+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Заключение договора подряда по 44 фз


В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом согласно части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Кроме того, частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании изложенного, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 (далее — Положение).

В пункте 3 Положения установлено, что строительный контроль проводится:
— подрядчиком, то есть лицом, осуществляющим строительство;
— заказчиком либо организацией, привлеченной заказчиком по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).

Пунктами 5, 6 Положения установлены виды контрольных мероприятий, осуществляемых подрядчиком и заказчиком при проведении строительного контроля, различающиеся по содержанию, в связи с чем, по мнению Минфина России, не могут осуществляться одним лицом, поскольку обратное нивелирует цели и задачи строительного контроля заказчика.

Вместе с тем в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в связи с чем по вопросу о наличии в действующем законодательстве Российской Федерации запрета на осуществление подрядчиком функций строительного контроля заказчика Заявитель вправе обратиться в адрес Минстроя России.

Контракт по 44-ФЗ: как указать срок выполнения работ?

Как в контракте на выполнение ремонтных работ прописать срок выполнения: 30 календарных дней или точную дату окончания этих работ (работаем по 44-ФЗ)?

Рекомендуем в контракте на выполнение ремонтных работ указать начальный и конечный срок выполнения работ. При этом срок и может быть указан как в календарных днях, так и точной датой.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Согласно требованиям Гражданского кодекса РФ договор может быть признан незаключенным ввиду несогласования его существенного условия (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 432 ГК РФ). В этом случае заказчик не сможет взыскать неустойку за нарушение условий договора.

Заключение договора на выполнение ремонтных работ регулируются нормами ГК РФ о подряде.

Начальный и конечный сроки признаются судами существенным условием договора подряда исходя из положений ст. 432, п. 1 ст. 708 ГК РФ.

Таким образом, сторонам следует указать в договоре оба срока, чтобы подписанный ими договор считался заключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Сроки устанавливаются по правилам ст. ст. 190, 191, 314 ГК РФ, и могут быть указаны как в календарных днях, так и точной датой.

«Работы, предусмотренные настоящим контрактом, должны быть выполнены в следующие сроки:

начало выполнения работ — не позднее «___» _________ 20_ г.,

или начальный срок выполнения работ – дата заключения контракта.

окончание выполнения работ — не позднее «____» _________ 20_ г.

или окончательный срок выполнения работ — тридцатый календарный день с даты заключения контракта».

Правоприменительная практика по данному вопросу:

Как происходит подписание и закрытие договора подряда по 44-ФЗ, и когда составляется дополнительное соглашение?

Договор подряда по 44-ФЗ – это контракт, по условиям которого победитель закупочной процедуры обязуется выполнить работы для нужд государственного или муниципального заказчика.

Алгоритм заключения договора подряда

Процедура исполнения договора состоит из трех основных этапов:

  1. Определение подрядчика.
  2. Заключение договора.
  3. Закрытие договора.

Публикация извещения о проведении закупки в ЕИС

Для выбора подрядчика госзаказчик составляет и публикует в ЕИС извещение о закупке одним из способов, предусмотренных 44-ФЗ (конкурс, аукцион и т. д.). Из подавших заявки участников определяется победитель, и составляется протокол с результатами процедуры.

Извещение о проведении очной процедуры публикуется не позднее, чем за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками, а при проведении электронной процедуры – за 15 дней, причем для электронного аукциона с начальной ценой до 3 млн рублей извещение допустимо размещать за 7 дней до окончания срока приема заявок.

В тексте извещения нужно указать:

  • контактные данные госзаказчика;
  • условия предлагаемого договора (кратко);
  • код закупки для поиска в ЕИС и на электронных площадках;
  • перечень ограничений для участников;
  • способ определения подрядчика;
  • порядок подачи заявок (включая срок окончания их приема);
  • порядок и сумма обеспечения.

Если проводится электронная процедура, то нужно также указать адрес ЭТП в интернете и список требуемых документов вместе с инструкцией по их заполнению. При заказе строительных, восстановительных или ремонтных работ к извещению прикладывается проектная документация за исключением заказа текущего ремонта, для которого достаточно дефектной ведомости или сметы.

Изменять извещение можно не позднее, чем за 5 дней до окончания срока приема заявок.

Порядок подписания и исполнения договора

После подписания протокола с результатами закупочной процедуры выбранный подрядчик подписывает договор в течение 10 дней, а в период с 10 по 20 день после публикации протокола договор подписывает заказчик, и он считается заключенным. Для электронной процедуры 10-дневные сроки сокращаются до 5-дневных.

Закрытие вступившего в силу договора происходит в следующем порядке:

  1. Подрядчик выполняет требуемые работы.
  2. Отчет об исполнении договора составляется и передается заказчику.
  3. Заказчик проводит экспертизу выполненной работы.
  4. Стороны подписывают акт приемки.
  5. Заказчик переводит оплату подрядчику.
  6. При наличии фактов нарушения договора виновная сторона выплачивает неустойку и возмещает убытки контрагенту.

Прием результатов работы и внесение оплаты можно разбить на несколько этапов – например, если предметом закупки одновременно являются проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию зданий.

Дополнительное соглашение

Дополнительное соглашение – это документ, вносящий изменения в условия договора после его подписания заказчиком и подрядчиком. После подписания соглашение является неразрывной частью договора. Чаще всего изменению подлежат цена договора и объем заказанных работ.

Заключение соглашения происходит в следующих случаях:

  • для внесения изменений в договор по соглашению сторон;
  • при изменении ситуации на рынке, которую нельзя было предвидеть;
  • при изменении объема финансирования госзакупки из бюджета;
  • если изменилось закупочное законодательство, касающееся существенных условий договора;
  • когда на стоимость работ значительно влияют возросшие тарифы на энергоносители.

Также условия договора изменяются добровольно по соглашению сторон, если в процессе исполнения многолетнего контракта появились улучшенные технологии выполнения нужных работ.

Соглашение оформляется в письменном виде в двух экземплярах (допустим электронный вариант). В тексте нужно привести:

  • дату и место подписания;
  • реквизиты договора и сторон;
  • список изменений и дополнений;
  • подписи сторон.

Если изменение условий требуется обосновать по 44-ФЗ (например, при изменении цены более, чем на 10%), то в тексте указываются соответствующие пункты и статьи 44-ФЗ.

Соглашение должно быть опубликовано в ЕИС в течение 3 рабочих дней после подписания сторонами.

Сопроводительное письмо

Подписанию окончательного варианта договора подряда может предшествовать длительный обмен документами между заказчиком и исполнителем, и для передачи важных сообщений и комментариев используется сопроводительное письмо.

Данный документ составляется в свободной форме в случаях:

  • возврата заявки;
  • определения подрядчика методом запроса предложений;
  • нарушения срока подписания договора;
  • передачи неверно заполненных документов.

Обмен сопроводительными письмами происходит не только при подписании договора, но и на промежуточных этапах его исполнения.

В письме должны содержаться следующие сведения:

  • реквизиты отправителя;
  • дата, номер письма и код закупки;
  • основной текст;
  • перечень прилагаемых документов;
  • данные контактного лица отправителя.

В основном тексте обычно содержится просьба рассмотреть документы и заметки к ним либо сообщить результат рассмотрения, также может быть напоминание о сроках и варианты решения возникших проблем.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ограничения принципа свободы договора при исполнении договоров подряда для государственных и муниципальных нужд в законодательстве о контрактной системе

В статье отражаются проблемные аспекты реализации принципа свободы договора при исполнении контрактов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд, заключенных соответсии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . Автор приходит к выводу о существенном ограничении данного принципа на стадии исполнения договорного обязательства, что противоречит нормам ГК РФ.

Скачать:

Вложение Размер
statya_svoboda_dogovora_salnikova.docx 69.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сальникова Ольга Владимировна,

заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Тюменского муниципального района, магистрант кафедры гражданского права и процесса Тюменского государственного университета

Ограничения принципа свободы договора при исполнении договоров подряда для государственных и муниципальных нужд в законодательстве о контрактной системе

Процесс исполнения обязательств сторон по государственному или муниципальному контракту является наиболее проблемной стадией закупочного цикла. На этой стадии продолжается тесное взаимодействие участников контрактной системы на основании заключенного между ними государственного контракта или муниципального контракта.

Рассмотрим некоторые коллизии Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) со специальным законодательством о контрактной системе в сфере закупок, возникающих при исполнении договоров подряда.

Статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) установлен общий порядок и особенности изменения условий контракта. В части 1 указанной статьи регламентировано, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных этим же Законом. При этом понятие «существенных условий» не раскрывается ни в этой норме, ни в какой-либо иной норме Закона № 44-ФЗ.

Полагаем, что это понятие должно применяться в том смысле, в каком оно дано в ГК РФ: существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 2 статьи 432 ГК РФ).

По юридическому значению условия договора (контракта) делятся на существенные, обычные и случайные. В соответствии с ГК РФ договор (контракт) считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.

Законодателем закреплены в ГК РФ такие существенные условия контракта на выполнение подрядных работ, как условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, условие о сроках ее начала и окончания, условие о размере и порядке финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательств сторон (часть 1 стати 766 ГК РФ).

Помимо этого, Закон № ФЗ-44 устанавливает свои требования к включению в контракт на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд некоторых условий, а именно:

  • требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам работ (пункт 1части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ);
  • требования к гарантийному сроку работы и (или) объему предоставления гарантии качества (часть 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ);
  • место выполнения работы (часть 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ);
  • условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (часть 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  • условие об ответственности заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  • условие о порядке и сроках оплаты работы, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (часть 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  • условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта — в случае, если контракт заключается с физическим лицом (часть 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
  • график исполнения контракта — если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей (часть 12 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).

Интересно, что в Законе № 44-ФЗ используется термин не «существенные условия», как в ГК РФ, а «обязательные условия». В связи с этим, возникает вопрос, являются ли такие условия существенными по смыслу статьи 432 ГК РФ, что вносит путаницу в и без того сложные правоотношения в сфере государственных и муниципальных закупок. Представляется оптимальным использование в Законе № 44-ФЗ терминологию ГК РФ, а именно статьи 432 ГК РФ, где говорится о «существенных» или «необходимых» условиях.

Итак, частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ перечисляет следующие случаи, когда допускается изменение существенных условий контракта:

Во-первых, (подпункт «а» пункта 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного контрагента – контрактом, допускается снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта. Аналогичная норма была предусмотрена частью 4.1 статьи Закона № 94-ФЗ;

В связи с тем, что деятельность большинства подрядчиков, как хозяйствующих субъектов и участников предпринимательской деятельности, направлена на получение прибыли, сложно привести примеры практического применения данной нормы, когда подрядчик добровольно выражает согласие на снижение цены заключенного контракта, как правило, установленной по итогам проведения торгов, т.е. уже с определенным коэффициентом снижения. В практике автора диссертации изменения в муниципальные контракты вносились по данному основанию только единожды: при допущенной технической ошибке при направлении победителю электронного аукциона проекта муниципального контракта.

Во-вторых, (подпункт «б» пункта 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ) изменение условий контракта – также, если оно предусмотрено извещением и документацией о закупке и (или) контрактом – допускается, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Как видим, подпункт «б» пункта 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ развивает положения частей 6, 6.5 статьи 9 Закона № 94-ФЗ, однако им не ограничивается число видов работ и услуг, по которым возможна закупка дополнительного объема.

Подробнее рассмотрим применение данной нормы к заключенным договорам подряда для государственных и муниципальных нужд после завершения обзора оснований внесения изменений в государственный (муниципальный) контракт.

В-третьих, пункты 2-4 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ развивают нормы частей 6.2, 6.3 статьи 9 Закона № 94-ФЗ относительно изменения долгосрочных контрактов, цена которых превышает установленные пределы, которые могут быть изменены по решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации в зависимости от того, осуществляется ли закупка для федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд. По новому закону эта возможность устанавливается для контрактов любого вида, а не только контрактов на выполнение работ, а предельные суммы не указываются в нормах, а должны быть определены Правительством РФ.

Отметим, что в условиях однолетнего планирования бюджета [1] данная норма вряд ли найдет существенное практическое применение государственными и муниципальными заказчиками, особенно на уровне субъекта РФ и муниципальном уровне.

В-четвертых, пункт 5 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, как и часть 6.4 статьи 9 Закона № 94-ФЗ, предусматривает изменение контракта в случае изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги, не давая, однако, перечня случаев, когда такое регулирование возможно (видимо, это должно исключить разночтения) и о пропорциональности изменения цены.

В-пятых, изменение существенных условий контракта предусмотрено для случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (пункт 6 части 1, части 2, 3 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

Практическое применение последней нормы также закона затруднено. Указания о том, что для подрядчика предложение заказчика обязательно в законе нет, и контрагент вполне может отказаться от согласования новых условий контракта, ссылаясь на принцип свободы договора, закрепленный в трех же части 2 статьи 1, статье 421 ГК РФ.

В-шестых, при исполнении контракта по согласованию заказчика с контрагентом допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (части 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

При этом законодатель не расшифровывает понятия улучшенных характеристик. В связи с этим можно сделать вывод, что заказчик самостоятельно определяет и согласовывает с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по контракту критерии улучшенных характеристик. В случае с поставкой товара для государственных (муниципальных) нужд такое основание для изменения контракта кажется вполне логичным. В случае выполнения подрядных работ возникает вопрос о квалификации и оценке технических и функциональных характеристик (потребительских свойств), являющихся улучшенными.

Представляется, что заказчик, а также службы технического надзора, должны быть готовыми на случай проверки контрольных органов обосновать, в связи с чем ими было определено, что работы являются «улучшенным» по сравнению с закупаемым согласно условиям контракта. Считаем, что законодатель должен более четко обосновать критерии «улучшенных» характеристик закупаемых работ, например, следующим образом. «Улучшенными характеристиками выполняемых работ по государственному или муниципальному контракту являются работы, выполнение которых не приводит к изменению общей цены контракта и (или) предмета контракта, которые предполагают применение более современных и (или) инновационных технологий производства работ на объекте по сравнению с технологиями, указанными в технической документации, а также предполагают, что объект, выполнение работ в отношении которого является предметом контракта, в результате выполнения таких работ будет иметь дополнительные функциональные, технологические, качественные характеристики, не предусмотренные технической документацией, в соответствии с которой заключен контракт».

Кроме того, во избежание злоупотреблений данной нормой со стороны заказчиков, предлагаем, что в согласовании применения улучшенных характеристик выполняемых работ, должны принимать участие независимые эксперты (экспертные организации), обладающие опытом работы в строительной сфере.

Особого рассмотрения требует подпункт «б» пункта 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которым законодатель дает право государственному или муниципальному заказчику увеличить (уменьшить) объем закупаемых работ пропорционально дополнительному объему работ исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта.

Фактически, особенно с учетом практики контрольных органов в сфере закупок в Тюменской области и разъяснений Министерства экономического развития РФ, данная норма оказывается в большинстве случаев неработающей при исполнении договора подряда для государственных (муниципальных) нужд по нижеизложенным причинам.

Важным вопросом, возникающим в практике работы государственных и муниципальных заказчиков является то, каким образом данная норма применяется при изменении объема выполняемых работ по строительству, капитальному ремонту, ремонту, реконструкции объектов капитального строительства? Что понимается под объемом строительных работ?

Письмом Минэкономразвития РФ от 09.01.2008 № Д04-3 [2] , применительно к нормам Закона № 94-ФЗ (в редакции от 08.11.2007), разъяснялась аналогичная норма и говорилось, что в случае выполнения строительных работ (комплексного производства работ), когда невозможно привести данные работы к единой единице объема, при определении дополнительного объема работ необходимо исходить из стоимости дополнительных работ по отношению к общей стоимости строительства, указанной в смете (статья 744 ГК РФ).

Возникает вопрос, актуальны ли данные разъяснения при действии Закона 44-ФЗ? То есть, если контрактом на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства предусмотрено выполнение 100 видов работ, из них в 10 видах работ объем увеличивается на 30%, но общее изменение цены контракта не превышает 10%, правомерны ли такие изменения?

Кроме того, при применении данной нормы определенные сложности у заказчика возникают при изменении контракта по видам работ.

Вправе ли заказчик увеличить объем работ не более чем на десять процентов, если изменение объема работ влечет за собой изменение территориальных единичных расценок?

Указанные выше вопросы были направлены муниципальным заказчиком в Министерство экономического развития РФ (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок) [5] .

В ответ было направлено письмо следующего содержания [6] .

«В случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на десять процентов исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на десять процентов.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Таким образом, в случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом № 44-ФЗ».

Исходя из данных разъяснений, можно сделать вывод, что при применении нормы, установленной подпунктом «б» пункта 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, у заказчика возникают формальные препятствия вследствие возникновения противоречия с действующими правилами определения сметной стоимости работ.

В случае если увеличение объема закупаемых работ влечет за собой изменение расценки (вида работ), как в приведенном выше примере с устройством натяжных потолков, заказчик обязан провести новую закупку. При этом вопрос о действиях заказчика в случае уменьшения объема работ, влекущих изменение расценок, до сих пор является неурегулированным.

Для устранения данного противоречия, с учетом разъяснений Министерство экономического развития РФ, предлагаем подпункт «б» пункта 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дополнить абзацем следующего содержания:

«При выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту объекта капитального строительства, иных видах подрядных работ, стоимость выполнения которых определяется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, при определении дополнительного объема работ необходимо исходить из стоимости дополнительных работ по отношению к общей стоимости строительства, указанной в смете)»

Императивному запрету, согласно Закону № 44-ФЗ, подлежит изменение сроков выполнения работ по договору подряда.

К такому же мнению пришла Д.С. Торосян, которая со своей стороны предложила «указать в Гражданском кодексе РФ и законе о подрядах для государственных и муниципальных нужд случаи возможного контракта на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд, если действующие технические нормы и правила запрещают выполнение работ по погодным и иным условиям, а также в случаях нарушения заказчиком своих обязательств по контракту, вызвавших задержку в выполнении работ. ». [7]

Автор диссертации поддерживает данную позицию с учетом сложившейся практики в процессе исполнения муниципальных контрактов.

Несмотря на наличие объективных фактов, препятствующих завершению работ в срок, установленный контрактом, муниципальный заказчик обязан начислить подрядчику соответствующую неустойку, и, в случае отказа в выплате неустойки, обратиться в арбитражный суд с иском, так как согласно части 9 статьи 34 сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Указанные споры уполномочены рассматривать лишь судебные органы, что, с учетом сроков рассмотрения, не соотносится принципами результативности и эффективности государственных и муниципальных закупок, закрепленных Законом № 44-ФЗ.

Отдельного внимания заслуживает так называемый «антикризисный» пакет изменений и подзаконных актов к Закону № 44-ФЗ, регламентирующих условия изменения государственного (муниципального) контакта [8] .

Согласно части 1.1. статьи 95 Закона № 44-ФЗ в 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу указанного Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.

Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году» [9] .

Указанное нормативный акт содержит ряд условий, которые должны быть выполнены заказчиком, чтобы он мог воспользоваться этой нормой.

Так, действие правового акта распространяется на контракты со сроком исполнения более 6 месяцев и исполнение которых завершается в 2015 г. Изменение условий контрактов допускается только в пределах доведенных заказчикам объемов финансового обеспечения, а изменение срока исполнения контракта осуществляется по соглашению сторон в пределах 2015 года.

Применительно к предмету исследования, предметом контракта должны являться:

а) выполнение работ для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, включенных в перечни, утверждаемые субъектами, строго поименованными в указанном пункте, за исключением работ, указанных в подпункте «б» нижеследующего пункта.

При этом цена контракта должна превышать 1 млн. рублей при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, размер, установленный высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, и составлять не более чем 5 млн. рублей в случае, если контракт заключен для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд по результатам проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;

б) строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства.

Основание для изменения контракта — направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 ГК РФ (изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств).

Изменение цены контракта рассчитывается по правилам, установленным указанным нормативным актом, с использованием индексов корректировки и прогнозного индекса-дефлятора. Индексы корректировки цен продукции из перечней ежемесячно должны утверждаться субъектами, установленными в пункте 13 указанного Постановления Правительства РФ.

Наиболее важно, что данным Постановлением Правительства РФ установлено ограничение, согласно которому, при изменении не может предусматриваться увеличение количества поставляемого товара, объема выполняемых работ или оказываемых услуг;

В части применения к договорам подряда, заключенных государственными и муниципальными заказчиками, данный нормативный акт применяется только к контрактам на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение объектов капитального строительства, а также иных работ, перечисленных в подпункте «б» пункта 3 данного Постановления.

Следовательно, по основаниям, установленным частью 1.1. статьи 95 Закона № 44-ФЗ невозможно внести изменения в государственный (муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту объекта капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения и т.д., что, по мнению автора, является упущением законодателя.

Постановление, вступившее в силу 18.03.2015., действует до 1 января 2016 г. При этом на уровне Тюменской области соответствующий подзаконный акт был принят только 17.11.2015 г. [10] , что фактически ограничило срок применения указанной нормы заказчиками Тюменской области до полутора месяцев.

Действие норм Закона № 44-ФЗ, которыми заказчику предоставляется право изменять существенные условия контракта в порядке, установленном Правительством, предлагается продлить на 2016 год. Соответствующий законопроект в настоящее время проходит общественное обсуждение [11] .

В связи с вышеизложенным, считаем необходимым дополнение подпункта «б» пункта 3 указанных Правил случаями выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту объектов капитального строительства, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту линейных сооружений, разработке проектной документации и выполнения инженерных изысканий.

Вернемся к положениям ГК об изменении условий договора. Статьи 450 и 451 ГК РФ предусматривают возможность изменения условий договора по соглашению сторон, по требованию одной из его сторон при существенном нарушении договора другой стороной, а также при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

Помимо этого, более специальные нормы ГК РФ об отдельных видах обязательств предусматривают возможность изменения условий договора, а также возможность одностороннего отказа от исполнения договора. В частности, в отношении подрядных работ для государственных или муниципальных нужд ГК РФ содержит норму, отсылающую в части изменения условий государственного (муниципального) контракта к специальному закону (часть 2 статьи 767 ГК РФ). Между тем, по мнению автора, данным законом является не Закон № 44-ФЗ, призванный регулировать отношения по определению подрядчика, а закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 ГК РФ), который до настоящего времени не принят.

Аналогичная позиция усматривается в отношении изменения цены контракта в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-кавказского округа, который признал ошибочным выводы судов двух инстанций о том, что в соответствии со статье 9 Закона № 94-ФЗ подрядчик не имел права требовать увеличения сметной стоимости строительных работ по государственному контракту [13] . При этом суд, указал, что в силу статьи 768 ГК РФ нормы специального Закона № 94-ФЗ подлежали применению к спорным правоотношениям только в части, не урегулированной ГК РФ. Следовательно, к отношениям по государственным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных нужд должны были применяться нормы § 3 главы 37 ГК РФ (о строительном подряде), в частности, положение пункта 3 статьи 744 ГК РФ, в соответствии с которым подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету.

Представляется интересным подойти к исследуемому вопросу еще с одной стороны и обратиться к Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей (часть 4 статьи 7.32 КоФП РФ).

Анализируя нормы Закона № 44-ФЗ можно сделать вывод, что перечень условий изменения цены государственного контракта, как в сторону увеличения, так и уменьшения, а также изменение иных его условий по соглашению сторон исчерпывающий. Тем самым определен перечень императивных норм, представляющих собой согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ обязательные для сторон правила, установленные законом, которым должен соответствовать государственный контракт. Ни при какой сложной ситуации, даже в сегодняшних сложившихся финансовых условиях в стране, сторонам государственного или муниципального контракта не предоставляется возможность изменить его условия по соглашению сторон. По нашему мнению, данной нормой Закон № 44-ФЗ существенным образом ограничивает принцип свободы договора, установленный частью 1 статьи 1 ГК РФ.

Например, во Франции, статьями 12-13,19 Кодекса государственного прокьюремента предусмотрена возможность продления срока действия государственного контракта за пределы согласованного периода. Такое условие должно быть предусмотрено в государственном контракте, поскольку требуется согласие контрагента. Документация о закупке должна содержать критерии, будут ли цены заявок фиксированные или могут быть сделаны ценовые корректировки с целью отражения изменений контракта (к повышению или понижению) в главных ценовых компонентах государственного контракта, таких, как рабочая сила, оборудование, материалы, топливо. Положения о ценовых корректировках обычно не требуются в простых государственных контрактах, касающихся поставок товаров или выполнения работ в течение года. Непредвиденные технические затруднения также могут являться причиной для изменения государственного контракта. Допускается увеличение или уменьшение объемов работ, порядка оплаты. Может меняться организация, заключающая государственный контракт.

Однако, во всех перечисленных случаях статья 19 Кодекса указывает, что изменения, вносимые в государственный контракт, не должны существенно менять его баланс и цель. Однако это условие не надо выполнять, если изменение вызвано непредвиденными техническими затруднениями [14] .

В Германии Положение о проведении торгов на размещение государственных заказов на строительные услуги (VOВ) регламентирует цены и сроки исполнения работ по государственному контракту [15] . Так в параграфе 15 рассматриваемого документа указывается, что заказы на работы размещаются по твердым ценам, а в тех случаях, когда при заключении долгосрочных государственных контрактов можно ожидать значительного изменения уровня основных цен, но неясно, когда или в каких масштабах такое изменение будет иметь место, в условиях проведения конкурса может быть предусмотрено соразмерное изменение вознаграждения. Возможные изменения цены государственного контракта должны быть подробно оговорены. Для исполнения работ должны устанавливаться достаточные сроки. Необычно короткие сроки могут быть предусмотрены только для работ особой срочности. Если для соблюдения сроков исполнения работ важным является передача чертежей или другой документации, то для передачи должен быть установлен отдельный срок.

На наш взгляд, положения Закона № 44-ФЗ не должны ограничивать возможность изменения условий государственного контракта: цены, объема и сроков оказываемых услуг (выполняемых работ, поставляемых товаров).

При рассмотрении данного вопроса Д.С. Торосян предлагала «дополнить статью 55 Закона № 94-ФЗ еще одним случаем размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика): «Если после размещения заказа и заключения контракта выявляются дополнительные виды работ, непосредственно связанные с выполняемыми, заказчик имеет право ввиду необходимости совместимости с выполненными работами, учитывая эффективность первоначально размещенного заказа с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика, ограниченный объем предполагаемых дополнительных видов работ по сравнению с первоначальными работами, разумность цены и непригодность работ, альтернативных рассматриваемым, осуществлять размещение заказа на дополнительные виды работ у единственного подрядчика. Чтобы избежать злоупотреблений со стороны заказчика, возможно в данной ситуации . заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные органы на осуществление контроля в сфере размещения заказов. К указанному уведомлению должна прилагаться копия документа, составленного. заказчиком, подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт. » [16]

Мы можем согласиться с мнением Д.С. Торосян, что приведенное выше предложение позволит сократить сроки размещения нового заказа и заключения нового государственного (муниципального) контракта. Однако, на наш взгляд, данное предложение не может быть включено статью 93 Закона №44-ФЗ, так как речь идет уже о заключенном государственном (муниципальном) контракте, в который необходимо внести соответствующие необходимые изменения по объему, цене и сроку работ, а указанная статья регламентирует заключение контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

На основании изложенного, в целях соблюдения принципа свободы договора, закрепленного ГК РФ, считаем необходимым предоставить государственному и муниципальному заказчику право внесения изменений в существенные условия государственного (муниципального) контракта в части цены контракта, объемов и сроков выполнения работ, в случаях, закрепленных гражданским законодательством.

При этом в целях недопущения злоупотреблений данной нормой со стороны заказчиков, предлагается использовать механизм, предложенный С.В. Карасевой – выделение в гражданском законодательстве (глава 9 ГК РФ), в том числе применительно к государственному и муниципальному контракту, самостоятельного вида письменной формы договора (сделки) — «письменная, согласованная с уполномоченным на то государственным органом» [17] .

Необходимо также предусмотреть административную ответственность в виде штрафных санкций, по аналогии с уже существующими санкциями за нарушение Закона № 44-ФЗ, для должностных лиц и сотрудников контрактной службы, которые обладают полномочиями согласования рассматриваемых действий, в случае согласования дополнительного объема услуг (работ, товаров), увеличения (уменьшения) цены или сроков оказываемых услуг (выполняемых работ, поставляемых товаров), в которых не было потребности.

Высказанное предложение, с одной стороны, дает возможность государственному (муниципальному) заказчику вести нормальную закупочную деятельность, опираясь на положения ГК РФ, регламентирующие взаимоотношения сторон по договорам подряда, с другой стороны, согласование таких действий с органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, будет предотвращать злоупотребление и коррупцию со стороны заказчиков.

[2] Письмо Минэкономразвития РФ от 09.01.2008 № Д04-3 / [Электронный ресурс]. — Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 15.12.2015).

[5] О Министерстве экономического развития Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437: по сост. на 02 ноября 2015 // Собрание законодательства РФ.- 16.06.2008.-№ 24.- Ст. 2867

[6] Письмо Минэкономразвития России от 18.08.2015 № Д28и-2497 / [Электронный ресурс]. — Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 15.12.2015)

[7] Торосян, Д.С. Гражданско-правовые основы регулирования подрядных работ для государственных

[8] Антикризисный план Правительства РФ // СПС КонсультантПлюс. 2015. [Электронный ресурс]. — Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 15.12.2015)

[9] Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году: Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 198: по сост. от 06 марта 2015 г. // Собрание законодательства РФ. -.2015.- № 11.- ст. 1604

[10] Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, в отношении которых допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), заключенными для обеспечения государственных нужд Тюменской области, срок исполнения которых завершается в 2015 году.: постановление Правительства Тюменской области от 17.11.2015 № 528-п: по сост. на 17.11.2015 [Электронный ресурс]. — Официальный портал органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyume№.ru, 19.11.2015. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 15.12.2015)

[12] При исследовании судебной практики приведены подходы, основанные на положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ. В связи с преемственностью правового регулирования подходы, основанные на номах 94-ФЗ, могут быть учтены при разрешении аналогичных спорных ситуаций, возникающих после перехода на контрактую систему.

[14] Ефремова, Н.Н. Международный опыт повышения эффективности государственных закупок и его использование в российской практике : диссертация . кандидата экономических наук : 08.00.14 / Ефремова Наталья Николаевна; [Место защиты: Дипломат. акад. МИД РФ].- Москва, 2010.- С. 42-45

[15] Балтутите, И.В. Гражданско-правовое регулирование заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.03 / Балтутите Иоланта Видмантовна; [Место защиты: Волгогр. гос. ун-т].- Волгоград, 2012.- с. 167

[16] Торосян, Д.С. Гражданско-правовые основы регулирования подрядных работ для государственных и муниципальных нужд : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.03 / Торосян Диана Сергеевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Краснодар, 2009.- с. 147

[17] К арасева, С.В.. Правовое регулирование размещения государственного заказа и исполнения договора на оказание услуг для государственных, муниципальных нужд : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.03 / Карасева Светлана Владимировна; [Место защиты: Моск. акад. экономики и права].- Москва, 2013. – С. 54

Статья написана по материалам сайтов: www.ascon-spb.ru, zakonguru.com, nsportal.ru.

«