+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Аудит охраны труда и безопасности


Аудит охраны труда – это независимая комплексная проверка экспертом существующей на предприятии системы управления охраной труда. Основные цели проведения аудита:

  • Установление соответствия действующей системы законодательным нормам по охране труда, учитывая специфику деятельности компании;
  • Определение адекватности и эффективности отдельных элементов политики безопасности;
  • Снижение риска получения производственных травм.

Анализ системы охраны труда необходим практически всем руководителям предприятий различных отраслей, на которых существует опасность возникновения несчастных случаев. В число заинтересованных данной услугой также попадают компании, не располагающие собственными квалифицированными специалистами, которые бы грамотно осуществляли постоянный контроль охраны труда.

Что включено в аудит охраны труда

Проверка системы охраны труда включает в себя:

  1. Изучение локальных нормативных актов по охране труда;
  2. Анализ полноты представленной информации;
  3. Разработка рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
  4. Выдача заключения независимой экспертизы о состоянии условий и охраны труда в организации.

Результаты аудита охраны труда

В результате проведения независимой проверки каждый клиент получает Заключение по аудиту, которое содержит информацию о текущем состоянии документации по охране труда с ссылками на действующее законодательство и указанием на несоответствия или отступления от него, а также данные о возможных рисках и предложения по их предотвращению.

Аудит охраны труда

Аудит охраны труда – это комплексная оценка действующей системы управления охраной труда (действующей документации и мероприятий) на предмет соответствия требованиям законодательства по охране труда с учетом особенностей Компании. Аудит охраны труда, пожарной и электробезопасности проводится высококвалифицированными специалистами непосредственно в офисе компании.

По итогам аудита (экспертизы охраны труда) готовится Заключение по аудиту- отчет. Заключение включает подробный анализ и оценку полноты и содержания пакета документации по охране труда, пожарной и электробезопасности, ссылки на законодательство, имеющиеся в компании риски и рекомендации по их устранению.

Этапы аудита охраны труда:

1. Запрос перечня документов по охране труда — подготовка компанией документов и процедур для проведения проверки по предложенному списку

2. Проверка и анализ имеющихся в компании документов – проведение комплексной оценки действующей документации и проводимых мероприятий по охране труда требованиям законодательства РФ

3. Подготовка и передача подробного Заключения по аудиту охраны труда – подготовка документально оформленного отчета с указанием соответствий/несоответствий требованиям законодательства, указанием рисков и перечнем рекомендуемых мероприятий

Для определения стоимости интересующих работ необходимо штатное расписание компании (без указания зарплат), перечень используемого оборудования, инструментов и описание вида деятельности компании.

Будем рады ответить на Ваши вопросы по телефону:

3.5. Аудит системы управления охраной труда

Аудит системы управления охраной труда – это независимая проверка положения с охраной труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда [20].

Степень воздействия на людей негативных факторов производственной деятельности (в т.ч. при различного рода авариях, экологических нарушениях) зависит не только от существующих технологий, а в первую очередь от качества систем управления охраной труда. Любая система может считаться эффективно функционирующей лишь в том случае, если обеспечено ее непрерывное совершенствование, достигаемое благодаря постоянному анализу и оценке ее качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы управления охраной труда (СУОТ) в организации направлен аудит.

Следует проводить различие между производственным контролем и контролем по охране труда, надзором в области охраны труда и аудитом систем управления. Аудит направлен на оценку качества и эффективности функционирования СУОТ, а не на поиск конкретных нарушений. Нарушение не должно рассматриваться лишь как отклонение от требований различного рода нормативных документов об охране труда. Любое нарушение – это повод к поиску несоответствия либо в структуре СУОТ, либо в процессе реализации намеченных целей. К осуществлению аудита необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Служба аудита может быть включена в состав организации либо нанята для проведения конкретной проверки.

Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (1-я сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (2-я сторона) и какая-либо независимая внешняя организация (3-я сторона – акционеры, инвесторы и др.). Для аудита 3-й стороны обычно требуется сертификация. Она проводится уполномоченным органом по сертификации. Сертификация инициируется самой организацией или акционерами (инвесторами и др.), или обеими сторонами одновременно.

— требования законодательных актов и иные требования;

— цели и задачи в области охраны труда;

— планы мероприятий (программы);

— ответственность за соблюдение требований охраны труда;

обучение и осведомленность персонала в области охраны труда;

— связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;

— документация и управление документацией;

— управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);

— готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;

— мониторинг условий и охраны труда, измерение параметров условий труда;

— несоответствия и профилактические действия;

— анализ со стороны руководства;

— степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по охране труда.

Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов. Его основная цель – сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть начальник службы охраны труда или соответствующий менеджер (руководитель группы аудиторов).

Целевой аудит по сути аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Такой аудит включают в планы работы группы, которые утверждает руководитель службы охраны труда, и в обязательном порядке рассылают во все подразделения организации.

Комплексный аудит проводится по всем возможным объектам аудита и четко по графику, который разрабатывается в службе охраны труда, утверждается руководителем организации до начала следующего года и направляется руководителям структурных подразделений.

Периодичность аудита в подразделениях определяется по результатам проведенной оценки риска. В подразделениях с относительно высоким уровнем проверки он должен проводиться не реже 2 раз в год. В отдельных случаях (увеличение количества травм и обращений, нарушений требований охраны труда и инцидентов с учетом времени простоя основного оборудования, большое количество существенных несоответствий по результатам предыдущих проверок и др.) принимается решение о проведении проверок 1 раз в квартал. В остальных подразделениях проверки должны осуществляться не реже 1 раза в год.

Планируя объем аудита, определяют для проверки максимально возможное количество объектов аудита. При последующих аудитах допускается исключать отдельные объекты, если во время предыдущего аудита по ним не было выявлено ни одного существенного несоответствия и если в целом система по данному направлению функционирует хорошо.

Для проведения внутреннего аудит разрабатывают план, в котором указывают:

— объект и область аудит;

— сроки проведения аудита;

— состав аудиторской группы;

— документы, на соответствие которым проводится проверка;

— дату представления отчета об аудите;

— должностных лиц, которым необходимо иметь копию отчета об аудите.

Руководитель группы внутренних аудиторов официально (в форме служебной записки) заранее (за 2 недели до начала аудитf) уведомляет об аудитt руководителя проверяемого подразделения. В уведомлении указываются область, цель и продолжительность аудитf/ Необходимо провести встречу с руководством проверяемого подразделения, чтобы представить аудиторов (при необходимости), согласовать объем и цели аудитf, описать методы и процедуру его проведения, убедиться в доступности ресурсов и средств, требующихся аудиторской группе, назначить дату и время итоговой встречи, рассмотреть вопросы безопасности рабочих площадок (в т. ч. действия аудиторов в аварийных ситуациях), назначить сопровождающего.

План комплексного аудитf обсуждается с руководителем проверяемого подразделения, который обязан в случае несогласия с какими-либо положениями плана письменно сообщить об этом руководителю аудиторской группы. Руководитель аудиторской группы, руководитель подразделения и начальник службы охраны труда вместе решают все вопросы. Утвержденный план передается аудиторам и руководству проверяемого подразделения до начала комплексного аудита.

Перед проверкой аудитор должен подготовить контрольный лист регистрации данных. Это своеобразная памятная записка, которая помогает упорядочить аудиторский процесс и обеспечить подтверждение того, что изучаемая документация охватывает определенные виды деятельности. Аудитор может столкнуться с недоброжелательностью, на него может быть оказано давление. Поэтому аудитор должен многое предусмотреть. То, что вызвало негативную реакцию, лучше перепроверить и получить объективные данные.

Процесс проведения аудита включает сбор информации (в т.ч. интервью), отбор и оценку документации, наблюдение за деятельностью персонала, анализ результатов измерений и зафиксированных данных. Во время интервью аудитор спрашивает проверяемого о характере и условиях выполняемой работы, о поступлении информации, которая требуется для выполнения работы, и т.д. Важно структурировать вопросы, чтобы определенная проблема исследовалась с нарастающей степенью детализации. Полученные сведения необходимо проверять путем наблюдения и измерений.

— зафиксировать в контрольном листе регистрации данных все доступные объективные сведения как о соответствиях, так и о несоответствиях;

— оценить, в чем рассматриваемый объект аудита не соответствует критериям аудита;

— подтвердить, что выявленные несоответствия документированы;

— установить фактические причины выявленных несоответствий.

Различают существенные и несущественные несоответствия. Существенное несоответствие – несоответствие, при котором один из элементов СУОТ либо не функционирует, либо функционирует с серьезными отклонениями. Несущественное несоответствие – одиночное отклонение от требований нормативных документов. Три (и более) несущественных отклонения от требований какого-либо раздела стандарта рассматривают как существенное несоответствие. Не устраненное в определенные сроки несущественное несоответствие при проведении повторного аудита также должно рассматриваться как существенное.

Протокол о несоответствии должен иметь:

— подробный заголовок, позволяющий обращаться к любой детали аудита;

— поле для аудитора, чтобы записать детали обнаруженного несоответствия;

— поле для проверяемого, чтобы сделать запись о корректирующем действии и указать предполагаемую дату его завершения;

— поле для аудитора, чтобы подтвердить, что это действие произведено и является эффективным.

Итоги аудита. Аудитору необходимо интегрировать информацию так, чтобы составить общую картину, с помощью которой можно отделить важное от неважного, определить связи между различными фактами. Аудитор должен зафиксировать результаты проверки и составить отчет, в котором нужно сообщить руководству проверяемой организации (подразделения), др. аудиторам и специалистам о том, что конкретно обнаружено и в какой области, чтобы можно было определить требуемые корректирующие действия.

В отчете должна быть отражена следующая информация:

— наименование проверяемой организации (подразделения);

— сроки проведения аудита;

— обследуемая зона или перечень проверенных лиц, документов, элементов СУОТ;

— выводы об эффективности деятельности организации (подразделения);

— выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущего аудита.

Официальный отчет должен быть представлен не позднее чем через 1 неделю по завершении аудита. На титульном листе записывают название отчета (и название проверяющей организации), ставят дату и приводят список рассылки. В официальный аудиторский отчет не следует включать:

— эмоциональные или спорные утверждения;

— любые рекомендации, если они не затребованы заказчиком;

— сведения о недостатках, которые устранялись по ходу аудита.

Необходимо провести итоговую встречу аудиторской группы с руководством проверяемой организации (подразделения). После получения официального отчета организация (подразделение) отражает результаты анализа и порядок выполнения корректирующих действий в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, протоколах совещаний, перечнях утвержденных мероприятий и т. п.). Максимальный срок устранения несоответствий составляет 1 месяц. Если для этого требуются значительные затраты, руководитель организации (подразделения) оговаривает срок с руководителем группы аудиторов. Информацию об устранении несоответствий руководитель проверяемой организации (подразделения) направляет в устной форме (телефонное сообщение) или в письменной форме в службу охраны труда по истечении срока выполнения корректирующих мероприятий.

Материалы каждого аудита комплектуются в специальном реестре под регистрационным номером. В состав реестра включаются:

— план (программа) и график проведения аудита;

— письменное уведомление об аудите;

— итоговый аудиторский отчет;

— заполненные контрольные листы;

— копии планов корректирующих действий.

В службе охраны труда анализируют результаты аудита и ежемесячно доводят до сведения руководителей структурных подразделений на совещаниях по охране труда. Служба охраны труда 1 раз в квартал документально оформляет выводы и рекомендации и на различных совещаниях информирует руководство организации о деятельности по охране труда.

АУДИТЫ ОХРАНЫ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ

Оценки риска идентифицируют конкретную опасность и дают количественную оценку свойственного ей риска. Аудиты охраны труда и безопасности дают гораздо более всестороннее представление обо всех аспектах политики в отношении здоровья и безопасности, о методах и практическом применении программ.

Аудит безопасности исследует всю организацию, чтобы проверить, удовлетворяет ли она целям и задачам безопасности. Он исследует иерархии, процессы планирования безопасности, принятия решений, делегирования, выработки политики и ее осуществления, а также области планирования программ по обеспечению безопасности.

Кто проводит аудит охраны труда и безопасности?

Аудиты безопасности могут проводиться советниками по безопасности и/или специалистами из числа персонала, но чем больше привлекается к нему менеджеров, работников и представителей профсоюзов, тем лучше. Часто аудиты проводятся под эгидой комитета по охране труда и безопасности, при этом его члены принимают в аудите активное участие.

Менеджеры также могут нести ответственность за проведение аудитов в своих подразделениях и, что еще лучше, проведению аудита в конкретных областях можно научить отдельных сотрудников этих подразделений. Проведение аудита будет легче осуществить, если заранее подготовить перечни для проверки и простые формы для записи результатов.

Некоторые организации для проведения независимых аудитов пользуются услугами посторонних агентств, таких, как Британский институт техники безопасности.

Что охватывает аудит охраны труда и безопасности?

Аудит охраны труда и безопасности должен охватывать следующие аспекты. Политика

• Отвечает ли политика в отношении охраны труда и безопасности требованиям законодательства? •

Занимаются ли старшие менеджеры вопросами охраны труда и безопасности? •

Каким образом другие менеджеры, лидеры команд и инспектора занимаются вопросами охраны труда и безопасности? •

Имеется ли комитет по охране труда и безопасности? Если нет, то почему? •

Насколько эффективно работает этот комитет?

Насколько эффективен порядок работы, могут прояснить следующие вопросы. •

Поддерживает осуществление политики в отношении охраны труда и безопасности? •

Внушает необходимость поддержания хорошего здоровья и применения безопасных методов работы? •

Обеспечивает систематическое проведение оценок риска? •

Гарантирует тщательное расследование несчастных случаев? •

Обеспечивает ведение записи данных о состоянии здоровья и техники безопасности, которые используются для оценки показателей и инициации действия? •

Гарантирует, что вопросам здоровья и безопасности придается соответствующее значение при разработке систем работы или производства, а также технологических процессов (включая конструкцию оборудования и рабочих станций, требования к продукту или услуге и использованию материалов)? •

Обеспечивает обучение технике безопасности, особенно инструктаж и обучение при изменении вида выполняемой работы или методов работы?

Методы техники безопасности •

В какой степени методы обеспечения здоровья и безопасности во всех сферах организации удовлетворяют общим требованиям закона об охране труда и безопасности на работе и конкретным требованиям различных правил и законов, применяемых на практике? •

Какие проводились оценки риска? Что было обнаружено? Какие действия были предприняты? •

Каково состояние охраны труда и техники безопасности в организации, если судить по показателям? Какая тенденция наблюдается: положительная или отрицательная? Если отрицательная, что предпринимается в связи с этим? •

Насколько тщательно расследуются несчастные случаи? Какие шаги были предприняты для профилактики их возникновения? •

Каковы свидетельства того, что менеджеры и инспектора действительно озабочены состоянием охраны труда и техники безопасности?

Что должен делать аудит?

Аудит должен охватывать все перечисленные выше вопросы, но его задачей является выработка действия. Те, кто проводит аудит, должны оценить приоритеты и затраты, а затем составить программу действия для принятия ее советом директоров.

Инспектирование безопасности проводится для обследования конкретной сферы организации — отдела эксплуатации или производственного процесса — с целью локализации и определения дефектов системы, оборудования, завода или станков, или неправильной эксплуатации, которые могут вызвать несчастный случай.

Распределить ответственность за проведение инспектирования. •

Определить пункты, которые нужно проверить, и занести их в контрольный перечень. •

Поделить отдел или завод на зоны и перечислить пункты, которым надо уделить внимание в каждой зоне. •

Определить частоту проведения инспектирования, в критических зонах оно может быть ежедневным. •

Использовать контрольный перечень в качестве основания для проведения инспектирования. •

Провести пробное или локальное инспектирование по случайному выбору. •

Провести особые расследования, если необходимо разобраться с особыми проблемами, такими, как работа на станках без ограждений с целью повышения производительности. •

Создать систему отчетности (для записей результатов инспектирования следует использовать форменный бланк). •

Создать систему мониторинга, чтобы убедиться, что инспектирование безопасности проводится соответствующим образом и по графику, и что в случае необходимости предпринимается корректирующее действие.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Исполнительный комитет по охране труда и безопасности в 1998 г. привел данные о том, что почти 20 миллионов рабочих дней в году теряются в связи с заболеваниями, связанными с работой. Два миллиона людей утверждают, что они страдают от заболеваний, которые, как они считают, были вызваны их работой. Нарушение работы мышц, включая повторяющиеся растяжения и боль в спине, — вот самые распространенные из указанных заболеваний, которым подвержены 1,2 миллиона человек, и это число растет. Следующей большой проблемой является стресс, который по утверждению 500 ООО человек настолько силен, что приводит к заболеванию. Эти высокие и удручающие цифры показывают, что необходимо придавать высокий приоритет созданию и поддержанию программ по улучшению профессионального здоровья.

Добиться контроля над профессиональными заболеваниями и проблемами гигиены можно за счет:

• исключения источника возникновения опасности при разработке конструкции и технологического процесса; •

изолирования опасных процессов и веществ таким образом, чтобы рабочие не вступали с ними в контакт; •

замены процессов или применяемых веществ на другие для обеспечения более совершенной защиты или исключения риска; •

обеспечения защитным оборудованием, но только в том случае, если изменения конструкции, технологии или технических требований не могут полностью устранить опасность; •

обучения работников способам избежания риска; •

осуществления текущего ремонта завода и оборудования для исключения возможности вредных выбросов, контроля над использованием токсических веществ и исключения радиационной опасности; •

поддержания знаний и станков в хорошем состоянии, чистыми и свободными от токсических веществ; •

регулярного инспектирования с целью обеспечения своевременного выявления потенциальной угрозы здоровью; •

медицинского осмотра перед принятием на работу и регулярных осмотров тех, кто подвергается риску; •

гарантированного учета эргономических аспектов (то есть тех, которые касаются конструкции и использования оборудования, станков, техпроцессов и рабочих станций) при разработке технических требований, программ работы и обучения, это особенно важно в качестве средства минимизации инцидентов с повторяющимися травмами из-за напряжения (ПТН); •

поддержания профилактических медицинских программ, которые разрабатывают стандарты здоровья для каждого вида работ и включают проведение регулярных аудитов по выявлению потенциальной опасности для здоровья и регулярных проверок наличия риска для кого-либо.

Особое внимание следует уделять контролю над уровнем шума, усталости и стресса. Контроль над уровнем стресса следует рассматривать как главную часть программы профессионального здоровья.

Статья написана по материалам сайтов: ohrana-truda365.ru, studfiles.net, uchebnik.online.

«