8 (800) 222-48-65  Бесплатная консультация с юристом

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Что такое овз в образовании


Анастасия Жучкова
Категории ОВЗ и их краткая характеристика

Дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие)

1. Не слышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: не слышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и не слышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.

2. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Различные поражения слухового анализатора вызывают неоднозначную степень выраженности дефекта слуховой функции. Характер последствий зависит и от времени возникновения патологического процесса, приведшего к нарушению слуха, и от того, в какой степени и в какой период развития был нарушен слух. В зависимости от этих двух основных факторов всех детей с недостатками слуха делят на три категории: глухие, позднооглохшие, слабослышащие (тугоухие). Не только дефект слуха, но и вторично возникшая недостаточность речи затрудняет обучение детей и определяет его особенности, поскольку в развитии ребенка слух и речь тесно связаны между собой.

Глухие дети – это дети с тотальным (полным) выпадением слуха, который не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, звонки, громкий голос над ухом и т. д., однако разборчивое восприятие речи невозможно.

Среди глухих детей различают: а) глухих без речи (рано оглохших); б) глухих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших).

К рано оглохшим относятся дети с двусторонним стойким и глубоким нарушением слуха, врожденным или приобретенным в раннем детстве, до сформирования речи.

Позднооглохшие дети – дети с потерей слуха, но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты (в дошкольном или школьном возрасте). Данная категория детей характеризуется не столько временем наступления глухоты, сколько фактом наличия речи при отсутствии слуха. У некоторых из этих детей имеются, так же, как и в предыдущей группе, определенные остатки слуха, которые используются в коррекционной работе.

Слабослышащие (тугоухие) дети – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 20 до 75 дБ.

Среди слабослышащих детей различают: а) детей, обладающих к моменту поступления в школу крайне ограниченной или глубоко недоразвитой речью (отдельными искаженными словами или фразами); б) детей, владеющих развернутой речью с небольшими недостатками в ее грамматическом построении и ошибками в произношении и письме.

Дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)

Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков.).

В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколько групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве,

В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:

а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от 0 до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу.

б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до (У,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение.

в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу.

г) дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами.

Дети с тяжелыми нарушениями речи, — ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

Выделение ОНР — это выделение определенного симптомокомплекса. Данная группа является сложной нозологии и механизмам. Существуют различные категории детей:

1) дети с моторной и сенсорной алалией;

2) дети с задержкой речевого развития как симптом задержки психического развития;

3) дети со стертой дизартрией;

4) дети с задержкой речевого развития невыраженной этиологии.

Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

К категории детей с нарушением опорно-двигательного аппарата относятся дети:

— детскими церебральными параличами;

— прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.);

— с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата.

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и проявлениям.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делятся на три группы:

1) дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений и навыками самообслуживания владеют частично;

2) дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние, они владеют навыками самообслуживания, которые, однако, недостаточно автоматизированы;

3) дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и др.

Дети с ЗПР, замедленный темп формирования ВПФ

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Несмотря на неоднородность задержки психического развития имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию.

ЗПР характеризуются сниженной обучаемостью детей, задержанным темпом развития, недостаточной сформированностью познавательной деятельности. Однако каждый из них имеет специфическую клинико-патопсихологическую структуру и прогноз, которые обусловлены, прежде всего, преимущественным нарушением эмоциональных или интеллектуальных функций, степенью выраженности этих нарушений, сочетанностью их с другими неврологическими и энцефалопатическими расстройствами.

Дети с нарушениями интеллектуального развития, органическое поражение мозга, нарушения ВПФ

Высшие психические функции (ВПФ) – это главное, что отличает психику человека от психики животного. ВПФ – это сложные психологические процессы, которые социальны по своему происхождению, формирующиеся при жизни, произвольны по способу своего осуществления и опосредованные речью.

Выделяется два уровня психических функций:

Натуральные психические явления – это те предпосылки развития психики, с которыми человек рождается (передаются по наследству).

Культурные психические явления – эти психические явления формируются под воздействием культуры человеческого общества. Под культурой подразумеваются все достижения цивилизации. Главным достижением, которой является владение речью и письменной речью.

Второй уровень ВПФ формируется при жизни. Механизм формирования заключается в присвоении культурно-исторического опыта, знания предыдущего поколения передается через речь и воспитание.

Дизонтогенез – нарушение формирования ВПФ в детском возрасте (ВПФ формируется с отклонениями).

Эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в целом вследствие нарушения развития. Это относительно легкие нарушения, основой которых является задержка темпа психического развития. Они занимают промежуточное место между нормально развитым интеллектом и олигофренией.

Задержка темпа психического развития может быть временным явлением. Существуют и врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности, таких детей и взрослых еще называют конституционально-глупыми.

Все нарушения в зависимости от времени возникновения подразделяются на:

• врожденные (заболевания матери во время беременности, наследственные генетические поражения);

• приобретенные (родовые и послеродовые поражения организма ребенка).

По характеру расстройств выделяют органические (поражение материальной структуры мозга) и функциональные (дезинтеграция различных мозговых структур) нарушения.

По степени распространенности патологического процесса различают локальные (затрагивают только один участок) идиффузные (носят разлитой характер) нарушения.

Причиной возникновения нарушения могут быть как биологические, так и социальные факторы.

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы – с РДА

Нарушения развития эмоционально-волевой сферы психики занимают особое место среди других типов дизонтогенеза. Самым важным отличием является то, что дети не обладают видимыми, очевидными нарушениями здоровья (по сравнению с детьми с нарушениями по дефицитарному типу, могут относительно неплохо справляться с разными видами деятельности (в отличие от детей с нарушениями интеллекта). Но дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы характеризуются выраженными отклонениями в социально-личностном развитии, которые приводят к социальной дезадаптации.

Искаженный дизонтогенез. Ранний детский аутизм

Искаженный дизонтогенез представляет собой тип развития, сочетающий особенности задержанного, нормативного и ускоренного развития психических функций.

Ранний детский аутизм (РДА) – нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.

Нарушение развития может быть изолированным (единичным) или сложным (множественным). Единичное нарушение — это нарушение какой-то одной системы организма. Например, это только нарушение зрения или только нарушение слуха. Но изолированное повреждение слухового анализатора вызывает выпадение слуховой чувствительности и ведет к нарушению формирования речи. Для ребенка с врожденной глухотой развитие словесной речи становится невозможным без специального обучения и применения технических средств. В свою очередь, отсутствие словесной речи неизбежно сказывается на развитии мышления ребенка, что выступает в качестве недостатков третьего порядка; их следствием выступают другие недостатки психического развития. Точно так же могут быть указаны первичные, вторичные и другие недостатки психического развития при повреждении только органов зрения или при органическом повреждении центральной нервной системы, как это имеет место при умственной отсталости или при детском церебральном параличе.

Сложное, или множественное, нарушение — это первичное нарушение двух или более систем организма у одного ребенка с последующим комплексом вторичных расстройств. Например, слепоглухота, слепота и нарушение речи, слабовидение и двигательные нарушения, умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения и слуха и т. д.

Характеристика на музыкального руководителя Характеристика на Ф. И. О. музыкальному руководителю муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №.

Характеристика на ребенка ДОУ ___ посещает д/с «Классика» с., с этого же времени она обучается у последнего воспитателя, сад посещает охотно,.

Краткая презентация адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для группы комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями.

Краткая презентация детского сада Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Лучик» г. Ликино-Дулево, обеспечивает помощь семье в воспитании.

Краткая презентация рабочей программы 1. Целевой раздел Программы. 1.1. Пояснительная записка. Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре.

Логопедическая характеристика Фамилия, имя, отчество ребёнка: Дата рождения: Учреждение дошкольного образования, общеобразовательный тип, логопедическая группа V вида.

Отчет музыкального руководителя 1 категории за второе полугодие (1.01. -31.05.2016 уч. г.) 1. Какие мероприятия были организованы в учебном году? вечера, досуги (с указанием названия) На уровне ДОУ Организация праздника «Прощание.

Педагогический опыт инструктора по физической культуре 1 квалификационной категории Педагогический опыт инструктора по физической культуре Арифулиной И. В. МДОУ детский сад № 20 г. о. Орехово-Зуево 2слайдВ настоящее время.

Психолого-педагогическая характеристика Психолого — педагогическая характеристика на воспитанницу (фамилия, имя) старшей группы № 1 МБДОУ детский сад № города (название города).

Заявление на аттестацию в 2017 году на соответствие уровня предъявляемым к первой квалификационной категории ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу аттестовать меня в 2017 году на соответствие уровня моей квалификации требованиям, предъявляемым к первой кваилфикационной.

Воспитание детей с ОВЗ и в норме: общее и различия. Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в школе

Разделы: Логопедия

С.1

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей — инвалидов, на образование.

С.2

Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте, и более подробно разработаны в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (под ред. Н.Н.Малофеева, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной 2010 г.).

При рассматривании вопроса об инклюзивной форме работы с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы за основу взяты именно методические рекомендации этих авторов.

Впервые в Законе “ Об образовании в Российской Федерации” обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющие недостатки как в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения:

Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, имеющие различные отклонения психического и физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “исключительные дети”. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

С.3

Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие

  • Нарушения слуха (тугоухость, глухота);
  • Тяжелые нарушения речи (ТНР);
  • Нарушения зрения (слепые, слабовидящие);
  • Нарушения опорно-двигательного аппарата(НОДА);
  • Задержка психического развития (ЗПР);
  • Умственная отсталость(УО);
  • Расстройства аутистического спектра (РАС);
  • Множественные нарушения (сочетание двух или более психофизических нарушений).

С.4

Существуют причины появления детей с ОВЗ:

ЭНДОГЕННЫЕ (или внутренние) причины делятся на три группы:

  • Пренатальные (до рождения ребенка) : это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
  • Натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
  • Постнатальные (после рождения) : например, ребенок стукнулся, упал.

ЭКЗОГЕННЫЕ (или внешние) причины: причины социально-биологического характера – это экология, табакокурение, алкоголизм, наркомания, СПИД.

С.5

Рассмотрим психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ:

Вследствие этого вычленяются типичные затруднения у детей с ОВЗ

С.6

В чем же состоит цель школы, в образовательный процесс которого будут включены дети с ОВЗ? Это :

  • создание системы инклюзивного образования;
  • системы программно-методического, нормативного и информационного обеспечения процессов обучения, коррекции , компенсации и реабилитации;
  • развитие различных форм альтернативного обучения, комплексного сопровождения всех учащихся.

Это и дети с особенностями развития, и без них, одарённые дети, учителя (имеется в виду совершенствование практики преподавания и повышение квалификации учителей), и всё школьное сообщество в плане совершенствования общего климата и духа школы.

Инклюзивная форма образования предполагает организацию системы обучения и комплексного сопровождения в образовательном процессе детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

С.7 Задачи инклюзивного образования

Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того,

— расширение охвата нуждающихся детей специализированной педагогической помощью;

— обеспечение родителям (законным представителям) необходимой консультативной помощи;

— обеспечение педагогам квалифицированной методической помощи;

— обеспечение детей с ОВЗ интеграции в среду нормально развивающихся сверстников;

С.8

Рассмотрим основные принципы обучения детей: их всего 8.

Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без нарушения развития. При каждом варианте дефектов в развитии подбирается своя обучающая программа. Но в целом их основные аспекты совпадают.

Ожидаемыми результатами и в воспитании и обучении детей в норме развития, и с детьми с ОВЗ являются личностные результаты или достижения. Что касается различия в педагогической деятельности по воспитанию детей с ОВЗ и нормой развития, то следует обратить особое внимание на две позиции: средства и результат. В работе с первой из названных категорий детей, возможно результат менее прогнозируем и не всегда достижим в том объеме, который предполагал педагог. Что касается средств воспитания и обучения, то их подбор – действие буквально “ювелирное”, а успех их применения еще менее гарантирован, чем в воспитании детей в норме развития.

С.9 Исходя из этого, появляются условия инклюзивного образования.

С.10 Алгоритм включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс

Зачисление в класс инклюзивного обучения производиться только с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления, а для детей с ОВЗ необходима рекомендация ПМПК.

Для работы инклюзивных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, физкультурно-оздоровительной и коррекционно- развивающей работы.

Предельная накопляемость класса 25 человек. Число детей с отклонениями в развитии в инклюзивном классе не должно превышать 4 человек. При комплектовании инклюзивных классов необходимо, по возможности, объединять в одном классе детей с отклонениями в развитии, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же общеобразовательной программе.

На основе рекомендаций ПМПК и Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка- инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей), разрабатывается и утверждается ПМПк ОУ Индивидуальный образовательным маршрут для ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП) Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.. Он может разрабатываться на учебный год, на полгода, либо на каждую четверть. ПМПк вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей), членов ПМПК.

Содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента- академической и “жизненной компетенции”. Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей.

В рамках организации индивидуально)ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем, возможно — учителями-предметниками, под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк) в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается Индивидуальная образовательная программа.

Специфика образовательного процесса в классе инклюзивного обучения состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий для детей с ООП и введении дополнительных образовательных услуг для детей со стандартными образовательными потребностями.

Для учащихся с ОВЗ в учебном плане необходимо предусмотреть:

  • 3 часа занятий с дефектологом +1 час в неделю обязательных консультаций для педагогов и родителей;
  • 2 часа занятий с логопедом + 1 час в неделю обязательных консультаций для педагогов и родителей;
  • 1 час ЛФК;
  • 1 час коррекционной ритмики;

В содержание образования необходимо ввести индивидуальные листы обучения. Суть метода в том, что учащиеся до изучения темы получают так называемые индивидуальные листы обучения (ИЛО), в которых напечатаны вопросы по теме (параграфу учебника) и оставлены места для ответов. Учащиеся дома самостоятельно изучают материал параграфа, заполняют ИЛО, становясь активно обучающимися. На уроке задания обсуждаются, ликвидируются пробелы в знаниях.

Педагог, работающий в инклюзивном классе, должен обладать специальной профессиональной подготовкой, личностной готовностью к работе в инклюзивном классе. В его функционал входят контроль за реализацией индивидуальных образовательных маршрутов, разработка и ведение обучения по индивидуальным листам обучения, применение ассистивных технологий в обучении, оценивание достижений учащихся на основе полученных знаний и сформированности общеучебных навыков, мониторинг результатов обучения.

Для сопровождения ребенка- инвалида в штат вводится ставка тьютера. Обязательно обеспечивается комплексное сопровождение учащихся инклюзивного класса (клиническое, логопедическое, педагогическое, психологическое); тесное взаимодействие в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов; педагогически обоснованное совмещение образовательных программ и участие во внеклассных мероприятиях инклюзивного класса.

С.11

Наличие в школе специалистов психолого-педагогического сопровождения является необходимым условием приема детей с ОВЗ и реализации инклюзивной практики. Взаимодействие учителя, воспитателя, специалистов сопровождения не сразу и не всегда становится по-настоящему командным, каждый из специалистов решает свои, узкоспециализированные задачи. Однако опыт работы школ, реализующих инклюзивную практику, показывает, что без нахождения общего языка, постановки общих комплексных задач по включению “особого” ребенка в образовательный процесс, работу школы в данном направлении нельзя назвать успешной.

С.12

Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе:

  • компонент академической компетенции — ребенок сможет выбирать из накопленного необходимые ему ЗУН для личного и социального развития;
  • компонент жизненной компетенции – развитие (динамика) отношений в социуме с социальным окружением, расширение социальных контактов.

С 13.

Плюсы инклюзивного образования.

Что дает инклюзивное образование?

  • новый социальный подход к инвалидности
  • приветствует разнообразие
  • рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему
  • личностное развитие и социальные навыки
  • развитие самостоятельности и самоопределения
  • развивает равные права и возможности вместо дискриминации

Инклюзивные школы поощряют достижения, доказывая , что все дети могут быть успешными, если им оказывается помощь. В инклюзивных школах дети могут получать такую поддержку. Также инклюзивные школы предоставляют возможность обучения в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дают возможность всем членам школьного коллектива вложить свои неповторимые таланты в общую деятельность, в процессе которой каждый может успешно учиться, сотрудничать и чувствовать себя причастным.

Минусы инклюзивного образования.

В идеале никаких минусов не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом.

Но, учитывая наши социально- экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как “школа для всех”), но и профессионального и дополнительного образования (как “образование для всех”). На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

  • отсутствие гибких образовательных стандартов
  • несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка
  • отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива ОУ общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии
  • отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

“Мы живем, как мы можем, а ОНИ живут, как мы поможем”. За этой рифмовкой – весь смысл инклюзии. По моему мнению, в настоящее время идея инклюзивного образования выглядит как неквалифицированный энтузиазм (преимущественно управленческих структур). Тем, кто работает с детьми с ОВЗ трудно представить, как дети с ОВЗ будут смотреться в массовой школе. Сегодняшняя массовая школа ориентирована не на личность, а на успешный результат. Партнерство в школе подменено конкуренцией, где побеждают самые умные, здоровые, сильные и красивые.

Да, можно громко и пафосно говорить о нравственности общества и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, но прежде необходимо создать все соответствующие условия в образовательных учреждениях для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так что вот Вам «непродуманное» инклюзивное образование. А где выход? Сколько лет ещё понадобится и на переоборудование помещений детских садов и школ и на переоборудование нашего сознания?

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Раздел ведут
Руководитель РПМПК
Шилова Татьяна Григорьевна
учитель — дефектолог
Трембач Ирина Александровна
педагог-психолог
Валиахметова Елена Рамильевна

В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

  • Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.
  • Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
  • Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
  • Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.
  • Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.

Одна из важнейших задач системы образования заключается в развитии готовности образовательной среды к работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Для этого необходимо:

  • создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
  • создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
  • повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
  • организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.

Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.

Материал подготовила: Михайлова Н.В.-социальный педагог РПМПК.

По печатным материалам: Методическое пособие для родителей.- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. О. В. Солодянкина «Воспитание ребёнка с ОВЗ», М.:АРКТИ, 2007;

Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции «Директор школы», 1999, № 4.

Какие заболевания входят в ОВЗ

Автор: admin · Опубликовано 27.09.2018 · Обновлено 24.02.2019

Сейчас значительное внимание уделяется проблемам деток с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако тем, кто не работает с детьми с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах. В статье рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие, какие существуют проблемы развития у детей с ОВЗ и затронем социальную политику государства в области инклюзивного образования.

Расшифровка ОВЗ

ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Категории детей с ОВЗ.

Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

  1. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
  2. дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие) , имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
  3. дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
  4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
  5. дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
  6. дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
  7. дети с расстройствами аутистического спектра (РА)

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Статус «ребенок с ОВЗ» в системе образования дает детям данной категории определенные льготы:

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании

Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и коррекционных школ. Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому, умственному, психическому развитию. Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество. Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.

Нередко педагог теряется, не знает какие приёмы необходимо применить для оказания помощи и поддержки учащимся с ОВЗ. Кроме того, встречаются недочёты в применении разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях. Пробелы появляются по таким причинам:

  • из-за отсутствия в образовательном учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической инфраструктуры;
  • по причине отсутствия нужных условий, которые ориентированы на совместную учебную деятельность.

Дети с ОВЗ и инвалиды. В чем отличие?

Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ — лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) , он является ребенком с ОВЗ. Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

Надеемся эта статья дала ответы на большинство ваших вопросов и теперь вы имеете представление о том, что такое ограниченные возможности здоровья.

Статья написана по материалам сайтов: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai, www.purimcro.ru, freeschool-nn.ru.

«