какими актами определяется статус КС РФ?

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

4. Для чего необходимо проведение референдума?

Референдум — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

1. Что такое конституционность акта?

При рассмотрении дел в суде используется понятие конституционности акта. Оно заключается в нахождении соответствий основных положений документа конституционным нормам, которые должны быть соблюдены, иначе акт будет признан негодным для рассмотрения. Ни один из документов не должен противоречить положениям Конституции. Иначе говоря, через конституционность акта выявляется его законность. Это свойство является одним из главных в правовой системе нашей страны. Также в этом вопросе рассматривается разъяснение конкретных конституционных норм гражданам.

2. Какова компетенция Конституционного Суда РФ?

В компетенции Конституционного Суда РФ можно выделить следующие группы полномочий:

1) проверка конституционности правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля (нормоконтроля);

2) проверка конституционности законов в порядке конкретного конституционного контроля;

3) разрешение споров о компетенции;

4) официальное толкование Конституции РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) иные полномочия.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Конституционный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.

В первой группе полномочий важным является вопрос о предмете и пределах конституционного контроля. Конституционный Суд проверяет конституционность следующих правовых актов:

1. Акты федерального уровня – федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ. Необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, термин «федеральные законы» следует толковать расширительно, понимая под ним и федеральные конституционные законы. Во-вторых, Конституционный Суд РФ рассматривает только нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и палат Федерального Собрания РФ. Акты ненормативного характера (индивидуальные правовые акты) конституционному контролю в Конституционном Суде РФ не подлежат. В-третьих, не подлежат рассмотрению в Конституционном Суде РФ иные, кроме перечисленных (в частности, ведомственные), нормативные акты.

2. Акты регионального уровня – конституции, уставы, законы и иные (в том числе и подзаконные) нормативные правовые акты субъектов РФ. Здесь принципиальным является положение о том, что конституционному контролю в Конституционном Суде РФ подлежат не все указанные региональные нормативные правовые акты, а лишь изданные по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, акты, изданные органами государственной власти субъектов РФ по предметам собственного ведения, Конституционный Суд РФ рассматривать не вправе.

3. Внутрифедеративные договоры, т. е. договоры между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти. Речь здесь идет о договорах публично-правового характера, связанных прежде всего с разграничением властных полномочий.

4. Не вступившие в силу международные договоры РФ. Объектом конституционного контроля являются не все международные договоры РФ, а лишь подлежащие ратификации или иному утверждению федеральными органами государственной власти (речь идет прежде всего о межгосударственных договорах).

Основанием для проверки Конституционным Судом РФ правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля является запрос, правом на который обладают: Президент РФ; Совет Федерации; Государственная Дума; группа численностью 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; Правительство РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ; органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

В отличие от абстрактного конкретный конституционный контроль связан с проверкой Конституционным Судом оспариваемого акта только в связи с его применением в конкретном деле (равно как и в том случае, если оспариваемый акт, по мнению заявителя, подлежит применению в конкретном деле). Предметом такого контроля Конституция РФ и Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» называют только закон (как федерального, так и регионального уровней).

Основанием рассмотрения Конституционным Судом РФ дела в порядке конкретного конституционного контроля может быть конституционная жалоба либо запрос суда. Жалоба может быть как индивидуальной, так и коллективной, т. е. поданной группой граждан, объединениями граждан (включая юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации). Кроме того, с жалобой в Конституционный Суд РФ могут обратиться иные органы и лица, которым федеральное законодательство предоставляет право обращаться в суд в интересах граждан (в частности, органы прокуратуры). Обязательным условием допустимости жалобы является то, что оспариваемый акт должен затрагивать конституционные права и свободы, т. е. права и свободы, предусмотренные непосредственно в Конституции РФ, а не права, предусмотренные исключительно отраслевым или корпоративным законодательством. С запросом в Конституционный Суд РФ в рассматриваемом аспекте может обратиться суд (судья) любого уровня системы общих и арбитражных судов. При этом обращение в Конституционный Суд РФ (с приостановкой производства по делу) в случае сомнения в конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, является не правом, а обязанностью соответствующего суда.

Раскрывая полномочие Конституционного Суда РФ по разрешению споров о компетенции, необходимо иметь в виду следующее. Субъектами обращения в Конституционный Суд РФ в данном случае являются только органы публичной власти: он не разрешает споры между гражданами, между юридическими лицами, между гражданином и организацией, между организацией и государством и т. д. Правом обращения в Конституционный Суд РФ за разрешением спора о компетенции наделены не все властные институты, а только органы государственной власти федерального и регионального уровней. Органы местного самоуправления доступа в Конституционный Суд не имеют.

Конституционный Суд РФ – единственный в стране орган, наделенный полномочием по официальному толкованию Конституции РФ (аутентичное толкование Основного Закона практически невозможно в силу того, что Конституция РФ принята гражданами России путем всенародного голосования). Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании обладают: Президент РФ; Совет Федерации; Государственная Дума; Правительство РФ; органы законодательной власти субъектов РФ. Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является обязательным для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. При этом речь идет не о казуальном толковании Конституции (т. е. толковании Основного Закона в связи с реализацией Конституционным Судом РФ иных своих полномочий), а о толковании Конституции в качестве самостоятельного полномочия Конституционного Суда, реализованного на основании специального запроса о толковании.

К иным полномочиям Конституционного Суда РФ относятся те, которые предусматриваются федеральными конституционными законами и внутрифедеративными договорами. В качестве примеров здесь можно привести предусмотренное Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5 «О референдуме Российской Федерации» полномочие Конституционного Суда РФ по проверке конституционности документов и материалов, представленных в связи с реализацией инициативы проведения федерального референдума; полномочие по осуществлению обязательного конституционного контроля международного договора Российской Федерации с иностранным государством о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, предусмотренное Федеральным конституционным законом от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

3. Какие требования предъявляются к судье КС РФ?

Судьёй Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен только гражданин Российской Федерации. Кроме того, кандидат должен иметь безупречную репутацию, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладать общепризнанной высокой квалификацией в области права.

Каждый судья КС РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи КС РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Судья КС РФ не имеет права быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельно-стью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судьи Конституционного Суда подчиняются в своей деятельности только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство (кроме законного представительства, осуществляемого в отношении несовершеннолетних и недееспособных) в суде, арбитражном суде или иных органах. Также судья не имеет права оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Он не может также присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений. Кроме того, судья КС РФ не вправе публично высказывать своё мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

Для судей установлен возрастной ценз — 40 лет. Предельный возраст судьи КС РФ — 70 лет. На Председателя КС РФ правила о максимальном предельном возрасте не распространяются.

Если судьи КС РФ не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют свои обязанности, решением КС РФ они могут быть отстранены от должности; это относится и к Председателю КС РФ, но только если с соответствующей инициативой выступят не менее пяти судей КС РФ.

4. Каковы основные цели создания и функционирования Конституционного Суда РФ?

Учитывая все особенности, характеризующие двойственную природу КС, можно сформулировать основные цели и задачи, поставленные перед КС РФ:

1. Обеспечение верховенства и правовой охраны (защиты) Конституции РФ.

2. Прямого и непосредственного действия ее норм.

3. Защита основных прав и свобод человека и гражданина.

4. Обеспечение гарантирования реализации конституционных принципов, составляющих основы конституционного строя РФ, в т.ч. принципов народовластия, разделения властей, федерализма и местного самоуправления.

5. Обеспечение соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ, являющихся составной частью РПС и их инкорпорирование вовнутрь государственного законодательства.

6. Формирование и развитие отечественной конституционно-правовой доктрины и в целом распространение важнейших конституционных ценностей в российском обществе и государстве.

1. Вспомните постановления Конституционного Суда РФ, о которых вы узнали из СМИ.

1993 год — Конституционный Суд Российской Федерации выносит заключение о неконституционности действий президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий президента Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту А. В. Руцкому, объявляет созыв X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов.

1995 год — Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил конституционность большинства положений актов президента и правительства, направленных на восстановление конституционной законности в Чеченской Республике;

1996 год — Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционными ряд положений законов некоторых субъектов Российской Федерации (города Москвы, Московской области, Ставропольского края, Воронежской области), ограничивающих свободу передвижения граждан;

2000 год — Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционными положения Конституции Республики Алтай, а впоследствии — ряда других российских республик, провозглашавшие суверенитет этих республик и ущемлявших права Федерации;

2005 год — Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил конституционность принятого по инициативе Президента Российской Федерации закона о новом порядке назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации законодательными органами по предложению президента России.

2015 год — Конституционный Суд Российской Федерации установил порядок имплементации правовых позиций, выраженных в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в российское национальное законодательство. Процедура установлена следующая — после вынесения решения ЕСПЧ, в котором установлено, что определенное положение законодательства Российской Федерации, примененное в деле, нарушает права заявителя, последний подает в суд первой инстанции на пересмотр своего дела. Суд первой инстанции обязан приостановить производство по делу и обратиться с запросом в Конституционный суд для проверки на соответствие Конституции Российской Федерации спорного положения российского законодательства. Если же Конституционный суд Российской Федерации признает, что данное истолкование ЕСПЧ противоречит Конституции Российской Федерации, то это решение не подлежит исполнению[19].

19 января 2017 года КС впервые в истории Европы запретил своему правительству выплачивать компенсацию по решению международного суда. Исполнение решения ЕСПЧ о компенсации бывшим акционерам ЮКОСа €1,9 млрд КС счёл невозможным, поскольку такая выплата нарушила бы конституционные принципы «социального государства, равенства и справедливости».

2. Подумайте, можно ли оспорить решение Конституционного Суда РФ.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию.

Для чего нужен конституционный суд

РФ в качестве «фильтра» решений ЕСПЧ? Прошу высказать два аргумента.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, resheba.me, yuristi.org.

«